Урок: История гитары

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 28.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Гитара - (исп. quitarra от греч. kithara - лира) род струнного щипкового музыкального инструмента с деревянным корпусом - резонатором в форме восьмёрки и с длинным грифом. Применяется в качестве аккомпанирующего инструмента во многих музыкальных стилях, а также как сольный классический инструмент. Является основным инструментом в таких стилях музыки, как блюз, кантри, фламенко, рок-музыка и многих формах популярной музыки. Изобретённая в XX веке электрическая гитара оказала сильное воздействие на массовую культуру.
Иконка файла материала 14.docx
Гитара ­ (исп. quitarra от греч. kithara ­ лира) род струнного щипкового  музыкального инструмента с деревянным корпусом ­ резонатором в форме  восьмёрки и с длинным грифом. Применяется в качестве аккомпанирующего  инструмента во многих музыкальных стилях, а также как сольный  классический инструмент. Является основным инструментом в таких стилях  музыки, как блюз, кантри, фламенко, рок­музыка и многих формах  популярной музыки. Изобретённая в XX веке электрическая гитара оказала  сильное воздействие на массовую культуру. Многие историки по­разному описывают историю происхождения  современной гитары и ее разновидностей. Это не удивительно, ведь первые  струнно­щипковые инструменты, явившиеся прообразом настоящей гитары,  появились в глубокой древности, 3­4 тысячи лет до нашей эры. Струнные щипковые инструменты, снабженные шейкой, появились в  глубокой древности. Они составляют семейство лютневых в широком смысле  слова. Самые ранние сохранившиеся свидетельства – это скульптурные  изображения Месопотамии, которые относятся примерно ко 2 тысячелетию  до н. э. В них запечатлены инструменты с небольшим корпусом, который был  сделан, из панциря черепахи или из тыквы (обтянутой, по всей вероятности,  кожей). Подобного рода инструменты существуют и в наши дни в некоторых  странах: на Балканах – тамбурица, в Иране – ситар, в Турции – саз, в Греции – базуки. В Центральной Азии и на севере Индии появляется также  двухструнный дутар (используется в наши дни в Иране, Узбекистане,  Таджикистане, Туркмении). У него закругленный книзу и усеченный в верхней части корпус и длинная  шейка, в которую ввинчены колки.Решающий момент в истории развития инструмента – появление нового  резонаторного корпуса, состоящего теперь уже из трех частей: деки, верхней  деки и двух обечаек, которые их соединяют. Этот этап наступает в Китае в III или IV веке н. э. С возникновением инструментов юаня (в наши дни  неупотребляемого) и юкина, верхняя дека которого сделана из цельной  деревянной пластины. Начиная с этого времени инструменты, сходные с гитарой, широко  распространяются на Среднем Востоке. Прекрасный образец одного из таких  инструментов запечатлен на фризе буддийского монастыря Эртама близ  Термеза (Узбекистан), фрагмент которого хранится в С. Петербургском  Эрмитаже. Однако пока еще не существует точной датировки этого фриза: он  может быть отнесен к периоду между I веком до н. э. и III веком н. э. В  Древнем Китае широко используются различные виды лютни с длинной  шейкой. Особенно привлекает внимание так называемый нефер (что в  переводе означает «красота»). Этот инструмент, с его миндалевидным  вытянутым корпусом, можно считать одним из предшественников нашей  гитары. Недостаточность и разрозненность достоверных данных затрудняет  научное изучение предыстории гитары. Более всего мы склоняемся к мысли,  что она родилась на Среднем Востоке и оттуда распространилась по Азии и  Европе. Важная роль в этом процессе принадлежит Египту. Как отмечает К. Омо,  «начиная с IX века на западе этой страны европейская лютня называется  китарой» На древнеегипетских пирамидах и ассирийских архитектурных памятниках встречаются иероглифы, изображающие инструмент наблу, по форме  отдаленно напоминающие гитару. Интересно, что таким же иероглифом у  древних египтян обозначались понятия "добро", "хорошо", "красиво". В Месопотамии и Египте некоторые разновидности кифар (в том числе  египетская набла и арабский эль­ауд) получили дальнейшее конструктивное  развитие и распространились по всему средиземноморскому побережью уже в  III ­ II тысячелетиях до новой эры. До сих пор в странах Малой Азии  встречается музыкальный инструмент "кинира", родственный гитаре. В Древней Греции самыми популярными музыкальными инструментами  были китара (китарра), лира, арфа, пандора.В первых веках новой эры в средиземноморских странах Европы была  распространена латинская гитара, родственная греческой. Была известна и  ближайшая родственница гитары ­ лютня. Само названия "лютня" происходит  от арабского слова "эль­ауд", что означает "деревянный" или "благозвучный". Кроме того, очевидно родство между нефером и первыми инструментами,  изображенными на испанских манускриптах. Нашествие арабов могло  послужить – это касается и лютни – фактором связи между Северной  Африкой и Южной Европой; но нельзя исключить и определенного влияния  Малой Азии – через греко­романский мир. Латинское слово cithara происходит от греческого слова кифара и ещё  задолго до средневековья используется для обозначения разновидностей  гитары, как kitaire, quitaire, quitarre, введённые в обиход после 1250 года. К сожалению, этот драгоценный документ составляет единичный случай.  Самые близкие к нему по времени изображения инструментов –  предшественников гитары мы находим лишь в X – XI веках в Испании.  Конструкция их выглядит не столь развитой. До XVI века гитара была трех­ и четырехструнной. Играли на ней пальцами и плектром (костяной и черепаховой пластинкой). В XVI веке в Испании появилась пятиструнная гитара, и с этого времени  она стала называться испанской гитарой. Струны ставились двойные, иногда  первая струна ("певунья") была одинарной. Из всех европейских стран  наибольшее распространение гитара получила в Испании, где она стала  подлинно народным инструментом. С появлением пятой струны и увеличением её художественно­ исполнительских возможностей гитара начинает успешно конкурировать с  лютней и виуэлой, своей предшественницей, и постепенно вытеснять их из  музыкального обихода. Появляется целый ряд талантливейших виртуозов и композиторов,  поднявших искусство игры на гитаре на очень высокий уровень. Среди них Ф.  Корбетта (1620­1681), придворный гитарист королей Испании, Франции и  Англии, его ученик Р. де Визе (1650­1725), придворный гитарист короля  Франции Людовика XIV, Ф. Кампион (1686­1748), Г. Санз (1640­1710) и  многие другие.Начинают выходить первые табулатурные сборники и учебные пособия для  гитары: "Книга гитары" Р. де Визе (1682), "Новые открытия гитары" Ф.  Кампиона (1705) и многие другие. В них печатались старинные испанские танцы ­ пасскальи, чаконы,  сарабанды, фолии и другие пьесы. Во второй половине XVIII века появляется шестиструнная гитара (по  утверждениям историков ­ опять в Испании). С появлением шестой струны и  заменой двойных струн одинарными начинается триумфальное шествие  гитары по странам и континентам; в таком виде существует до сих пор.  Музыкальные возможности шестиструнной гитары оказались столь велики,  что она становится из самых любимых инструментов. Начинается "золотой век" гитары. Он связан с именами испанских  композиторов и гитаристов­виртуозов Ф. Сора (1778­1839), Д. Агуадо (1784­ 1849) и итальянских Ф. Карулли (1770­1871), М. Джулиани (1781­1829), М.  Каркасси (1792­1853). Расцвет гитары, продолжавшийся почти до конца XIX столетия, сменился  ее упадком, главным образом благодаря появлению фортепиано. Однако с  начала XX века мы наблюдаем период нового расцвета гитары, вызванный, по­ видимому, изменением отношения широкой публики к ней, как к старинному  и одному из наиболее выразительных народных инструментов. В результате  появился ряд исключительно одаренных гитаристов­ виртуозов,  преимущественно испанцев (Таррега, Льобет, Сеговия, Пухоль и другие),  которые довели до совершенства искусство игры на гитаре и поставили  гитару наравне с другими традиционными сольными инструментами. И снова,  как в эпоху первого расцвета, гитара привлекает к себе многочисленных  друзей из числа виднейших композиторов, таких как Турина, Мануэль­де­ Фалья, Понс, Руссель других. В нашей стране широко была распространена наряду с шестиструнной  гитарой её разновидность­ гитара семиструнная, преимущественно с терцовым строем.