Урок истории по теме "Трагедия Холокоста"
Оценка 4.8

Урок истории по теме "Трагедия Холокоста"

Оценка 4.8
Видеоуроки +1
docx
история
9 кл—11 кл
01.07.2017
Урок истории  по теме "Трагедия Холокоста"
Форма: устный журнал Дата проведения: 27 января 2017 года Продолжительность: 50 минут Школа: МКОУ Григорьевская СОШ, Владимирская область, Гусь-Хрустальный район Учитель истории и обществознания: Миронова Елена Вячеславовна Цель: обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях. Задачи: - формирование толерантного сознания, исторического мышления и сочувствия к жертвам геноцида; - развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других; - обсуждение проявлений толерантности и нетерпимости в обществе; - формирование патриотизма, гражданственности. Оборудование: компьютер, проектор, экран, выставка книг о Второй мировой войне и Холокосте, презентация по теме, видео приложения: «27 января- Международный день памяти жертв Холокоста», «В освобождённом Освенциме», «Бабий Яр», аудиозапись песни «Бухенвальдский набат»Документ Мicrosoft Word
урок по теме Холокост.docx
Тема: «Трагедия Холокоста» Форма: устный журнал Дата проведения: 27 января 2017 года Продолжительность: 50 минут Школа: МКОУ Григорьевская СОШ, Владимирская область, Гусь­Хрустальный район Учитель истории и обществознания: Миронова Елена Вячеславовна Цель: обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических  отношениях. Задачи:   ­ формирование толерантного сознания, исторического мышления и сочувствия к жертвам геноцида;     ­ развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других;    ­  обсуждение проявлений толерантности и нетерпимости в обществе;    ­  формирование патриотизма, гражданственности. Оборудование: компьютер, проектор, экран,  выставка книг  о Второй мировой войне и  Холокосте, презентация по теме,  видео приложения: «27 января­ Международный день  памяти жертв Холокоста», «В освобождённом Освенциме», «Бабий Яр»,  аудиозапись  песни «Бухенвальдский набат» На доске  записана  тема: «Трагедия Холокоста» Классы: 9,11                                       Ход мероприятия. Учитель: В 33 странах мира – участников ОБСЕ была установлена дата проведения  Дня памяти  жертв Холокоста­ 27 января. «Холокост» – это слово из греческого языка, означающее «Жертва всесожжения»,  преследование и массовое уничтожение евреев, живших в Германии, на территории её  союзников и на оккупированных ими территориях  во время Второй мировой войны;  преследование и массовое уничтожение нацистами представителей различных этнических и социальных групп (советских военнопленных, поляков, евреев, цыган и др.)  (Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/) ВИДЕО «27 января­ Международный день памяти жертв Холокоста» Учитель: Холокост – это общечеловеческая трагедия. Холокост – это апофеоз зла. На 85 пленарном  заседании Генеральной Ассамблеи  ООН 26  января 2007 г. было принято решение о том, что 27 января станет Международным днем памяти жертв Холокоста и  призвало государства­участники разработать образовательные программы, направленные  на сохранение памяти этой трагедии для следующих поколений. Международный военный  трибунал в Нюрнберге в октябре 1946 года назвал гитлеровские концентрационные лагеря  одним из позорнейших средств террора по отношению к населению оккупированных стран,  а совершенные в них преступления ­ преступлениями против человечества.  Прислушайтесь, дети! Сердцем прислушайтесь! И вы услышите тяжелый топот кованых сапог и глухие стоны. Это стонет сама земля,  принявшая муки, кровь, смерть женщин, детей, стариков, воинов… Они навсегда слились с  многострадальной землей... Они любили жизнь, родину, они сгорели в печах крематориев,  они замучены, растерзаны собаками, удавлены железными клещами голода, убиты пулей,  зарыты заживо. Они хотели жить... Пусть скорбь и печаль после услышанного сегодня обернутся в мужество ваше и силу,  чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле. Чтобы нигде в вихре пожаров  жизнь не умирала!  «Души Холокоста» Бродят тучи над планетой, Словно пленники в неволе. В душном воздухе, прогретом, Слышатся мне звуки боли. Это души Холокоста, Чьи разбросанные кости, Что остались без погоста, Стонут, просятся к нам в гости. Просят, чтобы их согрели, И обмыли, и одели, И земле родной предали, И молитву прошептали. А в просторах неба где­то Тихо бродят тени гетто, Словно звездочки на небе, Только нету с ними ребе. Тихо, буднично и просто, Бродят души Холокоста... Ученица 1. («Хатынь: путеводитель по  мемориальному комплексу»)  Кровавую расправу учинили озверелые фашисты над людьми деревни Байки. Утром 22  января 1944 г. Они ворвались в деревню. Мужчин расстреляли. Женщин заживо сожгли в  сараях. Страшная мучительная смерть постигла детей. На них было направлено 15 собак.  По улице, освещенной пожарищем, собаки таскали изуродованные тела малышей.  Ученица 2. Всю эту зиму маленьким детям, совершенно голым и разутым, приходилось  простаивать на морозе по многу часов подряд в ожидании своей очереди в переполненные  газовые камеры. Их обмороженные ступни примерзали к ледяной земле. Многие плакали.  Некоторые замерзали насмерть. А немцы, прохаживаясь вдоль колонны, пинали и били  своих жертв. Особенно зверствовал один немец, по имени Зепп, настоящий садист. Этой  омерзительной твари,  особенно нравилось пытать детей. Когда Зепп издевался над  женщинами с детьми на руках и его умоляли прекратить, он мог отобрать ребенка тут же  разорвать его пополам или, взяв за ноги, ударить головой о стену и отшвырнуть прочь. Ученица 3. («Гитлеризм в истории евреев»  Ю.А. Шульмейстр) Твердым принципом лагеря смерти Освенцим было: ничего не должно пропадать зря. Здесь имелось, например, огромное, похожее на сарай строение, где хранилось 850 тыс. пар  обуви, в том числе крошечные детские ботиночки.. Шопеновский склад, напоминавший огромный пятиэтажный универмаг, тоже был частью  колоссальной фабрики смерти в Майданеке. Здесь имущество сотен тысяч людей  сортировалось и упаковывалось для отправки в Германию.   Помещения с длинным коридорами  было завалено детскими игрушками: сотнями мишек,  кукол, игрушечных автомобилей, женскими платьями, мужскими брюками, очками,  ботинками. Ученица 4 . В 1945 году в лагере остались 20 еврейских детей. Они были «подопытными  кроликами», над ними проводились «медицинские эксперименты» доктором Куртом  Хайсмейером. Он вводил детям под кожу живые туберкулезные бактерии или сразу в  легкие. Для него не было разницы между евреями и животными.  Потом детей вешали,  убивали, например: Маня Альман, 5 лет …..   .  Разве способны нормальные люди  сделать  подобные преступления? Разве у  Ученик 5   них не окаменело сердце после содеянного? За время Холокоста погибло более 1,1 миллиона детей. Дети были особой мишенью для  нацистов в период Холокоста. Живыми они представляли исключительную угрозу, ведь,  повзрослев, они бы создали новое поколение евреев.   «Дети войны»       Ф. Золотковский    Ученик 6.    Во мне печалью стынет сердце,  в смятеньи мысли, словно море. Куда от боли, гнева  деться,  когда сминает душу горе?.. Вот я узнал, что в здешнем крае  и дети в лагерях томились.  Как взрослые, во всём страдали, тоской недетской  слезы лились.  Могли они понять, кто правый,  кто виноват, когда их разум  не постигал всей страшной кары, но ощутил дух смерти сразу?!... Душа любая ждёт на свете  покоя, и любви, и воли...  Но плачут, ещё плачут дети  от ненависти, зла и боли…  (ВИДЕО «В освобождённом Освенциме») Учитель: Прошло 72 года, но это невозможно забыть! Нам нужна эта Память. Пусть она  будоражит умы, пусть она леденит наши сердца. Именно она, Память, заставляет нас  задуматься: так ли мы живем, достойны ли мы погибших? Именно она, Память, не  допустит, чтобы прервалась связь поколений.  Звучит первый куплет песни «Бухенвальдский  набат» (Слова: А. Соболев, Музыка: В.  Мурадели ).   Люди мира, на минуту встаньте! Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон ­ Это раздаётся в Бухенвальде Колокольный звон, колокольный звон. Это возродилась и окрепла В медном гуле праведная кровь. Это жертвы ожили из пепла И восстали вновь, и восстали вновь. И восстали, И восстали, И восстали вновь! Ученик 7.  (Р.Рождественский. Реквием.)   Вспомним всех поименно,  Горем вспомним  своим. .. Это нужно ­  не мертвым!  Это надо ­  живым!  Вторая мировая война   – около 60  млн. погибших Людские потери СССР — 6,8 млн военнослужащих «убитыми, умершими от ран, в плену,  от болезней, несчастных случаев, казнённых по приговорам трибуналов» и 4,4  млн попавшими в плен и пропавшими без вести. Общие демографические потери  (включающие погибшее мирное население) — 26 млн 600 тыс.  русских, украинцев,  белорусов, евреев. Еврейский народ потерял 6 млн мужчин и женщин. Ученица 8 .   Трагедия Холокоста ­ это не только часть истории евреев; это часть  всемирной истории.  Мы должны ответить на один из важных вопросов, помнить  события Холокоста или все­таки их следует забыть, ведь прошло много  лет. Ученица 9.  Холокост начался в январе 1933 года, когда к власти пришел Гитлер, и  фактически завершился 8 мая 1945 года.  В книге "Mein Kampf" ("Моя борьба")  Гитлер утверждал, что евреи не способны  создать  свое государство. Они  якобы поставили себе целью поработить наиболее активные  народы. Гитлер провозгласил беспощадную борьбу против еврейства ­ за чистоту немецкой  расы.  В 1935 году был принят закон, который запрещал браки между немцами и евреями. В 1937 году евреев начали отправлять в концлагеря, где они должны были трудиться как  рабы. Стариков и инвалидов отправляли в газовые камеры.  В ночь на 9 ноября 1938 года нацисты учиняют еврейский погром, получивший название  «Хрустальная ночь». За одну ночь штурмовики убили 100 евреев, разрушили все синагоги в Германии, разграбили более 7 тысяч еврейских магазинов. Сразу же после «Хрустальной  ночи» более 30 тысяч евреев были отправлены в концентрационные лагеря. После начала Второй мировой войны на оккупированных территориях создаются гетто,  куда сгоняются все евреи  и покорно ожидают своей участи. Ученица 10.   Потоцкий Игорь Иосифович               Ликвидировав гетто, полицаи   потянулись к выпивке и салу.   Пили шнапс и громко восклицали,   что светлее как­то в мире стало.   Сколько было в голосах их фальши,   были души их темны, как склепы,   вымазанные грязью или сажей;   лица кровожадны и нелепы.   Ров еще ворочался телами,   вороны носились над телами,   всхлипывали ясени и ели,   листья у них быстро помертвели.    «Стихи о гетто»   Ученица 11. Первая мировая война дотла сожгла местечко, а вторая война испепелила все имена жителей, их тела во рву. Плачет роща ночами навзрыд — это только кажется, что ветер шумит, тревожа листву, сминая траву, приближаясь к бывшему рву. Тот ров закопали давно, но земля оседает, будто нос корабля, словно налетела волна — война! Ученик 12. В 1942 г. создали  в Польше шесть лагерей смерти для еврейского население  Европы (Треблинка, Хелм, Собибор, Саласпилс, Майданек, Освенцим и Белжец).  Кроме евреев  туда  попадало большое количество советских солдат и гражданского  населения СССР.  Они были такими же узниками фашистов, как и евреи и цыгане.  Прибывших в лагерь отправляли якобы в баню, где травили газом, а затем трупы людей  отправляли в крематорий. Ученик 13. Освенцим. Крематорий. Удушающая жара: 15 печей работают на полную мощь. Оглушительный шум: дизельные вентиляторы раздувают пламя. Трупы из лифта  выгружаются на конвейер (металлические катки).  Стоящие с обеих сторон парикмахеры  бреют головы. Волосы собирают в мешки. Кольца, бусы, браслеты и т.п. бросают в  металлический ящик. В конце зубная команда ­ 8 человек с крючками и щипцами ­  удаление золота (зубы, мосты, пломбы). Трупы сбрасывают в печи с металлических тачек. В лагере четыре такие газовые камеры с крематорием. Пропускная способность каждой ­  по 2000 трупов в сутки; итого 8000. Обслуживается еврейской рабочей силой, заменяемой  каждые 3 месяца. Операция, таким образом, осуществляется по принципу  самообслуживания; секреты исчезают вместе с их носителями. Ученик 1    После начала Великой Отечественной войны  на оккупированные территории Советского  Союза вступали мобильные подразделения ­ айнзацгруппы, главной задачей которых было  уничтожение "враждебных элементов" в завоеванной зоне. Евреи составили большинство  жертв. Яркий пример действий айнзацгрупп, это массовый расстрел гражданского населения,  главным образом евреев, цыган, а также советских военнопленных, осуществлявшихся  немецкими оккупационными войсками 29­30 сентября 1941 г. в Бабьем Яре.  Ученик 15.   В урочище Бабий Яр недалеко от Киева в Украине было убито более 33000 евреев всего за два дня. Евреев заставили раздеться и подойти к краю оврага и расстреляли. Затем нацисты заваливали  овраг, погребая и мертвых и живых.  (ВИДЕО «Бабий Яр») Ученик 16.  «Дорога смерти»  Фридрих Золотковский.   4. Я иду по дороге смерти, но живой я, ещё живой. В Яр и женщины, и дети шли здесь в год сорок первый злой... Я иду и всё плачу горько. Слёзы стынут в душе моей. Почему нам досталось столько злобы, ненависти, смертей? Что мы в мир принесли  плохого, если божьи пророки – от нас?  Что осталось в жизни святого, если разум вокруг угас? Ученик 17.  «Бабий Яр. Память»  Засыпал снег сегодня Бабий Яр.  Прикрыл собою братскую могилу.  Сто тысяч в ней взывают молча к миру,  чтоб в нём не вспыхнул вновь войны пожар!  Там, где фашисты сваливали в ад убитых и живых, растут берёзы.  Смотрю на них и плачу… Эти слёзы  погибших не вернут уже назад.  Но слёзы скорби нашей не напрасны. Они, как мудрость, над душою властны: они её печальный, вечный плод.  Они напоминают тем, кто молод,  как будет страшен войн грядущих Молох,  что  в гневе уничтожит людской род.  Ученик 18. Евгений Евтушенко (1961 г. « Бабий Яр», отрывок из стихотворения)  Над Бабьим Яром шелест диких трав. Деревья смотрят грозно, по­судейски. Все молча здесь кричит, и, шапку сняв, я чувствую, как медленно седею. И сам я, как сплошной беззвучный крик, над тысячами тысяч погребенных. Я ­ каждый здесь расстрелянный старик. Я ­ каждый здесь расстрелянный ребенок. Ничто во мне про это не забудет! "Интернационал" пусть прогремит, когда навеки похоронен будет последний на земле антисемит. Еврейской крови  нет в крови моей. Но ненавистен злобой заскорузлой я всем антисемитам, как еврей, и потому ­ я настоящий русский! Ученик 19.   «Холокост»  Ф. Золотковский Народ мой пролил море слёз, где б ни был он рассеян… Война всегда есть холокост –  не только для евреев… ………………………. И я мечтаю об одном: чтоб люди веры разной покончили с войны проказой. Земля у всех – наш общий дом! Учитель.  (Задает вопросы, учащиеся отвечают) 1. Какие чувства у вас вызвали эти стихи? 2. Какие картины вы увидели? Итак, ответьте на вопрос, поставленный в начале нашего мероприятия:                        Нужно ли помнить о Холокосте и почему?  Что же такое толерантность и почему она важна в современном мире? Толерантность ­ социологический термин, обозначающий терпимость к иному  (Учащиеся делают вывод: Об этом важно помнить, чтобы этого больше не повторилось. Об  этом надо помнить, потому что то и дело появляются неофашистские организации,  проповедующие  национальную и расовую нетерпимость.   Надо уметь жить с другими  народами как добрые соседи, не навязывать им свои взгляды и обмениваться достижениями культуры) • мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, вероисповеданию, национальности.  Социальная толерантность заключается в осознании и предоставлении другим их права  жить в соответствии с собственным мировоззрением и служить ценностям их самобытной  культуры. Учитель Чем дальше от нас события Холокоста, тем больше сил требуется, чтобы помнить о   миллионах убитых за то, что они были евреи, цыгане или славяне, инакомыслящие или  военнопленные… Изучение страшного прошлого ­ это не только сохранение памяти о  погибших, но и одно из условий выживания современного человека.  «Мы никогда не должны позволять, чтобы унижали наше достоинство по расовому или  национальному признаку. Ибо, как сказал первый президент российского Центра  "Холокост" Михаил Яковлевич Гефтер: "Никогда не бывает геноцида против одного  народа. Геноцид всегда против всех". Сегодня унижают один народ, завтра унизят  другой!» Звучит последний куплет песни «Бухенвальдский набат» Люди мира, на минуту встаньте! Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон ­ Это раздаётся в Бухенвальде Колокольный звон, колокольный звон. Звон плывёт, плывёт над всей землёю, И гудит взволнованный эфир: Люди мира, будьте зорче втрое, Берегите мир, берегите мир! Берегите, Берегите, Берегите мир!  Учитель: (читает «Равенсбрюкскую молитву») Сейчас объявляется минута молчания. Спасибо  за внимание и активное участие. Всем,  кому интересна эта тема, прошу подойти к выставке книг. Можно записаться и взять книгу  для чтения.  Я уверена, что сегодняшнее  мероприятие затронуло каждого из вас до глубины души  и  никого не оставило равнодушным. Список литературы: 1) Альтман И. А., Гербер А. Е., Полторак Д. И. История Холокоста на территории СССР.­  М.: Фонд «Холокост», 2001 2) Брухфельд С., Левин П. А. Передайте об этом детям вашим... История Холокоста в  Европе. 1933­1945.­ М.: Текст, 2001. 3)  Д.А. Алексеев, И.А. Альтман, С.А. Тиханкина, Л.А. Терушкин;  под редакцией И.А.  Альтмана, Межрегиональная общественная организация «Научно–просветительный центр  “Холокост”»: Методические рекомендации по организации и проведению проекта  «Страницы судеб: поиск личных свидетельств воинов­освободителей нацистских лагерей  смерти и гетто»; М.; 2016 Интернет­ресурсы: 1)http://www.evtushenko.net/002.html «Бабий Яр». 2)http://eajc.org/page619  Фридрих Золотковский. Сборник стихов «Холокост». 3)http://rupoem.ru/rozhdestvenskij/vechnaya­slava­geroyam.aspx 4) http://viknaodessa.od.ua/newspaper/news/?8737 Игорь Потоцкий «Стихи о гетто». 5) Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/ 6)  http://www.holocf.ru/

Урок истории по теме "Трагедия Холокоста"

Урок истории  по теме "Трагедия Холокоста"

Урок истории по теме "Трагедия Холокоста"

Урок истории  по теме "Трагедия Холокоста"

Урок истории по теме "Трагедия Холокоста"

Урок истории  по теме "Трагедия Холокоста"

Урок истории по теме "Трагедия Холокоста"

Урок истории  по теме "Трагедия Холокоста"

Урок истории по теме "Трагедия Холокоста"

Урок истории  по теме "Трагедия Холокоста"

Урок истории по теме "Трагедия Холокоста"

Урок истории  по теме "Трагедия Холокоста"

Урок истории по теме "Трагедия Холокоста"

Урок истории  по теме "Трагедия Холокоста"

Урок истории по теме "Трагедия Холокоста"

Урок истории  по теме "Трагедия Холокоста"

Урок истории по теме "Трагедия Холокоста"

Урок истории  по теме "Трагедия Холокоста"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.07.2017