• развитие представлений о специфике литературы в ряду других ис¬кусств; культуры читательского восприятия художественного текста, пони¬мания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности ли-тературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художествен-ного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве содержа¬ния и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обу-словленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необ-ходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Урок литературы.
Метафоричность художественного мышления
А. Платонова в повести «Котлован»
Цель урока: объяснить значение метафоричности, образовсимволов для
понимания художественного замысла Платонова.
Методические приемы: обсуждение вопросов, беседа по содержанию повести,
выявление ключевых слов, образов, фраз.
Ход урока
I. Слово учителя
Почему герои Платонова так самозабвенно верят в социализм? Специфика
народного сознания — мифологизированность — фантастическое объяснение мира и
человека, подмена реально существующих связей иллюзорными, принимаемыми на веру.
Это объясняется непросвещенностью, языческими традициями, тяжелейшими условиями
жизни (отсюда — вера в доброго царя и в коллективный разум общины).
Поэтому язык повести метафоричен, нарочито косноязычен, афористичен («Дети
— это время, созревающее в свежем теле», «Коммунизм — это детское дело», «Лучше бы
я комаром родился — у него судьба быстротечна»).
II. Обсуждение вопросов домашнего задания
Метафоры, образысимволы: Ключевые слова и фразы:
Котлован Масса
Доммечта План
Образ Ленина Темп
Колхоз имени Генеральной Линии Энтузиазм
Гробы Будущее
Медведь Терпение
Плот Истина
Ребенок Одиночество
Образ смерти Душа
Образ правдоискателя Смысл жизни
Я — ничто
Комментарий учителя:
Абстрактные понятия у Платонова доступны осязательному ощущению: «Чиклин...
погладил забвенные всеми тесины отвыкшей от счастья рукой», «он не знал, для чего ему
жить иначе — еще вором станешь или тронешь революцию». Фразеологизм «докопаться до
истины» получает в контексте «Котлована» предметное значение: рабочие, роющие
котлован, пытаются докопаться до основ «будущего невидимого мира», до истины и
«вещества существования». Метафоре возвращается ее прямое значение.
Реализация метафоры регулярно используемый Платоновым художественный
прием. Настя: «Попробуй, какой у меня страшный жар под кожей. Сними с меня рубашку,
а то сгорит, выздоровлю — ходить не в чем будет!». Стандартная публицистическая
метафора «костер классовой борьбы» в устах Софронова становится конкретной: «Мы уже
не чувствуем жара от костра классовой борьбы, а огонь должен быть: где же тогда греться
активному персоналу?». Метафорический язык становится моделью фантасмагорической
реальности, в которой обитают персонажи.
III. Беседа
— Что является предметом изображения в повести?(В повести Платонова и широкая панорама жизни (промышленность,
строительство, сельское хозяйство, образование, управление), и ее философское
осмысление (поиски смысла жизни, проблема одиночества человека, стремление к
истине, проблема личности).)
— Кто является выразителем мыслей автора?
(Обсуждение.)
— Как вы понимаете позицию автора, его отношение к изображаемому?
(Обсуждение.)
— Как развивается в повести чувство тревоги за будущее, за саму жизнь?
(В «Котловане» тревога накапливается и растет с каждым поворотом
повествования. Трагедия одиночества и непонятости обществом наложила
определенный отпечаток на платоновского герояправдоискателя, «измученного
заботой за всеобщую действительность и поисками «коммунизма среди
самодеятельности народа». Платонов пишет о необратимом и все углубляющемся
распаде всех социальных и нравственных связей в обществе. Идет превращение жизни в
ее экскременты и истирание всего живого в прах: зажиточные мужики заготовляют
гробы впрок и ложатся в них с началом раскулачивания; полуголый крестьянин,
пришедший за гробами, покрывается со спины «почвой нечистот и обрастает
«защитной шерстью».)
IV. Заключительное слово учителя
Какой же вывод делает Платонов? В «Котловане» нет надежды на будущую жизнь:
в основе домамечты — гроб с телом ребенка — девочки Насти (вспомним Достоевского
— Иван Карамазов, говоря о «слезинке замученного ребенка в основании мировой
гармонии», утверждал несостоятельность Царства небесного). «Я теперь ни во что не
верю!» — итог строительства новой жизни и нового человека. Однако в записных книжках
Платонова есть фраза: «Мертвецы в котловане — это семя будущего в отверстии земли».
Все, оказывается, не так просто. Подумаем над этим в сочинении.
Домашнее задание
Подготовка к сочинению по произведениям Е. Замятина и А. Платонова.