Урок литературного чтения "Путешествия Гулливера" Джонатан Свифт" (4 класс)

  • Презентации учебные
  • Разработки уроков
  • docx
  • 10.08.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок литературного чтения для обучающихся 4 класса УМК "Школа России". Урок строится на умениях уже сформированных к окончанию 4 класса, которые оттачиваются и совершенствуются в работе парами. Данные умения востребованы при выполнении заданий ВПР. Здесь закрепляются знания по формулировке более точного заголовка для текста, поиск основной мысли, деление на логические части, умения по конструированию вопросов, характеризующих знания содержания текста, построение синквейна и тд. На уроке уделяется значительное внимание для возможности обучающимся высказать свою точку зрения, сформулировать стройные правильные предложения, пополнить свой словарный запас новыми словами и определениями. Ход урока построен согласно современным требованиям ФГОС.
Иконка файла материала урок.docx
Урок литературного чтения «Путешествия Гулливера» Джонатан Свифт» Цель: познакомить с жизнью  и творчеством  Джонатана Свифта. Задачи: 1. пополнение словарного запаса; 2. отработать умения высказывать свою точку зрения; 3. совершенствовать умения работать в паре; 4. формирование навыков конструирования грамотной, стройной, устной речи; 5. расширение читательского кругозора; 6. развитие мышления, внимания, памяти. Ход урока: 1. Целеполагание: Определить цель сегодняшнего урока. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на  уроке? (Слайд 1, 2) Учитель: Посмотрите на портрет нашего героя и попробуйте определить, какой он человек? (Слайд 2) 2. Работа парами. Учитель: прочитайте внимательно отрывки и распределите их так, чтобы вместе они составили единый текст. Обучающиеся  работают самостоятельно. 3. Выбор задания. Учитель: Работая вместе, вы создали текст. Теперь назовите, какую работу мы уже умеем выполнять, работая с текстом. Обучающиеся   называют,   а   учитель   демонстрирует   карточку   с   соответствующим опорным словом: придумать НАЗВАНИЕ, составить ПЛАН, определить ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ, приготовить ПЕРЕСКАЗ, составить ВОПРОСЫ, СИНКВЕЙН. Учитель:   Выберите   то   задание,   которое   вы   хотели   бы   выполнить   вместе   со   своим соседом. 4. Самостоятельная работа пар над выбранным заданием.5.   Проверка   выполнения   работы.   Ученики   озвучивают   свои   ответы   и   выслушивают дополнения, мнения своих одноклассников. (Слайды: 3 название, 4 план, 5 основная мысль) 6. Устная работа над текстом. Учитель:   Прочитав   совсем   небольшой   рассказ   о   нашем   герое,   Джонатане   Свифте, попробуйте   определить   его   человеческие   качества   и   аргументируйте   свои   выводы примерами из текста, а также сравните с нашими первыми впечатлениями, когда мы увидели нашего героя. (Слайд 6) Дети   определяют,   что   Свифт   был   трудолюбивый,   талантливый,   способный, аккуратный, дружелюбный, щедрый, неравнодушный, любящий свою родину. 7. Работа с учебником. (Слайд 7) Обучающиеся открывают нужную страницу и по сигналу учителя читают отрывок из книги «Путешествия Гулливера» 1 минуту. Далее гимнастика для глаз и дети с самого начала вновь читают отрывок из книги.  Учитель: почему прочитав один и тот же отрывок, после второй минуты вы оказались гораздо дальше по тексту, чем в первый раз? Дети выдвигают свои версии и делают вывод. 8. Подведение итогов, рефлексия:  Что узнали нового на уроке? Удалось ли нам достичь поставленной цели? После работы с текстом и с учебником, какие у вас появились желания? Учитель: Сегодня мы только немного прикоснулись к жизни и творчеству Джонатана Свифта. Предположите, что он сказал о книгах, продолжив эту фразу «Книги   ­ это дети …»(разума) 9.  Домашнее задание. Учитель:   Определите,   какую   домашнюю   работу   после   нашего   урока   вы   хотели   бы сделать.                       Приложение. 1. Набор из карточек с текстом по числу ученических столов. Мальчик   родился   в   Ирландии.   Его   папа   работал   чиновником   и   был   небогат,   дорождения ребенка он скончался. Семья Джонатана была в бедственном положении. Мальчик рос и воспитывался у дяди. Он учился в школе, потом в университете. У него на   Родине   началась   гражданская   война,   и   молодой   человек   уехал   в   Англию.   Там писатель был два года. Его дядя больше не мог помогать молодому человеку, так как стал бедным. Джонатан работал секретарем. У молодого человека были хорошие отношения с его работодателем,  которого   звали   Темпл.   Именно   он   первым   оценил   талант   писателя. Сначала молодой человек думал, что он создан для поэзии. Джонатан накопил опыт у своего   работодателя.   Он   встретился   со   многими   писателями   и   пользовался   его библиотекой. Потом Джонатан стал священником. В церкви он работал не долго. Он вернулся к Темплу. Там молодой человек написал несколько повестей и поэм. Через три года работодатель   Джонатана   скончался.   На   следующий   год   писатель   стал   работать   в соборе.   Молодой   человек   публиковал   свои   произведения,   современники   писателя оценили его творения. Писатель   долго   боролся   за   независимость   Ирландии.   Молодой   человек   стал национальным   героем,   все   его   уважали.   Он   поддерживал   материально   жителей, которые были на грани разорения. 2. Карточки с опорными словами: НАЗВАНИЕ                   ПЛАН           ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ СИНКВЕЙН   ПЕРЕСКА З ВОПРОСЫПознавательная игра "Родина моя" "Объясни":  1. Название реки Северная Двина. (история, география Архангельской области) для обучающихся 3­42. Что означает слово "Архангельск"?                      3. Почему море носит название Белое? "Опиши":    1. "Класс растения": составьте текст описание о любом растении, которое растёт на территории Архангельской области"                     2. "Класс птицы": составьте текст описание о любой птице, обитающей на территории Архангельской области"                       3. "Класс звери": составьте текст описание  о любом звере, который обитает на территории Архангельской области. "Покажи":   1. На карте Архангельской области три реки.                     2.  На карте Архангельской области пять городов.                     3.  На карте Архангельской области  три озера. "Перечисли": 1. "Класс растения": 10 растений, которые произрастают на территории Архангельской области.                         2. "Класс птицы": 10 птиц, обитающих на территории Архангельской области.                        3. "Класс звери": 10 зверей, обитающих на территории Архангельской области. "Назови":     1.   Растения   сельского   хозяйства,   которые   выращивают   на   территории Архангельской области.                      2. Отрасли промышленности, работающие на территории Архангельской области.                     3. Охраняемые территории Архангельской области. ""Изобрази":  1. Памятник Степану Писахову с улицы Чумбарово­Лучинского.                        2. Памятник Борису Шергину  с улицы Чумбарово­Лучинского.                        3. Памятник Михаилу Ломоносову, стоящему перед САФУ. 2. Карта Архангельской области.