Технологическая карта урока в 5 классе по теме " Корень слова".
Оценка 5

Технологическая карта урока в 5 классе по теме " Корень слова".

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
10.02.2017
Технологическая карта урока  в 5 классе по теме " Корень слова".
Учитель: Морева Екатерина Ивановна. МБОУ «Малокуликовская средняя общеобразовательная школа» Орловской области, Орловского района. 1.Предмет: русский язык. 2.Класс: 5. 3. Автор УМК: УМК для 5 класса образовательных учреждений авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. М.: Просвещение 2014. 4. Тема урока: "Корень слова". 5. Тип урока: урок открытия нового знания.
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме11.doc

Технологическая карта урока русского языка  в 5 классе по теме " Корень слова".

Учитель: Морева Екатерина Ивановна.

МБОУ «Малокуликовская средняя общеобразовательная школа» Орловской области, Орловского района.

1.Предмет:  русский язык.

2.Класс: 5.

3. Автор УМК: УМК для 5 класса образовательных учреждений авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др.

М.: Просвещение 2014.

4. Тема урока: "Корень слова".

5. Тип урока: урок открытия нового знания.

6. Цель урока: повторить сведения о корне как значимой части слова и об однокоренных словах; научиться находить корень слова, подбирать однокоренные слова, отличать их от омонимичных.

7. Задачи урока:

формировать умение формулировать определение понятий;

формировать умение находить корень через подбор однокоренных слов и разбор лексического значения;

познакомить с омонимичными корнями;

формировать навыки разграничения омонимичных корней;

совершенствовать орфографические умения;

развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, логически мыслить;

развивать интерес к предмету, используя элементы игры и занимательности.

8. УУД:

личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования;  положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану, в диалоге с учителем учится совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;

познавательные: анализирует, сравнивает, квалифицирует и обобщает факты и явления;

коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает её, аргументируя;  учится подтверждать аргументы фактами, учится принимать точку зрения других.

9. Планируемые результаты: обучающиеся должны знать

что такое корень слова, как правильно его выделять в словах, что такое однокоренные (родственные) слова, что такое омонимичные корни;

должны уметь

1) верно определять корень слова и выделять его, подбирать однокоренные слова;

2) отличать однокоренные слова от форм слов;

3) образовывать однокоренные (родственные) слова;

4) находить в тексте слова с одинаковым корнем и отличать их от омонимичных.

10. Межпредметные связи: литература.

11. Ресурсы: учебник для 5 класса образовательных учреждений авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. М.: Просвещение 2014,

 мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, рабочие листы, карточки.

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Затраченное время

Деятельность учащихся

1 этап.

Организационный момент

Проверяет готовность класса к уроку, мобилизует внимание учащихся.

—Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучать раздел науки о языке «Морфемику».

 

Самоконтроль готовности к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности), мобилизация внимания.

2 этап.

Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания

—Вспомним, что же такое морфемика? Что она изучает?

Давайте выполним первое задание на рабочих листах. (Слайд 1)

Задание: продолжите предложение:

Морфемика – это раздел науки о языке, который изучает... (морфемы).

Морфема – это... (часть слова).

Я знаю морфемы: ... (приставка, корень суффикс, окончание).

Давайте все встанем. Итак, как мы можем показать часть слова, которая стоит перед корнем? (Ребята одну руку держат над головой, а другую приставляют к ней сбоку.) Главную часть слова? (Ребята разводят руки в виде дуги или делают наклон вправо). Часть слова, которая стоит после корня, перед окончанием? (Ребята строят руками домик). Как мы можем показать часть слова, которая очень любит меняться? (Дети показывают окончание движением рук). Часть слова, которая очень любит кататься в лодочке? (Ребята изображают основу слова с помощью рук).

—Хорошо, мы повторили материал предшествующих уроков, который нам поможет усвоить новую тему.

1 мин.

Коррекция.

3 этап.

Мотивация

—Теперь давайте выполним задание «Угадайте слово». Посмотрите внимательно, какие морфемы вы видите? (Варианты слова демонстрируются по очереди). Попробуйте прочитать слово. (Слайд 2)

- Без какой морфемы невозможно понять значение слова? (Без корня)

Всё правильно. Корень—главная значимая часть слова.

-Назовите тему нашего урока. (Корень слова)

Откройте рабочие листы и запишите тему урока.

1 мин.

Анализ языкового материала, построение умозаключения на основе анализа языкового материала.

4 этап.

Целеполагание и планирование

Тема «Корень слова» для вас не новая, вы уже изучали эту тему в начальных классах.

Поэтому сегодня нам предстоит что-то вспомнить, а что-то узнать новое, чему-то научиться. Давайте сформулируем цель урока, исходя из темы урока. (Повторить, что такое корень слова и однокоренные слова; научиться находить корень слова, подбирать однокоренные слова.)

Посмотрите на (Слайд 3).

Вспомим, что такое корень слова, как правильно его выделять в словах, что такое однокоренные (родственные) слова,

Узнаем, что такое омонимичные корни;

Научимся:

1) верно определять корень слова и выделять его, подбирать однокоренные слова;

2) отличать однокоренные слова от форм слов;

3) образовывать однокоренные (родственные) слова;

4) находить в тексте слова с одинаковым корнем и отличать их от омонимичных.

Хорошо, давайте продолжим работу на уроке и научимся всему, что запланировали. Нам предстоит выполнить ряд заданий. Я вас попрошу по ходу урока поставить около заданий, которые вам понравятся, восклицательный знак, а возле заданий, с которыми вам будет трудно справиться, вопросительный. В конце урока мы эти знаки подсчитаем.

1 мин.

Формулирование целей своей учебной деятельности.

5 этап.

«Открытие нового знания»

1) -Сейчас мы должны научиться верно определять корень слова и выделять его. Что нам для этого нужно? (Уметь находить корень и подбирать однокоренные слова.)

Выполним упражнение 392. Устно. Давайте прочитаем ряды однокоренных слов и определим в словах корень.

Корни –свет- и –тем- (родственное слово тьма, это отсутствие света).

Выполним упражнение на рабочем листе.

Упражнение «Подбор однокоренных слов».
Напишите по 3 однокоренных слова к данным словам. Выдели корни.
О б р а з е ц: лес - лесок, лесник, лесной

Вариант 1.
1. сад -
2. холод -
3. зима –

Вариант 2.
4. дождь -
5. лёд -
6. снег –

Взаимопроверка выполнения работы. 0 ошибок -5, 1 ошибка -4, 2 ошибки -3, 3 и более – 2. Заполнение таблицы «Моя отметка».

-Чем мы сейчас занимались? (Подбирали однокоренные слова и выделяли корень.)

Всё правильно, мы научились верно определять корень слова и выделять его, подбирать однокоренные слова.

2) Сейчас мы попробуем научиться отличать однокоренные слова от форм слов.

Для этого мы должны вспомнить, как образуются формы слова и однокоренные слова. (Формы слова образуются при помощи окончания и формообразующих суффиксов. Однокоренные слова образуются при помощи суффиксов и приставок.)

(Слайд 4)

Я называю главное слово в «семье» и пытаюсь собрать его родственников. Если слово является однокоренным, то поднимаем зелёный флажок. Если же формой слова, то поднимаем красный флажок.

Дом—дома, домашний, домик, к дому. Красивый—красивая, красота, красивое, украшать.

Бежать—бегу, пробежка, бежит, бег, бежишь. 

Замечательно, я вижу, что вы научились различать формы слова и однокоренные слова.

3) (Слайд 5)

Работа с высказыванием М. Горького.

«Слова, дружище,- это как листья на дереве, и чтобы понять, почему лист таков, а не иной, нужно знать, как растёт дерево…»

Соотнесите высказывание М. Горького с темой нашего урока. (Слова так же, как и листья на дереве, от одного корня растут.)

Всё правильно!

А) Потренируемся! Давайте вырастим волшебное дерево с корнем –цвет-.

   

 

 

                                                                       -цвет-

  -Интересно, какие слова вырастите вы на этом дереве?

-Вот мы поливаем дерево водой. И появляется росток, ещё росток…(Дети записывают слова на рабочих листах.)

-Любые ли слова могут вырасти на нашем дереве? (Нет, только родственные, т.е. однокоренные.)

-Давайте  назовём слова, которые вы вырастили на своих деревьях. (Ответы детей.)

-А теперь посмотрите, какие можно было ещё вырастить слова на дереве с корнем –цвет-. Допишите их на свои деревья, если у вас их нет. (Слайд 6)

Самопроверка выполнения задания.

Б) Сейчас нам предстоит заполнить таблицу, выбирая из предыдущего задания однокоренные слова, относящиеся к определённым частям речи. (Слайд 7)

 

-цвет-

Существительное (кто? что?)

цветение, цветник, цветок

Прилагательное (какой?)

цветочный, цветной

Глагол (что делать?)

расцветать, зацветают

Учитель выборочно опрашивает обучающихся, как они распределили однокоренные слова в таблице.

-Какой частью речи могут быть однокоренные слова? (Однокоренные слова могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи.)

Давайте прочитаем правило на странице 13 учебника. 2 обучающихся повторяют правило. (Слайд 8)

В) –Посмотрите ещё раз на дерево на слайде. Какое слово здесь лишнее? (Цветной.) Всё правильно. Почему? У корня цвет несколько лексических значений.  Какая книга нам поможет разобраться в значениях слов?( Толковый словарь.)

-Правильно. Обратимся к словарю С.И. Ожегова. Стр. 871-872.

-Что мы там видим? (Слайд 9)

Можно выделить два разных слова с корнем цвет.

1) Цвет - цветы, цветки.

3) Цвет - световой тон чего-нибудь, окраска.

Что мы увидели в словаре? (Что слово цвет –омоним.)

То есть что мы можем сказать о корне –цвет-? (Это омонимичный корень, то есть пишется одинаково, но имеет разное значение.)

Цветной-цветочный.

-Являются ли эти слова однокоренными? (Нет.) Почему? (Корни одинаковые, но лексическое значение разное.)

4)  Работа над омонимичными корнями.

Сейчас мы проверим домашнюю работу. Упражнение 388. Устно.

Маленькой девочке показалось, что слова отпугивать, запуганный и пуговица с одним корнем и с одним значением. На основе этого получился вот такой забавный диалог. (Слайд 10)

-Давайте прочитаем текст упражнения.

Слова отпугивать, запуганный и пуговица. Однокоренные это слова? (Нет. Эти слова только похожи по звучанию, но разные по написанию и лексическому значению.)

В русском языке много таких слов, которые похожи, но по смыслу совершенно разные. Они называются омонимами, и мы об этом уже говорили.

. Потренируемся! Выполним задание “Третий лишний” на рабочем листе.

- Являются ли данные слова в каждой строчке однокоренными? Найдите лишнее слово, подчеркните его одной чертой.

Белка, беленький, белить.
Левый, лев, налево.
Косичка, косить, покос.

Лес, лестница, лесничий.

 Честный, чеснок, чесночный.

Смешной, смех, смешать.

Дивный, удивлённый, диванный.

Водичка, водяной, водитель.

Самопроверка по образцу. (Слайд 11) 0 ошибок -5, 1 ошибка -4, 2 ошибки -3, 3 и более – 2. Заполнение таблицы «Моя отметка».

 -Давайте ещё раз повторим, как называются слова, одинаковые по произношению и написанию, но разные по лексическому значению? (Омонимы)

Итак, сделаем вывод: Корни называются омонимичными, если они …одинаковые по произношению и написанию, но разные по лексическому значению.

Выполнение упражнения 394. Как называются слова, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному? (Омофоны.) В какой последовательности мы будем выполнять упражнение? (Прочитаем предложение, определим, в каком значении употреблено слово, в котором надо выбрать букву, спишем предложение, в скобках укажем проверочное слово.)

Вал, веять, дать, развить, удой, вол.

1.      Вал-большая, высокая волна. 2. Развевает—колышет на ветру. 3. Даю –извещаю, дать сигнал. 4. Развивает-развить, способствует росту, развитию силы воли. 5. Дою- получаю удой. 6. Вол-крупное рогатое животное.

Какой мы можем сделать вывод из этого упражнения? ( Чтобы правильно выбрать написание корня в слове, мы должны посмотреть на лексическое значение слова и только потом подобрать проверочное слово.)

 

 

 

 

 

1 мин.

 

 

 

(3 мин. выполнение -1 мин. проверка) 4 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(3 мин. выполнение, 1 мин. проверка) 4 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 мин.

 

 

 

Анализ языкового материала, установление причинно-следственных связей, построение логического рассуждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимоконтроль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ иллюстративного материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулировка и аргументация собственного мнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ материала таблицы.

 

 

Ознакомление с теоретическим материалом учебника.

 

Анализ языкового материала. Составление связного ответа.

Работа со словарём.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Построение умозаключений на основе наблюдений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учатся находить однокоренные слова по смыслу. Учатся выделять из ряда однокоренных слов слово с омонимичным корнем.

 

 

 

Самоконтроль и самокоррекция.

 

 

 

 

 

Выполняют упражнение на разграничение омофонов.

 

 

 

 

 

 

Формулировка вывода.

6 этап.

Включение нового знания в систему знаний. (Закрепление)

Проверочная работа.

Задания 1-5 оцениваются 1 баллом за правильный ответ, 6 задание 3 балла, если всё сделано правильно, 2 балла допущено 1-2 ошибки, 1 балл допущено 3 ошибки, 0 баллов- допущено 4 и более ошибок.

- Хорошо ли вы усвоили тему урока? Выполните самостоятельно задания.

Выбери верное утверждение.

1. Корень – это...

А) главная значимая часть слова Б) часть речи В) часть предложения.

2. В корне заключено...

А) значение одного слова Б) значение предметности В) общее лексическое значение однокоренных слов.

3. Чтобы найти корень, нужно...

А) изменить слово Б) подобрать однокоренные слова

4. Однокоренные слова...

А) могут быть только одной частью речи,

Б) могут быть только разных частей речи,

В) могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи.

5. В какой строке записаны однокоренные слова?

А) (длинная) коса, косить (траву), косой (заяц);

Б) купить, купаться, купание

В) трава, травяной, травинка.

(Слайд 12) Просмотр видеофрагмента.

6. Прочитайте текст, составленный по книге Л.Кэрролла «Алиса в Стране чудес». Обратите внимание на выделенные слова. Выпишите в три столбика однокоренные слова, разные формы одного и того же слова и слова с омонимичными корнями.

Алиса приятно удивилась, увидев Герцогиню в столь отличном расположении духа, и подумала, что это перец делает ее вспыльчивой.

– Когда я буду Герцогиней, – сказала она про себя (без особой, правда, надежды), – у меня в кухне совсем не будет перца. Правильно, суп перчить не надо, он и без перца вкусный. От перца, верно, и начинают все всем перечить? – Алиса очень обрадовалась, что открыла новое правило.
– От уксуса куксятся, – продолжала она задумчиво, – от горчицы – огорчаются, от лука лукавят, а от сдобы – добреют. Как жаль, что никто не знает этого правила... Все было бы просто. Ели бы сдобу и добрели.

Однокоренные слова

Формы одного слова

Слова с омонимичными корнями

Перец, перчить.

Перец, перца.

Перечить.

 

Правило, правила.

 

 

 

Уксус, куксятся. Лука, лукавят. Сдобы, добреют.

 

Добреют, добрели.

 

Взаимопроверка теста по образцу. (Слайд 13) 7-8 баллов -5, 5-6 баллов -4, 4 балла -3, 3 и менее баллов – 2. Заполнение таблицы «Моя отметка».

10 мин.

(3 мин. 1-5 задание, 5 минут 6 задание, 2 минуты проверка)

Выполняют тестовые задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполнение таблицы.

 

 

 

 

Взаимоконтроль.

7 этап.

Рефлексия и оценивание

Давайте вернёмся к цели урока и определим, результативным ли был урок? Что мы узнали на уроке и чему научились? (Обсуждается цель урока и достигнутые результаты.)

-Было ли вам интересно? (Да.) Давайте подсчитаем, сколько восклицательных знаков вы поставили в рабочих листах и сколько вопросительных. Хорошо. Я посмотрю задания, с которыми вам было трудно справиться, и мы их обязательно разберём на следующем уроке.

А теперь определите, как вы усвоили материал урока, поднимите листочки.

(Слайд 14)

Зелёный – всё хорошо понимаю, не испытываю затруднений при выполнении практических заданий. Жёлтый- в целом понимаю, но испытываю отдельные трудности при выполнении практических заданий. Красный – не всё понимаю, испытываю серьёзные затруднения при выполнении практических заданий.

(Ребята показывают “листочки”.)

Кто на уроке был сегодня особенно активным? Молодцы, ребята! Всем остальным желаю проявлять на уроках больше активности.

 (Слайд 15)                              «Моя отметка»

Номер задания

Задание

Баллы

1.

Упражнение на карточке «Подбор однокоренных слов».

 

2.

Задание “Третий лишний”.

 

3.

Проверочная работа. Тест.

 

15 баллов- отметка 5, 14-12- отметка 4, 11-9- отметка 3, 8 и менее – отметка 2.

Обучающиеся подсчитывают количество набранных баллов за урок и выставляют отметку.

1 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин.

Анализ собственной учебной деятельности и самооценка.

 

 

 

 

 

Анализ собственной учебной деятельности.

8 этап.

Домашнее задание

 Для всех. 1)Упражнение 395. 2)Дома каждый из вас превратится в садовода и вырастит ромашку. Это будет необычная ромашка—её лепестки будут состоять из родственных слов с корнем –чуд- (чудо) 1 вариант и –стар-(старый) 2 вариант. Чем больше лепестков будет у ромашки, тем лучше.

Для желающих задания повышенного уровня сложности. Упражнение 396, 397 на выбор. Рабочая тетрадь упражнение 100.

Спасибо вам за урок, сдайте ваши рабочие листы. Я выставлю вам отметки, когда посмотрю их.

1 мин.

Выбор и выполнение заданий по уровню сложности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "

Межпредметные связи: литература

Межпредметные связи: литература

Вспомним, что же такое морфемика?

Вспомним, что же такое морфемика?

Откройте рабочие листы и запишите тему урока

Откройте рабочие листы и запишите тему урока

Открытие нового знания» 1) -Сейчас мы должны научиться верно определять корень слова и выделять его

Открытие нового знания» 1) -Сейчас мы должны научиться верно определять корень слова и выделять его

Сейчас мы попробуем научиться отличать однокоренные слова от форм слов

Сейчас мы попробуем научиться отличать однокоренные слова от форм слов

Интересно, какие слова вырастите вы на этом дереве? -Вот мы поливаем дерево водой

Интересно, какие слова вырастите вы на этом дереве? -Вот мы поливаем дерево водой

Самопроверка выполнения задания

Самопроверка выполнения задания

Слайд 8) В) –Посмотрите ещё раз на дерево на слайде

Слайд 8) В) –Посмотрите ещё раз на дерево на слайде

Слова отпугивать, запуганный и пуговица

Слова отпугивать, запуганный и пуговица

Самопроверка по образцу. (Слайд 11) 0 ошибок -5, 1 ошибка -4, 2 ошибки -3, 3 и более – 2

Самопроверка по образцу. (Слайд 11) 0 ошибок -5, 1 ошибка -4, 2 ошибки -3, 3 и более – 2

Анализ языкового материала, установление причинно-следственных связей, построение логического рассуждения

Анализ языкового материала, установление причинно-следственных связей, построение логического рассуждения

А) (длинная) коса, косить (траву), косой (заяц);

А) (длинная) коса, косить (траву), косой (заяц);

Заполнение таблицы «Моя отметка»

Заполнение таблицы «Моя отметка»

Рефлексия и оценивание Давайте вернёмся к цели урока и определим, результативным ли был урок?

Рефлексия и оценивание Давайте вернёмся к цели урока и определим, результативным ли был урок?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017