Урок: Квинтовый круг мажорных тональностей

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 27.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Как исполнить одну и ту же мажорную музыку от разных по высоте звуков? Мы знаем, что в мажорных тональностях используются как основные ступени, так и производные. В связи с этим при ключе выставляют необходимые знаки альтерации. В предыдущих статьях мы в качестве примера сравнивали C-dur и G-dur (До-мажор и Соль-мажор). В G-dur у нас появился фа-диез для того, чтобы были соблюдены правильные интервалы между ступенями. Именно он (фа-диез) в тональности G-dur и указывается при ключе: Так как же определить какой тональности какие знаки альтерации соответствуют? Именно на этот вопрос и помогает ответить квинтовый круг тональностей.
Иконка файла материала 4.docx
Как исполнить одну и ту же мажорную музыку от разных по высоте звуков? Мы знаем, что в мажорных тональностях используются как основные ступени, так и производные. В связи с этим при ключе выставляют необходимые знаки альтерации. В предыдущих статьях мы в качестве примера сравнивали C-dur и G-dur (До-мажор и Соль-мажор). В G-dur у нас появился фа-диез для того, чтобы были соблюдены правильные интервалы между ступенями. Именно он (фа-диез) в тональности G-dur и указывается при ключе: Рисунок 1. Ключевые знаки тональности G-dur Так как же определить какой тональности какие знаки альтерации соответствуют? Именно на этот вопрос и помогает ответить квинтовый круг тональностей. Диезный квинтовый круг мажорных тональностей Идея следующая: берём тональность, в которой нам известно количество знаков альтерации. Естественно, известна и тоника (основа). Тоникой следующей по диезному квинтовому кругутональности станет V ступень нашей тональности (пример будет ниже). В знаках альтерации той следующей тональности останутся все знаки нашей предыдущей тональности плюс появится диез VII ступени новой тональности. И так далее, по кругу: Пример 1. Берём за основу C-dur. Знаков альтерации в этой тональности нет. Нота соль является V ступенью (V ступень — это квинта, отсюда и название круга). Она будет тоникой новой тональности. Теперь ищем знак альтерации: в новой тональности VII ступенью является нота фа. Для неё и выставляем знак диеза. Рисунок 2. Нашли ключевой знак диеза тональности G-durПример 2. Теперь мы знаем, что в G-dur при ключе стоит фа-диез (F#). Тоникой следующей тональности будет нота ре (D), поскольку она является V ступенью (квинта от ноты соль). В D-dur должен появиться ещё один диез. Ставится он для VII ступени D-dur. Это нота до ©. Значит, D-dur имеет два диеза при ключе: F# (остался от G-dur) и C# (VII ступень). Рисунок 3. Ключевые знаки альтерации для тональности D-dur Пример 3. Давайте полностью перейдём на буквенное обозначение ступеней. Определим следующую тональность после D-dur. Тоникой будет нота A (ля), поскольку она является V ступенью. Значит, новая тональность будет A-dur. В новой тональности VII ступенью будет нота G, значит при ключе добавляется ещё один диез: G#. Итого при ключе имеем 3 диеза: F#, C#, G#. Рисунок 4. Ключевые знаки альтерации A-dur И так далее, пока не дойдём до тональности с семью диезами. Она будет предельной, все её звуки будут являться производными ступенями. Обратите внимание, что знаки альтерации при ключе пишутся в порядке их появления в квинтовом круге. Итак, если пройти весь круг и получить все тональности, то получим следующий порядок тональностей: Обозначение C­dur G­dur Таблица диезных мажорных тональностей Название До­мажор Соль­мажор Знаки альтерации при ключе Нет знаков альтерации F#Ре­мажор Ля­мажор Ми­мажор Си­мажор Фа­диез­мажор До­диез­мажор F#, C# F#, C#, G# F#, C#, G#, D# F#, C#, G#, D#, A# F#, C#, G#, D#, A#, E# F#, C#, G#, D#, A#, E#, H# D­dur A­dur E­dur H­dur Fis­dur Cis­dur Теперь давайте разберёмся, причём тут «круг». Мы остановились на C#-dur. Если речь идет о круге, то следующей тональностью должна стать наша исходная тональность: C-dur. Т.е. мы должны вернуться в начало. Круг замкнулся. На самом деле, так не присходит, потому что мы можем продолжить строить квинты дальше: C# — G# — D# — A# — E# — #... Но если подумать, то чему энгармонически равен звук Н# (представьте клавиатуру фортепиано)? Звуку До! Так замкнулся квинтовый круг, но если мы посмотрим на знаки при ключе в тональности G#-dur, то обнаружим, что нам придется добавить фа-дубль-диез, а в последующих тональностях этих дубль-диезом будет возникать все больше, и больше.. Так вот, для того, чтобы пожалеть исполнителя, было решено, что все тональности, где при ключе нужно ставить дубль-диез, объявляются неупотребительными и заменяются энгармонически равными им тональностями, но уже не с многочисленными диезами при ключе, а с бемолями. Например, C#-dur энгармонически равен тональности Des-dur (ре-бемоль мажор) — в ней меньше знаков при ключе); G#-dur энгармонически равен тональности As-dur (ля-бемоль мажор) — в ней также меньше знаков при ключе — и это удобно как для чтения, так и для исполнения, а квинтовый круг между тем, благодаря энгармонической замене тональностей, действительно замкнулся! Бемольный квинтовый круг мажорных тональностей Тут всё по аналогии с диезным квинтовым кругом. За отправную точку берут тональность C-dur, поскольку у неё нет знаков альтерации. Тоника следующей тональности находится также на расстоянии в квинту, но только вниз (в диезном круге мы брали квинту вверх). От ноты До квинтой вниз находится нота Фа. Она и будет тоникой. Знак бемоль ставим перед IV ступенью гаммы (в диезном круге была VII ступень). Т.е. для Фа у нас бемоль будет перед нотой Си (IV ступень). И т.д. для каждой новой тональности. Пройдя весь бемольный квинтовый круг, мы получим следующий порядок мажорных бемольных тональностей: Таблица бемольных мажорных тональностейОбозначение C­dur F­dur B­dur Es­dur As­dur Des­dur Ges­dur Ces­dur Название До­мажор Фа­мажор Си­бемоль­мажор Ми­бемоль­мажор Ля­бемоль­мажор Ре­бемоль­мажор Соль­бемоль­мажор До­бемоль­мажор Знаки альтерации при ключе Нет знаков альтерации Hb Hb, Eb Hb, Eb, Ab Hb, Eb, Ab, Db Hb, Eb, Ab, Db, Gb Hb, Eb, Ab, Db, Gb, Cb Hb, Eb, Ab, Db, Gb, Cb, Fb Энгармонически равные тональности Вы уже поняли, что тональности одинаковой высоты, но разные по названию (вторая петля круга, вернее, уже спирали), называются энгармонически равными. На первой петле кругов тоже встречаются энгармонически равные тональности, это следующие:   H-dur (в ключе диезы) = Ces-dur (в ключе бемоли) Fis-dur (в ключе диезы) = Ges-dur (в ключе бемоли) Cis-dur (в ключе диезы) = Des-dur (в ключе бемоли)  Квинтовый круг Описанный выше порядок расположения мажорных тональностей и называют квинтовым кругом. Диезные — вверх по квинтам, бемольные — вниз по квинтам. Порядок тональностей можно увидеть ниже (ваш браузер должен поддерживать flash): водите мышкой по кругу над названиями тональностей, Вы увидите знаки альтерации выбранной тональности (мы расположили минорные тональности по внутреннему кругу, а мажорные — по внешнему; родственные тональности объединены).