Урок-игра по русскому языку (3класс)

  • Игры
  • docx
  • 11.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок составлен в виде игры "Счастливый случай". Тема урока"Повторение имени существительного". Первый гейм "Разминка". Загадки на словарные слова. Записать и объяснить орфограмму. Второй гейм "Темная лошадка". Задаются вопросы, нужно ответить на них. Третий гейм "Заморочки из бочки". Достаем бочонок и по номеру задание.
Иконка файла материала Урок.docx
Урок­игра "Счастливый случай" (обобщение знаний об имени существительном) ХОД УРОКА I. Организационный момент II. Игровые задания Гейм 1. Разминка – Ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка. Проведем мы его в виде игры  «Счастливый случай». Начнем нашу игру с небольшой разминки. Так как у нас урок русского  языка, то первый мой вопрос: Какие известные вам орфограммы есть в названии игры? (Счастливый – безударная а, ча–ща, окончание ­ый, случай – безударная а).  – А сейчас загадки, записываем отгадки и комментируем написание. 1. Рядом с дворником шагаю, Разгребаю снег кругом И ребятам помогаю Делать горку, строить дом. (Лопата) 2. Черный Ивашка, Деревянная рубашка, Где носом поведет –  Там заметку кладет. (Карандаш) 3. Едет конь стальной, Рычит. Сзади плуги волочит. (Трактор) 4. Всегда во рту,  А не проглотишь. (Язык) 5. Круглое, румяное, Я расту на ветке; Любят меня взрослые  И маленькие детки. (Яблоко) 6. Как на нашей грядке Выросли загадки –  Сочные да крупные,  Вот такие круглые. Летом зеленеют,  К осени краснеют. (Помидор) 7. Всех я вовремя бужу, Хоть часов не завожу. (Петух) 8. Сама пестрая, Ест зеленое,  Дает белое. (Корова)9. С хозяином дружит, Дом сторожит,  Живет под крылечком,  Хвост колечком. (Собака) Объявляется счет. Гейм 2. Темная лошадка. Вот что могла бы сказать о себе наша героиня. – Я самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – это я. Я –  наиболее самостоятельная часть речи. От меня образуется прилагательное. Я – ведущая часть  речи в грамматике. Имею род, число, падеж, склонение. Я – важная часть речи. Давно живу в  мире слов. Я – называю предмет, даю им названия. – О какой части речи идет речь? – Итак, тема нашего урока … – Цель… Как нам известно,  «Темная лошадка» задает вопросы. (Вопросы сразу двум командам) 1. Что называется именем существительным? 2. Какие еще части речи существуют? 3. Определите части речи у названия нашей игры. 4. Как изменяются имена существительные? 5. Какого рода может быть существительное? 6. Можно ли определить род в словах: Се.. Кры.. З.. Ши… Са… Стек… 7. Какие это могут быть слова? 8. Назовите имена существительные: 1 команда – м.р., 2 команда – ср.р. 9. Как можно узнать род существительного? 10. Как различают имена существительные ед. и мн. числа? 11. Что такое склонение? 12. Какая часть слова изменяется при склонении? 13. Сколько всего падежей в русском языке? 14. Перечислите падежи и их вопросы. 15. Подлежащее в предложении в каком падеже? 16. Выпиши существительное «кот» в столбик У норы добычи ждет,  Притаившись, серый кот. Мышь осталась без хвоста, Вырываясь от кота. А теперь и за версту Не приблизится к коту. Крыса старая – и та,  Видя грозного кота,  Убежит в нору под дом,Чтоб не встретиться с котом. Там сидит и в темноте Вспоминает о коте. 17. Определите падеж данного слова. 18. Сколько типов склонения у существительных? 19. Как определить склонение? 20. Определите склонение и падеж имен существительных: без кисти, по капле, с неба, о речке,  после дождя, к дубраве, на колос, под лесом, у горы, под землей. Итог гейма. Гейм 3. Заморочки из бочки Каждый из вас вытащит бочонок. № бочонка – задание, которое надо выполнить и за которое вы  получите оценки. № 19 и 24 – со словами «Счастливый случай» автоматический ставится «5». Гейм 4. Гонка за лидером. Вы должны определить склонение, падеж и окончание. 1 команда 2 команда Над морем С тишиной Об облаке В парке Около  львицы Для жизни В Африке К сирени По лесу От деревни К ночи  Над рощей По крыше Под  снегом  О машине У подруги В сумке  Около реки III. Итог игры IV. Домашнее задание Заморочки из бочки 1. Найди имена существительные и подчеркни их: сова, ученик, пальто, играть, бежит, зеленый,  шарф, земля, братья, голубь, честный, рисовал, карандаш, капуста. 2. Подчеркни синим карандашом одушевленные имена существительные, а красным –  неодушевленные: ветер, синица, огурец, дятел, Николай, Волга. Ястреб, ученик, тигр, болтун,  стрекоза, степь, груша, девочка. 3. Подчеркни существительные мужского рода: облако, малина, топор, трактор, вода, земля,  пенал, ранец, заявление, варенье, лестница,, уголь, вещь. 4. Подчеркни существительные женского рода: шалун, кузнечик, капуста, карусель, стрекоза,  Россия, хулиган, скатерть, принцесса, журавль, актриса, лошадь. 5. К каждому из данных слов подбери однокоренное имя существительное:Ездить – Подарить – Жить – Помогать – Кричать – Грачиный – Врачебный – Честный –  Мышиный –  Смелый – 6. Подчеркни имена существительные в именительном падеже:  Сухая степь просторно раскинулась под палящим солнцем.    Горячие порывы ветра шелестят ковылем. Высоко в небе звенит песня жаворонка. Вкусная вода родника ждет путника. 7. Подчеркни имена существительные в дательном падеже: подъезжаем к пустыне, толпились на  площади, подошли к опушке, плыли по Волге, дрожат в море, хожу по тропинке, кружились в  воздухе, тянулись над долиной, жил у старушки, подарил другу. 8. Подчеркни имена существительные мужского рода в родительном падеже: пришел без плаща,  принес малину, побывал у дедушки, костюм брата, свернул с дороги, жил у друга, появились на  клене, бегал около парка, убежал от хищника, прочитал сказку. 9. Подчеркни имена существительные женского рода в предложном падеже: оказался в стае,  пахнуло черемухой. появилась на горизонте, замолкла в чаще, приехал к бабушке, качалась на  паутине, подошел к беседке, объявили на линейке, отдыхал в лагере, на крышке коробки. 10. Подчеркни имена существительные 1 склонения: полотенце, дверь, платье, ручей, молоко,  собака, погода, стул, ружье, сирень, дочь, камень, поляна, берег, звезда, дедушка, седло, стена,  куртка. 11. Подчеркни имена существительные 2 склонения: герой, дупло, пчела, пустошь, ерш, ералаш,  ночь, ерунда, дядя, яблоко, чувство, мать, море, зеркало, метель, родник, плюш, приятель. яйцо,  огонь. 12. Подчеркни имена существительные 3 склонения: медведица, дверь, подруга, мешок, сирень,  шапка, лягушка, дочь, стрекоза, храбрость, свиристель, жизнь, пень, ночь, фасоль, морковь,  картофель, лекарство, метель. 13. Просклоняйте имена существительные: И. п. окно ночь 14. Произвести морфологический разбор: Кораблями Об облаке 15. Просклоняйте имена существительные: И.п. футбол веревка16. Произвести морфологический разбор: На елке Из травы 17. Запиши имена существительные в Т.п. Турист, ворона, верность, лето, слоненок, товарищ, сова. 18. Запиши имена существительные в П.п. Сюрприз, ноябрь, конверт, вилка, пенал, лапа, шмель, деревня. 19. Счастливый случай. 20. Спишите. На подставк…, к ящериц…, в зелен…, без братишк…, около ел…, в чащ…, из деревн…, в  зоопарк…, по тетрадк…, о Кост…, о кост…, из жизн…. 21. Спишите. Определите склонение и падеж имен существительных. О мякот…, по пустын…, на пароход…, от радост…, из берлог…, к побед…, для библиотек…, на  горизонт…, об осен…, по горст…, о мыш…, о капелл… 22. Спишите. Поставьте ударение, выделите окончание. С багаж…м, перед дач…й, с нож…м, под крыш…й, с лапш…й, перед смерч…м, за туч…й, за  ключ…м, с продавц…м, со щприц…м, с пряж…й. 23. Сделайте морфологический разбор имени существительного.  На великолепной лошади.  У широкой Волги. 24. Счастливый случай.