Москва 30-х годов ХХ века в романе. Сатира и глубокий психологизм романа..docx
Давыдова Елена Игоревна,
учитель русского языка и литературы
МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №13
г.Новотроицка оренбургской области»
Предмет: литература
Класс:11
УМК: Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 511 классы. Под ред.
В .Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2010.
«Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных
заведений (авторы – В. П. Журавлев и др., М. «Просвещение», 2005г.).
Уровень обучения: базовый
Тема урока: Москва 30х годов ХХ века в романе. Сатира и глубокий психологизм
романа.
Количество часов, отведенное на изучение темы – 1 час.
Место урока в системе уроков по теме 6.
Цель: выявить многоплановость повествования; сочетание фантастики и реальности,
сатиры и глубокого психологизма; определить роль детали в художественном
произведении.
Задачи:
1 . образовательная: разобраться в вопросах: какой мы видим Москву 2030ых годов в
произведении М.А.Булгакова, в чём несоответствие взглядов официальной власти и
взглядов М.А.Булгакова на человека, цель его жизни.
2. развивающая: продолжить развитие речи, умения анализировать, сопоставлять,
обобщать, делать выводы, умения слушать.
3. воспитательная: продолжить воспитание в духе гражданственности, честности,
правдивости.
Планируемые результаты:
предметные: адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой
анализ, интерпретировать прочитанное; проследить развитие любви, определить её
значение..
личностные: осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена
общества, признание для себя общепринятых моральноэтических норм, способность к
самооценке своих действий, поступков; возможность воспитания в себе устойчивого
познавательного интереса к чтению, к совершенствованию собственной речи.
метапредметные:
регулятивные: постановка учебных задач на уроке, оценка своих знаний; планирование и
направление своей деятельности. коммуникативные: формулирование собственного мнения и позиции, аргументация и
координация её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности.
познавательные: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную
информацию, а также самостоятельно находить её в тексте.
Используемые технологии: развитие критического мышления в соответствии с
трехфазовой технологической цепочкой: вызовосмыслениерефлексия.
Оборудование урока: текст романа, компьютерная презентация, видеоролик.
Методическое и дидактическое обеспечение урока: текст романа М.Булгакова «Мастер
и Маргарита», В.Акимов «На ветрах времени. Размышления о книгах». Ленинград
«Детская литература», 1991г.
Содержание урока:
1. Орг.момент. Психологический настрой на урок.
2. Вступительное слово учителя.
3. Целеполагание. Определение задач урока.
4. Работа по теме урока. Беседа – исследование.
5. Подведение итогов.
6.
7.
Рефлексия.
Домашнее задание
Ход урока.
«Я всегда пишу по чистой
Совести и так как вижу».
М. А. Булгаков
«Острый памфлет на современность.
Нельзя печатать!» Л.Каменев.
1. Орг.момент. Психологический настрой на урок.
2. Вступительное слово учителя (одновременный просмотр видеоролика и
исторический комментарий учителя)
Интерпретация эпиграфа: Как вы понимаете эпиграф к уроку? (Слайд 1,2)
Этому принципу правдивости, «чистой совести» писатель остался верен до конца жизни.
Наверное, он и не позволил ему реализоваться как писателю в полной мере в условиях
нового советского государства. Но именно эта честность перед самим собой и подкупает
нас, читателей, в Булгакове и делает его одним из самых любимых писателей и сегодня,
т.е. делает его современным.
Литературоведы склоняются к мнению, что действие в роман «Мастер и Маргарита»
происходит в 1929 году, провозглашённом Сталиным «годом великого перелома». Давайте
вспомним, какие экономические и политические процессы проходили в стране на рубеже
2030х годов:
разгар индустриализации в Советском Союзе;
сплошная коллективизация сельского хозяйства; борьба с политическими противниками большевиков;
атеизм неверие в Бога;
борьба за власть внутри самой партии;
установление единоличной власти Сталина;
первые пятилетки, трудовой энтузиазм и перевыполнение плана;
перелет Чкалова через Северный полюс и подвиг челюскинцев, героически
эвакуированных с парохода, зажатого во льдах северного морского пути.
Роман Булгакова дает нам другое представление о советском обществе этого периода.
Вспомните биографию самого М.А.Булгакова.
В «год великого перелома» переломилась и судьба Булгакова: все его пьесы оказались под
запретом. Его обвиняли в преувеличении негативных явлений новой Москвы и клевете на
советское государство.
3. Целеполагание. Определение задач урока.
Сформулируйте, пожалуйста, цель урока. (Цель – выяснить, насколько правдиво
изображена Москва 30х годов в романе и оправдан ли смех писателя над новой жизнью).
4. Работа по теме урока. Беседа – исследование.
Чтобы достичь цели, рассмотрим некоторые эпизоды романа М.А.Булгакова и сделаем
вывод.
Проверка домашнего задания по группам ( отчёт групп)
1 эпизод: «Встреча Берлиоза и И.Бездомного с загадочным иностранцем на
Патриарших». (Ч 1 гл.1) (Слайд 3)
Примерные вопросы:
Какие качества советского человека мы видим в Берлиозе и Бездомном?
(безверие, самоуверенность, примитивизм, невежество и алчность)
Что не устраивало Берлиоза в антирелигиозной поэме И.Бездомного?
Почему он имеет право поучать молодого поэта? Кто он сам? Производит ли он на
читателя впечатление?
Почему обратили внимание на Воланда? Похож ли он на них?
Вывод: Булгаков в самом начале романа заставляет читателя задуматься о той пропаганде
атеизма, которая насаждалась малограмотным и невежественным людям политикой
правящих кругов. Автор, упрекая людей в безверии и самоуверенности, предупреждал их о
возмездии свыше. Воинствующие атеисты Берлиоз и Иван Бездомный выглядят жалкими
неучами в разговоре с Воландом, а их неверие просто смешно.
2 эпизод 2: «Дом Грибоедова» (Ч 1 гл.5) (Слайд 4)
О чём говорят таблички на кабинета заведения?
Суть разговоров его обитателей?
Цель их жизни?
На какую знакомую нам сцену похожа вечеринка в доме Грибоедова? (Бал у Сатаны)
Вывод: Обличительный характер носит и сцена ожидания Берлиоза на заседании правления
МАССОЛИТа. Ее можно рассматривать как прямую пародию на Союз писателей, а
название дачного поселка Перелыгино явно намекает на знаменитый поселок Переделкино.
Все разговоры среди писателей сводятся к тому, кто получил или достоин получить дачу.
3 эпизод: « Посещение квартиры покойного Берлиоза Никанором Ивановичем
Босым» (Ч 1 гл.9) (Слайд 5)
Почему он туда отправился?
Особенности речи Босого. Какую характеристику мы можем дать герою? Почему он соглашается на сделку?
Чем закончилось знакомство Босого с нечистой силой?
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СООБЩЕНИЯ о Лиходееве, Семплеярове, Римском (по 2
минуты). (Слайд 6)
Вывод: Чиновники, имеющие власть, берут взятки, наживаются, воруя на работе. Булгаков
высмеивает приспособленчество и зависть, царящие в среде литераторов, нравственную
нечистоплотность. Сатира Булгакова пронизывает московские эпизоды романа, но она у
автора веселая, не злобная. Булгаков как будто подсказывает, как можно преодолеть
порок. Автор беспощаден лишь к подлецам, трусам, предателям, доносчикам, таким как
литературные критики, Алоизий Могарыч, барон Майгель.
Эпизод 4: «Фокусы в Варьете» (Ч 1 гл.12) (Слайд 7,8)
С какой целью приехал Воланд в Москву?
Какие изменения произошли в Москве?
Какие пороки горожан – советских граждан – вскрылись в ходе эксперимента?
Вывод: Так, в причудливой смеси реального и фантастического обнаруживается истина:
люди за много веков так и не изменились, так и не научились любить ближнего.
5. Подведение итогов. (Слайд 9, 10)
Сделаем общий вывод: Булгаковсатирик умеет увидеть зло и показать его проявление в
самых различных формах, вызвать к нему гнев и отвращение. Сатира Булгакова, имеющая,
по словам К. Симонова, форму «свирепого гротеска», – это способ отрицания безобразного
в жизни, а также форма утверждения общечеловеческих ценностей. Смех в романе
Булгакова имеет очистительный характер.
М.А.Булгаков в своём произведении «Жизнь господина де Мольера» писал: «Сатира,
действительно, как известно всякому грамотному, бывает честная, но навряд ли найдётся в
мире хоть один человек, который бы предъявил властям образец сатиры дозволенной».
Согласны ли вы с этим?
6. Рефлексия.
7.
Домашнее задание:
Устный ответ на вопросы:
1. Тема любви в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
2. Тема творчества и личной ответственности человека за свою жизнь в романе
М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
3. Сатирическое изображение Москвы и москвичей в романе М.А.Булгакова
«Мастер и Маргарита».
4. Три мира в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
5. Психологизм романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Урок литературы "Москва 30-х годов ХХ века в романе. Сатира и глубокий психологизм романа".
Урок литературы "Москва 30-х годов ХХ века в романе. Сатира и глубокий психологизм романа".
Урок литературы "Москва 30-х годов ХХ века в романе. Сатира и глубокий психологизм романа".
Урок литературы "Москва 30-х годов ХХ века в романе. Сатира и глубокий психологизм романа".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.