УМК "Начальная школа 21 века". Конспект урока - обобщения по литературному чтению в 3 классе по теме : "Леонид Пантелеев. Сравнительный анализ рассказов "Камилл и учитель" и "Честное слово" .
Цель урока: создать условия для обобщения и систематизации знаний по произведениям Леонида Пантелеева; проведение сравнительного анализа произведений;способствовать развитию умений выступать с сообщениями, осуществлять информационный поиск, характеризовать героев по плану, высказывать свое отношение к герою; содействовать воспитанию интереса к чтению книг Л.Пантелеева
конспект урока.docx
Дата: 1 7 а п р е л я 2 0 1 7
Класс: 3 « а »
Предмет : л и т е р а т у р но е чт е н ие .
Тип урока: о б о б щ е н ие и с и с т е м а т и з а ц и я з на н и й .
Учитель : Б о г а чё в а М а р ия В л а ди м и р о в н а
Тема урока :
ОБОБЩЕНИЕ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ Л.ПАНТЕЛЕЕВА.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАССКАЗОВ «ЧЕСТНОЕ СЛОВО» И
«КАМИЛЛ И УЧИТЕЛЬ» Т е м а у р о к а : ОБОБЩЕНИЕ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ Л.ПАНТЕЛЕЕВА.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАССКАЗОВ «ЧЕСТНОЕ СЛОВО» И «КАМИЛЛ И
УЧИТЕЛЬ»
Педагогическ
ая цель
Тип урока
Планируемые
результаты
(предметные)
Личностные
результаты
Универсальн
ые учебные
действия
(метапредмет
ные)
Основное
содержание
темы,
понятия и
термины
Создать условия для обобщения и систематизации знаний по произведениям Леонида
Пантелеева; проведение сравнительного анализа произведений;способствовать
развитию умений выступать с сообщениями, осуществлять информационный поиск,
характеризовать героев по плану, высказывать свое отношение к герою; содействовать
воспитанию интереса к чтению книг Л.Пантелеева
Обобщение и систематизация знаний
Проявляют способность осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику
различных текстов, участвуют в их обсуждении, дают и обосновывают нравственную
оценку поступков героев. Проявляют способность самостоятельно выбирать
интересующую литературу; пользуются справочными источниками для понимания и
получения дополнительной информации. Выразительно читают отрывки из изучаемых
произведений; объясняют поступки героев произведений, выражают свое отношение к
ним
Задаются вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и умеют
находить ответ на него
Познавательные: общеучебные – владеют умением пересказывать произведение;
осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; владеют
техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
логические – проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
владеют умением смыслового восприятия познавательного текста; осуществляют
сравнение.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие.
Коммуникативные: составляют несложные монологические высказывания о героях;
умеют взаимодействовать с окружающими
Сообщение об авторе произведения. Средства речевой выразительности.
Выразительное чтение отрывков из произведений. Объяснение поступков героев
произведений. Выражение своего отношения к героям. Рассказы художественные и
исторические. 1. Организационный момент.
Ход урока:
- Прослушайте песню Шаинского «Я – человек», она поможет вам
настроится на работу и, возможно подтолкнет на вывод в конце
урока.
2. Актуализация знаний.
- Вы видите на доске два имени, и я вам даю две фотографии,
соотнесите их между собой.
- Какой вывод сделаете?
3. Постановка учебной задачи.
-О чем пойдет речь на уроке?
Сообщение темы урока.
Постановка целей по опорным словам.
Чтение хором эпиграфа к уроку.
4. Основной этап. Работа над сравнительным анализом
произведений.
1)Правила работы в группах. Правила самооценивания.
2)Вспоминаем биографию.
- По слайдам ребята сообщают факты из жизни Пантелеева.
1. Семья.
Алексей Еремеев родился 22 августа 1908 г. в Санкт-Петербурге, в
семье казачьего офицера, Ивана Адриановича Еремеева,
впоследствии унаследовавшего семейное дело — торговлю лесом
и дровами. Мать Алёши — Спехина Александра Васильевна —
также происходила из купеческой семьи. В семье было трое детей
— Алёша, Вася и Ляля.
Отец. происходил из купеческой семьи ; казачий офицер;
участник русско-японской войны (за подвиги получил
дворянский титул) ; торговал лесом и дровами; уехал на
лесозаготовки во Владимир и умер там, в 1916 году.
Мать: происходила из купеческой семьи; окончила гимназию;
окончила музыкальные курсы; выступала на любительской сцене;
давала уроки музыки; много читала, вела дневники. 2. Детство Алёши было трудное:
5. После войны
В 1916 году поступил во 2-е Петроградское реальное училище (не
закончил).
В 1918 году вся семья Алёши переезжает в Ярославскую
губернию,
село Чельцово ( спасаясь от голода в Петрограде).
Мальчик очень часто болел серьезными заболеваниями:
дифтерией, дизентерией, тифом.
На какое – то время мальчик остаётся без семьи и в поисках
заработка слонялся по стране, испробовал множество профессий
(сапожник, торговец,ученик повара, ученик киномеханика, пастух.
В качестве беспризорника попадал в приюты, детские дома,
колонии.
3. ШКиД.
В 1921 году попадает в петроградскую школу социально-
индивидуального воспитания имени Ф.М.Достоевского (ШкиД).
Где он познакомился с Григорием Белых, заслужил свое
прозвище Ленька Пантелеев.
В 1923 году он покинул стены ШкиДа.
В 1925 году написал вместе с Григорием Белых первую книгу
"Республика Шкид“.
В 1927 году издаётся книга «Республика Шкид».
В 1941-1942 годы живёт в осажденном в Ленинграде, голодает, но
не бросает писать. Постоянно ведёт свои заметки о блокадной
жизни .
В это период он пишет рассказы :
«Честное слово», «На ялике», «Маринка», «Гвардии Рядовой»,
«О Белочке и Тамарочке», «Буква «ты» ; книги: «Живые
памятники» («Январь 1944»), «В осажденном городе»
(На войне погибает его брат Вася).
После войны Л. Пантелеев много пишет, тесно дружит с Е.
Шварцем, К. Чуковским. Вскоре он женится на писательнице
Элико Семёновне Кашия , в 1956 у них рождается дочь Маша.
В 1966 году он публикует книгу «Наша Маша», своеобразный
родительский дневник.
Скончался писатель 9 июля 1987 года в Ленинграде.
Похоронен на Большеохтинском кладбище.
4. Во время войны. Мини-вывод: Несмотря на трудности жизни, его
произведения доставляют радость, заставляют
улыбаться, сопереживать героям.
3) Инсценировка диалога из рассказа «Честное слово».
Домашнее задание первой команды.
Автор (Егор Дудников)
Мальчик (Пинаев Илья)
А: - Эй, что с тобой, мальчик?
М: (перестает плакать , поднимает голову и смотрит на автора)
- Ничего.
А: - Как это – ничего? Тебя кто обидел?
М: - Никто.
А: Так чего же ты плачешь?
М: (всхлипывает,шмыгая носом) .
А: - Давай пошли. Смотри, уже поздно, уже сад закрывается. (Хочет
взять мальчика за руку)
М. Отдергивает руку : -Не могу.
А: - Что не можешь?
М: - Идти не могу.
А: - Как ? Почему? Что с тобой?
М: -Ничего.
А: - Ты что, нездоров?
М: - Нет.Здоров.
А: - Так почему же ты идти не можешь?
М: Я –часовой.
А: -Как часовой? Какой часовой? М: -Ну что вы – не понимаете? Мы играем.
А: Да с кем же ты играешь?
М (вздыхает): не знаю.
А: Послушай, что ты говоришь? Как же это так: играешь и не знаешь с
кем?
М: да, не знаю. Я на скамейке сидел, а тут какие – то большие
ребята подходят и говорят: «Хочешь играть в войну?» Я говорю
«Хочу». Стали играть. Мне говорят : «Ты сержант». Один
большой мальчик… он маршал был.. он привёл меня сюда и
говорит: «Тут у нас пороховой склад – в этой будке. А ты будешь
часовой. Стой здесь, пока я тебя не сменю». Я говорю :
«Хорошо». А он говорит : «Дай честное слово, что не уйдёшь».
А: Ну?
М: Ну я и сказал: «Честное слово, не уйду».
А:Ну и что?
М: Ну и вот: стою-стою, а они не идут.
А: (улыбается) Так. А давно они тебя сюда поставили?
М: Ещё светло было.
А: Так где же они?
М: вздохнул :Я думаю: они ушли.
А: Как - ушли?
М: Забыли.
А: Так чего же ты тогда стоишь?
М: Я честное слово сказал…
4) Определите жанр вашего произведения и приведите
доказательства.
«Честное слово» - художественный рассказ, так как история могла
произойти на самом деле, а могла и не произойти, автор мог ее
придумать.
«Камилл и учитель» - исторический рассказ, так как речь в нем идет о
реальной исторической личности. Как доказательство приводим
статью из исторических источниках о жизни Камилла. исторические, фантастические, юмористические…
детей.
5)Моделирование обложки произведения.
- Вам даны шаблоны обложек. Используя свои знания создайте
модель, обратите внимание на тему произведения (о чем?)
Мини-вывод: Писал рассказы, различные по своему стилю:
Мини-вывод: Писал свои произведения о детях и для
Мини-вывод: Ощущается присутствие автора,
6)Какое место автор занимает в рассказе?
- Определите, кем является автор , приведите примеры из текста.
прослеживается его отношение к героям.
7)Характеристика главных героев рассказа.
- Вам даны листочки с различными качествами людей. Выберите
только те, что относятся к вашему главному герою.
Мини-вывод: Воспитывает читателя на положительных
примерах своих героев.
8) Словарная работа.
- Каждой команде представлены слова из текста, со значением
которых мы знакомились на уроках. Не пользуясь учебником,
попробуйте объяснить их значение.
-Поясните, зачем автор включает так много незнакомых понятий в
свои произведения.
Мини-вывод: Расширяет и пополняет словарный запас своих
читателей.
9)Собери пословицы .
- Вам необходимо собрать деформированные пословицы, найти
лишнюю, не имеющую отношение к вашему рассказу.
10) Главная мысль произведений.
- После прочтения любого произведения мы всегда устанавливаем
главную мысль , чтобы понять, что хочет сказать автор читателю.
Найдите в тексте отрывок, который вам указывает на главную мысль
этого произведения.
- Сформулируйте главную мысль ваших произведений. Мини-вывод: Обращается к своему читателю, помогая
принять решение и сделать правильный выбор.
5.Подведение итогов.
- Мы сравнивали два рассказа. Похожи они друг на друга
или совсем разные?
- Вернемся к эпиграфу нашего урока.
- Чему могут научить читателя произведения Пантелеева?
- Как вы думаете, к чему стремился автор, когда работал
над своими произведениями?
В жизни, каждый человек выбирает свой путь. Каким он будет,
зависит только от него. И уже с детства нужно формировать в
себе некоторые черты характера.
Путь жизненный всегда очень сложный и что бы в жизни не
произошло, нужно всегда оставаться человеком.
6.Рефлексия.
- Оцените себя, как вы работали.
-Кто доволен своей работой?
-Кому нужно работать активнее?
_Что было трудно?
7.Домашнее задание.
Написать письмо Л.Пантелееву с отзывом о его творчестве.
Урок литературного чтения в 3 классе
Урок литературного чтения в 3 классе
Урок литературного чтения в 3 классе
Урок литературного чтения в 3 классе
Урок литературного чтения в 3 классе
Урок литературного чтения в 3 классе
Урок литературного чтения в 3 классе
Урок литературного чтения в 3 классе
Урок литературного чтения в 3 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.