Урок литературного чтения на тему «Образы Зимы и Весны в авторской сказке, в лирическом стихотворении и в устном народном творчестве» (2 класс)
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
чтение
2 кл
09.06.2017
На данном уроке Формируется умение анализировать эпическое произведение в жанре авторской сказки и лирического стихотворения, выделять главное и существенное, понимать замысел поэта, находить способы изображения событий и характера героя; определять основную идею произведения, а так же представление о народном празднике «Масленица», его традициях и обычаях.
Документ Microsoft Word.docx
Урок литературного чтения по теме «Образы Зимы и Весны в авторской сказке,
в лирическом стихотворении и в устном народном творчестве»
(Тексты для исследования: сказка К. Д. Ушинского «Проказы старухизимы», стихотворение Ф. Тютчева «Зима недаром
злится…» и песенкизаклички).
Цели урока:
Формировать умение анализировать эпическое произведение в жанре авторской сказки и
лирического стихотворения, выделять главное и существенное, понимать замысел поэта,
находить способы изображения событий и характера героя; определять основную идею
произведения.
Познакомить с изобразительным средством создания образа в сказке и стихотворении –
олицетворением.
Задачи:
Здоровьесберегающая: обеспечить условия для получения знаний на основе
неугасаемого интереса, как фактора повышения мотивации учебной деятельности.
Обучающие: формировать общеучебные умения осознанного, правильного,
выразительного чтения; формировать умение понимать авторский замысел, раскрывать и
формулировать тему и идею произведения, давать характеристики действующих лиц;
формировать представление о народном празднике «Масленица», его традициях и обычаях.
Развивающие: развивать кругозор, творческие способности и речь учащихся. Воспитывающие: воспитывать внимательное отношение к мнению другого человека,
отличающегося особенностями характера и поведения, радости сопереживанию успехам
собеседника; воспитывать на традициях русской народной культуры.
Тип урока: комбинированный
Формы и виды деятельности: работа на доске, работа с текстом, работа с книгой, участие в
учебном диалоге.
Образовательные ресурсы:
Учебник Литературное чтение. 2 часть 2 класс. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Виноградская Л.А.
Раздаточный материал (тексты для исследования: сказка, песенкизаклички; листы цветной бумаги; диагностика).
Рисунки детей
Аббревиатура:
Л.: личностные ; Р.: регулятивные; К.: коммуникативные; П.:
познавательные
РЕЗУЛЬТАТЫ
Ход урока
Этап
Цель
Деятельность учителя
Деятельность
Планируемые результаты 1. Акту
ализа
ция
знаний
этапа
Органи
зация
направ
ленного
внима
ния на
начало
урока
Прочитайте вопрос, записанный на доске. Чтобы
ответить на этот вопрос, давайте проведём сегодня
на уроке небольшое исследование. Наверное, вы
согласитесь, что литература – это необыкновенная,
волшебная страна. Авторы – это волшебники. А у
каждого волшебника есть волшебная палочка. У
автора – это слово. Одним росчерком пера он может
превратить простые слова в необыкновенные,
загадочные. Или просто придать им новое значение.
Не вдумаешься в слово – не поймёшь смысл. И
только внимательный читатель способен его
разгадать.
Я предлагаю вам поработать со словом.
Прочитайте слова 1го и 2го столбиков. Из слов
одного столбика найдите слова, близкие по
значению во втором столбике.
Я знаю, что вы любите отгадывать загадки. У меня
их сегодня две:
1. Тетушка крутая, белая и седая,
В мешке стужу везёт,
На землю холод несёт.
2. Зарязарница, красная девица
Травку выпускает, росу расстилает.
Читают вопрос
на доске
«Внимательные
ли вы
читатели?»
Настраиваются
на урок.
Слушают
учителя
Читают слова на
доске и
подбирают
слова, сравнивая
и анализируя их:
Разозлилась,
разбросала,
зовут, помочь,
быстро, шалость.
Проказа,
пособить,
шибко,
взбесилась,
кличут,
разметала.
учащихся
Л Метапред
Предмет
ные
метные
П.: анали
зируют,
сопоставл
яют,
обобщают
Приним
ают и
осваива
ют
социаль
ную
роль
обучаю
щегося.
.
Обобща
ют
приобре
тённые
ранее
знания.
П.: осоз
нанное и
произвол
ьное
речевое
высказыв
ание в
Активиз
ация
словарн
ого
запаса Едет стороной, с сохой, с бороной,
С ключевою водой.
Как вы догадались, что это зима и весна?
А сейчас мы с вами превратимся в художников.
Закройте глаза, представьте, что перед вами
мольберт, на котором чистый альбомный лист.
Медленно взяли в руки кисточки и приступили к
работе. А рисовать мы будем Зимушкузиму. Какой
основной цвет красок поможет нам изобразить зиму?
А теперь мы будем рисовать весну. Посмотрите на
наши цветы в классе. Они вам помогут настроиться
на рисование. Закройте глаза и представьте себе,
какой вы видите весну. Откройте глаза и
расскажите, что у вас получилось. А сейчас какой
основной цвет краски вы взяли? Посмотрите, какие
рисунки получились у детей. Зима и весна – главные
героини нашего урока.
Отгадывают
загадки.
Выполняют
творческое
задание –
словесное
рисование
Отвечаю
т на
вопросы
учителя
устной
форме с
опорой на
имеющие
ся знания
К.:адеква
тно
воспри
нимают
разные
точки
зрения
2.Ана
лиз
автор
ской
сказки
Форми
ровать
умение
анализир
овать
эпичес
кое
произве
Какое произведение вы читали дома? Давайте
определим вид этого произведения, в литературе это
называется жанр. Посмотрите на доску и
прочитайте слова. К какому жанру относится
произведение «Проказы старухизимы» и почему? А
кто написал эту сказку? У этой сказки есть автор,
поэтому она называется авторская сказка. А ещё
какие бывают сказки? Кто автор этих сказок?
Читают слова:
рассказ, сказка,
басня,
стихотворение,
авторская,
народная
Отвечают на
Отвечаю
т на
вопросы
учителя,
обобща
ют
приобре
тённые
П.: осоз
нанное и
произвол
ьное
речевое
высказыв
ание в
устной
Умеют
работать
с
иллюстр
ативным
материа
лом
Развитие
речи
Активиз
ация
словарн
ого
запаса дение в
жанре
автор
ской
сказки
форме с
опорой на
имеющие
ся знания
Р.:сохрня
ют цель
и задачи
урока
П.:
анали
зируют,
сопоставл
яют
В сказке вам встретились трудные слова и
выражения. Давайте их объясним. А теперь
прочитаем сказку.
Как называет автор зиму в сказке? Почему? Как вы
понимаете выражение «пуще злится зима?» Почему
она злилась всё сильнее? Прочитаем об этом. Как
автор назвал одним словом всё, что делала зима? А
почему она так делала? Какой автор показал нам
зиму? Назовите слова, которые показывают, что
делала зима, чтобы «всякое дыхание со света
сжить». Скажите, все эти действия и качества кому
могут принадлежать? Автор использовал здесь
художественное изобразительное средство, которое
называется – олицетворение. Это когда неживые
предметы наделяются свойствами живых существ.
Сказку написал Константин Дмитриевич
Ушинский. Всем известные сказки про курочку
Рябу, про репку, про журавля и цаплю и многие
другие сказки, прибаутки рассказы он сочинил для
самых маленьких, ещё не умеющих читать или
только что научившихся. Он многих сделал
читателями. А чему научила нас сказка К. Д.
Ушинского «Проказы старухизимы»?
вопросы
учителя.
ранее
знания
Объясняют
слова: стреха –
край крыши,
пойло – питьё
для коровы, хлев
– сарай для
домашних
животных,
всякое дыхание
со света сжить
– убить всё
живое.
Делают вывод:
нельзя быть
злым, желать
плохого другим,
нельзя убивать
живое, добро
всегда
побеждает зло.
Формир
ование
устойчи
вого
учебно
познава
тельного
интереса
к новым
фактам,
сведени
ям
Научатс
я
раскры
вать
соответс
твующу
ю
тематик
е
информ
ацию 3. Физ
культ
минут
ка
Создать
положи
тельный
эмоцио
нальный
фон,
способ
ствовать
активиза
ции
деятель
ности
учащих
ся,
профила
ктике
утомляе
мости.
4. Ана
лиз
лириче
ского
Форми
ровать
умение
анализир
овать
Нам пора передохнуть, потянуться и вздохнуть.
На улице зима, (руки в стороны)
И стало холоднее. (обнять себя руками)
Теперь одежда нам нужна теплее.
(движение указательным пальцем)
Чтобы ножки не замерзли мы потопаем.
Чтобы ручки отогрелись мы похлопаем.
А чтобы было веселее,
Мы снежки лепить начнем.
(имитация лепки снежков)
Будим весело играть, (кидание снежков)
Хорошо зимой гулять. (руки в стороны)
Солнце засветило, (руки через середину поднять)
Сугробы растопило. (руки через середину опустить)
Теплую погоду принесла весна. (руки в сторону)
Грачи к нам прилетают, (махи руками)
И еж с медведем знают: (руки прижать к груди,
голову опустить, руки поднять вверх, чуть
в стороны, указательный палец приставить ко лбу)
Пора им просыпаться, весною любоваться!
(подтянуться, посмотреть по сторонам)
Послушайте стихотворение, которое я вам сейчас
прочитаю. Кому понравилось стихотворение? Автор
этого произведения Фёдор Иванович Тютчев любил
литературу, понимал её, открыл для себя красоту
поэзии и очень рано начал писать стихи. Он написал
за всю жизнь более трёхсот стихов. Это немного, но
Выполняют
движения
Р.: выпол
няют
физминут
ку под
руководс
твом
учителя
Проявля
ют
эмоцион
альную
отзывчи
вость
Осозна
ют
ответств
енность
за общее
благопо
лучие
класса
Слушают
учителя
Отвеча
ют на
вопросы
учителя,
обобща
К.: адек
ватно
восприни
мают
разные
Развитие
речи
Научатс
я стихотв
орения
эпичес
кое
произве
дение в
жанре
лиричес
кого
стихот
ворения
все его стихи яркие, жизненные, запоминающиеся. И
я надеюсь, мы сейчас это почувствуем. Откройте
книги на стр.110 и прочитайте стихотворение Ф.
Тютчева. Назовите героев этого произведения.
Сравните, какая зима в этом стихотворении и в
сказке К. Д. Ушинского? Посмотрите, два разных
автора, два разных по жанру произведения –
стихотворение и сказка – а зима одинаковая: злая и
бессильная. Опишите вторую героиню. Какая она?
Прочитайте выделенную в книге строчку, найдите в
словарике объяснение. Прочитайте следующую
строку. Как понимаете? «Зима ещё хлопочет…?» А
как она может хлопотать, как проявлять себя?
Какие природные явления мы можем наблюдать в
этот момент? А какое явление природы показывает,
что весна хочет вступить в свои права?
Мы сейчас распределим все строки стихотворения в
две группы: в одну группу то, что говорится про
зиму, в другую – про весну. Читать будут два
человека: один строчки про зиму, другой – про
весну. Поработайте в парах.
Какое изобразительное средство использует автор в
стихотворение? Зачем он очеловечивает своих
героев и наделяет их определёнными характерами?
Какое настроение у поэта? Кто хочет прочитать
стихотворение ?
ют
приобре
тённые
ранее
знания.
Форми
рование
устойчи
вого
учебно
познава
тельного
интере
са к но
вым
фак
там, све
дениям
Умеют
работать
в паре,
слушать
партнё
ра
Читают
Предположения
детей
Отвечают на
вопросы
учителя:
(Снег,
заморозки.
Оттепель)
Читают «по
ролям».
Отвечают на
вопросы:
(Олицетворение.
Чтобы ярче и
красочнее
показать зиму и
точки
зрения и
мотивиро
ванно и
корректн
о
присоеди
няются к
одной из
них, или
аргумент
ировано
высказыв
ают
собствен
ную
точку
зрения
раскры
вать
соответс
твующу
ю
тематик
е
информ
ацию
Работа
ют в
парах весну)
Читают.
У вас на столе у каждого есть цветной листочек
бумаги. У кого голубой, напишите слова, которые
показывают, какая зима. У кого зелёные – пишите
про весну.
Прочитайте, что у вас получилось. Мы увидели зиму
и весну такими, какими и хотели показать их
авторы. Как мы можем ответить на вопрос:
внимательные ли вы читатели?
Выполняют
задание.
Читают.
Отвечают на
вопрос
5. Обоб
щение
характе
ристи
ки пер
сона
жей
Формир
ование
личной
ответст
венност
и за
результа
ты
своего
труда
Осозна
ёт
ответст
венность
за общее
благопо
лучие
класса
К.:слуша
ют
учителя
Р.:сохра
няют цель
и задачи
урока
П.:
анали
зируют,
сопостав
ляют Ориенти
руются
в целях,
задачах
урока и
услови
ях
общения
Форми
рование
устойчи
вого
учебно
познава
тельного
интере
са к но
вым
фак
там, све
дениям
К.:аргуме
нтирован
но
высказы
вают
свою
точку
зрения с
опорой на
изучен
ный
материал
6.
Позна
ватель
ный
этап
Снизить
психоло
гичес
кое
напряже
ние
учащих
ся
В своих произведениях К. Д. Ушинский и Ф. И.
Тютчев показали зиму злой и коварной. Неужели
зима такая плохая, и нет в ней ничего хорошего?
Можем мы защитить зиму? Чем она хороша? Дома в
своих домашних библиотечках найдите
произведения о зиме и проследите, как авторы
относятся к этому времени года.
«Зима недаром злится…» стихи о смене времён
года. Они построены, как о соперничестве старухи
Зимы и юной Весны, борьба между которыми идёт,
хоть и весёлая, но яростная. Наш мудрый народ
наблюдательный. Он смог увидеть эту борьбу в
природе и решил помочь приходу Весны. И каждый
год в определённое время стали отмечать праздник,
который назвали Масленица. На переломе от зимы к
весне на Руси исстари на Масленицу как бы
повторяли Зимние Святки. Масленица – один из
самых любимых в народе праздников. Он длится
целую неделю, и каждый день имеет своё название и
назначение. Но больше всего радуются этому
празднику дети. Они бегают по деревне и распевают
песенкизаклички. А о чём поётся в этих песенках
мы узнаем, прочитав их.
К кому обращаются дети в песнях? Почему
прогоняют зиму? Как обращаются к весне? Как вы
думаете, для чего они поют эти песенки?
Дома выучите песенкизаклички и спросите у
Отвечают на
вопросы
Слушают
учителя
Читают.
Отвечают на
вопросы. родителей, что они знают о празднике Масленица.
7.
Итог
урока.
Рефлек
сия.
Снизить
утомляе
мость
Оцените свою работу на уроке – на листках
диагностики нарисуйте:
Солнышко (легко, интересно),
Облако с солнышком (немного трудно, но
интересно),
Тучку (трудно и непонятно).
Рисуют
Реально
оценива
ют свои
возмож
ности
Р.:
оценива
ют свои
действия
Урок литературного чтения на тему «Образы Зимы и Весны в авторской сказке, в лирическом стихотворении и в устном народном творчестве» (2 класс)
Урок литературного чтения на тему «Образы Зимы и Весны в авторской сказке, в лирическом стихотворении и в устном народном творчестве» (2 класс)
Урок литературного чтения на тему «Образы Зимы и Весны в авторской сказке, в лирическом стихотворении и в устном народном творчестве» (2 класс)
Урок литературного чтения на тему «Образы Зимы и Весны в авторской сказке, в лирическом стихотворении и в устном народном творчестве» (2 класс)
Урок литературного чтения на тему «Образы Зимы и Весны в авторской сказке, в лирическом стихотворении и в устном народном творчестве» (2 класс)
Урок литературного чтения на тему «Образы Зимы и Весны в авторской сказке, в лирическом стихотворении и в устном народном творчестве» (2 класс)
Урок литературного чтения на тему «Образы Зимы и Весны в авторской сказке, в лирическом стихотворении и в устном народном творчестве» (2 класс)
Урок литературного чтения на тему «Образы Зимы и Весны в авторской сказке, в лирическом стихотворении и в устном народном творчестве» (2 класс)
Урок литературного чтения на тему «Образы Зимы и Весны в авторской сказке, в лирическом стихотворении и в устном народном творчестве» (2 класс)
Урок литературного чтения на тему «Образы Зимы и Весны в авторской сказке, в лирическом стихотворении и в устном народном творчестве» (2 класс)
Урок литературного чтения на тему «Образы Зимы и Весны в авторской сказке, в лирическом стихотворении и в устном народном творчестве» (2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.