Московская область
Луховицкий район с. Ловцы
МКОУ Ловецкая средняя общеобразовательная школа
Учитель физики – Козырева Лариса Леонидовна
Урок-конференция:
Тепловые двигатели и их влияние на окружающую среду
Цель: Рассмотреть конкретные тепловые двигатели, их роль в современной жизни, об охране окружающей среды при эксплуатации двигателей.
Задачи:
Образовательные: рассмотреть конкретные тепловые двигатели, познакомить учащихся с принципом их работы и применении знаний для охраны окружающей среды.
Развивающие: развитие творческой самостоятельности и аналитического мышления при применении материала; развитие интереса к физике – как науке; развитие потребности в получении знаний.
Воспитательные: воспитывать любовь к технике, экономическое и экологическое воспитание.
Оборудование: ПК, ИД, проектор, принтер, макеты ДВС,
таблица, заполненная на ИД,
План урока-конференции:
Этапы урока |
время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Применение ИКТ |
1. Организационный момент 2. Просмотр фильма «Физика» 3. Вступительное слово учителя -объявление темы урока Объявление целей и задач
4.Выступления учащихся
Принципы действия и устройство реальных тепловых двигателей
а) паровой двигатель б) карбюраторный внутреннего сгорания; в) дизель; г) газотурбинный двигатель; д)Викторина - Применение тепловых двигателей в хозяйственной деятельности е) Тепловые двигатели и охрана окружающей среды - загрязнение окружающей среды
5. Проверка таблицы
6.Домашнее задание
7. Просмотр отрывка из фильма «Физика»
8. Подведение итогов и выставление оценок.
|
1мин
5 мин
2 мин
1 мин
20мин
5 мин
3 мин
3 мин
1 мин
3мин
1 мин |
Активизирует деятельность учащихся Показать ДВС в жизни
Поясняет таблицу
Разбор схемы: НАГРЕВАТЕЛЬ
РАБОЧЕЕ ТЕЛО
ХОЛОДИЛЬНИК
Слушает и оценивает
Слушает и оценивает
Слушает и оценивает
Слушает и оценивает
Учащимися были выполнены расчеты
Показывает таблицу на доске
1 вариант Найти характеристики бензинов и дизельного топлива, а также узнать эти характеристики на наших заправочных станциях
2вариант экологически чистое топливо для наших автомобилей
Показ фильма
Оценивание самостоятельной работы по таблице |
Записывают тему урока в тетради
Знакомятся с таблицей
Заполняют таблицу
Задают вопросы
Заполняют таблицу
Проверяют и выставляют оценки «5» - 25 «4» - 20 «3» - 15 «2» - 10 и менее
Просмотр фильма
|
ПК. ИД, Сл.№1 Презентация №1
ИД - таблица Приложение№1
Приложение№2 Презентация№3 Презентация№4 Презентация№5
Презентация№6
Презентация№7
Вывести таблицу на экран
Оформить в виде слайд-презентации
|
Методические пояснения к ходу урока
1. Вступительное слово преподавателя.
Использовать внутреннюю энергию - это значит совершить за счет нее полезную работу, то есть превращать внутреннюю энергию в механическую.
(Презентация №1, слайд 1-3. см.Презентация 1 )
Проведем опыт: в пробирку наливаю немного воды и довожу ее до кипения (причем пробирка изначально закрыта пробкой) пробка под давлением образовавшегося пара поднимается вверх и выскакивает.
Вопрос. Почему?
(Ответ. Энергия топлива переходит во внутреннюю энергию пара, а пар, расширяясь, совершает работу, выбивая пробку. Так внутренняя энергия пара превращается в кинетическую энергию пробки)
Если пробирку заменить прочным металлическим цилиндром, а пробку поршнем, который плотно прилегает к стенкам цилиндра и способен свободно перемещаться вдоль них, то получится простейший тепловой двигатель
Вопрос. Какие машины мы можем назвать тепловыми двигателями?
(Ответ. Тепловыми двигателями называют машины, в которых внутренняя энергия топлива превращается в механическую энергию)
3. История тепловых машин уходит в далекое прошлое. Еще две с лишним тысячи лет назад, в III веке до нашей эры, великий греческий механик и математик Архимед построил пушку, которая стреляла с помощью пара. Рисунок пушки Архимеда и ее описание были найдены спустя 18 столетий в рукописях великого итальянского ученого, инженера и художника Леонардо да Винчи
В Александрии - культурном и богатом городе на африканском побережье Средиземного моря - жил и работал выдающийся ученый Герон, которого историки называют Героном Александрийским. Герон оставил несколько сочинений, дошедших до нас, в которых он описал различные машины, приборы, механизмы, известные в те времена
В то время изобретение Герона не нашло применения и осталось только забавой.
Вопрос. Что собой представляет обобщенная схема теплового двигателя?
(слайд № 4.см. Презентация 1,)
Рассмотрим план конференции.
(Презентация 1, слайд № 5).
4. а). Тема доклада. Принцип действия паровой турбины.
Выступление учащихся. (Презентация 2, переход по гиперссылке в презентации№1 )
б). Тема доклада. Принцип действия карбюраторного двигателя внутреннего сгорания.
Выступление учащихся. (Презентация3, переход по гиперссылке в презентации№1 )
в). Тема доклада. Принцип действия дизельного двигателя внутреннего сгорания
Выступление учащихся. (Презентация 4, переход по гиперссылке в презентации№1 )
г). Тема доклада. Принцип действия реактивного двигателя.
Выступление учащихся. (Презентация5, переход по гиперссылке в презентации№1 )
д). Викторина «Применение тепловых двигателей в хозяйственной деятельности
(Презентация 6 , переход по гиперссылке в презентации№1 )
е). Тема доклада. Экологические проблемы, связанные с использованием тепловых двигателей.
Выступление учащихся. (Презентация 7, переход по гиперссылке в презентации№1 )
5. Вопросы к обсуждению: (Презентация 1, слайд № 6)
1.Назовите достоинства и недостатки работы карбюраторного ДВС.
(ответы:
достоинства - компактность, малая масса;
недостатки- 1) требует топлива высокого качества;)
2. Каков КПД карбюраторного ДВС (ответ: КПД-20-30%);
3. Назовите преимущества и недостатки дизельного ДВС
(ответ:
преимущества – 1) дешевые “тяжелые” сорта топлива;
2) не нужна особая система зажигания;
недостатки - большой вес)
4. Назовите КПД дизельного двигателя (ответ: КПД - 38%).
5. Назовите пути предотвращения “экологической катастрофы”
(ответы:1)разработка методов очистки топлива;
2) очистка выхлопных газов от оксида серы;
3) замена теплового двигателя электрическим;
4) использование экологически чистого топлива(водород).
6. Подведение итогов урока
Проверяем заполнение таблицы в течение урока и сами ее оцениваем.
(Презентация 1, слайд № 7)
7. Оценивание докладов.
Оценивание устных ответов.
Домашнее задание.
8. Просмотр отрывка из фильма «Физика».
Приложение 7
Тепловые двигатели и их влияние на окружающую среду
СЛ3 Д. В. С. Основная причина загрязнения воздуха в неполном и неравномерном сгорании топлива. Всего 15% его расходуется на движение автомобиля, а 85% « летит на ветер». К тому же камера сгорания автомобильного двигателя- это своеобразный химический реактор, синтезирующий ядовитые вещества и выбрасывающий в атмосферу. Даже невинный азот из атмосферы, попадая в камеру сгорания, превращается в ядерные окислы азота.
В отработавших газах двигателя внутреннего сгорания содержатся свыше 170 вредных компонентов, из них около 160-производные углеводороды, прямо обязанные своим появлением неполному сгоранию топлива в двигателе.
В атмосферу выбрасывается помимо азота, кислорода, углекислого газа и воды, углеводороды, окислы азота и серы, твердые частицы.
В состав твердых выбросов, наиболее изученными являются соединение свинца. Свинец оказывает вредное действие на человека и животных. До 50% дневного поступления свинца в атмосферу приходится на воздух, в котором значительную долю составляют отравляющие газы автомобилей.
СЛ.4 Дизель. Всемирная дизелизация- важное магистральное направление автомобилестроения. Возрастающий интерес к дизельному двигателю для автотранспорта связан же только с эксплуатацией автомобилей, но и уменьшением загрязнения окружающей среды.
В топливе для дизельных двигателей нет свинцовых присадок, а выброс таких вредных веществ, как окись углерода, на 50-90% ниже.
Дизель экономичнее карбюраторного двигателя на 20-30% . Более того, для производства дизельного топлива требуется в 2,5 раза меньше энергии, чем для производства бензина. Получается как бы двойная экономия энергоресурсов.
СЛ.5 Отрицательное влияние тепловых машин на окружающую среду связаны с действием разных тепловых факторов.
Во-первых, при сжигании топлива используется, кислород из атмосферного воздуха потому содержание кислорода в воздухе постепенно, уменьшается.
Во-вторых, сжигание топливо сопровождается выделением в атмосферу углекислого газа. За последние 20 лет содержание углекислого газа в атмосфере Земли увеличилось приблизительно на 5%. Молекулы оксида углерода способны поглощать инфракрасное излучение, потому увеличение содержания углекислого газа в атмосфере изменит ее прозрачность. Дальнейшее повышение углекислого газа может привести к повышению температуры на Земле.
В-третьих, при сжигании угля и нефти атмосфера загрязняется азотными и серными соединениями, вредными для здоровья человека.
СЛ.6 Согласно законам термодинамики производства электрической и механической энергии в принципе не может быть осуществлено без отвода в окружающую среду значительных количеств теплоты. Это не может приводить к постоянному повышению средней температуре на Земле. Сейчас потребляемая мощность составляет около 1010кВт. Когда эта мощность достигает 3*1012кВт, то средняя температура повышается заметным образом (» на 1 градус).
Дальнейшее повышение температуры может создать угрозу таянья ледников и катастрофического повышения уровня мирового океана.
СЛ.7 Поступление углеводородов в атмосферный воздух происходит не только при работе автомобилей, но и при разлитии бензина.
Каждый автомобилист знает: вылить весь бензин из шланга в бак практически невозможно, какая-то часть его из ствола «пистолета» обязательно выплеснется на землю. Но немного. Но сколько у нас автомобилей?
Ведь только в Далматовском районе более 16000 автомобилей. 300 грамм бензина пролитого при заправке автомобиля, загрязняет 200 тыс. см2 воздуха. Тогда, подсчитав, мы увидим: Пусть каждый автомобиль проливает хотя бы 100гр.
100.* на 16 000. = 1600 000. гр.или 16 000кг или другими словами 16 тонн пролитого бензина загрязняет воздух, и это только в нашем районе. А по области? А по России ?А сколько на всей Земле? Очень много. И с каждым годом число автомобилей растет, а значит, будет увеличиваться вредные испарения в атмосфере.
СЛ.8 Для того, что бы воздух был чище, нужно садить деревья по обочинам дорог, на местах вырубки леса, в парках, возле школ, зданий. Ведь деревья поглощают углекислый газ, а выделяет кислород. Чем больше будет деревьев, тем будет чище воздух. Хорошо поглощают углекислый газ: тополь, береза, ель.
Самый простой путь решения проблемы – создать заправочные автоматы новой конструкции, не позволяющие пролить на землю даже одной капли бензина и искать более экологически чистое топливо.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.