Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"
Оценка 5

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
биология
9 кл—11 кл
08.05.2017
Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"
Вся Вселенная пронизана ритмами. Уровень работоспособности, тесно связан с хронологическим типом личности, от которого зависит подъем интеллектуальной и физической активности. Изучение биологических ритмов человека позволяет выработать наиболее благоприятный режим труда и отдыха, способствует сохранению здоровья человека. Цель данной работы: выявить зависимость работоспособности школьников от хронологического типа личности. Задачи:  Знакомство с литературными источниками, посвящёнными данной проблеме;  Изучение хронологического типа школьников.  Определение зависимости особенностей памяти от висцеральных признаков суточного хронотипа.  Определение зависимости работоспособности от типа нервной системы  Выявление взаимосвязи работоспособности от хронологического типа личности. Этапы исследовательской работы: 1. Определение индивидуального биологического профиля учащихся с помощью теста 2. Определение зависимости особенностей памяти от суточного хронотипа учащихся. 3. Изучение работоспособности с использованием теппинг-теста. 4. Анализ и обобщение данных влияния биоритмов на работоспособность школьников.
работа. хронотип.doc
Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа  личности    Рудь Алина Григорьевна  Россия, Краснодарский край, Кущёвский район, станица Кисляковская,   Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 18,  11 класс Аннотация  Вся   Вселенная   пронизана   ритмами.   Уровень   работоспособности,   тесно   связан   с хронологическим типом личности, от которого зависит подъем интеллектуальной и физической активности. благоприятный режим труда и отдыха, способствует сохранению здоровья человека.   Изучение   биологических   ритмов   человека   позволяет   выработать   наиболее Цель   данной   работы:   выявить   зависимость   работоспособности   школьников   от хронологического типа личности.  Задачи:  Знакомство с литературными источниками, посвящёнными данной проблеме;  Изучение хронологического типа школьников.   Определение зависимости особенностей памяти от висцеральных признаков суточного  хронотипа.  Определение зависимости работоспособности от типа нервной системы  Выявление взаимосвязи работоспособности от хронологического типа личности. Этапы исследовательской работы:  1. Определение индивидуального биологического профиля учащихся с помощью теста  2. Определение зависимости особенностей памяти от суточного хронотипа учащихся. 3. Изучение работоспособности с использованием теппинг­теста. 4. Анализ и обобщение данных влияния биоритмов на работоспособность школьников.  Результаты исследовательской работы: 1. Существует зависимость такой психофизиологической характеристики, как память, от индивидуальных признаков хронологического типа личности. 2. Характер изменения работоспособности связан с внутренними биологическими ритмами подростков. 3. Суточная   периодичность   функций   обеспечивает   приспособление   организма   к окружающей среде. 4. Используя     рекомендации,   можно   заранее   подготовить   организм   к   деятельности,   к изменениям внешней среды. Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа  личности    Рудь Алина Григорьевна  Россия, Краснодарский край, Кущёвский район, станица Кисляковская,   Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 18,  11 класс Краткая аннотация  Вся   Вселенная   пронизана   ритмами.   Уровень   работоспособности,   тесно   связан   с хронологическим типом личности, от которого зависит подъем интеллектуальной и физической активности.  Данная   тема  актуальна,  так   как   изучение   биологических   ритмов   человека позволяет выработать наиболее благоприятный режим труда и отдыха, способствует сохранению здоровья человека. Я убеждена что знание и учет биоритмов может помочь повысить активность и работоспособность учащихся в процессе учебной деятельности. Благодаря приспособлению к ритмически   изменяющимся   условиям   внешней   среды   в   организме   человека   происходит физиологическая   подготовка   к   активной   деятельности.   На   основании   проведённых исследований я пришла к следующим выводам: 1. 2. Существует   зависимость   такой   психофизиологической   характеристики,   как память, от индивидуальных признаков хронологического типа личности. Характер   изменения   работоспособности   связан   с   внутренними   биологическими ритмами     подростков. 3. Суточная   периодичность   функций   обеспечивает   приспособление   организма   к окружающей среде. 4. Используя   соответствующие   рекомендации,   можно   заранее   подготовить   организм   к деятельности, к изменениям внешней среды. Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа  личности    Рудь Алина Григорьевна  Россия, Краснодарский край, Кущёвский район, станица Кисляковская,   Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 18,  11 класс План исследования Вся   Вселенная   пронизана   ритмами.   Уровень   работоспособности,   тесно   связан   с хронологическим типом личности, от которого зависит подъем интеллектуальной и физической активности.  Изучение   биологических   ритмов   человека   позволяет   выработать   наиболее благоприятный  режим  труда и отдыха, способствует сохранению здоровья человека. Данная тема  актуальна,  так   как   изучение   биологических   ритмов   человека   позволяет   выработать наиболее благоприятный режим труда и отдыха, способствует сохранению здоровья человека. Я убеждена что знание и учет биоритмов может помочь повысить активность и работоспособность учащихся   в   процессе   учебной   деятельности.  Благодаря   приспособлению   к   ритмически изменяющимся  условиям   внешней   среды   в  организме  человека  происходит  физиологическая подготовка к активной деятельности  Цель   данной   работы:   выявить   зависимость   работоспособности   школьников   от хронологического типа личности.  Задачи:  Знакомство с литературными источниками, посвящёнными данной проблеме;  Изучение хронологического типа школьников.   Определение зависимости особенностей памяти от висцеральных признаков суточного  хронотипа.  Определение зависимости работоспособности от типа нервной системы  Выявление взаимосвязи работоспособности от хронологического типа личности. Этапы исследовательской работы:  1. Определение индивидуального биологического профиля учащихся с помощью теста  2.Определение зависимости особенностей памяти от суточного хронотипа учащихся. 3.Изучение работоспособности с использованием теппинг­теста. 4.Анализ и обобщение данных влияния биоритмов на работоспособность школьников.   Результаты исследовательской работы: 1. Существует зависимость  такой психофизиологической  характеристики,  как память, от индивидуальных признаков хронологического типа личности. 2.Характер изменения работоспособности связан с внутренними биологическими ритмами подростков. 3. Суточная периодичность функций обеспечивает приспособление организма к окружающей среде. 4.   Используя     рекомендации,   можно   заранее   подготовить   организм   к   деятельности,   к изменениям внешней среды. Всероссийская научная конференция молодых исследователей  «Шаг в будущее» Название работы:  Зависимость работоспособности учащихся  от хронологического типа личности             Россия Краснодарский край Кущёвский район   станица Кисляковская Выполнена:    Рудь Алиной Григорьевной   МОУ СОШ № 18   ученицей 11 класса        Научный руководитель: Фоменко Е.В.,  учитель биологии,  химии  МОУ СОШ № 18 2010 год Содержание Введение…………………………………………………………………………...3 1. Обзор литературы. 1.1. Классификация  и значение биоритмов……………………………  5 1.2.  Характеристика хронологических типов человека………………   7 1.3. Биоритмы и работоспособность человека…………………………   8 2.  Изучение зависимости работоспособности человека от хронологического     типа личности     2.1. Организация и методы исследования. …………………………………  10    2.2.  Определение индивидуального биологического профиля             учащихся  ………………………………………………………………… 10    2.3. Определение зависимости особенностей памяти от висцеральных              признаков суточного хронотипа личности……………………………… 10    2.4. Изучение характера работоспособности с использованием тэппинг­       теста……………………………………………………………………  12 2.5. Выявление зависимости работоспособности от суточного              хронотипа………………………………………………………………………… 14 3. Рекомендации для повышения работоспособности учащихся с различными    хронологическими типами личности…………………………………..……  16 Заключение………………………………………………………………………  18 Список используемой литературы…………………………………………..…. 19 Приложение……………………………………………………………………… 20   Введение      Вся Вселенная пронизана ритмами. Начиная от вращения планет Солнечной системы и кончая   ритмическими   делениями   клетки   –   все   подчинено   закону   колебательного   движения, ритмичности.   Все   живые   организмы   от   простейших   одноклеточных   до   таких   высокоорганизованных, как человек, обладают биологическими ритмами, которые проявляются в периодическом изменении жизнедеятельности и, как самые точные часы, отмеряют время.  Биологическим ритмам отведена непростая роль программы, отвечающей за слаженную работу всех органов и систем в организме. С помощью биоритмов организм может работать максимально эффективно, с минимальной затратой ресурсов на эту работу. Наука, изучающая циклические биологические процессы называется биоритмологией.  Уровень работоспособности, тесно связан с хронологическим типом личности, от которого зависит подъем интеллектуальной и физической активности.   Биоритмы являются основой рациональной регламентации всего жизненного распорядка человека, так как высокая работоспособность и хорошее самочувствие могут быть достигнуты только в том случае, если соблюдается более или менее постоянный распорядок дня. А так как темпы научно­технического прогресса сейчас приобретают стремительный характер и предъявляют серьезные требования к человеку, нам кажется, проблема актуальности биоритмов является сегодня самой важнейшей.  Бездумное отношение человека к самому себе, как и к окружающей   природе,   часто   является   следствием   незнания   биологических   законов, эволюционных предпосылок, адаптивных возможностей человека и и т.п.. Наука   накапливает   все   больше   и   больше   фактов,   свидетельствующих   о   важной   роли биологических   ритмов   человека     для   нормального   функционирования   организма.   Чтобы сохранить здоровье человека, всесторонне и гармонично развивать его физические и духовные качества, необходима не только настойчивая и плодотворная научно­исследовательская работа, но   и   большая   просветительская   работа.   Данная   тема  актуальна,  так   как   изучение биологических ритмов человека позволяет выработать наиболее благоприятный режим труда и отдыха, способствует сохранению здоровья человека. Я убеждена что знание и учет биоритмов может   помочь   повысить   активность   и   работоспособность   учащихся   в   процессе   учебной деятельности. Цель   данной   работы  —   выявить   зависимость   работоспособности   школьников   от хронологического типа личности.  Задачи:  Знакомство с литературными источниками, посвящёнными данной проблеме;  Изучение хронологического типа школьников;   Определение  зависимости особенностей памяти от висцеральных признаков суточного хронотипа;  Определение зависимости работоспособности от типа нервной системы;  Выявление взаимосвязи работоспособности и хронологического типа личности; Этапы исследовательской работы:  1. Определение индивидуального биологического профиля учащихся. 2. Исследование типа нервной системы. 3. Установление взаимосвязи работоспособности и хронологического типа школьников. 1. 1. Классификация и значение биоритмов. 1. Обзор литературы. Идея   ритмического   течения   процессов   в   природе   и   человеческой   жизнедеятельности имела  приверженцев   еще в  самый  ранний  период  развития  естествознания.  В IV  в. до  н. э. гениальный мыслитель древности Аристотель писал: «Продолжительность всех этих явлений, и беременности, и развития, и жизни совершенно естественно измерять периодами. Я называю   периодами   день   и   ночь,   год   и   времена,   измеряемые   ими;   месяц, кроме того, лунные периоды…». Итак, одним из условий существования живых систем является свойственная   живой   материи   ритмичность.   Она   способствует   гармоничному   согласованию разных ритмических биологических процессов и обеспечивает нормальную жизнедеятельность целостного . адаптивное организма, значение имеет           важное   Биологические   ритмы   описаны   на   всех   уровнях   —   начиная   от   простейших   биологических   реакций   в   клетке   и   кончая   сложными   поведенческими   реакциями.   Таким образом,   живой   организм   является   совокупностью   многочисленных   ритмов   с   разными характеристиками. Биологические ритмы или биоритмы  –  это  более  или  менее  регулярные изменения характера   и   интенсивности   биологических   процессов.     Способность   к   таким   изменениям жизнедеятельности   передается   по   наследству   и     обнаружена   практически     у     всех     живых организмов.            Основными параметрами биоритмов являются такие показатели: период — время между двумя   одноименными   точками   в   волнообразно   изменяющемся   процессе.   Акрофаза   —   точка времени в периоде, когда отмечается максимальное значение исследуемого параметра. Мезор — уровень   среднего   значения   показателей   изучаемого   процесса.   Амплитуда   —   величина отклонения исследуемого показателя в обе стороны от средней величины.  Существует различный подход к классификации биоритмов:   по их собственным характеристикам, таким как период; по   уровню   организации   биосистем:   клеточные,   органные,   организменные, популяционные;   по роду процесса, порождающего ритм; по функции, которую выполняет ритм.  По колебаниям диапазона периодов различают:   Ритмы   высокой   частоты:   от   доли   секунды   до   30   мин.   Они   протекают   на молекулярном   уровне,   проявляются   на   ЭЭГ,   ЭКГ,   регистрируются   при   дыхании, перистальтике кишечника и др.  Ритмы средней частоты: от 30 мин до 28 ч, включая ультрадианные и циркадные, продолжительностью до 20 ч и 20 – 23 ч, соответственно.  Мезоритмы: инфрадианные и циркасептанные — около 7 суток, продолжительностью 28 ч и 6 дней, соответственно.  Макроритмы с периодом от 20 дней до 1 года.  Мегаритмы с периодом 10 лет и более. По форме условно выделяют следующие виды физиологических колебаний: импульсные, синусоидальные, релаксационные, смешанные.  По степени зависимости от внешних условий:  Экзогенные­ биологические ритмы, отражающие воздействия внешней   среды и  зависящие от физического состояния организма.  Эндогенные­ биологические ритмы, связанные с внутренними процессами в  организме и зависящие от природных условий.  Ритмы промежуточного характера.   Из   всего   разнообразия   биоритмических   процессов,   протекающих   в   человеческом организме,   наибольшее   значение   для   человека   имеют   три:   физический,   интеллектуальный   и эмоциональный. Создана теория биоритмов, которая в простейшей форме устанавливает, что от рождения и до смерти каждый из нас подвержен влиянию этих трех циклических процессов. Физический цикл. Длится 23 дня и влияет в основном на широкий диапазон физических факторов:   силу,   сопротивляемость   организма   болезням,   хорошее   физическое   самочувствие, физиологические процессы, протекающие в организме. Эмоциональный   цикл.   Длится   28   дней   и   управляет   творчеством,   психическим здоровьем, мышлением и восприятием окружающего мира. Интеллектуальный   цикл.   Длится   33   дня   и   регулирует   функции   мышления,   память, восприимчивость к знаниям. В каждом из трех циклов первая половина является благоприятной для человека, вторая неблагоприятной.   В   первой   половине   физического   цикла   (11,5   дня)   физические   функции человека усилены, и это самое подходящее время, для того чтобы заниматься спортом, трудной физической   работой   и   любыми   делами,   требующими   физического   напряжения.   Во   второй половине   цикла   (11,5   дней)   наступает   время   некоторого   спада   физической   активности, выносливость и тонус организма снижаются.          В положительной фазе эмоционального цикла (первые 14 дней) человек оптимистичен, уверен в своих силах и возможностях, весел и бодр. Во второй фазе (последующие 14 дней) настроение   его   несколько   снижается,   появляются   апатия,   пессимистическое   отношение   к окружающему.           Интеллектуальный цикл продолжается 33 дня. В первые 16,5 дня (положительная фаза) человеку легче даются научные изыскания, повышен творческий настрой. Во вторые 16,5 дня (отрицательная   фаза)   это   состояние   часто   сменяется   упадок   творческого   настроения   мозг становится менее восприимчивым к принятию и переработке новой информации.       Согласно теории биоритмов, для каждого цикла существуют критические дни (когда кривая каждого   цикла,   представляемая   в   виде   синусоиды,   проходит   через   «нулевую   точку», положительная половина цикла сменяется отрицательной и наоборот). Для физического цикла критическими   днями   являются   1­й   и   12­й   дни,   эмоционального   1­й   и   15­й,   для интеллектуального 1­й и 17­й дни. В   результате   сочетание   этих   ритмов   по   фазам   неповторимо.   Нечасто   случается полностью «счастливые»  или  полностью «несчастливые»  дни. Одни из  них бывают получше, другие   хуже,   множества   дней   неотличимо   друг   от   друга.   Но   тем   не   менее   каждый   день представлен комбинацией трех основных ритмов. Знание суточных биоритмов необходимо при лечении   больных   для   определения   нарушений   периодичности   функционирования   отдельных органов   в   организме   человека,  для   устранения   ряда   заболеваний   нервной   системы,   для нормализации   ночного   сна.   Большое   значение   знание   биоритмов   имеет   при   работе   на космических кораблях, подводных лодках, полярных станциях, где нет регулярной смены дня и ночи, а также для оптимальной организации режима труда и отдыха. 1. 2. Характеристика  хронологических типов человека Основная   характеристика,   которую   описывает   хронотип,   –   это   уровень работоспособности, который и позволяет разделить людей на утренний (жаворонок), дневной (голубь)  и  вечерний   (сова)  типы.   Для   каждого   из   этих   типов   подъем   интеллектуальной   и физической активности наступает в соответствующее  время.    Жаворонки в 6­7 утра уже на ногах, продуктивно работают примерно до обеда, а в 21­ 22 часа – уже сладко спят.    Совы – с утра их  не разбудишь, до обеда это достаточно вялые и медлительные люди, зато   вечером   энергия   бьет   из   них   настоящим   фонтаном,   спать   ложатся   далеко   за   полночь. Представители  этого типа людей  наиболее  эффективно работают в вечернее и даже  ночное время. "Совы",   и   "жаворонки"   работают   значительно   легче   и   быстрее   именно   на   гребне функциональной волны.     Голуби   или   Аритмики  встают   чуть   позже   жаворонков,   весь   день   очень   активно трудятся, ложатся спать около 23 часов. Они легко приспосабливаются к любому режиму труда, то есть хорошо работают в любое время суток, когда это требуется. По статистике в мире примерно 40% сов, 25% жаворонков, остальные голуби. Однако тех, кто может назвать себя чистой совой или чистым голубем всего около 3%, причем среди женщин гораздо больше чистых типов, чем среди мужчин. Ну а большинство людей относятся к смешанным типам.  Систематические   исследования   изменений   работоспособности   в   течение   суток   в условиях работы или лабораторных тестах позволили выявить значительные вариации не только одного человека к другому, но также в зависимости от возникающих потребностей. Исходя из сказанного, возможно, следовало бы самую трудную и ответственную работу выполнять в периоды естественного подъема работоспособности, оставляя для других, менее важных дел, остальное время относительно низкой работоспособности.   В   организме   человека   имеются   беспредельные   возможности   для   компенсации функций. снижения или   иных     временного   тех     Следует   иметь   в   виду,   что   естественный   ритм   жизнедеятельности   организма обусловлен  не только его внутренними факторами, но и внешними  условиями  (экзогенными ритмами).   Например,   для   спортсмена   одним   из   условий   компенсации   снижения   физических возможностей   во   время   отрицательного   периода   физического   цикла   является   тренировка, распределение   ее   во   времени   и   чередование   с   отдыхом. относится не только к спортсменам, но и к людям любой специальности, а также к школьникам.   Это   же   1. 3. Биоритмы и работоспособность человека В настоящее время установлено, что свыше трехсот процессов, протекающих в организме человека,   подчинены   суточному   ритму.   Печень   выделяет   наибольшее   количество   желчи, необходимой   для   переваривания   белков   и   жиров,   в   течение   первой   половины   дня.   Значит, суточная   норма  этих пищевых веществ должна быть получена преимущественно в утренние и дневные часы. Вместе с тем, во второй половине дня печень начинает перерабатывать и усваивать сахара, происходит накопление гликогена и воды.  Таким   образом,   в   послеобеденные   и   вечерние   часы   разумно   есть   пищу,  содержащую преимущественно углеводы, и в меньшем объеме, чем в первую  половину дня. Суточные ритмы некоторых   функций   (температура   тела,   мышечная   сила),   показатели   сердечно­сосудистой   и дыхательной   систем,   скорость   сенсорно­моторных   реакций   ­   наименьшие   в   ночное   время. Биологические   ритмы   образуются   не   все   сразу.   Выяснено,   что   человек  рождается,   уже   имея околосуточные   и   годовые   ритмы,   затем   постепенно  формируются   и   другие   ритмы.   На   них оказывают влияние ряд факторов внешней среды (освещение, температура воздуха, атмосферное давление), а  также и социальные факторы. Аналогичную динамику имеет и работоспособность (физическая и умственная) человека.  Работоспособность   –   это   предельные   функциональные   возможности   человека   в выполнении   определенной   работы.   Она   определяется   множеством   внутренних   и   внешних факторов, в том числе биологическими ритмами. В пределах дня работоспособность не является постоянной величиной. Работоспособность можно классифицировать как суточную, недельную, годовую.   Суточная   работоспособность   характеризуется   поиском   организмом   наиболее экономичного для работы уровня. I.  Первый уровень ­ фаза врабатывания. II.   Второй   уровень   ­   фаза   максимальной   работоспособности,   или   пика (положительные изменения высшей нервной деятельности коррелируют с показателями других физиологических систем). III.Третий   уровень   ­   фаза   падения   работоспособности   (регистрируется   дисбаланс возбудительного и тормозного процесса (двигательное беспокойство) над активным внутренним торможением). Помимо   суточной   периодики   физиологических   функций   и   психофизиологических показателей, в том числе работоспособности, отчетливо выражено их недельное изменение. В   понедельник  регистрируются   низкие   показатели   умственной   работоспособности, увеличенный латентный период зрительной и слухомоторной реакции. Во  вторник и среду  людям свойствен  не только более  высокий  уровень показателей умственной и мышечной работоспособности, но и большая их устойчивость. Четверг   и   пятница  в   большинстве   случаев   оказываются   днями   сниженной работоспособности и наименьшей ее устойчивости. В   Субботу  иногда   наблюдается   повышение   положительной   эмоциональной настроенности   в  связи  с   предстоящим   днем   отдыха.   Организм,   несмотря   на   утомление, мобилизует   все   имеющиеся   у   него   ресурсы,   что   выражается   в   относительном   подъеме умственной работоспособности ­ явление так называемого конечного порыва. 2.  Влияние биоритмов на работоспособность учащихся. 2.1. Организация и методы исследования.      Нашу исследовательскую работу мы проводили в школе в 8 классе, в котором обучается 20 учащихся. Все ученики  принимали участие в исследовательской работе. Исследование велось методами наблюдения, тестирования в течении 1 месяца.      Работу проводили поэтапно:      1 этап – Определение индивидуального биологического профиля  с помощью теста 2 этап – Определение зависимости особенностей памяти от суточного хронотипа           учащихся.   3 этап – Изучение работоспособности с использованием теппинг­теста.   4 этап – Анализ и обобщение влияния биоритмов на работоспособность учащихся. 2.2. Определение индивидуального биологического профиля учащихся. Для   определения   хронотипа   учащихся   мы   применили   метод   тестирования   ­   тест   для определения индивидуального биологического профиля (Приложение 1) При помощи теста нами выявлено следующее: в 8 классе (8 девочек и 12 мальчиков) 50 % «совы», 50 % «голуби». Согласно проведённым исследованиям можно придти к выводу, что в группе   испытуемых   отсутствуют   учащиеся   с   хронологическим   типом   «Жаворонки». Соотношение учащихся с хронологическим типом «Аритмики» и «Совы» составляет 1:1.  Это наглядно представлено на диаграмме – 1: 2.3  Определение зависимости особенностей памяти от висцеральных признаков  суточного хронотипа учащихся ПАМЯТЬ —   познавательный   процесс,   обеспечивающий   запечатление,   хранение и воспроизведение   опыта.   Этот   процесс   является   неотъемлемой   частью   любого   вида деятельности. Мы поставили исследовательскую задачу: проанализировать, существует ли зависимость такой психофизиологической характеристики, как память,     от индивидуальных висцеральных признаков хронотипа подростков. Исследование проводили в два этапа. I этап – первый урок (начало занятий в 8 ч 00 мин), II этап ­ последний, шестой урок (конец занятий – 13 ч 20 мин) (Приложение 2). В результате проделанных исследований  получили следующее: Таблица ­ 1. Результаты определения кратковременной памяти у группы «Сов» № Фамилия, имя испытуемого Коэффициент объема  памяти /Пк/ (I этап) Коэффициент объема  памяти /Пк/ (II этап) Улучшение результатов 1 Александровская  Екатерина 2 Алиева Аида  3 Денисенко Артем 4 Денисенко Евгений 5 Дрокин Александр  6 Пазий Анна  7 Погорелая Карина 8 Рец Виталий 9 Сулиева Наргуля  10 Фесечко Дмитрий  4 5 3 6 7 4 3 6 5 4 6 8 6 7 8 8 6 9 7 6 + + + + + + + + + + Таблица ­ 3. Результаты определения кратковременной памяти у группы «Аритмиков» № Фамилия, имя испытуемого Коэффициент объема  памяти /Пк/ (I этап) Коэффициент объема  памяти /Пк/ (II этап) Улучшение результатов 1 Алиев Жумали 2 Бондаренко Владислав  3 Игнатенко Владимир 4 Коломиец Елена 5 Махмудова Халима  6 Сулиев Ибрагим 7 Сулиев Хукумьдар 8 Хуснутдинов Антон 9 Шостова Вероника 10 Ярошенко Евгений 5 4 7 6 5 5 4 6 7 4 5 7 9 8 7 7 6 7 8 6 Без изменений + + + + + + + + + Таким образом, мы видим, что у 100 %   «Сов»  и  у 90%   «Аритмиков» наблюдается улучшение   результатов   объёма   кратковременной   памяти.   И   только   у   10%   «Аритмиков» изменений   не   наблюдается.   Это   подтверждает   индивидуальный   биологический   ритм обследуемых, а значит пониженную работоспособность в утренние часы.   Наглядно полученные данные представлены на диаграмме – 2 Учащиеся 8 класса к концу последнего урока должны наоборот уставать, а показатели объёма кратковременной памяти снижаться. В нашем случае мы этого не наблюдаем. Следует придти   к   выводу   о   том,   что   на   показатели   кратковременной   памяти   влияют   особенности хронологического   типа   личности.   Поэтому,   учитывая   исследуемый   психофизиологический показатель, можно дать рекомендации о том, что испытуемым предпочтительнее заниматься во вторую смену, или наиболее трудные предметы рекомендуется вставлять в расписание к концу смены. 2.4  Изучение характера работоспособности с использованием тэппинг­теста Для изучения характера работоспособности были сформированы две группы испытуемых: «Аритмики»   и   «Совы».     Определить   характер   работоспособности   испытуемых   возможно   с применением тэппинг­теста. (Приложение 3).  Исследование проводили в два этапа. I этап – первый урок (начало занятий в 8 ч 00 мин), II этап ­ последний шестой урок (конец занятий – 13ч 20 мин).Результаты исследования приведены в  таблице  3  и  4 (Приложение  4).  Полученные  данные  обработаны  и  наглядно представлены графически: Показатели работоспособности в контрольной группе «Совы»: Показатели работоспособности в контрольной группе «Аритмики»              Важно заметить, что биологические ритмы, а, следовательно, и работоспособность не у всех людей абсолютно одинаковы.    «Аритмики» ­ без заметных колебаний работоспособны в течение   дня.   Они   характеризуются   двухвершинной   кривой   динамики   работоспособности: первый пик имеет место примерно в 10­11 часов пополудни, к 14­15 часам работоспособность снижается, а к 17­18 часам вновь повышается, снижаясь к вечеру. «Совы» наиболее продуктивно работают в вечерние часы.  Волнообразный характер изменения работоспособности в процессе уроков связан, как нам кажется, с внутренними биологическими ритмами детей. Следовательно, можно сделать вывод:   что   основной   задачей   преподавателей   является   правильный   подбор   соразмерности параметров «волн» с возможностями учащихся. 2.5. Выявление зависимости работоспособности от суточного хронотипа учащихся Результаты   исследовательской   работы   демонстрируют   то,   что     лучшие   показатели работоспособности принадлежат исследуемым с биологическим профилем «аритмики». Потому что   они   быстро   достигают   высокого   уровня   работоспособности   в   утренние   часы,   обладая высоким тонусом в первой половине дня и снижением физиологических показателей в вечернее время.   А   из   этого   следует   —   биологические   ритмы   оказывают   положительное   влияние   на физическую   работоспособность   детей     школьного   возраста,   занимающихся   в   I   смену   и относящихся к биологическому типу «аритмик». На детей с биотипом «сова» биологические ритмы оказывают отрицательное воздействие, что также видно из полученных результатов. Им было бы предпочтительней заниматься во вторую смену. Если   в   одном   классе   одновременно   будут   обучаться   учащиеся   с   различными биоритмологическим   хронотипом,   то   эффективность   усвоения   материала   ими   будет десинхронной.   Было   бы   целесообразно   в   плане   лучшего   усвоения   материала   и   сохранения здоровья   формировать   учебные   классы   по   индивидуальному   суточному   хронотипу   или учитывать эту особенность при составлении расписания учебной нагрузки. Для «Сов», которые проявляют   наибольшую   активность     на   последних   уроках   можно   рекомендовать   предметы естественно­ математического  цикла, а в первой половине учебного дня физическую культуру и предметы гуманитарного цикла. Для «Аритмиков» расписание может быть составлено наоборот. Также необходимо учитывать и начало учебных занятий. Если эффективность работы не высока у «Сов» в утренние часы, то было бы целесообразно перенести первый урок на час позже. Опыт такой работы уже наблюдался в Норильске в 90­х годах после опубликования трудов Хаснулина В.И., но с периодом политических преобразований и экономической политики России от него отказались,   хотя   положительные   результаты   такого   построения   учебного   расписания   без сомнения был. Мы   не   охватили   в   наших   исследованиях   ещё   одну   группу   –   «Жаворонки»,   из­за отсутствия   в   группе   испытуемых   обладающих   висцеральными   признаками   этого   суточного хронотипа.   Поэтому   сегодня   мы   не   можем   сказать,   как   будет   выглядеть   их   объём кратковременной памяти и эффективность работы. Но эти исследования будут продолжены в дальнейшем. Тем не менее, следует сделать вывод: существует прямая зависимость между фактором времени суток и биологическим профилем детей, который оказывает позитивное или негативное работоспособность. влияние на     3. Рекомендации для повышения работоспособности учащихся с различными  хронологическими типами личности Суточная   периодичность   функций   обеспечивает   соответствующее   приспособление живого организма к окружающей среде. Преимущество ритмической деятельности состоит в том,   что  организм   может   заранее   быть  подготовлен   к   деятельности,   к   изменениям   внешней среды. Существует ряд рекомендаций для представителей различных хронологических типов, позволяющих повысить работоспособность и сохранить здоровье. Упражнения для «сов» Если  пробуждение  по утрам  дается всегда  с  трудом,  выполните  несколько  нехитрых упражнений, не вставая с постели: дрему как рукой снимет. Все движения делайте лежа на спине. 1. Глаза   закрыты.   Вращайте   глазными   яблоками   вверх­вниз,   вправо­влево.   Повторите   с открытыми глазами. 2. Уберите подушку, согните ноги, брюшной пресс расслабьте. Сделайте вдох, живот надуйте, потом, не спеша, выдохните (10 раз). Вдохните, расширяя грудную клетку, живот втяните. Затем сделайте медленно глубокий вдох с открытым ртом (10 раз). 1. Вытяните ноги, сгибайте и разгибайте стопы (15 раз). Рекомендации для "аритмиков " или «голубей» Ранним   утром   холодная   вода   дает   не   только   толчок   вашему   кровообращению,   но   и быстрее "транспортирует" гормон кортизол в кровь. Это активизирует защитные силы организма и укрепляет иммунную систему. Холодный душ ­ защита от болезней. Тот, для кого прием пищи в 8 часов утра является самым обильным, остается стройным, в это время  углеводы  преобразуются не  в  жир,  а в  энергию. 10  часов  ­ лучшее  время  для массажа. Время между 10 и 11 часами является исключительно продуктивным для любого вида деятельности. 14 часов. Согласно выводам американских ученых, дневной сон гораздо важнее ночного. Те, у кого есть такая возможность, должны минут на 20 прилечь. Можно на это время наметить посещение зубного врача. Чувствительность в этот час предельно низкая, а уколы действуют более эффективно. 16   часов.  Вы   достигли   второго   пика   дневной   активности,   когда   особенно   тонко чувствуются запахи и вкус пищи. Между шестью и восемью часами вечера вашему организму «по душе» придется жаркая сауна и хорошая русская баня. Именно сейчас кожа с наибольшей легкостью освобождается от отмерших клеток. 20 часов. К этому времени вы набрали свой предельный вес. Все, что вы, начиная с этого часа, съедите, перейдет в жир. Это время для вас характеризуется молниеносной реакцией. 22   часа.  Особенно   эффективны   вечерние   процедуры   для   кожи.   Сон   до   полуночи считается наилучшим, ведь фазы глубокого сна в первой половине ночи наиболее содействуют полноценному отдыху. Рекомендации для «жаворонков».       «Кто рано встает, тому Бог дает». Между проявлением цикличности и состоянием здоровья имеется прямая зависимость. Более того, начальные и пока еще незначительные отклонения в состоянии здоровья в первую очередь находят отражение в нарушении временной организации физиологических функций. Для   повышения   работоспособности   при   умеренной   нагрузке   можно   рекомендовать поливитаминные растения: облепиха, шиповник, черная смородина, рябина, дикорастущие травы (одуванчик, крапива), зелень. В период весеннего десинхроноза, усталости необходимо принимать  адаптогены: золотой корень (левзея), заманиха, аралия манчжурская, пантокрин, женьшень, элеутерококк. Представителям   всех   хронологических   типов   рекомендованы   упражнения   для восстановления работоспособности. Проверьте, делаете ли вы сейчас нечто подобное: ­сжимаете зубы,  ­хмуритесь, ­сутулите плечи, ­притопываете ногой, ­сжимаете руки в кулаки, удерживаете живот напряженным, ­поднимаете носки ног, ­кусаете ногти, ­теребите прядь волос. Теперь посмотрите на себя в зеркало и ответьте на следующие вопросы: ­не расположено ли одно ваше плечо выше другого? ­не вытянута ли ваша шея вперед? ­ваши колени крепко сжаты? ­ваша спина натянута и напряжена? Если   вы   не   осознали,   что   ваше   тело   проявляет   подобные   признаки   напряжения,   вы, вероятнее   всего,   постоянно   чувствуете   себя   настолько   усталым,  поскольку   либо   миритесь   с такими реакциями, либо просто не замечаете их. Они вполне могут стать вашей второй натурой, так что вы начнете воспринимать напряженные и натянутые мышцы как естественное и неизбежное физическое состояние. Следует   сделать   вывод   о   том,   что   вся   наша   жизнь   определяется   циклическим функционированием составляющих человеческий организм (клеток, органов). Цикличность может быть   нарушена,   что   ведет   к   сбою   работоспособности.   Зная   основы   биоритмологии,   можно регулировать свою работоспособность и, соответственно, сохранять здоровье. Заключение Суточным   ритмом   охвачен   весь   организм   человека,   представляющий   собой   единую систему   взаимодействия   всех   органов,   тканей   и   клеток.   Ритмичность   физиологических процессов,   отражающая   единство   организма   и   среды,   их   взаимодействие   проявляется   в организме человека в том, что их максимумы и минимумы приурочены к определенным часам суток.  А объясняется это тем, что характер проявления физиологических реакций организма в разное время суток различен и зависит не только от хронологического типа личности, но и от факторов внешней среды. Благодаря приспособлению к ритмически изменяющимся условиям внешней   среды   в   организме   человека   происходит   физиологическая   подготовка   к   активной деятельности.  На основании проведённых исследований я пришла к следующим выводам: 1. Существует зависимость такой психофизиологической характеристики, как память, от индивидуальных признаков хронологического типа личности. 2. Характер изменения работоспособности связан с внутренними биологическими ритмами подростков. 3. Суточная   периодичность   функций   обеспечивает   приспособление   организма   к окружающей среде. 4. Используя   соответствующие   рекомендации,   можно   заранее   подготовить   организм   к деятельности, к изменениям внешней среды. Список используемой литературы   1.Бирюкович   А.А.//   «Суточные   ритмы   физиологических   процессов   в   организме»:   –   М.: «Медицина» 1988.  2.Рохлов В.С. «Школьный практикум. Биология. Человек» – М.: «Дрофа» 2000.    3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. «Биология», 2 том: «Мир» 1996. 4.Биологические ритмы, тт. 1–2. М., 1984. 5.Алякринский Б.С., Степанова С.И. «По закону ритма»: «Наука» 1985. 6. Голиков А.П. «Сезонные ритмы в физиологии и патологии. – М.: «Медицина» 1973.   7.  Детари Л., Карцаш В. «Биоритмы». – М.: «Мир» 1984.    8. Харабуга С.Г. «Суточный ритм и работоспособность». – М.: «Знание» 1976. 9.  Райгородский Д.Я. «Методика экспресс­диагностики свойств нервной системы  по  психомоторным   показателям Е.П.ильина (Теппинг­тест) / Практическая  – Самара,  2001. психодиагностика».  10. Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. – М.: Просвещение, 1967. ­251с. 11. Бюннинг Э. Ритмы физиологических процессов. – М.: Мир, 1969, ­ 75с. 12. Детари Л., Карцаш В. Биоритмы. – М.: Мир, 1984. – 160с. 13. Доскин В.А., Куинджи Н.Н. Биологические ритмы растущего организма. – М.: Медицина, 1989. – 224с. 14. Доскин В.А., Лаврентьева Н.А., Ритмы жизни. – М.: Медицина, 1991. – 176с. 15. Потемкина Е., Потемкина О., Тесты для подростков – М.: АСТ – пресс книга, 2005. – 8с.  16. Ужегов   Г.,   Три   биоритма   диагностика   физического,   эмоциального,   интеллектуального состояния. – С.П.: Питер, 2004.   17. Харабуга С.Г., Суточный ритм и работоспособность. – М.: Знание, 1976. – 144с. 18. Шапошникова В.И. Биоритмы — часы здоровья. – М.: Советский спорт, 1991. – 68с. Тест для определения индивидуального биологического профиля. Приложение – 1 Основная часть: 1. Когда бы вы предпочли вставать, если бы были совершенно свободны в выборе своего распорядка дня и руководствовались при этом исключительно  личными желаниями? Баллы 5 4 3 часы зимой 5.00 – 6.45 6.46 – 8.15 8.16 – 10.45 летом 4.00 – 5.45 5.46 – 7.15 7.16 – 9.45 2 1 10.46 – 12.00 12.01 – 13.00 9.46 – 11.00 11.01 – 12.00 2. Когда бы вы предпочли ложиться спать, если бы планировали, свое вечернее время совершено свободно? Баллы 5 4 3 2 1 зимой 20.00 – 20.45 20.46 – 21.30 21.31 – 00.15 00.16 – 1.30 1.31 – 3.00 часы летом 21.00 – 21.45 21.46 – 22.30 22.31 – 1.15 1.16 – 2.30 2.31 – 4.00 3. Как велика ваша потребность в будильнике, если утром вам необходимо встать в точно определенное время?     Баллы Совершенно нет потребности 4 В определенных случаях есть                                          3 Потребность довольно сильная Будильник мне абсолютно необходим 2 1 2. Если бы вам пришлось готовиться к сдаче экзаменов в условиях жесткого лимита времени и использовать для занятий ночь (23­2ч.), насколько продуктивной была бы ваша работа в это время?                                                                                    Баллы Абсолютно бесполезной Была бы некоторая польза Работа была бы достаточно эффективной Работа была бы высокоэффективной 4 3 2 1 3. Легко ли вам вставать утром в обычных условиях?           Баллы Очень трудно Довольно трудно Довольно легко Очень легко 1 2 3 4 4. Чувствуете ли вы себя полностью проснувшимся в первые полчаса после подъема? Очень большая сонливость Есть небольшая сонливость Довольно ясная голова Полная ясность мысли Баллы 1 2 3 4 5. Каков ваш аппетит в первые полчаса после подъема?       Баллы Аппетита совершенно нет Снижен Хороший Прекрасный 1 2 3 4 6. Если   бы   вам   пришлось   готовиться   к   экзаменам   в   условиях   жесткого   лимита   времени   и использовать  для подготовки раннее утро (4­7 ч.), насколько продуктивной была  бы ваша работа? Абсолютно бесполезной С некоторой пользой Достаточно эффективной Высокоэффективной       Баллы 1 2 3 4 7. Чувствуете ли вы физическую усталость в первые полчаса после подъема?    Баллы Очень большая вялость Небольшая вялость Незначительная бодрость Полная бодрость 8.  Легко ли вы засыпаете в обычных условиях? Баллы Очень трудно Довольно трудно Довольно легко Очень легко 1 2 3 4 1 2 3 4 9.  Вы решили укрепить свое здоровье с помощью физкультуры. Ваш друг предложил заниматься вместе по 1 ч 2 раза в неделю. Для него лучше всего это делать от 7 до 8 ч утра. Является ли этот период наилучшим и для вас? В это время я бы находился в хорошей форме Баллы 4 Я был бы в довольно хорошем состоянии                               3 Мне было бы трудно                                                                  2 Мне было бы очень трудно                                                       1 10.  Когда вы вечером чувствуете себя настолько усталым, что должны лечь спать? Часы 20.00 – 21.00 Баллы 5 21.01 – 22.15 22.16 – 00.45 00.46 – 2.00 2.01 – 3.00 1 4 3 2 11.   При выполнении двухчасовой работы, требующей от вас полной мобилизации умственных сил, какой из 4­х предлагаемых периодов вы выбрали бы для этой работы? Часы Баллы 8.00 – 10.00 11.00 – 13.00 15.00 – 17.00 19.00 – 21.00 12. Как велика ваша усталость к 23 ч? Я очень устаю Заметно устаю Слегка устаю Совершенно не устаю 6 4 2 0 5 3 2 0 Баллы 13. По какой­то причине вам пришлось лечь спать на несколько часов позже, чем обычно. На следующее   утро   нет   необходимости   вставать   в   определенное   время.   Какой   из   4­х предлагаемых вариантов вы бы выбрали? Баллы Проснусь в обычное время и больше не усну Проснусь в обычное время и буду дремать Проснусь в обычное время и снова засну Проснусь позже, чем обычно       4        3        2        1 14. Вы решили всерьез заняться спортом. Ваш друг предлагает тренироваться вместе 2 раза в неделю   по   1   ч,   лучшее   время   для   него —   12­2   ч.   Насколько   благоприятным,   судя   по самочувствию, было бы это время для вас? Да, я был бы в хорошей форме Был бы в приемлемой форме Был бы в плохой форме Совсем не мог бы тренироваться Баллы 1 2 3 4 15. В котором часу вы предпочитаете вставать во время летних каникул? Часы 5.00 – 6.45 6.46 – 7.45 Баллы 5 4

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"

Исследоваетльская работа "Зависимость работоспособности учащихся от хронологического типа личности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2017