Урок русского языка в 5 классе «Лингвистическая экспедиция».
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
16.02.2017
Тема: Род неизменяемых существительных. Урок нестандартный. Учащиеся «отправляются» в лингвистическую экспедицию, цель которой научится определять род неизменяемых существительных.
При этом использую различные методы обучения: словесные, которые дают возможность задать высокий уровень теоретических знаний; наглядные (презентация, иллюстрации), позволяющие активизировать ребят с наглядно-образным мышлением, практические, которые формируют практические навыки, создавая одновременно широкий простор для творчества.
Урок русского языка в 5 классе.doc
МБОУ «Красноорловская СОШ»
Урок русского языка в 6 классе.
«Лингвистическая экспедиция».
Тема: Род неизменяемых существительных.
Разработала учитель русского языка и
литературы Мецлер Людмила Васильевна. С. Красные Орлы. 2013 год.
Цель: Формирование умения определять род неизменяемых
существительных.
Задачи: 1) Знакомство с неизменяемыми существительными.
2) Формирование умения определять род неизменяемых
существительных.
3) Повторение пунктуации при обращении, постановки тире
между подлежащим и сказуемым.
4) Расширение кругозора учащихся.
5) Развитие речи.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в
лингвистическую экспедицию. Что означает слово «лингвистическая»?
(Языковедческая) Цель ее – научиться определять род неизменяемых
существительных. Что же такое неизменяемые существительные?
Вспомнить это вам поможет небольшой эпизод из жизни не очень
грамотных провинциалов.
(Ученики разыгрывают сценку)
Сценка:
1) Здрасьте! Проходите!
2) Здрасьте.
1) Ой, да у вас новое пальто!
2) Да нет, меня еще в прошлом месяце этим пальтом наградили за
хорошую работу.
1) А я вас не видел еще в этом пальте. Я себе тоже обновку прикупил.
Кашне называется.
2) Я такую кашну в городе у племянника видела.
1) Вы чего пить будете: какау или кофею?
2) Мне какава налейте.
Учитель:
заметили ли вы ошибки в речи этих собеседников? (Существительные: пальто, кашне, какао, кофе не изменяются)
Верно. Это и есть неизменяемые существительные – те, которые не
изменяются по падежам и числам. Но они, как и все существительные,
имеют категорию рода. Как его определить? Это мы и должны будем
научиться делать к концу нашей экспедиции.
Сначала вам нужно будет приобрести билеты. Валюта – это ваши знания.
Кто отгадывает слово, неизменяемое существительное, тот получает билет.
2. Кроссворд.
1) Подземная железная дорога.( Метро)
2) Автодорожная магистраль. (Шоссе)
3) Место стоянки и ремонта локомотивов и вагонов. (Депо)
4) Порода малорослых лошадей. (Пони)
5) Настольная игра. (Домино)
6) Персонаж одноименной трагедии Шекспира. (Отелло)
7) Помещение в театре, кино для пребывания зрителей перед началом
представления. (Фойе)
8) Музыкальное произведение для одного голоса, инструмента.(Соло)
9) Вид городского автотранспорта. (Такси)
10)
Аркан с петлей для ловли животных. (Лассо)
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1 м
е
т
р
о
Учитель:
Теперь мы можем отправиться в путь. Путешествие наше будет
необычное, в том смысле, что мы в мгновение ока можем перенестись из
одной точки на карте мира в другую. Поехали1
(На доске маршрут экспедиции. Каждый пункт обозначен фотографией с
видом данной местности.)
Батуми Капри Миссисипи Монако Дели Онтарио Замбези
См. приложение №1. (слайд № 2)
3. Экспедиция.
1) Первая остановка на нашем пути – Батуми. (слайд № 3)
Ученик зачитывает географическую справку:
Батуми – город в Грузии, порт на Черном море. Население 122 тыс.
городкурорт.
Батуми – чудесный, солнечный город. Он поражает своей красотой.
Оцените это место, запишите свои впечатления в тетрадь. Но для этого вам
необходимо определить, к какому роду относится это существительное.
Как это сделать? Я вам подскажу. В данном случае род можно определить
по опорному слову. «Город» существительное мужского рода, значит,
«Батуми» тоже мужского рода.
(учся делают запись, несколько предложений зачитываются
вслух.Например: «Солнечный Батуми (м.р.) поразил меня».)
2) Следующая остановка – Дели. (слайд № 4)
Справка: Дели – город, столица Индии. Население 10, 6 млн.
Какого рода это существительное? Как вы это определили?
( Дели – город, м.р.)
В Индии великолепная природа, множество разнообразных животных. Я
приглашаю вас посетить зоопарк, в котором собраны звери и птицы из
разных уголков мира.
( На слайдах фотографии животных, надписи закрыты. Названия животных
угадываются учениками, надписи открываются) (Слайды № 510)
Какаду
Колибри
Кенгуру
Зебу
Фламинго
все эти существительные мужского рода. Но они могут употребляться и в
женском роде, если речь идет о самке.
Пошлите сообщения своим друзьям, опишите увиденных животных.
(Например: «Розовый фламинго спокойно дремлет в тени»,)
3) Остановка Капри. (слайд № 11) Справка: Капри – остров в Тирренском море, в составе Италии.
Площадь 10,4 км. Курорт.
Определите род этого существительного.
(М.р. Капри – это остров.)
Капри – это курорт. Здесь можно отдохнуть, попробовать разные вкусные
блюда. Давйте зайдем в кафе и закажем чтонибудь. Чтобы оплатить заказ,
нужно лишь определить род этих существительных.
(На доске записаны названия блюд и напитков – меню. Учся подходят к
доске и записывают род существительных)
Кофе – м.р.
Какао – ср. р.
Ситро – ср. р.
Рагу – ср. р.
Хачапури – ср. р.
Желе – ср. р.
Крембрюлле – ср. р.
4) Онтарио. (слайд № 12)
Справка: Онтарио – озеро площадью 19,5 км, глубиной до 236 м.
Запишите предложение с этим словом, определите род неизменяемого
существительного, объясните постановку тире.
( Учся записывает предложение на доске, объясняет постановку тире:
«Онтарио – это очень чистое озеро» «Онтарио» ср. род. Тире ставится,
т.к. подлежащее и сказуемое выражены существительными.)
Подберите прилагательные к слову «Онтарио», не забывая, что оно
среднего рода.
( глубокое, чистое, теплое, горное…)
5) Остановка Миссисипи. (слайд № 13)
Справка: Миссисипи – река в США, одна из крупнейших в мире. Длина
3950 км.
Определите род этого существительного.
(жен. род)
На берегах этой реки растут самые разнообразные растения. Вот
только некоторые из них. Распределите их по родам.
( На доске фотографии растений. Учся записывают их названия,
распределяя на группы) (слайды № 14 18) Муж. Род Жен. род Сред. Род
кофе какао кольраби
алоэ
киви
6) Остановка Замбези. (слайд № 19)
Справка: Замбези – река в Южной Африке. Длина 1660 км. Впадает в
Индийский океан. На ней находится один из крупнейших водопадов
Виктория. Его высота 120 м., ширина 1800 м.
На этой реке построено несколько ГЭС. «ГЭС» это тоже неизменяемое
сложносокращенное существительное. Чтобы определить его род, нужно
сначала расшифровать его и посмотреть, какого рода опорное слово.
ГЭС – гидроэлектростанция. «Станция» женского рода, значит, «ГЭС»
тоже жен. рода.
На берегах этой реки живут несколько африканских племен, которые уже
затронула цивилизация, но они еще малообразованны и часто делают
ошибки, употребляя в речи неизменяемые существительные. Исправьте эти
ошибки.
(На доске записаны предложения, учся исправляют ошибки и в
исправленном виде записывают предложения в тетрадь)
А) Я в городе видел подземный (подземное) метро.
Б) Меня до дома подвезла (подвезло) такси.
В) Недалеко прокладывают новую (новое) шоссе.
Г) У меня брат поступил в русское (русский) МГУ.
Д) Хочу посмотреть веселое (веселый) КВН.
7) Монако. МонтеКарло. (слайд № 2021)
Справка:Монако – княжество, государство в южной Европе. Одно из
самых маленьких в мире. Площадь 1, 95 км. кв. Население 31, 7 тыс.
МонтеКарло город в Монако. В нем расположено знаменитое
казино.
Играть в казино мы не будем, но вот посмотреть на этот памятник
архитектуры полезно. Зайдем и пообщаемся с посетителями. Сюда
съезжаются люди из разных стран, важно уметь правильно обращаться к
ним, особенно к женщинам. Есть неизменяемые существительные, обозначающие лиц женского пола, замужних и незамужних, и они,
естественно, будут относиться к женскому роду.
( слайды № 2224)
Англичане Французы Немцы
Леди мадемуазель фрейлен
Мисс мадам фрау
Миссис
запишите предложение с обращением, используя данные
существительные.
( Учся записывают по 1му предложению, зачитывают несколько,
объясняют знаки при обращении.
Например: « Мисс, вы сегодня чудесно выглядите!»)
4. Заключительный этап.
Итак, наша экспедиция подошла к концу. Теперь вы должны написать
отчет о проделанной работе.
( На каждой парте лежат «Маршрутные листы», учся заполняют их на
месте пропусков. 12 зачитываются) См. приложение № 2.
В теории вы оказались сильны, а теперь проверим ваши знания на
практике.
( Каждому ученику еще в начале урока была дана карточка с
неизменяемым существительным, теперь пришло время определить род
этого слова. Каждый ученик вы ходит к доске и наклеивает свою карточку
взависимости от того, к какому роду принадлежит данное
существительное) См. приложение № 3.
Муж. род жен. род сред. род
пони Конго такси
ТЮЗ БСЭ Чили
кофе Миссури жюри
какаду Гоби жалюзи
СанФранциско «Дейлиэкспресс» ЦРУ
сирокко иваси меню авеню
5. Выставление оценок.
6. Инструктаж домашнего задания.
Использованная литература и интернетресурсы:
1.Современный русский язык: Учебник для вузов / Под ред. Н.С. Волгиной – 6е
изд. перераб. и доп. – М.: Логос, 2002–528с.
2. Я познаю мир Русский язык АСТ, М., 1997
Валгина Н.С., Розенталь Д.Е., Фомина М.И.
3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка М., 1997
4. Словарьсправочник лингвистических терминов. Изд. 2е. — М.: Просвещение.
Розенталь Д. Э., Теленкова М. А.. 1976
5. Справочник по правописанию и стилистике. — М.: Комплект. Д. Э. Розенталь. 1997.
6. Волина В. Учимся играя "Новая школа", М., 1994
7.Вартаньян Э. Рождение слова Детская литература, М., 1970
http://images.yandex.ru/yandsearch?
http://ru.wikipedia.org/wiki/ http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=37760
http://psinovo.ru/referati_po_psichologii_i_pedagogike/nestandartnie_uroki.html
http://klasnaocinka.com.ua/ru/article/vidinestandartnikhurokov.html
http://www.uchportal.ru/publ/23102240
http://russkiyna5.ru/articles/176
Урок русского языка в 5 классе «Лингвистическая экспедиция».
Урок русского языка в 5 классе «Лингвистическая экспедиция».
Урок русского языка в 5 классе «Лингвистическая экспедиция».
Урок русского языка в 5 классе «Лингвистическая экспедиция».
Урок русского языка в 5 классе «Лингвистическая экспедиция».
Урок русского языка в 5 классе «Лингвистическая экспедиция».
Урок русского языка в 5 классе «Лингвистическая экспедиция».
Урок русского языка в 5 классе «Лингвистическая экспедиция».
Урок русского языка в 5 классе «Лингвистическая экспедиция».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.