Урок "Имя прилагательное как часть речи" . Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений
Оценка 4.9

Урок "Имя прилагательное как часть речи" . Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
10.06.2017
Урок "Имя прилагательное как часть речи" . Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений Планируемые образовательные результаты: предметные: добиться от учащихся осмысления понятия «признак» применительно к имени прилагательному, определять синтаксическую роль имени прилагательного. метапредметные: владеть разными видами чтения и аудирования, вычитывать все виды информации, извлекать информацию из текста, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения; личностные: формирование навыков работы в паре (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению), оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль и самоконтроль, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других.Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений Планируемые образовательные результаты: предметные: добиться от учащихся осмысления понятия «признак» применительно к имени прилагательному, определять синтаксическую роль имени прилагательного. метапредметные: владеть разными видами чтения и аудирования, вычитывать все виды информации, извлекать информацию из текста, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения; личностные: формирование навыков работы в паре (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению), оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль и самоконтроль, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других.
Имя прилагательное как часть речи.doc
Имя прилагательное как часть речи Цель урока: систематизация  и повторение изученных сведений об имени прилагательном.  Задачи урока:        Планируемые образовательные результаты: предметные:  добиться   от   учащихся   осмысления   понятия   «признак»   применительно   к имени прилагательному, определять синтаксическую роль имени прилагательного. метапредметные:  владеть  разными видами чтения и аудирования,  вычитывать  все виды информации, извлекать информацию из текста, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения; личностные:  формирование   навыков   работы   в   паре   (договариваться  о   совместной деятельности и приходить к общему решению), оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль и самоконтроль, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других.          Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений Оборудование:  доска,   мультимедийный   проектор,   презентация,   раздаточный материал. Ход урока 1. Организационный этап. Эмоциональный настрой на урок Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу, Улыбки подарим гостям! К уроку готовы? Тогда ­ за работу! Удачи желаю я вам! 2.  Мотивация учебной деятельности учащихся. ­Начать наш урок хотела бы с пословицы: «Каждый день жизни прибавляет частицу  мудрости» ­ Как вы  понимаете её смысл ?  (варианты ответов) ­ Действительно, наши знания­ это наше богатство! Сегодня на уроке  мы еще раз в этом  убедимся.   Вхождение в тему:   Задание: подобрать красочные слова  к предложенным именам существительным,  выражающие настроение, отношение к ним. Слова  должны отвечать на вопросы: какой?  какая? какое? какие? СОЛНЦЕ ...........................(какое?) (яркое, весёлое) НЕБО .................................(какое?) (прозрачное, бездонное) ДЕРЕВЬЯ .........................(какие?) (заснеженные, притихшие) ЗЕМЛЯ ............................. (какая?) (нарядная, застенчивая) СНЕЖОК ............................(какой?) (пушистый, лёгкий) ПОГОДА  .............................(какая?) (замечательная, прекрасная) ШКОЛА    ............................(какая?) КЛАСС     .....................        (какой?)  1 НАСТРОЕНИЕ..................(какое?) (приподнятое, радостное, восторженное)  с помощью каких слов – частей речи мы характеризовали различные предметы? (с  помощью имён прилагательных); ­ А какие признаки можно указать у предмета? ­ Кто может мне определить тему нашего урока. 3. Формулирование темы, цели урока. Значит   тема   урока:   ИМЯ   ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ   КАК   ЧАСТЬ   РЕЧИ Выразительное чтение стихотворения. По опорным фразам сформулируйте цель урока. 4. Актуализация знаний учащихся Прежде чем повторим изученное об имени прилагательном,  я приглашаю Вас на экзамен,   на   котором   мальчик,   по   имени   Митрофан,   демонстрирует   своё   знание   имени прилагательного. (Инсценировка учащихся) Правдин (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?  Митрофан. Много. Существительна да прилагательна. Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?  Митрофан. Дверь, котора дверь?  Правдин. Котора дверь! Вот эта.  Митрофан. Эта? Прилагательна.  Правдин. Почему же?  Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя стоит не навешена: так та покамест существительна.  Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?  Митрофан. И ведомо. Госпожа Простакова. Что, каково, мой батюшка? Правдин. Нельзя лучше. В грамматике он силён.                                                           (Д.И. Фонвизин «Недоросль») Слайд   ­Кого мы называем недорослем? ­   Правильно ответил Митрофан, что такое имя прилагательное? (Нет) ­   Дайте  определение имени прилагательного как части речи.  ­  Если вы внимательно слушали сценку из комедии Фонвизина «Недоросль», то в нелепом ответе Митрофана уловили долю истины.  Найдите в реплике Митрофана главное слово, которое относится к имени прилагательному. (прилагается) ­ К словам какой части речи прилагается прилагательное?  ­   Почему   к   именам   существительным?   (существительное   обозначает   предмет,   а прилагательное ­ признак предмета) ­Действительно,   прилагательные   неотделимы   от   существительных   и   следуют   за ними «как нитка за иголкой». В этом вы убедитесь в течение урока. ­   А   сейчас   мы   откроем   учебник   на   стр.85   и   прочтем   определение   имени прилагательного как части речи.   что обозначают имена прилагательные, для чего служат прилагательные в речи?  (обозначают признак предмета, характеризуют предмет); 2    на какие вопросы отвечают имена прилагательные? (какой? какая? какие? чей? и  др.); с какой частью речи употребляются (согласуются) имена прилагательные? (с  именами существительными); вывод о написании окончаний прилагательных. 5. Самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуации. Тренировочные упражнения  1(Работаем в группах 1 группа: Выпишите из текста 4 словосочетания ( прилагательное + существительное),  выполните  синтаксический разбор   словосочетания. 2 группа:  Выполните синтаксический разбор первого и последнего предложений. 3 группа: Составьте связный текст на тему «Мой город». Подчеркните   прилагательные  как члены предложения. Мы любовались румяным закатом. В ярком закатном свете горят багряные  плоды рябины. Покрывается земля резными листьями. Спряталось усталое солнце,  кругом царит удивительная тишина. Медленно падают осенние листья на влажную  землю. Красив осенний пейзаж. 2) Упражнение «Разомнём язычки». Произнесём написанные слова, соблюдая законы орфоэпии.  КрасИвее,   скучный   /ШН/,   грУшевый,   кедрОвый,   языковОе   чутьё,   языкОвая   колбаса. Слайд 4 3)Вставьте   пропущенные   буквы. прилагательных. Определите падеж, число, род имен прилагательных   Объясните   правописание   окончаний                    В морозн... воздухе                         рыж... белку                                          кудряв ... березой                              у мохнат ... ели                    душист... черемухи 4)Игра «Третий лишний»  Золотое кольцо, золотой перстень, золотой характер;  Стальные нервы, стальные прутья;  Шелковые волосы, шелковая рубашка,  шелковая простыня;  Печальный взгляд, печальные поляны, печальное известие. - В каком значении употреблены «лишние» слова: прямом или переносном?  - Как называются образные прилагательные  в переносном значении?  - Какую роль играют слова в переносном значении ?  ­ Внимательно посмотрите на словосочетания в переносном значении во второй группе. Как называются устойчивые сочетания в переносном значении? (фразеологизмы)  3 ­ Назовите фразеологизмы. (медвежья услуга, собачий холод) ­ Какое значение имеет фразеологизм медвежья услуга? (услуга, приносящая вред) ­   Как   называются   образные   определения,   выраженные   прилагательными? (эпитеты) Назовите их (золотой характер, стальные нервы) Вывод: какую роль играют слова в переносном значении? (уместное употребление слов в переносном значении делаю речь поэтичнее, ярче, выразительнее) 5) Поэтическая страничка. Чтение  стихотворений        Давайте вспомним, как поэты воспели родную природу  в своих стихотворениях 6) Если позволяет время Учитель:  По   частотности   употребления   прилагательные   занимают   3   место   после существительных   и   глаголов.   Но   то,   что   выражается   двумя   важными   частями   речи, нуждается в дополнительной информации. Для этого и нужны прилагательные, которые распространяют предложение. В этом вы убедитесь, выполнив следующее задание. Задание. Работа с текстом. Прочитайте текст.  Наступил ….. вечер. Синь играет в зареве ….. заката. ….. Дымкой сгущаются  по г…ризонту  сумерки. Закат торжественен, строг и пока еще горяч. И    грус…но думать в этот миг, что скоро не станет этого чуда.  (зимний, фиолетовый, поднебесная, звонкий, б…гряный, думать, хорошо, хрупкого)  А) Определите тему текста (закат). Какова основная мысль? (последнее предложение) Б) Добавьте прилагательные в текст и прочитайте его. ­ Какой текст понравился  больше и почему? (первое описание заката бледное, скучное, невыразительное) Многообразие   оттенков   цвета   (багряный   закат,   фиолетовая   дымка)   помогают зримо представить картину заката, нарисованную автором.  Какие прилагательные помогают передать авторское отношение к изображаемому? (Закат торжественен, строг, незабываемое чудо) ­ Какой бы была наша речь без прилагательных? Неслучайно  Константин   Паустовский   писал:   «С русским   языком  можно  творить чудеса, нет ничего такого в жизни, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия».  Задание Расскажите о  К.Паустовском. - Объясните написание выделенных слов. - Составьте схему предложения с прямой речью. - Разберите имя прилагательное морфологически  - - 1вариант : русским 2 вариант: морского 7. Обобщение. А)Вопросы Б)Разноуровневый тест. 4 В)Взаимопроверка.  Ну  что  ж  ,  ребята,  мы  собрали  сведения   об  имени  прилагательном.   Самое время   обобщить собранную информацию.   Если Вы считаете, что отлично усвоили тему и Вам все понятно, то возьмите тест № 3 , если вы сомневаетесь в своих силах – тест №2. Если же Вы что­то еще не выяснили, то ваша работа – тест№1.  Выполняют тест. Взаимопроверка. Выставление оценок. 7)Установление межпредметных и внутрепредметных связей. ­А теперь вспомним цель нашего урока Достигли ли мы ее?  ­Давайте наметим, что еще хотелось бы узнать об имени прилагательном?    Да, наш урок только открывает тему «Имя прилагательное». Вам многое ещё  предстоит узнать: разряды прилагательных, степени сравнения, правописание имен  прилагательных.  8.   Домашнее   задание:  по   выбору   упр.323   или   мини­сочинение   по   теме «Прилагательное убежало» 9. Итог урока. Оценки 10. Рефлексия.    ­   Оцените   себя   на   урока   с   помощью   прилагательных.   Какие   вы?   (активные, сосредоточенные, умные, спокойные, ответственные)  И закончить урок мне хочется напутственным словом от прилагательного: Определяю я предметы, Они со мной всегда приметны. Я украшаю Вашу речь, Меня Вам нужно знать, беречь!   5

Урок "Имя прилагательное как часть речи" . Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений

Урок "Имя прилагательное как часть речи" . Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений

Урок "Имя прилагательное как часть речи" . Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений

Урок "Имя прилагательное как часть речи" . Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений

Урок "Имя прилагательное как часть речи" . Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений

Урок "Имя прилагательное как часть речи" . Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений

Урок "Имя прилагательное как часть речи" . Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений

Урок "Имя прилагательное как часть речи" . Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений

Урок "Имя прилагательное как часть речи" . Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений

Урок "Имя прилагательное как часть речи" . Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.06.2017