В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX - XX вв.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен сформировать следующие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Урок литературы.
Акмеизм
Цели урока: дать понятие об акмеизме; выделить основные черты его поэтики;
дать краткую характеристику творчества поэтовакмеистов.
Методические приемы: лекция учителя, комментированное чтение.
Ход урока
I. Лекция учителя
Задание классу: законспектировать лекцию учителя.
Литературная школа (течение) и творческая индивидуальность — две ключевые
категории литературного процесса начала ХХ века. Складываясь в рамках определенного
течения, вырабатывая свою эстетику, творческая личность в то же время стремилась
преодолеть не только традиции поэтовпредшественников, но и границы направления, к
которому тяготела первоначально. «Свита делает короля» — литературное окружение
делало наиболее яркие поэтические дарования своими лидерами. Показательна в этом
отношении судьба акмеизма. Два крупнейших поэта этого течения А. Ахматова и О.
Мандельштам уже к середине 1910х годов вышли за пределы, очерченные акмеистической
школой, а их последователи Г. Иванов и Г. Адамович наиболее полно отвечали
требованиям акмеизма.
Акмеизм — модернистское течение (от греч. akme — острие, вершина, высшая
степень, ярко выраженное качество), декларировавшее конкретночувственное восприятие
внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла.
В начале своего творческого пути молодые поэты, будущие акмеисты, были близки
к символизму, посещали «ивановские среды» — литературные собрания на петербургской
квартире Вяч. Иванова, получившей название «башня». В «башне» Иванова велись занятия
с молодыми поэтами, где они обучались стихосложению. В октябре 1911 года слушатели
этой «поэтической академии» основали новое литературное объединение «Цех поэтов».
Название это относило ко временам средневековых ремесленных объединений и
показывало отношение участников «цеха» к поэзии как к чисто профессиональной сфере
деятельности. «Цех» был школой профессионального мастерства, а руководителями его
стали молодые поэты Н. Гумилев и С. Городецкий. Они же в январе 1913 года в журнале
«Аполлон» опубликовали декларации акмеистической группы.
Собственно акмеистическое объединение было невелико и просуществовало около
двух лет (1913—1914). В него вошли также А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Зенкевич, В.
Нарбут и др. В статье «Наследие символизма и акмеизм» Гумилев критиковал символизм
за мистицизм, за увлечение «областью неведомого». В статье провозглашалась
«самоценность каждого явления». (Возможно сообщение ученика по основным положениям
статьи Гумилева.)
Новому течению было дано еще одно истолкование — адамизм, подразумевающее
«мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь». Этот взгляд проясняется в
стихотворении С. Городецкого «Адам»:
(Читает учитель или заранее подготовленный ученик.)
Просторен мир и многозвучен,
И многоцветней радуг он,
И вот Адаму мир поручен,
Изобретателю имен.
Назвать, узнать, сорвать покровы
И праздных тайн, и ветхой мглы —Вот первый подвиг. Подвиг новый —
Живой земле пропеть хвалы.
С. Городецкий в своей декларации «Некоторые течения в современной русской
поэзии» выступил против «размытости» символизма, его установки на непознаваемость
мира: «Борьба между акмеизмом и символизмом... есть прежде всего борьба за этот мир,
звучащий, красочный, имеющий формы, вес и время...»; «мир бесповоротно принят
акмеизмом, во всей совокупности красот и безобразий». В стихотворении 1913 года,
посвящен ном О. Э. Мандельштаму, Городецкий выделяет то, за что ценит Мандельштама
как акмеиста:
Он верит в вес, он чтит пространство,
Он нежно любит матерьял,
Он вещества не укорял
За медленность и постоянство.
Строфы послушную квадригу
Он любит — буйно разогнав —
Остановить. И в том он прав,
Что в вечности покорен мигу.
Акмеистов интересует реальный, а не потусторонний мир, красота жизни в ее
конкретночувственных проявлениях. Туманности и намекам символизма было
противопоставлено мажорное восприятие действительности, достоверность образа,
четкость композиции. В чемто поэзия акмеизма — возрождение «золотого века», времени
Пушкина и Баратынского. Затуманенное стекло поэзии было тщательно протерто
акмеистами и заиграло яркими красками реального мира.
Герой возглавлявшего «Цех поэтов Гумилева — «Адам» по яркости и свежести
мировосприятия, по силе страсти, желаний. Это путешественник, конквистадор, человек
сильной воли. В стихотворениях Гумилева — романтические мотивы, географическая и
историческая экзотика. Экзотическая деталь порой играет чисто живописную роль,
например, в стихотворении 1907 года «Жираф»:
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
А. Ахматовой экзотика чужда. Смысл жизни героини ранней ахматовской лирики
— любовь. Чувства отражаются в предметном мире, в бытовой детали, в психологически
значимом жесте. Вещный мир, бытовые подробности стали предметом поэзии:
Подушка уже горяча
С обеих сторон.
Вот и вторая свеча
Гаснет, и крик ворон
Становится все слышней.
Я эту ночь не спала,
Поздно думать о сне...
Как нестерпимо беда
Штора на белом окне.
— Здравствуй!
1909Новое литературное течение,
сплотившее больших русских поэтов,
просуществовало недолго. Творческие поиски Гумилева, Ахматовой, Мандельштама
вышли за рамки акмеизма. Но гуманистический смысл этого течения был значителен —
возродить у человека жажду жизни, вернуть ощущение ее красоты.
Домашнее задание
1. Закончить работу над конспектом лекции.
2. Прочитать статью учебника об акмеизме.
3. Выучить на выбор стихотворение Н. Гумилева и проанализировать его.
4. Индивидуальное задание: сделать сообщение по биографии Н. С. Гумилева.