Урок литературы по теме "Образ русской природы в стихотворении И.А.Бунина "Догорел апрельский светлый вечер..." (7 класс)
Оценка 4.8

Урок литературы по теме "Образ русской природы в стихотворении И.А.Бунина "Догорел апрельский светлый вечер..." (7 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
01.04.2018
Урок литературы по теме "Образ русской природы в стихотворении И.А.Бунина "Догорел апрельский светлый  вечер..." (7 класс)
Урок литературы по теме "Образ русской природы в стихотворении И.А. Бунина "Догорел апрельский светлый вечер" предназначен для учащихся 7-х классов и составлен в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке школьники работают с листом самооценки своей деятельности на уроке и сами подводят итог знаниям.
Открытый урок Бунин.docx
Здравствуйте! Улыбнитесь,.. подтянитесь, и тихонечко садитесь… Начнем наш урок с организационного момента. Возьмите лист- карту (оценка вашей деятельности на уроке), впишите фамилию, проставьте дату. Отметьте смайлик настроения – с чем пришли на урок. Просмотрите бегло содержание листа - это своего рода план нашего урока. В течение всего урока вы будете сами оценивать свою деятельность и проставлять себе баллы, если их заработаете. И первый балл – за смайлик настроения! Я желаю вам успешной работы и приятного общения! Итак, начинаем урок. Народная мудрость гласит: «Тот, кто учится, не размышляя, впадает в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении». Поэтому, чтобы не оказаться в затруднительной ситуации, размышлять, предполагать. давайте думать, Слайд 1. Начнем нашу работу со знакомства с высказываниями известных русских поэтов и писателей, находим их в листах, зачитываем. (Дети читают). 1.«Я русский человек, и русская природа любезна мне, и я ее пою» (Виктор Гусев) 2.«Началась весна! Какая прелесть!» (М.Пришвин) 3.«Природу украшать не надо, но надо чувствовать ее суть…» (И.И.Левитан) 4.«Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но также общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины». (К.Г.Паустовский) Найдите в последнем высказывании слова, которые вызывают затруднения. Или все понятно? Слайд 2. (по одному слову появляются) Объясните значение слов пажити, лещина. (Пажити – (устар.). Пастбища, на которых пасется скот. Лещина – (спец.). Лесной кустарник семейства березовых, дающий орехи со съедобным ядром, орешник. - Сформулируйте к цитатам вопросы, которые подскажут вам, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. (Читаем 1-е высказывание, ваш вопрос) 1.Что воспевает в своих стихах поэт В.Гусев? (русскую природу) – полный ответ 2. О каком времени года говорит Пришвин? Как относится к весне? 3.Как нужно относиться к природе, по словам Левитана? (нужно ее чувствовать, ощущать) 4.Что нужно для полного овладения русским языком? (Нужно общаться не только с людьми, но и учиться общаться с природой. ) А что значит общаться с природой? (Это значит, уметь видеть все вокруг, слышать звуки природы, впитывать ее красоту, а главное – беречь ее). -Так о чем же пойдет речь на уроке? (О русской природе) Да, именно образ природы станет ключевым на уроке. А стихотворение какого поэта мы возьмем за основу урока? Откройте учебник на стр. 6. И теперь попробуйте сформулировать тему урока. Слайд 3. Смотрим на экран. Запишите тему в свои листы: «Образ русской природы в стихотворении И,А.Бунина «Догорел апрельский светлый вечер…». Те, кто ответил верно, ставят себе 1 балл. -А что нужно нам сделать, чтобы раскрыть тему урока? Какие цели поставить? На экране и в ваших листах цели урока. Выбираете из перечня ту, которая отвечает лично вам: чего хотите достичь своей работой на уроке, к какому результату прийти в конечном итоге? Слайд 4. Цели урока: - изучить стихотворения разных поэтов о природе; - усвоить литературоведческие термины; - подготовить сообщение о поэте; - овладеть методами изучения и объяснения стихотворения; - научиться находить сходство и различие в предложенных произведениях; - проявить и развить свои способности: наблюдательность, воображение, творческое чтение; - организовать свою работу по выбранной теме: поставить достижимые цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты. Запишите цель, которую вы для себя выбрали, и поставьте 1 балл. - Сегодня у нас урок открытия нового знания, но прежде чем приступить к новому, что необходимо сделать? (повторить то, что узнали раньше) Итак, вашим домашним заданием было: самостоятельно подобрать стихотворения русских поэтов о весне, выучить и выразительно прочитать на уроке. Напоминаю, что при подготовке вы обращались к подборке стихов русских поэтов о природе, которые находятся в кабинете. Эти книги были вашими помощниками. Слушаем прекрасную музыку Ф.Шопена «Весенний вальс» и ребят. Слайд 5. Ф.И.Тютчев «Весенние воды» Слайд 6. А.А.Фет «Весенний дождь» Слайд 7. И.С.Никитин «Полюбуйся, весна наступает…» Слайд 8. О. Чюмина «Подснежник» Слайд 9. А теперь – эталон чтения: А.С.Пушкин «Еще дуют холодные ветры…» Читает В. Лановой. Беседа по восприятию чтения, оценке стихотворений. - О чем все эти стихи? (Какова тематика?) (о русской природе, о весне) - А какая весна у этих поэтов? Опишите ее одним прилагательным. На какой вопрос мы должны ответить? (Ответы) Смотрите, весна такая же, как на ваших рисунках, которые вы делали с учителем ИЗО. - Какое настроение объединяет стихи и ваши рисунки? (радости, приподнятости) -Есть ли в стихах человек? Где он? Кто он? Как себя ошущает? (он среди сосен, полей, лугов. Он наблюдатель, созерцатель, защитник Человек счастлив, что сливается с природой. Природа находит отклик в его душе, он радуется и грустит, но если даже грустит, то эта грусть отрадная) Что значит это слово? Отрадный – доставляющий отраду (радость, удовольствие), приятный -Что во всех стихах общего? (Их объединяет любовь к родной природе, трепетное отношение к ней) -А что означает– трепетное? (трепетное – взволнованное, выражающее сильное волнение, напряженность чувств). А какие чувства? (восторга, удивления) - Что вас удивило и, может быть, обрадовало в этих строках? (Так просто и красиво, трогательно и задушевно поэты говорят о самых обыденных явлениях природы). - И еще один вопрос я хочу вам задать: почему художники, композиторы, писатели, поэты так часто обращаются к теме природы? Что дает природа человеку? Но вот ответ на этот вопрос вы дадите в конце урока. Все, дополнительный балл. кто активно отвечал на вопросы, ставят себе Изучение нового материала. А теперь обратимся к эпиграфу нашего урока. Читаем. («Я всегда воспринимал мир через запахи, краски, свет, ветер…» И.Бунин). Эпиграф и портрет на половине доски) Слайд 10. Иван Алексеевич Бунин, русский писатель, поэт. Перед вами его портрет. Что можно сказать об этом человеке на первый взгляд? (интеллигентный, образован, проникновенный взгляд, умен, рассудителен, спокоен) имеет хороший вкус, Денис подготовил биографическую справку о Бунине (это его индивидуальное задание). А вы по ходу рассказа Дениса составите план по каждому слайду. У доски работает________, все остальные – на листах. Слайд 11 – Презентация «Биографическая справка» (индивидуальное дом. задание) 1. Иван Алексеевич Бунин – знаменитый писатель и поэт, первый академик Санкт- русский обладатель Нобелевской премии, Петербургской Академии наук. 2. Иван Бунин родился в 1870 году в Воронеже в небогатой дворянской семье. Детские годы будущего писателя прошли в поместье Буниных на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. 3. Получил домашнее начальное образование, 5 лет учился в Елецкой гимназии. Дальнейшее образование получил благодаря старшему брату Юлию. 4. Первое стихотворение Бунин написал в возрасте восьми лет. В 16 лет появилась его первая публикация в печати, а в 18 лет, покинув обнищавшее имение, начал добывать хлеб литературным трудом. Знакомится с величайшими писателями – Горьким, Толстым, Чеховым. Бунин не только писал, но еще и активно занимался переводами английских и французских поэтов. 5. Бунин не принял революцию и долгих 33 года жил вдали от России. Умер в Париже, похоронен на Русском кладбище Сент- Женевьев-де-Буа. План ответа составляет ученик у доски, все остальные записывают в листы Слайд «Проверим себя» План 1.И.А.Бунин – известный русский писатель и поэт. 2.Детские годы Бунина. 3.Литературная деятельность. 4.Жизнь в эмиграции. (2 балла за д/з; 1 балл получает работающий у доски, по 1 баллу проставляют те, кто верно выполнил это задание самостоятельно) -Чем же запомнилось вам имя Ивана Бунина? (он стал первым русским лауреатом Нобелевской премии в области литературы) -А как начиналась писательская жизнь такого великого, я не побоюсь этого слова, человека? Об этом вы узнаете из «Автобиографических заметок» самого писателя. Учебник, стр. 4-5. Кто найдет ответ раньше других, получает дополнительный балл. (Зачитывают) Да, и сам Бунин говорил, что эта картинка стала пророческим знаком, и жизнь его поэтому была столь необыкновенной. -И еще раз обратимся к эпиграфу. О каком мире идет речь? ( о мире природы) - Значит, и поэт Бунин тоже писал о мире природы? О мире русской природы? Докажем это. Откройте учебник на стр. 6. Перед вами стихотворение И.Бунина «Догорел апрельский светлый вечер…» и задание, которое вы выполните. Устройтесь поудобнее.. Читаем про себя текст и слушаем стихотворение в исполнении засл . артиста России Игоря Кваши. Слушаем внимательно, с карандашом в руке. Для чего? Смотрим задание 1 в статье «В мире художественного слова Бунина» Слайд (Звучит стихотворение) -Итак, какую картину вы представили, слушая стихотворение? Называем художественные (конкретные, предметные, то, что можно увидеть и услышать) детали: светлый вечер, звездная ночь, шум воды, крики журавлей, спящие грачи на деревьях. -Это образ природы? -А еще поможет увидеть характерные признаки русского пейзажа композиция стихотворения. (Что такое композиция?) У вас в листах дан композиционный план. Назовем элементы композиции. Обычно такой план используется в прозаическом произведении, а у нас лирическое стихотворение, которое строится несколько иначе. Как вы думаете, почему в стихотворении Бунина мы можем выделить такие части? Кто догадается? Смотрим внимательно на текст. Задание вызвало затруднение? Давайте разбираться. Подсказка. Выпишем из стихотворения словосочетания, в состав которых входят глаголы. Заполняем лист вместе. Вступление: (1-я строфа) догорел вечер, сумрак лег, грачи уснули. Роль глаголов? Глаголы покоя: природа спит. И вдруг что произошло? Завязка: шум потока заглох таинственно (подсказка: что-то должно произойти в природе) Основное действие. Кульминация. (находим глаголы движения, перефразируем их: пахнет, будоражит запахами чернозем, свет струится, ямы светят (т.е. не спят), журавли летят, перекликаясь. Вывод: Т.О., непрекращающееся движение и звуки апрельской ночи приводят к развязке, торопят наступление весны. Развязка. Заключение. Весна – не спит, ждет зари, дыханье затая, чутко внемлет, зорко слушает. Т.е. утром она уже вступит в свои права. Итак, мы обратились к глаголам. А в каком типе речи употребляются глаголы? (в повествовании) Их роль? (Глаголы передают движение, рассказывают о чем-то) т.е повествуют. А для какого рода литературы это свойственно? Для эпического. А у нас? Лирика. Чем отличаются эпические произведения от лирических? (Эпическое произведение носит повествовательный характер, а лирическое раскрывает чувства автора. В этом и состоит особенность бунинской лирики. По словам критиков, он «перепутал прозу и поэзию». И тем не менее, стихотворение очень лирическое. От бунинских строк веет тишиной, покоем, незабываемым ощущением красоты русского пейзажа. Почему? Как достигает этого поэт? С помощью чего? Что использует? (ИВС) Слайд Практическая работа. Пользуясь Памяткой-помощником, заполните таблицу примерами. Три ученика работают у доски (выписывают только примеры, памятка в руках и на экране) Пример Определение Название тропа эпитет Художественное, образное определение олицетворение Перенос признаков живого существа на неживой предмет или явление. Употребление в переносном значении на основе двух предметов или явлений. метафора сходства слова Поменяйтесь листами и проверьте работу товарища, сверьте с таблицей на экране и поставьте по 1 баллу за каждый найденный вид тропа, если задание выполнено верно и самостоятельно. Слайд Проверим себя (заполненная таблица) Сделайте вывод: Для чего Бунин использует в стихотворении тропы? (чтобы передать неповторимость ночи; и природа, и человек проснулись от зимнего оцепенения и устремляются в бурный поток жизни – весну! - Придумайте название стихотворению. - Как вы думаете, почему сам автор не дал никакого названия своему стихотворению? (оно лишает читателя возможности самому проникнуться чувством восхищения перед красотой апрельского вечера). - Скажите, а можно проиллюстрировать природу? - Как мы называем картины, на которых изображена природа? (пейзаж) Слайд - Посмотрите на эти пейзажи. Слайд Их написал известный русский мастер пейзажа Исаак Ильич Левитан. Он прожил совсем недолгую жизнь (1860-1900), оставив нам картины родной русской природы, в которых ее жизнь, ее дыхание. - Как вы думаете, эти картины современны? (Да, разве нельзя сказать, что эти уголки природы написаны вот только что?) - А почему Левитан любил писать весну? (Это время года отличается обилием цвета. Левитан любил весну – начало жизни) Слайд - Шедевром пейзажной живописи считается полотно «Весна. Большая вода». Отличается оно поэтичностью, лиричностью, теплотой, прозрачностью. И мы попробуем сравнить стихотворение Бунина и картину Левитана. Как вы думаете, для чего, зачем, с какой целью нужно сопоставлять поэтическое произведение и художественное полотно? (лучше понять стихотворение Бунина) Да, почувствовать своеобразие лирики можно только в сравнении с лирикой других поэтов, полотнами художников-пейзажистов, музыкальным произведением. А стихи Бунина сродни произведениям художников и композиторам. И это мы попытаемся доказать. Слайд: Заполняем таблицу: момент Какой весны изображен? Предметный ряд Палитра красок Чувства Ощущения Настроение Стихотворен ие Бунина Картина Левитана - Какой вывод мы можем сделать? (Природа и в стихах, и на картине одухотворена. - А какой образ в них самый главный? Весна. (В стих-и это слово написано с прописной буквы, а в названии картины оно вынесено на 1- й план). Слайд (весна): А сейчас мы проведем небольшой конкурс чтецов. Попробуйте при чтении передать те чувства и настроение, ощущение радости, которыми автор наполнил свое стихотворение. Читаем вначале про себя. Теперь выразительное чтение по строфам. -Что удалось при чтении стихотворения? - Над чем надо работать? - Оцените выступление чтецов. Кому даем 3 балла? 2 балла? 1 балл? Слайд - А теперь творческая работа «Природа весной». (Работа дифференцированная). Звон первой капели, первые проталины, журчание первых ручейков, первые весеннее песни птиц, первые цветы… Это все может стать предметом вашей работы. Все, о чем услышали на уроке, над чем работали, можете также использовать. 1.Задание на 5 баллов. Рассказ о весне. 2. Задание на 4 балла. Синквейн. 3. Задание на 3 балла: - Какие пословицы и поговорки о весне вы знаете. -Перечислите изменения в природе, которые вы наблюдаете с приходом весны. А чтобы ваша работа была более плодотворной, помощником станет одна из пьес П.И.Чайковского, которая называется «Времена года. Апрель». Итак, за работу. Желаю вам творческого успеха! Зачитать творческие работы. (по 1 каждого вида). Чья работа вам понравилась больше? Пословицы о весне: - Весенний день год кормит. - Весна да осень – на дню погод восемь. - Весна красна цветами, а осень пирогами. - Март с водой, апрель с травой, а май с цветами. - Весенний дождь лишним не бывает. Приметы: - Гром ранней весной – перед холодом. - Ранний прилет жаворонков – к ранней весне. - Весной паутины много – на жаркое лето. - Увидел грача – весну встречай. Итог урока. Завершая урок, я хочу еще раз вернуться к вопросу, который был задан вначале. Слайд: Почему художники, композиторы, писатели, поэты так часто обращаются к теме природы? Что природа дает человеку? (Природа – это целительная и благотворная сила, которая дает человеку все: радость, мудрость, красоту, ощущение беспредельности мира и ощущение своего единения с ним. А полное слияние с природой – это счастье. А к счастью хочется прикоснуться. Слайд: Рефлексия: -Каковы были ваши цели в начале урока и насколько удалось их реализовать? Добились вы своих целей? (Почему у нас не все получилось?) - Чему нам нужно учиться у Бунина? (зоркости, внимательности к тому, что нас окружает, радоваться счастью жить; умению находить для описания своих чувств самые точные и выразительные слова русского языка) - В какой момент вы почувствовали себя успешными? - Какие чувства пробудил у вас урок? Изменилось ваше настроение в конце урока? Отметьте смайлик. - А теперь поднимите руки те, кто считает, что узнал что-то новое на уроке и может поделиться чем-то интересным дома! А теперь поднимите руки те, кто доволен своей работой на уроке! А теперь поднимите руки те, кто считает, что может работать лучше! Слайд Дом. задание (по выбору): (в дневники) - Я рисую впечатления от строчек И.Бунина; - Я учу стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер…»; - Я пишу эссе на тему «Чувства, навеваемые стихотворением…»; - Я готовлю презентацию одного слова – «Весна». Я хочу поблагодарить вас за работу и оценить ее. За выполненное домашнее задание все получают отметку 5 (чтение стихов о весне и презентация «Биографическая справка»). А ваши баллы вы сейчас переведете в отметки и поднимете руки. Итак, (посчитать количество) Отметка 5 (17 баллов и более) Отметка 4 (16-11 баллов) Отметка 3 (10-7 баллов) Отметка 2 (6-0 баллов) Листы сдать на проверку. Я рада, что вы были успешными на уроке и отметки «3» и «2» ни у кого нет. Еще раз благодарю за работу на уроке. Спасибо нашим гостям за то, что посетили нас.

Урок литературы по теме "Образ русской природы в стихотворении И.А.Бунина "Догорел апрельский светлый вечер..." (7 класс)

Урок литературы по теме "Образ русской природы в стихотворении И.А.Бунина "Догорел апрельский светлый  вечер..." (7 класс)

Урок литературы по теме "Образ русской природы в стихотворении И.А.Бунина "Догорел апрельский светлый вечер..." (7 класс)

Урок литературы по теме "Образ русской природы в стихотворении И.А.Бунина "Догорел апрельский светлый  вечер..." (7 класс)

Урок литературы по теме "Образ русской природы в стихотворении И.А.Бунина "Догорел апрельский светлый вечер..." (7 класс)

Урок литературы по теме "Образ русской природы в стихотворении И.А.Бунина "Догорел апрельский светлый  вечер..." (7 класс)

Урок литературы по теме "Образ русской природы в стихотворении И.А.Бунина "Догорел апрельский светлый вечер..." (7 класс)

Урок литературы по теме "Образ русской природы в стихотворении И.А.Бунина "Догорел апрельский светлый  вечер..." (7 класс)

Урок литературы по теме "Образ русской природы в стихотворении И.А.Бунина "Догорел апрельский светлый вечер..." (7 класс)

Урок литературы по теме "Образ русской природы в стихотворении И.А.Бунина "Догорел апрельский светлый  вечер..." (7 класс)

Урок литературы по теме "Образ русской природы в стихотворении И.А.Бунина "Догорел апрельский светлый вечер..." (7 класс)

Урок литературы по теме "Образ русской природы в стихотворении И.А.Бунина "Догорел апрельский светлый  вечер..." (7 класс)

Урок литературы по теме "Образ русской природы в стихотворении И.А.Бунина "Догорел апрельский светлый вечер..." (7 класс)

Урок литературы по теме "Образ русской природы в стихотворении И.А.Бунина "Догорел апрельский светлый  вечер..." (7 класс)

Урок литературы по теме "Образ русской природы в стихотворении И.А.Бунина "Догорел апрельский светлый вечер..." (7 класс)

Урок литературы по теме "Образ русской природы в стихотворении И.А.Бунина "Догорел апрельский светлый  вечер..." (7 класс)

Урок литературы по теме "Образ русской природы в стихотворении И.А.Бунина "Догорел апрельский светлый вечер..." (7 класс)

Урок литературы по теме "Образ русской природы в стихотворении И.А.Бунина "Догорел апрельский светлый  вечер..." (7 класс)

Урок литературы по теме "Образ русской природы в стихотворении И.А.Бунина "Догорел апрельский светлый вечер..." (7 класс)

Урок литературы по теме "Образ русской природы в стихотворении И.А.Бунина "Догорел апрельский светлый  вечер..." (7 класс)

Урок литературы по теме "Образ русской природы в стихотворении И.А.Бунина "Догорел апрельский светлый вечер..." (7 класс)

Урок литературы по теме "Образ русской природы в стихотворении И.А.Бунина "Догорел апрельский светлый  вечер..." (7 класс)

Урок литературы по теме "Образ русской природы в стихотворении И.А.Бунина "Догорел апрельский светлый вечер..." (7 класс)

Урок литературы по теме "Образ русской природы в стихотворении И.А.Бунина "Догорел апрельский светлый  вечер..." (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2018