Цели:
- познакомить с произведением Х.К. Андерсена «Дикие лебеди»,
- работать над техникой и выразительностью чтения,
- развивать внимательность, память,
- развивать умение работать с художественным текстом, производить его анализ и делать верные выводы.
Оборудование: портрет Х.К. Андерсена, учебник литературное чтение 4 класс часть 1.
Ход урока
1. Биография Г.Х.Андерсена
2 апреля 1805 - 4 августа 1875 (70 лет)
Детство Андерсена прошло в бедности и нужде. Когда ему было 11 лет, у него умер отец, и ему пришлось работать ради пропитания. В 14 лет он решил повидать мир и отправился в Копенгаген «Чтобы стать знаменитым!». Андерсен был актером, учился пению, балету, пытался писать стихи и пьесы. В 17 лет за пьесу получил стипендию. Став взрослым много путешествовал.
- Какие сказки Г.Х.Андерсена вы знаете? (Гадкий утёнок, Снежная королева, Дюймовочка, Русалочка, Стойкий оловянный солдатик, Свинопас, Принцесса на горошине, Дикие лебеди).
Урок литературного чтения по теме Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди»
Цели:
познакомить с произведением Х.К. Андерсена «Дикие лебеди»,
работать над техникой и выразительностью чтения,
развивать внимательность, память,
развивать умение работать с художественным текстом, производить его
анализ и делать верные выводы.
Оборудование: портрет Х.К. Андерсена, учебник литературное чтение 4 класс
часть 1.
Ход урока
1. Биография Г.Х.Андерсена
2 апреля 1805 4 августа 1875 (70 лет)
Детство Андерсена прошло в бедности и нужде. Когда ему было 11 лет, у него
умер отец, и ему пришлось работать ради пропитания. В 14 лет он решил
повидать мир и отправился в Копенгаген «Чтобы стать знаменитым!».
Андерсен был актером, учился пению, балету, пытался писать стихи и пьесы.
В 17 лет за пьесу получил стипендию. Став взрослым много путешествовал.
Какие сказки Г.Х.Андерсена вы знаете? (Гадкий утёнок, Снежная королева,
Дюймовочка, Русалочка, Стойкий оловянный солдатик, Свинопас, Принцесса
на горошине, Дикие лебеди).
Сегодня мы познакомимся с произведением Г.Х.Андерсена «Дикие лебеди».
2. Анализ произведения
Учебник с. 119.
Название «Дикие лебеди».
Почему Г.Х.Андерсен так озаглавил эту сказку?
Дикий неприрученный, неодомашненный.
Лебедь символ чистоты, мужества, любви.
1часть
Где и с кем происходят события, описанные в сказке?Как изменилась чудесная жизнь героев во дворце и почему? (Умерла мать, и
король женился, мачеха была злой колдуньей и невзлюбила детей)
Как поступила мачеха с Элизой и принцами? (Элизу отправила к крестьянам
на воспитание, а братьев хотела превратить в черных воронов)
Почему принцы не превратились в чёрных воронов, как хотела этого злая
мачеха, а превратились в прекрасных лебедей? (Душа у них светлая, добрая,
они остались прекрасны благодаря их духовному богатству)
2 часть
Почему отец Элизы, взглянув на нее, испугался и сказал, что это не его дочь?
(Так как злая королева натерла Элизу соком грецкого ореха и спутала ее
волосы, и отец ее не узнал)
Какой вы видите мачеху? (Злой, с холодным сердцем. Зло внутри неё в виде
низких чувств и мыслей)
3 часть
1. Какая встреча изменила дальнейшую судьбу Элизы? (встреча со
старушкой)
Кто из братьев поведал сестре о своей печальной участи? (самый старший)
Как в литературе называется речь одного человека? (Монолог).
4 часть
1. Какой способ придумали братья, чтобы взять сестру с собой? (Сплели
сетку из ивовой коры и тростника)
5 часть
1. Кто помогал Элизе в снятии чар с братьев? (Фея ФатаМоргана).
2. Как можно освободить братьев от чар? (Нарвать крапивы, размять ее и
свить нити, из которых нужно сплести 11 рубашек и не говорить ни слова пока
не окончит работу)
А какой вы видите Элизу? (Элиза добра, чиста, богата душевной внутренней
красотой. Она не стала глупой, ленивой и безобразной, и сердце её не стало
злым)6 часть
1. Почему епископ потребовал, чтобы Элизу сожгли на костре? (Он подумал,
что она злая колдунья, так как ходит ночью на кладбище)
7 часть
1. Какие события говорят о том, что Элиза невинна? (Каждое полено в костре
пустило корни и ростки, а на том месте где хотели сжечь Элизу вырос куст,
покрытый розами)
Что автор хотел донести в сказке до читателя? (В человеке изначально
заложено добро и зло, и он сам делает выбор, каким ему быть добрым или нет)
3. Итог урока
Испытания Элиза выдержала достойно, до конца сказки во всех испытаниях
она ни в чём не изменила себе. В этой молчаливой стойкости принцессы, в её
поведении раскрывается её твёрдость характера, и она стойко переносит все
испытания.
И вот произошло долгожданное чудо, как заслуженная награда за стойкость,
мужество и преданность, чары рассеялись!
Рефлексия
Ребята, с каким произведением мы сегодня познакомились? Кто написал?
Сколько частей в тексте сказки?
4. Домашнее задание