Урок: Как определить тональность трека, песни.

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 28.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Как определить тональность трека, песни. ПО СТАТИСТИКЕ. Вероятность угадывания таким способом 70%. Это один из самых простых, но в то же время, ненадежных способов. Чаще всего, большинство произведений заканчиваются на главную ноту тональности – тонику. Т.е., если песня или трек закончились, то самой последней нотой будет та нота, в честь которой названа тональность.Например, если песня/трек закончили главную мелодию на ноте «соль» (G), то есть большая вероятность, что это тональность «соль». В зависимости от того, мажорное у нее звучание или минорное, к этой ноте еще добавьте слово «мажор» или «минор». Вот и получается – если произведение в конце звучало радостно и закончило свою мелодию на ноте «соль», значит – это «соль мажор» (G major), а если все закончилось весьма грустно и тоже на ноте «соль», значит это тональность «соль минор» (G minor). Такое происходит часто, но не всегда. И тогда если, после такой попытки вы обнаружили, что с тональностью не угадали, смотрите следующие варианты определения тональности.
Иконка файла материала 9.docx
Как определить тональность трека, песни. ПО СТАТИСТИКЕ. Вероятность угадывания таким способом 70%. Это один из самых простых, но в то же время, ненадежных способов. Чаще всего, большинство произведений заканчиваются на главную ноту тональности – тонику. Т.е., если песня или трек закончились, то самой последней нотой будет та нота, в честь которой названа тональность.Например, если песня/трек закончили главную мелодию на ноте «соль» (G), то есть большая вероятность, что это тональность «соль». В зависимости от того, мажорное у нее звучание или минорное, к этой ноте еще   добавьте   слово   «мажор»   или   «минор».   Вот   и   получается   –   если произведение в конце звучало радостно и закончило свою мелодию на ноте «соль», значит – это «соль мажор» (G major), а если все закончилось весьма грустно   и   тоже   на   ноте   «соль»,   значит   это   тональность   «соль   минор»   (G minor).  Такое   происходит   часто,   но   не   всегда.   И   тогда   если,  после   такой попытки вы обнаружили, что с тональностью не угадали, смотрите следующие варианты определения тональности.    НА СЛУХ. Еще   очень   надежный   и   проверенный   временем   способ   определения тональности ­ «на слух». Это конечно, банально, и большинству читателей именно этот способ и приходит на ум. Но существует немалое количество других читателей, которые твердо заявят, что им не подходит данный способ определения тональности  (ибо слух  их иногда  мощно подводит).  В  любом случае, читаем этот абзац до конца и определяем, насколько именно такой способ   определения   тональности   подходит   конкретно   под   ваши   задачи.   В случае чего, переходим читать следующие способы.  Для того, чтобы лучше определить на слух тональность трека, есть несколько вариантов.  Если   у   вас  есть  midi­формат   конкретного   произведения,  то   вы можете выстроить по порядку все используемые в этом файле ноты. В вашем секвенсоре откройте данный миди файл, и все ноты, которые используются в нем,   попробуйте   рядом   прорисовать   в   виде   гаммы   (последовательного расположения нот) из тех нот, которые в этом миди­файле имеются. Т.е. если там   встречаются   ноты   F#,   C,   A,   D,   B…   значит   конкретно   эти   ноты выстраиваете по порядку (по алфавиту): A, B, C, D, F#. Наверняка, там будет больше  нот. Вот  все  их  и выстраивается  в  алфавитном  порядке.  А  потом строите эту лесенку наоборот – от самых высоких нот, до самых низких. В итоге, у вас должна получится горка из нот, которые сначала проигрываются наверх, а затем вниз. И все эти ноты были взяты из вашего миди­файла. Затем на   медленной   скорости   прослушайте   всю   эту   гамму,   внимательно прислушиваясь к тому, на какой ноте вам хочется сильнее всего остановиться и закончить всю эту горку из нот. Если несколько раз прослушивать такую горку из нот на медленной скорости, вы сможете обнаружить, что какая­тонота сильнее всего на себя тянет внимание, как самая устойчивая. Это и есть тоника – это и есть самая главная нота тональности. В честь нее и будет названа тональность. Если во всей горке вам захотелось остановиться на ноте Е – значит это будет тональность E. Опять же, в зависимости от настроения трека, вы сами укажите, будет это E­minor, или E­major. Еще сильнее эффект быстрого   нахождения   ноты   на   слух,   обнаруживается,   если   комбинировать прослушивание   такой   горки   нот,   с   самой   мелодией   произведения.   Тогда точность попадания в самую устойчивую ноту будет в разы выше. И все же, если   и   такой   способ   не   подходит,   переходим   к   следующим   вариантам нахождения.    МАТЕМАТИЧЕСКИ. Музыка – это и есть математика. Уж слишком много там цифр, соотношений и формул. Так давайте этим и воспользуемся. Существуют только два типа тональностей (не важно сколько знаков и черных клавиш в них присутствует) ­   это   мажорные   тональности   и   минорные   тональности.   В   итоге,   алгоритм следующий.   Если   у   вас   есть   midi­файл   данной   мелодии,   то   как   и   в предыдущем   варианте,   выстраивайте   из   нот,   которые   в   этой   мелодии встречаются, гамму, т.е. все ноты прописываете подряд – от самой нижней до самой высокой. Когда у вас получится лесенка из нот, которые вы взяли из данной мелодии, слушайте оригинал трека/песни и отвечайте на вопрос «Это мажорное   (радостное)   или   минорное   (грустное)   произведение?»   Когда определились   с   настроением   трека,   выбирайте   одну   из   двух   схем тональностей:   мажорная,   либо   минорная.   В   любой   тональности,   если выстроить в ряд ноты, которые в них существуют, то можно обнаружить, что расстояния между нотами будут различны. Где­то чуть большие расстояния, где­то – минимальные. Самые минимальные расстояния между нотами – это полутон. И в рамках европейской музыки ­ это самые маленькие расстояния. В   обычной   мажорной   гамме   такие   минимальные   расстояния   встречаются всего   лишь   два   раза  в  одной  октаве.  Еще  самым  знаковым   для   мажорных тональностей   могут   являться   три   тона   подряд,   которые   автоматически получаются, если ноты идут по порядку. А тон – это два полутона. Найдите эти места, где идут по три тона подряд. Когда найдете, отметьте в них самую низкую   ноту.   Например,   вы   нашли   участок,   где   три   тона   подряд,   и   это, предположим, ноты G, A, B, C# ­ данная комбинация дает 3 тона подряд. Стало быть, самая низкая нота в этой связке – это нота G. Так вот, эта нота, будет являться 4 ступенью для мажорной тональности. Или еще один пример, чтобы наверняка было понятно. Нашли 3 тона подряд в нотах A#, С, D, E – в этой цепочке нот самая низкая будет нота A#. Она и будет 4 ступенью для мажорного звучания. Когда мы знаем четвертую ступень, несложно высчитать первую ступень (просто считайте ноты вниз, например, A#, A, G, F. Где F – и будет   являться   первой   ступенью).   Первая   ступень   и   дает   название тональности. Если первой ступенью оказалась нота F – значит тональность «Fmajor». Если высчитали первой ступенью ноту B ­ значит тональность B­major, и т.д. Для минорных тональностей чуть другая схема. Выстраиваете также гамму из тех нот, которые играют в мелодии, и также находится места, где идут три тона подряд. Пусть это будут ноты D#, F, G, A. Для минора самой главной   нотой   всегда   будет   третья   нота   в   этой   связке   –   т.е.   нота   G.   Да, тональность   так   и   будет   называться   G­minor.   Еще   пример?   Пожалуйста. Нашли три тона в комбинации нот G#, A#, C, D – стало быть главной нотой для минора  будет нота  С. А значит тональность будет C­minor. Пробуйте сами.  4. Логически. Один из более простых способов. Из тех нот которые имеются в мелодии,   от   каждой   попробуйте   построить   аккорды­трезвучия.   Просто аккорды. Например, у вас имеются ноты A, C, B, D, F#, G, E и вот они в мелодии в разных местах повторяются. От каждой ноты строите аккорды, используя те ноты, которые встречаются в мелодии. Если решили построить аккорды от ноты D, значит строите аккорд так: D – F# ­ A. Так как именно такие ноты в мелодии встречаются. Потом пробуйте от другой ноты строить аккорды. После того, как все аккорды от каждой ноты построили, найдите мажорные   аккорды,   которые   строятся   от   нот,   которые   стоят   рядом. Например,   у   вас   получилось   два   мажорных   (радостных)   аккорда   от   двух рядом стоящих нот – от ноты C, это аккорды C­E­G, и от ноты D, это аккорд D­F#­A. Эти два аккорда стоят рядышком и оба звучат мажорно (их легче всего распознать, они откровенно радостные и веселые). Вот и отлично – это наш   ориентир.   Теперь   важно   решить   –   у   вас   произведение   мажорное   или минорное. Если решаете, что ваше произведение мажорное, то запомните – рядом стоящие два мажорных аккорда – это аккорды от 4 и от 5 ступеней. Т.е. в нашем случае аккорд C­E­G от 4 ступени, а аккорд D­F#­A – аккорд от 5 ступени. Теперь осталось досчитать до первой ступени. D – 5 ступень, С ­ 4 ступень, B – третья ступень, А – вторая ступень, G – первая ступень. Значит, в этой ситуации тональность G­major. А что насчет минорных тональностей, то в минорных звучаниях рядом стоящие два мажорных аккорда будут строиться на 6 и на 7 ступенях. От них и нужно досчитать до первой ступени. ПО АККОРДАМ.Один из более простых способов. Из тех нот которые имеются в мелодии, от каждой   попробуйте   построить   аккорды­трезвучия.   Просто   аккорды. Например, у вас имеются ноты A, C, B, D, F#, G, E и вот они в мелодии в разных местах повторяются. От каждой ноты строите аккорды, используя те ноты, которые встречаются в мелодии. Если решили построить аккорды от ноты D, значит строите аккорд так: D – F# ­ A. Так как именно такие ноты в мелодии   встречаются.   Потом   пробуйте   от   другой   ноты   строить   аккорды. После того, как все аккорды от каждой ноты построили, найдите мажорные аккорды, которые строятся от нот, которые стоят рядом. Например, у вас получилось два мажорных (радостных) аккорда от двух рядом стоящих нот – от ноты C, это аккорды C­E­G, и от ноты D, это аккорд D­F#­A. Эти два аккорда стоят рядышком и оба звучат мажорно (их легче всего распознать, они откровенно радостные и веселые). Вот и отлично – это наш ориентир. Теперь важно решить – у вас произведение мажорное или минорное. Если решаете, что ваше произведение мажорное, то запомните – рядом стоящие два мажорных аккорда – это аккорды от 4 и от 5 ступеней. Т.е. в нашем случае аккорд C­E­G от 4 ступени, а аккорд D­F#­A – аккорд от 5 ступени. Теперь осталось досчитать до первой ступени. D – 5 ступень, С ­ 4 ступень, B – третья   ступень,   А   –   вторая   ступень,   G   –   первая   ступень.   Значит,   в   этой ситуации тональность G­major. А что насчет минорных тональностей, то в минорных звучаниях рядом стоящие два мажорных аккорда будут строиться на 6 и на 7 ступенях. От них и нужно досчитать до первой ступени.