Урок: История трубы от древнего мира до XX века

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 28.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Труба — один из самых древних и широко распространенных во всем мире музыкальных инструментов, поэтому история трубы богата и разнообразна. Как только первобытный человек осознал,что из пустотелой кости или рога животного можно извлечь звук,он стал применять их в обиходе,на охоте,войне,в обрядовых церемониях. Принцип звукоизвлечения на древнейших прототипах труб был тот же,что и тот,который используется сейчас:в узкое отверстие вдувался воздух,а широкий конец рога,кости или морской раковины усиливал звучание.
Иконка файла материала 2.docx
История  музыкального инструмента –  ТРУБАТруба — один из самых древних и широко распространенных во  всем мире музыкальных инструментов, поэтому история трубы  богата и разнообразна. Как только первобытный человек осознал,что из пустотелой кости или рога животного можно извлечь звук,он стал применять их в  обиходе,на охоте,войне,в обрядовых церемониях. Принцип звукоизвлечения на древнейших прототипах труб был тот  же,что и тот,который используется сейчас:в узкое отверстие  вдувался воздух,а широкий конец рога,кости или морской раковины  усиливал звучание. Древний мир Труба занимала важное место в культурах стран Древнего мира — в  Египте, Китае, Индии, Греции, Италии.На многих культурных  памятниках той эпохи встречается много изображений музыкантов. В Древнем Египте такой музыкальный инструмент, как труба,  занимала играла существенную роль в жизни государства. Трубы  звучали на придворных церемониях,праздниках,в культовых  обрядах. В военной музыке Китая задолго до нашей эры находили  применение самые разнообразные металлические музыкальные  инструменты различных форм. Широкой известностью пользовались китайские бронзовые трубы.В то же время в Индии была распространена труба из морской  раковины,обладавшая густым звуком и называвшаяся шанкха. Значительное место занимала труба в музыкальной культуре  Древней Греции.Известно,что в программу Олимпийских игр  входило соревнование на медных инструментах, которое  заключалось в том, что участники должны были извлечь как можно  более громкий звук. И кому это удавалось, тот и побеждал. Трубы  учавствовали и в театральных представлениях,праздниках и  парадных церемониях. В Древнем Риме существовало разделение инструментов на женские и мужские по характеру исполняемой на них музыки.Медные  инструменты (прямые трубы, рога, букцины, литуусы) были  несомненно мужскими и использовались в основном в военном  быту.В составе римских легионов были большие «оркестры» медных духовых.Но трубы применялись не только в военной жизни, но и  учавствовали в официальных церемониях, торжественных шествиях, сопровождали бои гладиаторов и т.д. Об этом свидетельствуют  разные источники, в частности историк Марк Юстиан Юстин  писал:»Не было такого празднества или пляски, которые бы не  сопровождались звуками труб и тимпанов (барабанов — прим.  редактора)» Средние века Эпоха античности завершилась падением Рима (467г.). Власть  перешла в руки крупных феодалов и церкви,которая разрушала все  достижения античной культуры. Проповедуя суровый аскетизм,она  сузила искусство до рамок служения культу. Запрет получила инструментальная музыка,а на первый план  выдвикалось хоровое пение. Преследованию подверглись и  музыкальные инструменты,которые были исключены из церковной  практики вплоть до 8 века. И все же не смотря на запреты,в это время развивается светская  культура. Это творчество мимов,жонглеров,шпильманов (бродячие  артисты из народа), многие из которых умели играть на духовых  инструментах. А с 12 века у рыцарского сословия тоже появляются  такие светские музыканты (они же и поэты — исполняли подаккомпанемент свои же сочинения) — это трубадуры, труверы и  миннезингеры. В условиях рыцарского быта труба не теряет своего значения. На  ней играли специальные воины­музыканты. Одежда и снаряжение  трубача было такое же, как у других солдат, но меч у него был  сломан. Этим показывалось, что трубач — не воин,но уважать его  надо так же, как воина. Когда рыцари шли на войну, войско  сопровождали трубачи, от которых зависело управление походной и лагерной жизнью. Труба подавала сигналы и во время сражений,  управляя войсками. Высоко было значение трубы и в повседневной жизни  средневекового города. Была распространена традиция так  называемой «башенной музыки», когда трубачи располагались на  башнях и с помощью определенных сигналов оповещали горожан о  времени суток, о важных событиях в жизни города. Возрождение В Западной Европе трубы вначале имели прямой ствол,один конец  которого заканчивался раструбом,а в другой — вставляли  мундштук.Но они порой были очень длинные и были неудобны в  употреблении,поэтому их стали сгибать,сохраняя при этом общую  длину. На изображениях 13­14 столетий встречаются трубы разных  форм, но постепенно утвердилась такая, которую вы видите на  фотографии. Вторая половина 16 — начало 17 века вошли в историю  музыкальной культуры как эпоха Возрождения (Ренессанса).  Искусство Возрождения отражало те политические и  экономические изменения, которые произошли в то время в Европе.С началом в 16 веке эры капитализма связан подлинный расцвет  искусства. Эпоха Возрождения ознаменована бурным развитием светской  музыки. Происходит расширение границ инструментальной музыки:  она выходит за рамки аккомпанемента певцам и хорам; появляются  произведения, предназначенные как для пения, так и для игры. Труба в это время занимала скромное положение в светском  музыкальном исполнительстве. Она по­прежнему использовалась  так же, как и в предыдущие эпохи. Конструктивные особенности тоже не претерпели существенных  изменений Барокко Вторая половина 17 — начало 18 столетия — период определения  роли трубы в музыкально­исполнительской практике. В это время наряду с обычной натуральной трубой был широко  распространен и другой инструмент,который впоследствии стал  называться барочной трубой.Это очень близкие инструменты,но все  же не одинаковые.Главным отличием являлось наличие у барочной  трубы нескольких маленьких дырочек для более точного  интонирования(т.к. клапанов или вентилей в то время еще не было,и исполнялись только звуки натурального звукоряда). Партии  барочных труб в сложном верхнем регистре встречаются у многих  композиторов той эпохи,включая Баха и Генделя.Наряду с нимииспользовались и обыкновенные натуральные трубы,которые  исполняли 3 и 4 партии в оркестре. Техника игры на барочной трубе получила название Clarino  (предположительно от латинского слова clarus — «яркий»).Техника  эта заключалась в том,что исполнитель играл только при помощи  губного аппарата при поддержки этих дырочек для интонирования в высоком регистре,который звучал у барочной трубы намного  ярче,чем у обыкновенной натуральной. Партии кларино до сих пор  поражают своей сложностью.Известный немецкий трубач и теоретик И.Э.Альтенбург(1736­1801) отмечал,что исполнение партий кларино было делом нелегким и требовало от исполнителя природно  подходящих губ,крепких зубов,гибкого языка,хорошего  дыхательного аппарата,выносливого организма и много времени для систематических занятий. Помимо широкого использования трубы в оркестре в эпоху барокко  писалось множество произведений для солирующей трубы,струнных и цифрованного баса.Одними из первых известных сегодня  произведений были сонаты итальянского придворного композитора  Джироламо Фантини,сочиненные в 1638 году.Все сонаты небольшие  по размерам,контрастные по темпам и довольно трудные для по­ настоящему хорошего исполнения в стиле того времени. Кроме труб,очень близких по форме к современному инструменту,в  практике применялись и трубы,очень похожие на современные  валторны(см.фото).Сейчас сложно определить,относился ли этот  инструмент к семейству труб или рогов.К примеру Бах в своих  партитурах называл его и рогом(Corno da Caccia — «охотничий  рог»(итал.)),и трубой(Tromba da Caccia — «охотничья труба»).У  этой трубы тоже не было ни клапанов,ни вентилей(как и у всех  натуральных инструментов), но имелось несколько отверстий для  регулировки интонации.Очень известен портрет знаменитого  трубача Готфрида Райхе(1667­1734),игравшего в Лейпциге в  оркестре И.С.Баха до 1734 года.На ней он как раз изображен с  такой трубой. Сложные псртии трубы в оркестре и наличие большого количества  сольных произведений говорит о том,что в Европе имелись  великолепные трубачи,владевшие в совершенстве своим  инструментом.До нас дошли имена некоторых из них: это ужеупоминавшиеся выше немцы И.Альтенбург и Г.Райхе,англичане  Джон Шор(1662­1753) и Валентайн Сноу(ок.1700­1770) — первые  исполнители Персела и Генделя — и другие. Как сказал Ю.Усов,»эпоха барокко была золотым веком  солирующей трубы» Классицизм Вторая половина 18 века характеризуется появлением  классического оркестрового стиля.На первый план выступает  гомофонный стиль письма(т.е. когда есть главная мелодия и  аккомпанемент).Это повлияло на композиторское мышление и  утверждение классического парного состава симфонического  оркестра (группа медных включала сначала 2 валторны,2 трубы,а  потом добавились 2 валторны и 3 тромбона).И если в эпоху барокко трубы вводились в оркестр по мере необходимости,то здесь они  стали полноправными его участниками. Но вся музыкальная  культура того времени была сосредоточена в дворянских  поместьях,и музыка имела в основном прикладной характер (т.е.  сопровождала застолья,гуляния,небольшие домашние концерты…). В таких условиях яркий стиль кларино не был востребован и  постепенно утратился.Композиторы классики трактовали трубу  иначе — ей отводилась роль гармонического  аккомпанемента,иногда со «вставками» героического,а позже и  трагического характера.В 1795 году была издана книга Альтенбурга  «Опыт наставления игре на героических музыкальных трубах и  искусства игры на литаврах»,но ко времениее выхода она уже  потеряла свою актуальность.В эпоху классицизма почти нет сольных произведений для трубы­кларино (исключениями являются лишь  концерты Леопольда Моцарта,Михаэля Гайдна и,возможно,ранний  концерт В.­А.Моцарта,который,к сожалению,не сохранился). Но такое положение вещей не могло оставаться очень  долгим.Развитие музыкального исполнительства требовалоповышения технических качеств и усовершенствования  конструктивных особенностей инструментов.Эта тенденция  коснулась и трубы,ограниченные технические возможности которой  не устраивали исполнителей и композиторов.В начале 90­х годов 18  века Венский придворный трубач Антон Вайдингер попробовал  применить к инструменту клапанный механизм,как у деревянных  духовых.В 1801 году он ее запатентовал.Инструмент был оценен  музыкантами и композиторами и сохранялся в практике до 1820­х  годов.Для него были написаны «Начальная школа игры на клапанной трубе»(автор — солист театра «Alla Scala» Дж.Кастран) и  несколько концертов венскими композиторами (сочинения  Л.Кожелуха,Ф.Кс.Зюсмайера).В их числе также и популярные  концерты И.Гуммеля (1803) и Й.Гайдна (1800),которые не обходит  вниманием ни один трубач. Сам Вайдингер активно и успешно концертировал,представляя свой  инструмент в разных странах Европы.Несмотря на это,употребление клапанной трубы оставалось весьма ограниченным (как  предполагается,из­за некачественного тембра).Единственный  известный случай ее применения в оркестре — это опера  французского композитора Дж.Мейербера «Роберт­Дьявол» (1831) Романтизм Как мы видим,клапанная труба была несовершенным инструментом  и не отвечала запросам того времени.Требовались новые идеи. И вот в 1790 году появился вентильный механизм. Идея его создания  принадлежала ирландскому мастеру Шарлю Клаже (1755­1820). Он  соединил общим мундштуком две трубы в разных строях,и с  помощью вентиля можно было переключать инструмент с одногостроя на другой.В дальнейшем в следствие многочисленных  экспериментов мастера пришли к выводу,что следует соединять не  инструменты разных строев,а специальные дополнительные трубки  (кроны),которые понижают общий строй  инструмента.Одновременно придумывались и наиболее  совершенные варианты вентилей. Первыми, кто снабдил трубу двумя вентилями были братья Антон и  Игнац Кернеры (1806). Современные трубы с вращающимися  вентилями основываются на конструкции немецкого мастера  Йозефа Ридла. Его изобретение относится к 1832 году.Трубы с  помповыми вентилями построены по принципу,разработанному  Франсуа Перине. Введение усовершенствованной трубы в оркестр проходило  медленно.Композиторы обращались с ней осторожно.Сначала  композиторы указывали в партитуре,для каких труб — натуральных или вентильных — написаны партии. Впервые хроматические трубы  появились в оркестре в 1831 году: итальянский композитор  Винченцо Беллини применил их в опере «Сомнамбула».Вскоре ими  воспользовались Ф.Галеви («Дочь  кардинала»),Дж.Мейербер(«Гугеноты» и «Пророк»),Г.Доницетти  («Фаворитка» и «Дочь пока»). Тембр натуральной трубы был очень красивым,а получив  вентильный механизм,по отзывам некоторых современников, она  потеряла свою прелесть.Это могло быть связано как с  несовершенством вентильных механизмов,так и недостаточной  подготовленностью исполнителей к этому инструменту. М.И.Глинка писал:»…музыкальные уши не страдали,как ныне,от  неверных,противных звуков,которыми теперь нас нещадно  угощают…марш в финале оперы «Жизнь за царя» написан мною  именно для простых труб…» Не такого мнения были некоторые другие  композиторы.Н.А.Римский­Корсаков приветствовал появление  новых труб и даже приобрел некоторые из них для более  подробного изучения их возможностей.По его просьбе были  изготовлены альтовая и малая трубы с вентилями,которые он  использовал в своих сочинениях. Г.Берлиоз тоже считал  несостоятельным утверждение,что из­за вентального механизматруба так много теряет в своем блеске.»Для моего уха,по крайней  мере,не так,­писал он.­Во всяком случае,если для того,чтобы  подметить разницу между двумя инструментами,необходим слух  более тонкий, чем мой,то можно согласиться с тем,что  неудобства,вытекающие из подобной разницы,несравнимы с теми  преимуществами,которые механизм вентилей дает трубе,­  возможность пробегать очень легко по всем ступеням  хроматической гаммы… Одним из первых,кто оценил все преимущества новых моделей был  Р.Вагнер.Являясь реформатором оперного оркестра,он,как и  Римский­Корсаков,ввел в его состав несколько новых медных  инструментов (вагнеровские тубы,контрабасовый тромбон и др.) Как сольный инструмент в 19 веке труба почти не использовалась (в  этом плане в 19 веке не было равных корнету,о котором мы  поговорим на следующей странице).Исключениями являются две  пьесы А.Алябьева,написанные в духе романса и отражающие все  характерные черты стиля композитора. Трубу так же стали включать в различные камерно­ инструментальные ансамбли.Примером может послужить Септет  для трубы,2 скрипок,альта,виолончели,контрабаса и фортепиано  ми­бемоль мажор К.Сен­Санса,написанное в 1881 году для  парижского музыкального общества «Trompete»(«Труба»­  фр.).Труба использована с поразительным мастерством.Она всегда  удачно сочетается с другими инструментами. Таким образом,к 80­90­м годам 19 века вентильные трубы одержали полную победу над натуральными инструментами. Появляются  некоторые произведения для солирующего инструмента,труба  включается в составы ансамблей,а творчество  Вагнера,Листа,Верди,Бизе,Чайковского,Римского­Корсакова и  многих других закрепило хроматические инструменты за  симфоническим оркестром.