Урок истории в 5 классе по теме «Олимпийские игры в древности»
Оценка 4.8

Урок истории в 5 классе по теме «Олимпийские игры в древности»

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
история
5 кл
15.05.2018
Урок истории в 5 классе по теме «Олимпийские игры в древности»
Методическое обеспечение На сегодняшний день, когда новые образовательные стандарты стали повседневной реальностью, только системно-деятельностный подход в обучении позволяет учителю достичь запланированных результатов. Учитель должен идти на урок с новой установкой – формировать три группы результатов: предметные результаты, метапредметные и личностные результаты. Урок истории в 5 классе по теме «Олимпийские игры в древности» является одним из уроков раздела «Древняя Греция», обозначенных в моей рабочей программе . Выбор заявленной темы урока «Олимпийские игры в древности» не случаен, т.к. в феврале 2014 года в нашей стране прошли 22 зимние олимпийские игры. И поэтому, актуальность изучения сегодняшней темы очевидна По типологии уроков системно - деятельностного подхода данный урок является уроком общеметодологической направленности и построен на основе технологии деятельностного метода. (уроки- открытия нового знания; уроки- рефлексии; уроки развивающего контроля). Одним из главнейших условий реализации системно деятельностного подхода является мотивация обучающихся к осознанной самостоятельной учебной деятельности. Основные цели урока : - деятельностная - направлена на формирование у обучающихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного материала и метапредметных результатов; - содержательная - направлена на расширение понятий базового предметного и метапредметного материала за счёт включения в неё новых элементов. Совокупность обеих этих целей направлена на личностное развитие обучающихся. Стандарты нового поколения на ступени основного общего образования устанавливают определённые классы учебных задач, осваиваемые учащимися в процессе обучения. Деятельностная цель моего урока нацелена на формирование следующих учебных задач: - учебно-практических задач, направленных на формирование сотрудничества, коммуникации (умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, уважительно относиться к ответам других, развитие чувств доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, навыков сотрудничества, решение проблемных ситуаций); - учебно-познавательных задач, направленных на отработку навыка грамотного чтения научного текста, умения извлечь из источника информации главное; навыка самостоятельного приобретения и переноса знаний; отработку навыка осознанной самостоятельной оценки собственной деятельности. Вторая цель моего урока содержательная направлена на достижение достаточного уровня усвоения предметных и метапредметных результатов. С этой целью на уроке использованы коммуникативно-диалоговые, игровые, частично поисковые виды метапредметной деятельности. Я надеюсь, что такие способы изучения материала, позволят не только прочно усвоить тему в рамках заданного изучаемого предмета, но и обязательно пригодятся в будущем. Содержательная цель урока направлена на формирование у учащихся любви к спорту, формирование нравственных категорий – чести, достоинства, уважения, воспитание патриотических чувств, осознание главной миротворческой миссии олимпийских игр. Системно-деятельностный подход, в соответствии с которым я построил свой урок, основывается на 7 основных принципах. Мой урок, построен на основе доминирующего для данной возрастной категории обучающихся принципа деятельности. (принципы: непрерывности - преемственность, целостного представления о мире – 10-11 кл. понимание связи наук, минимакса – усвоение обязательного минимума, вариативности – профиль, предпрофиль, творчества – кто во что горазд) Структура урока разработана в соответствии с технологической картой. Урок построен на основе обязательных её элементов: - организационный момент, самоопределение обучающихся к деятельности – подготовка к работе, включение в деловую деятельность. - актуализация знаний – выявление уровня ранее изученного материала, систематизация знаний; - постановка учебной задачи – активизация знаний через диалоговую форму; - решение поставленных учебно-познавательных и учебно-практических задач: выполнение учебных заданий каждой группой – решение проблемных ситуаций, установление закономерности и устранения «неполадок», обобщение и закрепление материала; - рефлексия деятельности . Сочетание видов групповой, фронтальной, индивидуальной работы на уроке было направлено на создание условий успешного обучения. Для поддержания психологически комфортного фона урока я использовал определённый прием начала урока, доброжелательность, похвалу. В своей педагогической практике я реализую технологию деятельностного подхода для активизации деятельности обучающихся. Подбор учебных заданий на каждом этапе урока не случайный, а определен необходимым в современных условиях принципиально новым требованием - добывать знания самостоятельно. С этой целью я предложил учащимся различные источники получения знаний – учебный фильм, наглядно иллюстративный материал, учебник, презентация. Согласно предметным и метапредметным требованиям к результатам освоения образовательной программы по новым стандартам, ученик должен приобрести опыт по применению новых знаний. С этой целью на своих уроках я практикую использование голографического подхода – объёмное восприятие и усвоение знаний, которое обеспечивается тремя проекциями : витагенной ( через жизненный опыт учащихся), дидактической (посредством погружения учащихся в научную информацию и конструирующей ( через дополнительные источники информации). Урок был смоделирован в форме дидактической игры, когда моделируется реальная обстановка, выбирается оптимальный вариант решения задач, которые учат учащихся применять знания в новых условиях. Я посчитал, что для учеников 5 класса погружение в историческую эпоху, пять «олимпийских дней» позволят расширить познавательный интерес и пополнить базу знаний. Неотъемлемой частью урока является рефлексия, позволяющая увидеть , насколько продуктивен был урок, достиг ли я поставленных целей и задач. Домашнее задание носит творческий характер, оно продуктивно для закрепления изученной темы, актуально в свете значимого события для всей России и даёт возможность выбора варианта его исполнения каждому ученику. Здоровьесберегающее технологии представлены тематической физминуткой, сопровождаемую национальной греческой мелодией «Сиртаки». В качестве профилактики переутомления, концентрации внимания, преодоления психологического коммуникативного барьера в течение урока использовалась смена видов деятельности. Известно, что с 5-ий и по 24-ю минуту урока ученики усваивают до 80% учебного материала, поэтому данный отрезок времени был отведен для основной учебной работы. Я считаю, поставленные задачи напрвлены на то , чтобы урок достиг своей цели по формированию трех основных групп технологически достижимых результатов
урок олимпиада.docx

   План-конспект урока на тему: «Олимпийские игры в    древности».

 

 

1.      

ФИО (полностью)

Буздалин Игорь Юрьевич

2.      

Место работы

МБОУ СОШ№ 1 п.Степное Саратовская область

3.      

Должность

Учитель истории и обществознания

4.      

Предмет

История

5.      

Класс

5

6.      

Тема и номер урока в теме

«Олимпийские игры в древности» (урок №41 в теме)

7.      

Базовый учебник

А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира». Базовый курс: Учебник для 5 класса. – М.: Просвещение, 2010.

 

8.     Цель  урока: Дать общее представление об Олимпийских играх, познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями и выяснить их значение в жизни древних греков.

        9. Задачи:

- образовательные

·        Изучить историю зарождения Олимпийских игр, причины появления, порядок и ход проведения, познакомить учащихся с Олимпийскими играми Древней Греции и их видами

·        Дать учащимся представление о первых олимпийских атлетах, чемпионах, современных участниках Олимпийских игр и познакомить с их достижениями в спорте

-развивающие

·        Продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, с дополнительной литературой, заданиями ЭОР

·        Развитие исторического мышления и памяти, умения анализировать факты и делать выводы, составлять рассказ

-воспитательные

·        Воспитание у учащихся чувства толерантности, уважения к другим народам, показать значение, миротворческую роль Олимпийских игр в жизни Древней Греции и в современном мире

·        Пробудить интерес к занятиям физкультурой и здоровому образу жизни

·        Приобщение учеников к олимпийскому движению в рамках подготовки Российской Федерации к XXII Зимним Олимпийским играм 2014 года

 

10. Тип урока: урок открытия нового знания с использованием ЭОР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

1.Организационный момент

Учитель: Здравствуйте ребята, меня зовут Буздалин Игорь Юрьевич, сегодня урок истории у вас проведу я, и  предлагаю принять соглашение, которое будет помогать нам всем   на этом  уроке.

     Итак, если вы со мной согласны, прошу сделать три хлопка. Мы работать будем:

·        Дружно; (три хлопка)

·        Активно; (три хлопка)

·        Творчески; (три хлопка)

 

2. Мотивация.Создание проблемой ситуации                                                        Учитель:Ребята, наш урок сегодня я предлагаю начать с игры, которую очень любят мои ученики. Она называется «Заморочки из бочки». В моей бочке – предметы, которые помогут нам определить тему сегодняшнего урока. Я из нашей бочки буду доставать предметы, а вы попробуйте ответить на вопрос, о чём пойдет речь на уроке и как эти предметы с ней связаны?

(достаёт ветку оливы) Что это,  ребята? Это ветка оливкового дерева. А вы знаете где произрастает олива? ( в древней Греции)

( достаёт письмо) « Я стал свидетелем потрясающего события. Люди со всех концов страны, кто пешком, кто на повозках, кто на кораблях – все радостно спешили на юг, на Пелопоннес, чтобы насладиться пятью незабываемыми днями. Атлеты будут демонстрировать свою силу и ловкость и выяснять, кто же из них величайший спортсмен Греции?. В четвёртый год объявляется священный мир, дороги становятся безопасными. Все в Олимпию…»

(слова учителя) На этом письмо обрывается, но вы , наверное, догадались, какое событие описывает путешественник.

 Так о чём же мы будем говорить сегодня на уроке? ( об олимпийских играх)

Итак, тема нашего урока «Олимпийские игры в древности»

 А каков, по вашему мнению,  план работы на уроке? ( записать план) 1. Где и когда зародились Олимпийские игры?

2. Какие были правила?

3. По каким видам спорта проводились соревнования?

4.Чем награждали победителей?

 

3. Усвоение новых знаний (поиск решения)

Учитель:Ребята, я  предлагаю вам провести сегодня на уроке своеобразную мини-олимпиаду. Но прежде чем начать наши символические состязания, предлагаю вам заглянуть в далёкое прошлое, окунуться в атмосферу честных и справедливых состязаний (смотрим фильм про олимпиаду в Греции)

Ну что ж за работу! Все в Олимпию! Олимпийские игры длились пять незабываемых дней.

Итак, день первый! После того как принесли  жертву богам, атлеты и судьи давали  клятвы,  в храме зажигали священный огонь. Эта  церемония дошла и до наших дней.

 

(фронтальная работа) Археологами была найдена клятва  древнегреческих атлетов, но вот часть слов разобрать  очень трудно, подумайте, как могла звучать клятва, и допишите  недостающие слова! Прочитайте приведённый выше текст, в котором пропущен ряд слов. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков

«Я, гражданин  полиса  Афины, подтверждаю перед ………..…, что тренировался, как требуют древние ………… великого праздника. Торжественно клянусь в том, что для достижения победы не буду ……………………..…».

1.боги; 2. статуей Геракла; 3.статуей бога Зевса; 4. подкупать судей;  5. нарушать правила;6. обычаи; 7. гражданин.

Ответ «Я, гражданин  полиса  Афины, подтверждаю перед  статуей бога Зевса, что тренировался, как требуют древние обычаи  великого праздника. Торжественно клянусь в том, что для достижения победы не буду  нарушать правила ».

Ребята, давайте внимательно выслушаем эти правила  (смотрим фильм)

 

Вывод по первому дню: Древние писатель рассказывает, что перед началом  проведения олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им  греческий город. Весть об этом разнеслась по Элладе, и спартанцам запретили целых 20 лет участвовать в играх. Чем это можно объяснить? Во скольких олимпийских играх спартанцам не разрешили участвовать?

 

 

 День второй.   Последующие три дня были посвящены спортивным состязаниям. Пора и нам проявить свою сообразительность, смекалку, интуицию.

 

Я предлагаю сидящим на одном ряду объединиться в команду. Каждой из трёх команд предстоит  решить свою задачу.

1-ая команда. Рассмотрите иллюстрации археологических находок. Это вазы древних греков. Внимательно рассмотрите рисунки и определите, какие виды спортивных состязаний были на олимпийских играх в др. Греции.

2-я команда.  Вам предстоит работа с картой. Найдите два похожих названия. В какой части Греция находится  каждый из них? Почему Олимпия стала центром олимпийских игр?

3-я команда.  Установите последовательность событий.  Тренировка атлетов, спортивные состязания, прекращение войны, клятва судей честно судить, награждение победителей, атлеты приносили жертву богам, жители города встречают своего победителя.

 

Древние греки уделяли огромное внимание спорту, последуем примеру древних греков. У нас физминутка. Электронная физминутка. ( под музыку сиртаки)

 

 

День третий.    Захватывающее зрелище представляло соревнование колесниц, запряжённых четвёркой лошадей ( пояснить про колесницу). Предлагаю и вам попробовать свои силы в своеобразной гонке.. Я прошу вас внимательно выслушать следующее задание. На доске для каждой команды вывешен текст с незаконченными предложениями. Чтобы его восстановить , каждая команда должна прочесть третий подпункт учебника на с. 156-159. После того, как текст будет прочитан,  нужно будет выйти к доске и выполнить работу. Та команда, которая быстрее всех и правильнее выполнит работу и будет являться победителем этого этапа.

 

Олимпийские игры проводились один раз в ____________года.

Они устраивались в ______________________,

расположенной________________________________________________________.

Первые Олимпийские игры состоялись в __________

году до н.э.

Перед играми атлеты должны были тренироваться в своем родном городе_______________ месяцев, а затем еще _______ месяц продолжать тренировки поблизости от _____________

 

Олимпийские игры продолжались _______________ дней.

Одним из главных состязаний было пятиборье: оно начиналось с ____________, затем атлеты состязались в __________________,

____________________ , _____________________.

Последним состязанием в пятиборье была __________________.

В последний день Олимпийских игр победители получали награды, это были ________________________________________.

День четвёртый. Неизменный интерес зрителей на олимпийских играх вызывал кулачный бой. В кулачном бою греки ценили ловкость и умение, а  не грубую силу.

Я предлагаю вам сейчас провести своеобразный интеллектуальный поединок. Для этого вам нужно выбрать одного представителя от своей команды.

 Задание «Верно или нет

1. Первые Олимпийские игры были в  750-й году  до нашей эры.

2. Олимпийские игры греки посвящают богу Зевсу .

3. С наступлением  ранней весны, где-то в марте, у подножия горы Олимп начинаются Олимпийские игры.

4. Эти игры особенно любили женщины, которые составляли не меньше трети зрителей, съехавшихся на Олимпийские игры.

. 5. Так как в этот день было холодно, атлеты  были в белых  шерстяных одеждах, облегающих тело и не стесняющих движений.

6. Победителю  доставалась награда – венок из  ветвей оливы

Итак, завершились спортивные состязания. Мы многое узнали об олимпийских играх древности. А сейчас скажите, чем современные олимпийские игры отличаются от проводимых в древности. ?

 

День пятый.  В пятый день перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой кости, на нём лежали венки из ветвей оливы ( поднимает и показывает ветку оливы). Победители подходили один  за одним к главному судье, который возлагал на их голову наградные венки из оливковых ветвей. Поэтому не случайно в начале урока я достал из своей бочки ветку этого замечательного дерева.

 

 Я убедился в том, что вы хорошо усвоили материал новой темы. Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать предположения, выводы. Особенно хотелось бы отметь работу …, которые получают оценки хорошо и отлично. Всем остальным я желаю не отчаиваться, ваши отличные оценки ещё впереди.  Домашнее задание будет носить творческий характер Вы должны написать рассказ про олимпиаду от имени участника, от имени судьи от имени зрителя

(Следующий лист календаря – 7 февраля, 2014) Какое событие отражает лист нашего календаря ?  Эстафета олимпийского огня прибыла к нам из древней Греции. Завтра  7 февраля в 20 ч. 14 мин.  загорится огонь 22 зимних олимпийских игр. А я сейчас предлагаю вам зажечь наш символический олимпийский огонь.

4. рефлексия,( тихо звучит гимн олимпиады 2014) На столе лежат «языки» пламени жёлтого, красного, серого цвета.

Если вам было интересно и вы считаете, что план урока был выполнен, возьмите язычки жёлтого цвета.

Если в течение урока были непонятные моменты, или вам было неинтересно на каком – то этапе уроке, возьмите красные язычки.

Ну, а если наш урок сегодня совсем не зажёг в ваших сердцах интереса и желания добывать новые знания, то прикрепите к факелу  язычки серого цвета.

Ребята  мы зажгли с вами символический факел здесь преобладают язычки желтого  цвета! и  надеюсь что я в ваших сердцах сегодня

зажег маленький факел который будет вам освещать дорогу в стране знаний!спасибо !


 

План-конспект урока на тему: «Олимпийские игры в древности»

План-конспект урока на тему: «Олимпийские игры в древности»

Продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, с дополнительной литературой, заданиями

Продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, с дополнительной литературой, заданиями

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА 1.Организационный момент

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА 1.Организационный момент

А каков , по вашему мнению, план работы на уроке? ( записать план) 1

А каков , по вашему мнению, план работы на уроке? ( записать план) 1

День второй. Последующие три дня были посвящены спортивным состязаниям

День второй. Последующие три дня были посвящены спортивным состязаниям

Перед играми атлеты должны были тренироваться в своем родном городе_______________ месяцев, а затем еще _______ месяц продолжать тренировки поблизости от _____________

Перед играми атлеты должны были тренироваться в своем родном городе_______________ месяцев, а затем еще _______ месяц продолжать тренировки поблизости от _____________

День пятый. В пятый день перед храмом

День пятый. В пятый день перед храмом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2018