Урок истории в 8 классе по теме: «Восстание декабристов».
Оценка 4.8

Урок истории в 8 классе по теме: «Восстание декабристов».

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
история
8 кл
08.03.2017
Урок истории в 8 классе по теме: «Восстание декабристов».
Цели урока: 1. Обучающая – знакомство с творчеством и деятельностью декабристов; 2. Развивающая – развитие навыков работы с историческими источниками и умения давать характеристику личности; повторение и систематизация знаний по теме: «Общественное движение»; определение непрерывности исторического процесса; 3. Воспитательная – формирование развитой, социально активной личности, приобщившейся к общечеловеческим ценностям; воспитание на примере гражданской позиции декабристов любви к Отечеству и понимания того, что все зависит от активности и нравственной позиции каждого из граждан нашей страныЦели урока: 1. Обучающая – знакомство с творчеством и деятельностью декабристов; 2. Развивающая – развитие навыков работы с историческими источниками и умения давать характеристику личности; повторение и систематизация знаний по теме: «Общественное движение»; определение непрерывности исторического процесса; 3. Воспитательная – формирование развитой, социально активной личности, приобщившейся к общечеловеческим ценностям; воспитание на примере гражданской позиции декабристов любви к Отечеству и понимания того, что все зависит от активности и нравственной позиции каждого из граждан нашей страны
Урок истории Восстание декабристов.docx
Урок истории в 8 классе по теме: «Восстание декабристов». Цели урока:  1. Обучающая – знакомство с творчеством и деятельностью декабристов;  2. Развивающая – развитие навыков работы с историческими источниками   повторение   и и   умения   давать   характеристику   личности; систематизация   знаний   по   теме:   «Общественное   движение»; определение непрерывности исторического процесса;  3. Воспитательная –   формирование   развитой,   социально   активной личности, приобщившейся к общечеловеческим ценностям; воспитание на   примере   гражданской   позиции   декабристов   любви   к   Отечеству   и понимания того, что все зависит от активности и нравственной позиции каждого из граждан нашей страны  Средства обучения:   мультимедиа презентация, включающая в себя слайды с иллюстрациями  (портреты декабристов, фотографии событий.);   свечи, символизирующие декабристов;   раздаточный материал к уроку;  На доске:   эпиграф к уроку (отрывок из стихотворения Некрасова);   портреты декабристов.  ХОД УРОКА:  Поэтом можешь ты не быть,  Но гражданином быть обязан.  А что такое гражданин? (Отечества достойный сын).  Н. Некрасов             Учитель: Сегодняшний урок я хочу начать с отрывка из стихотворения  Н.Некрасова:  Поэтом можешь ты не быть,  Но гражданином быть обязан.  А что такое гражданин? В стихотворении Некрасов отвечает на вопрос. Попробуем ответить и мы. Вопрос: Что такое гражданин?  (Ответ:   ребята   обмениваются   своими   версиями   о   содержании   этого понятия).  Учитель: Впервые   понятие   гражданин   ввел   А.С.   Радищев.   В   своей   работе «Беседы о том, что есть сын Отечества» он писал: «Что такое гражданин? Это достойный сын Отечества – патриот, человек чести, чьи мотивы благонравны, а поступки благородны». Вопрос:   Какой   высокий   смысл   автор   вкладывает   в   понятие «гражданин»?   Как   вы   понимаете   его   слова?   (ответы   учащихся).   Так представлял   себе   высокое   звание   «гражданин»   общественный   деятель, писатель и поэт XVIII века А.С. Радищев В начале XIX века декабрист И.Бурцев в письме к Никите Муравьеву на вопрос «Что такое гражданин?» отвечает следующим образом: «Если ты имея средства   не   будешь   употреблять   их   для   блага   сограждан,   то   не   достоин будешь имени добродетельного,… имени – Гражданин». Вопрос:   Какой   высокий   смысл   автор   вкладывает   в   понятие «гражданин»? Как вы понимаете его слова? (Ответ: Это человек, который руководствуется благом людей, а не корыстными целями). Слово «гражданин» часто встречается в жизни и творчестве  декабристов. Кондратий Федорович Рылеев в стихотворении «Волынский»,  посвященному сподвижнику Петра I, патриоту, казненному по навету Бирона,  писал (чтение стихотворения наизусть):  Не тот отчизны верный сын  Не тот в стране самодержавья  Царю полезный гражданин,  Кто раб презренного тщеславья!  А тот, кто с сильными в борьбе  За край родной иль за свободу  Забывший вовсе о себе,  Готов всем жертвовать народу.  Против тиранов лютых тверд,  Он будет и в цепях свободен,  В час казни правотою горд  И вечно в чувствах благороден… Вопрос: Какой смысл поэт Рылеев вкладывает в слово «гражданин»?  (Ответ: Это человек, который не только любит свое Отечество, но и «готов  всем жертвовать народу»). Учитель: Бурцев и Рылеев были не единственными, кто считал, что главным в  жизни является долг перед своей страной, перед своим народом. Так же  думали и руководствовались этим многие молодые люди того времени.      Историк Самарин писал: «Прошлое царствование (начало правления  Николая I) началось с того, что в один морозный день, на Сенатской площади  Санкт­Петербурга, облетел лучший цвет целого поколения». Речь идет о восстании декабристов. Именно об этом событии мы будем более   подробно   говорить   сегодня   на   уроке.   Тема   урока:   «Восстание декабристов» Учитель: Декабрист Матвей Муравьев­Апостол писал: «Мы были дети 1812 года». Почему? Что это были за люди? (Ответ: большинство   декабристов   –   это   участники   Отечественной   войны   1812   г.). Давайте попробуем составить общий образ декабриста. Сообщение   учащегося:   Рассказ   о   декабристах,   примеры   биографии. Вопрос: Как Отечественная война 1812 года повлияла на воззрения будущих декабристов? (Ответ: они увидели, что главным победителем был российский народ, который находился в бесправном положении, и захотели изменить его). Вопрос: Какие еще причины возникновения движения декабристов вы  знаете?  Учитель: Итак, как же назревает и происходит это восстание?  Сообщение учащегося о межцарствии: Осенью 1825 г. в Таганроге внезапно умирает Александр I. У императо­ ра   не   было   детей.   Престол   должен   был   наследовать   следующий   по старшинству брат. У Павла I было три сына: Александр, Константин и Николай. Константин был женат морганатическим (неравным) браком, и в связи с этим   не   имел   права   наследовать   престол.   Соответственно   наследником престола   был   Николай.   Но   отказ   Константина   от   наследования   престола держался в тайне от общества, поэтому после известия о смерти Александра I была принесена присяга Константину. Была назначена переприсяга Николаю, и декабристы решили воспользоваться этим моментом, не допустить  пере­ присяги и принудить Сенат объявить о введении конституционного правле­ ния.   Предполагалось   также   занять   Петропавловскую   крепость   и   Зимний дворец, арестовать царскую семью. Учитель: В период межцарствия с 27 ноября по 13 декабря в квартире К.Ф.Рылеева   постоянно   происходят   тайные   собрания,   на   которых вынашиваются   планы  будущего   восстания. Послушаем,  о  чем  же  говорили декабристы. Учащиеся зачитывают высказывания декабристов:   1. Я полагаю, мы можем провести восстание при смене императора. Другой   возможности   может   не   быть.   Известие   о   смерти   императора Александра I достигло столицы 27 ноября. В тот же день войска принесли присягу   на   верность   Константину.   Церемония   прошла   спокойно.   Но Константин еще при жизни Александра отказался от своих прав на престол. Все это держалось в глубокой тайне. На 14 декабря назначена переприсяга новому императору. 2. Наступил час решающий, дающий право изменить образ действия. В   глазах   общества   Константин   —   законный   наследник,   в   церквях   его поминают с титулом «цесаревич», как старшего, первым после императора и императрицы. Туманные обстоятельства междуцарствия укрепляют в столице слухи. 3. Надо   спешно   приступать   к   организационной   подготовке восстания,   выработать   его   план,   распределить   обязанности,   выявить   те воинские части, на которые можно было бы твердо рассчитывать. 4. Мы не допустим присяги солдат новому царю и выведем их на Сенатскую площадь. С помощью оружия мы принудим Сенат обнародовать наш   Манифест   об   отмене   крепостного   права   и   смене   формы   правления   в России.  5. Мы арестуем Николая и заключим в Петропавловскую крепость членов царской семьи. В критической ситуации можно пойти и на убийство Николая. Поручим сделать это Петру Каховскому.  6. Нам понадобится поддержка Южного общества. Мы известим их, и они выступят на Украине вместе с нами. Кто будет руководить восстанием в Петербурге? Я думаю, что диктатором нужно назначить полковника Сергея Трубецкого. Он старший по званию.  7. И все­таки мы не знаем, какими батальонами или ротами можно будет   располагать.   Это   обстоятельство   говорит   о   нашем   бессилии.   Не обманывайтесь, мы не имеем четкого плана, никакие меры не приняты. Число наличных членов в Петербурге невелико...  8. Все   это   так.   Но   о   нашем   намерении   известно   правительству. Лучше быть взятыми на площади, чем в постели. Пусть лучше узнают, за что мы   погибаем,   нежели   будут   удивляться,   когда   мы   тайком   исчезнем   из общества, и никто не будет знать, где мы и за что мы пропали. Да, мало шансов на успех, но все­таки надо начать. Начало и пример принесут плоды.  Анализ выполненного задания, определение целей восстания.  Запись на доске и в тетради:  14 декабря 1825 г. ­ восстание декабристов на Сенатской площади. (Просмотр слайдов с иллюстрациями)           Учитель: Назовите причины поражения восстания декабристов.           Учащиеся: Планы восставших были нарушены с самых первых шагов,  поскольку диктатор восстания ­ С. П. Трубецкой ­ не явился на Сенатскую  площадь. Это, безусловно, внесло смятение в ряды восставших, парализовало  их действия. Переприсяга была уже проведена и восставшие пришли к  закрытым дверям Сената. Руководители восстания не сумели воспользоваться первоначальной растерянностью властей; не проявили они активности и уже в  ходе самого восстания, ограничившись ожиданием присоединения к ним  других частей, тем самым они дали возможность Николаю I захватить ини­ циативу.  Запись на доске и в тетради: 29 декабря 1825 г. началось восстание Черниговского полка на юге  страны. Сообщение учащегося: Восстание   возглавил   С.И.Муравьев­Апостол.   Оно   началось   в   тот момент,   когда   членам   Южного   общества   стало   уже   известно   о   разгроме восстания в Петербурге, и когда уже были арестованы руководители Южного общества.   В   течение   недели   G.   И.   Муравьев­Апостол   с   970   солдатами   и 8 офицерами ходил по заснеженным полям Украины, надеясь на присоедине­ ние   к   нему   других   воинских   частей.   Однако   эта   надежда   не   оправдалась. Военному   командованию   удалось   изолировать   Черниговский   полк. Одновременно к району восстания стягивались верные правительству войска. подавлено. В результате восстание       также   было            Учитель: После подавления восстаний в Петербурге и на Украине была образована   Следственная   комиссия.   Это   был   первый   в   истории   России широкий политический процесс. Виновными были признаны 289 человек, из них   121   был   предан   Верховному   уголовному   суду.   Пять   декабристов  Запись на доске: П.   Пестель,   С.   Муравьев­Апостол,   М.Бестужев­Рюмин,   К.Рылеев, П.Каховский   –   были   приговорены   к   смертной   казни   четвертованием, замененной   повешением.   13   июля   1826   года   они   были   казнены   в Петропавловской крепости Санкт­Петербурга. (Задуть свечи декабристов) Зачитывают учащиеся:  Из воспоминаний М. Муравьева­Апостола: «Мы были дети 1812 года. Принести  в жертву  все, даже  самую  жизнь, ради  любви  к  отечеству  было сердечным побуждением. Наши чувства были чужды эгоизма. Бог свидетель этому».  Из показаний П. Каховского на следствии: Мы не составлялись в обществе, но совершенно готовые в него лишь  соединялись. Начало и корень общества должно искать в духе времени и  положении, в котором мы находимся. Смело говорю, что из тысячи молодых  людей не найдется и ста человек, которые бы не пылали страстью к свободе. П. И. Пестель о формировании своих революционных взглядов (из  показаний на следствии): Каждый   век   имеет   свою   отличительную   черту.   Нынешний ознаменовывается   революционными   мыслями.   От   одного   конца   Европы   до другого видно одно и то же … Дух преобразования заставляет, так сказать, везде умы клокотать…  Вот причины, полагаю я, которые породили револю­ ционные мысли и правила и укоренили оные в умах… Учитель: Свыше ста декабристов были высланы на каторгу и на вечное поселение в Сибирь. Многих офицеров разжаловали в солдаты и отправили на Кавказ, где шла война с горцами. Туда же был направлен весь Черниговский полк. Вслед за своими мужьями в Сибирь, отказавшись от всех дворянских жены.  привилегий,                       Сообщение   учащегося:   О   подвиге   жен   и   невест   декабристов  отправились     их   27 июля 1826 г. Екатерина Ивановна Трубецкая отправилась в Сибирь вслед за   мужем.   Более   шести   недель   она   догоняла   его;   мчалась   без   долгих остановок, почти без отдыха. Денег не жалела, лишь бы скорее увидеть мужа. В середине сентября она была в Иркутске. Здесь уже была зима, лежал снег, мороз доходил до пятнадцати градусов. В Иркутской тюрьме после долгого перерыва   Сергей   Петрович   впервые   увидел   жену.   Гремя   кандалами,   он бросился   к   Екатерине   Ивановне.   Слезы   брызнули   у   него   из   глаз:   он   даже надеяться не мог на такое счастье. Дальше их путь лежал в Нерчинск, на рудники. Осужденные декабристы работали в глубоких, дышащих холодом штольнях. За день было необходимо добыть киркой три пуда руды на каждого и   вынести   ее   наверх   на   носилках.   Работа   была   тяжелой,   изнурительной. Чахотка косила людей. У Сергея Петровича болели раны, полученные под Лейпцигом в 1813 г., ныла грудь, были частые приступы кашля. Трубецкая сняла домик на Благодатском руднике. В декабрьскую сту­ жу, когда  осужденных  гнали  на  работу, она  передала   им  все  свои  теплые вещи.   Многое   ей   пришлось   тогда   пережить:   издевательства   и   грубость конвоиров, насмешки начальника Нерчинских заводов, оскорбления генерал­ губернатора Восточной Сибири Лавинского. Но на душе было светло: два раза в   неделю   она   снова   видится   с   мужем!   На   свои   деньги   она   покупала   для заключенных   продукты,   писала   от   их   имени   письма   домой   (каторжникам запрещалось вести переписку). А дальше был Читинский острог, куда перевели Трубецкого и других декабристов, тюрьма Петровского завода. Потом – поселение в Ойске, что в 30 километрах от Иркутска, и наконец – Иркутск. В 1828 г. с декабристов сняли кандалы. Поступками   Трубецкой   восхищались   современники.   Поэт   Некрасов воспел ее в своей поэме «Русские женщины», польский писатель Словацкий посвятил ей роман «Ангелли», который был переведен в 1833 г. на фран­ цузский язык и опубликован в Париже. Учитель: Непосредственным откликом на события 14 декабря 1825 г. стало  «послание декабристам» А.С. Пушкина:  Во глубине сибирских руд  храните гордое терпенье  Не пропадет ваш скорбный труд  И дум высокое стремленье. Вопрос:   Прав   ли   поэт,   что   «не   пропадет   ваш   скорбный   труд»?   Учитель: Оценка Пушкина не единственная. Общество по­разному отнеслось к восстанию на Сенатской площади. Нет однозначных оценок и в наши дни. Но   во   всех   отзывах   есть   уважение   к   идеям   декабристов,   многие   с уважением  отнеслись  к этим  людям,  даже,  порой, не разделяя  их  мнения. Творчество декабристов нашло отклик в трудах последующих поколений.           Учитель открывает последнюю строку эпиграфа «Отечества достойный  сын».  Домашнее задание: Декабристы: герои или предатели?

Урок истории в 8 классе по теме: «Восстание декабристов».

Урок истории в 8 классе по теме: «Восстание декабристов».

Урок истории в 8 классе по теме: «Восстание декабристов».

Урок истории в 8 классе по теме: «Восстание декабристов».

Урок истории в 8 классе по теме: «Восстание декабристов».

Урок истории в 8 классе по теме: «Восстание декабристов».

Урок истории в 8 классе по теме: «Восстание декабристов».

Урок истории в 8 классе по теме: «Восстание декабристов».

Урок истории в 8 классе по теме: «Восстание декабристов».

Урок истории в 8 классе по теме: «Восстание декабристов».

Урок истории в 8 классе по теме: «Восстание декабристов».

Урок истории в 8 классе по теме: «Восстание декабристов».

Урок истории в 8 классе по теме: «Восстание декабристов».

Урок истории в 8 классе по теме: «Восстание декабристов».

Урок истории в 8 классе по теме: «Восстание декабристов».

Урок истории в 8 классе по теме: «Восстание декабристов».

Урок истории в 8 классе по теме: «Восстание декабристов».

Урок истории в 8 классе по теме: «Восстание декабристов».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2017