Гитара - (исп. quitarra от греч. kithara - лира) род струнного щипкового музыкального инструмента с деревянным корпусом - резонатором в форме восьмёрки и с длинным грифом. Применяется в качестве аккомпанирующего инструмента во многих музыкальных стилях, а также как сольный классический инструмент. Является основным инструментом в таких стилях музыки, как блюз, кантри, фламенко, рок-музыка и многих формах популярной музыки. Изобретённая в XX веке электрическая гитара оказала сильное воздействие на массовую культуру.
Гитара (исп. quitarra от греч. kithara лира) род струнного щипкового
музыкального инструмента с деревянным корпусом резонатором в форме
восьмёрки и с длинным грифом. Применяется в качестве аккомпанирующего
инструмента во многих музыкальных стилях, а также как сольный
классический инструмент. Является основным инструментом в таких стилях
музыки, как блюз, кантри, фламенко, рокмузыка и многих формах
популярной музыки. Изобретённая в XX веке электрическая гитара оказала
сильное воздействие на массовую культуру.
Многие историки поразному описывают историю происхождения
современной гитары и ее разновидностей. Это не удивительно, ведь первые
струннощипковые инструменты, явившиеся прообразом настоящей гитары,
появились в глубокой древности, 34 тысячи лет до нашей эры.
Струнные щипковые инструменты, снабженные шейкой, появились в
глубокой древности. Они составляют семейство лютневых в широком смысле
слова. Самые ранние сохранившиеся свидетельства – это скульптурные
изображения Месопотамии, которые относятся примерно ко 2 тысячелетию
до н. э.
В них запечатлены инструменты с небольшим корпусом, который был
сделан, из панциря черепахи или из тыквы (обтянутой, по всей вероятности,
кожей). Подобного рода инструменты существуют и в наши дни в некоторых
странах: на Балканах – тамбурица, в Иране – ситар, в Турции – саз, в Греции –
базуки. В Центральной Азии и на севере Индии появляется также
двухструнный дутар (используется в наши дни в Иране, Узбекистане,
Таджикистане, Туркмении).
У него закругленный книзу и усеченный в верхней части корпус и длинная
шейка, в которую ввинчены колки.Решающий момент в истории развития инструмента – появление нового
резонаторного корпуса, состоящего теперь уже из трех частей: деки, верхней
деки и двух обечаек, которые их соединяют. Этот этап наступает в Китае в III
или IV веке н. э. С возникновением инструментов юаня (в наши дни
неупотребляемого) и юкина, верхняя дека которого сделана из цельной
деревянной пластины.
Начиная с этого времени инструменты, сходные с гитарой, широко
распространяются на Среднем Востоке. Прекрасный образец одного из таких
инструментов запечатлен на фризе буддийского монастыря Эртама близ
Термеза (Узбекистан), фрагмент которого хранится в С. Петербургском
Эрмитаже. Однако пока еще не существует точной датировки этого фриза: он
может быть отнесен к периоду между I веком до н. э. и III веком н. э. В
Древнем Китае широко используются различные виды лютни с длинной
шейкой. Особенно привлекает внимание так называемый нефер (что в
переводе означает «красота»). Этот инструмент, с его миндалевидным
вытянутым корпусом, можно считать одним из предшественников нашей
гитары. Недостаточность и разрозненность достоверных данных затрудняет
научное изучение предыстории гитары. Более всего мы склоняемся к мысли,
что она родилась на Среднем Востоке и оттуда распространилась по Азии и
Европе.
Важная роль в этом процессе принадлежит Египту. Как отмечает К. Омо,
«начиная с IX века на западе этой страны европейская лютня называется
китарой»
На древнеегипетских пирамидах и ассирийских архитектурных памятниках
встречаются иероглифы, изображающие инструмент наблу, по форме
отдаленно напоминающие гитару. Интересно, что таким же иероглифом у
древних египтян обозначались понятия "добро", "хорошо", "красиво".
В Месопотамии и Египте некоторые разновидности кифар (в том числе
египетская набла и арабский эльауд) получили дальнейшее конструктивное
развитие и распространились по всему средиземноморскому побережью уже в
III II тысячелетиях до новой эры. До сих пор в странах Малой Азии
встречается музыкальный инструмент "кинира", родственный гитаре.
В Древней Греции самыми популярными музыкальными инструментами
были китара (китарра), лира, арфа, пандора.В первых веках новой эры в средиземноморских странах Европы была
распространена латинская гитара, родственная греческой. Была известна и
ближайшая родственница гитары лютня. Само названия "лютня" происходит
от арабского слова "эльауд", что означает "деревянный" или "благозвучный".
Кроме того, очевидно родство между нефером и первыми инструментами,
изображенными на испанских манускриптах. Нашествие арабов могло
послужить – это касается и лютни – фактором связи между Северной
Африкой и Южной Европой; но нельзя исключить и определенного влияния
Малой Азии – через грекороманский мир.
Латинское слово cithara происходит от греческого слова кифара и ещё
задолго до средневековья используется для обозначения разновидностей
гитары, как kitaire, quitaire, quitarre, введённые в обиход после 1250 года.
К сожалению, этот драгоценный документ составляет единичный случай.
Самые близкие к нему по времени изображения инструментов –
предшественников гитары мы находим лишь в X – XI веках в Испании.
Конструкция их выглядит не столь развитой.
До XVI века гитара была трех и четырехструнной. Играли на ней пальцами
и плектром (костяной и черепаховой пластинкой).
В XVI веке в Испании появилась пятиструнная гитара, и с этого времени
она стала называться испанской гитарой. Струны ставились двойные, иногда
первая струна ("певунья") была одинарной. Из всех европейских стран
наибольшее распространение гитара получила в Испании, где она стала
подлинно народным инструментом.
С появлением пятой струны и увеличением её художественно
исполнительских возможностей гитара начинает успешно конкурировать с
лютней и виуэлой, своей предшественницей, и постепенно вытеснять их из
музыкального обихода.
Появляется целый ряд талантливейших виртуозов и композиторов,
поднявших искусство игры на гитаре на очень высокий уровень. Среди них Ф.
Корбетта (16201681), придворный гитарист королей Испании, Франции и
Англии, его ученик Р. де Визе (16501725), придворный гитарист короля
Франции Людовика XIV, Ф. Кампион (16861748), Г. Санз (16401710) и
многие другие.Начинают выходить первые табулатурные сборники и учебные пособия для
гитары: "Книга гитары" Р. де Визе (1682), "Новые открытия гитары" Ф.
Кампиона (1705) и многие другие.
В них печатались старинные испанские танцы пасскальи, чаконы,
сарабанды, фолии и другие пьесы.
Во второй половине XVIII века появляется шестиструнная гитара (по
утверждениям историков опять в Испании). С появлением шестой струны и
заменой двойных струн одинарными начинается триумфальное шествие
гитары по странам и континентам; в таком виде существует до сих пор.
Музыкальные возможности шестиструнной гитары оказались столь велики,
что она становится из самых любимых инструментов.
Начинается "золотой век" гитары. Он связан с именами испанских
композиторов и гитаристоввиртуозов Ф. Сора (17781839), Д. Агуадо (1784
1849) и итальянских Ф. Карулли (17701871), М. Джулиани (17811829), М.
Каркасси (17921853).
Расцвет гитары, продолжавшийся почти до конца XIX столетия, сменился
ее упадком, главным образом благодаря появлению фортепиано. Однако с
начала XX века мы наблюдаем период нового расцвета гитары, вызванный, по
видимому, изменением отношения широкой публики к ней, как к старинному
и одному из наиболее выразительных народных инструментов. В результате
появился ряд исключительно одаренных гитаристов виртуозов,
преимущественно испанцев (Таррега, Льобет, Сеговия, Пухоль и другие),
которые довели до совершенства искусство игры на гитаре и поставили
гитару наравне с другими традиционными сольными инструментами. И снова,
как в эпоху первого расцвета, гитара привлекает к себе многочисленных
друзей из числа виднейших композиторов, таких как Турина, Мануэльде
Фалья, Понс, Руссель других.
В нашей стране широко была распространена наряду с шестиструнной
гитарой её разновидность гитара семиструнная, преимущественно с терцовым
строем.