Урок и презентация по биологии для 10-11 кл "Соединение костей. первая помощь при повреждениях ОДА"
Оценка 5

Урок и презентация по биологии для 10-11 кл "Соединение костей. первая помощь при повреждениях ОДА"

Оценка 5
Презентации учебные +1
doc
биология
9 кл—11 кл
25.02.2018
Урок и презентация по биологии для 10-11 кл "Соединение костей. первая помощь при повреждениях ОДА"
презентация ко второй части урока
Дидактический проект урока биологии в 11 классе.doc
Дидактический проект урока биологии в 11 классе «Соединение костей. Первая помощь при переломах и других травмах  ОДС» Оборудование: таблицы «Скелет человека», «Строение и виды костей, их  соединения», наборы костей на каждую парту, череп человека, суставы  лошади, модель сустава, самодельная таблица «Движения в суставах»,  дидактические карточки и схемы на каждом столе, оборудование для  оказания первой помощи при переломах, проектор. Тип урока – комбинированный Методы и приемы – беседа, работа с дидактическим материалом, работа в  группах и по парам, практическая работа, сообщения учащихся, решение  проблемных ситуаций, работа у доски, игровые моменты. Цели ­  Ученик должен уметь: быстро включаться в урок; знать и понимать термины,  процессы, свойства, связанные с ОДС; уметь применять ранее полученные  знания; уметь самостоятельно добывать знания и применять их; уметь делать  выводы; уметь связывать раннее полученные знания с новыми; уметь работать  с раздаточным материалом; уметь устанавливать зависимость характера  соединения костей отделов скелета от выполняемых функций; иметь понятие  о приспособляемости сустава к функции; уметь оказывать первую помощь  при переломах и других повреждениях ОДС; понимать основы помощи; знать  об ученых­медиках, работающих в области травматологии, об их успехах. Задачи урока­ выяснить, как соединяются кости между собой и в чем  проявляется взаимосвязь строения и функций этих соединений.                              ХОД УРОКА ВСУПЛЕНИЕ. Скелет   всегда   вызывал   особый   интерес   ученных,   философов, художников, поэтов. В «Послании к Дельвигу» А. Пушкин писал: …ему предмет необходимый был … скелет, предмет философам любезный, предмет приятный и полезный для глаз и сердца, слова нет. Общая масса скелета составляет от 1/7 до 1/5 массы тела человека. В его состав входит более 200 костей. Однако эта цифра весьма относительна: у детей в силу неполного окостенения костных фрагментов костей больше. Кости образованы костной тканью. Сопротивление кости на излом такое же, как меди, и в 10 раз больше, чем свинца. Кость выдерживает сжатие 10 кг/мм2 (аналогично чугуну). А предел прочности ребер на излом 110 кг/см2. Логическая цепочка.  На доске написано: работа для 2­х учеников у доски 1. ребра, грудина, позвонки, фаланги пальцев. 2. локтевая, лучевая, бедренная, тазовая 1. тазовые, лопатка, ребра, плечевая. 2. затылочная, теменная, лопатка, ребра Задание: указать лишнее в перечнях костей и объяснить принцип выбора. Тест по скелету (повторение пройденного материала) Учитель показывает на таблице кости, а уч­ся записывают их названия. (тест  прилагается) (после теста идет самооценивание и самопроверка) 1. ключица  2.бедренная кость  3.плюсна  4. Плечевая  5. Предплюсна.   6.локтевая  7 лобковая  8. Грудина  9. Пястье  10. Малая берцовая  11.  Крестец  12. Ребра  13.лучевая  14 фаланги пальцев  15 лопатка  16  кобчик  17 подвздошная  18 запястье  19 большая берцовая  20 лобная   21 теменная  22 затылочная  23 височная  24 нижняя челюсть  25  седалищная Проблемный вопрос. Андрей Везалий мог с закрытыми глазами определить и назвать косточки  кистей. Ну а мы с открытыми попробуем ответить на вопросы Скелет – это система костей, между которыми имеются соединения. Эти  соединения в разных местах скелета не одинаковы. В. – Возможно ли наличие в скелете человека костей, которые не сочленены с  другими костями? Если решение положительное, то назовите такую/такие  кости.  (учащиеся работают по парам). Ответ – коленная чашечка. Вопрос к классу Вызываются учащиеся и они делают разные движения. 1.Как можно объяснить возможность выполнения этих движений? 2.Какова здесь роль скелета и мышц? 3.Какое ещё необходимо условие, чтобы согнуть руку? (уч­ся делают свои предложения и ответ: подвижное соединение костей) Новая тема.  Введение в тему. ­Какие функции выполняет скелет? В связи с этими функциями скелета, в нем имеются три вида соединения  костей – неподвижное, полуподвижное и подвижное. Слайд 1­2­3 (уч­ся записывают вывод в тетрадь) Задачи урока­ выяснить, как соединяются кости между собой и в чем  проявляется взаимосвязь строения и функций этих соединений. Слайд 4­5  Учитель без примеров рассказывает о неподвижном соединении  костей. ­ Приведите примеры неподвижного соединения костей и их значение. (уч­ся  выходит к доске и на таблице показывает и отвечает на вопрос). вывод – неподвижное соединение костей необходимо для прочности и  защиты. (вывод записывают в тетрадь). Слайд6  Учитель показывает полуподвижное соединение костей и задает  вопрос – с чем связано такое соединение костей в позвоночнике? Все ли  отделы позвоночника имеют полуподвижное соединение костей? С чем это  связано? (уч­ся отвечают и делают вывод, который записывают в тетрадь) Вывод ­  крестцовый отдел имеет неподвижное соединение костей и это  связано с опорной и защитной функцией. Вопрос к классу­  А между позвонками какого отдела с полуподвижным соединением , степень  подвижности наименьшая? Почему? (ученик отвечает – грудной) Сообщение уч­ся Определение подвижного соединения Слайд 7  О возможности движения в суставах нам расскажет ………… Уч­ся по таблице показывает подвижное соединение  костей, находит на себе суставы и определяет какие движения в них возможны.  Создание проблемной ситуации Знаменитый анатом Лесгафт в своих лекциях показывал глубокую  взаимосвязь строения и функций в органах. Он говорил, что в таком органе,  как сустав, особенно отчетливо видно соответствия строения и функций. В С­Петербурге институт физкультуры носит его имя. Вопрос – Попробуйте в результате ознакомления с суставом сами установить  эту связь. Что для этого нужно? (уч­ся отвечают – выяснить строение, функции суставов, сопоставить и  сделать вывод) (индивидуальная работа в тетрадях) Учитель на модели показывает действие сустава и на слайде показывает его  строение, но не указывает функции частей сустава) (Уч­ся работают в группах, зарисовывают сустав и определяют функции и  взаимосвязь) Подведение итогов работы (Отчет о работе) Учитель добавляет – в организме 230 суставов. Это подлинный шедевр  инженерной мысли. Они сочетают достаточную простоту и компактность  конструкции с высокой прочностью. Функция, возложенная на сустав, диктует конструкцию. Виды суставов.  Слайд 8 Рассказ учителя Цилиндрический сустав: лучелоктевой. Блоковидный сустав: межфаланговые суставы кисти, плечелоктевой. Эллипсовидный сустав: лучезапястный. Седловидный   сустав:   запястно­пястный   сустав   большого   пальца (характерный   только   для   человека   и   обуславливает   противопоставление большого пальца кисти остальным) Шаровидный сустав: плечевой, тазобедренный. Плоский сустав: межзапястные, предплюсно­плюсневые суставы. Простые суставы  имеют две суставные поверхности,  сложные  более двух (локтевой сустав).  Комбинированные суставы  представляют собой 2 анатомически изолированных сустава,   которые   функционируют   совместно   (височно­нижечелюстные   суставы).   В комплексных суставах между сочленяющимися суставными концами имеются диски или мениски (коленный сустав). Закрепление  (беглый опрос, отвечают, делая выводы) 1. каково значение прочности костей для выполнения функции скелета?  От чего она зависит? 2. каково значение сравнительной легкости костей для функции одс? Как  она достигается? 3. почему тонкое строение костей рук у боксеров и пианиста  неодинаково? Лабиринт. Работа с картами. (работа в парах) (карта­лабиринт прилагается) Проверка карт. Конкурс «Эрудитов» (самообучение) (работают в группах по вариантам – 4 варианта. Затем по 1 ученику из  варианта задают вопрос классу и другие группы отвечают. Если не знают  или не правильно ответили, то вариант (задавший вопрос) исправляет или  отвечает сам. При этом учитель следит за ходом ответов и при  необходимости исправляет) I II 1. Каково   число   крестцовых 1. Каково   число   грудных позвонков? (4 – 5) позвонков? (12) 2. Какие   кости   ключевого   пояса вы знаете? (2 ключицы и 2 лопатки) 3. Назовите   органическое вещество кости. (оссеин) 2. Назовите   отделы   черепа. (мозговой, лицевой) 3. Как   называется   головка трубчатой кости? (эпифиз) 4. Какая   кость   у   человека   самая 4. Назовите   типы   костей. большая? (бедренная) 5. В названии какой части скелета географический   присутствует термин? (хребет) 6. Какая   кость   мозгового   отдела черепа   напоминает   о   полете? (крыловидная) 7. Какая часть скелета напоминает о неволе? (грудная клетка) III 1. Перечислите   кости   грудной клетки.  (грудина,   12   пар   ребе,   12 грудных позвонков) 2. Каково позвонков? (7)   число   шейных 3. Назовите структурную единицу кости. (остеон) 5. (трубчатые, плоские) Почему   1ый    шейный позвонок получил название атлант? В   какую   сумку   ничего 6. нельзя положить? (в суставную) 7. Название   каких   частей скелета   связаны   с   предметами хозяйственного обихода? (лопатка, молоточек, наковальня, стремечко, чашечка)     IV   ребер   у 1. Сколько человека? (12)   2. Назовите отделы позвоночника.  (шейный,   грудной, поясничный, крестцовый, копчик) Сколько ребер соединены 3. с грудиной? (10 пар) 4. Как называется тело трубчатой 4. Какие   кости   человека кости? (диафиз) 5. Название какого отдела скелета напоминает   предмет,   используемый при стирке, для мытья в бане? (таз) 6. В   лабиринтах   какой   части заблудиться?   можно черепа (решетчатая кость)   7. Какой   частью   скелета   можно «копать»? (лопатка) самые маленькие? (слуховые) 5. Какой   позвонок   в процессе   эволюции   утратил   свою часть,   а   какой   эту   часть   взял? (Атлант – ипистрофей) 6. Почему   часть   кистей имеют   название   запястье,   пястье? (в основе лежит слово «пять») 7. Есть   ли   в   черепе  (нижняя   подъязычная   кость, наковальня, подвижные   кости? челюсть, молоточек, стремечко) Подведение итогов. Проблемная ситуация. ­ Как объяснить, что, несмотря на высокую прочность костей и суставов  человека, они всё­таки могут быть повреждены? (уч­ся предлагают свои варианты) (учитель делает обобщение) Обобщение.  Слайд9­10 Прочность костей велика по отношению к нагрузке, которая приходится на  кость в ее естественном положении в организме. При ударе, падении, кость  может сломаться т.к. направление действующей на кость посторонней силы не соответствует расположению костных пластинок, придающих ей прочность.  (показываю срез кости) Строение суставов также приспособлено к выполнению определенных  движений и при неловких движениях, при падении, при ударе по суставу,  кости могут выйти из естественного положения. Это вывих. Вывод – главное в доврачебной помощи – придать неподвижность  поврежденным суставам, а для уменьшения боли – холод. (записывают вывод) Практическая работа. Слайды 11­18, Учитель – Я делаю, а вы комментируйте мои действия. ­Почему накладывают шину на 2 отдела, расположенных рядом с  поврежденным? ­ что надо делать в случае открытого перелома? ­ что надо сделать при подозрении на перелом позвоночника? (уч­ся комментируют действия учителя и отвечают на его вопросы) А теперь вы сами окажете первую помощь при травмах. (вызываются по 2  человека) ­у пострадавшего перелом плечевой кости, предплечья, ключицы). (ученики оказываю помощь и комментируют свои действия) Сообщения уч­ся Сообщение об Илизарове и его методе. (можно посмотреть фильм) Слайд 19 Изучение прочности костей, суставов, связок, упруговязких свойст мышц и  других тканей, важно для травматологии и ортопедии, для понимания  механизмов действия повреждающих факторов и предупреждения травм.  Значительный интерес представляет бионика для протезирования, являясь  основой конструирования протезно­ортопедических изделий. Основной элемент работы – механическая рука, требования к которой зависят от ее назначения. Но обязательным для механической руки является строгое  выполнение команд по программе, точность работы. Где взять аналог? Рука  человека. Она обладает 28 степенями подвижности, высокой  чувствительностью и другими достоинствами. Но сразу изготовить такую руку, оказалось непосильно. Тогда обратились к  животному миру и остановились на клешне рака. Теперь же уже и рука человека смоделирована. И не только рука. Сообщение уч­ся «Бионика и ОДС» Подведение итогов Мы с вами рассмотрели типы соединения костей, связь строения и функции в  суставах, принципы оказания первой помощи при повреждениях костей. (Если остается время, то можно поработать над вопросами их сборника задач  Л.Ю.Гамбург (стр. 30); 1600 задач, тестов и проверочных работ по биологии  (стр. 83 ­ №413, 414,и др). 413 Давление в суставной полости отрицательное. Какое это имеет биологическое значение?  (Способствует сближению суставных поверхностей) 414 Пояс верхних конечностей образован ключицами (их две) и лопатками (их две). Какие кости участвуют в образовании сустава между плечевым поясом и свободной конечностью? Что отличает этот сустав от большинства других суставов скелета? (Плечевой   сустав   –   между   лопаткой   и   плечевой   костью   –   отличается   большой подвижностью) 415 Толщина твердого вещества кости неодинаковая на разных ее частях. В каких местах она наибольшая? Какое это имеет биологическое значение? (В местах прикрепления сухожилий к костям) Д/З Групповое (в тех же группах, что работали на уроке). Вам необходимо  обсудить по 2 вопроса и к следующему уроку дать ответы на них. На столах у  вас карточки с д/з по группам (прилагаются). I 1. Если   бы   все   кости   скелета II 1. Рост   человека   –   величина соединялись   друг   с   другом неподвижно, человек был бы похож непостоянная. Он увеличивается до 25  лет, затем  примерно  до 60  лет на   каменное   изваяние.   Почти   все кости соединены черепа     остается   неизменным,   после   чего уменьшается   на   2­3   см.   Дайте неподвижно,   а   кости,   образующие грудную клетку, имеют подвижные аргументированное этому процессу.   объяснение сочленения. С чем это связано? 2. Какие   особенности   строения 2. Двое   учащихся   спорили.   Один утверждал, что кость – это сложный костной ткани использовались при сооружении   Эйфелевой   башни   и живой орган, а другой отрицал это. Кто из них прав и почему? мостов? Ответ поясните. III 1. Позвоночный столб человека IV 1. Каждый организм надо время от является   «столбом»   только   в первые месяцы жизни ребенка, а в времени   чистить,   а   человеческий сустав   не   нуждается   в   чистке   в дальнейшем он приобретает форму буквы  S.   Какие   могли   бы   быть течение всей жизни. Объясните, что способствует   безотказной   работе последствия, если бы позвоночник оставался «столбом» на всю жизни сустава. 2. Большая   берцовая   кость   в и   не   приобрел   функциональные изгибы? вертикальном   положении   может выдержать груз массой в 1500 кг., 2. В   теле   взрослого   человека имеется   206   костей,   а   в   теле хотя   ее   масса   только   0,2   кг.   не Объясните,   почему   кость, ребенка   300.   Возможно   ли   это? Дайте обоснованный ответ.  смотря   на   свою   легкость,   столь прочна.

Урок и презентация по биологии для 10-11 кл "Соединение костей. первая помощь при повреждениях ОДА"

Урок и презентация по биологии для 10-11 кл "Соединение костей. первая помощь при повреждениях ОДА"

Урок и презентация по биологии для 10-11 кл "Соединение костей. первая помощь при повреждениях ОДА"

Урок и презентация по биологии для 10-11 кл "Соединение костей. первая помощь при повреждениях ОДА"

Урок и презентация по биологии для 10-11 кл "Соединение костей. первая помощь при повреждениях ОДА"

Урок и презентация по биологии для 10-11 кл "Соединение костей. первая помощь при повреждениях ОДА"

Урок и презентация по биологии для 10-11 кл "Соединение костей. первая помощь при повреждениях ОДА"

Урок и презентация по биологии для 10-11 кл "Соединение костей. первая помощь при повреждениях ОДА"

Урок и презентация по биологии для 10-11 кл "Соединение костей. первая помощь при повреждениях ОДА"

Урок и презентация по биологии для 10-11 кл "Соединение костей. первая помощь при повреждениях ОДА"

Урок и презентация по биологии для 10-11 кл "Соединение костей. первая помощь при повреждениях ОДА"

Урок и презентация по биологии для 10-11 кл "Соединение костей. первая помощь при повреждениях ОДА"

Урок и презентация по биологии для 10-11 кл "Соединение костей. первая помощь при повреждениях ОДА"

Урок и презентация по биологии для 10-11 кл "Соединение костей. первая помощь при повреждениях ОДА"

Урок и презентация по биологии для 10-11 кл "Соединение костей. первая помощь при повреждениях ОДА"

Урок и презентация по биологии для 10-11 кл "Соединение костей. первая помощь при повреждениях ОДА"

Урок и презентация по биологии для 10-11 кл "Соединение костей. первая помощь при повреждениях ОДА"

Урок и презентация по биологии для 10-11 кл "Соединение костей. первая помощь при повреждениях ОДА"

Урок и презентация по биологии для 10-11 кл "Соединение костей. первая помощь при повреждениях ОДА"

Урок и презентация по биологии для 10-11 кл "Соединение костей. первая помощь при повреждениях ОДА"

Урок и презентация по биологии для 10-11 кл "Соединение костей. первая помощь при повреждениях ОДА"

Урок и презентация по биологии для 10-11 кл "Соединение костей. первая помощь при повреждениях ОДА"

Урок и презентация по биологии для 10-11 кл "Соединение костей. первая помощь при повреждениях ОДА"

Урок и презентация по биологии для 10-11 кл "Соединение костей. первая помощь при повреждениях ОДА"

Урок и презентация по биологии для 10-11 кл "Соединение костей. первая помощь при повреждениях ОДА"

Урок и презентация по биологии для 10-11 кл "Соединение костей. первая помощь при повреждениях ОДА"

Урок и презентация по биологии для 10-11 кл "Соединение костей. первая помощь при повреждениях ОДА"

Урок и презентация по биологии для 10-11 кл "Соединение костей. первая помощь при повреждениях ОДА"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2018