Урок литературы "Москва 30-х годов ХХ века в романе. Сатира и глубокий психологизм романа".
Оценка 4.7

Урок литературы "Москва 30-х годов ХХ века в романе. Сатира и глубокий психологизм романа".

Оценка 4.7
Видео +2
docx
русская литература
11 кл
24.06.2017
Урок литературы "Москва 30-х годов ХХ века в романе. Сатира и глубокий психологизм романа".
Конспект урока.
Москва 30-х годов ХХ века в романе. Сатира и глубокий психологизм романа..docx
Давыдова Елена Игоревна,  учитель русского языка и литературы МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №13  г.Новотроицка оренбургской области» Предмет: литература Класс:11 УМК: Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 5­11 классы. Под ред. В .Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2010. «Русская   литература   ХХ   века.11   класс»   (ч.1,2)   для   общеобразовательных   учебных заведений (авторы – В. П. Журавлев и др., М. «Просвещение», 2005г.).   Уровень обучения: базовый Тема   урока:  Москва   30­х   годов   ХХ   века   в   романе.   Сатира   и   глубокий   психологизм романа. Количество часов, отведенное на изучение темы – 1 час. Место урока в системе уроков по теме ­ 6. Цель:  выявить  многоплановость   повествования;   сочетание   фантастики   и   реальности, сатиры   и   глубокого   психологизма;   определить   роль   детали   в   художественном произведении.  Задачи: 1  . образовательная: разобраться в вопросах: какой мы видим Москву 20­30­ых годов в произведении   М.А.Булгакова,   в   чём   несоответствие   взглядов   официальной   власти     и взглядов М.А.Булгакова на человека, цель его жизни. 2.      развивающая: продолжить   развитие   речи,   умения   анализировать,   сопоставлять, обобщать, делать выводы, умения слушать. 3.   воспитательная: продолжить   воспитание   в   духе   гражданственности,   честности, правдивости. Планируемые результаты: предметные:  адекватно   понимать   художественный   текст   и   давать   его   смысловой анализ,   интерпретировать   прочитанное;  проследить  развитие   любви,   определить   её значение..                личностные:  осознание себя как   индивидуальности и одновременно как члена общества,   признание   для   себя   общепринятых   морально­этических   норм,   способность   к самооценке   своих   действий,   поступков;  возможность   воспитания     в   себе  устойчивого познавательного интереса  к чтению, к совершенствованию собственной речи. метапредметные:  регулятивные: постановка  учебных задач на уроке, оценка своих знаний; планирование и направление своей деятельности. коммуникативные:  формулирование собственного   мнения   и позиции, аргументация и координация её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. познавательные:  осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в тексте. Используемые   технологии:  развитие   критического   мышления   в   соответствии   с трехфазовой технологической цепочкой: вызов­осмысление­рефлексия. Оборудование урока: текст романа, компьютерная презентация, видеоролик. Методическое и дидактическое обеспечение урока: текст романа М.Булгакова «Мастер и   Маргарита»,  В.Акимов  «На   ветрах   времени.   Размышления   о   книгах».  Ленинград «Детская литература», 1991г.  Содержание урока: 1. Орг.момент. Психологический настрой на урок. 2. Вступительное слово учителя.  3. Целеполагание. Определение задач урока. 4. Работа по теме урока. Беседа – исследование. 5. Подведение итогов. 6. 7.  Рефлексия.  Домашнее задание Ход урока. «Я всегда пишу по чистой  Совести и так как    вижу». М. А. Булгаков «Острый памфлет на современность.  Нельзя печатать!» Л.Каменев.  1. Орг.момент. Психологический настрой на урок. 2. Вступительное   слово   учителя  (одновременный   просмотр   видеоролика   и исторический комментарий учителя) Интерпретация эпиграфа: Как вы понимаете эпиграф к уроку? (Слайд 1,2) ­ Этому  принципу правдивости, «чистой совести» писатель остался верен до конца жизни. Наверное, он и не позволил ему   реализоваться как писателю в полной мере в условиях нового советского государства. Но именно эта честность перед самим собой и подкупает нас, читателей, в  Булгакове и делает его одним из самых любимых писателей и сегодня, т.е. делает его современным.    ­ Литературоведы  склоняются к мнению, что действие в роман «Мастер и Маргарита» происходит в 1929 году, провозглашённом Сталиным «годом великого перелома». Давайте вспомним, какие экономические и политические процессы проходили в стране на рубеже 20­30­х годов: ­разгар индустриализации в Советском Союзе; ­сплошная коллективизация сельского хозяйства; ­  борьба с политическими противниками большевиков; ­атеизм ­ неверие в Бога; ­ борьба за власть внутри самой партии; ­ установление единоличной власти Сталина;  ­первые пятилетки, трудовой энтузиазм и перевыполнение плана;    ­   перелет   Чкалова   через   Северный   полюс   и   подвиг   челюскинцев,   героически эвакуированных с парохода, зажатого во льдах северного морского пути.  Роман Булгакова дает нам другое представление о советском обществе этого периода.   Вспомните биографию самого М.А.Булгакова. В «год великого перелома»  переломилась и судьба Булгакова: все его пьесы оказались под запретом. Его  обвиняли в преувеличении негативных явлений новой Москвы и клевете на советское государство. 3. Целеполагание. Определение задач урока. ­   Сформулируйте,   пожалуйста,   цель   урока.   (Цель   –   выяснить,   насколько   правдиво изображена Москва 30­х годов в романе и оправдан ли смех писателя над новой жизнью).  4. Работа по теме урока. Беседа – исследование. ­Чтобы   достичь цели, рассмотрим некоторые эпизоды романа М.А.Булгакова и сделаем вывод.  Проверка домашнего задания по группам ( отчёт групп) 1   эпизод:   «Встреча   Берлиоза   и   И.Бездомного   с   загадочным   иностранцем   на Патриарших». (Ч 1 гл.1) (Слайд 3)  Примерные вопросы: ­Какие качества советского человека мы видим в Берлиозе и Бездомном? (безверие, самоуверенность, примитивизм, невежество и алчность) ­Что не устраивало Берлиоза  в антирелигиозной поэме И.Бездомного? ­ Почему он имеет право поучать молодого поэта?   Кто он сам? Производит ли он на читателя впечатление? ­ Почему обратили внимание на Воланда? Похож ли он на них? Вывод: Булгаков в самом начале романа заставляет читателя задуматься о той пропаганде атеизма,   которая   насаждалась   малограмотным   и   невежественным   людям   политикой правящих кругов. Автор, упрекая людей в безверии и самоуверенности, предупреждал их о возмездии свыше.  Воинствующие атеисты Берлиоз и Иван Бездомный выглядят жалкими неучами в разговоре с Воландом, а их неверие просто смешно.  2 эпизод 2: «Дом Грибоедова» (Ч 1 гл.5) (Слайд 4) ­ О чём говорят таблички  на кабинета заведения? ­Суть разговоров его обитателей? ­ Цель их жизни? ­ На какую знакомую нам сцену похожа вечеринка в доме Грибоедова?  (Бал у Сатаны) Вывод: Обличительный характер носит и сцена ожидания Берлиоза на заседании правления МАССОЛИТа.   Ее   можно   рассматривать   как   прямую   пародию   на   Союз   писателей,   а название дачного поселка Перелыгино явно намекает на знаменитый поселок Переделкино. Все разговоры среди писателей сводятся к тому, кто получил или достоин получить дачу. 3   эпизод:   «   Посещение   квартиры   покойного   Берлиоза   Никанором   Ивановичем Босым» (Ч 1 гл.9) (Слайд 5) ­ Почему он туда отправился? ­ Особенности речи Босого. Какую характеристику мы можем дать герою? ­ Почему он соглашается на сделку? ­Чем закончилось знакомство Босого с нечистой силой?   ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ   СООБЩЕНИЯ   о     Лиходееве,   Семплеярове,   Римском   (по   2 минуты). (Слайд 6) Вывод: Чиновники, имеющие власть, берут взятки, наживаются, воруя на работе. Булгаков высмеивает приспособленчество и зависть, царящие в среде литераторов, нравственную нечистоплотность.  Сатира Булгакова пронизывает московские эпизоды романа, но она у автора   веселая,   не   злобная.   Булгаков   как   будто   подсказывает,   как   можно   преодолеть порок. Автор беспощаден лишь к подлецам, трусам, предателям, доносчикам, таким как литературные критики, Алоизий Могарыч, барон Майгель. Эпизод 4: «Фокусы в Варьете» (Ч 1 гл.12) (Слайд 7,8) ­ С какой целью приехал Воланд в Москву? ­ Какие изменения произошли в Москве? ­ Какие пороки горожан – советских граждан – вскрылись в ходе эксперимента? Вывод:  Так, в причудливой смеси реального и фантастического обнаруживается истина: люди за много веков так и не изменились, так и не научились любить ближнего. 5. Подведение итогов. (Слайд 9, 10) ­ Сделаем общий вывод: Булгаков­сатирик умеет увидеть зло и показать его проявление в самых различных формах, вызвать к нему гнев и отвращение. Сатира Булгакова, имеющая, по словам К. Симонова, форму «свирепого гротеска», – это способ отрицания безобразного в   жизни,   а   также   форма   утверждения   общечеловеческих   ценностей.   Смех   в   романе Булгакова имеет очистительный характер. М.А.Булгаков   в   своём   произведении   «Жизнь   господина   де   Мольера»   писал:   «Сатира, действительно, как известно всякому грамотному, бывает честная, но навряд ли найдётся в мире хоть один человек, который бы предъявил властям образец сатиры дозволенной». ­ Согласны ли вы с этим? 6. Рефлексия. 7.  Домашнее задание:  Устный ответ на вопросы:  1. Тема любви в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». 2. Тема творчества и личной ответственности человека за свою жизнь в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». 3. Сатирическое   изображение   Москвы   и   москвичей  в   романе   М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». 4. Три мира в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». 5. Психологизм романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Урок литературы "Москва 30-х годов ХХ века в романе. Сатира и глубокий психологизм романа".

Урок литературы "Москва 30-х годов ХХ века в романе. Сатира и глубокий психологизм романа".

Урок литературы "Москва 30-х годов ХХ века в романе. Сатира и глубокий психологизм романа".

Урок литературы "Москва 30-х годов ХХ века в романе. Сатира и глубокий психологизм романа".

Урок литературы "Москва 30-х годов ХХ века в романе. Сатира и глубокий психологизм романа".

Урок литературы "Москва 30-х годов ХХ века в романе. Сатира и глубокий психологизм романа".

Урок литературы "Москва 30-х годов ХХ века в романе. Сатира и глубокий психологизм романа".

Урок литературы "Москва 30-х годов ХХ века в романе. Сатира и глубокий психологизм романа".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.06.2017