Урок литературы по теме: " Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки." 5 класс
Оценка 4.7

Урок литературы по теме: " Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки." 5 класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
29.05.2017
Урок литературы по теме: " Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки." 5 класс
повторить малые жанры фольклора; объяснить поучающий смысл пословиц и поговорок; показать сходство и различие двух жанровых форм; 2 урок литературы, который развивает речь учащихся через комментированное чтение пословиц, написание письменных ответов на поставленные вопросы, развивает умения находить черты сходства и различия, составлять таблицу. На уроке учащиеся приобщаются к активному усвоению общечеловеческих ценностей, нравственной, интеллектуальной и эмоциональной культуре. На уроке создаются условия для воспитания любви к Родине, своему народу, прошлому страны, духовному богатству и родному языку; любви к фольклорным традициям русского народа.
малые жанры .docx
Урок 2. Тема: Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки. Цели: обучающие: повторить малые жанры фольклора; объяснить поучающий  смысл пословиц и поговорок; показать сходство и различие двух жанровых  форм; развивающие: развитие речи учащихся через комментированное  чтение  пословиц, написание письменных ответов на поставленные вопросы,  сочинение мини­рассказов, развитие умения находить черты сходства и  различия, составлять  таблицу. воспитательные: приобщение детей к активному усвоению  общечеловеческих ценностей, нравственной, интеллектуальной и  эмоциональной культуре; воспитывать любовь к Родине, своему народу,  прошлому страны, духовному богатству и родному языку; воспитание интереса, любви к фольклорным традициям русского народа. Оборудование: словарь литературоведческих терминов; распечатки  пословиц, поговорок, оформленные на доске. ИКТ: презентация «Малые жанры фольклора» Эпиграф к уроку: «Вот как хорошо сочиняют мужики. Всё просто, слов  мало, а чувства много». Л.Н. Толстой Структура  урока. I. Оргмомент. Сообщение целей, задач урока. II. Актуализация знаний. Беседа. Вступительное слово учителя: ­ Ребята, что такое фольклор? (УНТ) Чтение и комментарий эпиграфа. Стр.  7­8.  ­ Какие малые жанры фольклора вы знаете? (колыбельные песни, потешки, пестушки, заклички, приговорки, считалки,  дразнилки, скороговорки, небылицы, пословицы, поговорки, загадки и т.д.) ­ Хорошо, названия жанров вы знаете, а теперь попробуйте  определить, к  какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты.  Докажите. Презентация «Малые жанры фольклора» 1) От топота копыт пыль по полю летит (скороговорка). 2) Зимою греет, Весною тлеет, Летом умирает, Зимой оживает (снег). (загадка) 3) Киса, кисонька, коток,                  Баю­ баюшки­ баю Киса ­ серенький хвосток,            Не ложися на краю… Приходи, киса, ночевать, Приди Васеньку качать… (колыбельная песня) 4) Матушка – репка,                          Весна, весна красная, Уродись крепка,                               Приди, весна, с солнышком, Капуста  ­ виласта.                          Растопи льды тяжелые… Будь пудаста! (закличка) 5) А у нас во дворе Поросёнок рылся И нечаянно хвостом К небу прицепился.  (небылица) 6) Ехали, ехали В лес за орехами, По кочкам, по ямкам, Бух, и провалились.   (потешка) 7) Скачет галка по ельничку, Бьёт хвостом по березничку. Наехали на галочку разбойнички, Сняли они с галки синь кафтан. Не в чем галочке по городу гулять, Плачет галка, да негде взять…  (прибаутка) 8) Потягунчики, порастунчики! Роток – говорунюшка, Руки – хватунюшки, Ноги – ходунюшки.   (пестушка) 9) Мышка, мышка, На тебе зуб костяной, А мне дай стальной.  (приговорка) 10) Раз, два – упала гора, Три, четыре – прицепило, Пять, шесть – бьют шерсть, Семь, восемь – сено косим, Девять, десять – деньги весить.   (считалка) 11) Ласковое слово слаще мёда.  (пословица) 12) Обманули дурака На четыре кулака, На пятое – стуло, Чтоб тебя раздуло! На шестое ­ колесо, Чтоб тебя разнесло.   (дразнилка) 13) Семь пятниц на неделе.   (поговорка) III. Изучение нового материала: 1. Вводная беседа ­ Ребята, сегодня на уроке мы с вами подробно познакомимся с жанрами  пословиц и поговорок. Скажите, какие пословицы и поговорки вы знаете? (Ответы учащихся) ­ Часто ли вы употребляете их в своей речи или слышите от окружающих? (Ответы учащихся) ­ А вот прежде чем сказать их, вы думаете, какую из пословиц или поговорок  лучше произнести? (Нет. Они, в основном, возникают в сознании человека непроизвольно. Это  метко подмеченное происшествие, случай.) ­ Ребята, давайте с вами приведём примеры такого употребления и дадим  комментарий, почему мы так говорим. (Примерные ответы: 1. «Знал бы, где упасть, соломки постелил» ­ если случайно упадёшь,  поскользнешься. 2. «Видит соринку в чужом глазу, а в своём бревна не замечает» ­ о  навязчивых нравоучениях, замечаниях постороннего человека. 3. «Семеро одного не ждут» ­ об опоздавшем.   и т.д.) 2. Работа с литературоведческим словарём. ­ Ребята, а теперь давайте найдём определения пословицам и поговоркам в  литературоведческом словаре, прочитаем их и запишем себе в тетради. Учебник, стр.294 (дети выписывают определение пословицы) Учитель поясняет: Пословица – народная мудрость, переходящая от поколения к поколению  и поддерживающая уклад народной жизни, духовный и нравственный облик  народа. Пословица имеет прямое и переносное значение. Например, одна пчелка не много меду натаскает. (Прямой смысл касается животного мира: пчелы живут роями,  трудятся сообща. Переносный смысл в том, что и человеку трудно одному выполнить  большую работу, а все вместе, дружно люди смогут многое.) а) С кем соль­хлеб водишь, на того и походишь. (Эта пословица о дружбе, прямой смысл в том, что долгие годы  дружбы сильно сближают людей:  у  них  общие  привычки, вкусы и т. п. Переносный смысл. В  ней  может  содержаться  упрек  (если речь идет о дружбе с людьми дурными, недостойными быть  примером), а может – похвала, т.е. зависит от контекста ) б) Лес рубят – щепки летят. (Прямой смысл в особенностях процесса рубки: о щепках никто не  думает при такой трудоемкой работе. Переносный – во время тяжелого испытания часто страдают  невинные, не причастные к этому делу люди. Поговорка – (диктую)краткое образное выражение, метко определяющее  какое­либо явление жизни; в отличие от пословицы лишена обобщающего  поучительного смысла ­ Приведите примеры пословиц и поговорок. 3. Сравнительный анализ: ­ Ребята, давайте с вами определим, в чём заключаются сходство и различие  между пословицами и поговорками. Обсуждение и заполнение таблицы «Сходства и различия пословиц и  поговорок» Пословица Поговорка Сходство Краткость Ритмичность Рифмованность Отражение народной мудрости Различие Законченное суждение Выражение мысли, к которой народ  пришёл через вековой опыт Всегда поучительна, из каждой следует  вывод, который полезно принять к  сведению Нет законченного суждения: она лишь его  часть Образ, замещающий обычное слово: «Лыку не  вяжет» вместо «пьян» Часто является средством речевой  характеристики человека Пословица имеет прямое и переносное значение. Например, одна пчелка не много меду натаскает. (Прямой смысл касается животного мира: пчелы живут роями,  трудятся сообща. Переносный смысл в том, что и человеку трудно одному выполнить  большую работу, а все вместе, дружно люди смогут многое.) ­ Объясните следующие пословицы. а) С кем соль­хлеб водишь, на того и походишь. (Эта пословица о дружбе, прямой смысл в том, что долгие годы  дружбы сильно сближают людей:  у  них  общие  привычки, вкусы и т. п. Переносный смысл. В  ней  может  содержаться  упрек  (если речь идет о дружбе с людьми дурными, недостойными быть  примером), а может – похвала, т.е. зависит от контекста ) б) Лес рубят – щепки летят. (Прямой смысл в особенностях процесса рубки: о щепках никто не  думает при такой трудоемкой работе. Переносный – во время тяжелого испытания часто страдают  невинные, не причастные к этому делу люди.) 4. Контроль выполнения дом задания. Учебник, стр.6, задание 1. По  вариантам (6), письменно: запишите пословицу, объясните, как вы ее  понимаете. 5. Чтение нескольких работ и их обсуждение. Остальные собираются  и  проверяются после урока. V. Подведение итогов урока, рефлексия. ­ Ребята, с чем мы сегодня познакомились на уроке? ­ Был ли сегодняшний урок для вас интересным? ­ Что нового вы для себя узнали? ­ Испытали ли вы, ребята, какие­нибудь трудности на сегодняшнем занятии?  С чем они связаны? VI. Оценки. VII. Домашнее задание: Учебник, чтение стр.8­9; задания 1,2,3 на стр.10­11

Урок литературы по теме: " Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки." 5 класс

Урок литературы по теме: " Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки." 5 класс

Урок литературы по теме: " Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки." 5 класс

Урок литературы по теме: " Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки." 5 класс

Урок литературы по теме: " Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки." 5 класс

Урок литературы по теме: " Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки." 5 класс

Урок литературы по теме: " Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки." 5 класс

Урок литературы по теме: " Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки." 5 класс

Урок литературы по теме: " Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки." 5 класс

Урок литературы по теме: " Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки." 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2017