Разработка урока на тему -Правописание гласных е-и в корнях с чередованием-.doc
Чен Светлана Ивановна урок русского языка в 5 классе
Тема урока: Правописание гласных Е И в корнях с чередованием (первый урок по теме)
Тип урока: урок объяснения нового материала
Цели и задачи урока
Сформировать представление о правописании гласной в корнях с чередованием бербир, дердир, мермир, перпир, тер
тир, учить графически обозначать орфограмму.
Дать возможность проявить чувства находчивости и уверенности в своих силах.
Совершенствовать навыки анализа и синтеза.
Развивать рефлексивные умения и навыки.
Планируемые результаты
Личностные результаты :
Осознание себя носителем родного языка, проявлять интерес к истории своего языка.
Формировать самооценку школьника на основе успешности,
адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Познавательные результаты:
Умение:
сравнивать различные объекты, выявляя сходство и различие,
обобщать полученную информацию,
прогнозировать учебную ситуацию, Чен Светлана Ивановна урок русского языка в 5 классе
выполнять учебные задания, соблюдая последовательность действий (алгоритм).
Регулятивные результаты:
Умение:
выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью,
формулировать вопрос по учебному материалу, выявлять затруднения и их причины,
осуществлять контроль, самооценку и взаимооценку учебной деятельности.
Коммуникативные результаты:
Умение:
участвовать в учебном диалоге, в учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками, находить общее решение учебной ситуации,
организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом, выслушивать друг друга),
аргументировать свою позицию и высказывать её в ходе учебного диалога,
Предметные результаты:
формирование навыка "видеть" корни с чередованием Е И,
знание условий выбора гласных Е И в корнях с чередованием,
умение графически обозначать изученную орфограмму,
формирование умения аргументировать и высказывать своё мнение с достаточной полнотой и точностью.
Технологическая карта урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УДД
1. Мотивация к учебной
Здравствуйте, ребята!
Личностные УУД Чен Светлана Ивановна урок русского языка в 5 классе
деятельности
Давнымдавно в старинном городе
жил Мастер, окружённый учениками.
Самый способный из них однажды
задумался: «А есть ли вопрос, на
который наш Мастер не смог бы дать
ответа?» Затем пошёл на цветущий
луг, поймал самую красивую бабочку
и спрятал её между ладонями.
Бабочка цеплялась лапками за его
руки, и ученику было щекотно.
Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и
спросил:
Скажите, какая бабочка у меня в
руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в
сомкнутых ладонях и был готов в
любое мгновение сжать их ради своей
истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер
ответил:
Всё в твоих руках!
Сформулируйте мораль данной
притчи.
Вы правы. Вера в себя – это старт
любого успеха. Я думаю, что каждый
из вас не только сегодня, но и в
будущем будет успешным.
Смотрят и слушают притчу:
видео
Самоопределение
Коммуникативные УУД
Планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками
Верь в себя и свои силы. Чен Светлана Ивановна урок русского языка в 5 классе
Желаю всем хорошего настроения и
хорошей работоспособности на
сегодняшнем уроке
Запишите в тетради число и классная
работа. Пропустите строчку для
темы, мы ее запишем позднее.
Организует повторение знаний,
закрепление умений.
Ребята, обратите внимание на
доску. Что вы видите на рисунке?
Деревья, растения.
2. Актуализация знаний
и фиксирование
индивидуального
затруднения в пробном
действии.
С корня, корневой системы.
В словах главной частью
является корень. Именно в
корне заключено лексическое
значение слова.
Все вы знаете, из каких частей
состоят растения и деревья. А какая
из частей самая главная? С чего
начинается рост любого цветка,
дерева, травы?
Что же общего между растениями и
словами?
Ребята, я приготовила для вас
следующее задание. Вставьте букву и
объясните написание.
(Можно сделать презентацию с
заданиями. У меня, так как нет
мультимедиа, всё записано на доске.)
Коммуникативные УУД
Планирование учебного
сотрудничества, умение выражать свои
мысли, участвовать в учебном диалоге
Познавательные УУД
Анализ объектов с целью выделения
отличительных признаков Чен Светлана Ивановна урок русского языка в 5 классе
Дети вставляют буквы,
объясняют написание.
Чередующиеся гласные в
корнях лаглож, растращ
рос.
Отвечают на вопросы.
Вспоминают и рассказывают
правило
.1)произнеси слово
2)определи, в какой морфеме
находится пропущенная
орфограмма 3)примени
правило 4)обозначь
орфограмму
Излагать, отрасль, росток,
изложить, располагались,
приложить, растить, слагать,
обрастёт, выращивать
Какие орфограммыгласные в
корнях слов нам встретились?
Что мы называем чередованием
звуков? От чего зависит написание
гласных в этих корнях?
Вспоминаем правило о написании
корней –лаг лож, раст,ращ,
росКаким алгоритмом
пользовались, когда вставляли
пропущенные орфограммы?
Создает проблемную ситуацию
Мы продолжаем с вами изучать
русский язык, овладевать
орфографической грамотностью.
Внимание на доску:
Сиденьем города не берут.
Собирай по ягодке, наберешь
кузовок
Коммуникативные УУД
Организовывать учебное
взаимодействие в группе
(распределять роли, договариваться
друг с другом, выслушивать друг
друга)
Познавательные УУД
Выполнять задания, соблюдая
последовательность действий
3. Выявление места и
причины затруднения. Чен Светлана Ивановна урок русского языка в 5 классе
Учитель: Прочитаем пословицы.
Ученики читают.
Учитель: Синонимичны ли эти
пословицы? Есть в них общий смысл?
Какой?
выберите из пословиц однокоренные
слова, запишите их в тетрадь:
БЕРУТ – СОБИРАЙ
НАБЕРЁШЬ.
Выделим корень. Какое
фонетическое явление мы
наблюдаем?
Что такое чередование звуков?
(обращаясь к записи на доске):
Можете ли вы объяснить условие
выбора
букв ЕИ в корнях данных слов?
Почему?
Да, эти пословицы
синонимичны, так как у них
общий смысл.
Если ты ничего не будешь
делать, не будешь стараться,
то ничего и не добьёшься.
Ягодка – это маленькое дело,
а кузовок это большое дело,
которое складывается из
маленьких. То есть смысл
2й пословицы похож на
смысл 1й: ты чегото
добьёшься, если будешь
чтото
делать, трудиться.
Читают слова, записанные на
доске. Ученики обозначают
корни слов.
Чередование звуков ЕИ.
Это замена одного звука
другим.
Нет.
Познавательные УУД
Выявлять известное и неизвестное,
высказывать предположения.
Сравнивать различные объекты:
выявлять сходство и различие двух
слов.
Выполнять задания, используя
алгоритм.
Коммуникативные УУД
Участвовать в учебном диалоге,
формировать толерантность: умение
выслушивать мнение других людей Чен Светлана Ивановна урок русского языка в 5 классе
Потому что мы не знаем
правило, которое надо
применить.
4. Построение проекта
выхода из затруднения
(цель, тема, план,
сроки, способ,
средства)
Назовите тему нашего урока?
Как бы вы определили цели нашего
урока?
Буквы е — и в корнях с
чередованием (дата, тема,
наименование работы
прописывают в тетрадях).
Научиться писать правильно
гласную в корнях с
чередованием.
Регулятивные УУД
Целеполагание, прогнозирование
ситуации.
Коммуникативные УУД
Сотрудничество в учебном диалоге
5.Реализация
построенного проекта
Поскольку подобные темы мы
изучали в этом учебном году, я
предлагаю вам, ребята, самим
«открыть» новые знания. Работаем с
Учащиеся работают в
группах 1 – 3 мин.
Участвуют в учебном
диалоге, делятся своими
Познавательные УУД
Решение проблемы, построение
логической цепочки рассуждений, Чен Светлана Ивановна урок русского языка в 5 классе
раздаточным материалом в парах.
Слова, какой части речи вы видите
на карточках № 1?
Определите их вид.
Подберите к каждому глаголу
видовую пару глагол на карточке .№
2
РАСТЕРЕТЬ РАСТИРАТЬ
РАЗБЕРУ РАЗБИРАТЬ
ОТПЕРЕТЬ ОТПИРАТЬ
ЗАДЕРЁТ ЗАДИРАТЬ
ЗАМЕРЕТЬ ЗАМИРАТЬ
РАССТЕЛИТЬ РАССТИЛАТЬ
ВЫЖЕГ – ВЫЖИГАТЬ
Блестеть блистать
Выделим корни глаголов с
чередованием.
Работая в парах, постарайтесь найти
закономерность в написании букв Е
И.
. От чего зависит выбор букв Е или
И? Обратите внимание на
морфемный состав
слов. Какая общая морфема у
глаголов 2го столбика? Кто готов
представить своё
«открытие»?
предположениями.
Глаголы
выдвижение гипотез и их обоснование
Совершенный вид, так как
глаголы отвечают на вопросы
ЧТО СДЕЛАТЬ?
ЧТО СДЕЛАЛ?
Если после корня стоит
суффикс А, в корне пишем
И, если другой
суффикс, то пишем Е. Чен Светлана Ивановна урок русского языка в 5 классе
6. Первичное
закрепление
Откроем учебник, стр. 112, параграф
112, орфограмма № 24 и проверим,
правильный ли мы сделали вывод?
Дети знакомятся с правилом.
Как графически будем выделять
орфограмму?
Правильный
Ученик у доски объясняет
написание слов: Растирать
растереть
1. Работа с сигнальными карточками
Учитель читает пословицы.
Ваша задача: услышать в читаемой
мною пословице слово с
чередованием и назвать его, объяснив
правописание корня:
1) НЕ БОГИ ГОРШКИ ОБЖИГАЮТ.
2) ЗОЛОТО И В ГРЯЗИ БЛЕСТИТ.
3) ОТ СКУКИ БЕРУ ДЕЛО В РУКИ.
4) ЛЕТО СОБИРАЕТ, А ЗИМА ПОЕДАЕТ.
5) РАННЯЯ ПТИЧКА НОСИК ПРОЧИЩАЕТ, А
ПОЗДНЯЯ ГЛАЗА ПРОДИРАЕТ.
6) СОГЛАСНОГО СТАДА И ВОЛК НЕ БЕРЁТ.
7) МЯГКО СТЕЛЕТ, ДА ЖЁСТКО СПАТЬ.
8) ЧТО СОБЕРЁШЬ ЛЕТОМ, ТО НА СТОЛЕ
НАЙДЁШЬ ЗИМОЙ.
Поднимают карточки е –
синяя карточка;
И –красная карточка.
Каждое слово комментируют
Личностные УУД
Осознавать себя носителем родного
языка, проявлять интерес к истории
своего языка
Коммуникативные УУД
Составлять небольшие устные
монологические высказывания
Регулятивные УУД
Оценивать уровень владения данным
учебным действие
Познавательные УУД
Формировать навык воспринимать на
слух предложения и находить слова с
чередующимися гласными ЕИ,
анализировать условия написания Чен Светлана Ивановна урок русского языка в 5 классе
буквы Е или И.
Ученики ловят игрушку,
затем бросают назад
учителю, произносят слово с
заданным корнем
Выполняя задания
самостоятельно.
Пятиклассники выполняют
самостоятельную работу.
Регулятивные УУД
Умение контролировать и оценивать
свою работу и работу соседа по парте
Производят взаимопроверку
по ключу и ставят оценку по
критериям.
7. Физкультминутка
8. Самостоятельная
работа с
взаимопроверкой по
эталону
Я бросаю вам игрушку, называю
корень, а вы мне, возвращая игрушку,
произносите слово с этим корнем.
Тир
Блест
Жиг,
Мир,
Дер,
Мер
Пер,
пир
1. Молодцы! Как вы можете
проверить, что знаете новое правило?
Выполните задания самостоятельно
по вариантам. Упражнение 647.
1в1часть, 2в.2часть.
Обменяйтесь тетрадями с соседом
по парте и проверьте работу по
ключу.
(ключ прикрепляется на доску)
Критерии оценивания вспоминаем:
Нет ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки – «3»
3 и более ошибок – «2» Чен Светлана Ивановна урок русского языка в 5 классе
2.«Закончи предложение».
1. Выделяю в слове (корень).
2. Вспоминаю (корни с
чередованием ЕИ)
3. Проверяю, (есть ли суффикс А
после корня).
4. Если (есть суффикс А, пишу И),
если нет – Е
3. Работа по карточке
Прочитай слова. Вставь пропущенные
буквы, объясни условия написания
орфограммы
БЛ…СТЕТЬ НА СОЛНЦЕ
ЗАБ…РАТЬСЯ В ГОРУ
ЗАП…РАТЬ КЛАСС
ЗАЖ…ГАТЬСЯ ЯРКО
ЗАМ…РЕТЬ ОТ СТРАХА
УБ…РАТЬ СОРНУЮ ТРАВУ
УД….РАТЬ ОТ РЕБЯТ
4.Задание: Перечисли все корни с
чередованием букв е – и :
2. Составляют алгоритм
«Правописание е –и в корнях
с чередованием»
Проверка алгоритма
Самопроверка по ключу
ТЕР ТИРа
БЕР БИРа
ПЕР ПИРа
ДЕР ДИРа
МЕР МИРа
СТЕЛ СТИЛа –
ЖЕГ ЖИГа
БЛЕСТ БЛИСТа
9. Рефлексия
Учитель организует рефлексию и
самооценку результатов
обучающихся.
Ученики осуществляют
оценку урока и
самооценку, соотносят цель
Личностные УУД
Самооценка на основе успешности. Чен Светлана Ивановна урок русского языка в 5 классе
и результаты урока, степень
их соответствия.
.
Адекватное понимание причин
успеха/неуспеха в учебной
деятельности.
Дети вместе с учителем
проводят анализ, отмечают
изменения и стараются
понять причины.
Коммуникативные УУД
Умение выражать свои мысли
Познавательные УУД
Рефлексия: удалось ли воспроизвести
информацию для успешного решения
учебной задачи
Контроль и оценка процесса и
результатов деятельности
Какую цель вы ставили на уроке?
...
Удалось ли достичь поставленной
цели? ...
Какие получили результаты?
Довольны ли вы ими? ...
Что вызвало особые затруднения? ..
Оцените свою работу по диагностической
карте
Моё умение
Моя метка
? 1. Запомнил правило написания
гласных ЕИ в корнях с
чередованием, но остался вопрос по
теме урока: как
отличить корни с чередованием от
корней с
проверяемой безударной гласной?
+ 2. Запомнил правило написания
гласных ЕИ в корнях с
чередованием, но не уверен, что
самостоятельно смогу
увидеть все слова на это правило в
предложенном тексте
+ 3. Запомнил правило написания
гласных ЕИ в корнях с
чередованием и смогу
самостоятельно применять его на письме
Ученики записывают
домашнее задание, слушают
комментарий учителя,
задают вопросы
10.Инструктаж
домашнего задания
Учитель комментирует домашнее
задание:
Ребята откройте дневники и
Коммуникативные УУД
Умение использовать справочную Чен Светлана Ивановна урок русского языка в 5 классе
запишите домашнее задание.
1) Составьте схему или таблицу по
теме «Буквы е и в корнях с
чередованием».
2) Одно из двух по выбору:
упр. 649 из учебника;
составление текста с
использованием слов на тему
«Чередующиеся гласные в корне
слова» (творческое).
литературу и ресурсы Интернета для
поиска информации по данной теме. Чен Светлана Ивановна урок русского языка в 5 классе
Приложение
1. Этап № 5 Прочитайте слова. Определите, какой частью речи являются данные слова. Определите вид глагола.
Подберите к каждому глаголу видовую пару глагол на карточке .№ 2. Выделите корни глаголов с чередованием. Сформулируйте правило
написания букв е – и в корнях с чередованием.
Карточка № 1
1.РАСТЕРЕТЬ
2. РАЗБЕРУ
3. ОТПЕРЕТЬ
4. ЗАДЕРЁТ
5. ЗАМЕРЕТЬ
6. РАССТЕЛИТЬ
7. ВЫЖЕГ –
8. БЛЕСТЕТЬ
Карточка №2
1. БЛИСТАТЬ
2. ЗАДИРАТЬ
3. РАСТИРАТЬ
4. ОТПИРАТЬ
5. ВЫЖИГАТЬ
6. ЗАМИРАТЬ
7. РАЗБИРАТЬ
8. РАССТИЛАТЬ
2. Этап №8 «Закончи предложение»: составление алгоритма «Правописание букв е – и в корнях с чередованием»
1. Выделяю в слове .
2. Вспоминаю .
3. Проверяю, .
4. Если .
3. Прочитай слова. Вставь пропущенные буквы, объясни условия написания орфограммы Чен Светлана Ивановна урок русского языка в 5 классе
БЛ…СТЕТЬ НА СОЛНЦЕ
ЗАБ…РАТЬСЯ В ГОРУ
ЗАП…РАТЬ КЛАСС
ЗАЖ…ГАТЬСЯ ЯРКО
ЗАМ…РЕТЬ ОТ СТРАХА
УБ…РАТЬ СОРНУЮ ТРАВУ
УД….РАТЬ ОТ РЕБЯТ
4. Перечисли все корни с чередованием букв е – и :
;
;
;
Оцените свою работу по диагностической карте
Моё умение Моя метка
? 1. Запомнил правило написания гласных ЕИ в корнях с чередованием, но остался вопрос по теме урока: как отличить корни с чередованием от корней
с проверяемой безударной гласной?
+ 2. Запомнил правило написания гласных ЕИ в корнях чередованием, но не уверен, что самостоятельно смогу увидеть все слова на это правило
в предложенном тексте
+ 3. Запомнил правило написания гласных ЕИ в корнях с чередованием и смогу самостоятельно применять его на письме
Разработка урока русского языка 5 класс "Правописание корней с чередованием"
Разработка урока русского языка 5 класс "Правописание корней с чередованием"
Разработка урока русского языка 5 класс "Правописание корней с чередованием"
Разработка урока русского языка 5 класс "Правописание корней с чередованием"
Разработка урока русского языка 5 класс "Правописание корней с чередованием"
Разработка урока русского языка 5 класс "Правописание корней с чередованием"
Разработка урока русского языка 5 класс "Правописание корней с чередованием"
Разработка урока русского языка 5 класс "Правописание корней с чередованием"
Разработка урока русского языка 5 класс "Правописание корней с чередованием"
Разработка урока русского языка 5 класс "Правописание корней с чередованием"
Разработка урока русского языка 5 класс "Правописание корней с чередованием"
Разработка урока русского языка 5 класс "Правописание корней с чередованием"
Разработка урока русского языка 5 класс "Правописание корней с чередованием"
Разработка урока русского языка 5 класс "Правописание корней с чередованием"
Разработка урока русского языка 5 класс "Правописание корней с чередованием"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.