Программа факультативных занятий по русскому языку в 5 классе «Язык мой – друг мой»
Оценка 4.9

Программа факультативных занятий по русскому языку в 5 классе «Язык мой – друг мой»

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
русский язык
5 кл
18.02.2017
Программа факультативных занятий по русскому языку в 5 классе «Язык мой – друг мой»
Программа факультативных занятий по русскому языку в 5 классе «Язык мой – друг мой» ставит своей целью развитие интереса к русскому языку. Программа строится на основе интереса учащихся, занятия имеют элемент занимательности. Работа факультатива по русскому языку строится на основе общедидактических принципов: научности, доступности, систематичности, индивидуального подхода, занимательности, развивающего обучения, развития активности и самостоятельности учащихся, укрепления связи обучения с жизнью. Все занятия строятся тематически: в соответствии с грамматической темой или видом работы. Материал подобран таким образом, что каждое занятие обогащает учащихся новыми знаниями.
фак 5.doc
Пояснительная записка Программа факультативных занятий по русскому языку в 5 классе «Язык  мой – друг мой» разработана на основе следующих нормативных правовых документов: ­ Федеральный закон  от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской федерации» ­ Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  Красноорловская средняя общеобразовательная школа», утвержденный приказом от  31.08.2015г. № 89 ­ Положение о рабочей программе по учебному предмету,  курсу, внеурочной деятельности в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении, утвержденное приказом  от 19. 11.2014 № 200/1 Цели:  1. Привить любовь к великому русскому языку. 2. Повысить общую языковую культуру. 3. Развить интерес к языку как учебному предмету. 4. Тренировать внимание учащихся и умение логически мыслить. 5. Развить речь учащихся. Задачи: 1. Расширить, дополнить и углубить языковые знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках. 2. Научить   учащихся   самостоятельно   работать   с   книгой   и   другими   пособиями   и добиться того, чтобы они полюбили язык и книгу как источник знания. 3. Развить творческие способности учащихся.                          Общая характеристика программы. Данная   программа   по   русскому   языку   позволяет   показать   учащимся,   как увлекателен,   разнообразен,   неисчерпаем   мир   слов.   Эта   программа   обращает   внимание учителя   на   все   стороны   языка,   рассматривает   слово   в   грамматическом   и   лексическом плане.  Знание   русского   языка   создает   условие   для   успешного   усвоения   всех   учебных предметов.   Без   хорошего   владения   словом   невозможна   никакая   познавательная деятельность. Поэтому на занятиях факультатива следует обращать внимание на задания, направленные на развитие речи   учащихся, на воспитание у них чувства языка. Занятие факультатива должны убедить школьников в том, что родной язык надо изучать постоянно для   того,   чтобы   понимать   окружающую   нас   действительность   и   принимать   в   жизни активное участие.    Программа рассчитана на 34 учебные недели: 1 час в неделю. Курс представлен в учебном плане в части, формируемой участниками образовательных отношений. Требования ФГОС к результатам изучения курса: Личностные результаты: 1) понимание русского языка как одной из основных национально­культурных ценностей русского   народа,   определяющей   роли   родного   языка   в   развитии   интеллектуальных, творческих   способностей   и   моральных   качеств   личности,   его   значения   в   процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку,   гордость   за   него;   потребность   сохранить   чистоту   русского   языка   как   явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3)   достаточный   объём   словарного   запаса   и   усвоенных   грамматических   средств   для свободного   выражения   мыслей   и   чувств   в   процессе   речевого   общения;   способность   к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные результаты: 1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение: ­ адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); ­   владение   разными   видами   чтения   (поисковым,   просмотровым,   ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; ­   адекватное   восприятие   на   слух   текстов   разных   стилей   и   жанров;   владение   разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); ­ способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации,   компакт­диски   учебного   назначения,   ресурсы   Интернета;   свободно пользоваться   словарями   различных   типов,   справочной   литературой,   в   том   числе   и   на электронных носителях; ­ овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; ­ умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: ­   способность   определять   цели   предстоящей   учебной   деятельности   (индивидуальной   и коллективной),   последовательность   действий;   оценивать   достигнутые   результаты   и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; ­   умение   воспроизводить   прослушанный   или   прочитанный   текст   с   заданной   степенью свёрнутости (план, пересказ); ­ умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения; ­ способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать   нормы   построения   текста   (логичность,   последовательность,   связность, соответствие   теме   и   др.),   адекватно   выражать   своё   отношение   к   фактам   и   явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; ­ владение различными видами монолога  и диалога; ­   соблюдение   в   практике   речевого   общения   основных   орфоэпических,   лексических, грамматических,   стилистических   норм   современного   русского   литературного   языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; ­   способность   участвовать   в   речевом   общении,   соблюдая   нормы   речевого   этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; ­ способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её   содержания,   языкового   оформления;   умение   находить   грамматические   и   речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; ­ умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации; 2)   применение   приобретённых   знаний,   умений   и   навыков   в   повседневной   жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого   общения,   совместного   выполнения   какого­либо   задания,   участия   в   спорах, обсуждениях   актуальных   тем;   овладение   национально­культурными   нормами   речевого поведения   в   различных   ситуациях   формального   и   неформального   межличностного   и межкультурного общения. Предметные результаты: 1) углубление и расширение знания о языке; 2)  обогащение своей речи фразеологизмами; 3) получение дополнительных сведений по лексике и этимологии; 4) повышение грамотности.                                Содержание программы Культура речи Введение.   Роль   языка   в   жизни   человека.   Можно   ли   сломать   язык?   Азбука   важных   и вежливых слов. Как правильно употреблять слова. В руках умелых слово творит чудеса. Наш язык богат и могуч. Великие люди о языке. Фонетика В мире звуков. Звук и буква. Буквы понятные, потерянные, редкие, когда­то страшные. Игры с буквами, звуками. Игры с буквами и словами. Откроем за буквами русского языка чудо. Секреты одной буквы, логогриф. Этимология слова К истокам слова. Почему мы так говорим? «Биография слов». Занимательная грамматика Игры   со   словами:   «Слово   –   образ,   слово   –   ассоциация».   «Слово   –   понятие,   слово   – творчество».  Игры с буквами (королевский квадрат, огородные растения). Игры с буквами и словами: анаграмма, буквенные столбики; распавшиеся слова, слово в слове; верно – не верно. Что бы это значило? Превращения слов. Лексика Бывают ли у слов родственники? Сказал то же, да не одно и то же. Тёзки наоборот. О словах одинаковых, но разных. Игры с буквами и словами: угадай синонимы, омофоны, омонимы ( буриме). Богатство русского языка (синонимы, антонимы). Фразеология Фразеологические обороты. Крылатые слова. Использование фразеологических оборотов не в бровь, а в глаз. Богатство русского языка (фразеологизмы).                                                                                           Учебно­тематический план. № Название раздела Кол Основные виды деятельности п/п 1 2 Культура речи Фонетика 3 Этимология слова 4 Занимательная грамматика 5 Лексика иче ств о 5 7 4 7 6 Организация совместной учебной дея­ тельности.Учебное исследование. Работа с текстами.    Беседа, проблемные задания. Создание текстов опре­ деленного жанра. Творческая работа. Беседа, проблемные задания, письмо с  «окошками» ­ пропуск учеником  сомнительной буквы, которая  вписывается в «окошко» после  обдумывания поставленной задачи и ее решения на этапе проверки;  чтение учебных текстов. Игры с буквами,  звуками. Игры с буквами и словами.  Анализ слов и распределение их по  способу проверки написания гласных в  корне. Усвоение правила написания. Анализ текста с выделением и осмыслением необходимой  информации, установлением отношений  между смысловыми единицами. Анализ текстас выделением и осмыслением необходимой информации, установлением  отношений между смысловыми единицами.  Работа с этимологическими словарями.  Игры со словами. Анализ состава слов. Игры со словами: «Слово – образ, слово – ассоциация». «Слово – понятие, слово – творчество».  Игры с буквами (королевский квадрат, огородные растения). Игры с буквами и словами: анаграмма, буквенные столбики; распавшиеся слова, слово в слове; верно – не верно. Анализ текстас выделением и осмыслением необходимой информации, установлением отношений между смысловыми единицами. Организация совместной учебной дея­ тельности; чтение учебных текстов. Игры с буквами и словами: угадай синонимы, омофоны, омонимы ( буриме). Творческая работа, создание текстов определённого жанра. Анализ информации, представленных в виде таблиц, схем, моделей, использование для решения задач словарей, справочников, 6 Фразеология Итого 5 34 конструирование предложений. Организация совместной учебной дея­ тельности; чтение учебных текстов. Конструирование предложений с фразеологическими оборотами, анализ информации, представленной в виде таблиц, схем, моделей; использование для решения практических задач слова­ рей, справочников.        Выступление учащихся по изученному материалу Творческая работа, создание текстов определённого жанра Календарно – тематическое планирование №п/п Тема занятия Кол­во часов Сроки 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Введение. Роль языка в жизни человека. Наш язык богат и могуч. Великие люди о языке. Можно ли сломать язык? Как правильно употреблять слова. В руках умелых слово творит чудеса. В мире звуков. Звук и буква. Буквы понятные, потерянные, редкие, когда­то  страшные. Игры с буквами, звуками. Игры с буквами и словами. Откроем за буквами русского языка чудо. Игры с буквами и словами: верно – не верно. Что бы это значило? Секреты одной буквы, логогриф. Бывают ли у слов родственники? К истокам слова. Почему мы так говорим? «Биография слов». «Слово – образ, слово – ассоциация». Игры со словами. Игры с буквами (королевский квадрат, огородные  растения). Игры с буквами и словами: анаграмма, буквенные  столбики. Игры с буквами и словами: распавшиеся слова, слово в  слове. Игры с буквами и словами: верно – не верно. Игры со словами. «Слово – понятие, слово –  творчество». Превращения слов. Сказал то же, да не одно и то же. Тёзки наоборот. О словах одинаковых, но разных. Богатство русского языка (синонимы, антонимы). Игры с буквами и словами: угадай синонимы, омофоны, омонимы, буриме. Азбука важных и вежливых слов. Фразеологические обороты. Крылатые слова. Использование фразеологических оборотов не в бровь,  а в глаз. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 33 34 Богатство русского языка (фразеологизмы). Итоговое занятие. 1 1           Учебно­методическое и материально­техническое обеспечение. № Название Автор  Издательство  Год  издания 1 2 Нормативные документы Федеральный  государственный  стандарт основного общего  образования Примерная программа основного  общего образования по русскому  языку Учебно­методическая литература Занимательные   материалы   по русскому языку.  Арсирий А.Т. М.:  Просвещение М.  Просвещение 2011 2008 2000 2010 2009 2 3 1 2 3 4 Уроки русского языка в 5 классе. Работа   с   морфемными   моделями слов на уроках русского языка в 5 ­9 классах. Язык   мой   –   друг   мой:   Материалы для   внеклас.работы   по   рус.яз.: Пособие   для   учителя.   –   2­е   изд., испр. и доп.  Под  ред.С.И.Львовой Дрофа  Львова С.И. Дрофа Григорян Л.Т. М.:  Просвещение, 1988 Занимательная орфография.  Панов М.В. Москва По закону буквы.  Успенский Л.В. Москва  В мире слов. – 3­е изд., испр. и доп.  Шанский Н.М. Москва Справочная литература Орфографический словарь. Словарь русского языка Д. Н. Ушаков С. И. Ожегов Толковый словарь русского языка С. И. Ожегов Просвещение Русский язык Просвещение Фразеологический словарь русского  А. А. Войнова Москва 1987 1981 1985 1984 1987 2003 1967 языка 5 6 Этимологический словарь русского  языка Л. И. Фатеева Толковый словарь русского языка В. И. Даль АСТ АСТ 7 Мифология древней Руси А. Н. Афанасьев ЭКСМО 2008 2001 2005 Учебные таблицы и демонстрационные пособия Звуки и буквы. Таблица. Русская речь. Формы и стили речи. Таблица Русская речь. Типы речи. Таблица 1 6 7 10 Таблицы по орфографии. Дидактические материалы 1 2 Карточки для дифференцированного контроля знаний. 5 класс. Все темы. Тесты для контроля знаний. 5 класс.  Все темы. Тематические тесты. Цифровые образовательные ресурсы № Название, ссылка 1 6 7 8 9 1  Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 5,6, 7,8­9  классы. Фонетика. Звуки речи. Орфограммы в корне слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Электронные тематические тесты. Технические средства обучения Интерактивная доска 2 Мультимедийный компьютер 3 4 Проектор  Акустическая система (колонки) Вид  CD Презентация Презентация Презентация 1.

Программа факультативных занятий по русскому языку в 5 классе «Язык мой – друг мой»

Программа факультативных занятий по русскому языку в 5 классе «Язык мой – друг мой»

Программа факультативных занятий по русскому языку в 5 классе «Язык мой – друг мой»

Программа факультативных занятий по русскому языку в 5 классе «Язык мой – друг мой»

Программа факультативных занятий по русскому языку в 5 классе «Язык мой – друг мой»

Программа факультативных занятий по русскому языку в 5 классе «Язык мой – друг мой»

Программа факультативных занятий по русскому языку в 5 классе «Язык мой – друг мой»

Программа факультативных занятий по русскому языку в 5 классе «Язык мой – друг мой»

Программа факультативных занятий по русскому языку в 5 классе «Язык мой – друг мой»

Программа факультативных занятий по русскому языку в 5 классе «Язык мой – друг мой»

Программа факультативных занятий по русскому языку в 5 классе «Язык мой – друг мой»

Программа факультативных занятий по русскому языку в 5 классе «Язык мой – друг мой»

Программа факультативных занятий по русскому языку в 5 классе «Язык мой – друг мой»

Программа факультативных занятий по русскому языку в 5 классе «Язык мой – друг мой»

Программа факультативных занятий по русскому языку в 5 классе «Язык мой – друг мой»

Программа факультативных занятий по русскому языку в 5 классе «Язык мой – друг мой»

Программа факультативных занятий по русскому языку в 5 классе «Язык мой – друг мой»

Программа факультативных занятий по русскому языку в 5 классе «Язык мой – друг мой»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2017