Урок литературы «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина в 10 классе.
Оценка 4.6

Урок литературы «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина в 10 классе.

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл
10.04.2017
Урок литературы  «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина в 10 классе.
Урок-диспут. Ученики делятся на 2 группы: группа-Сальери, группа-Раскольнтков. Цели и задачи урока: 1.Показать преемственность развития русской литературы; 2.Выявить пушкинские традиции в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»; 3.Обучить методике сравнительно-типологического анализа текстов; 4.Актуализировать знания, полученные в 9 классе при изучении творчества Пушкина.; 5.Составление схемы модели ответа, написание мини-сочинений.Конспект урока. Таблица-конспект работы на уроке. Постановка проблемы (мотивация). . Индивидуальные доклады, выступления (практическая работа). Индивидуальные выступления. Работа в группах. Группы «Сальери» и «Раскольников» (условно). Инсценировки. Смысловой анализ текстов). Рефлексия.
урок на курсы.doc
Одинцова Юлия Александровна. МАОУ «Гимназия № 5». Урок литературы  «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина в 10 классе.  Цели и задачи урока: 1.Показать преемственность развития русской литературы; 2.Выявить пушкинские традиции в романе Ф.М.Достоевского  «Преступление и наказание»; 3.Обучить методике сравнительно­типологического анализа  текстов; 4.Актуализировать знания, полученные в 9 классе при изучении  творчества Пушкина. Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 1. Организационный момент Вступительное слово учителя.     и Незадолго   до   появления   романа «Преступление наказание» Достоевский   писал:   «   Ведь   и   мы   к совершенным вопросам прошли через Пушкина;   ведь   и   для   нас   он   был началом   всего,   что   теперь   есть   у нас…». Одна из тайн Достоевского – безусловное   доверие   к   гению Пушкина. Пушкина он знал наизусть, перечитывал   постоянно,   с   его собранием сочинений не расставался. (презентация   1   слайд   портреты А.С.Пушкина и Ф.М.Достоевского).  «Моцарт  и Сальери» А.С.Пушкина и «Преступление наказание»   и   Одним из главных вопросов,  унаследованных от Пушкина, был у  Достоевского вопрос: возможно ли Ф.М.Достоевского.   Какой «современный   вопрос»   объединяет эти произведения?   преступление «по совести»? Пушкин  поставил его в маленькой трагедии  «Моцарт и Сальери». И этот вопрос  очень современен сейчас. 2. Постановка проблемы (мотивация) Дом. зад.: поиск и обработка  информации, постановка и решение  учебной задачи в группе, работа с  текстом в поисках доказательств,  сравнительная характеристика ­Задача искусства – ставить вопросы.  А задача читателя ­  найти ответы на  поставленные вопросы.                      (  У каждой группы были  свои вопросы при подготовке дом.  задания. Группа с символичным  названием «Сальери» и группа  «Раскольников»  анализировали свой  образ, подбирали цитатные  характеристики,  исследовали,  обобщали, делали выводы, оценивали. ) ­Фрагмент фильма «Маленькие  трагедии», монолог Сальери «Нет  правды на земле, но нет ее и  выше………….О, Моцарт! Моцарт!»  (презентация слайд 2). ­Тема сегодняшнего урока:  «Философское преступление» ( слайд  3 опорные выражения что же такое  философское преступление). 3. Индивидуальные доклады, выступления (практическая работа) ­ Какова история названия трагедии? «Моцарт   и   Сальери»­   так   озаглавил Пушкин   вторую   из   маленьких трагедий.   Это   название   пришло   не сразу.   Первоначально   в   набросках значилось: «Зависть». Несколько раз в записках   для   себя   Пушкин ограничивался   одним   именем «Сальери». окончательно   Но утвердилось   все­таки   название, включающее   в   себя   имена   обоих героев   трагедии,   соратников   по искусству. ­Какие   литературные   и   смысловые ассоциации   вызывает   название трагедии? ­Жертва и палач; искусство и  ремесло; гений и злодей; Каин и  Авель… ­Какие   события   легли   в   основу сюжета трагедии?       ­Создавая трагедию, Пушкин  учитывал известные легенды о том,  что Сальери отравил Моцарта.  Моцарт умер в 1791 году в  тридцатипятилетнем возрасте и был  уверен, что его отравили. Сальери  дожил до глубокой старости, умер в  1825 году, последние годы страдал  душевным расстройством и не раз  каялся, что отравил Моцарта. Пушкин считал факт отравления Моцарта его  другом Сальери установленным и  психологически вполне вероятным. В  заметке о Сальери Пушкин пишет: «В  первое представление «Дон Жуана», в то время, когда весь театр, полный  изумленных знатоков, безмолвно  упивался  гармонией Моцарта,  раздался свист – все обратились с  негодованием, и знаменитый Сальери  вышел из залы – в бешенстве,  снедаемый завистью. Завистник,  который мог освистать «Дон Жуана»,  мог отравить его творца». Таким  образом, Пушкин на страницах  маленькой трагедии показывает не  простого преступника, убийцу, а  убийцу­гения, убийцу­завистника.       ­А как бы вы охарактеризовали Раскольникова? Убийца­…(слайд 4  фрагмент фильма « Преступление и  наказание» внутренний монолог  Раскольникова). 4. Индивидуальные выступления. Работа в группах. Группы «Сальери»  и «Раскольников» (условно). Инсценировки. Смысловой анализ текстов.   Обычные ­Раскольников и Сальери. Соотнесите образы. это преступники?   Что   сближает   героев? Какие умозаключения привели героев к убийству? Подтвердите текстом.   ли   ­Какова   эта   позиция?   Приведите цитаты из текста. ­  Какой   основной   критерий   оценки человека   и   его   жизни   является   для героев? Обобщите. Сальери : «Все говорят: нет правды  на земле./ Но правды нет – и выше… /Когда бессмертный гений…/… озаряет голову безумца, / Гуляки  праздного?.. О, Моцарт, Моцарт!»  Раскольников: «Имею ль я право  власть иметь? Свобода и власть!.. а главное власть. Над всею  дрожащею тварью и над всем  муравейником! Вот цель!»   и   Сальери ­   И   Раскольников, одинаково   оценивают   человека, человеческую жизнь. Сальери: «Что пользы, если Моцарт будет жив…Что пользы в нем? Раскольников: «Я ведь только вошь  убил; Соня, бесполезную, гадкую,  зловредную»; «Из всех вшей выбрал  наибесполезнейшую». ­Польза, которую приносит этот  человек. В этом отношении их теории  бесчеловечны. И Сальери, и  Раскольников считают себя   избранниками, сверхлюдьми. Между  каждым из них и обществом целая  пропасть. Они отчуждены,  отъединены от других людей. Сальери произносит: «Нет! Не могу  противится я доле / Судьбе моей: я  избран, чтоб его /  Остановить…» Раскольников почти вторит ему: «Я  просто убил,  для себя убил…Мне надо было узнать тогда, и поскорей  узнать, вошь ли я, как все, или  человек? Смогу ли я переступить  или не смогу! Осмелюсь ли  нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею». ­Фанатики. ­И того, и другого героя приводят к  убийству сложные философские  умозаключения. ­ (исторические примеры). ­………. ­ Герой романа «Преступление и  наказание» пришел к убеждению  собственной нравственной смерти: «Я себя убил, а не старушонку». ­Как называют одержимых идеей  людей? ­Самоуглубленные фанатики,  способные жить только одной идеей. ­Что приводит обоих героев к  убийству? ­Н.В.Фридман справедливо замечает:  с полным правом можно сказать, что  Сальери совершает первое в русской   литературе «философское  преступление», а Раскольников  последнее. ­Тема «философского преступления», впервые воплощенная Пушкиным в  «Моцарте и Сальери»,  психологически тонко реализована в  творчестве Достоевского. То, что  Пушкин усмотрел в зародыше, во  времена Достоевского расцвело.  Поэтому автор «Преступления и  наказания» не без оснований  утверждает ( устами своего героя):  «Кто же у нас на Руси себя  Наполеоном теперь не считает».  Эпоха 1860­х одержима  наполеономанией. Приведите  исторические примеры. ­Достоевский рассуждает о том, к  чему это может привести. А как вы  думаете, к чему это может привести? ­И Пушкин, и Достоевский стремятся  понять мотивы преступлений,  совершенных героями, что заставляет  писателей вглядеться во внутренний  мир персонажей. Вглядимся и мы. ­Какой прием изображения  внутреннего мира героя использует в  трагедии Пушкин? ­Покажите это. Выразительное  чтение, инсценировка.  Выделите  основные идеи монолога­ высказывания Сальери. ­В чем, на ваш взгляд, причины  трагических сомнений героя? ­Характер Сальери раскрывается  прежде всего через внутренний  монолог. ­(монолог). В монологе Сальери  звучит вызов не только собственной  судьбе, но и всему миру, более того­  основам мироздания: «Все говорят:  нет правды на земле./ Но правды  нет – и выше…» ­Усомниться в Божьей  справедливости верующий человек  может лишь в минуту тяжелейшего  душевного кризиса. Потому герой  трагедии, едва появившись на сцене,  начинает припоминать всю свою  жизнь­ с самого детства. Он  вспоминает себя ребенком, отроком,  юношей, героически преодолевающим первые, самые трудные и скучные  шаги на избранном поприще. Все  величие Сальери ­ в его прошлом. Но  Пушкин как бы невзначай  подчеркивает, что музыкальные  занятия – ремесло, а Сальери –  ремесленник. Хороший ремесленник – это здорово, если только это не  приводит к зависти. Не случайно  Сальери, труженик, величайший из  тружеников, вдруг произносит:  «Звуки умертвив, / Музыку я разъял,  как труп». ­(монолог Раскольникова) «Одна ­Какую страшную «арифметическую» формулу изобретает Раскольников? ­В чем причина страданий и зависти  Сальери? ­Какую аналогию можно провести в  этом отношении между пушкинским  героем и героем романа  Достоевского? Обобщите, сделайте  выводы. смерть и сто жизней взамен». ­Законы гармонии, которые Сальери   «поверял алгеброй», вдруг  подчиняются «гуляке праздному»,  который, как кажется Сальери,  растрачивает бесцельно свой гений.  Обвиняется неведомая сила,  пославшая миру Моцарта и  принесшая Сальери такие страдания.  Сальери кажется, что он думает о  спасении искусства, на самом деле все его слова, все его мысли только о себе самом. Зависть и эгоизм – страшный  грех в христианстве. ­Раскольников, думая о спасении  общества, ищет ответ на вопрос:  «Тварь ли я дрожащая или право  имею…» ­Достоевский, избрав пушкинский  вариант «философского  преступления», как бы доказал, что  нет никакой разницы в мотивах  преступления, в том, падает ли  его  жертвой великий Моцарт или «вошь»  ­ процентщица, поскольку главное  заключается в том, что человек  усомнился в правде: «правды нет ­ и  выше». Герой Пушкина, как и герой  Достоевского, желает исправить  ошибку мироздания. Сальери – во имя спасения искусства. Раскольников ­  во имя спасения общества.  Оказывается, чтобы совершить  преступление, достаточно усомниться в истинности вечной «правды». От  этого – один шаг до утверждения:  «все позволено». И Сальери, и  Раскольников делают этот шаг – шаг к преступлению. ­Пушкин и Достоевский убеждают,  что неверие, зависть и злость ведут к  преступлению. Как это актуально сегодня (говорили об Украине). ­Сальери и Раскольников – жертвы  демонической идеи о том, что мир  устроен Богом дурно, несправедливо  и, стало быть, «ошибку» следует  исправить. ­В трагедии Пушкина, как и в романе  Достоевского, также можно увидеть  героев как «двойников» и  «антиподов». ­Они друзья, оба музыканты, «сыны  гармонии».  «Брат мой», ­ называет  Сальери Моцарта, ­ «мы оба гении».  Но при этом они противоположны во  всем, то есть антиподы. У Моцарта –  жена, сын, он полон жизнелюбия, его  окружает музыка, торжище жизни. ­Сальери – затворник, он завистлив,  его окружают пустоты и злословие.  Это в нем породило злобу. Сальери  понимает, что ему никогда не  проникнуть в тайну творчества  Моцарта, а именно этого он не может  простить Моцарту. ­Были Глюк, Пуччини, Гайдн.  Сальери, прилагая неимоверные  усилия, «вычисляет» стиль каждого.  Произведения, написанные им в  подражание, начинают нравиться.  Кажется, мечта сбылась. Он – гений. ­На музыкальном небосклоне  появляется новая звезда – Моцарт. В  его произведениях пульсирует сама  жизнь. Его музыка звучит всюду, ее  исполняет даже слепой музыкант.  Сальери же, словно жрец, не говорит,  ­Говоря о романе Достоевского, мы  отмечали наличие в нем героев­ двойников и героев­антиподов.  Можем ли мы утверждать, что такой  же принцип систематизации  художественных образов и способ  изображения внутреннего мира героев использует Пушкин в трагедии? ­Почему Моцарт и Сальери герои­ двойники? ­В чем «гениальность» Сальери? ­ Как появление Моцарта заставляет  Сальери усомниться в собственной  гениальности? а пророчествует, презирая слепого  музыканта и «гуляку» Моцарта,  потому что Моцарту нельзя  подрожать, он не повторим, он не  учитель, а бог в искусстве. Этой  гениальности и неиссякаемому  жизнелюбию и выносит приговор  Сальери. Двойниками Раскольникова являются  Лужин и Свидригайлов. Первый  утверждает: «Возлюби прежде всего  самого себя», а второй изрекает:  «Одно зло и сто добрых дел».  Раскольников видит в них свое  отражение, оттого и мучает его  совесть. ­Антиподы Раскольникова – Соня и  Разумихин. «Это человек – то  вошь!»,­ произносит Соня в тот  момент, когда Раскольников мечтает  найти в ней союзницу по  преступлению.  ­О черном человеке говорит Моцарт   в микроисповеди: На третий день….. …Не приходил мой черный человек… Человек в  черном становится  символом, знаком, предвестником  смерти. ­Кто двойники Раскольникова в  романе? ­Кто антиподы Раскольникова? ­Традиция создания героев­двойников и героев­антиподов, как мы могли  убедиться, связана с именем  Пушкина. Помимо этих героев в  произведениях обоих авторов  участвуют в событиях герои­видения,  герои­призраки. ­О каком «черном человеке» говорит  Моцарт? Какова его функция в  произведении? ­Какое видение преследует  Раскольников? ­Герои­ведения как способ  психологизма восходят к  произведениям Пушкина.  Достоевский гениально и талантливо  развивает пушкинскую традицию. ­Обратите внимание на фразы  Сальери и Свидригайлова. В чем они  совпадают? ­Дан ли в самой трагедии ответ  Сальери? ­Подведем  итоги. Что сближает  роман и трагедию? (цитаты). В слове «убивец»  заключается народный суд над  антинародной идеей Раскольникова.  На его «проклятой мечте» лежит  народное проклятие. В этом слове  самый страшный укор Раскольникову. ­В финале трагедии Сарьери  восклицает: «Но ужель он прав,/ И я  не гений?» Свидригайлов говорит: «… теорию­то сочинить умел, а  перешагнуть­то, не задумываясь, не  в состоянии, стало быть, человек не гениальный». В пушкинской фразе содержится эта  же мысль: «Гений и злодейство – две  вещи не совместимые»,­ говорит  Моцарт. Как Сальери стремится  оправдать себя: «А  Бонаротти…/Убийцею создатель  Ватикана». Существовала легенда,  что Микеланджело убил натурщика,  чтобы более естественно изобразить  муки Христа. ­В самом вопросе уже содержится  ответ. Легенда о преступлении  Микеланджело, конечно, « сказка /  Тупой, бессмысленной толпы»,  придуманная, чтобы опорочить гения. ­1.Изображение «философского  преступления»; 2.Внутренний монолог героя как  способ раскрытия его внутреннего  мира; 3.Наличие героев­двойников, героев­ антиподов; 4.Участие в событиях героев­ призраков; 5.Незавершенность и открытость  сюжета произведения. 6.Оба героя нарушают христианские  заповеди. ­Конечно, сравнивая трагедию и  роман, мы не исчерпали всех проблем, возникающих при изучении. Однако  очевидно, что гениальное пушкинское творение нашло отражение в романе  Достоевского. 5. Рефлексия ­Процитируйте ваше любимое место в произведении (почему это?). ­Испытывали ли вы когда­нибудь то  же, что и наши герои? ­Разделяете ли вы идею автора?   \ответы могут быть как устные, так и  письменные\. ­Какие Библейские заповеди   нарушили герои произведений? Примеры устных и письменных  ответов:   ­  На мой взгляд, Раскольников –  человек, в котором существуют две противоположные идеи: с одной  стороны, любовь к людям, с другой  – презрение к ним. Следует  заметить, что Достоевский не  описывает подробно процесс  духовного возрождения  Раскольникова. Но читатель все же  чувствует подобные изменения в  герое. Надежду на восстановление  любой преступной, падшей  личности Достоевский видел в том, что невозможно полностью  растоптать совесть и любовь. ­     В черновых записях  «Преступления и наказания»  человеколюбие и наказание выступают как единственное  условие для обретения внутренней,  душевной гармонии. «Нет счастья в комфорте, покупается счастье  страданием», ­ считал Достоевский. ­    Важно помнить о том, что сам  Достоевский был глубоко  верующим человеком. Поэтому  естественно его неприятие идеи о  сверхчеловеке. Для писателя жизнь человеческая есть самая важная и  главная ценность. ­     По мнению Достоевского,  только любовь к окружающим  делает людей настоящими людьми.  Только это удивительное, данное  Богом, чувство способно вытеснить в человеке гордость и эгоизм. ­     Я считаю, что сам писатель  осознал все это, исходя из  собственного, очень сложного,  жизненного опыта. Автор не  принимает стремления «по своей  глупой воли пожить». Только  следование за Иисусом Христом и  жертвенная любовь могут спасти  душу человека от зла и душевных  мук. ­    На каторге под подушкой  Раскольникова «лежало  Евангелие», с помощью которого,  как считает Достоевский, только и  можно преодолеть бесовские силы  и душевный эгоизм как порождение зла. ­     По мысли писателя, для людей  на земле существует лишь две  перспективы: или любить, или  уничтожить друг друга, или вечная  жизнь, или вечная смерть. Я думаю, что многие согласятся с подобным  мнением, ибо в мире существуют Бер у! нравственные ценности, которые одинаково дороги и важны для каждого человека на земле. Нужно стремиться к истине и  правде только через любовь и  самопожертвование. ­     Христианское в романе  усиливается от многочисленных  аналогий и ассоциаций с  библейскими сюжетами.  Присутствует реминисценция из  Библии о Лазаре, притча, которую  Соня читает Раскольникову на  четвертый день после  преступления. При этом Лазарь из  этой притчи воскрес именно на  четвертый день. То есть  Раскольников эти четыре дня  духовно мертв и, по сути, лежит в  гробу (“гроб” — каморка героя), а  Соня пришла, чтобы спасти его. Из  Ветхого Завета в романе  присутствует притча о Каине, из  Нового — притча о мытаре и  фарисее, притча о блуднице (“если  кто не греховен, пусть первым  бросит в нее камень”), притча о  Марфе — женщине, всю жизнь  нацеленной на суету и  пропускающей самое главное. ­Связь Библии и судьбы человека  была одной из самых волнующих тем  всего XIX века: Библейские сюжеты  становились основой произведений  Пушкина, Лермонтова, Гоголя. «Слово Божье» входит и в роман  «Преступление и наказание». Это и не роман, а своеобразная притча о  «блудном сыне», преступнике. «Не  укради», «не убий», «не сотвори себе кумира» — нет заповеди, которую не  нарушил бы Раскольников. ­ Жизни Сони и Раскольникова  становятся неразрывно связанными  между собой. Именно через Соню  блудный сын возвращается к  настоящей жизни и Богу. Лишь в  самом конце романа он видит наконец утро, а под подушкой у него лежит  «святая книга скорби и радости» ­ Смысловой строй пушкинской  трагедии соответствует духу  христианства, согласуется с его  велениями и заповедями, глубинно  родственен тем теориям XX столетия, которые разумели личностное  сущестование как свободно­ ответственную вовлеченность  человека в бытие, сопряженную не  только с заботами, печалями,  состраданием и переживанием  собственной греховности, но также с  радостью и веселостью духа. 6. Домашнее задание Задание для трех групп. Каждая  группа готовит цитатники,  обобщения, доказательства,  сравнительный анализ, создает схему  модель ответа. Домашнее задание: Продолжить  сопоставительный анализ текстов и  выявить: 1.Особенности применения способа  «зеркального отражения» при  создании образов героев­персонажей; 2.Развитие мотива слез в  произведениях; 3.Общие евангельские мотивы и  образы. Задание для 3­х групп.

Урок литературы «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина в 10 классе.

Урок литературы  «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина в 10 классе.

Урок литературы «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина в 10 классе.

Урок литературы  «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина в 10 классе.

Урок литературы «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина в 10 классе.

Урок литературы  «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина в 10 классе.

Урок литературы «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина в 10 классе.

Урок литературы  «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина в 10 классе.

Урок литературы «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина в 10 классе.

Урок литературы  «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина в 10 классе.

Урок литературы «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина в 10 классе.

Урок литературы  «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина в 10 классе.

Урок литературы «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина в 10 классе.

Урок литературы  «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина в 10 классе.

Урок литературы «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина в 10 классе.

Урок литературы  «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина в 10 классе.

Урок литературы «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина в 10 классе.

Урок литературы  «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина в 10 классе.

Урок литературы «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина в 10 классе.

Урок литературы  «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина в 10 классе.

Урок литературы «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина в 10 классе.

Урок литературы  «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина в 10 классе.

Урок литературы «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина в 10 классе.

Урок литературы  «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина в 10 классе.

Урок литературы «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина в 10 классе.

Урок литературы  «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина в 10 классе.

Урок литературы «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина в 10 классе.

Урок литературы  «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина в 10 классе.

Урок литературы «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина в 10 классе.

Урок литературы  «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина в 10 классе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2017