Урок литературы «Мастер и Маргарита» — апология идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака (11 класс)
Оценка 4.9

Урок литературы «Мастер и Маргарита» — апология идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака (11 класс)

Оценка 4.9
Презентации учебные +2
docx
русская литература
11 кл
24.06.2017
Урок литературы «Мастер и Маргарита» — апология идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака (11 класс)
Раздаточный материал.
«Мастер и Маргарита» — апология идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака..docx
Давыдова Елена Игоревна,  учитель русского языка и литературы МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №13  г.Новотроицка оренбургской области» Предмет: литература Класс:11 УМК: Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 5­11 классы. Под ред. В .Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2010. «Русская   литература   ХХ   века.11   класс»   (ч.1,2)   для   общеобразовательных   учебных заведений (авторы – В. П. Журавлев и др., М. «Просвещение», 2005г.).   Уровень обучения: базовый Тема урока: «Мастер и Маргарита» — апология идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака. Количество часов, отведенное на изучение темы – 1 час. Место урока в системе уроков по теме ­4. Цель:  определить   авторские   приемы   раскрытия   темы   творчества   и   темы   любви; проследить   эволюцию   образов   героев   романа;   развивать   навыки   характеристики литературного героя. Задачи: 1  . образовательная: разобраться в вопросах: зачем была нужна любовь Маргарите, что составляло основу ее любви, что значило для Маргариты любить, какую женщину любил мастер,   в   чем   состояло   счастье   мастера   и   Маргариты,   какие   трудности   пришлось преодолеть   Маргарите,   сквозь   какие   испытания   пройти,   чем   пожертвовать   ради   того, чтобы быть с мастером. 2.      развивающая: продолжить   развитие   речи,   умения   анализировать,   сопоставлять, обобщать, делать выводы, умения слушать. 3.   воспитательная: продолжить   воспитание   в   духе   высоких   нравственных   качеств: верности, преданности, настойчивости, милосердия, честности, правдивости, готовности к самопожертвованию во имя любви к ближнему. Планируемые результаты: предметные:  адекватно   понимать   художественный   текст   и   давать   его   смысловой анализ,   интерпретировать   прочитанное;  проследить  развитие   любви,   определить   её значение..                личностные:  осознание себя как   индивидуальности и одновременно как члена общества,   признание   для   себя   общепринятых   морально­этических   норм,   способность   к самооценке   своих   действий,   поступков;  возможность   воспитания     в   себе  устойчивого познавательного интереса  к чтению, к совершенствованию собственной речи. метапредметные: регулятивные: постановка  учебных задач на уроке, оценка своих знаний; планирование и направление своей деятельности.   коммуникативные:  формулирование собственного   мнения   и позиции, аргументация и координация её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. познавательные:  осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в тексте. Используемые   технологии:  развитие   критического   мышления   в   соответствии   с трехфазовой технологической цепочкой: вызов­осмысление­рефлексия. Оборудование   урока:  текст   романа,  компьютерная   презентация,  распечатанные материалы. Методическое и дидактическое обеспечение урока: текст романа М.Булгакова «Мастер и   Маргарита»,  В.Акимов  «На   ветрах   времени.   Размышления   о   книгах».  Ленинград «Детская литература», 1991г.  Содержание урока: 1. Орг.момент. Психологический настрой на урок. 2. Вступительное слово учителя.  3. Целеполагание. Определение задач урока. 4. Актуализация знаний. 5. Работа по теме урока. Беседа – исследование. 6. Подведение итогов. 7. 8.  Рефлексия.  Домашнее задание Ход урока. Эпиграфы: Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти! Д. С. Мережковский. Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви. М. А. Булгаков. 1. Орг.момент. Психологический настрой на урок. 2. Вступительное слово учителя. ­ Анализ эпиграфов. Определите тему урока. (Слайд 1) ­ Все ли слова в формулировке темы нам понятны? (Слайд 2) ­ Апология. Каково значение слова. Обратимся к материалу слайда. (Слайд 3) АПОЛ ГИЯ  ОО Женский род книжное Неумеренное, чрезмерное восхваление, защита кого­чего­н. 3. Целеполагание. Определение задач урока. ­Так о чём мы будем сегодня говорить? ( О любви в романе) ­ Не просто о любви, а о какой точнее? ­ Что значит «идеальная»? (отвеы учеников)  Какие можно подобрать синонимы к слову: идеальный –безупречный, безукоризненный, совершенный, не имеющий себе равных, образцовый  Сравнение с объяснением, данным в словаре Ожегова. (Слайд 3) 1. 2. ИДЕ ЛЬНЫЙ АО 1. Соответствующий идеалу, возвышенный. "Идеальная любовь" 2. Очень хороший, отличный. "И. работник" ­С  чьими образами в романе связана эта тема? 4. Актуализация знаний по теме. Ребята, вспомните стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Путь». Перед вами слайд со стихотворением. Прочитайте его. (Слайд 4)                                          Путь к любви.                                          Все чувства могут привести к любви, к страсти, все: ненависть, сожаление, равнодушие, благоговение, дружба, страх, ­ даже презрение. Да, благодарности.     Благодарность ­ долг; всякий честной человек плотит свои долги... но любовь ­ не деньги.   исключая   чувства...   одного:   все   Учитель: О чем это стихотворение в прозе? 5. Работа по теме урока. А) Беседа – исследование. Как пришла любовь к героям романа?  Нуждались ли они в ней? И чем она для них стала? – на эти вопросы нам предстоит сегодня ответить.                       Глава 19 начинается словами: «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык. За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!». (Сайд 5. ­ Чьим именем названа эта глава?  Б)   Сообщение   ученика   «Прототипы   образа   Маргариты   из   романа   М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». (см. Приложение №1) (Слайды 6,7) В) Проверка Д/З. Так кто же такая Маргарита? Что мы узнаём из её предыстории? Маргарита Николаевна красива, умна. Ей 30 лет. Она замужем, но бездетна. Муж – крупный   специалист,   большую   часть   времени   проводящий   в  командировках,   он   молод, красив,  честен. У них прекрасный  особняк в готическом стиле в одном из  садов близ Арбата. Она могла позволить себе купит всё, что ей нравится. Она никогда не прикасалась к примусу, держала прислугу. Её окружают интересные люди. ­Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине! ..­ восклицает автор. Попытайтесь ответить на этот вопрос. Она испытывала потребность любить. Была одинока. Маргарита Николаевна не испытывала к   мужу   ответного   чувства,   хотя   все   время   помнила,   что   он   у   нее   есть   и, несомненно, уважительно относилась к мужу. В1  Почему многие женщины могли бы позавидовать Маргарите? В2  Была ли счастлива Маргарита? В3   Зачем Маргарите нужна была любовь? (чтобы жить) Что бы она сделала, если не встретила эту любовь? Г)  Работа в группах. 1. Встреча Мастера и Маргариты. (гл.13 от слов «Она несла в руках отвратительные, тревожные  жёлтые цветы» до слов «И скоро, скоро эта женщина стала моею тайной женой»). (Слайд 7) ­ Какие слова подбирает автор для описания возникшего между Мастером и Маргаритой чувства?­ О чем это говорит? ­ Дает ли автор портретное описание героини? (нет) Как вы думаете, почему? Булгаков использует традиции предшественников.  Герой произведения сам говорит о том, что желтый – нехороший    цвет. Но словно под гипнозом, он следует за желтым знаком. Что вносит в описание такая цветовая гамма? (  Цветовая гамма вносит в описание зарождения любви тревогу, предчувствие трагизма, которое углубляется удивительной булгаковской метафорой: “Любовь выскочила перед нами, как из­под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!”) 2. Как влюблённые проводили дни? (от слов «Она приходила ко мне каждый день… до слов «И я вышел в жизнь, держа его в руках, и тогда моя жизнь кончилась…») (Слайд 8) ­ Как изменилась жизнь Маргариты, когда в нее вошел Мастер? ( она  приходила  в  подвальчик,  надевала  фартук,  зажигала  керосинку  (чего  никогда  не делала раньше) и готовила завтрак. Она без конца перечитывала роман Мастера, подгоняла его, сулила славу. Она вдохновляла автора и по сути являлась соавтором создаваемого романа.Одиночество кончилось).   ­Как изменилась жизнь мастера? (вдохновение, движение, желание творить и жить) ­ Почему идиллия продолжалась недолго? Кто виноват в этом? ­ Как Маргарита борется за любовь? (Гл. 19 – диалог с Азазелло). (Слайд 9) (Решительно,   согласилась   даже   на   сделку   с   дьяволом,  становится   ведьмой, соглашается стать королевой бала Сатаны). Предлагаю вашему вниманию эпизод «Погром в квартире Латунского» (гл.21). ­Каково  психологическое   состояние  героини?  Почему?    (Неистовая  ведьмовская ненависть: «Невидима и свободна!») ­   А   какие   человеческие   черты   в   ней   проявились   и   в   связи   с   чем?   (Ненависть исчезает, уступив место разуму и милосердию, лишь при виде испуганного ребёнка). ­Зачем  Маргарита становится ведьмой? ( ради встречи с Мастером). Д) Сообщение ученика «Маргарита в роли королевы на балу у Воланда». Докажите, что она достойна короны. (глава 24) (Заранее подготовленный учащийся делает пересказ – анализ эпизода “Маргарита на балу   у  Воланда”.Учащийся  не  упускают  мысль,  что  главная  задача   Маргариты   –  всех одарить вниманием и любовью. “Если кто­нибудь не понравится… нужно полюбить его, полюбить, королева”).   6. Подведение итогов. (Распечатать Приложение 2) Какую   же   женщину   любил   мастер?   Какой   была   Маргарита?   (на   доске   и   в   тетрадях появляется запись) МАРГАРИТА Маргарита –   умная,   красивая,   любящая,   заботливая,   восторженная,   понимающая, рассудительная,   решительная,   настойчивая,   смелая,   бесстрашная,   обаятельная,   гордая, милосердная, готовая к самопожертвованию. (Слайд 11) В   основе   любви     Маргариты   к   мастеру   лежит…..   (восхищение,   общие   интересы   –   обе натуры были поэтические) Для Маргариты любить значило…… (заботиться, жить одними интересами, поддерживать в трудную минуту, помогать, защищать, бороться за любимого, преодолевать преграды во имя любви, жертвовать собой, ждать, надеяться) Любовь   Маргариты   для   Мастера   в   атмосфере   отчаяния   и   мрака   была……………… (спасением) Вывод (Слайд 12). Обратимся   к   1   эпиграфу.   Можно   ли   назвать   любовь   Мастера   и   Маргариты Благословенной,   несмотря   на   то   что   Маргарита   ради   этой   любви   отдала   душу Дьяволу? ­Так что же есть любовь по Булгакову? ­ дружба; ­ сотрудничество; ­ сопереживание; ­ верность; ­ самоотверженность; ­  борьба; ­ самопожертвование; ­ счастье. Показав такую любовь, автор допускает, что она невозможна на земле. Поэтому Булгаков поселяет героев в Вечном доме, где красота и покой, мелочи не опутают быт, мелкие страстишки не отравят душу, а пошлость не убьет любовь. 7. Рефлексия. 8.  Домашнее задание: пересказ «История жизни мастера» ( по Ч.1  гл.13), перечитать гл. 30­32.

Урок литературы «Мастер и Маргарита» — апология идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака (11 класс)

Урок литературы «Мастер и Маргарита» — апология идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака (11 класс)

Урок литературы «Мастер и Маргарита» — апология идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака (11 класс)

Урок литературы «Мастер и Маргарита» — апология идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака (11 класс)

Урок литературы «Мастер и Маргарита» — апология идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака (11 класс)

Урок литературы «Мастер и Маргарита» — апология идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака (11 класс)

Урок литературы «Мастер и Маргарита» — апология идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака (11 класс)

Урок литературы «Мастер и Маргарита» — апология идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака (11 класс)

Урок литературы «Мастер и Маргарита» — апология идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака (11 класс)

Урок литературы «Мастер и Маргарита» — апология идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака (11 класс)

Урок литературы «Мастер и Маргарита» — апология идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака (11 класс)

Урок литературы «Мастер и Маргарита» — апология идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака (11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.06.2017