Урок литературы на тему : "В.В. Маяковский и революция"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 04.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

• духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в совре-менном мире; формирование воспитание гуманистического мировоззрения, националь¬ного самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; • развитие представлений о специфике литературы в ряду других ис¬кусств; культуры читательского восприятия художественного текста, пони¬мания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности ли-тературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художествен-ного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
Иконка файла материала Урок литературы вводный53.doc
Урок литературы.  В. В. Маяковский и революция Цель урока: показать творчество Маяковского советского периода как отражение революции. Оборудование урока: иллюстрации к «Окнам сатиры» и рисунки Маяковского. Методические приемы: лекция с элементами беседы; анализ стихотворений. Ход урока I. Слово учителя Маяковский своим даром выразил пафос эпохи, сутью которой явились мировая и гражданская   войны.   Его   революционность   —   уловленный   его   талантом   дух   нового времени,   сменившего   эпоху   Чехова.   Атмосфера   зыбкости,   неустойчивости,   нервности, беспокойства сменилась атмосферой ненависти в эпоху всеобщей конфронтации, идейной и классовой непримиримости. Открыл   это   основное   чувство   эпохи   Блок,   уже   в   «Двенадцати»   писавший   о ненависти ко всему, что «не наше», затем Есенин в «Анне Снегиной» показал, каких людей революция отвергла и выбросила, а каких вынесла на поверхность. В отличие от Блока, слышавшего   в   революции   музыку   катастрофы,   Маяковский   уловил   маршевую   поступь времени. II. Чтение и анализ стихотворений 1. Читаем «Левый марш», 1918.  —  Найдите в стихотворении конкретные приметы революционной эпохи. Какова их роль в установлении контакта поэта и аудитории, которой адресован «Левый марш»? 2. Революцию он ждал, жаждал, предрекал, это была его стихия, ей он посвятил свою «Оду» (1918) Читаем ее. — Какое значение имеет антитеза в этом стихотворении? Антитеза   (противопоставление)   пронизывает   все   произведение.   На   антитезе построены   оксюмороны   (сочетание   противоположностей),   характеризующие   революцию: «О,   звериная!   /   О,   детская!   /   О,   копеечная!   /   О,   великая!».   Антитеза   передает противоречивость,   «двуликость»   революции,   которая   может   обернуться   и   «стройной постройкой», и «грудой развалин». Революция «шлет моряков / на тонущий крейсер, / туда, /   где   забытый   /   мяукал   котенок»,   она   же   «прикладами   гонит   седых   адмиралов   /   вниз головой / с моста в Гельсингфорсе». Последние строки раскрывают суть этих контрастов революции   —   отношение   к   ней   обывателя   и   человека   будущего,   поэта:   «Тебе обывательское   /   —   о,   будь   ты   проклята   трижды!   —   /   и   мое,   /   поэтово   /   о, четыреждыславься, благословенная!» Обыватель, то есть обычный человек, может слать свои проклятия революции — его дни сочтены. Есть, грубо говоря, два класса: «мы», сконцентрированные вокруг партии большевиков  (заметим, как лирическое  «я» сменяется лирическим  «мы»), и «они», все остальные — троцкисты, деникинцы, попы, кулачье, вредители и т. п., которые должны быть сметены. Такова логика революции. Жестокость, по этой логике, лишь средство для достижения великой цели: сделать нового счастливого человека в новом, преображенном революцией мире. III. Задание Найти   в   стихотворениях   Маяковского   художественное   воплощение   идей революции:   «Товарищу   подростку»,   «Перекопский   энтузиазм»,   «Владимир   Ильич!»«Молодая гвардия», «Марш 25 тысяч», «Барабанная песня», «Урожайный марш» и т. д. (на выбор). IV. Беседа —  Как   в   творчестве   Маяковского   утверждаются   две   основные   темы:   образ революции и образ нового человека (часто поэта)? Часто   эти   темы   тесно   переплетаются.   Поэт   ощущает   себя   бойцом   революции, считает обязанностью и честью служить ей: «Моя революция!» В стихотворении «Приказ по   армии   искусства»   он   призывает:   «На   баррикады!   —   /   баррикады   сердец   и   душ», подгоняет   своих   товарищей­футуристов:   «Довольно   шагать,   футуристы,   /   в   будущее прыжок!» Поэт считает, что новому искусству принадлежит в революции решающая роль: «Все совдепы не сдвинут армий, / если марш не дадут музыканты». Революция, как кажется поэту, дала свободу действий, и действовать надо с размахом: Довольно грошовых истин. Из сердца старое вытри. Улицы — наши кисти. Площади — наши палитры. Книгой времени Тысячелистой Революции дни не воспеты. На улицы, футуристы, Барабанщики и поэты! —  Как   по­вашему,   произошли   ли   после   революции   перемены   во   взглядах Маяковского? Находим переклички дооктябрьской лирики с лозунгами из поэмы «150 000 000», из стихотворений «Приказ по армии искусств» и других: «Партия — рука миллионопалая, сжатая в один громящий кулак»; «Клячу истории загоним...»; «Время пулям / по стенке музеев тенькать» и т. д. V. Слово учителя Задача поэта, по Маяковскому, помочь средствами искусства общему делу борьбы за социализм. Для этого он пошел работать в РОСТА (Российское телеграфное агентство), в   «Окна   сатиры»,   где   за   два   года   сделал   около   трех   тысяч   плакатов.   Жанр   плаката, конечно, не поэзия, но надо делать то, что полезно революции, считал Маяковский. Этот критерий — полезно или вредно для революции — стал основным в его творчестве. Рекомендация для учителя Возможно   прослушивание   доклада­сообщения   о   работе   Маяковского   в   РОСТА, демонстрация плакатов. В работе над плакатами в «Окнах сатиры» Маяковский проявил свой сатирический талант. Если в предреволюционные годы сатира поэта была направлена на «жирных», на «буржуев», то в двадцатых годах мишенью сатиры стали враги революции. Этих врагов не надо искать далеко, они разлагают революцию изнутри. VI. Чтение и анализ стихотворений 1. В стихотворении «О дряни» (1920—21) Маяковский наносит удар по мещанству (читаем стихотворение). — От какой опасности предостерегает Маяковский?Мещанин   —   замаскированный   под   советского   работника   враг,   считает Маяковский.   Поэт   издевается   над   «мразью»,   сумевшей   приспособиться,   «оперенья переменив»,   к   новым   условиям,   свить   себе   «уютные   кабинеты   и   спаленки».   Мещанин опасен   тем,   что   ловко   втирается   в   государственный   аппарат,   порождая   болезнь обюрокрачивания учреждений. Страшна и атмосфера, которую несет в себе мещанство: ему так удобно «в тине». — Какую роль играют детали в стихотворении? Выразительно рисует Маяковский подробности быта: непременная алая рамочка для портрета Маркса;  газета «Известия», служащая  подстилкой котенку. Это фон для лоснящейся   самодовольством   «мрази»,   советского   чиновника,   озабоченного   лишь собственным   благополучием,   и   его   супруги,   «товарища   Нади»,   для   которой   эмблемы революции серп и молот — лишь непременный узор на платье. Такие люди только опошляют представления, связанные с революцией. Даже слово «Реввоенсовет»   оказывается   связано   для   «товарища   Нади»   с   балом,   на   котором   она собирается «фигурять». — Какие еще приемы сатирического изображения есть в стихотворении? Слова   сниженной   лексики   подчеркнуты   своим   положением   на   концах   строк: «мурло   /   мещанина»;   «зады»;   «мразь»;   «тихоокеанские   галифища».   Выразительная гипербола:   «намозолив   от   пятилетнего   сидения   залы,   /   крепкие,   как   умывальники». Мещанский символ — канарейка — оказывается страшнее Врангеля. В целом получается абсурдная картина. Она нас олько возмутительна, что портрет Маркса не выдерживает и «орет»   караул.   Эксцентрический   вывод   стихотворения:   «Скорее   /   головы   канарейкам сверчите — / чтоб коммунизм / канарейками не был побит!» 2. Читаем и анализируем стихотворение «Прозаседавшиеся» (1922). Подчеркиваем сатирическую   направленность,   развитие   традиций   Салтыкова­Щедрина,   абсурдность бюрократической   машины,   имитирующей   деятельность;   основные   приемы   сатиры   — реализация метафоры, гротеск, фантастика. VII. Чтение и анализ стихотворений, приготовленных дома VIII. Заключительное слово учителя Через   революцию   Маяковский   обретает   родину,   ранее   для   него   как   бы   не существовавшую. Гордость своей революционной эпохой превалирует в его произведениях. Восприняв революцию как первый акт преображения жизни, поэт ищет людей, способных продолжить дело строительства новой жизни. Воплощение мечты об идеальном человеке он увидел в Ленине. Ему посвящена поэма «Владимир Ильич Ленин» (1924): «Голосует сердце — я писать обязан по мандату долга». Хотя в Ленине подчеркиваются черты «самого земного» человека, этот образ идеализирован, дан как образец, как пример. К десятилетию Октября написана  поэма «Хорошо!», в которой показано пробуждение сознания массы людей, а революция дана как исторически неизбежное и организованное явление. В финале поэмы   —   настроения   победительной   эйфории:   «И   жизнь   хороша,   и   жить   хорошо!»; «Славьте,   молот   и   стих,   /   землю   молодости».   Многие   строки   этой   поэмы   стали афоризмами, лозунгами советской эпохи: «Отечество / славлю, / которое есть, / но трижды — / которое будет»; «И я, / как весну человечества, / рожденную / в трудах и в бою, / пою / мое отечество, / республику мою!» Маяковскому, как мы увидели, был свойствен не только оптимистический, но и критический  взгляд на настоящее и будущее. Это выразилось  и в стихотворениях, и в драматических произведениях поэта. Об одном из них поговорим на следующем уроке.Домашнее задание Читать пьесу Маяковского «Клоп».

Посмотрите также