Батыево нашествие на Русь
Педагогические цели |
Показывать на карте направления походов Батыя, города, оказавшие особенно ожесточенное сопротивление. Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (исторические карты, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы, видеоинформацию), сопоставлять и обобщать содержащуюся в них информацию. Составлять хронологическую таблицу основных событий, связанных с походами Батыя на Русь. Объяснять причины военных неудач |
Тип и вид урока |
Комбинированный/ урок – проблема |
Планируемые
результаты |
Научатся определять термины: стан, фураж, иго, дань Получат возможность научиться: показывать на карте направления походов Батыя, характеризовать последствия монголо-татарского нашествия на Русь, выделять основные события в хронологическом порядке. |
Личностные результаты |
Определять свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе. Формировать отрицательное отношение к любому проявлению грубости, жестокости, насилия
|
Метапредметные результаты |
Приобретать опыт историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке исторических событий, искать, анализировать и сопоставлять информацию из разных источников. Учитывать установлен-ные правила в планировании и контроле способа решения, осуществлять пошаговый контроль. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию. Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Вадимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго – Западную Русь и Центральную Европу. |
Образовательные ресурсы |
Учебник «История России», часть 1, Арсентьев Н. М, Данилов А. А , РТ, карта « Борьба народов нашей страны против захватчиков в XIII – XIV вв », презентация, видеофрагменты «Героизм россиян», «Взятие Рязани», рабочий лист с отрывками из летописей Тверской, Лаврентьевской, отрывки из книги Ян «Батый», учебная картина «Штурм Владимира» |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодействия |
Планируемые результаты Предметные |
Планируемые результаты (ууд) |
Формы контроля |
I Оргмо мент |
|
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку |
Приветствуют учителя. |
Организуют своё рабочее место |
Фронтальная |
Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности |
|
II Актуализация
|
Вопросы и задания с 10 |
Организуем работу с вопросами и заданиями с 10, проверяем составление таблицы |
Отвечают на вопросы, работают с картой, комментируют заполненную таблицу |
Фронтальная |
Обобщают, систематизируют, корректируют знания по истории Древнерусского государства |
Познавательные: воспроизводят по памяти информацию Коммуникативные: слушают и понимают речь других |
Беседа |
III Мотивация Постановка учебных задач |
Анализ отрывка стихотворения Н Кончаловской
|
Анализируя отрывок стихотворения, предлагаем выбрать тему урока: Нашествие Бату – хана на Русь Гибель раздробленной Руси Нашествие принятое за набег Записываем ту, которая прозвучала чаще всего. Формулируем задачи |
Анализируют отрывок стихотворения, выбирают тему урока, формулируют задачи |
Фронтальная |
|
Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи Коммуникативные: слушают и понимают речь других |
Беседа |
IV Изучение нового материала
|
Рассказ, беседа, работа с картой, источниками, видеоматери-алом |
Опираясь на презентацию сообщает о начале нашествия Батыя. - Предлагаем проанализировать данные таблицы и сравнить монгольское и русское войска. - сообщаем о разгроме Волжской Болгарии - Рязань: работа с источником. Что нового узнали? Могли ли князья выполнить условия монгольских послов? Загадка 1: Почему монголы выбрали именно это время года для нападения? Как нужно было вести себя русским князьям во время вторжения монголов на Русь: помогать осаждённым городам; изматывать врага по лесам, не встречаться в генеральном сражении; выжидать, в надежде, что зимой конное войско татар не решится на вторжение. Что думаете вы? Загадка 2: Могли ли князья оказать реальную помощь, если учесть, что расстояние до Чернигова 1000 верст(2000 км). А до Владимира 200 верст (400 км)? Современные спортсмены –конники, без оружия и запасов проходят это расстояние за 30 дней и 6 дней. При этом малое войско бесполезно, а среднее и большое не успеет. О Евпатии Коловрате учащиеся узнают познакомившись с материалами из «Повести о разорении Рязани» и отрывка из книги Яна . сравниваем источники: - укажите источники? - чем различается информация в них? - какому мы можем больше доверять?
|
Слушают, смотрят, анализируют информацию.
Решают проблемные задания, ответы оформляют письменно в тетради.
Делают записи
Работают с картой |
Фронтальная |
Знают захвате Рязани, героическом сопротивлении жителей города, позиции князей. |
Познавательные: используют знаково – символические средства; анализируют данные, смысловое чтение, решают проблемные задания, анализируют и сравнивают различные источники, устанавливают причинно – следственные связи. Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи Коммуникативные: слушают и понимают речь других Личностные: формируют отрицательное отношение к любому проявлению грубости, жестокости, насилия
|
Записи в тетради, беседа, работа с картой |
|
Рассказ, работа с картой, видеоматериал, работа с документами, видеоматериал |
Опираясь на карту, сообщает о событиях под Владимиром - работа с источником - загадка 3: Почему Юрий Всеволодович оставил Владимир? - анализ учебной картины, источника Смотрим видеоматериал - Тверская и Лаврентьевская летопись, отрывок из «Батыя» Ян: А) в чем источники не сходятся? Б) был ли шанс победить у русских воинов?
|
Слушают видеоматериал, делают записи в тетради , анализируют документы, отвечают на вопросы, решают проблемные задания, работают с картой
|
Фронтальная |
Знают о падении Владимира, сопротивлении россиян, анализируют действия русских князей |
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем, планируют учебные действия Познавательные: самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: слушают и понимают речь других |
Записи в тетради, беседа |
|
Рассказ, работа с картой, документами, решение проблемных заданий
|
Организует решение проблемного задания на основе работы с текстом учебника с 15, знакомит с другими версиями историков: - Почему монголы не дошли до Новгорода? Сообщает о борьбе с монголами жителей Козельска - Почему монголы, находясь на границе со Степью, семь недель штурмовали Козельск? О втором походе сообщает с опорой на карту - о взятии Киева узнают на основе источника в учебнике - Завоевание стран Восточной Европы |
Слушают объяснения, делают записи в тетради , анализируют документы, отвечают на вопросы, решают проблемные задания, работают с картой
|
Индивидуальная
|
Знают ход, значение, последствия битвы на Калке
|
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации, анализ объектов изучения, решают проблемные задания, устанавливают причинно – слественные связи Коммуникативные: формулируют собственную позицию; строят понятные для партнёра высказывания |
Беседа, записи
|
V Первичное осмысление и закрепление знаний |
|
Выполняют проблемных заданий: - Почему монголам удалось захватить Русь? - Почему Батый не выполнил наказ Чингисхана? |
Выполняют задания, делают записи в тетради
|
Индивидуальная
|
Формулируют ответ на вопросы. |
Познавательные: обобщают, систематизируют материал, смысловое чтение |
Беседа |
VI Рефлексия
|
Беседа |
Тактика
|
|
Работа в парах |
|
Регулятивные: оценивают свою работу |
|
VII Домашнее задание |
|
Параграф № 16, задание на выбор: РТ или таблица
|
Записывают домашнее задание |
Индивидуальная |
|
Регулятивные: принимают учебную задачу |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.