Австрийского композитора И. Штрауса называют «королем вальса». Его творчество насквозь проникнуто духом Вены с ее давней, ставшей традицией, любовью к танцу. Неиссякаемое вдохновение в соединении с высочайшим мастерством сделало Штрауса подлинным классиком танцевальной музыки. Благодаря ему венский вальс вышел за пределы XIX в. и стал частью сегодняшней музыкальной жизни.
Иоганн Штраус (сын)
Johann Strauss (Sohn)
_______________________Австрийского композитора И. Штрауса называют
«королем вальса». Его творчество насквозь
проникнуто духом Веныс ее давней, ставшей
традицией, любовью к танцу. Неиссякаемое
вдохновение в соединении с высочайшим мастерством
сделало Штрауса подлинным классиком танцевальной
музыки. Благодаря ему венский вальсвышел за
пределы XIX в. и стал частью сегодняшней
музыкальной жизни.
Штраус родился в семье, богатой музыкальными
традициями. Его отец, тоже Иоганн Штраус, в год
рождения сына организовал собственный оркестр и
своими вальсами, польками, маршами завоевал
известность во всей Европе.
Отец хотел сделать сына коммерсантом и
категорически возражал против его музыкального
образования. Тем более поражает огромный талант
маленького Иоганна и его страстное стремление к
музыке. Втайне от отца он берет уроки игры на
скрипке у Ф. Амона (концертмейстера штраусовского
оркестра) и в 6 лет пишет свой первый вальс. Затем
последовало серьезное изучение композиции под
руководством И. Дрекслера.
В 1844 г. девятнадцатилетний Штраус собирает из
музыкантовсверстников оркестр и устраивает свой
первый танцевальный вечер. Молодой дебютант стал
опасным соперником своего отца (который в то время
был дирижером придворного бального оркестра).
Начинается интенсивная творческая жизнь Штраусамладшего, постепенно склонившего на свою сторону
симпатии венцев.
Композитор появлялся перед оркестром со скрипкой.
Он дирижировал и играл одновременно (как во
времена И. Гайдна и В. А. Моцарта), и собственным
исполнением воодушевлял публику.
Штраус использовал ту форму венского вальса,
которая сложилась у И. Ланнера и его отца:
«гирлянда» из нескольких, чаще пяти, мелодических
построений со вступлением и заключением. Но
красота и свежесть мелодий, их плавность и лиризм,
моцартовски стройное, прозрачное звучание оркестра
с одухотворенно поющими скрипками, бьющая через
край радость жизни — все это превращает вальсы
Штрауса в романтические поэмы. В рамках
прикладной, предназначенной для танца музыки
создаются шедевры, доставляющие подлинное
эстетическое наслаждение. Программные названия
штраусовских вальсов отразили самые разнообразные
впечатления и события. Во время революции 1848 г.
создаются «Песни свободы», «Песни баррикад», в
1849 г. — «Вальснекролог» на смерть отца.
Неприязненное чувство к отцу (он давно завел другую
семью) не мешало преклонению перед его музыкой
(впоследствии Штраус отредактировал полное
собрание его сочинений).
Слава композитора постепенно растет и выходит за
пределы Австрии. В 1847 г. он гастролирует в Сербии
и Румынии, в 1851 — в Германии, Чехии и Польше, а
затем, в течение многих лет регулярно ездит в Россию.В 185665 гг. Штраус участвует в летних сезонах в
Павловске (близ Петербурга), где дает концерты в
здании вокзала и наряду со своей танцевальной
музыкой исполняет произведения русских
композиторов: М. Глинки, П. Чайковского, А. Серова.
С впечатлениями от России связан вальс «Прощание с
Петербургом», полька «В Павловском лесу»,
фортепианная фантазия «В русской деревне» (ее
исполнял А. Рубинштейн) и др.
В 186370 гг. Штраус — дирижер придворных балов в
Вене. В эти годы были созданы лучшие его вальсы: «На
прекрасном голубом Дунае», «Жизнь артиста»,
«Сказки венского леса», «Радуйтесь жизни» и др.
Необыкновенный мелодический дар (композитор
говорил: «Мелодии из меня текут, как вода из крана»),
а также редкая трудоспособность позволили Штраусу
написать за свою жизнь 168 вальсов, 117 полек, 73
кадрили, более 30 мазурок и галопов, 43 марша, а
также 15 оперетт.
70е гг. — начало нового этапа в творческой жизни
Штрауса, обратившегося, по совету Ж. Оффенбаха, к
жанру оперетты. Вместе с Ф. Зуппе и К. Миллёкером
он стал создателем венской классической оперетты.
Штрауса не привлекает сатирическая направленность
оффенбаховского театра, он пишет, как правило,
веселые музыкальные комедии, главную (а часто и
единственную) прелесть которых составляет музыка.
До сих пор звучат вальсы из оперетт «Летучая мышь»
(1874), «Калиостро в Вене» (1875), «Кружевнойплаток королевы» (1880), «Ночь в Венеции» (1883),
«Венская кровь» (1899) и др.
Среди оперетт Штрауса большей серьезностью сюжета
выделяется «Цыганский барон» (1885), задуманный
вначале как опера и вобравший некоторые ее черты (в
частности, лирикоромантическое освещение
настоящих, глубоких чувств: свободы, любви,
человеческого достоинства).
В музыке оперетты широко используются венгерско
цыганские мотивы и жанры, например чардаш. В конце
жизни композитор пишет свою единственную
комическую оперу «Рыцарь Пасман» (1892) и работает
над балетом «Золушка» (не окончен). Попрежнему,
хотя и в меньшем количестве, возникают отдельные
вальсы, преисполненные, как и в молодые годы,
неподдельного веселья и искрящейся
жизнерадостности: «Весенние голоса» (1882).
«Императорский вальс» (1890). Не прекращаются и
гастрольные поездки: в США (1872), а также в Россию
(1869, 1872, 1886).
Музыкой Штрауса восхищались Р. Шуман и Г.
Берлиоз, Ф. Лист и Р. Вагнер. Г. Бюлов и И. Брамс
(бывший другом композитора). Уже более столетия
она покоряет сердца людей и не теряет своего
обаяния.
К. ЗенкинИоганн Штраус вошел в историю музыки XIX века как
великий мастер танцевальнобытовой музыки. Он
привнес в нее черты подлинной художественности,
углубив и развив типические особенности австрийской
народнотанцевальной практики. Лучшим
произведениям Штрауса свойственны сочность и
простота образов, неисчерпаемое мелодическое
богатство, искренность и естественность
музыкального языка. Все это способствовало их
огромной популярности среди самых широких масс
слушателей.
Штраус написал четыреста семьдесят семь вальсов,
полек, кадрилей, маршей и других произведений
концертнобытового плана (в том числе переложений
отрывков из оперетт). Опора на ритмы и другие
средства выразительности народных танцев придает
этим произведениям глубоко национальный отпечаток.
Современники называли вальсы
Штрауса патриотическими песнями без слов. В
музыкальных образах он отразил самые задушевные ипривлекательные черты характера австрийского
народа, красоту родного пейзажа. Вместе с тем
творчество Штрауса впитало в себя особенности
других национальных культур, в первую очередь
венгерской и славянской музыки. Сказанное во многом
относится и к произведениям, созданным Штраусом
для музыкального театра, среди которых пятнадцать
оперетт, одна комическая опера и один балет.
Крупнейшие композиторы и исполнители —
современники Штрауса высоко оценивали его
огромный талант и первоклассное мастерство как
композитора и дирижера. «Чудесный волшебник! Его
произведения (он сам дирижировал ими) доставили
мне музыкальное наслаждение, которого я давно не
испытывал»,— так писал о Штраусе Ганс Бюлов. И
далее он добавлял: «Это гений дирижерского
искусства в условиях своего небольшого жанра. У
Штрауса можно коечему поучиться и для исполнения
Девятой симфонии или Патетической сонаты
Бетховена». Примечательны также слова Шумана:
«Две вещи на земле очень трудны,— говорил он,— во
первых добиться славы, вовторых, ее удержать.
Только подлинным мастерам это удается: от
Бетховена до Штрауса — каждому посвоему».
Восторженно отзывались о Штраусе Берлиоз, Лист,
Вагнер, Брамс. С чувством глубокой симпатии
говорили о нем как об исполнителе русской
симфонической музыки Серов, РимскийКорсаков и
Чайковский. А в 1884 году, когда Вена торжественно
отмечала 40летие деятельности Штрауса, А.Рубинштейн от имени петербургских артистов тепло
приветствовал юбиляра.
Столь единодушное признание художественных заслуг
Штрауса со стороны самых различных представителей
искусства XIX века подтверждает незаурядную славу
этого выдающегося музыканта, лучшие произведения
которого до сих пор доставляют высокое эстетическое
наслаждение.
* * *
Штраус неразрывно связан с венским музыкальным
бытом, с подъемом и развитием демократических
традиций австрийской музыки XIX века, которые ярко
проявили себя в области бытового танца.
С начала века популярны в венских предместьях
небольшие инструментальные ансамбли, так
называемые «капеллы», исполнявшие в трактирах
крестьянские лендлеры, тирольские или штирийские
танцы. Руководители капелл считали долгом чести
создавать новую, собственного изобретения музыку.
Когда эта музыка венских предместий проникала в
большие залы города, становились известными имена
ее создателей.
Так пришли к славе родоначальники «вальсовой
династии» Йозеф Ланнер (1801—1843) и Иоганн
Штраусстарший (1804—1849). Первый из них был
сыном перчаточного мастера, второй — сыном
трактирщика; оба с юношеских лет играли в
инструментальных капеллах, а с 1825 года уже
обладали собственным небольшим струнным
оркестром. Вскоре, однако, Лайнер и Штраусрасходятся — друзья становятся соперниками.
Каждый изощряется в создании нового репертуара для
своего оркестра.
Ежегодно все более увеличивается у них количество
конкурентов. И все же всех затмевает Штраус,
совершающий со своим оркестром гастрольные
поездки по Германии, Франции, Англии. Они проходят
с огромным успехом. Но, наконец, и у него появляется
соперник, еще более талантливый и сильный. Это его
сын — Иоганн Штраусмладший, родившийся 25
октября 1825 года.
В 1844 году девятнадцатилетний И. Штраус, набрав
пятнадцать музыкантов, устроил свой первый
танцевальный вечер. Отныне между отцом и сыном
начинается борьба за первенство в Вене, Штраус
младший постепенно отвоевал все те районы, в
которых до того властвовал оркестр отца. «Поединок»
продолжался с перерывами около пяти лет и
оборвался смертью сорокапятилетнего Штрауса
старшего. (Несмотря на напряженные личные
отношения, Штраусмладший гордился талантом
своего отца. В 1889 году он издал его танцы в семи
томах (двести пятьдесят вальсов, галопов и
кадрилей), где в предисловии, между прочим, писал:
«Хотя мне, как сыну, не подобает рекламировать
отца, но я должен сказать, что именно благодаря
ему венская танцевальная музыка
распространилась по всему миру».)
К этому времени, то есть к началу 50х годов,
упрочилась европейская популярность его сына.Знаменательно в данном отношении приглашение
Штрауса на летние сезоны в Павловск, расположенный
в живописной местности близ Петербурга. В течение
двенадцати сезонов, с 1855 по 1865 год, а затем в 1869
и 1872 годах, он гастролировал в России вместе со
своим братом Йозефом — талантливым композитором
и дирижером. (Йозеф Штраус (1827—1870) нередко
писал совместно с Иоганном; так, авторство
известной «Полькипиццикато» принадлежит им
обоим. Был еще третий брат — Эдуард, который
также подвизался на поприще танцевального
композитора и дирижера. В 1900 году он распустил
капеллу, которая, непрестанно обновляясь в своем
составе, просуществовала под руководством
Штраусов свыше семидесяти лет.)
Концерты, которые давались с мая по сентябрь,
посещались многими тысячами слушателей и
сопровождались неизменным успехом. С большим
вниманием Иоганн Штраус относился к
произведениям русских композиторов, некоторые из
них он исполнил впервые (отрывки из «Юдифи»
Серова в 1862 году, из «Воеводы» Чайковского в 1865
году); начиная с 1856 года он нередко дирижировал
сочинениями Глинки, а в 1864 году посвятил ему
специальную программу. И в творчестве своем
Штраус отразил русскую тематику: народные напевы
использованы в вальсе «Прощание с Петербургом» (ор.
210), «Русской фантазиимарше» (ор. 353),
фортепианной фантазии «В русской деревне» (ор. 355,
ее нередко исполнял А. Рубинштейн) и других. ИоганнШтраус всегда с удовольствием вспоминал годы
пребывания в России (В последний раз Штраус
посетил Россию в 1886 году и дал в Петербурге
десять концертов.).
Следующей вехой триумфальных гастролей и
одновременно переломным пунктом в его биографии
явилась поездка в Америку в 1872 году; Штраус дал в
Бостоне четырнадцать концертов в специально
построенном здании, рассчитанном на сто тысяч
слушателей. В исполнении принимали участие
двадцать тысяч музыкантов — певцов и оркестрантов
и сто дирижеров — помощников Штрауса. Такие
концерты«монстры», порожденные беспринципным
буржуазным предпринимательством, не доставляли
композитору художественного удовлетворения. В
дальнейшем он отказался от подобных гастролей, хотя
они могли принести немалый доход.
Вообще с этого времени резко сокращаются
концертные поездки Штрауса. Падает и количество
создаваемых им танцевальных и маршевых пьес. (За
годы 1844—1870 написано триста сорок два танца и
марша; в годы 1870—1899 — сто двадцать пьес
этого рода, не считая обработок, фантазий и
попурри на темы своих оперетт.)
Наступает второй период творчества,
преимущественно связанный с жанром оперетты. Свое
первое музыкальнотеатральное произведение Штраус
написал в 1870 году. С неутомимой энергией, но с
переменным успехом он до последних дней продолжалработать в этом жанре. Умер Штраус 3 июня 1899
года в возрасте семидесяти четырех лет.
* * *
Иоганн Штраус посвятил творчеству пятьдесят пять
лет. Он обладал редким трудолюбием, сочинял
непрестанно, в любых условиях. «Мелодии текут из
меня, как вода из крана»,— в шутку говорил он. В
количественно огромном наследии Штрауса, однако,
не все равноценно. Некоторые его сочинения носят
следы поспешной, небрежной работы. Иногда же
композитор оказывался на поводу у отсталых
художественных вкусов своей аудитории. Но в целом
ему удалось разрешить одну из труднейших проблем
современности.
В годы, когда низкопробная салонная музыкальная
литература, широко распространяемая ловкими
буржуазными дельцами, пагубно воздействовала на
эстетическое воспитание народа, Штраус создавал
истинно художественные произведения, доступные и
понятные массам. С критерием мастерства, присущим
«серьезному» искусству, он подошел к музыке
«легкой» и потому сумел стереть грань, отделявшую
«высокий» жанр (концертный, театральный) от якобы
«низкого» (бытового, развлекательного). Так
поступали и другие крупные композиторы прошлого,
например, Моцарт, для которого не существовало
принципиальных различий между «высоким» и
«низким» в искусстве. Но сейчас были иные времена
— натиску буржуазной пошлости и мещанстватребовалось противопоставить художественно
обновленный, легкий, развлекательный жанр.
Это и сделал Штраус.
М. Друскин
Краткий список произведений:
Произведения концертнобытового плана
вальсы, польки, кадрили, марши и другие (всего
477 произведений)
Наиболее известны:
«Perpetuum mobile» («Вечное движение») ор. 257
(1867)
«Утренний листок», вальс ор. 279 (1864)
«Бал юристов», полька ор. 280 (1864)
«Персидский марш» ор. 289 (1864)
«Голубой Дунай», вальс ор. 314 (1867)
«Жизнь артиста», вальс ор. 316 (1867)
«Сказки венского леса», вальс ор. 325 (1868)
«Радуйтесь жизни», вальс ор. 340 (1870)
«1001 ночь», вальс (из оперетты «Индиго и 40
разбойников») ор. 346 (1871)
«Венская кровь», вальс ор. 354 (1872)
«Тиктак», полька (из оперетты «Летучая мышь») ор.
365 (1874)
«Ты и Вы», вальс (из оперетты «Летучая мышь») ор.
367 (1874)
«Прекрасный май», вальс (из оперетты «Мафусаил»)
ор. 375 (1877)
«Розы с юга», вальс (из оперетты «Кружевной платоккоролевы») ор. 388 (1880)
«Вальс поцелуев» (из оперетты «Веселая война») ор.
400 (1881)
«Весенние голоса», вальс ор. 410 (1882)
«Любимый вальс» (на мотивы «Цыганского барона»)
ор. 418 (1885)
«Императорский вальс» ор. 437
«Полькапиццикато» (совместно с Йозефом
Штраусом)
Оперетты (всего 15)
Наиболее известны:
«Летучая мышь», либретто Мельяка и Галеви (1874)
«Ночь в Венеции», либретто Целля и Жене (1883)
«Цыганский барон», либретто Шнитцера (1885)
Комическая опера «Рыцарь Пасман», либретто Дочи
(1892)
Балет «Золушка» (изд. посмертно)