Как определить тональность трека, песни.
ПО СТАТИСТИКЕ.
Вероятность угадывания таким способом 70%. Это один из самых простых, но в то же время, ненадежных способов. Чаще всего, большинство произведений заканчиваются на главную ноту тональности – тонику. Т.е., если песня или трек закончились, то самой последней нотой будет та нота, в честь которой названа тональность.Например, если песня/трек закончили главную мелодию на ноте «соль» (G), то есть большая вероятность, что это тональность «соль». В зависимости от того, мажорное у нее звучание или минорное, к этой ноте еще добавьте слово «мажор» или «минор». Вот и получается – если произведение в конце звучало радостно и закончило свою мелодию на ноте «соль», значит – это «соль мажор» (G major), а если все закончилось весьма грустно и тоже на ноте «соль», значит это тональность «соль минор» (G minor). Такое происходит часто, но не всегда. И тогда если, после такой попытки вы обнаружили, что с тональностью не угадали, смотрите следующие варианты определения тональности.
Как определить тональность трека, песни.
ПО СТАТИСТИКЕ.
Вероятность угадывания таким способом 70%. Это один из самых простых, но
в то же время, ненадежных способов. Чаще всего, большинство произведений
заканчиваются на главную ноту тональности – тонику. Т.е., если песня или
трек закончились, то самой последней нотой будет та нота, в честь которой
названа тональность.Например, если песня/трек закончили главную мелодию
на ноте «соль» (G), то есть большая вероятность, что это тональность «соль».
В зависимости от того, мажорное у нее звучание или минорное, к этой ноте
еще добавьте слово «мажор» или «минор». Вот и получается – если
произведение в конце звучало радостно и закончило свою мелодию на ноте
«соль», значит – это «соль мажор» (G major), а если все закончилось весьма
грустно и тоже на ноте «соль», значит это тональность «соль минор» (G
minor). Такое происходит часто, но не всегда. И тогда если, после такой
попытки вы обнаружили, что с тональностью не угадали, смотрите следующие
варианты определения тональности.
НА СЛУХ.
Еще очень надежный и проверенный временем способ определения
тональности «на слух». Это конечно, банально, и большинству читателей
именно этот способ и приходит на ум. Но существует немалое количество
других читателей, которые твердо заявят, что им не подходит данный способ
определения тональности (ибо слух их иногда мощно подводит). В любом
случае, читаем этот абзац до конца и определяем, насколько именно такой
способ определения тональности подходит конкретно под ваши задачи. В
случае чего, переходим читать следующие способы.
Для того, чтобы лучше определить на слух тональность трека, есть несколько
вариантов. Если у вас есть midiформат конкретного произведения, то вы
можете выстроить по порядку все используемые в этом файле ноты. В вашем
секвенсоре откройте данный миди файл, и все ноты, которые используются в
нем, попробуйте рядом прорисовать в виде гаммы (последовательного
расположения нот) из тех нот, которые в этом мидифайле имеются. Т.е. если
там встречаются ноты F#, C, A, D, B… значит конкретно эти ноты
выстраиваете по порядку (по алфавиту): A, B, C, D, F#. Наверняка, там будет
больше нот. Вот все их и выстраивается в алфавитном порядке. А потом
строите эту лесенку наоборот – от самых высоких нот, до самых низких. В
итоге, у вас должна получится горка из нот, которые сначала проигрываются
наверх, а затем вниз. И все эти ноты были взяты из вашего мидифайла. Затем
на медленной скорости прослушайте всю эту гамму, внимательно
прислушиваясь к тому, на какой ноте вам хочется сильнее всего остановиться
и закончить всю эту горку из нот. Если несколько раз прослушивать такую
горку из нот на медленной скорости, вы сможете обнаружить, что какаятонота сильнее всего на себя тянет внимание, как самая устойчивая. Это и есть
тоника – это и есть самая главная нота тональности. В честь нее и будет
названа тональность. Если во всей горке вам захотелось остановиться на ноте
Е – значит это будет тональность E. Опять же, в зависимости от настроения
трека, вы сами укажите, будет это Eminor, или Emajor. Еще сильнее эффект
быстрого нахождения ноты на слух, обнаруживается, если комбинировать
прослушивание такой горки нот, с самой мелодией произведения. Тогда
точность попадания в самую устойчивую ноту будет в разы выше. И все же,
если и такой способ не подходит, переходим к следующим вариантам
нахождения.
МАТЕМАТИЧЕСКИ.
Музыка – это и есть математика. Уж слишком много там цифр, соотношений
и формул. Так давайте этим и воспользуемся. Существуют только два типа
тональностей (не важно сколько знаков и черных клавиш в них присутствует)
это мажорные тональности и минорные тональности. В итоге, алгоритм
следующий. Если у вас есть midiфайл данной мелодии, то как и в
предыдущем варианте, выстраивайте из нот, которые в этой мелодии
встречаются, гамму, т.е. все ноты прописываете подряд – от самой нижней до
самой высокой. Когда у вас получится лесенка из нот, которые вы взяли из
данной мелодии, слушайте оригинал трека/песни и отвечайте на вопрос «Это
мажорное (радостное) или минорное (грустное) произведение?» Когда
определились с настроением трека, выбирайте одну из двух схем
тональностей: мажорная, либо минорная. В любой тональности, если
выстроить в ряд ноты, которые в них существуют, то можно обнаружить, что
расстояния между нотами будут различны. Гдето чуть большие расстояния,
гдето – минимальные. Самые минимальные расстояния между нотами – это
полутон. И в рамках европейской музыки это самые маленькие расстояния.
В обычной мажорной гамме такие минимальные расстояния встречаются
всего лишь два раза в одной октаве. Еще самым знаковым для мажорных
тональностей могут являться три тона подряд, которые автоматически
получаются, если ноты идут по порядку. А тон – это два полутона. Найдите
эти места, где идут по три тона подряд. Когда найдете, отметьте в них самую
низкую ноту. Например, вы нашли участок, где три тона подряд, и это,
предположим, ноты G, A, B, C# данная комбинация дает 3 тона подряд.
Стало быть, самая низкая нота в этой связке – это нота G. Так вот, эта нота,
будет являться 4 ступенью для мажорной тональности. Или еще один пример,
чтобы наверняка было понятно. Нашли 3 тона подряд в нотах A#, С, D, E – в
этой цепочке нот самая низкая будет нота A#. Она и будет 4 ступенью для
мажорного звучания. Когда мы знаем четвертую ступень, несложно высчитать
первую ступень (просто считайте ноты вниз, например, A#, A, G, F. Где F – и
будет являться первой ступенью). Первая ступень и дает название
тональности. Если первой ступенью оказалась нота F – значит тональность «Fmajor». Если высчитали первой ступенью ноту B значит тональность Bmajor,
и т.д. Для минорных тональностей чуть другая схема. Выстраиваете также
гамму из тех нот, которые играют в мелодии, и также находится места, где
идут три тона подряд. Пусть это будут ноты D#, F, G, A. Для минора самой
главной нотой всегда будет третья нота в этой связке – т.е. нота G. Да,
тональность так и будет называться Gminor. Еще пример? Пожалуйста.
Нашли три тона в комбинации нот G#, A#, C, D – стало быть главной нотой
для минора будет нота С. А значит тональность будет Cminor. Пробуйте
сами.
4. Логически. Один из более простых способов. Из тех нот которые имеются в
мелодии, от каждой попробуйте построить аккордытрезвучия. Просто
аккорды. Например, у вас имеются ноты A, C, B, D, F#, G, E и вот они в
мелодии в разных местах повторяются. От каждой ноты строите аккорды,
используя те ноты, которые встречаются в мелодии. Если решили построить
аккорды от ноты D, значит строите аккорд так: D – F# A. Так как именно
такие ноты в мелодии встречаются. Потом пробуйте от другой ноты строить
аккорды. После того, как все аккорды от каждой ноты построили, найдите
мажорные аккорды, которые строятся от нот, которые стоят рядом.
Например, у вас получилось два мажорных (радостных) аккорда от двух
рядом стоящих нот – от ноты C, это аккорды CEG, и от ноты D, это аккорд
DF#A. Эти два аккорда стоят рядышком и оба звучат мажорно (их легче
всего распознать, они откровенно радостные и веселые). Вот и отлично – это
наш ориентир. Теперь важно решить – у вас произведение мажорное или
минорное. Если решаете, что ваше произведение мажорное, то запомните –
рядом стоящие два мажорных аккорда – это аккорды от 4 и от 5 ступеней.
Т.е. в нашем случае аккорд CEG от 4 ступени, а аккорд DF#A – аккорд от
5 ступени. Теперь осталось досчитать до первой ступени. D – 5 ступень, С 4
ступень, B – третья ступень, А – вторая ступень, G – первая ступень. Значит, в
этой ситуации тональность Gmajor. А что насчет минорных тональностей, то
в минорных звучаниях рядом стоящие два мажорных аккорда будут строиться
на 6 и на 7 ступенях. От них и нужно досчитать до первой ступени.
ПО АККОРДАМ.Один из более простых способов. Из тех нот которые имеются в мелодии, от
каждой попробуйте построить аккордытрезвучия. Просто аккорды.
Например, у вас имеются ноты A, C, B, D, F#, G, E и вот они в мелодии в
разных местах повторяются. От каждой ноты строите аккорды, используя те
ноты, которые встречаются в мелодии. Если решили построить аккорды от
ноты D, значит строите аккорд так: D – F# A. Так как именно такие ноты в
мелодии встречаются. Потом пробуйте от другой ноты строить аккорды.
После того, как все аккорды от каждой ноты построили, найдите мажорные
аккорды, которые строятся от нот, которые стоят рядом. Например, у вас
получилось два мажорных (радостных) аккорда от двух рядом стоящих нот –
от ноты C, это аккорды CEG, и от ноты D, это аккорд DF#A. Эти два
аккорда стоят рядышком и оба звучат мажорно (их легче всего распознать,
они откровенно радостные и веселые). Вот и отлично – это наш ориентир.
Теперь важно решить – у вас произведение мажорное или минорное. Если
решаете, что ваше произведение мажорное, то запомните – рядом стоящие два
мажорных аккорда – это аккорды от 4 и от 5 ступеней. Т.е. в нашем случае
аккорд CEG от 4 ступени, а аккорд DF#A – аккорд от 5 ступени. Теперь
осталось досчитать до первой ступени. D – 5 ступень, С 4 ступень, B –
третья ступень, А – вторая ступень, G – первая ступень. Значит, в этой
ситуации тональность Gmajor. А что насчет минорных тональностей, то в
минорных звучаниях рядом стоящие два мажорных аккорда будут строиться
на 6 и на 7 ступенях. От них и нужно досчитать до первой ступени.