С момента своего появления на земле люди пользовались естественным орудием — голосовыми связками и легкими, для того чтобы общаться друг с другом не только с помощью речи, но и посредством пения. Можно вообразить, что в первозданном состоянии песня была — и, вероятно, никогда не переставала быть — лишь продолжением слова. Человек пел, желая выразить невыразимое — свою радость, горе, придать ритм своему труду или просто-напросто продолжить молчание, расцветить его внезапно возникшим чувством прекрасного.
История вокала
1110100003С момента своего появления на земле люди пользовались естественным
орудием — голосовыми связками и легкими, для того чтобы общаться друг
с другом не только с помощью речи, но и посредством пения. Можно
вообразить, что в первозданном состоянии песня была — и, вероятно,
никогда не переставала быть — лишь продолжением слова. Человек пел,
желая выразить невыразимое — свою радость, горе, придать ритм своему
труду или просто-напросто продолжить молчание, расцветить его
внезапно возникшим чувством прекрасного.
Первые документальные свидетельства появились лишь в тот момент,
когда песня вошла в церковь. Весьма возможно, что священники многое
заимствовали из народного репертуара; благодаря своей объединяющей
власти церковь сильно влияла на эволюцию песни, благоприятствуя
постоянному скрещиванию в ней религиозного и светского элементов.
Первыми профессиональными певцами стали менестрели; бывшие
жонглеры основали в 1331 году свою корпорацию под покровительством
св. Жюльена.
"…В жонглерских школах создавались «песни о деяниях» (chansons de
geste) — песни о Гийоме Оранском, о взбунтовавшихся баронах, — пишет
Ги Эрисман. — Таково происхождение трубадуров и труверов, которых
принято по обыкновению объединять наименованием труверов
(«искателей»).
Самым первым из трубадуров был Гийом IX, граф Пуатье, герцог
Аквитанский. У него была репутация певца, способного вызывать слезы
своим пением.
В XVI веке приходит время оперы. Главными исполнителями тогда были
певцы-кастраты, или сопранисты. «Для них композиторы нередко писали
одну мелодию, а певцы сами украшали ее по своему усмотрению трелями
и пассажами, — отмечает Волков. — Положение теноров в театре того
времени было незавидным. Рядом с сопранистами и примадоннами они
были чем-то вроде третьего лишнего. По условиям оперной иерархии
тенора ставились ниже буффо (комика), роль которого исполнял
комический бас (бас-буффо). Самое большее, на что тенора могли
рассчитывать, — петь пастушков или служить пажами. Это было
отражением общественных требований к опере. Она должна была или
услаждать, унося зрителя абонированных лож в „заоблачный ангельский
мир“, или развлекать. Сопранист и бас-буффо как нельзя лучше подходили
для этой цели. Но серьезные социальные изменения в тогдашнем
обществе создали условия для прихода в театр нового зрителя. Он уже не
хотел видеть на сцене полубогов и призраков, он хотел видеть и слушать
нормальных людей, людей из жизни. „Человеком из жизни“ был тенор,
лишенный тонкой „возвышенности“ сопранистов и откровенной
наигранности буффо. Но сопранисты не сразу уступили тенорам. Почти
двадцать лет продолжалась между ними борьба за первенство в театре.
Возможно, она продолжалась бы дольше, если бы за теноров не
вступились Чимароза, Моцарт и особенно Россини».
В 30—40-е годы XIX столетия одного, даже прекрасного пения оказалось
уже мало, — так представители чистого бельканто уступили местотенорам. Еще через двадцать—тридцать лет главным действующим лицом
становится баритон, являвшийся до того фактически голосом-статистом.
А что такое вокальное искусство сегодня? В этом смысле характерно
высказывание нашего выдающегося соотечественника Сергея Яковлевича
Лемешева:
«Выйдет на сцену человек, и думаешь: ах, какой чудный голос! Но вот он
спел два-три романса, и становится скучно! Почему? Да потому, что нет в
нем внутреннего света, сам человек неинтересен, неталантлив, а только
Бог вложил ему голос. А бывает наоборот: голос у артиста вроде бы и
посредственный, но вот он что-то такое произнес по-особому, по-своему, и
знакомый романс вдруг засверкал, заискрился новыми интонациями.
Такого певца слушаешь с удовольствием, потому что ему есть что сказать.
Это главное».