Олимпиадные задания по русскому языку 1 класс с ответами.
1. Подчеркни только те слова, которые нельзя разделить для переноса.
Олень, станция, оса, метро, горка, летняя, сок, шея, река.
2. Расставь буква в алфавитном порядке и запиши получившееся слово:
Щ, о, р, б
Е, л, о, д
Н, ы, о, т
3. Разгадай шараду:
Подряд три предлога возьмем:
А целое на дереве найдем.
4. Найди слова, которые спрятаны в словах.
Мель
Удочка
Столб
5. Составь меню на обед при условии, что в названии блюд все согласные звуки твердые,
названия блюд подчеркни:
салат, пюре, пирог, котлета, кисель, борщ, уха, компот, рагу, булочка, блины.
6. Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы получились новые слова.
Сено
Банк
Стол
Зал
Свет
Яр
марка
ежи
рот
бики
елка
вал
7. Напиши буквы, которые не бывают большими в именах, фамилиях, кличках.
Вспомнить их вам поможет это стихотворение:
Сказала й сестре родной:
Вот ты, сестра – соседка
Бываешь часто прописной,
А я ужасно редко.
Ну редко – это не беда,
Иные буквы – никогда! А много их?
Да целых три:
Сестра и с ней два брата.
Зовут их так…
Не говори! Скажите вы, ребята! Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Новая Отрадовка
Урок литературного чтения
в 1 классе
«Буква Ч, ч» Провела учитель начальных классов
Петрухина Ирина Дмитриевна
Тема: Буква Ч, ч
2016 год
Цели: познакомить с буквой Ч, ч и звуком, который она обозначает; научить
читать плавно и осознанно, способствовать развитию фонематического слуха;
воспитывать бережное отношение ко времени.
Планируемые результаты обучения.
Предметные: знать правила выполнения звукобуквенного анализа слов
Познавательные УУД: уяснить особенности звука ч, сопоставлять
согласные звуки и отражать их характеристику в модели слова , формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель
чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения,
поиск фактов, суждений, аргументации)
Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё
предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться,
находить общее решение; развивать способности сохранять доброжелательное
отношение друг к другу во время работы.
Личностные УУД: понимать значение границ собственного знания и
незнания, выражать готовность к преодолению трудностей в постижении новой
информации и освоении практических навыков в чтении.
Ресурсы: Букварь, А.О. Ефросинина Л.Е. Журова, , 1 класс, компьютер
как средство обучения (использование мультимедиа на уроке); касса букв,
фишки, модели слов
Тип урока: изучение новой темы.
Х о д у р о к а
1. Психологический настрой.
Прозвенел веселый звонок
Мы начинаем наш урок
Я знаю, что вы любознательные дети
Обо всем хотите узнать на свете.
Ребята, улыбнитесь друг другу,
Ведь хорошее настроение – залог успеха.
2. Актуализация знаний.
Блиц опрос ( диагностика)
На какие группы можно разделить все звуки? ( слайд 2)
(гласные и согласные)
Как отличить гласные звуки от согласных?
На какие группы можно разделить все согласные звуки?
(на твердые и мягкие, звонкие и глухие)
Какие гласные буквы пишем после твердых согласных? Какие гласные буквы пишем после мягких согласных?
Какие бывают гласные звуки? ( ударные и безударные)
3 . Введение в тему урока.
– Сегодня к нам на урок пришли герои одного мультфильма.
Отгадайте загадку (слайд 3)
Постучался в нашу дверь
Необычный чудо – зверь
Он в коричневой рубашке,
Ушки – блюдца нараспашку.
(Чебурашка).
– Как вы думаете, с каким новым звуком хочет нас познакомить Чебурашка?
– Почему?
– Давайте сформулируем тему урока. (Слайд 4)
– Давайте вместе сформулируем цели сегодняшнего урока. Я буду
начинать, а вы, отталкиваясь от темы урока, попытайтесь продолжить мою
мысль.
Произнесите слово «Чебурашка», интонационно выделяя 1 звук.
– Дадим характеристику звуку.
– Гласный или согласный?
– Звонкий или глухой? )
– Твердый или мягкий? (Произнесем сначала мягко, теперь твердо, есть ли
отличия?)
4.Работа по теме урока
1. Фонетическая разминка.
Послушайте скороговорку : «Черепаха не скучая час сидит за чашкой чая»
Сколько раз встретился звук [ч] ? В каких словах?
Повторим скороговорку: медленнобыстро
Чтобы звуком управлять,
О нем все точно надо знать.
3. Звукобуквенный анализ слов «чайник», «спички»( по вариантам)
Отгадайте, что это: (слайд 5)
В брюхе баня, в носу решето, на голове пупок, всего одна рука и
та на спине.( Чайник) Проведём исследование: какие особенности имеет звук
–
[ч].Произнесите слово чайник. Выделите первый звук.
Поется? Значит, он какой? (Согласный), Звонкий или глухой? Твердый
или мягкий?
Выполните звуковой анализ слова «чайник»
Отгадайте следующую загадку:
Огненные гномики
"Живут" в картонном домике (спички) (слайд 6)
Ростом спичканевеличка,
Не смотрите, что мала,
Это маленькая спичка
Может сделать много зла.
Крепко помните, друзья,
Что с огнем шалить нельзя!
– Выполните звуковой анализ слова «спички».
Проверка (слайд 7 8)
– Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой. (Они одинаковые,
мягкие.)
В ы в о д : звук [ч] – мягкий согласный, у него нет твердой пары.
– Рассмотрите букву Ч.
На что похожа буква Ч?
3. Знакомство с буквой.
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя! (Слайд 9)
Для чего нужны 2 буквы?
4. Игра «Живые звуки»( слово чайник)
Шаг вперед – буквы, обозначающие гласные, согласные, ударные,
безударные, твердые, мягкие, звонкие, глухие, гласные буквы,
обозначающие твердость предшествующих согласных,
мягкость
предшествующих согласных. 5. Чтение слогов (по слайду)
– Познакомим букву Ч с гласными. Прочитаем слоги. (Слайд 10)
– С какими гласными буквами не составили слогов? (я, ю) Вот об этом нас и
хочет предупредить буква Ч.
– Послушайте сказку и подумайте, какие правила нам приготовила
Ч? (Слайды 11–15)
Сказка: Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч.
Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали
прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать
начнут. Вот буква Ч уже все обошла, нашла А и У, а Я и Ю все никак
не найдет. Искала, искала, так и не нашла, обиженная решила пойти
домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит Ю и Я ,как
ни в чем не бывало, сидят на крылечке. Обиделась Ч и с тех пор у них
дружба врозь. Никогда не стоят они вместе. А вот с буквами А и У,
буква Ч подружилась. С тех пор Ча и Чу пишутся только с А и У.
Итак, буква Ч – особенная. Она приготовила 2 правила:
ЧА – пиши с А,
ЧУ – пиши с У.
5. Чтение
слов по учебнику(с.130)
А сейчас поработаем с учебником. Прочитайте слова в столбиках(1, 2
столбик самостоятельно, 34 –хором)
1). Чтение слов на стр.130.
Выборочное чтение:
Прочитайте слова, в которых один слог, два слога, три слога.
(зачитывают).
Работа в парах.
Найдите в 4 столбике слово, которые соответствует модели: (слайд 16)
( печка) Что нужно изменить в этой модели, чтобы ей соответствовало слово ночка?
(первую зелёную фишку поменять на синюю).
Какое незнакомое слово встретилось вам?
Как вы понимаете слово ЧУЛАН?
Чулан Помещение в доме, служащее кладовой; клеть или часть сеней в
крестьянской избе (словарь Ожегова)
ФИЗМИНУТКА
Однажды крокодил Гена и Чебурашка решили посадить цветы. Давайте им
поможем. Встаньте в проходы.
Мы в саду цветы сажаем,
Их из лейки поливаем.
Я буду перечислять названия цветов. Если в них есть звук [ч], изображайте,
как вы их поливаете, если нет, поднимайте руки вверх и хлопайте:
Одуванчик, василек, розочка, георгин, астра, ландыш, колокольчик,
ромашечка, мак, иванчай.
– Молодцы, Теперь цветочки обязательно вырастут.
5. Работа в группах.
Основные правила работы в группе:
Работать в группе дружно и активно;
Уметь слушать друг друга;
Внимательно относиться друг к другу;
Выслушивать ответы другой группы;
Работать успешно.
1 группа Прочитайте загадки и отгадайте
– Заполните строчки кроссворда, впишите буквы.
– Какое слово располагается по горизонтали? Какое по вертикали?
Кроссворд
По горизонтали:
1.Не сердятся, а усами ворочают,
Не молчат, а слова не скажут, Идут, а с места не сдвинутся(часы)
2.Нахмурится, насупится,
В слезы ударится –
Ничего не останется (туча)
По вертикали:
Из горячего колодца
Через нос водица льется (чайник)
2 группа – прочитать слова первого и второго столбиков, соединить слова
этих столбиков так, чтобы получились правильные словосочетания.
Прочитать предложения с данными словосочетаниями.
3 группа – Прочитать новые слова, меняя одну букву.
ПРОВЕРКА (Слайд 17,18,19)
6.Работа над лексическим значением слова.
1) – Чебурашка хорошо учился в школе, но однажды прочитал слово и
задумался. (Слай20)
Догадайтесь, почему от слова ручка идут три стрелки?
Давайте
–
– Какое это слово? (Многозначное.)
поможем
ему
определить
значение.
Составьте предложения, употребив это слово в разных значениях.
(Слай21)
7. Дифференцированная работа.
– Прочитайте произведение Г. Цыферова «Кот».( для хорошо
читающих детей)
– Назовите главного героя этого произведения.
– Что сделал кот, когда ему надоело ловить мышей?
Какая рыба поймалась на крючок?
Что случилось по дороге домой? Как кот наказал щуку?
Подготовьтесь к чтению по ролям. – Выполните самостоятельно задания в тетради «Я учусь писать и
читать»(для нечитающих детей)
1) Закрепление зрительного образа буквы Ч.
– Закрасьте те части рисунка, в которые вписана буква Ч.
2) Впишите букву ч в слова.
.
№
1
2
3
4
5
8. Диагностикатесты (Слайды 2226)
Текст задания
Подбери схему к слову
задача
Вариант ответа
А)
Подбери к схеме слово
Найди слово, в котором 3 слога
В каком слове допущена ошибка?
Выбери слово, в котором первый звук
мягкий
Б)
В)
А)черёмуха
Б)трубач
В)чашка
А) чашка
Б) лесовичок
В) ученик
А) чясы
Б)чулан
В)туча
А) ручка
Б) речка
В) игра
ПРОВЕРКА (Слай27)
9.Работа над лексическим значением слова.
– Послушайте еще одну загадку: На стене висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка.
Стрелка там не для красы –
Время скажут вам… (Часы.)
Стихотворение читает подготовленный ученик:
Говорят: «часы стоят»,
Говорят: «часы спешат»,
Говорят: «часы идут, но
Немножко отстают».
Мы смотрели с Мишкой вместе,
Но они стоят на месте.
– О чем идет речь? (О времени.)
Что значит выражение « часы стоят?» (когда они остановились, стрелки не
двигаются).
«часы спешат»? (показывают неточное время)
Что имели в виду мальчики, когда сказали: « Часы стоят на месте»? Что
было странным?
Кого напоминают часы в этом стихотворении? ( Живое существо)
Есть часы разные: башенные, настенные, уличные, вокзальные,
корабельные. Есть часы карманные, но чаще наручные. Бывают даже
песочные часы. (Слайды 2837)
Но все они должны показывать точное время.
10.Итог урока
Народная мудрость гласит: « Делу время, потехе час»
Как вы это понимаете?
Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час,
Того не надо по утрам
Будить по 10 раз.
И он не станет говорить,
Что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть
И застилать кровать. Успеет он одеться в срок,
Умыться и поесть,
И раньше, чем звенит звонок,
За парту в школе сесть.
Вывод: к своему и чужому времени нужно относиться бережно, потому
что время бежит только вперед и никогда не возвращается назад.
– Вот и время нашего урока подходит к концу. Наши герои Чебурашка и
крокодил Гена решили к себе пригласить гостей. А чем угощать не знают.
Давайте подберем угощения, в которых будет звук [ч]: чай, печенье, чебуреки,
чернослив, черешня, черника, сочник, чипсы, чупачупс, калачи и т.д. (Слайд
38)
– Молодцы!
– Достигли мы поставленных целей?
– Что особенного в новой букве? (Обозначает согласный, мягкий
непарный звук.)
С а м о о ц е н к а своего труда на уроке.
– Выберите и продолжите одно из предложений.
З а п и с ь н а д о с к е :
• Я доволен собою, я всё запомнил…
• Я работал хорошо, но надо ещё…
• Не всё получилось, как хотелось бы…
• Получилась только часть задания, не всё понял…
Наш урок подошёл к концу. Вот вам последняя ловушка: если такое
задание выполняли хлопаем в ладоши, если нет топаем ногами.
Со звуковыми схемами работали?
Со словами встречались?
Чай пили?
Предложения составляли?
С горки катались?
Слова на слоги делили?
Конфеты ели?
Новые слова узнали?
Сильно устали?
– Какие эмоции вызвал у вас сегодняшний урок? Выберите и покажите
смайлик. – Чебурашка и крокодил Гена тоже довольны вашей работой и говорят вам:
“Чудесно! Очаровательно! Умнички! До встречи!” И ждут с вами встречи на
страницах книги Эдуарда Успенского “Крокодил Гена и его друзья”. (Слайд
39)
Урок литературного чтения на тему " Буква Ч,ч"(1 класс)
Урок литературного чтения на тему " Буква Ч,ч"(1 класс)
Урок литературного чтения на тему " Буква Ч,ч"(1 класс)
Урок литературного чтения на тему " Буква Ч,ч"(1 класс)
Урок литературного чтения на тему " Буква Ч,ч"(1 класс)
Урок литературного чтения на тему " Буква Ч,ч"(1 класс)
Урок литературного чтения на тему " Буква Ч,ч"(1 класс)
Урок литературного чтения на тему " Буква Ч,ч"(1 класс)
Урок литературного чтения на тему " Буква Ч,ч"(1 класс)
Урок литературного чтения на тему " Буква Ч,ч"(1 класс)
Урок литературного чтения на тему " Буква Ч,ч"(1 класс)
Урок литературного чтения на тему " Буква Ч,ч"(1 класс)
Урок литературного чтения на тему " Буква Ч,ч"(1 класс)
Урок литературного чтения на тему " Буква Ч,ч"(1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.