ТЕМА: Путешествие по железной дороге в страну под названием « ПРОПОРЦИЯ»
ЦЕЛИ: Обобщить и систематизировать знания по теме « Пропорция». Показать применение математических пропорций в музыке, архитектуре, природе, познакомить с понятием « золотое сечение».
Развивать математическую речь учащихся, мышление, желание узнавать новое.
Воспитывать интерес к математике.
ХОД УРОКА:
I. Мотивация обучения. Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы совершим путешествие в удивительную страну. Страну гармонии и совершенства. В этом путешествии нас будет сопровождать Её величество Пропорция! Слово пропорция происходит от латинского PROPORTIO, что обозначает соответствующее отношение частей целого.
В старину учение о пропорциях было в большом почете среди пифагорийцев. А учение о пропорциях было создано трудами древнегреческих ученых, среди которых были Евдокс и Теетет. С пропорциями они связывали созвучные аккорды в музыке и гармонию во Веселенной.
Пифагорийцы считали, что в мире все подчиняется тем же законам, что и отношение целых чисел .
II. Актуализация опорных знаний.
Ну а теперь пришло время начать путешествие. Но чтобы сесть на поезд, необходимо приобрести билеты, а для этого необходимо разгадать ключевое слово кроссворда
( Приложение 1 ).
Билеты куплены, места в поезде занят, да и поезд , наконец тронулся и везет нас в интересное путешествие. Каждая команда заняла свое купе, в котором есть все, чтобы не скучать в дороге.
Тесты ( Приложение 2 ). Тесты сразу проверяют помощники и выставляют количество баллов в лист контроля .Каждое задание или 0 баллов или 3 ).
III. Основная часть урока:
Первая остановка- « Рыболовная»
Сценка: два рыбака ловили рыбу. Один из них поймал 4 рыбки, а второй 5. Когда рыбаки начали готовить рыбу, к ним подошел прохожий и попросил разрешения позавтракать вместе с ними, пообещав заплатить за угощение. Все трое сели завтракать, разделив рыбу на три равные части. Поев, прохожий поблагодарил рыбаков, заплатил за угощение 90 рублей и ушел, рыбаки начали спорить, как поделить полученные деньги. Первый говорит: « Мне принадлежит 40 рублей, а тебе 50» , а второй: « Нет, тебе положено только 30 рублей. А остальные мне» Кто прав?
Помогли друзьям и двинулись дальше.
Посмотрите, а у нас попутчик. Но он какой то невеселый! Что случилось?
- Да вот, учитель химии предложил решить мне три задачи и сказал, что они решаются с помощью пропорций, а я забыл, что это такое. Как их составляют? Как решают?
- Не расстраивайся, ребята помогут тебе составить пропорции и решить их. Группы решают задачи ( приложение 3 );
I. Вода – 350кг – 100%
Соль - х кг - 6%
Х =
Х = 21 кг
II. Вода – х кг – 100%
Соль - 42 кг - 6%
Х =
Х = 700 кг
III. Раствор – 120кг – 100%
Соль - 42 кг - х%
Х =
Х = 35%
А поезд подходит к станции « Золотое сечение». Откуда такое необычное название?
Сообщение 1-ого ученика.
Существует множество способов деления отрезка на части . Один из них такой : отношение всего отрезка к его большей части равно отношению большей части к его меньшей части.
М : Б= Б : Ц или М : Б = Б : М
Это деление называют золотым сечением, а пифагорийцы называли его божественной пропорцией. Отношение Ц : Б = 1,618 называют отношением золотого сечения.
Сообщение№2
Обратите внимание на изображение Архитектурных сооружений, скульптуры Апполона ( Парфенон, Львовский театр) , портрет Моне Лизы – Джоконды, кисти Леонардо да Винчи, стебель растения – они являются для нас образцом гармонии. Это объясняется тем, что творцы прекрасного. Использовали отношение золотого сечения. Например, Парфенон построен так, что отношение его длины к высоте равно 1,618, т.е отношению золотого сечения.
Пройдемте в вагон ,так как поезд уже отправляется и проведем эксперимент: из данных прямоугольников выберите тот, который вам больше нравится.
1. 2.
32,5см
50 см
11. 20 см 20см
3.
35 см
40 см
Психологи проводили много раз такой эксперимент. И результаты были всегда одни и те же. В основном участники эксперимента выбирали 2 прямоугольник. Оказывается, что отношение сторон 2 прямоугольника близко к 1,62, т. е. к отношению золотого сечения. Этот прямоугольник является более приятным для глаз, даже на большом расстоянии.
А вот и станция « Музыкальная».
Сообщение №3.
Учение об отношениях и пропорциях древние греки называли музыкой, которую считали частью математики. Они знали: чем слабее натянута струна, тем ниже звук, а чем туже натянута струна, тем звук выше. Но в каждом инструменте несколько струн. Чтобы все струны во время игры звучали приятно для уха, длины струн должны находиться в определенном отношении, близком к отношению золотого сечения.
Наше путешествие подходит к концу и на станции « Музыкальной» мне еще хочется добавить, что проанализировав 1770 музыкальных сочинений 42 авторов, искусствовед Сабанеев определил, чем талантливее композитор, тем в большем количестве его произведений, найдено золотое сечение. У Бетховена, Моцарта, Шопена золотое сечение найдено в 90 % всех произведений.
IV.Итог урока:
Итак , мы возвращаемся домой. Давайте вспомним все, что узнали нового и попробуем составить синквейн, а для этого вспомним, как он составляется:
первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;
вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;
третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;
четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.
ПРОПОРЦИЯ
ВЕРНАЯ, ЗОЛОТАЯ
ПОМОГАЕТ РЕШАТЬ, СТРОИТЬ, СОЧИНЯТЬ
ДЕЛАЕТ ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНЕЕ
ГАРМОНИЯ
(Консультанты в это время подводят итоги? оценивая каждого по листу контроля).
А теперь мне хочется знать ваши впечатления от нашего путешествия.
На столах ваших групп лежат по три солнышка
Одно - веселое и довольное;
Второе -равнодушное;
Третье – недовольное.
Посовещайтесь и решите, с каким настроением вы уходите с урока и прикрепите солнышко на доску.
Спасибо за урок!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.