ИНСТРУМЕНТОВКА. Сочиняя оркестровое произведение, композитор представляет
его себе во всем богатстве разнообразных тембров. Но записывает, как
правило, музыку сначала двустрочно в виде так называемого клавира, лишь в
отдельных случаях помечая около той или другой ноты: это играет тромбон;
это -- гобой; здесь вступают скрипки. Далеко не случайно поручает автор те
или иные эпизоды своей музыки одним или другим инструментам.
Совсем не все равно, какой инструмент будет играть мелодию, сопровождение к
ней, какой-то подголосок или длинные выдержанные аккорды... Можно ли,
скажем, поручить тяжеловесной и неповоротливой тубе быстрые пассажи? А
нежную поэтичную мелодию фаготу в низком регистре? Конечно, с этой
"ролью" лучше справятся скрипки, флейты или гобои. Зато туба необходима
для того, чтобы создать в звучании басовую опору, а несколько тромбонов
блестяще исполнят торжественные аккорды.
ИНСТРУМЕНТОВКА. Сочиняя оркестровое произведение, композитор
представляет
его себе во всем богатстве разнообразных тембров. Но записывает, как
правило, музыку сначала двустрочно в виде так называемого клавира, лишь в
отдельных случаях помечая около той или другой ноты: это играет тромбон;
это гобой; здесь вступают скрипки. Далеко не случайно поручает автор те
или иные эпизоды своей музыки одним или другим инструментам.
Совсем не все равно, какой инструмент будет играть мелодию, сопровождение к
ней, какойто подголосок или длинные выдержанные аккорды... Можно ли,
скажем, поручить тяжеловесной и неповоротливой тубе быстрые пассажи? А
нежную поэтичную мелодию фаготу в низком регистре? Конечно, с этой
"ролью" лучше справятся скрипки, флейты или гобои. Зато туба необходима
для того, чтобы создать в звучании басовую опору, а несколько тромбонов
блестяще исполнят торжественные аккорды.
Композитор всегда точно учитывает характер звучания, особенности тембра и
силу звука различных инструментов.
После того, как музыка сочинена, композитор создает оркестровую партитуру,
в которой записывает партии всех инструментов. Процесс создания оркестровой
партитуры и называется инструментовкой. Бывает, что композитор сразу, без
предварительных эскизов, пишет партитуру.
Инструментовка очень важное выразительное средство музыки, которое
глубоко индивидуально у каждого композитора. Н. А. РимскийКорсаков
определил ее как "одну из сторон души самого сочинения". Сам он был одним
из непревзойденных мастеров инструментовки. Все оркестровые сочинения
РимскогоКорсакова, наряду с содержательностью, отличаются яркой
красочностью, нарядностью и блеском.
Иногда слово инструментовка заменяют другим оркестровка. Но оно имеет
несколько иной оттенок. Чаще его употребляют, когда речь идет о переложении
для оркестра произведения, написанного для какогонибудь инструмента или
для другого состава инструментов. Так, часто исполняются в концертах
оркестровые переложения Венгерских рапсодий Листа. А ведь композитор писал
их для фортепиано. Существуют оркестровые переложения "Картинок с
выставки" Мусоргского, фортепианной фантазии Балакирева "Исламей" и
множества других сочинений.
Термин "инструментовка" имеет еще одно значение. Так называется учебная
дисциплина, которую изучают в консерваториях. Студентов композиторов и
музыковедов учат инструментовать музыку, объясняют особенности каждого
инструмента, законы их сочетания. Показывают, какие тембры хорошосливаются, сочетаются друг с другом, а какие соединять не рекомендуется.
Как распределить между разными инструментами звучность, чтобы все хорошо
прослушивалось, чтобы одни инструменты не заглушали другие