Разработка урока русского языка 5 класс "Правописание корней с чередованием"
Оценка 4.7

Разработка урока русского языка 5 класс "Правописание корней с чередованием"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
11.02.2017
Разработка урока русского языка 5 класс "Правописание корней с чередованием"
Разработка урока на тему -Правописание гласных е-и в корнях с чередованием-.doc
Чен Светлана Ивановна     урок русского языка в 5 классе Тема урока: Правописание гласных Е ­ И  в корнях с чередованием (первый урок по теме) Тип урока: урок объяснения нового материала Цели и задачи урока  Сформировать представление о правописании гласной  в корнях с чередованием ­бер­бир­, ­дер­дир­, ­мер­мир­, ­пер­пир­, ­тер­ тир­, учить графически обозначать орфограмму.  Дать возможность проявить чувства находчивости и уверенности в своих силах.  Совершенствовать навыки анализа и синтеза.  Развивать рефлексивные умения и навыки. Планируемые результаты Личностные результаты : ­ Осознание  себя носителем родного языка, проявлять интерес к истории своего языка. ­ Формировать самооценку школьника  на основе успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.  Метапредметные результаты  Познавательные результаты: Умение: ­ сравнивать различные объекты, выявляя сходство и различие, ­ обобщать полученную информацию, ­ прогнозировать учебную ситуацию, Чен Светлана Ивановна     урок русского языка в 5 классе ­ выполнять учебные задания, соблюдая последовательность действий (алгоритм). Регулятивные результаты: Умение: ­ выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью, ­ формулировать вопрос по учебному материалу, выявлять затруднения и их причины, ­ осуществлять контроль, самооценку и взаимооценку учебной деятельности. Коммуникативные результаты: Умение: ­ участвовать в учебном диалоге, в учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками, находить общее решение учебной ситуации, ­ организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом, выслушивать друг друга), ­ аргументировать свою позицию и высказывать её в ходе учебного диалога, Предметные результаты:                                                                                                ­ формирование навыка "видеть" корни с чередованием Е ­ И, ­ знание условий выбора гласных Е ­ И в корнях с чередованием, ­ умение графически обозначать изученную орфограмму, ­ формирование умения аргументировать и высказывать своё мнение с достаточной полнотой и точностью. Технологическая карта урока Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика УДД 1. Мотивация к учебной Здравствуйте, ребята!  Личностные УУД Чен Светлана Ивановна     урок русского языка в 5 классе деятельности Давным­давно в старинном городе  жил Мастер, окружённый учениками.  Самый способный из них однажды  задумался: «А есть ли вопрос, на  который наш Мастер не смог бы дать  ответа?» Затем пошёл на цветущий  луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями.  Бабочка цеплялась лапками за его  руки, и ученику было щекотно.  Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и  спросил: ­ Скажите, какая бабочка у меня в  руках: живая или мёртвая?  Он крепко держал бабочку в  сомкнутых ладонях и был готов в  любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер  ответил: ­ Всё в твоих руках! ­Сформулируйте  мораль данной  притчи. ­Вы правы. Вера в себя – это старт  любого успеха. Я думаю, что каждый  из вас не только сегодня, но и в  будущем будет успешным. Смотрят и слушают притчу:  видео Самоопределение  Коммуникативные УУД Планирование учебного  сотрудничества с учителем и  сверстниками   ­Верь в себя и свои силы. Чен Светлана Ивановна     урок русского языка в 5 классе Желаю всем хорошего настроения и  хорошей работоспособности на  сегодняшнем уроке Запишите в тетради число и классная  работа. Пропустите строчку для  темы, мы ее  запишем позднее. Организует повторение знаний,  закрепление умений.   ­Ребята, обратите внимание на  доску. Что вы видите на рисунке? ­Деревья, растения. 2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. ­С корня, корневой системы. ­В словах главной частью  является корень. Именно в  корне заключено лексическое значение слова. ­Все вы знаете,  из каких частей  состоят растения и деревья. А какая  из частей самая главная? С чего  начинается рост любого цветка,  дерева, травы? ­­Что же общего между растениями и словами? ­ Ребята, я приготовила для вас  следующее задание. Вставьте букву и  объясните написание. (Можно сделать презентацию с  заданиями. У меня, так как нет  мультимедиа, всё записано на доске.) Коммуникативные УУД Планирование учебного  сотрудничества, умение выражать свои мысли, участвовать в учебном диалоге Познавательные УУД Анализ объектов с целью выделения  отличительных признаков Чен Светлана Ивановна     урок русского языка в 5 классе ­Дети вставляют буквы,  объясняют написание. ­Чередующиеся гласные в  корнях лаг­лож, раст­ращ­ рос. Отвечают на вопросы.  Вспоминают и рассказывают  правило .­1)произнеси слово   2)определи, в какой морфеме находится пропущенная  орфограмма 3)примени  правило 4)обозначь  орфограмму Излагать, отрасль, росток,  изложить, располагались,  приложить, растить, слагать,  обрастёт, выращивать ­Какие орфограммы­гласные в  корнях слов нам встретились? ­ Что мы называем чередованием  звуков? От чего зависит написание  гласных в этих корнях? ­ Вспоминаем правило о написании  корней –лаг­ ­лож, ­раст­,­ращ­,  ­рос­­Каким алгоритмом  пользовались, когда вставляли  пропущенные орфограммы? Создает проблемную ситуацию Мы продолжаем с вами изучать  русский язык, овладевать орфографической грамотностью.  Внимание на доску: Сиденьем города не берут. Собирай по ягодке, наберешь  кузовок Коммуникативные УУД Организовывать учебное  взаимодействие в группе  (распределять роли, договариваться  друг с другом, выслушивать друг  друга) Познавательные УУД Выполнять задания, соблюдая  последовательность действий 3. Выявление места и  причины затруднения. Чен Светлана Ивановна     урок русского языка в 5 классе Учитель: Прочитаем пословицы. Ученики читают. Учитель: Синонимичны ли эти  пословицы? Есть в них общий смысл? Какой? выберите из пословиц однокоренные  слова, запишите их в тетрадь: БЕРУТ – СОБИРАЙ ­  НАБЕРЁШЬ. Выделим корень. Какое  фонетическое явление мы  наблюдаем? Что такое чередование звуков? (обращаясь к записи на доске):  Можете ли вы объяснить условие  выбора букв Е­И в корнях данных слов? Почему? Да, эти пословицы  синонимичны, так как у них  общий смысл. Если ты ничего не будешь  делать, не будешь стараться,  то ничего и не добьёшься. Ягодка – это маленькое дело, а кузовок это большое дело,  которое складывается из маленьких. То есть смысл 2­й пословицы похож на  смысл 1­й: ты чего­то  добьёшься, если будешь  что­то делать, трудиться. Читают слова, записанные на  доске. Ученики обозначают  корни слов.  Чередование звуков Е­И. Это замена одного звука  другим. Нет. Познавательные УУД Выявлять известное и неизвестное,  высказывать предположения. Сравнивать различные объекты:  выявлять сходство и различие двух  слов. Выполнять задания, используя  алгоритм. Коммуникативные УУД Участвовать в учебном диалоге,  формировать толерантность: умение  выслушивать мнение других людей Чен Светлана Ивановна     урок русского языка в 5 классе Потому что мы не знаем  правило, которое надо  применить. 4. Построение проекта  выхода из затруднения  (цель, тема, план,  сроки, способ,  средства) ­ Назовите тему нашего урока?   ­ Как бы вы определили цели нашего  урока?   ­Буквы е — и в корнях с  чередованием (дата, тема,  наименование работы  прописывают в тетрадях). ­Научиться писать правильно гласную в корнях с  чередованием. Регулятивные УУД Целеполагание, прогнозирование  ситуации. Коммуникативные УУД Сотрудничество в учебном диалоге 5.Реализация построенного проекта Поскольку подобные темы мы  изучали в этом учебном году, я предлагаю вам, ребята, самим  «открыть» новые знания. Работаем с  ­Учащиеся работают в  группах 1 – 3 мин. Участвуют в учебном  диалоге, делятся своими  Познавательные УУД Решение проблемы, построение  логической цепочки рассуждений, Чен Светлана Ивановна     урок русского языка в 5 классе раздаточным  материалом в парах.  Слова,  какой части речи вы видите  на карточках № 1? Определите их вид. Подберите к каждому глаголу  видовую пару ­ глагол на карточке .№ 2 РАСТЕРЕТЬ ­ РАСТИРАТЬ РАЗБЕРУ ­ РАЗБИРАТЬ ОТПЕРЕТЬ ­ ОТПИРАТЬ ЗАДЕРЁТ ­ ЗАДИРАТЬ ЗАМЕРЕТЬ ­ ЗАМИРАТЬ РАССТЕЛИТЬ ­ РАССТИЛАТЬ ВЫЖЕГ – ВЫЖИГАТЬ Блестеть ­ блистать  Выделим корни глаголов с  чередованием. Работая в парах, постарайтесь найти  закономерность в написании букв Е­ И. . От чего зависит выбор букв Е или  И? Обратите внимание на  морфемный состав слов. Какая общая морфема у  глаголов 2­го столбика? Кто готов  представить своё «открытие»? предположениями. Глаголы выдвижение гипотез и их  обоснование Совершенный вид, так как  глаголы отвечают на вопросы ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЛ? Если после корня стоит  суффикс А, в корне пишем  И, если другой суффикс, то пишем Е. Чен Светлана Ивановна     урок русского языка в 5 классе 6. Первичное  закрепление Откроем учебник, стр. 112, параграф  112, орфограмма № 24 и проверим, правильный ли мы сделали вывод? Дети знакомятся с правилом. Как графически будем выделять  орфограмму? Правильный Ученик у доски объясняет  написание слов: Растирать ­  растереть 1. Работа с сигнальными карточками Учитель читает пословицы.   Ваша задача: услышать в читаемой  мною пословице слово с чередованием и назвать его, объяснив правописание корня: 1) НЕ БОГИ ГОРШКИ ОБЖИГАЮТ. 2) ЗОЛОТО И В ГРЯЗИ БЛЕСТИТ. 3) ОТ СКУКИ БЕРУ ДЕЛО В РУКИ. 4) ЛЕТО СОБИРАЕТ, А ЗИМА ПОЕДАЕТ. 5) РАННЯЯ ПТИЧКА НОСИК ПРОЧИЩАЕТ, А  ПОЗДНЯЯ ГЛАЗА ПРОДИРАЕТ. 6) СОГЛАСНОГО СТАДА И ВОЛК НЕ БЕРЁТ. 7) МЯГКО СТЕЛЕТ, ДА ЖЁСТКО СПАТЬ. 8) ЧТО СОБЕРЁШЬ ЛЕТОМ, ТО НА СТОЛЕ  НАЙДЁШЬ ЗИМОЙ. Поднимают карточки е – синяя карточка; И –красная карточка.   Каждое слово комментируют Личностные УУД Осознавать себя носителем родного  языка, проявлять интерес к истории  своего языка Коммуникативные УУД Составлять небольшие устные  монологические высказывания Регулятивные УУД Оценивать уровень владения данным  учебным действие Познавательные УУД Формировать навык воспринимать на  слух предложения  и находить слова с  чередующимися гласными Е­И,  анализировать условия написания Чен Светлана Ивановна     урок русского языка в 5 классе буквы Е или И. Ученики ловят игрушку,  затем бросают назад  учителю, произносят слово с  заданным корнем ­ Выполняя задания  самостоятельно.   Пятиклассники выполняют  самостоятельную работу. Регулятивные УУД Умение контролировать и оценивать   свою работу и работу соседа по парте Производят взаимопроверку  по ключу и ставят оценку по  критериям. 7. Физкультминутка  8. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону Я бросаю вам игрушку, называю  корень, а вы мне, возвращая игрушку, произносите слово с этим корнем. Тир Блест Жиг, Мир,  Дер,  Мер Пер,  пир 1. Молодцы! Как вы можете  проверить, что знаете новое правило? Выполните задания самостоятельно  по вариантам.  Упражнение 647.      1в­1часть, 2в.­2часть. ­ Обменяйтесь тетрадями  с соседом  по парте и проверьте работу по  ключу. (ключ прикрепляется на доску)  Критерии оценивания вспоминаем:  Нет ошибок – «5» 1 ошибка – «4» 2 ошибки – «3» 3 и более ошибок – «2» Чен Светлана Ивановна     урок русского языка в 5 классе 2.«Закончи предложение». 1. Выделяю в слове (корень). 2. Вспоминаю (корни с  чередованием Е­И) 3. Проверяю, (есть ли суффикс А  после корня). 4. Если (есть суффикс А, пишу И),  если нет – Е 3. Работа по карточке Прочитай слова. Вставь пропущенные буквы, объясни условия написания  орфограммы БЛ…СТЕТЬ НА СОЛНЦЕ ЗАБ…РАТЬСЯ В ГОРУ ЗАП…РАТЬ КЛАСС ЗАЖ…ГАТЬСЯ ЯРКО ЗАМ…РЕТЬ ОТ СТРАХА УБ…РАТЬ СОРНУЮ ТРАВУ УД….РАТЬ ОТ РЕБЯТ 4.Задание:  Перечисли все корни с  чередованием букв е – и :  2. Составляют алгоритм  «Правописание е –и в корнях с чередованием» Проверка алгоритма Самопроверка по ключу ­ТЕР ­ ­ТИРа­ ­ БЕР­ ­ БИРа­ ­ ПЕР ­ ­ПИРа­ ­ ДЕР­ ­ДИРа­ ­ МЕР­ ­ МИРа­ ­ СТЕЛ ­ ­ СТИЛа – ­ ЖЕГ ­ ­ ЖИГа­ ­БЛЕСТ­ ­БЛИСТа­ 9. Рефлексия Учитель организует рефлексию и  самооценку результатов  обучающихся.                    Ученики осуществляют   оценку  урока  и   самооценку, соотносят цель  Личностные  УУД Самооценка на основе успешности. Чен Светлана Ивановна     урок русского языка в 5 классе и результаты урока,  степень  их соответствия.  . Адекватное понимание причин  успеха/неуспеха в учебной  деятельности.  Дети вместе с учителем  проводят анализ, отмечают  изменения и стараются  понять причины. Коммуникативные УУД Умение выражать свои мысли  Познавательные УУД Рефлексия: удалось ли воспроизвести  информацию для успешного решения  учебной задачи Контроль и оценка процесса и  результатов деятельности       ­ Какую цель вы ставили на уроке? ... ­ Удалось ли достичь поставленной  цели?  ... ­ Какие получили результаты?  Довольны ли вы ими?  ... ­ Что вызвало особые затруднения?  .. Оцените свою работу по диагностической  карте   Моё умение                                                         Моя метка ?           1. Запомнил правило написания  гласных Е­И в корнях с              чередованием, но остался вопрос по  теме урока: как              отличить корни с чередованием от  корней с              проверяемой безударной гласной? + ­        2. Запомнил правило написания  гласных Е­И в корнях с               чередованием, но не уверен, что  самостоятельно смогу              увидеть все слова на это правило в  предложенном тексте +           3. Запомнил правило написания  гласных Е­И в корнях с               чередованием и смогу  самостоятельно применять его на письме Ученики записывают  домашнее задание, слушают  комментарий учителя,  задают вопросы  10.Инструктаж  домашнего задания Учитель комментирует домашнее  задание:  ­Ребята   откройте   дневники   и Коммуникативные УУД Умение использовать справочную Чен Светлана Ивановна     урок русского языка в 5 классе запишите домашнее задание. 1)   Составьте   схему   или   таблицу   по теме   «Буквы   е   ­   и   в   корнях   с чередованием».   2) Одно из двух по выбору:     ­ упр. 649 из учебника;      ­ составление текста с  использованием слов на тему  «Чередующиеся гласные в корне  слова» (творческое). литературу и ресурсы Интернета для  поиска информации по данной теме. Чен Светлана Ивановна     урок русского языка в 5 классе Приложение 1. Этап № 5 Прочитайте слова. Определите, какой частью речи являются данные слова. Определите вид глагола. Подберите к каждому глаголу видовую пару ­ глагол на карточке .№ 2.  Выделите корни глаголов с чередованием. Сформулируйте правило  написания букв е – и в корнях с чередованием.                                          Карточка № 1  1.РАСТЕРЕТЬ ­ 2. РАЗБЕРУ ­                                                                                                                       3. ОТПЕРЕТЬ ­                                 4. ЗАДЕРЁТ ­                        5.  ЗАМЕРЕТЬ ­                                                                                                                   6.  РАССТЕЛИТЬ ­                                                                                                             7.  ВЫЖЕГ –       8. БЛЕСТЕТЬ ­ Карточка №2 1. БЛИСТАТЬ 2. ЗАДИРАТЬ 3. РАСТИРАТЬ 4. ОТПИРАТЬ 5. ВЫЖИГАТЬ 6. ЗАМИРАТЬ 7. РАЗБИРАТЬ 8. РАССТИЛАТЬ  2. Этап №8   «Закончи предложение»: составление алгоритма «Правописание букв е – и в корнях с чередованием»                                                                                                                         1. Выделяю в слове                                . 2. Вспоминаю                                                                                                                      . 3. Проверяю,                                                                                                                         . 4. Если                                                                                                                                    .  3. Прочитай слова. Вставь пропущенные буквы, объясни условия написания орфограммы Чен Светлана Ивановна     урок русского языка в 5 классе БЛ…СТЕТЬ НА СОЛНЦЕ ЗАБ…РАТЬСЯ В ГОРУ ЗАП…РАТЬ КЛАСС ЗАЖ…ГАТЬСЯ ЯРКО ЗАМ…РЕТЬ ОТ СТРАХА УБ…РАТЬ СОРНУЮ ТРАВУ УД….РАТЬ ОТ РЕБЯТ 4. Перечисли все корни с чередованием букв е – и :  ; ; ; Оцените свою работу по диагностической карте   Моё умение                                                                                                                                                                                                                                                                  Моя метка ?           1. Запомнил правило написания гласных Е­И в корнях с  чередованием, но остался вопрос по теме урока: как отличить корни с чередованием от корней                   с  проверяемой безударной гласной? + ­        2. Запомнил правило написания гласных Е­И в корнях  чередованием, но не уверен, что самостоятельно смогу  увидеть все слова на это правило                 в предложенном тексте +           3. Запомнил правило написания гласных Е­И в корнях с чередованием и смогу самостоятельно применять его на письме

Разработка урока русского языка 5 класс "Правописание корней с чередованием"

Разработка урока русского языка 5 класс "Правописание корней с чередованием"

Разработка урока русского языка 5 класс "Правописание корней с чередованием"

Разработка урока русского языка 5 класс "Правописание корней с чередованием"

Разработка урока русского языка 5 класс "Правописание корней с чередованием"

Разработка урока русского языка 5 класс "Правописание корней с чередованием"

Разработка урока русского языка 5 класс "Правописание корней с чередованием"

Разработка урока русского языка 5 класс "Правописание корней с чередованием"

Разработка урока русского языка 5 класс "Правописание корней с чередованием"

Разработка урока русского языка 5 класс "Правописание корней с чередованием"

Разработка урока русского языка 5 класс "Правописание корней с чередованием"

Разработка урока русского языка 5 класс "Правописание корней с чередованием"

Разработка урока русского языка 5 класс "Правописание корней с чередованием"

Разработка урока русского языка 5 класс "Правописание корней с чередованием"

Разработка урока русского языка 5 класс "Правописание корней с чередованием"

Разработка урока русского языка 5 класс "Правописание корней с чередованием"

Разработка урока русского языка 5 класс "Правописание корней с чередованием"

Разработка урока русского языка 5 класс "Правописание корней с чередованием"

Разработка урока русского языка 5 класс "Правописание корней с чередованием"

Разработка урока русского языка 5 класс "Правописание корней с чередованием"

Разработка урока русского языка 5 класс "Правописание корней с чередованием"

Разработка урока русского языка 5 класс "Правописание корней с чередованием"

Разработка урока русского языка 5 класс "Правописание корней с чередованием"

Разработка урока русского языка 5 класс "Правописание корней с чередованием"

Разработка урока русского языка 5 класс "Правописание корней с чередованием"

Разработка урока русского языка 5 класс "Правописание корней с чередованием"

Разработка урока русского языка 5 класс "Правописание корней с чередованием"

Разработка урока русского языка 5 класс "Правописание корней с чередованием"

Разработка урока русского языка 5 класс "Правописание корней с чередованием"

Разработка урока русского языка 5 класс "Правописание корней с чередованием"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017