Урок литературы на тему : " Метафоричность художественного мышления в повести А.Платонова "Котлован""

  • Разработки уроков
  • doc
  • 05.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

• развитие представлений о специфике литературы в ряду других ис¬кусств; культуры читательского восприятия художественного текста, пони¬мания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности ли-тературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художествен-ного вкуса; устной и письменной речи учащихся; • освоение текстов художественных произведений в единстве содержа¬ния и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе; • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обу-словленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необ-ходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Иконка файла материала Урок литературы вводный64.doc
Урок литературы.  Метафоричность художественного мышления  А. Платонова в повести «Котлован» Цель   урока:  объяснить   значение   метафоричности,   образов­символов   для понимания художественного замысла Платонова. Методические   приемы:  обсуждение   вопросов,   беседа   по   содержанию   повести, выявление ключевых слов, образов, фраз. Ход урока I. Слово учителя Почему   герои   Платонова   так   самозабвенно   верят   в   социализм?   Специфика народного   сознания   —   мифологизированность   —   фантастическое   объяснение   мира   и человека, подмена реально существующих связей иллюзорными, принимаемыми на веру. Это объясняется непросвещенностью, языческими традициями, тяжелейшими условиями жизни (отсюда — вера в доброго царя и в коллективный разум общины). Поэтому язык повести метафоричен, нарочито косноязычен, афористичен («Дети — это время, созревающее в свежем теле», «Коммунизм — это детское дело», «Лучше бы я комаром родился — у него судьба быстротечна»). II. Обсуждение вопросов домашнего задания Метафоры, образы­символы:                     Ключевые слова и фразы: Котлован                                                          Масса Дом­мечта                                                        План Образ Ленина                                                  Темп Колхоз имени Генеральной Линии                Энтузиазм Гробы                                                               Будущее Медведь                                                           Терпение Плот                                                                 Истина Ребенок                                                            Одиночество Образ смерти                                                   Душа Образ правдоискателя                                     Смысл жизни                                                                           Я — ничто Комментарий учителя: Абстрактные понятия у Платонова доступны осязательному ощущению: «Чиклин... погладил забвенные всеми тесины отвыкшей от счастья рукой», «он не знал, для чего ему жить иначе — еще вором станешь или тронешь революцию». Фразеологизм «докопаться до истины»   получает   в   контексте   «Котлована»   предметное   значение:   рабочие,   роющие котлован,   пытаются   докопаться   до   основ   «будущего   невидимого   мира»,   до   истины   и «вещества существования». Метафоре возвращается ее прямое значение. Реализация   метафоры   регулярно   используемый   Платоновым   художественный прием. Настя: «Попробуй, какой у меня страшный жар под кожей. Сними с меня рубашку, а   то   сгорит,   выздоровлю   —   ходить   не   в   чем   будет!».   Стандартная   публицистическая метафора «костер классовой борьбы» в устах Софронова становится конкретной: «Мы уже не чувствуем жара от костра классовой борьбы, а огонь должен быть: где же тогда греться активному персоналу?». Метафорический язык становится моделью фантасмагорической реальности, в которой обитают персонажи. III. Беседа — Что является предметом изображения в повести?(В   повести   Платонова   и   широкая   панорама   жизни   (промышленность, строительство,   сельское   хозяйство,   образование,   управление),   и   ее   философское осмысление   (поиски   смысла   жизни,   проблема   одиночества   человека,   стремление   к истине, проблема личности).) — Кто является выразителем мыслей автора? (Обсуждение.) — Как вы понимаете позицию автора, его отношение к изображаемому? (Обсуждение.) — Как развивается в повести чувство тревоги за будущее, за саму жизнь? (В   «Котловане»   тревога   накапливается   и   растет   с   каждым   поворотом повествования.   Трагедия   одиночества   и   непонятости   обществом   наложила определенный   отпечаток   на   платоновского   героя­правдоискателя,   «измученного заботой   за   всеобщую   действительность   и   поисками   «коммунизма   среди самодеятельности народа». Платонов пишет о необратимом и все углубляющемся распаде всех социальных и нравственных связей в обществе. Идет превращение жизни в ее экскременты и истирание всего живого в прах: зажиточные мужики заготовляют гробы   впрок   и   ложатся   в   них   с   началом   раскулачивания;   полуголый   крестьянин, пришедший   за   гробами,   покрывается   со   спины   «почвой   нечистот   и   обрастает «защитной шерстью».) IV. Заключительное слово учителя Какой же вывод делает Платонов? В «Котловане» нет надежды на будущую жизнь: в основе дома­мечты — гроб с телом ребенка — девочки Насти (вспомним Достоевского —   Иван   Карамазов,   говоря   о   «слезинке   замученного   ребенка   в   основании   мировой гармонии»,   утверждал   несостоятельность   Царства   небесного).   «Я   теперь   ни   во   что   не верю!» — итог строительства новой жизни и нового человека. Однако в записных книжках Платонова есть фраза: «Мертвецы в котловане — это семя будущего в отверстии земли». Все, оказывается, не так просто. Подумаем над этим в сочинении. Домашнее задание Подготовка к сочинению по произведениям Е. Замятина и А. Платонова.

Посмотрите также