Урок литературы на тему : " Акмеизм"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - содержание изученных литературных произведений; - основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX - XX вв.; - основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; - основные теоретико-литературные понятия. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен сформировать следующие компетенции: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Иконка файла материала Урок литературы вводный21.doc
Урок литературы.  Акмеизм Цели урока: дать понятие об акмеизме; выделить основные черты его поэтики; дать краткую характеристику творчества поэтов­акмеистов. Методические приемы: лекция учителя, комментированное чтение. Ход урока I. Лекция учителя Задание классу: законспектировать лекцию учителя. Литературная школа (течение) и творческая индивидуальность — две ключевые категории литературного процесса начала ХХ века. Складываясь в рамках определенного течения,   вырабатывая   свою   эстетику,   творческая   личность   в   то   же   время   стремилась преодолеть не только традиции поэтов­предшественников, но и границы направления, к которому   тяготела   первоначально.   «Свита   делает   короля»   —   литературное   окружение делало   наиболее   яркие   поэтические   дарования   своими   лидерами.   Показательна   в   этом отношении   судьба   акмеизма.   Два   крупнейших   поэта   этого   течения   А.   Ахматова   и   О. Мандельштам уже к середине 1910­х годов вышли за пределы, очерченные акмеистической школой,   а   их   последователи   Г.   Иванов   и   Г.   Адамович   наиболее   полно   отвечали требованиям акмеизма. Акмеизм  — модернистское течение (от греч.  akme  — острие, вершина, высшая степень, ярко выраженное качество), декларировавшее конкретно­чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла. В начале своего творческого пути молодые поэты, будущие акмеисты, были близки к символизму, посещали «ивановские среды» — литературные собрания на петербургской квартире Вяч. Иванова, получившей название «башня». В «башне» Иванова велись занятия с молодыми поэтами, где они обучались стихосложению. В октябре 1911 года слушатели этой «поэтической академии» основали новое литературное объединение «Цех поэтов». Название   это   относило   ко   временам   средневековых   ремесленных   объединений   и показывало отношение участников «цеха» к поэзии как к чисто профессиональной сфере деятельности. «Цех» был школой профессионального мастерства, а руководителями его стали молодые поэты Н. Гумилев и С. Городецкий. Они же в январе 1913 года в журнале «Аполлон» опубликовали декларации акмеистической группы. Собственно акмеистическое объединение было невелико и просуществовало около двух лет (1913—1914). В него вошли также А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Зенкевич, В. Нарбут и др. В статье «Наследие символизма и акмеизм» Гумилев критиковал символизм за   мистицизм,   за   увлечение   «областью   неведомого».   В   статье   провозглашалась «самоценность каждого явления». (Возможно сообщение ученика по основным положениям статьи Гумилева.) Новому течению было дано еще одно истолкование — адамизм, подразумевающее «мужественно   твердый   и   ясный   взгляд   на   жизнь».   Этот   взгляд   проясняется   в стихотворении С. Городецкого «Адам»: (Читает учитель или заранее подготовленный ученик.) Просторен мир и многозвучен, И многоцветней радуг он, И вот Адаму мир поручен, Изобретателю имен. Назвать, узнать, сорвать покровы И праздных тайн, и ветхой мглы —Вот первый подвиг. Подвиг новый —  Живой земле пропеть хвалы. С. Городецкий в своей декларации «Некоторые течения в современной русской поэзии»  выступил  против «размытости»  символизма,  его установки на непознаваемость мира: «Борьба между акмеизмом и символизмом... есть прежде всего борьба за этот мир, звучащий,   красочный,   имеющий   формы,   вес   и   время...»;   «мир   бесповоротно   принят акмеизмом,   во   всей   совокупности   красот   и   безобразий».   В   стихотворении   1913   года, посвящен ном О. Э. Мандельштаму, Городецкий выделяет то, за что ценит Мандельштама как акмеиста: Он верит в вес, он чтит пространство, Он нежно любит матерьял, Он вещества не укорял За медленность и постоянство. Строфы послушную квадригу Он любит — буйно разогнав —  Остановить. И в том он прав, Что в вечности покорен мигу. Акмеистов   интересует   реальный,   а   не   потусторонний   мир,   красота   жизни   в   ее конкретно­чувственных   проявлениях.   Туманности   и   намекам   символизма   было противопоставлено   мажорное   восприятие   действительности,   достоверность   образа, четкость композиции. В чем­то поэзия акмеизма — возрождение «золотого века», времени Пушкина   и   Баратынского.   Затуманенное   стекло   поэзии   было   тщательно   протерто акмеистами и заиграло яркими красками реального мира. Герой возглавлявшего «Цех поэтов Гумилева — «Адам» по яркости и свежести мировосприятия, по силе страсти, желаний. Это путешественник, конквистадор, человек сильной воли. В стихотворениях Гумилева — романтические мотивы, географическая и историческая   экзотика.   Экзотическая   деталь   порой   играет   чисто   живописную   роль, например, в стихотворении 1907 года «Жираф»: Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелится только луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озер. А. Ахматовой экзотика чужда. Смысл жизни героини ранней ахматовской лирики — любовь. Чувства отражаются в предметном мире, в бытовой детали, в психологически значимом жесте. Вещный мир, бытовые подробности стали предметом поэзии: Подушка уже горяча С обеих сторон. Вот и вторая свеча Гаснет, и крик ворон Становится все слышней. Я эту ночь не спала, Поздно думать о сне... Как нестерпимо беда  Штора на белом окне. — Здравствуй!                                   1909Новое   литературное   течение,   сплотившее   больших   русских   поэтов, просуществовало   недолго.   Творческие   поиски   Гумилева,   Ахматовой,   Мандельштама вышли за рамки акмеизма. Но гуманистический смысл этого течения был значителен — возродить у человека жажду жизни, вернуть ощущение ее красоты. Домашнее задание 1. Закончить работу над конспектом лекции. 2. Прочитать статью учебника об акмеизме. 3. Выучить на выбор стихотворение Н. Гумилева и проанализировать его. 4. Индивидуальное задание: сделать сообщение по биографии Н. С. Гумилева.

Посмотрите также