Урок русского языка в 5 классе «Лингвистическая экспедиция».
Оценка 4.8

Урок русского языка в 5 классе «Лингвистическая экспедиция».

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
16.02.2017
Урок русского языка в 5 классе «Лингвистическая   экспедиция».
Тема: Род неизменяемых существительных. Урок нестандартный. Учащиеся «отправляются» в лингвистическую экспедицию, цель которой научится определять род неизменяемых существительных. При этом использую различные методы обучения: словесные, которые дают возможность задать высокий уровень теоретических знаний; наглядные (презентация, иллюстрации), позволяющие активизировать ребят с наглядно-образным мышлением, практические, которые формируют практические навыки, создавая одновременно широкий простор для творчества.
Урок русского языка в 5 классе.doc
МБОУ «Красноорловская СОШ»                Урок русского языка в 6 классе.               «Лингвистическая   экспедиция». Тема: Род неизменяемых существительных.  Разработала учитель русского языка    и                                                             литературы Мецлер Людмила Васильевна. С. Красные Орлы. 2013 год. Цель: Формирование умения определять род неизменяемых  существительных. Задачи: 1) Знакомство с неизменяемыми существительными.                 2) Формирование умения определять род неизменяемых  существительных.                 3) Повторение пунктуации при обращении, постановки тире  между подлежащим и сказуемым.                 4) Расширение кругозора учащихся.                  5) Развитие речи.                              Ход урока: 1. Вступительное слово учителя. ­ Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в  лингвистическую экспедицию. Что означает слово «лингвистическая»?  (Языковедческая) Цель ее – научиться определять род неизменяемых  существительных. Что же такое неизменяемые существительные?  Вспомнить это вам поможет небольшой эпизод из жизни не очень  грамотных провинциалов. (Ученики разыгрывают сценку) Сценка: 1) Здрасьте! Проходите! 2) Здрасьте. 1) Ой, да у вас новое пальто! 2) Да нет, меня еще в прошлом месяце этим пальтом наградили за  хорошую работу. 1) А я вас не видел еще в этом пальте. Я себе тоже обновку прикупил.  Кашне называется. 2) Я такую кашну в городе у племянника видела. 1) Вы чего пить будете: какау или кофею? 2) Мне какава налейте. Учитель: ­ заметили ли вы ошибки в речи этих собеседников? (Существительные: пальто, кашне, какао, кофе не изменяются) ­ Верно. Это и есть неизменяемые существительные – те, которые не  изменяются по падежам и числам. Но они, как и все существительные,  имеют категорию рода. Как его определить? Это мы и должны будем  научиться делать к концу нашей экспедиции. Сначала вам нужно будет приобрести билеты. Валюта – это ваши знания.  Кто отгадывает слово, неизменяемое существительное, тот получает билет. 2. Кроссворд. 1) Подземная железная дорога.( Метро) 2) Автодорожная магистраль. (Шоссе) 3) Место стоянки и ремонта локомотивов и вагонов. (Депо) 4) Порода малорослых лошадей. (Пони) 5) Настольная игра. (Домино) 6) Персонаж одноименной трагедии Шекспира. (Отелло) 7) Помещение в театре, кино для пребывания зрителей перед началом  представления. (Фойе) 8) Музыкальное произведение для одного голоса, инструмента.(Соло) 9) Вид городского автотранспорта. (Такси) 10)   Аркан с петлей для ловли животных. (Лассо) 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1  м      е      т      р     о Учитель: ­ Теперь мы можем отправиться в путь. Путешествие наше будет  необычное, в том смысле, что мы в мгновение ока можем перенестись из  одной точки на карте мира в другую. Поехали1 (На доске маршрут экспедиции. Каждый пункт обозначен фотографией с  видом данной местности.) Батуми                     Капри                       Миссисипи                 Монако Дели                        Онтарио                     Замбези См. приложение №1. (слайд № 2) 3. Экспедиция. 1) Первая остановка на нашем пути – Батуми. (слайд № 3) Ученик зачитывает географическую справку: Батуми – город в Грузии, порт на Черном море. Население 122 тыс.  город­курорт. ­ Батуми – чудесный, солнечный город. Он поражает своей красотой.  Оцените это место, запишите свои впечатления в тетрадь. Но для этого вам необходимо определить, к какому роду относится это существительное.  Как это сделать? Я вам подскажу. В данном случае род можно определить  по опорному слову. «Город» ­ существительное мужского рода, значит,  «Батуми» тоже мужского рода. (уч­ся делают запись, несколько предложений зачитываются  вслух.Например: «Солнечный Батуми (м.р.) поразил меня».) 2) Следующая остановка – Дели. (слайд № 4) Справка: Дели – город, столица Индии. Население 10, 6 млн. ­ Какого рода это существительное? Как вы это определили? ( Дели – город, м.р.) ­ В Индии великолепная природа, множество разнообразных животных. Я  приглашаю вас посетить зоопарк, в котором собраны звери и птицы из  разных уголков мира. ( На слайдах фотографии животных, надписи закрыты. Названия животных угадываются учениками, надписи открываются)   (Слайды № 5­10) Какаду Колибри Кенгуру Зебу Фламинго ­ все эти существительные мужского рода. Но они могут употребляться и в женском роде, если речь идет о самке. Пошлите сообщения своим друзьям, опишите увиденных животных. (Например: «Розовый фламинго спокойно дремлет в тени»,) 3) Остановка Капри. (слайд № 11) Справка: Капри – остров в Тирренском море, в составе Италии.  Площадь 10,4 км. Курорт. ­ Определите род этого существительного. (М.р. Капри – это остров.) ­ Капри – это курорт. Здесь можно отдохнуть, попробовать разные вкусные блюда. Давйте зайдем в кафе и закажем что­нибудь. Чтобы оплатить заказ,  нужно лишь определить род этих существительных. (На доске записаны названия блюд и напитков – меню. Уч­ся подходят к  доске и записывают род существительных) Кофе – м.р. Какао – ср. р. Ситро – ср. р. Рагу – ср. р. Хачапури – ср. р. Желе – ср. р. Крем­брюлле – ср. р. 4) Онтарио. (слайд № 12) Справка: Онтарио – озеро площадью 19,5 км, глубиной до 236 м. ­ Запишите предложение с этим словом, определите род неизменяемого  существительного, объясните постановку тире. ( Уч­ся записывает предложение на доске, объясняет постановку тире: «Онтарио – это очень чистое озеро» «Онтарио» ­ ср. род. Тире ставится,  т.к. подлежащее и сказуемое выражены существительными.) ­ Подберите прилагательные к слову «Онтарио», не забывая, что оно  среднего рода. ( глубокое, чистое, теплое, горное…) 5) Остановка Миссисипи. (слайд № 13) Справка: Миссисипи – река в США, одна из крупнейших в мире. Длина 3950 км. ­Определите род этого существительного. (жен. род) ­ На берегах этой реки растут самые разнообразные растения. Вот  только некоторые из них. Распределите их по родам. ( На доске фотографии растений. Уч­ся записывают их названия,  распределяя на группы)  (слайды № 14 ­18) Муж. Род                     Жен. род                          Сред. Род        кофе                                какао                                  кольраби                                                 алоэ                                                  киви 6) Остановка Замбези. (слайд № 19) Справка: Замбези – река в Южной Африке. Длина 1660 км. Впадает в  Индийский океан. На ней находится один из крупнейших водопадов  Виктория. Его высота 120 м., ширина 1800 м.  ­ На этой реке построено несколько ГЭС. «ГЭС» ­ это тоже неизменяемое  сложносокращенное существительное. Чтобы определить его род, нужно  сначала расшифровать его и посмотреть, какого рода опорное слово. ГЭС – гидроэлектростанция. «Станция» женского рода, значит, «ГЭС»­  тоже жен. рода.  На берегах этой реки живут несколько африканских племен, которые уже  затронула цивилизация, но они еще малообразованны и часто делают  ошибки, употребляя в речи неизменяемые существительные. Исправьте эти ошибки. (На доске записаны предложения, уч­ся исправляют ошибки и в  исправленном виде записывают предложения в тетрадь) А) Я в городе видел подземный (подземное) метро. Б) Меня до дома подвезла (подвезло) такси. В) Недалеко прокладывают новую (новое) шоссе. Г) У меня брат поступил в русское (русский) МГУ. Д) Хочу посмотреть веселое (веселый) КВН. 7) Монако. Монте­Карло. (слайд № 20­21) Справка:Монако – княжество, государство в южной Европе. Одно из  самых маленьких в мире. Площадь 1, 95 км. кв. Население 31, 7 тыс. Монте­Карло  ­ город в Монако. В нем расположено знаменитое  казино. ­ Играть в казино мы не будем, но вот посмотреть на этот памятник  архитектуры полезно. Зайдем и пообщаемся с посетителями. Сюда  съезжаются люди из разных стран, важно уметь правильно обращаться к  ним, особенно к женщинам. Есть неизменяемые существительные, обозначающие лиц женского пола, замужних и незамужних, и они,  естественно, будут относиться к женскому роду. ( слайды № 22­24) Англичане               Французы                       Немцы Леди                          мадемуазель                фрейлен Мисс                           мадам                           фрау Миссис ­ запишите предложение с обращением, используя данные  существительные. ( Уч­ся записывают по 1­му предложению, зачитывают несколько,  объясняют знаки при обращении. Например: « Мисс, вы сегодня чудесно выглядите!») 4. Заключительный этап. ­ Итак, наша экспедиция подошла к концу. Теперь вы должны написать  отчет о проделанной работе. ( На каждой парте лежат «Маршрутные листы», уч­ся заполняют их на  месте пропусков. 1­2 зачитываются) См. приложение № 2. ­ В теории вы оказались сильны, а теперь проверим ваши знания на  практике.  ( Каждому ученику еще в начале урока была дана карточка с  неизменяемым существительным, теперь пришло время определить род  этого слова. Каждый ученик вы ходит к доске и наклеивает свою карточку  взависимости от того, к какому роду принадлежит данное  существительное) См. приложение № 3. Муж. род                         жен. род                         сред. род пони                                      Конго                              такси ТЮЗ                                        БСЭ                                 Чили кофе                                      Миссури                              жюри какаду                                   Гоби                                   жалюзи Сан­Франциско                   «Дейли­экспресс»           ЦРУ сирокко                                   иваси                                 меню авеню 5. Выставление оценок.  6. Инструктаж домашнего задания.  Использованная литература и интернет­ресурсы: 1.Современный русский язык: Учебник для вузов / Под ред. Н.С. Волгиной –  6­е изд. перераб. и доп. – М.: Логос, 2002–528с. 2. Я познаю мир Русский язык АСТ, М., 1997 Валгина Н.С., Розенталь Д.Е., Фомина М.И. 3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка М., 1997 4. Словарь­справочник лингвистических терминов. Изд. 2­е. — М.: Просвещение.  Розенталь Д. Э., Теленкова М. А.. 1976 5. Справочник по правописанию и стилистике. — М.: Комплект. Д. Э. Розенталь. 1997. 6. Волина В. Учимся играя "Новая школа", М., 1994 7.Вартаньян Э. Рождение слова Детская литература, М., 1970 http://images.yandex.ru/yandsearch? http://ru.wikipedia.org/wiki/ http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=37760 http://psinovo.ru/referati_po_psichologii_i_pedagogike/nestandartnie_uroki.html http://klasnaocinka.com.ua/ru/article/vidi­nestandartnikh­urokov.html http://www.uchportal.ru/publ/23­1­0­2240 http://russkiy­na­5.ru/articles/176

Урок русского языка в 5 классе «Лингвистическая экспедиция».

Урок русского языка в 5 классе «Лингвистическая   экспедиция».

Урок русского языка в 5 классе «Лингвистическая экспедиция».

Урок русского языка в 5 классе «Лингвистическая   экспедиция».

Урок русского языка в 5 классе «Лингвистическая экспедиция».

Урок русского языка в 5 классе «Лингвистическая   экспедиция».

Урок русского языка в 5 классе «Лингвистическая экспедиция».

Урок русского языка в 5 классе «Лингвистическая   экспедиция».

Урок русского языка в 5 классе «Лингвистическая экспедиция».

Урок русского языка в 5 классе «Лингвистическая   экспедиция».

Урок русского языка в 5 классе «Лингвистическая экспедиция».

Урок русского языка в 5 классе «Лингвистическая   экспедиция».

Урок русского языка в 5 классе «Лингвистическая экспедиция».

Урок русского языка в 5 классе «Лингвистическая   экспедиция».

Урок русского языка в 5 классе «Лингвистическая экспедиция».

Урок русского языка в 5 классе «Лингвистическая   экспедиция».

Урок русского языка в 5 классе «Лингвистическая экспедиция».

Урок русского языка в 5 классе «Лингвистическая   экспедиция».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2017