Урок изучения новой темы "Линзы. Изображения, даваемые линзами" физика 8 класс
Оценка 4.9

Урок изучения новой темы "Линзы. Изображения, даваемые линзами" физика 8 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
физика
8 кл
30.06.2017
Урок изучения новой темы "Линзы. Изображения, даваемые линзами" физика 8 класс
Линзы.doc
Кашенкова М.Е. Урок физики в 8 классе по теме «Линзы. Изображения, даваемые линзами.» Урок физики в 8 классе по теме «Линзы. Изображения, даваемые линзами». Цели урока: Обучающие:  Дать понятие о линзах, их свойствах и характеристиках.  Научить делать построения в различных линзах в разных ситуациях.  Показать необходимость изучения данной темы и использование знаний по теме на практике. Развивающая:  Развивать у учащихся познавательный интерес.  Расширять их кругозор, память, воображение.  Развивать умение думать, делать выводы, сравнивать, размышлять.  Применять полученные знания в новой ситуации.  Формировать информационную компетентность. Воспитательная:  Формирование навыков самостоятельной работы и работы в группе, умения анализировать, обобщать и применять изученный материал.  Продолжать формировать положительную мотивацию к учению.  Коммуникативные умения, дисциплинированность.  Прививать интерес к изучению физики. Оборудование:  компьютер,   мультимедийная   установка,   презентация   «Линзы. Изображения, даваемые линзами», учебник «Физика. 8 класс» А.В.Перышкин, комплект КДЭО электродинамика + оптика (электронная лаборатория). Применяемые   технологии:  информационно   –   коммуникационное   обучение, исследовательская деятельность, интерактивные технологии. Кашенкова М.Е. Урок физики в 8 классе по теме «Линзы. Изображения, даваемые линзами.» 1. Организационный момент. ХОД УРОКА. Здравствуйте. Садитесь. Прежде чем мы приступим к уроку, я хотела бы, чтобы каждый   из   вас   настроился   на   рабочий   лад.   Просто   расслабьтесь   и   скажите   себе:   «Я нахожусь сейчас на уроке физики. А обо всём остальном я не буду думать сейчас, я подумаю   об   этом   потом».   Настроились?   Прекрасно!   А   теперь   давайте   приступим   к работе. 2. Проверка домашнего задания, пятиминутка. Пятиминутку   я   провожу   в   виде   короткого   теста,   так   я   проверяю   выполнение устного   домашнего   задания.   Диктую   вопрос   и   варианты   ответов,   а   ребята   в   своих тетрадях пишут только правильный ответ. Вопросов – 5, поэтому за 5 правильных ответов учащийся зарабатывает отметку «5», за 4 ответа – «4», за три ответа – «3» и т.д. Таким образом каждый учащийся имеет возможность на уроке заработать отметку. (слайды №1 – 5) 3. Этап постановки целей и задач урока. Вспомните, пожалуйста, что происходит со световым лучем, который падает на границу двух прозрачных сред, например воздух – вода? (ответы учащихся) А от чего зависит показатель преломления каждой среды? (ответы учащихся) А теперь посмотрите пожалуйста на стеклянные тела у меня в руках. Это линзы. С их помощью люди научились корректировать   световые   лучи   и   использовать   их   в   различных   жизненных   ситуациях. (слайд 6) 4. Изложение нового материала. Прозрачное   тело,   ограниченное   двумя   сферическими   поверхностями   или сферической   и   плоской   поверхностями,   называется   сферической   линзой.   Давайте обозначим некоторые характеристики линз. (слайд 7, слайд 8) Кашенкова М.Е. Урок физики в 8 классе по теме «Линзы. Изображения, даваемые линзами.» Опыт 1. Демонстрация   хода   лучей   через   линзу   во   всех   направлениях.   Установить,   что главная оптическая ось одна, а побочных может быть много. Прямая О1О2,  которая проходит через  центры сферических  поверхностей  линзы называется главной оптической осью линзы. Она всегда одна. АВ – побочная оптическая ось.   Таких   побочных   осей   может   быть   много.   Точка   О   –   центр   линзы,  R1  –   радиус кривизны   одной   сферической   поверхности   линзы,  R2  –   радиус   кривизны   другой сферической поверхности линзы. Опыт 2. Демонстрация   хода   лучей,   которые   падают   на   линзу   параллельно   её   главной оптической оси. Опыт 3. Демонстрация   хода   лучей,   которые   падают   на   линзу   параллельно   к   побочной оптической оси. Как   видите,   существуют   некоторые   закономерности   хода   луча   сквозь   линзу. Давайте запишем их в конспект: (слайд 9) 1. луч, проходящий через центр линзы, не преломляется; 2. лучи,   параллельные   главной   оптической   оси,   после   преломления   собираются   в точке F, которая называется главным фокусом линзы; 3. параллельные к побочной оси лучи, после преломления, собираются в побочном фокусе который лежит на фокальной плоскости. Расстояние  OF  называют главным фокусным расстоянием линзы. Линза имеет два фокуса.   Величина,   обратная   к   фокусному   расстоянию,   называется   оптической   силой линзы и обозначается буквой D. Если фокусное расстояние выражать в метрах, то  D  1 F ;   D 1  (диоприя); записывается: D = 5 дптр, D = 0,25 дптр и т.д. м Опыт 4. Кашенкова М.Е. Урок физики в 8 классе по теме «Линзы. Изображения, даваемые линзами.» Возьмите   в   руки   двояковыпуклую   линзу,   расположите   ее   между   окном   и экранчиком (приблизительно на расстоянии 20 – 30 см от экранчика). Перемещайте линзу вправо – влево, пока не получите изображение окна на экране. Какое   изображение   вы   получили?   (увеличенное   или   уменьшенное?   Прямое   или обратное? Действительное или мнимое?) Давайте   попробуем   изобразить   на   рисунке   ход   лучей   от   предмета   до   его изображения. (слайд 10, слайд 11) d – расстояние от предмета АВ до линзы; f – расстояние от линзы до изображения (на экране); OF  – главное фокусное расстояние (расстояние от оптического центра линзы до одного из ее главных фокусов). Одинаковы   ли   фокусные   расстояния   линз,   изображенных   на   рисунках?   Чем отличаются эти рисунки? (расстояниями d и f) Одинакова ли высота предмета на обоих рисунках? Как изменился размер изображения предмета на экране? (увеличился) Как видим, одна и та же линза может давать как увеличенное, так и уменьшенное изображение   предмета.   От   чего   это   зависит?   (от   расстояния  d).   Когда   мы   изменяем расстояние  d, изменяется расстояние  f, а фокусное расстояние  F  остается постоянным. Между   этими   расстояниями   существует   следующая   связь:   1 F  1 d 1 f .   Это   выражение получило название – формула тонкой линзы. Его еще можно записать так:  D 1  d 1 f . Если   расстояния  d  и  f  измерять   в   метрах,   то   оптическую   силу  D  получим   в диоптриях. Опыт 5. Возьмите в руки линзу (двояковогнутую). Проверьте, дает ли она изображение от окна на экране. Такие линзы называют рассеивающими. (слайд 11) Посмотрите, как проходят лучи сквозь такую линзу. А теперь изобразим это на рисунке. (слайд 12) Кашенкова М.Е. Урок физики в 8 классе по теме «Линзы. Изображения, даваемые линзами.» Может ли рассеивающая линза дать изображение на экране? Имеет ли она главную оптическую ось? Как она располагается? Почему фокус рассеивающей линзы мнимый? Сколько фокусов имеет рассеивающая линза? 5. Закрепление пройденного материала, выводы. Для закрепления пройденного материала я предлагаю вам решить несколько задач. Задача №1 На   расстоянии   60   см   от   линзы   расположен   предмет.   Расстояние   от   линзы   до изображения 20 см. Найдите фокусное расстояние линзы. (слайд №13) Дано: СИ d = 60 см = 0,6 м f = 20 см = 0,2 м F – ? Формулы 1 f d F  Решение 15,0 м  2,06,0 2,06,0    1 d f 1 F 1 F  df df  f F  d Задача №2 Выполните построение изображения предмета АВ. (слайд №14) Задача №3 С помощью построений найдите положение оптического центра собирающей линзы. (слайд №15) 6. Домашнее задание. §66, §67 вопросы к параграфу, упр.34.

Урок изучения новой темы "Линзы. Изображения, даваемые линзами" физика 8 класс

Урок изучения новой темы "Линзы. Изображения, даваемые линзами" физика 8 класс

Урок изучения новой темы "Линзы. Изображения, даваемые линзами" физика 8 класс

Урок изучения новой темы "Линзы. Изображения, даваемые линзами" физика 8 класс

Урок изучения новой темы "Линзы. Изображения, даваемые линзами" физика 8 класс

Урок изучения новой темы "Линзы. Изображения, даваемые линзами" физика 8 класс

Урок изучения новой темы "Линзы. Изображения, даваемые линзами" физика 8 класс

Урок изучения новой темы "Линзы. Изображения, даваемые линзами" физика 8 класс

Урок изучения новой темы "Линзы. Изображения, даваемые линзами" физика 8 класс

Урок изучения новой темы "Линзы. Изображения, даваемые линзами" физика 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.06.2017