Урок литературы "Научные истины в поэтической форме в стих. М.В. Ломоносова «Случились два Астронома в пиру…». 5 класс
Оценка 4.9

Урок литературы "Научные истины в поэтической форме в стих. М.В. Ломоносова «Случились два Астронома в пиру…». 5 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
29.05.2017
Урок литературы "Научные истины в поэтической форме в стих. М.В. Ломоносова «Случились два Астронома в пиру…». 5 класс
Урок литературы в 5 классе при изучении творчества М. Ломоносова. Урок позволяет узнать историю жизни Ломоносова, о научных открытиях русского ученого. На уроке дети получают первые навыки анализа поэтического текста, создаются условия для развития навыков работы с текстом (понимание содержания, анализ, идея стих.)
Из древнерус лит-ры, уроки 8-9.docx
Из древнерусской литературы                                          Урок 8. Тема:  Возникновение древнерусской литературы.  «Подвиг отрока­ киевлянина и хитрость воеводы Претича»                                  Цели:  Образовательные:  знакомство учащихся  с древнерусской литературой, историей ее  возникновения,  жанрами. Усвоение знаний  об особенностях древнерусской литературы на  примере отрывка из  «Повести временных лет»  Развивающие: развивать умение работать с книгой, конкретно, полно и доказательно отвечать на  вопросы. Воспитательные: воспитание уважительного отношения к прошлому России.  1. Сообщение целей и задач урока. Запись темы в тетрадь. Структура урока. Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской  2. литературы. Летописание. «Повесть временных лет» как литературный памятник  Слово учителя.       Начало письменности у восточных славян связано с Крещением Руси в 998 году во время  княжения в Киеве Владимира Святославича, внука княгини Ольги. На Русь письменность пришла  из Болгарии, где братья Кирилл (ок. 827—869) и Мефодий (ок. 815—885) создали славянскую  азбуку и впервые перевели богослужебные книги с греческого на церковнославянский язык.       Вместе с письменностью на Русь пришли различные жанры византийской христианской  литературы: житие, поучение, слово.       В XI веке на Руси возникает летописание. Во время княжения Ярослава Мудрого в  Киеве при дворе митрополита, в те времена главного церковного иерарха на Руси, был создан  «Древнейший Киевский свод», т. е. были записаны рассказы об основных событиях на Руси с  древнейших времен.       Постепенно летописцы начинают записывать не только то, что было, но и то, что происходит в  настоящее время, указывают год, месяц, число и даже день недели. Такие записи получили  название погодных записей, т. е. записей по годам. Повествование начиналось словами «В лето...»  (т. е. «В год...») — отсюда и название летопись.      * Запишем  на доске и в тетради:       Летопись. Летописание. Погодная запись (год). (Выделим корни слов.)       В 1073 г. монах Киево­Печерского монастыря Никон Великий, используя «Древнейший  Киевский свод», составил «Первый Киево­Печерский свод». В результате нескольких  переработок возникает летописный свод, который мы сейчас называем «Повесть временных лет».  Нам она известна по более поздним летописным сводам — Лаврентьевской и Ипатьевской  летописям.       Летописи сложны по составу. В них есть погодные записи — краткие и развернутые; рассказы  о походах и смерти князей, сведения о затмениях солнца, луны, об эпидемиях и пожарах. В  летописи включались тексты грамот, договоров, переложения устных исторических преданий,  жития, поучения. В русской культуре летописание играло очень важную роль: оно помогало людям узнавать об  истории своего народа, о том, что такое добро и зло, как надо и как не надо поступать человеку. 3. Чтение статьи учебника, стр.47. задание: когда возникла др­р. лит­ра и  когда  завершилась. Запишем : конец 10 века – 17 век.   4.  «Подвиг отрока­киевлянина и хитрость воеводы Претича»        Вводная работа. .      Повествование о подвиге отрока­киевлянина начинается словами: «В лето 6476 (968)». Это значит, что события происходили в 6476 году от Сотворения мира. В Древней Руси было  принято летоисчисление не от Рождества Христова, как считаем мы года сейчас, а от Сотворения  мира. В скобках современными учеными­историками для нашего удобства указан тот же год по  современному летоисчислению.       Святослав (?—972), великий князь киевский, был исключительно деятельным князем.  Начиная с 964 года он совершал походы из Киева на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и  Балканы. Он освободил вятичей от власти хазар, воевал в Волжской Болгарии, разгромил в 965 г.  Хазарский каганат, что способствовало укреплению внешнеполитического положения Руси. В  967 г. он отправился в поход в Болгарию, чтобы отвоевать у нее земли по Дунаю. Туда, в  небольшой городок Переяславец на Дунае, Святослав хотел перенести столицу Руси.       В это время земли, на которых жили разгромленные Святославом хазары, заняли новые  кочевники — печенеги. Когда Святослав с дружиной был в Переяславце, далеко от родного  Киева, печенеги впервые напали на стольный град, о чем и рассказывает нам летописный отрывок.       В 970—971 гг. Святослав вновь оказывается на Балканах, где в союзе с венграми и болгарами  ведет русско­византийскую войну. При возвращении домой в 972 г. князь Святослав был убит  печенегами у днепровских порогов.       Киев в те времена был обнесен крепостной стеной с воротами и располагался на высоком  холме над Днепром, там, где в Днепр впадает небольшая речка Лыбедь. Печенеги окружили город, но на том берегу собрались русские люди — «люди той стороны Днепра», и они могли бы помочь  осажденным.       Отрок (устар.) — мальчик­подросток в возрасте между ребенком и юношей, 9—15 лет. В  Древней Руси словом отрок называли также княжеских слуг. В «Повести временных лет» речь  идет не о подростке, а об одном из княжеских слуг.      5. Комментированное чтение учителем отрывка из повести, стр. 48.       6.  Беседа по  содержанию текста.       — Когда происходили описываемые события?       — Кто княжил в Киеве? ( В Киеве в 968 г. княжил Святослав, сын убитого князя Игоря и  княгини Ольги.)       — Что вы знаете о княжении Святослава?       — Кто такие печенеги? Почему они напали на Киев? (Сноска, стр.47.)       — Как вы понимаете слово отрок?       — Как поступил отрок, чтобы спасти город?       — Что угрожало отроку, если бы враги догадались, что он киевлянин, а не печенег?       — В чем была хитрость воеводы Претича?       — С какими словами обратились жители города к Святославу?      ­     Чем заканчивается повесть? Что хотел сказать автор7      7. Словарная работа.       Ученики читают текст по абзацам, отмечая незнакомые и редкие слова, выписывая их и объясняя, подбирая синонимы. Работа может быть как коллективной, так и индивидуальной в  зависимости от уровня литературного развития класса.       Затворилась Ольга в Киеве — приказала закрыть, затворить ворота.       Изнемогали люди от голода и жажды — не могли больше терпеть голод и жажду.       Ладья — большая лодка.       Тужить — горевать.       Стан печенегов — становище, походный лагерь печенегов.       Дружина — отряд воинов на службе у князя.       Воевода — предводитель дружины.       Княжичи — дети князя.       Умчим — быстро перевезем.       Я муж его (князя) — я служу князю.       Пришел в сторожах — возглавил передовой отряд.       Отчина — владение, которое досталось по наследству от отца.       Сокрушался — сильно печалился.       Прогнал печенегов в поле — прогнал печенегов в степи в междуречье Днепра и Волги, где они  обитали. сторожа – передовые, разведывательные отряды муж – богатый знатный человек 8. Итог урока. Рефлексия. ­ Когда возникла и развивалась дрр. лит­ра? ­ Какие жанры дрр. лит ­ры запомнили? ­ Что такое летопись?  ­Почему нам важно читать, изучать летописи?             Домашнее  задание: Подготовить выразительное чтение и пересказ отрывка из «Повести временных лет» — «Подвиг  отрока­киевлянина и хитрость воеводы Претича» стр.48­50. Тема: «Подвиг отрока­киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки Урок 9 фольклора в летописи.  «Прошлое должно служить современности!» (Д. С. Лихачев) Цели:  Образовательные: обучение выразительному чтению. Развивающие: развитие первоначальных навыков анализа текста, умений полно и доказательно  отвечать на вопросы, сравнивать, наблюдать и делать выводы. Воспитательные: создание условий для воспитания чувства патриотизма.  Оборудование: Структура урока. 1. Сообщение целей урока, задач.    2. Анализ повести  «Подвиг отрока­киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки  фольклора в летописи       * Аналитическая беседа. ­­  О чем рассказывается в повести? Скажите одним (или 2) предложениями.(О том, как юноша  спас жителей города от врагов при помощи хитрости).Итак, мы сформулировали тему повести. ­­ Какой подвиг совершил отрок­киевлянин? Какие черты характера проявил при этом? (Вызвался пойти, пошел один, обхитрил врагов, передал слова людей. Рисковал своей жизнью, бесстрашие,  мужество, силу… и все ради своего народа и родины.) ­­Что хотел показать автор, рассказывая нам эту историю? (Подвиги древних людей, их борьбу за  независимость, их любовь к своей Родине) Да, это основная мысль повести, именно ради этого  автор включил рассказ о молодом киевлянине в «Повесть…»  3. Анализ языковых и стилистических средств. Беседа.       — Мог ли летописец сам быть свидетелем этого события?    (Рассказ об этом событии,  вероятнее всего, он записал с чьих­то слов.   Перечитывая летописное повествование, дадим детям почувствовать, что рассказ ведется  спокойно, так, как звучит разговорная речь. Сравним дату, к которой приурочен летописный  рассказ об осаде Киева печенегами (968 год, т. е. X век), и дату составления первого летописного  свода (начало XI века).       — Обратите внимание на повторение союзов и, а. Какую роль они играют в тексте? (2­й  вопрос из учебника, с. 49.) (Союзы и, а придают ритмичность и плавность повествованию, приближают его к устной речи, т. е. к фольклору.)       Отметим еще несколько стилистических особенностей. — Что вы можете сказать о диалогах в тексте? Как их можно назвать: многословными или  лаконичными? ( Для диалогов с отроком, так же как и для других диалогов в летописном отрывке, характерны  лаконичность (краткость и точность), простота.)       — Часто ли встречаются в отрывке прилагательные, существительные, глаголы? Почему?      ( Если обратить внимание на особенности языка летописного отрывка, то можно заметить, что  в тексте очень редко встречаются прилагательные. В основном мы видим существительные и  глаголы.       Глаголы очень выразительны, например: затворились, изнемогали, тужить, устремились,  умчим, подступите, погубит, затрубили, закричали, пригрозить, сокрушался, собрал, прогнал.  Это говорит о том, что для людей того времени очень важное значение имели не только свойства  или качества предметов, но и их действия.  4.Прослушивание  рассказа . Фонохрестоматия. Вопросы 1,2 на стр.52­53 как один.   5.Художественный  пересказ с сохранением стилистических особенностей  текста.      Подобный пересказ — задача очень сложная для пятиклассников. Пересказать полный  текст так, как это необходимо, практически невозможно для детей 10—11 лет. Перед нами не  стоит задача контроля, нам важно научить детей пересказу с сохранением стилистических  особенностей. Лучше всего работу построить так: один ученик (более слабый) читает  выразительно отрывок (ориентировочно размером с первый абзац), второй вслед за ним  пересказывает, и т. д.   6.Литература и изобразительное искусство.      Описание иллюстрации А. Иванова, стр 49.     Андрей Иванович Иванов жил в 1776—1848 гг., т. е. в конце XVIII — начале XIX в. В это время  в искусстве России царили принципы классицизма, который обращался к наследию Древней  Греции и Древнего Рима как к норме и идеальному образцу. Одним из главных отличий русского  классицизма было стремление художников отобразить в искусстве идеи гражданственности и  патриотизма (любви к родине).       Картина А. И. Иванова «Подвиг молодого киевлянина» была создана около 1810 года (через  два года после ее создания начнется Отечественная война 1812 года с Наполеоном). Художник  берет сюжет из русской летописи, который перекликается с одним из сюжетов истории Древнего  Рима о том, как молодой римлянин подобным образом спас город от нашествия галлов.       Художник не стремится к исторической достоверности костюмов и пейзажа. Для него важнее  показать патриотический порыв юноши, спасающего свою родину от врагов.       Мы видим юношу, который, перебежав через стан врагов, на берегу реки скинул с себя одежду и торопится броситься в воду, чтобы переплыть реку. За фигурой юноши мы видим вороного коня с развевающимися хвостом и гривой, над ним на фоне грозно темнеющего вечернего неба  распластались кажущиеся черными ветви дерева. Правее коня мы угадываем бледные силуэты  вражеских всадников, скачущих, чтобы догнать героя. За ними — контур крепостных стен  осажденного печенегами Киева.       В нижнем левом углу мы видим полоску реки, окаймленную травой. На берегу, опершись  рукой о речное песчаное дно, лежит русский богатырь в кольчуге, в груди его торчит оперенная  стрела. Другую стрелу, уже вынутую из раны, он держит в правой руке. Лицо его выражает  страдание и надежду, что юноша спасет родную землю, за которую воин пролил свою кровь. Левая рука его приподнята, словно своим жестом он хочет благословить отрока, но сил ему не хватает.  Серебристая кольчуга, на которую отбрасывает отсвет плащ юноши, алый ремень и алые же  элементы одежды связывают образы отрока и раненого воина в одно смысловое целое.       Главный герой картины, киевский отрок, изображен обнаженным. В правой руке у него  уздечка, он придерживает алый развевающийся плащ, благодаря которому передается  стремительность движения юноши. Алый цвет символизирует собой героизм. Русые кудри его развеваются, тело напряжено в беге так, что мы видим упругие мышцы героя. В лице его  сосредоточенность, стремление, но не страх. Он хочет добраться до русского войска, но не  желание остаться в живых движет им: его задача — передать воинам важную весть. Тело его  освещено светом зари, которая занимается слева, за рекой, где стоят войска русского воеводы  Претича. Мы догадываемся, что с помощью образа зари художник хотел передать идею  освобождения от врагов.       С помощью картины художник рассказывает нам, как через тревогу, страх и темноту человек  стремится к свободе, к победе над врагами.      7. «Прошлое должно служить современности!» (Д. С. Лихачев)       Читаем статью учебника, составленную по книге Д. С. Лихачева «Земля родная» (с. 49),  обсуждаем ее, отвечая на вопросы (с. 49—50).       — Какое положение занимают герои прочитанного вами летописного рассказа «Подвиг  отрока­киевлянина и хитрость воеводы Претича»?(1­й вопрос.)       Герои прочитанного летописного рассказа в большинстве своем занимают в обществе высокое  положение: Претич — воевода, он заключает мир с печенежским князем; Святослав — русский  князь, княгиня Ольга — его мать. Не занимает высокое положение только отрок, но княжеский  слуга — это не простолюдин, и его можно по справедливости назвать выдающимся храбрецом.       — Как вы понимаете слова Д. С. Лихачева: «Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери — Древней Руси»? (2­й вопрос.)       Мы должны быть благодарными сыновьям Древней Руси за то, что они в тяжелой борьбе с  захватчиками отстояли независимость нашей земли, подавая нам пример внутренней силы и  душевной стойкости. Наша признательность может выражаться в бережном отношении к  памятникам русской старины, во вдумчивом и внимательном изучении истории и в заботе о  красоте и процветании нашей современной России. Наша страна — это наше наследство, и мы  должны заботиться о ней и потом передать нашим детям.       — Может ли повествование об отроке­киевлянине «служить современности»? (3­й вопрос.)       Повествование о подвиге отрока­киевлянина может служить современности, являя пример  мужества и самоотверженности ради спасения родной земли.     8. Итог урока.    ­ Понравился ли вам рассказ из древней летописи? Почему?      9. Домашнее задание.  Вспомнить басни, которые изучали в начальной школе.       Индивидуальное задание       Подготовить рассказы о детстве М. В. Ломоносова, о годах его учения, о научных открытиях,  о литературной деятельности.

Урок литературы "Научные истины в поэтической форме в стих. М.В. Ломоносова «Случились два Астронома в пиру…». 5 класс

Урок литературы "Научные истины в поэтической форме в стих. М.В. Ломоносова «Случились два Астронома в пиру…». 5 класс

Урок литературы "Научные истины в поэтической форме в стих. М.В. Ломоносова «Случились два Астронома в пиру…». 5 класс

Урок литературы "Научные истины в поэтической форме в стих. М.В. Ломоносова «Случились два Астронома в пиру…». 5 класс

Урок литературы "Научные истины в поэтической форме в стих. М.В. Ломоносова «Случились два Астронома в пиру…». 5 класс

Урок литературы "Научные истины в поэтической форме в стих. М.В. Ломоносова «Случились два Астронома в пиру…». 5 класс

Урок литературы "Научные истины в поэтической форме в стих. М.В. Ломоносова «Случились два Астронома в пиру…». 5 класс

Урок литературы "Научные истины в поэтической форме в стих. М.В. Ломоносова «Случились два Астронома в пиру…». 5 класс

Урок литературы "Научные истины в поэтической форме в стих. М.В. Ломоносова «Случились два Астронома в пиру…». 5 класс

Урок литературы "Научные истины в поэтической форме в стих. М.В. Ломоносова «Случились два Астронома в пиру…». 5 класс

Урок литературы "Научные истины в поэтической форме в стих. М.В. Ломоносова «Случились два Астронома в пиру…». 5 класс

Урок литературы "Научные истины в поэтической форме в стих. М.В. Ломоносова «Случились два Астронома в пиру…». 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2017