Урок литературного чтения на тему «Образы Зимы и Весны в авторской сказке, в лирическом стихотворении и в устном народном творчестве» (2 класс)
Оценка 4.7

Урок литературного чтения на тему «Образы Зимы и Весны в авторской сказке, в лирическом стихотворении и в устном народном творчестве» (2 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
чтение
2 кл
09.06.2017
Урок  литературного чтения на тему «Образы Зимы и Весны в авторской сказке,  в лирическом  стихотворении и в устном народном творчестве» (2 класс)
На данном уроке Формируется умение анализировать эпическое произведение в жанре авторской сказки и лирического стихотворения, выделять главное и существенное, понимать замысел поэта, находить способы изображения событий и характера героя; определять основную идею произведения, а так же представление о народном празднике «Масленица», его традициях и обычаях.
Документ Microsoft Word.docx
Урок  литературного чтения по теме «Образы Зимы и Весны в авторской сказке,                                                    в лирическом  стихотворении и в устном народном творчестве»  (Тексты для исследования: сказка К. Д. Ушинского «Проказы старухи­зимы», стихотворение Ф. Тютчева «Зима недаром  злится…»  и песенки­заклички). Цели урока:  Формировать умение анализировать эпическое произведение в жанре авторской сказки и лирического стихотворения, выделять главное и существенное, понимать замысел поэта, находить способы изображения событий и характера героя; определять основную идею произведения.  Познакомить с изобразительным средством создания образа в сказке и стихотворении – олицетворением. Задачи: Здоровьесберегающая: обеспечить условия для получения знаний на основе неугасаемого интереса, как фактора повышения мотивации учебной деятельности. Обучающие: формировать общеучебные умения осознанного, правильного, выразительного чтения; формировать умение понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и идею произведения, давать характеристики действующих лиц; формировать представление о народном празднике «Масленица», его традициях и обычаях. Развивающие: развивать кругозор, творческие способности и речь учащихся. Воспитывающие: воспитывать внимательное отношение к мнению другого человека, отличающегося особенностями характера и поведения, радости сопереживанию успехам собеседника; воспитывать на традициях русской народной культуры. Тип урока: комбинированный Формы и виды деятельности: работа на доске, работа с текстом, работа с книгой, участие в учебном диалоге. Образовательные ресурсы:  Учебник Литературное чтение. 2 часть  2 класс. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Виноградская Л.А.   Раздаточный материал (тексты для исследования: сказка, песенки­заклички; листы цветной бумаги; диагностика).  Рисунки детей Аббревиатура: Л.: личностные ; Р.: регулятивные; К.: коммуникативные; П.: познавательные РЕЗУЛЬТАТЫ Ход урока Этап     Цель  Деятельность учителя Деятельность      Планируемые    результаты 1. Акту­ ализа­ ция  знаний этапа Органи­ зация  направ­ ленного  внима­ ния на  начало  урока   Прочитайте   вопрос,   записанный   на   доске.   Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведём сегодня на   уроке   небольшое   исследование.   Наверное,   вы согласитесь, что литература – это необыкновенная, волшебная страна. Авторы – это волшебники. А у каждого   волшебника   есть   волшебная   палочка.   У автора – это слово. Одним росчерком пера он может превратить   простые   слова   в   необыкновенные, загадочные. Или просто придать им новое значение. Не   вдумаешься   в   слово   –   не   поймёшь   смысл.   И только   внимательный   читатель   способен   его разгадать.     Я   предлагаю   вам   поработать   со   словом. Прочитайте   слова   1­го   и   2­го   столбиков.   Из   слов одного   столбика   найдите   слова,   близкие   по значению во втором столбике.   Я знаю, что вы любите отгадывать загадки. У меня  их сегодня две: 1. Тетушка крутая, белая и седая, В мешке стужу везёт, На землю холод несёт. 2. Заря­зарница, красная девица Травку выпускает, росу расстилает. Читают вопрос  на доске  «Внимательные  ли вы  читатели?» Настраиваются  на урок. Слушают  учителя Читают слова на  доске и  подбирают  слова, сравнивая и анализируя их:   Разозлилась,  разбросала,  зовут, помочь,  быстро, шалость.     Проказа,  пособить,  шибко,  взбесилась,  кличут,  разметала. учащихся          Л Метапред Предмет ные метные П.: анали­ зируют,  сопоставл яют,   обобщают Приним ают и  осваива ют  социаль ную  роль  обучаю щегося. . Обобща ют  приобре тённые  ранее  знания. П.: осоз­ нанное и  произвол ьное  речевое  высказыв ание в  Активиз ация  словарн ого  запаса Едет стороной, с сохой, с бороной, С ключевою водой. Как вы догадались, что это зима и весна?   А сейчас мы с вами превратимся в художников.  Закройте глаза, представьте, что перед вами  мольберт, на котором чистый альбомный лист.  Медленно взяли в руки кисточки и приступили к  работе. А рисовать мы будем Зимушку­зиму. Какой  основной цвет красок поможет нам изобразить зиму? А теперь мы будем рисовать весну. Посмотрите на  наши цветы в классе. Они вам помогут настроиться  на рисование. Закройте глаза и представьте себе,  какой вы видите весну. Откройте глаза и  расскажите, что у вас получилось. А сейчас какой  основной цвет краски вы взяли? Посмотрите, какие  рисунки получились у детей. Зима и весна – главные  героини нашего урока.  Отгадывают  загадки. Выполняют  творческое  задание –  словесное  рисование Отвечаю т на  вопросы учителя устной  форме с  опорой на имеющие­ ся знания К.:адеква т­но  воспри­ нимают  разные  точки  зрения 2.Ана­ лиз  автор­ ской  сказки Форми­ ровать  умение  анализир овать  эпичес­ кое  произве Какое произведение вы читали дома? Давайте  определим вид этого произведения, в литературе это называется жанр. Посмотрите  на доску и  прочитайте слова. К какому жанру относится  произведение «Проказы старухи­зимы» и почему? А  кто написал эту сказку? У этой сказки есть автор,  поэтому она называется авторская сказка. А ещё  какие бывают сказки? Кто автор этих сказок? Читают слова:  рассказ, сказка,  басня,  стихотворение,  авторская,  народная Отвечают на  Отвечаю т на  вопросы учителя, обобща ют  приобре тённые  П.: осоз­ нанное и  произвол ьное  речевое  высказыв ание в  устной  Умеют  работать с  иллюстр ативным материа­ лом Развитие речи Активиз ация  словарн ого  запаса дение в  жанре  автор­ ской  сказки форме с  опорой на имеющие­ ся знания Р.:сохрня ­ют цель  и задачи  урока П.:   анали­ зируют,  сопоставл яют В сказке вам встретились трудные слова и  выражения. Давайте их объясним. А теперь  прочитаем сказку. Как называет автор зиму в сказке? Почему? Как вы  понимаете выражение «пуще злится зима?» Почему  она злилась всё сильнее? Прочитаем об этом. Как  автор назвал одним словом всё, что делала зима? А  почему она так делала? Какой автор показал нам  зиму? Назовите слова, которые показывают, что  делала зима, чтобы «всякое дыхание со света  сжить». Скажите, все эти действия и качества кому  могут принадлежать? Автор использовал здесь  художественное изобразительное средство, которое  называется – олицетворение. Это когда неживые  предметы наделяются свойствами живых существ.    Сказку написал Константин Дмитриевич  Ушинский. Всем известные сказки про курочку  Рябу, про репку, про журавля и цаплю и многие  другие сказки, прибаутки рассказы он сочинил для  самых маленьких, ещё не умеющих читать или  только что научившихся. Он многих сделал  читателями. А чему научила нас сказка К. Д.  Ушинского «Проказы старухи­зимы»?   вопросы  учителя. ранее  знания Объясняют  слова: стреха –  край крыши,  пойло  – питьё  для коровы, хлев – сарай для  домашних  животных,  всякое дыхание  со света сжить – убить всё  живое. Делают вывод:  нельзя быть  злым, желать  плохого другим,  нельзя убивать  живое, добро  всегда  побеждает зло. Формир ование  устойчи вого  учебно­  познава­ тельного интереса к новым  фактам,  сведени ям Научатс я  раскры­ вать  соответс твующу ю  тематик е  информ ацию 3. Физ­ культ­ минут­ ка Создать  положи­ тельный  эмоцио­ нальный  фон,  способ­ ствовать активиза ции  деятель­ ности  учащих­ ся,  профила ктике  утомляе ­мости. 4. Ана­ лиз  лириче ского  Форми­ ровать  умение  анализир овать  Нам пора передохнуть, потянуться и вздохнуть. На улице зима,                          (руки в стороны) И стало холоднее.                   (обнять себя руками) Теперь одежда нам нужна теплее. (движение указательным пальцем) Чтобы ножки не замерзли ­ мы потопаем.  Чтобы ручки отогрелись мы похлопаем.  А чтобы было веселее, Мы снежки лепить начнем.  (имитация лепки снежков) Будим весело играть, (кидание снежков) Хорошо зимой гулять. (руки в стороны) Солнце засветило,     (руки через середину поднять) Сугробы растопило. (руки через середину опустить) Теплую погоду принесла весна.       (руки в сторону) Грачи к нам прилетают,                    (махи руками) И еж с медведем знают: (руки прижать к груди,  голову опустить, руки поднять вверх, чуть в стороны, указательный палец приставить ко лбу) Пора им просыпаться, весною любоваться! (подтянуться, посмотреть по сторонам) Послушайте   стихотворение,   которое   я   вам   сейчас прочитаю. Кому понравилось стихотворение? Автор этого произведения Фёдор Иванович Тютчев любил литературу, понимал  её, открыл для себя красоту поэзии и очень рано начал писать стихи. Он написал за всю жизнь более трёхсот стихов. Это немного, но Выполняют  движения Р.: выпол­ няют  физминут ­ку под  руководс твом  учителя Проявля ют  эмоцион альную  отзывчи­ вость Осозна­ ют  ответств енность  за общее благопо лучие   класса Слушают  учителя  Отвеча­ ют на  вопросы учителя, обобща К.: адек­ ватно  восприни ­мают  разные  Развитие речи Научатс я стихотв орения эпичес­ кое  произве дение в  жанре  лиричес кого  стихот­ ворения все его стихи яркие, жизненные, запоминающиеся. И я   надеюсь,   мы   сейчас   это   почувствуем.   Откройте книги   на   стр.110   и   прочитайте   стихотворение   Ф. Тютчева.   Назовите   героев   этого   произведения. Сравните,   какая   зима   в   этом   стихотворении   и   в сказке   К.  Д.  Ушинского?   Посмотрите,  два   разных автора,   два   разных   по   жанру   произведения   – стихотворение и сказка – а зима одинаковая: злая и бессильная. Опишите вторую героиню. Какая она? Прочитайте выделенную в книге строчку, найдите в словарике   объяснение.   Прочитайте   следующую строку. Как понимаете? «Зима ещё хлопочет…?» А как   она   может   хлопотать,   как   проявлять   себя? Какие природные явления мы можем наблюдать в этот момент? А какое явление природы показывает, что весна хочет вступить в свои права? Мы сейчас распределим все строки стихотворения в две  группы:  в  одну  группу   то,  что  говорится  про зиму,   в   другую   –   про   весну.   Читать   будут   два человека:   один   строчки   про   зиму,   другой   –   про весну. Поработайте в парах. Какое изобразительное средство использует автор в стихотворение?   Зачем   он   очеловечивает   своих героев и наделяет их определёнными характерами? Какое   настроение   у   поэта?   Кто   хочет   прочитать стихотворение ? ют  приобре тённые  ранее  знания. Форми­ рование  устойчи вого  учебно­  познава­ тельного интере­ са к но  ­вым  фак  ­там, све дениям Умеют  работать в паре,  слушать  партнё­ ра Читают Предположения  детей Отвечают на  вопросы  учителя: (Снег,  заморозки. Оттепель) Читают «по  ролям». Отвечают на  вопросы: (Олицетворение. Чтобы ярче и  красочнее  показать зиму и  точки  зрения и  мотивиро ­ванно и  корректн о  присоеди ­няются к одной из  них, или  аргумент ировано  высказыв ают  собствен­ ную  точку  зрения раскры­ вать  соответс твующу ю  тематик е  информ ацию Работа­ ют в  парах весну) Читают. У   вас   на   столе   у   каждого   есть   цветной   листочек бумаги. У кого голубой, напишите слова, которые показывают, какая зима. У кого зелёные – пишите про весну. Прочитайте, что у вас получилось. Мы увидели зиму и   весну   такими,   какими   и   хотели   показать   их авторы.   Как   мы   можем   ответить   на   вопрос: внимательные ли вы читатели? Выполняют  задание. Читают. Отвечают на  вопрос 5. Обоб­ щение  характе ­ристи­ ки пер­ сона­ жей Формир ование  личной  ответст­ венност и за  результа ­ты  своего  труда Осозна­ ёт  ответст­ венность за общее благопо лучие   класса К.:слуша­ ют  учителя Р.:сохра­ няют цель и задачи  урока П.:   анали­ зируют,  сопостав­ ляют Ориенти ­руются  в целях,  задачах  урока и  услови­ ях  общения Форми­ рование  устойчи вого  учебно­  познава­ тельного интере­ са к но  ­вым  фак  ­там, све дениям К.:аргуме нтирован но  высказы­ вают  свою  точку  зрения с  опорой на изучен­ ный  материал  6.  Позна­ ватель­ ный  этап Снизить  психоло ­гичес­ кое  напряже ­ние  учащих­ ся   В   своих   произведениях   К.   Д.   Ушинский   и   Ф.   И. Тютчев   показали   зиму   злой   и   коварной.   Неужели зима  такая плохая, и  нет  в  ней  ничего  хорошего? Можем мы защитить зиму? Чем она хороша? Дома в своих   домашних   библиотечках   найдите произведения   о   зиме   и   проследите,   как   авторы относятся к этому времени года. «Зима   недаром  злится…» ­  стихи   о  смене  времён года. Они построены, как о соперничестве старухи­ Зимы и юной Весны, борьба между которыми идёт, хоть   и   весёлая,   но   яростная.   Наш   мудрый   народ наблюдательный.   Он   смог   увидеть   эту   борьбу   в природе и решил помочь приходу Весны. И каждый год в определённое время стали отмечать праздник, который назвали Масленица. На переломе от зимы к весне   на   Руси   исстари   на   Масленицу   как   бы повторяли   Зимние   Святки.   Масленица   –   один   из самых   любимых   в   народе   праздников.   Он   длится целую неделю, и каждый день имеет своё название и назначение.   Но   больше   всего   радуются   этому празднику дети. Они бегают по деревне и распевают песенки­заклички. А о чём поётся в этих песенках мы узнаем, прочитав их. К   кому   обращаются   дети   в   песнях?   Почему прогоняют зиму? Как обращаются к весне? Как вы думаете, для чего они поют эти песенки? Дома   выучите   песенки­заклички   и   спросите   у Отвечают на  вопросы Слушают  учителя Читают. Отвечают на  вопросы. родителей, что они знают о празднике Масленица. 7. Итог  урока.  Рефлек ­сия. Снизить  утомляе ­мость Оцените свою работу на уроке – на листках  диагностики нарисуйте: Солнышко (легко, интересно), Облако с солнышком (немного трудно, но  интересно), Тучку (трудно и непонятно). Рисуют Реально  оценива ют свои  возмож­ ности  Р.:  оценива­ ют свои  действия

Урок литературного чтения на тему «Образы Зимы и Весны в авторской сказке, в лирическом стихотворении и в устном народном творчестве» (2 класс)

Урок  литературного чтения на тему «Образы Зимы и Весны в авторской сказке,  в лирическом  стихотворении и в устном народном творчестве» (2 класс)

Урок литературного чтения на тему «Образы Зимы и Весны в авторской сказке, в лирическом стихотворении и в устном народном творчестве» (2 класс)

Урок  литературного чтения на тему «Образы Зимы и Весны в авторской сказке,  в лирическом  стихотворении и в устном народном творчестве» (2 класс)

Урок литературного чтения на тему «Образы Зимы и Весны в авторской сказке, в лирическом стихотворении и в устном народном творчестве» (2 класс)

Урок  литературного чтения на тему «Образы Зимы и Весны в авторской сказке,  в лирическом  стихотворении и в устном народном творчестве» (2 класс)

Урок литературного чтения на тему «Образы Зимы и Весны в авторской сказке, в лирическом стихотворении и в устном народном творчестве» (2 класс)

Урок  литературного чтения на тему «Образы Зимы и Весны в авторской сказке,  в лирическом  стихотворении и в устном народном творчестве» (2 класс)

Урок литературного чтения на тему «Образы Зимы и Весны в авторской сказке, в лирическом стихотворении и в устном народном творчестве» (2 класс)

Урок  литературного чтения на тему «Образы Зимы и Весны в авторской сказке,  в лирическом  стихотворении и в устном народном творчестве» (2 класс)

Урок литературного чтения на тему «Образы Зимы и Весны в авторской сказке, в лирическом стихотворении и в устном народном творчестве» (2 класс)

Урок  литературного чтения на тему «Образы Зимы и Весны в авторской сказке,  в лирическом  стихотворении и в устном народном творчестве» (2 класс)

Урок литературного чтения на тему «Образы Зимы и Весны в авторской сказке, в лирическом стихотворении и в устном народном творчестве» (2 класс)

Урок  литературного чтения на тему «Образы Зимы и Весны в авторской сказке,  в лирическом  стихотворении и в устном народном творчестве» (2 класс)

Урок литературного чтения на тему «Образы Зимы и Весны в авторской сказке, в лирическом стихотворении и в устном народном творчестве» (2 класс)

Урок  литературного чтения на тему «Образы Зимы и Весны в авторской сказке,  в лирическом  стихотворении и в устном народном творчестве» (2 класс)

Урок литературного чтения на тему «Образы Зимы и Весны в авторской сказке, в лирическом стихотворении и в устном народном творчестве» (2 класс)

Урок  литературного чтения на тему «Образы Зимы и Весны в авторской сказке,  в лирическом  стихотворении и в устном народном творчестве» (2 класс)

Урок литературного чтения на тему «Образы Зимы и Весны в авторской сказке, в лирическом стихотворении и в устном народном творчестве» (2 класс)

Урок  литературного чтения на тему «Образы Зимы и Весны в авторской сказке,  в лирическом  стихотворении и в устном народном творчестве» (2 класс)

Урок литературного чтения на тему «Образы Зимы и Весны в авторской сказке, в лирическом стихотворении и в устном народном творчестве» (2 класс)

Урок  литературного чтения на тему «Образы Зимы и Весны в авторской сказке,  в лирическом  стихотворении и в устном народном творчестве» (2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2017