Урок-игра по теме," Пропорция" (6 класс, математика)
Оценка 4.8

Урок-игра по теме," Пропорция" (6 класс, математика)

Оценка 4.8
Презентации учебные +1
docx
математика
5 кл—6 кл
05.02.2019
Урок-игра по теме," Пропорция" (6 класс, математика)
Публикация является частью публикации:
Путешествие в страну Пропорция.docx

ТЕМА: Путешествие по железной дороге в страну под названием « ПРОПОРЦИЯ»

ЦЕЛИ: Обобщить и систематизировать знания по теме « Пропорция». Показать применение математических пропорций в музыке, архитектуре, природе, познакомить с понятием « золотое сечение».

Развивать математическую речь учащихся, мышление, желание узнавать новое.

Воспитывать интерес к математике.

                               ХОД УРОКА:

I.                 Мотивация обучения. Вступительное слово учителя.

 Сегодня на уроке мы совершим путешествие в удивительную страну. Страну гармонии и совершенства. В этом путешествии нас будет сопровождать Её величество Пропорция! Слово пропорция происходит от латинского  PROPORTIO, что обозначает соответствующее отношение частей целого.

        В старину учение о пропорциях было в большом почете среди пифагорийцевА учение о пропорциях было  создано трудами древнегреческих ученых, среди которых  были Евдокс и Теетет. С пропорциями они связывали созвучные аккорды в музыке и гармонию во Веселенной.

Пифагорийцы считали, что в мире все подчиняется тем же законам, что и отношение целых чисел .

II.             Актуализация опорных знаний.

Ну а теперь пришло время начать путешествие. Но чтобы сесть на поезд, необходимо приобрести  билеты, а для этого необходимо разгадать ключевое слово кроссворда

 ( Приложение 1 ).

Билеты куплены, места в поезде занят, да и поезд , наконец тронулся и везет нас в интересное путешествиеКаждая команда заняла свое купе, в  котором есть все, чтобы не скучать в дороге.

Тесты  ( Приложение 2 ). Тесты сразу проверяют помощники и выставляют количество баллов в лист контроля .Каждое задание или 0 баллов или 3 ).

III.          Основная часть урока:

Первая остановка- « Рыболовная»

Сценка: два рыбака  ловили рыбу. Один из них поймал 4 рыбки, а второй 5. Когда рыбаки начали готовить рыбу, к ним подошел прохожий и попросил разрешения позавтракать вместе с ними, пообещав заплатить за угощение. Все трое сели завтракать, разделив рыбу на три равные части. Поев, прохожий поблагодарил рыбаков, заплатил за угощение 90 рублей и ушел, рыбаки начали спорить, как поделить полученные деньги. Первый говорит: « Мне принадлежит 40 рублей, а тебе 50» , а второй: « Нет, тебе положено только 30 рублей. А остальные мне» Кто прав?

Помогли  друзьям и двинулись дальше.

Посмотрите, а у нас попутчик. Но он какой то невеселый! Что случилось?

- Да вот, учитель  химии предложил решить мне три задачи и  сказал, что они решаются с помощью пропорций, а я забыл, что это такое. Как их составляют? Как решают?

- Не расстраивайся, ребята помогут  тебе составить пропорции и решить их. Группы решают задачи ( приложение 3 );

I. Вода   –       350кг – 100%

  Соль     -          х кг  -     6%

                                                                          Х  =

                                                                          Х = 21 кг

 

II. Вода   –         х кг –     100%

  Соль     -          42 кг  -     6%

                                                                          Х  =

                                                                          Х = 700 кг

 

        III. Раствор   –       120кг – 100%

  Соль     -          42 кг  -     х%

                                                                          Х  =

                                                                          Х = 35%

 А поезд подходит к станции « Золотое сечение».  Откуда такое необычное название?

Сообщение 1-ого ученика.

Существует множество способов деления отрезка на части . Один из них такой : отношение всего отрезка к его большей части равно отношению большей части к его меньшей части.

М : Б= Б : Ц      или           М : Б = Б : М

 Это деление называют золотым сечением, а пифагорийцы называли его божественной пропорциейОтношение  Ц  :  Б = 1,618 называют отношением золотого сечения.

Сообщение№2

Обратите внимание на изображение Архитектурных сооружений, скульптуры  Апполона                             ( Парфенон, Львовский театр) , портрет Моне ЛизыДжоконды, кисти Леонардо да Винчи, стебель растенияони являются для нас образцом гармонии. Это объясняется тем, что творцы прекрасного. Использовали отношение золотого сеченияНапример, Парфенон построен так, что отношение его длины к высоте равно 1,618, т.е отношению золотого сечения.

Пройдемте в вагон ,так  как поезд уже отправляется и проведем эксперимент: из данных прямоугольников выберите тот, который вам больше нравится.

1.                                                                                                                                                                        2. 

             32,5см

             50 см                                                                                                      

11.                                20 см                                                        20см

 

 

3.

 

 


                                  35 см

 

              40 см

Психологи проводили много раз такой эксперимент. И результаты были всегда одни и те же. В основном участники эксперимента выбирали 2 прямоугольник. Оказывается, что отношение сторон 2 прямоугольника близко к 1,62, т. ек отношению золотого сеченияЭтот прямоугольник является более приятным для глаз, даже на большом расстоянии.

А вот и станция  « Музыкальная».

Сообщение 3.

Учение об отношениях и пропорциях древние греки называли музыкой, которую считали частью математики. Они знали: чем слабее натянута струна, тем ниже звук, а чем туже натянута    струна, тем звук выше. Но в каждом инструменте несколько струн. Чтобы  все струны  во время игры звучали приятно для уха, длины струн должны находиться в определенном отношении, близком к отношению золотого сечения.

Наше путешествие подходит к концу и на станции « Музыкальной» мне еще хочется добавить, что проанализировав 1770 музыкальных сочинений 42 авторов, искусствовед Сабанеев определил, чем талантливее композитор, тем в большем количестве его произведений, найдено золотое сечение. У БетховенаМоцартаШопена золотое сечение найдено в 90 % всех произведений.

IV.Итог урока:

 Итак , мы возвращаемся домой. Давайте вспомним   все, что узнали нового и попробуем составить  синквейн, а для этого вспомним, как он составляется:

  первая строка тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;

 
вторая строка два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;

 
третья строка три  глагола  или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;

 
четвертая строка предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;

 
пятая строка одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.

 

ПРОПОРЦИЯ

ВЕРНАЯ, ЗОЛОТАЯ

ПОМОГАЕТ РЕШАТЬ, СТРОИТЬ, СОЧИНЯТЬ

ДЕЛАЕТ ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНЕЕ

ГАРМОНИЯ

(Консультанты в это время подводят итоги? оценивая каждого по листу контроля).

А теперь мне хочется знать ваши впечатления от нашего путешествия.

На столах ваших групп лежат по три солнышка

Одно - веселое и довольное;

Второе -равнодушное;

Третьенедовольное.

Посовещайтесь и решите, с каким настроением вы уходите с урока и прикрепите солнышко на доску.

 Спасибо за урок!


 

Скачано с www.znanio.ru

ТЕМА : Путешествие по железной дороге в страну под названием «

ТЕМА : Путешествие по железной дороге в страну под названием «

Тесты ( Приложение 2 ). Тесты сразу проверяют помощники и выставляют количество баллов в лист контроля

Тесты ( Приложение 2 ). Тесты сразу проверяют помощники и выставляют количество баллов в лист контроля

Х =

Х =

Пройдемте в вагон , так как поезд уже отправляется и проведем эксперимент : из данных прямоугольников выберите тот , который вам больше нравится

Пройдемте в вагон , так как поезд уже отправляется и проведем эксперимент : из данных прямоугольников выберите тот , который вам больше нравится

У Бетховена , Моцарта ,

У Бетховена , Моцарта ,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2019