Урок конспект Музыка- душа времени
Оценка 5

Урок конспект Музыка- душа времени

Оценка 5
Работа в классе
docx
музыка
6 кл
20.01.2017
Урок конспект Музыка- душа времени
презентация
Публикация является частью публикации:
УРОК конспект МУЗЫКА- ДУША ВРЕМЕНИ.docx

Тема четверти: Преобразующая сила музыки.(6 класс)

Тема  урока: Музыка – душа времени. Мелодии, звучавшие много лет назад.

Цель: Сформировать чувственное ощущение времени, в котором жили композиторы, и познакомить с музыкой далекого прошлого, раскрыть сущность светской и духовной музыки.

Задачи:

1.      Образовательные:  закрепить технику  «очищения дыхания» по методике А.Н. Стрельниковой, закрепить представление о работе органов дыхания;

организовать деятельность обучающихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию знаний о светской и духовной (религиозной  музыке), о времени эпохи барокко, сформировать умение различать и сравнивать различные направления музыки (духовной и светской).

2.       Развивающие: развивать логическое мышление на основе упражнений, в анализе, сравнении и обобщении; развивать эмоционально-волевую сферу на основе эстетического восприятия учебного материала.

3.      Воспитательные: воспитывать чувство радости и любви к музыке, чувство сопричастности времени, истории, понимания духовности как художественного явления в искусстве.

 

Тип урока: Творческая лаборатория (практическая деятельность, которая требует неоднократного повторения), урок расширения и углубления знаний

Вид урока: урок-концерт (слушание, исполнение).

Оборудование и материалы: Компьютер, телевизор, музыкальный центр, партитуры произведений.

 

 

.

 

Музыкальный материал:

1 а. Канон. Август Мюллинг (1786-1847) –исполнение по партитуре

1б.  Веселый канон. Луидже  Керубини (1760-1842)  - исполнение по портитуре

2.  Ave Maria. Джулио Каччини (1546-1618) -исполнение

3. Ave Maria. Джулио Каччини ( в исполнении лондонского  хора мальчиков Libera)- слушание

4. Шутка  (Сюита № 2) И.С.  Бах (1675-1750) - слушание

5. Песня «Музыка»  слова и музыка И. Крутого - исполнение

6. Песня «Мир искусства» слова и музыка А. Петряшевой - исполнение

Эпиграф: «Только та музыка может тронуть, потрясти и задеть, которая вылилась из глубины взволнованной вдохновением души» (П.И. Чайковский)

Ход урока

 

1.     ОРГ  Момент

2.     Дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н.

3.     Распевание.

4.      Изучение нового материала.

5.     Закрепление пройденного.

 

Вход в класс под музыку Баха «Инвенция»  в исп.  Куркиной Л.Р.(«живая музыка»)

Орг. Момент. Музыкальное приветствие.                       СЛАЙД №2

Закрепление пройденного материала на основе домашнего  задания.

Органы дыхания. Гимнастика А.Н. Стрельниковой.    СЛАЙД №3  Вокальная разминка.

С 16 в. начинает  развиваться  камерная музыка (от лат. Camera  комната). Так, в отличие от церковной и театральной, называют инструментальную или вокальную светскую музыку. С середины XVIII в.  активизируется светская  концертная жизнь, свободная от влияния церкви. Увеличивается количество оркестров, ансамблевых и сольных концертов Написанная для небольшого состава исполнителей, камерная музыка звучала в домашней обстановке или при дворах знатных вельмож. Исполнителей, работавших в придворных ансамблях, называли камермузыкантами. Постепенно камерная музыка стала исполняться не только в узком кругу знатоков и любителей музыки, но и в больших концертных залах.

ВОПРОСЫ: (дополнительно и ответы ребят)                                   Слайды №4       Домашнее задание к этому уроку: - Что такое канон? Как вы думаете, когда появились каноны с которыми  мы познакомились на предыдущих уроках. (ответы)

В музыке кано́ном называется полифоническое произведение, в котором основная мелодия сопровождается подобными ей, вступающими через некоторый промежуток времени после её начала.

- Что такое полифония и гомофония?(ответы)                   СЛАЙД  №5

-Как называют певческий коллектив, исполняющий многоголосную вокальную музыку? (хор)                                                                      СЛАЙД № 6

- Как называют дирижера в хоре? (хормейстер)                 СЛАЙД № 7

- Человек, который аккомпанирует исполнителям? (концертмейстер)

-Самый высокий женский голос? (сопрано)

-А самый низкий женский голос? (контральто)

-Что подразумевается под «пением» (исполнение музыки при помощи певческого голоса)                                                              (Молодцы)

                                                                                                    

-Кто авторы этих канонов?                                                                  

 Канон. Август Мюллинг (1786-1847)- Магдебург (Германия) капельмейстер и соборный органист, играл духовные дуэты и  песнопения, оркестровые произведения.                                                                             СЛАЙД № 8

Веселый канон. Луидже  Керубини (1760-1842)- итальянский педагог, композитор.                                                                                    СЛАЙД № 9

 

Работа над каноном (сольфеджирование по  «живому» нотоносцу, гомофония, полифония  2-3 гол.)

Концертное исполнение (2х, затем 3х голосие).

Музыкальная культура развивалась во взаимодействии двух основных направлений: светского и духовного, церковного. Духовная музыка всегда была связана с богослужением.  Светская музыка в своих истоках опиралась на народно-песенную, фольклорную, танцевальную культуру.

 Ave Maria. Джулио Каччини- (пение с  сольфеджированием, исполнение  с текстом. Исполнение детей  в замкнутом  круге.)                       СЛАЙД №10

(Презентация-  Ave Maria. Джулио Каччини в исп. хора мальчиков из  Лондона Libera )                                                                                                     СЛАЙД №11

-Высокий детский голос? (дисконт)

-А  высокий мужской  голос? (тенор)

- Исполнение вокального  произведения без текста? (вокализ)       СЛАЙД № 12   -  Подумайте: - известный композитор, органист XVIII столетия, фамилия которого в переводе с немецкого означает «ручей» (ответ)

Первые профессиональные музыканты — композиторы, исполнители (певцы, инструменталисты) — вплоть до XVIII в., как правило, служили капельмейстерами и органистами при дворах монархов, князей.  С широким кругом слушателей они могли общаться только в церкви. Самый яркий представитель этого времени Иоганн Себастьян  Бах.             СЛАЙД №13

-Какую музыку писал  Бах? (чаше всего писал музыку для органа и хора). Ему были близки человеческие страдания, и он знал им цену, но он знает и цену радости. Он пишет очень много танцев, под которые танцевали на светских балах  (сарабанда, жига, буре, гавот, менуэт).

-Как вы думаете, в какую эпоху жил  композитор?                       СЛАЙД №14

Баро́кко (итал. barocco — «порочный», «распущенный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком»). Существуют и другие предположения.             (рассуждения ребят по слайдам)                                                      СЛАЙД №15

 Для искусства барокко характерны грандиозность, пышность и динамика, приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектным зрелищам, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени. Дворцы и церкви барокко благодаря роскошной  пластике фасадов   игре светотени, приобрели живописность и динамичность. Парадные интерьеры зданий барокко украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство, а живопись плафонов создавала иллюзию разверзшихся сводов. В изобразительном искусстве барокко преобладают виртуозные декоративные композиции религиозного, мифологического характера, парадные портреты, подчёркивающие привилегированность общественного положения человека.

Бах писал СЮИТЫ. Сюитаэто жанр инструментальной музыки, переводится с французского языка как «ряд», «чередование», «последовательность». Музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединенных единством замысла. Сюита 17-18 вв. состояла из ряда танцев  (куранты, сарабанды, жиги, гавота, менуэта)
«В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое», поэтому в искусстве нашего времени появляется понятие «стилизация», «полистилистика» – использование стилей прошлого в контексте музыки наших дней …«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая цивилизованность от дикости» (А.С. Пушкин). Классическое искусство – это нестареющая эстетическая ценность, утверждающая идею красоты и гармонии.

Прозвучит одна из частей Сюиты № 2 «Шутка».  Бах  написал это произведение для  инструментов, а мы послушаем в переложении,  для французского  вокального  ансамбля «Swingle Singers». Обратить внимание на технику исполнения (дикцию, тембр). Слушание.           СЛАЙД - ВИДЕО №16                                                                                                                        

-Можем ли мы назвать классическую музыку современной? (ответы) Все чаще и чаще обращаются наши современники-музыканты к классическим образам прошлого, осовременивая их, наделяя музыкальными красками нашего времени.

ВЫВОД: Появляются новые течения:  компьютерная музыка,   электронная музыка. И вот в музыке XXI века, такой сложной и противоречивой, прошедшей через множество новых течений, все чаще и чаще звучат голоса из прошлого…Керрубини, Бах, Моцарт, Бетховен…

- Почему музыка и другие виды искусства обращаются к прошлому? (ответы)

- Что хотят там найти? (стремление понять человека, его чувства, переживания, мысли, стремления).

Рефлексия.

-Что вам больше запомнилось на уроке? Может что-то удивило или порадовало? (ответы)

- Кто- то может назвать тему нашего урока? (ответы)

      Тема нашего урока: Музыка – душа времени.                         СЛАЙД №17

-Какая песня перекликается с темой нашего урока? (ответы)

Исполнение песни «Музыка» И. Крутого (текст, фонограмма - минусовка)                                                                                                                  СЛАЙД №18

Кабалевский  Д.Б. «Искусство поможет вам стать настоящими, сильными, мужественными, умными и добрыми людьми!»                            СЛАЙД №19

Наша школа с углубленным изучением предмета «музыка» и поэтому нам очень близки слова песни «Мир искусства» слова и музыка А. Петряшевой - исполнение ребят (фонограмма - минусовка)                                                                                                                       (звук-минусовка) №19

Дом. Задание:  Какие еще композиторы писали  произведения, обращенные к   Деве Марии? Найдите  примеры.

 


Скачано с www.znanio.ru

Тема четверти : Преобразующая сила музыки

Тема четверти : Преобразующая сила музыки

Шутка (Сюита № 2) И.С.

Шутка (Сюита № 2) И.С.

Как называют певческий коллектив, исполняющий многоголосную вокальную музыку? (хор)

Как называют певческий коллектив, исполняющий многоголосную вокальную музыку? (хор)

Самый яркий представитель этого времени

Самый яркий представитель этого времени

Слушание. СЛАЙД - ВИДЕО №16 -

Слушание. СЛАЙД - ВИДЕО №16 -
Скачать файл