Урок русского языка "Правописание приставок на з-, с-"
Оценка 5

Урок русского языка "Правописание приставок на з-, с-"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
12.02.2017
Урок русского языка "Правописание приставок на з-, с-"
Данный материал предназначен для учителей русского языка, работающих в 5 классе. Содержит в себе подробную разработку поурочного плана, дополненную карточками и дополнительным материалом. На уроке используются различные формы и методы работы, что помогает изучить и закрепить правило написания приставок на З/С.Разработка поурочного плана
ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК НА З-С -.doc
Урок русского языка 5 класс                                                                         высшего уровня квалификации                                                                              Кожухова Елена Васильевна Учитель русского языка и литературы первой категории Тип урока. Урок усвоения новых знаний. Тема. Правописание приставок, оканчивающихся на З/С. Цели урока:  Образовательные: изучить и закрепить правило написания приставок на З/С, учиться находить слова с данными приставками, уметь употреблять их в речи. Развивающие:   развитие   орфографической   зоркости,   развитие   речи, развитие навыков применения на практике полученных знаний. Воспитательные:   вызвать   интерес   к   урокам   русского   языка,   умение объективно   оценивать   свои   знания,   воспитывать   ответственное   отношение   к своему здоровью. Оборудование:  учебник   для     5   класса   общеобразовательных   школ», рабочие тетради; мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал, презентация. I. Организационный момент. Цель:   Настроить   на   организацию   рабочего   пространства,   подготовить обучающихся к работе на уроке, ввести в тему урока 1. Вступительное слово учителя.  Прозвенел  для нас звонок –  Начинается урок. Ровно встали, подтянулись  И друг другу улыбнулись. ­ У нас много гостей. Чтобы вы настроились на работу, начнем с нескольких организующих строк:  Ну­ка, юный мой дружок! Ты готов начать урок? Все в порядке на столе? Есть порядок в голове? Чтобы получить знания,  Нам нужны старания! ­ Я надеюсь, что вы будете стараться, и наше сотрудничество будет успешным. 2. Запись даты в тетради.  II. Сообщение темы урока и постановка цели. 1. Целеполагание.  ­ Русский язык – самый красивый и богатый язык в мире. Наш язык –  живой. В нем очень много слов, правописание которых нам с вами пока еще не  известно. Но с каждым новым уроком мы становимся грамотнее и мудрее. Мы  уже несколько уроков работаем по теме: «Состав слова», изучили несколько  орфограмм,  а сегодня мы должны будем выяснить, когда в приставках ­ раз­ (рас­), без­(бес­), из­(ис­), воз­(вос­) можно писать согласную З, а когда – С­,  будем учиться находить слова с данными приставками, правильно их писать и   употреблять их в речи. ­   Чтобы   достичь   цели   нашего   урока,   можно   пойти   разными   путями: прочитать   в   учебнике   или   изобрести   правило   самим.   Вам   как   интереснее? (Интереснее изобрести самим). III. Изучение нового материла. Цели:  дать   представление   об   условия   выбора   согласных   з–с   на   конце приставок;   научить   находить   опознавательный   признак,   уметь   выделять приставку;   развивать   анализ,   синтез,   логическое   мышление.   Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала. Учить вести   диалог,   слушать   и   слышать   собеседника,   учить   контролировать   свое поведение. Учитель: Посмотрите. На столе находятся карточки с  пословицами.  Прочитайте их.  (Слайд 2) Безделье до добра не доводит. У сильного всегда бессильный виноват. Учитель: А следующую пословицу вы должны сами составить. Перед вами  находятся карточки со словами. Составь правильно пословицу. Обрати внимание  на заглавную букву и точку, что они тебе подсказывают? Работа в группе лает. От собака безделья От безделья собака лает.  (Слайд 3) Учитель: Какие слова выделены в этих пословицах? Запиши эти слова в тетрадь, выделите  приставку и подчеркните согласную, на которую она оканчивается.. Ученик: Безделье, бессильный, безделья. Учитель:  ­   А   теперь   выделите   корень   и   подчеркните   букву,   с   которой   он начинается. ­ Посмотрите, перед звонкой или глухой согласной пишется З­? ­ А перед какими согласными пишется С­?   ­ Может быть, кто­то из вас уже догадался, от чего будет зависеть выбор написания З или С на конце приставки? (Наверное, от того, с какого согласного начинается корень. Если корень начинается со звонкого согласного, то надо писать букву З, а если с глухого – то букву С). ­   Давайте   откроем   наши   учебники   и   проверим,   правильно   ли   мы догадались. Работа по учебнику. Знакомство с правилом (орфограмма № 11   стр. 204)  Знакомство со всеми приставками на З/С. Есть приставочки на З, И на С бывают.  (Слайд 4 ). З Без­ Вз­ Воз­ Из­ Низ­ Раз­ Роз­ С Бес­ Вс­ Вос­ Ис­ Нис­ Рас­ Рос­ Через (чрез)­ Черес (чрес)­ ­   А   теперь   давайте   вместе   с   вами   рассмотрим   алгоритм   рассуждения написания приставок на З/С. (Слайд 5 ). АЛГОРИТМ РАССУЖДЕНИЯ З или С ? СМОТРИ НА СЛЕДУЮЩИЙ ПОСЛЕ ПРИСТАВКИ СОГЛАСНЫЙ если звонкий             если глухой пиши З                    пиши С БЕЗ ВОЗ РАЗ ИЗ НИЗ БЕС ВОС РАС ИС НИС ­   Чтобы   безошибочно   применять   данное   правило   на   письме,   нужно различать звонкие и глухие согласные.  4. Закрепление полученных знаний. ­   А   теперь   давайте   потренируемся   и   выполним   несколько   упражнений, применяя алгоритм рассуждения. 1. Упражнение 1. (Слайд 6 ). Вставьте пропущенные буквы в пословицах. Бе…донную бочку водой не наполнишь. Бе…делье – сестра болезни. Время все и…лечит. У сильного всегда бе…сильный виноват. Глупый осудит, умный ра…судит. (Проверка. Слайд 7 ).  2. ­ Когда вы встречаетесь с приставками на З/С, вас могут подстерегать две опасности. Первая вам уже знакома: не перепутать бы З и С. А вот и вторая опасность. Есть такие слова, в которых при встрече приставки и корня пишется не одна буква С или З, а две. Откуда же берутся две С или две З в словах с приставками второй группы? Давайте попробуем разобраться и с этим. ­ Прочитайте следующую пословицу: Ра..сердясь на блох, да и шубу в печь. (Слайд 8) ­   Выделите   в   слове     РАССЕРДЯСЬ   корень   и   приставку   и     объясните, откуда появилась вторая буква С в этом слове? (Одна буква принадлежит С приставке, а другая корню).  (устно)  (Слайд 9) ­   Смысл   данной   пословицы   в   следующем:  Не   разобравшись,   сгоряча можно уничтожить не причину неприятностей, а нечто важное, ценное. 3. Упражнение 2. (Слайд 10 ) НЕ СЪЕШЬТЕ ВТОРУЮ БУКВУ! 1.   К   данным   «отрезкам»   слов   прибавьте   приставки   второй   группы. Запишите самостоятельно полученные слова. ..совестный,   ..свет,   ..сыпаться, ..станавливать, ..суждать, ..ставлять, ..сердечный, ..следование.   ..задорился,   ..сказывать, Без­ (бес­), раз­ (рас­), воз­ (вос­) Взаимопроверка.  (Слайд 11 ).  Физминутка. ­   Мы   уже   много   работаем.   Пора   немного   размяться.   У   нас физкультминутка.   Она   тоже   не   совсем   обычная.   Встаньте,   пожалуйста. Выпрямите спинки, расправьте плечи. Начинаем. (Видео: физ.минутка). 4. Внимание! В словах здесь,  здоровье, здание нет приставки! Здесь, здание, здоровье  С 3 пишите на здоровье.  Но 3 приставки не бывает – Это каждый школьник знает.      (Слайд 12) 4. Выполнение упражнения на закрепление  Работа в группах ­   У   вас   на   столах   лежат   карточки   со   словами.   Вам   необходимо распределить слова на три группы: а) с приставкой на –З, ­С; б) с приставкой –С; в) без приставки. Здание,   избрать,   разгадать,   свадьба,   спросить,   здесь,   исцарапать,   злой, спеть,   распахать,   безвольный,   сводить,   здоровье,   сдать,   здравствуй,   сложить, распустить.              (Слайд 13) (После   выполнения   группы   обмениваются   листами, взаимопроверку)        (Слайд 14) а) с приставкой на –З, ­С;            б) с приставкой –С;             в) без приставки.   проводят избрать                                      спросить                              здание разгадать                                   спеть                                    свадьба исцарапать                                сводить                                здесь распахать                                  сдать                                     злой безвольный                               сложить                                здоровье распустить                                                                              здравствуй Критерии оценивания:          (Слайд 15) Оценка «5» ­ 16 – 17 правильных ответов Оценка «4» ­ 13 – 15 правильных ответов Оценка «3» ­  9 – 12 правильных ответов Оценка «2» ­  1 – 8 правильных ответов IV. Проверка усвоения нового материала.  Тест «Правописание приставок на з/с». Каждый ученик выполняет данный текст индивидуально.              (Слайд 16) В каком слове пишется буква З? 1) и…пуганный                   2) не…гораемый                  3) и...рыхлить                           4) …двинуть В каком слове пишется буква З?                     1) чере…чур                     2) …гореть                     3) и…тратить                             4) и…гнание В каком слове пишется буква С?                     1) во…делывать                     2) не…давленный                     3)  бе…вкусно                               4) бе…злобный В каком слове пишется буква С?                    1) не…доровится                    2) в…дремнуть                    3) и…чезнуть                    4) во…любить В каком слове пишется буква С?                     1) и…черпать                     2) и…ношенный                     3) бе…участный                     4) ра…бежаться V. Подведение итогов. Рефлексия.   (Слайд 17) В чем состояла задача сегодняшнего урока? От чего зависит написание З, С в конце приставок? С какими трудностями вы столкнулись в процессе работы над темой  урока? Какой вид деятельности вам показался наиболее интересным? VI. Задание на дом:     (Слайд 18) 1. Выучить правило о правописании приставок на З/С 2. Выполните задание, данное на карточке.  Вставьте пропущенные буквы. При этом вам придется решать: З или С? С или СС?. При затруднении обращайтесь к орфографическому словарю. Не забудьте, что приставки Раз­, из­, воз­, низ­, чрез­, без­ Пред согласными глухими Быстро сменят "з" на "с". 1) Тропинок было не..честь, и они во всех направлениях и..чертили лес. 2) Когда   мощный   порыв   ветра,   рыча,   продул   лес,   сверкнула   молния   и   грохнул ра..кат грома, Бемби чуть не лишился чувств: ему представилось, что мир вот­ вот ра..колется на куски. 3) Бемби бежал позади матери. Каждый удар грома словно ..дувал его с дороги в кусты, каждый высверк молнии во..вращал назад. Каждая в..пышка молнии отражалась в тысячах капель и струй, как будто лес во..пламенился. 4) Однажды мать и вовсе и..чезла. Его охватило бе..покойство, быстро перешедшее в страх, а затем лишь глубокая, бе..надёжная тоска.                                                                                                      (Ф. Залтен) ­Спасибо за урок. Вы замечательно сегодня поработали. Выставление оценок

Урок русского языка "Правописание приставок на з-, с-"

Урок русского языка "Правописание приставок на з-, с-"

Урок русского языка "Правописание приставок на з-, с-"

Урок русского языка "Правописание приставок на з-, с-"

Урок русского языка "Правописание приставок на з-, с-"

Урок русского языка "Правописание приставок на з-, с-"

Урок русского языка "Правописание приставок на з-, с-"

Урок русского языка "Правописание приставок на з-, с-"

Урок русского языка "Правописание приставок на з-, с-"

Урок русского языка "Правописание приставок на з-, с-"

Урок русского языка "Правописание приставок на з-, с-"

Урок русского языка "Правописание приставок на з-, с-"

Урок русского языка "Правописание приставок на з-, с-"

Урок русского языка "Правописание приставок на з-, с-"

Урок русского языка "Правописание приставок на з-, с-"

Урок русского языка "Правописание приставок на з-, с-"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017