Урок истории 9 класс « 1941 год в отечественной и мировой истории»
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
история
9 кл
19.02.2017
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
-обратить внимание на периодизацию Великой Отечественной войны;
-познакомить с планом «Барбаросса»;
-познакомить с причинами отступления Красной Армии в 1941 г.;
-познакомить с характером оборонительных боев, потерями Красной Армии;
-познакомить с немецким планом «Тайфун;
-познакомить с наступлением немецко-фашистских войск на Москву и контрнаступлением Красной Армии под Москвой 5-6 декабря 1941 г.;
-показать значение победы Красной Армии под Москвой;
-познакомить с оборонительными боями на других фронтах.
Задачи урока:
1) образовательные: проконтролировать степень усвоения учащимися знаний по теме; привлечь обучающихся к дальнейшему самостоятельному изучению истории Великой Отечественной войны; 2) развивающие: продолжить работу над развитием речи обучающихся; развивать умение выступать с сообщением; продолжить формирование навыка работы с исторической картой; продолжать формирование навыка выполнения проблемного задания; научить анализировать исторические документы;
3) воспитательные: воспитание чувства гордости за свою Родину и народ, воспитание чувства патриотизма и любви к Родине.
разработка урока истории.doc
Методическая разработка урока истории в 9 классе.
Тема урока: « 1941 год в отечественной и мировой истории».
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
обратить внимание на периодизацию Великой Отечественной войны;
познакомить с планом «Барбаросса»;
познакомить с причинами отступления Красной Армии в 1941 г.;
познакомить с характером оборонительных боев, потерями Красной Армии;
познакомить с немецким планом «Тайфун;
познакомить с наступлением немецкофашистских войск на Москву и контрнаступлением
Красной Армии под Москвой 56 декабря 1941 г.;
показать значение победы Красной Армии под Москвой;
познакомить с оборонительными боями на других фронтах.
Задачи урока:
1) образовательные: проконтролировать степень усвоения учащимися знаний по теме;
привлечь обучающихся к дальнейшему самостоятельному изучению истории Великой
Отечественной войны;
2) развивающие: продолжить работу над развитием речи обучающихся; развивать умение
выступать с сообщением; продолжить формирование навыка работы с исторической
картой; продолжать формирование навыка выполнения проблемного задания; научить
анализировать исторические документы;
3) воспитательные: воспитание чувства гордости за свою Родину и народ, воспитание
чувства патриотизма и любви к Родине.
План урока.
1. Нападение Германии на СССР. План «Барбаросса».
2. Периодизация войны.
3. Причины отступления Красной Армии в 1941 г.
4. Оборонительные бои Красной Армии. Потери.
5. План «Тайфун». Первое и второе наступление немецкофашистских войск на Москву.
6. Контрнаступление Красной Армии под Москвой 56 декабря 1941 г.
7. Значение победы Красной Армии под Москвой.
8. Оборонительные бои на других фронтах.
Оборудование урока: учебник истории России 9 кл., презентация к уроку, карта
«Вторая мировая и Великая Отечественная война».
На доске написаны новые понятия: превентивный удар;
Основные даты:
1941, 22 июня – нападение гитлеровской Германии на СССР. Начало Великой
Отечественной войны.
1941, 30 сентября –наступление на Москву.
1941, 5 декабря – начало контрнаступления под Москвой.
Сентябрь 1941 г. – январь 1944 г. – блокада Ленинграда.
Периодизация Великой Отечественной войны:
1 период 22 июня 1941 г. 18 ноября 1942 г.;
2 период – 19 ноября 1942 г. – декабрь 1943 г.;
3 период – январь 1944 г. – 9 мая 1945 г. На уроке использовались элементы следующих технологий: индивидуального
обучения, ИКТтехнологий, дифференцированного обучения.
1. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята. Рада приветствовать вас на уроке истории.
Сегодня мы будем вести с вами разнообразную деятельность для того, чтобы
окунуться в события прошлого, ведь не зная истории, прошлого трудно понимать
настоящее, предполагать будущее.
Эпиграф:
Что такое война? Я спросил у отца
Это сотни солдат, пулеметный огонь,
Это кровь, это смерть, это дождь из свинца.
Что не всходы растит, а зловещий огонь…(1слайд)
Мозговой штурм: Какие ассоциации вызывают у вас понятия «Война и мир».(2 слайд)
(Записывает на доске возникающие ассоциации).
Словарная работа. (Словарь Ожегова С.)
Война
ы, мн. войны, войн, войнам, [ жен. род ] 1. Вооруженная борьба между государствами или
народами, между классами внутри государства.
Мир
Спокойствие, тишина.
(Записывают определения в тетрадь).(3слайд)
2. Актуализация опорных знаний.
Учитель.
Какие меры предпринимал СССР по укреплению международного положения нашей
страны в 19391940 гг.?
Ученики. Летом 1939 г. в Москве проходили англофранкосоветские переговоры,
которые не увенчались успехом, так как Англия и Франция всячески затягивали
переговоры, проводя политику умиротворения Гитлера.
СССР был вынужден подписать с Германией Договор о ненападении на 10 лет 23 августа
1939 г. Сферой влияния СССР стали Финляндия, Эстония, Латвия, Румыния.
Предполагался раздел Польши.
Учитель. Когда и как началась Вторая мировая война?
Ученики. Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 г. нападением Германии на
Польшу.
Учитель. Какие страны были захвачены Гитлером в 19391940 гг.? Ученики. Гитлер захватил Польшу, Данию, Норвегию, Бельгию, Голландию, Люксембург,
Францию, вел борьбу с Великобританией.
Учитель. Какую политику проводил СССР в 19391940 гг.?
Ученики. 17 сентября 1939 г. советские войска вступили в восточные районы Польши в
соответствии с договором о ненападении. Это был освободительный поход Красной Армии
по освобождению Западной Украины и Западной Белоруссии.
Учитель. Какой договор был подписан между СССР и Германией в результате событий
сентября 1939 г.?
Ученики.
Между СССР и Германией был подписан Договор о дружбе и границе. Польша перестала
существовать как государство. Западная Украина и Западная Белоруссия вошли в состав
СССР. Литва признана сферой влияния СССР.
Учитель. Какие территории вошли в состав СССР в 1940 г.?
Ученики. В состав СССР после советскофинляндской войны вошла часть Карелии.
В1940 г. в состав СССР вошли Эстония, Латвия, Литва.
Учитель. Оцените международное положение СССР и качество его обороноспособности
накануне Великой Отечественной войны.
Ученики. Территория СССР была значительно увеличена, отодвинута угроза захвата
Ленинграда. Новые границы не могли быть укреплены за столь незначительный срок.
Советскофинляндская война показала низкий уровень подготовки нашего командного
состава, слабую выучку войск, необходимость технической модернизации армии.
СССР был исключен из Лиги Наций. У СССР не было союзников.
3. Изучение нового материала.
Учитель: Летом 1941 года Германия завершила подготовку к нападению на СССР.
22 июня 1941 года ( 4 слайд) в 3 часа 30 минут фашистские войска без объявления войны
вторглись в пределы Советского Союза. Началась Великая Отечественная война. Война
длилась четыре страшных года, 1418 дней и ночей.
(Ю.Левитан – сообщение о вероломном нападении) (4 слайд)
Вопрос: Что обозначает термин Великая Отечественная война?
Ответ детей:
Великая Отечественная война (1941—1945) — война Союза Советских
Социалистических Республик против нацистской Германии и её европейских союзников
(Болгарии, Венгрии, Италии, Румынии, Финляндии, Словакии, Хорватии, Испании);
решающая часть Второй мировой войны. (5 слайд)
Учитель: Вместе с Германией в войне против СССР участвовали Румыния, Венгрия,
Финляндия, Италия, Словакия и Хорватия. Гитлеровцы повели наступление на трех стратегических направлениях –
Ленинградском, Московском и Киевском. (работа с настенной картой «Великая
Отечественная война) (6 слайд)
Вопрос: В первые дни войны Красная Армия понесла большие потери и вынуждена была
отступать. В чем причины неудач Красной Армии?
Ответ детей. Причины неудач Красной Армии на начальном этапе войны:
а) не завершено перевооружение Красной Армии
б) ошибки руководства страны и лично Сталина в определении сроков начала войны;
в) репрессии в Красной Армии накануне войны среди командного состава;
г) демонтаж старых и отсутствие новых укреплений на границе;
д) военная доктрина, предусматривающая военные действия на чужой территории;
е) превосходство по численности и маневренности германских войск, накопленный ими в
Европе опыт широких наступательных операций.
Учитель: Внезапность нападения позволила получить немецкой армии значительные
преимущества. Несмотря на это советские воины стойко оборонялись. Целый месяц
сдерживали яростные атаки фашистской дивизии защитники Брестской крепости,
окруженные со всех сторон, без пищи и воды. Большинство защитников крепости
погибли, лишь немногим удалось вырваться из окружения.
Несмотря на упорное сопротивление советских войск, агрессор к 10 июля захватил
Латвию, Литву, Белоруссию, Украину, Молдавию и двинулся через Смоленск на
Москву. Два месяца длилось Смоленское сражение, результатом которого было
временное приостановление вражеских войск.(работа с картой)
Особое значение командование противника придавало захвату Ленинграда. 8 сентября
1941 года враг окружил Ленинград с суши. Началось 900дневная блокада города.
(работа с картой)
Видеоролик «Блокада Ленинграда» (3 мин. ) (7 слайд)
Учитель: Так проходила блокада Ленинграда, а тем временем нападение немецких
войск продолжалось.
30 сентября 1941 года началось наступление фашистских войск на Москву.
Командующим Западным Фронтом был назначен Г. Жуков. Советские войска в тяжелых
боях отражали натиск захватчиков. (8 слайд)
Под Москвой фашистские войска терпят первое поражение. Однако будет еще много
битв, прежде чем Красной Армии удастся изгнать немецких оккупантов с родной земли.
Просмотр видеоролика «Битва за Москву» (4 мин) (9 слайд)
Учитель:
Немецкое наступление натолкнулось на упорное сопротивление
защитников Москвы. Они руководствовались лозунгом «Отступать некуда – позади
Москва», сказанные политруком Василием Клочковым, нашим земляком из с.Синодское
Вольского района. (10 слайд)
Еще один наш земляк из Петровска прославился своим подвигом: генералмайор
И.В.Панфилов командовал дивизией, которая приняла на себя удар превосходящих сил
противника на Волоколамском шоссе. (11 слайд) Вопрос: А кого вы можете назвать из наших земляков, участвовавших в битве под
Москвой?
Ответ учащихся: Виктор Талалихин – совершил ночной таран
4.Контроль на этапе окончания учебной темы.
Рефлексия:
Предлагаю вам сочинить 2 синквейна — стих из 5 строк,
в котором не должно быть рифмы.
1строка — термин мир (1 ), термин война (2 );
2строка — 2 прил., раскрывающих качества;
3строка — 3 глагола;
4я строка — краткое предложение, показывающее ваше отношение к понятию;
5я строка — одно слово, подводящее итог.
(Заслушиваем детей).
Ответы учащихся:
МИР ВОЙНА
Спокойный, уверенный Разрушительная, кровопролитная
Радоваться, жить, дружить Плакать, убивать, страдать
Мир освещает как солнце Война – это зло, проносящее гибель.
ДОБРО СМЕРТЬ
5. Подведение итога урока: закончите фразу: «Сегодня на уроке я ...»
Д/з: п. 24; написать эссе на тему «Война и мир», применив полученные на уроке знания.
Письменная работа должна иметь следующую структуру:
ваша позиция;
ее обоснование (аргументы);
примеры, иллюстрирующие вашу точку зрения;
выводы.
Урок истории 9 класс « 1941 год в отечественной и мировой истории»
Урок истории 9 класс « 1941 год в отечественной и мировой истории»
Урок истории 9 класс « 1941 год в отечественной и мировой истории»
Урок истории 9 класс « 1941 год в отечественной и мировой истории»
Урок истории 9 класс « 1941 год в отечественной и мировой истории»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.