Труба — один из самых древних и широко распространенных во всем мире музыкальных инструментов, поэтому история трубы богата и разнообразна. Как только первобытный человек осознал,что из пустотелой кости
или рога животного можно извлечь звук,он стал применять их в обиходе,на охоте,войне,в обрядовых церемониях.
Принцип звукоизвлечения на древнейших прототипах труб был тот же,что и тот,который используется сейчас:в узкое отверстие вдувался воздух,а широкий конец рога,кости или морской раковины усиливал звучание.
История
музыкального инструмента –
ТРУБАТруба — один из самых древних и широко распространенных во
всем мире музыкальных инструментов, поэтому история трубы
богата и разнообразна. Как только первобытный человек осознал,что
из пустотелой кости
или рога животного можно извлечь звук,он стал применять их в
обиходе,на охоте,войне,в обрядовых церемониях.
Принцип звукоизвлечения на древнейших прототипах труб был тот
же,что и тот,который используется сейчас:в узкое отверстие
вдувался воздух,а широкий конец рога,кости или морской раковины
усиливал звучание.
Древний мир
Труба занимала важное место в культурах стран Древнего мира — в
Египте, Китае, Индии, Греции, Италии.На многих культурных
памятниках той эпохи встречается много изображений музыкантов.
В Древнем Египте такой музыкальный инструмент, как труба,
занимала играла существенную роль в жизни государства. Трубы
звучали на придворных церемониях,праздниках,в культовых
обрядах.
В военной музыке Китая задолго до нашей эры находили
применение самые разнообразные металлические музыкальные
инструменты различных форм. Широкой известностью пользовались
китайские бронзовые трубы.В то же время в Индии была распространена труба из морской
раковины,обладавшая густым звуком и называвшаяся шанкха.
Значительное место занимала труба в музыкальной культуре
Древней Греции.Известно,что в программу Олимпийских игр
входило соревнование на медных инструментах, которое
заключалось в том, что участники должны были извлечь как можно
более громкий звук. И кому это удавалось, тот и побеждал. Трубы
учавствовали и в театральных представлениях,праздниках и
парадных церемониях.
В Древнем Риме существовало разделение инструментов на женские
и мужские по характеру исполняемой на них музыки.Медные
инструменты (прямые трубы, рога, букцины, литуусы) были
несомненно мужскими и использовались в основном в военном
быту.В составе римских легионов были большие «оркестры» медных
духовых.Но трубы применялись не только в военной жизни, но и
учавствовали в официальных церемониях, торжественных шествиях,
сопровождали бои гладиаторов и т.д. Об этом свидетельствуют
разные источники, в частности историк Марк Юстиан Юстин
писал:»Не было такого празднества или пляски, которые бы не
сопровождались звуками труб и тимпанов (барабанов — прим.
редактора)»
Средние века
Эпоха античности завершилась падением Рима (467г.). Власть
перешла в руки крупных феодалов и церкви,которая разрушала все
достижения античной культуры. Проповедуя суровый аскетизм,она
сузила искусство до рамок служения культу.
Запрет получила инструментальная музыка,а на первый план
выдвикалось хоровое пение. Преследованию подверглись и
музыкальные инструменты,которые были исключены из церковной
практики вплоть до 8 века.
И все же не смотря на запреты,в это время развивается светская
культура. Это творчество мимов,жонглеров,шпильманов (бродячие
артисты из народа), многие из которых умели играть на духовых
инструментах. А с 12 века у рыцарского сословия тоже появляются
такие светские музыканты (они же и поэты — исполняли подаккомпанемент свои же сочинения) — это трубадуры, труверы и
миннезингеры.
В условиях рыцарского быта труба не теряет своего значения. На
ней играли специальные воинымузыканты. Одежда и снаряжение
трубача было такое же, как у других солдат, но меч у него был
сломан. Этим показывалось, что трубач — не воин,но уважать его
надо так же, как воина. Когда рыцари шли на войну, войско
сопровождали трубачи, от которых зависело управление походной и
лагерной жизнью. Труба подавала сигналы и во время сражений,
управляя войсками.
Высоко было значение трубы и в повседневной жизни
средневекового города. Была распространена традиция так
называемой «башенной музыки», когда трубачи располагались на
башнях и с помощью определенных сигналов оповещали горожан о
времени суток, о важных событиях в жизни города.
Возрождение
В Западной Европе трубы вначале имели прямой ствол,один конец
которого заканчивался раструбом,а в другой — вставляли
мундштук.Но они порой были очень длинные и были неудобны в
употреблении,поэтому их стали сгибать,сохраняя при этом общую
длину. На изображениях 1314 столетий встречаются трубы разных
форм, но постепенно утвердилась такая, которую вы видите на
фотографии.
Вторая половина 16 — начало 17 века вошли в историю
музыкальной культуры как эпоха Возрождения (Ренессанса).
Искусство Возрождения отражало те политические и
экономические изменения, которые произошли в то время в Европе.С началом в 16 веке эры капитализма связан подлинный расцвет
искусства.
Эпоха Возрождения ознаменована бурным развитием светской
музыки. Происходит расширение границ инструментальной музыки:
она выходит за рамки аккомпанемента певцам и хорам; появляются
произведения, предназначенные как для пения, так и для игры.
Труба в это время занимала скромное положение в светском
музыкальном исполнительстве. Она попрежнему использовалась
так же, как и в предыдущие эпохи.
Конструктивные особенности тоже не претерпели существенных
изменений
Барокко
Вторая половина 17 — начало 18 столетия — период определения
роли трубы в музыкальноисполнительской практике.
В это время наряду с обычной натуральной трубой был широко
распространен и другой инструмент,который впоследствии стал
называться барочной трубой.Это очень близкие инструменты,но все
же не одинаковые.Главным отличием являлось наличие у барочной
трубы нескольких маленьких дырочек для более точного
интонирования(т.к. клапанов или вентилей в то время еще не было,и
исполнялись только звуки натурального звукоряда). Партии
барочных труб в сложном верхнем регистре встречаются у многих
композиторов той эпохи,включая Баха и Генделя.Наряду с нимииспользовались и обыкновенные натуральные трубы,которые
исполняли 3 и 4 партии в оркестре.
Техника игры на барочной трубе получила название Clarino
(предположительно от латинского слова clarus — «яркий»).Техника
эта заключалась в том,что исполнитель играл только при помощи
губного аппарата при поддержки этих дырочек для интонирования в
высоком регистре,который звучал у барочной трубы намного
ярче,чем у обыкновенной натуральной. Партии кларино до сих пор
поражают своей сложностью.Известный немецкий трубач и теоретик
И.Э.Альтенбург(17361801) отмечал,что исполнение партий кларино
было делом нелегким и требовало от исполнителя природно
подходящих губ,крепких зубов,гибкого языка,хорошего
дыхательного аппарата,выносливого организма и много времени для
систематических занятий.
Помимо широкого использования трубы в оркестре в эпоху барокко
писалось множество произведений для солирующей трубы,струнных
и цифрованного баса.Одними из первых известных сегодня
произведений были сонаты итальянского придворного композитора
Джироламо Фантини,сочиненные в 1638 году.Все сонаты небольшие
по размерам,контрастные по темпам и довольно трудные для по
настоящему хорошего исполнения в стиле того времени.
Кроме труб,очень близких по форме к современному инструменту,в
практике применялись и трубы,очень похожие на современные
валторны(см.фото).Сейчас сложно определить,относился ли этот
инструмент к семейству труб или рогов.К примеру Бах в своих
партитурах называл его и рогом(Corno da Caccia — «охотничий
рог»(итал.)),и трубой(Tromba da Caccia — «охотничья труба»).У
этой трубы тоже не было ни клапанов,ни вентилей(как и у всех
натуральных инструментов), но имелось несколько отверстий для
регулировки интонации.Очень известен портрет знаменитого
трубача Готфрида Райхе(16671734),игравшего в Лейпциге в
оркестре И.С.Баха до 1734 года.На ней он как раз изображен с
такой трубой.
Сложные псртии трубы в оркестре и наличие большого количества
сольных произведений говорит о том,что в Европе имелись
великолепные трубачи,владевшие в совершенстве своим
инструментом.До нас дошли имена некоторых из них: это ужеупоминавшиеся выше немцы И.Альтенбург и Г.Райхе,англичане
Джон Шор(16621753) и Валентайн Сноу(ок.17001770) — первые
исполнители Персела и Генделя — и другие.
Как сказал Ю.Усов,»эпоха барокко была золотым веком
солирующей трубы»
Классицизм
Вторая половина 18 века характеризуется появлением
классического оркестрового стиля.На первый план выступает
гомофонный стиль письма(т.е. когда есть главная мелодия и
аккомпанемент).Это повлияло на композиторское мышление и
утверждение классического парного состава симфонического
оркестра (группа медных включала сначала 2 валторны,2 трубы,а
потом добавились 2 валторны и 3 тромбона).И если в эпоху барокко
трубы вводились в оркестр по мере необходимости,то здесь они
стали полноправными его участниками. Но вся музыкальная
культура того времени была сосредоточена в дворянских
поместьях,и музыка имела в основном прикладной характер (т.е.
сопровождала застолья,гуляния,небольшие домашние концерты…).
В таких условиях яркий стиль кларино не был востребован и
постепенно утратился.Композиторы классики трактовали трубу
иначе — ей отводилась роль гармонического
аккомпанемента,иногда со «вставками» героического,а позже и
трагического характера.В 1795 году была издана книга Альтенбурга
«Опыт наставления игре на героических музыкальных трубах и
искусства игры на литаврах»,но ко времениее выхода она уже
потеряла свою актуальность.В эпоху классицизма почти нет сольных
произведений для трубыкларино (исключениями являются лишь
концерты Леопольда Моцарта,Михаэля Гайдна и,возможно,ранний
концерт В.А.Моцарта,который,к сожалению,не сохранился).
Но такое положение вещей не могло оставаться очень
долгим.Развитие музыкального исполнительства требовалоповышения технических качеств и усовершенствования
конструктивных особенностей инструментов.Эта тенденция
коснулась и трубы,ограниченные технические возможности которой
не устраивали исполнителей и композиторов.В начале 90х годов 18
века Венский придворный трубач Антон Вайдингер попробовал
применить к инструменту клапанный механизм,как у деревянных
духовых.В 1801 году он ее запатентовал.Инструмент был оценен
музыкантами и композиторами и сохранялся в практике до 1820х
годов.Для него были написаны «Начальная школа игры на клапанной
трубе»(автор — солист театра «Alla Scala» Дж.Кастран) и
несколько концертов венскими композиторами (сочинения
Л.Кожелуха,Ф.Кс.Зюсмайера).В их числе также и популярные
концерты И.Гуммеля (1803) и Й.Гайдна (1800),которые не обходит
вниманием ни один трубач.
Сам Вайдингер активно и успешно концертировал,представляя свой
инструмент в разных странах Европы.Несмотря на это,употребление
клапанной трубы оставалось весьма ограниченным (как
предполагается,изза некачественного тембра).Единственный
известный случай ее применения в оркестре — это опера
французского композитора Дж.Мейербера «РобертДьявол» (1831)
Романтизм
Как мы видим,клапанная труба была несовершенным инструментом
и не отвечала запросам того времени.Требовались новые идеи. И вот
в 1790 году появился вентильный механизм. Идея его создания
принадлежала ирландскому мастеру Шарлю Клаже (17551820). Он
соединил общим мундштуком две трубы в разных строях,и с
помощью вентиля можно было переключать инструмент с одногостроя на другой.В дальнейшем в следствие многочисленных
экспериментов мастера пришли к выводу,что следует соединять не
инструменты разных строев,а специальные дополнительные трубки
(кроны),которые понижают общий строй
инструмента.Одновременно придумывались и наиболее
совершенные варианты вентилей.
Первыми, кто снабдил трубу двумя вентилями были братья Антон и
Игнац Кернеры (1806). Современные трубы с вращающимися
вентилями основываются на конструкции немецкого мастера
Йозефа Ридла. Его изобретение относится к 1832 году.Трубы с
помповыми вентилями построены по принципу,разработанному
Франсуа Перине.
Введение усовершенствованной трубы в оркестр проходило
медленно.Композиторы обращались с ней осторожно.Сначала
композиторы указывали в партитуре,для каких труб — натуральных
или вентильных — написаны партии. Впервые хроматические трубы
появились в оркестре в 1831 году: итальянский композитор
Винченцо Беллини применил их в опере «Сомнамбула».Вскоре ими
воспользовались Ф.Галеви («Дочь
кардинала»),Дж.Мейербер(«Гугеноты» и «Пророк»),Г.Доницетти
(«Фаворитка» и «Дочь пока»).
Тембр натуральной трубы был очень красивым,а получив
вентильный механизм,по отзывам некоторых современников, она
потеряла свою прелесть.Это могло быть связано как с
несовершенством вентильных механизмов,так и недостаточной
подготовленностью исполнителей к этому инструменту. М.И.Глинка
писал:»…музыкальные уши не страдали,как ныне,от
неверных,противных звуков,которыми теперь нас нещадно
угощают…марш в финале оперы «Жизнь за царя» написан мною
именно для простых труб…»
Не такого мнения были некоторые другие
композиторы.Н.А.РимскийКорсаков приветствовал появление
новых труб и даже приобрел некоторые из них для более
подробного изучения их возможностей.По его просьбе были
изготовлены альтовая и малая трубы с вентилями,которые он
использовал в своих сочинениях. Г.Берлиоз тоже считал
несостоятельным утверждение,что изза вентального механизматруба так много теряет в своем блеске.»Для моего уха,по крайней
мере,не так,писал он.Во всяком случае,если для того,чтобы
подметить разницу между двумя инструментами,необходим слух
более тонкий, чем мой,то можно согласиться с тем,что
неудобства,вытекающие из подобной разницы,несравнимы с теми
преимуществами,которые механизм вентилей дает трубе,
возможность пробегать очень легко по всем ступеням
хроматической гаммы…
Одним из первых,кто оценил все преимущества новых моделей был
Р.Вагнер.Являясь реформатором оперного оркестра,он,как и
РимскийКорсаков,ввел в его состав несколько новых медных
инструментов (вагнеровские тубы,контрабасовый тромбон и др.)
Как сольный инструмент в 19 веке труба почти не использовалась (в
этом плане в 19 веке не было равных корнету,о котором мы
поговорим на следующей странице).Исключениями являются две
пьесы А.Алябьева,написанные в духе романса и отражающие все
характерные черты стиля композитора.
Трубу так же стали включать в различные камерно
инструментальные ансамбли.Примером может послужить Септет
для трубы,2 скрипок,альта,виолончели,контрабаса и фортепиано
мибемоль мажор К.СенСанса,написанное в 1881 году для
парижского музыкального общества «Trompete»(«Труба»
фр.).Труба использована с поразительным мастерством.Она всегда
удачно сочетается с другими инструментами.
Таким образом,к 8090м годам 19 века вентильные трубы одержали
полную победу над натуральными инструментами. Появляются
некоторые произведения для солирующего инструмента,труба
включается в составы ансамблей,а творчество
Вагнера,Листа,Верди,Бизе,Чайковского,РимскогоКорсакова и
многих других закрепило хроматические инструменты за
симфоническим оркестром.