Урок литературного чтения по теме "Рассказы В.Драгунского "Что я люблю..".
Оценка 4.7
Работа в классе
docx
чтение
2 кл
31.03.2017
Традиционно уроки литературного чтения в начальной школе не только дают возможность ученикам овладеть овладеть прочным и полноценным навыком чтения, но и обеспечивает общение с самыми разными, непременно чем-то особенными, замечательными людьми через созданное ими художественное произведение. На таких уроках ребенок приобретает способность, как можно более полноценно осваивать художественную речь писателя, обращенную к нему, учится понимать о чем, что, кто и как ему говорит автор. Постепенно в ребенке пробуждается интерес и внимание к собеседнику-рассказчику и к себе как слушателю. Прислушиваясь к себе, он пытается ответить на вопросы:
• Понимаю ли я автора?
• Трудно мне или легко читать его произведение?
• Нравится оно мне или нет?
• Весело мне или грустно, когда я читаю?
• Что бы сделал я в подобной ситуации?
Успех урока зависит от того, какую задачу поставил учитель при изучении текста и как смог построить алгоритм освоения того или иного текста.
урок литературного чтения.docx
Разработка урока по предмету "Литературное чтение"
Котельникова Е.В.,
учитель начальных классов,
Сургутский район.
Традиционно уроки литературного чтения в начальной школе не только дают
возможность ученикам овладеть овладеть прочным и полноценным навыком
чтения, но и обеспечивает общение с самыми разными, непременно чемто
особенными, замечательными людьми через созданное ими художественное
произведение. На таких уроках ребенок приобретает способность, как можно более
полноценно осваивать художественную речь писателя, обращенную к нему, учится
понимать о чем, что, кто и как ему говорит автор. Постепенно в ребенке
пробуждается интерес и внимание к собеседникурассказчику и к себе как
слушателю. Прислушиваясь к себе, он пытается ответить на вопросы:
Понимаю ли я автора?
Трудно мне или легко читать его произведение?
Нравится оно мне или нет?
Весело мне или грустно, когда я читаю?
Что бы сделал я в подобной ситуации?
Успех урока зависит от того, какую задачу поставил учитель при изучении
текста и как смог построить алгоритм освоения того или иного текста.
В курсе литературного чтения 2го класса (УМК "Перспективная начальная
словесный, репродуктивный, наглядно–иллюстративный,
школа"; автор Н.А.Чуракова) в рамках темы "О богатстве настоящем и
ненастоящем" проводился урок по теме "Рассказы В.Драгунского "Что я люблю..".
Тип урока: урок усвоения нового материала.
Методы обучения:
частично–поисковый.
Форма организации учебной деятельности: комбинированная (фронтальная,
парная, групповая, индивидуальная работа обучающихся).
Технологии достижения целей урока:
технология личностнодеятельностного подхода.
Необходимые ресурсы: компьютер, проектор, учебник
«Литературное чтение», 2 класс, автор Н.А. Чуракова, портрет писателя,
выставка книг, карточки.
Цель урока: формировать представление о внутреннем богатстве человека
посредством составления характеристики героя произведения в коллективной
деятельности под руководством учителя.
Планируемые
деятельности:
образовательные
личностные: учебнопознавательный интерес к рассказу В. Драгунского «Что я
люблю…», к творчеству писателя; обогащение понятия о внутреннем богатстве
человека;
результаты метапредметные:
познавательные: уметь осуществлять поиск необходимой информации для
выполнения учебных заданий (выборочное чтение для составления характеристики
героя),
осуществлять синтез как составление целого из частей;
коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию,
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
регулятивные: уметь учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, оценивать правильность
выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать
свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
предметные
: постижение идеи произведения, эмоционального состояния героя;
навыки осознанного чтения.
Этапы урока.
1. Самоопределение к деятельности – 1 мин.
2. Актуализация знаний, мотивация – 5 мин.
3. Постановка учебной задачи – 3 мин.
4. Первичное восприятие текста – 9 мин.
5. Повторное восприятие текста – 7 мин.
6. Физкультминутка – 1 мин.
7. Включение новых знаний в систему знаний – 5 мин.
8. Обобщение результатов – 5 мин.
9. Итог урока, рефлексия – 3 мин.
10.Информация о домашнем задании – 1 мин.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности.
Дидактическая задача: создание условий для возникновения у обучающихся
внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Содержание этапа:
Деятельность учителя
1.Организует ситуацию самооценки
обучающимися готовности к предстоящей
деятельности.
2.Создает положительный эмоциональный
настрой:
Посмотрите друг на друга, пожелайте всем
успеха на уроке. С таким хорошим
настроением и начнём урок.
2.Актуализация знаний, мотивация.
Деятельность учеников
1.Выполняют самооценку
готовности к уроку:
сигнализируют «карточками
настроения» о своей
готовности к работе.
2.Учащиеся желают друг
другу успехов на уроке. Дидактическая задача
: создать соответствующую эмоциональную атмосферу,
предшествующую восприятию произведения, актуальную образовательную среду.
Содержание этапа:
Деятельность учителя
Организует
1.
подготовку
учащихся к восприятию нового
материала:
Прослушайте отрывок из
рассказа
в инсценировке
ваших
товарищей
(инсценирование отрывка из
рассказа
В.Драгунского
«Надо иметь чувство
юмора»).
2. Организует фронтальную беседу:
Из какого произведения
диалог?
Как зовут героев?
Кто автор?
Какие
В.Драгунского вы читали?
Что их объединяет?
Что вы особенно цените в
творчестве В.Драгунского?
рассказы
что ты
Я покатываюсь,
Деятельность учеников
1.
2 обучающихся инсценируют
отрывок из рассказа В.Драгунского
«Надо иметь чувство юмора» :
« – Написал?
Уже.
Ты мою тетрадку проверь, а я твою.
Ты чего, Мишка, покатываешься?
неправильно списал!
А ты чего?
А я то же самое, только про
тебя. Гляди ты написал: «Наступили
мозы». Это кто такие «мозы»?
«Мозы»это, наверное, морозы. А
вот ты написал: «Натала зима». Что
это такое?
не поделаешь, надо переписывать».
2. Обучающиеся предлагают варианты
ответов, обосновывают свою точку
зрения. В ходе беседы приходят к
общему выводу, что отрывок из рассказа
«Надо иметь чувство юмора», автор
В.Драгунский. Слайд.
Да не «натала», а настала. Ничего
3. Постановка учебной задачи.
Дидактическая задача: формирование и развитие умения самостоятельно
определять и формулировать учебную задачу и тему для изучения.
Содержание этапа:
Деятельность учителя
Деятельность учеников 1.Создает ситуацию формулирования
учебной задачи и темы для изучения
(ситуация на уровне фактического
предметного плана восприятия):
Рассмотрите иллюстрации (слайд)
и предположите, о чём или о ком
рассказ?
Кто автор?
высказывают
1. Самоосмысление.
свои
Дети
предположения,
самостоятельно
формулируют учебную задачу и тему
урока:
Учебная задача: охарактеризовать
главного героя произведения (на
основе анализа текста).
Тема урока: В.Драгунский «Что я
люблю…»
4. Первичное восприятие произведения.
Дидактическая задача: обеспечить целостность, эмоциональность восприятия,
интерес к изучаемому произведению.
Содержание этапа:
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1.Нацеливает обучающихся на работу с текстом:
Послушайте рассказ и подчеркните слова,
которые вам непонятны (ознакомительное чтение
текста рассказа учителем).
2. Проводит словарную работу (слайд).
Кавалерист – воин на коне. Лань – быстрое
животное рода оленей. Зельц – вид колбасы.
Боржом – минеральная вода. Частик – рыба.
Глазурованные пряники – покрытые глазурью,
сахаром.
3.Выявление особенностей восприятия (проверка
восприятия).
– Что рассмешило в рассказе? – От чьего имени
ведется рассказ? – Кто главный герой? О чем
он рассуждает?
4. Слово учителя: Перед нами произведение, где
повествование ведет не автор, а герой – рассказчик .
1. Ученики следят за
чтением учителя,
а
затем подчеркивают
встретившиеся
непонятные слова.
2.Обучающиеся
называют непонятные им
слова и объясняют их
смысл.
3. Дети отвечают на
вопросы, подтверждают
высказывания строками
из текста (выборочное
чтение).
4.Записывают в тетрадях
понятие
«герой
рассказчик», смотрят на
слайд.
5. Повторное восприятие прочитанного.
Дидактическая задача:
выразительному чтению, совместной деятельности.
Содержание этапа:
подготовить обучающихся к аналитической работе,
Деятельность учителя
Деятельность учеников Организует
Учитель предлагает детям прослушать
1.
аудиозапись рассказа «Что я люблю…».
На какие особенности выразительного чтения в
исполнении актера вы обратили внимание?
2.
самостоятельную работу
обучающихся в парах; координирует деятельность
работы пар: Перечитайте про себя рассказ.
Составьте схему «Что любит герой?»
(работа на карточках) выборочное выписывание с
ограничением работы по времени (1 вариант –
первые два абзаца, 2 вариант – следующая часть
рассказа, 3 вариант – оставшаяся часть рассказа) .
1.Прослушивание
аудиозаписи.
Обучающиеся отвечают
на вопросы, выборочно
читают фразы из
рассказа.
2.
работают в парах:
составляют
схему
«Что любит герой?»,
прикрепляя карточки
на доску.
Обучающиеся
6.Физкультминутка.
Дидактическая задача: снять усталость и напряжение.
Содержание этапа:
Деятельность
учителя
Деятельность учеников
Создает условия
снятия
для
утомления
и
напряжения.
сопровождение
Под музыкальное
произносят
стихотворение и выполняют определенные движения
(слайд). По дороге Мишка шел
По дороге Мишка шел, (Ходьба на месте.)
Он горошину нашел, (Упор присев, встать.)
А горошина упала, (Поворот туловища вправо, правую
руку в сторону, левую на пояс, повторить в другую
сторону.)
Покатилась и пропала. (Наклоны головы вправовлево )
Ох, ох, ох, ох! (Руки на голову.)
Гдето вырастет горох. (Прогибаясь назад, руки развести в
стороны.)
7. Включение знаний в систему знаний.
Дидактическая задача: обобщить полученные знания, подвести к пониманию
идеи произведения.
Содержание этапа:
Деятельность учителя
Деятельность учеников 1.Организует проверку и обобщение
проделанной работы.
Что любит герой?
Какая фраза
в
рассказе
Как это характеризует
повторяется несколько раз?
мальчика?
Как вы считаете: всё остальное,
что перечисляет герой, можно ли
назвать какимто одним словом?
2. Организует работу в парах:
Из набора слов на карточках надо
выбрать и записать те качества,
которые характеризуют героя.
злой,
жадный,
весёлый,
Карточка: любознательный, добрый,
вежливый,
неаккуратный, добродушный
3.Организует подведение итогов (связные
ответы обучающихся).
1. Обучающиеся высказывают свои
мысли,
читают фразу, которая
повторяется несколько раз
(выборочное чтение), делают вывод
о том, что все это – увлечения
мальчика.
2.Работа в парах: определяют
черты характера
героя и
записывают на карточки.
Дети прикрепляют карточки на
доску.
Герой
Любознательный, добрый
вежливый, весёлый
добродушный и т.д.
3. Ученики объясняют
свой выбор. Слайд.
8. Обобщение результатов анализа.
Дидактическая задача: сформулировать идею произведения, скорректировать
собственное понимание (интерпретацию) произведения.
Содержание этапа:
Деятельность учителя
Деятельность учеников 1. Организует ситуацию предъявления
результатов.
Каким перед нами предстает герой?
Можно ли одним слово сказать, что
любит мальчик?
Как вы это понимаете ?
Хотели бы вы дружить с этим
– А может ли Мишка измениться?
– Какой совет вы бы дали Мишке?
мальчиком?
2.Организует
работу в группах по
формированию собственного мнения и
нравственной позиции.
На стенах висят таблицы с надписями: я люблю
читать, я люблю смотреть телевизор, я люблю
играть и др.
Подойдите к надписи, которая вам
ближе по душе, и обменяйтесь
мнениями.
Можно ли сказать, что мечта героя
совпадает с вашей мечтой?
Можно ли назвать богатым человека,
который любит целый мир?
3.Словарная работа:
человек
внутренне богатый
1.Обучающиеся высказывают
свои мысли и делают вывод:
мальчик любит целый мир.
Высказывания детей:
Человеку
свойственно
меняться в лучшую сторону.
И автор тоже в это верит.
2.Дети подходят к надписям,
общаются друг с другом,
говорят, что любят больше
всего,
высказывают свою
точку зрения и делают
выводы.
3.Записывают в тетрадь,
смотрят на слайде пояснение
к
словосочетанию.
Высказывания детей:
В жизни
нет
одинаковых людей, и в
литературе
нет
одинаковых героев.
Можем ли мы причислить к таковым
героя рассказа?
Что в вашем понимании означает
«богатый человек»? Можете ли вы
причислить себя к таковым?
Почему каждый из вас поразному
ответил на вопрос о том, кто, что
любит?
9. Итог урока. Рефлексия деятельности.
формирование и развитие умения анализировать и осмысливать свои
Цель:
достижения. Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации,
способов деятельности, общения).
Содержание этапа:
Деятельность учителя
Деятельность учеников 1.Организует диалог, позволяющий ученикам
осмыслить полученные результаты по
изучению данной темы, способы их
достижения, личный вклад в коллективную,
групповую, парную работу. (Используется
прием «незаконченное предложение»).
1.Анализируют и осмысливают
свои достижения по плану
(слайд):
Сегодня я узнал….
Я понял, что… .
Было интересно …
Меня удивило …
Самым важным для
меня на уроке было…
Урок дал мне для
жизни…
10. Информация о домашнем задании.
Дидактическая задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов
выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.
Содержание этапа:
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1. Комментирует дифференцированное домашнее
задание, разъясняет содержание задания,
способы его выполнения:
Написать сочинениеминиатюру «Что я
люблю…»
Проиллюстрировать понравившийся эпизод.
Подобрать пословицы, которые подходят к
содержанию данного произведения.
1. Определяются в задании
и записывают его в
дневниках.
Урок литературного чтения по теме "Рассказы В.Драгунского "Что я люблю..".
Урок литературного чтения по теме "Рассказы В.Драгунского "Что я люблю..".
Урок литературного чтения по теме "Рассказы В.Драгунского "Что я люблю..".
Урок литературного чтения по теме "Рассказы В.Драгунского "Что я люблю..".
Урок литературного чтения по теме "Рассказы В.Драгунского "Что я люблю..".
Урок литературного чтения по теме "Рассказы В.Драгунского "Что я люблю..".
Урок литературного чтения по теме "Рассказы В.Драгунского "Что я люблю..".
Урок литературного чтения по теме "Рассказы В.Драгунского "Что я люблю..".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.