Конспект урока А. Н. Островский «Бесприданница».
Оценка 4.9

Конспект урока А. Н. Островский «Бесприданница».

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл
12.04.2017
Конспект урока А. Н. Островский «Бесприданница».
. Но любовь может и погубить человека, В конце сентября 2010 года состоялся САМЕТ большой двадцатки в США, где собрались президенты более двадцати стран. Д. Медведев встречался с американскими студентами. Президенту России американские молодые люди задали вопрос: «Что он считает самым важным в жизни?» Как вы думаете, что ответил президент? (первый слайд презентации: читает учитель) «Все воины, падения империи, смена цивилизаций, все несчастья человечества произошли и происходят из-за неспособности любить!» (Толейна Аума) Любовь – это прекрасное возвышенное чувство. Счастлив тот человек, которого хотя бы раз опалил огонь любви. Любовь вдохновляет человека на создание стихов, великолепной музыки, на открытие новых звезд. Любви покоряются любые вершиныона же толкает его на край пропасти, как это случилось с героиней пьесы Островского.Конспект урока для 10 класса
Новый Конспект урока островский.doc
Конспект урока Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 1. Организационный момент   САМЕТ           В   конце   сентября   2010   года   состоялся большой двадцатки   в   США,   где   собрались президенты более двадцати стран. Д.   Медведев с американскими студентами. Президенту   России   американские молодые люди задали вопрос: «Что он считает самым важным в жизни?» Как вы думаете, что ответил президент?  встречался     (первый   слайд   презентации:   читает учитель) «Все воины, падения империи, смена несчастья цивилизаций, человечества и происходят   из­за   неспособности любить!» (Толейна Аума) все произошли         ­   Дмитрий   Медведев   ответил: «Любовь».         Любовь   –   это   прекрасное   возвышенное   чувство.   Счастлив   тот человек, которого хотя бы раз опалил огонь   любви.   Любовь   вдохновляет человека   на   создание   стихов, великолепной   музыки,   на   открытие новых   звезд.   Любви   покоряются любые вершины. Но любовь может и погубить человека, она же толкает его на край пропасти, как это случилось с героиней пьесы Островского.  (Это позволяет создать  положительный эмоциональный  настрой на урок). 2. Постановка проблемы Я, будучи режиссером литературной   гостиной,   решила поставить пьесу «Бесприданница» на школьной   сцене.  И   хочу,  чтобы   наш урок   прошел   в   форме   заседания литературного кружка.     Пьеса прочитана, роли разобраны. Домашним заданием было попытаться   перевоплотиться   в выбранную   роль   и   найти   в   каждом герое важное, актуальное. ­     Кто   из   героев   является   ядром, центром в пьесе?  ­    Значит, пьеса будет о женщине, о Ларисе.   Попытаемся   понять,   как сказал Кнуров: «Что она такое?» (Дети слушают учителя и готовятся к  решению проблемы, целеполагание). ­    Лариса (предлагаю краткие  варианты ответов, учащиеся   отвечают подробно) А   основную   идею,   которую попытаемся   воплотить   на   сцене, сформулируем в конце занятия, когда выслушаем всех героев. Итак,   она   звалась…Ларисой (если перефразировать Пушкина). 3. Индивидуальные доклады, выступления по выбранному персонажу, защита своих героев. ­    Первое слово я хочу предоставить «хозяевам   жизни»   Кнурову   и Вожеватому. (Домашним   заданием   было представить   героя,   речь   персонажа, внешний   облик,   костюм,   поступки, автохарактеристики,   характеристики других   персонажей,   выйти   с предметом, его характеризует,   каким   словом   или словосочетанием можно охарактеризовать героя, актуальность образа   сегодня,   цитатные   карточки, пример см. в приложении). который       Ученики   рассказывают   о Кнурове:   (выходят   с   цилиндром, важность), хозяин «вещи», значимость его в городе, хозяин жизни. Ученики рассказывают           о ­    Какой предмет выступает вместо пистолета в «дуэли» за Ларису? ­    Кто выигрывает в этой «дуэли»?  ­    Почему?  ­       Перед нами первый любовный треугольник. ­       Логично   предоставить   сейчас слово любовному треугольнику. второму     Вожеватове:   выходят   с     тростью (твердо стоит на ногах), актуальность образа,   купеческое   слово   дороже дружбы,   кандалы,   «друг»   детства Ларисы. ­    Монета. ­    Кнуров. ­    Опыт… (на доске рождается схема, смотри в приложении).               Ученики   рассказывают   о Карандышеве:  выходят   с   очками (жизнь   через   очки)   и   апельсином, «маленький   человек»,   коротышка, «сияет как апельсин», «экзотический» фрукт,   продаёт   себя,   теша   свой эгоизм. Ученики   рассказывают   о Паратове: выходят в белом костюме (франт,   «идеальный мужчина»,   птица   вольного   полёта, Сокол,   «пушки   палят»,   продал   себя выгодно).   красавец, ­    Паратова.     ­  В   этой   дуэли   кого   считает   победителем?  ­     Пистолет. ­       Почему?  ­     Какой   предмет   будет   играть важную   роль   в   дуэли   Паратова   и Карандышева?  ­       Почему? ­      Паратов стреляет в монету,  которая у Ларисы, этой же монетой ее разыгрывают, Карандышев  стреляется, но насмешил всех. ­       Сколько раз появляется в пьесе пистолет? Давайте перечислим.  ­  Давайте поговорим об актуальности образов сегодня?  Пистолет на стене прибит к ковру,  «украшение», позже становится  оружием убийства Ларисы. ­      Паратов и Карандышев – кривое  зеркало, пародия друг на друга. ­       «Берегитесь, девочки,  Паратовых». (это способствует умению выделять  причинно­следственные связи при  анализе текста, доказывать,  анализировать разные точки зрения,  моделировать  ход рассуждений,  развивать коммуникативные умения и навыки). 4. Индивидуальные выступления. Работа в группах (инсценировка). Третья   (задание на дом, инсценировать  сцену). Ученики   рассказывают   о   выносят Харите   Игнатьевне: шкатулку,   сложный   необычный персонаж,   «уж   очень   проворна», торгует честью, дочери ­ вещи. Ученики   рассказывают   о Ларисе: (выходят с гитарой).  ­     Чайка,   бриллиант,   сокровище, кукла, товар, бесприданница, страсть. Романтичность,     чувственность, любит так, что готова за любимым на край   света,   бежит   с   Паратовым, встает   под   дуло   пистолета.   главная импровизированная   дуэль  –   самая трагическая, так как между матерью и дочерью. Мне бы хотелось показать сцену   разговора   матери   и   дочери (инсценировка).  ­    Это сцена всегда вызывала разные чувства. Какие чувства у вас вызвала эта сцена?  ­    Почему гитара? Одиночество,   внутренняя борьба.  стихийность, ­     Какое   стихотворение   цитирует Лариса,   и   как   оно   характеризует героиню? (см. приложение). Образованна. Милая барышня. Одета богато,   но   скромно.   Музыкальность (особый музыкальный ритм). Слушаем два романса: Е.А. Баратынского «Не искушай меня без нужды» на музыку Глинки,   Э.   Рязанова   из   фильма «Жестокий   романс»   на   музыку А.Петрова. Тексты романсов у ребят (второй слайд презентации с текстами романсов).   Цыганщина.   В   какой   сцене   еще звучит лейтмотив (Карандышев   объявляет   Ларисе   в четвертом   явлении,   что   ее   дом «цыганский табор»).  Цыгане сопровождают главных героев на   протяжении   всей   пьесы. Заканчивается   пьеса   громким   хором цыган.  ­   Цыгане   как   представители стихийности, буйство чувств, желание жить.   Резкий   контраст.   Смерть   – цыгане. цыганский     ­Выделяем ключевые слова. ­   Как   романсы   характеризуют главную героиню?      ­Какой лучше характеризует, на ваш взгляд, главную героиню. романс ­   Почему? ­  Нет, у каждого свой: гитара,  шкатулка.  Есть   ли   в   этой   дуэли   общий ­   предмет?  ­  Лариса. ­      Почему?  ­  Кто выиграл в этой дуэли?      называет ­  Почему? Ведь она погибает. ­ Смерть  как благодеяние. Спасение от бесчестия. Героиня прощает всех, убийцу «милый», благодетель.   Дуэль   со   всеми,   одна хрупкая   барышня   против   «сильных мира сего».  ­   Какое   ключевое   слово   во   всех характеристиках Ларисы?  Страшно. Вдумайтесь.  ­ Чайка хотела полёта, хотела любить, но  в обществе,  где  правят  деньги,  а человек становиться вещью, нет места любви.  ­  Вещь. ­  Даже Робинзон говорит: «Человек­ вещь,   мы живем в мире варваров и разбойников». Но и попали мы с вами в компанию, ребята. (ученики комментируют, обобщение). ­     Посмотрим   на   схему,   которая получилась на доске, перед  нами мир вещей.   У   каждого   персонажа   своя вещь.   Давайте   прокомментируем схему.  ­Значит, победил расчет! Прежде чем ответить   на   этот   вопрос,   давайте посмотрим   инсценировку   финальной сцены, монолог Ларисы.  (Инсценировка финальной сцены,  монолог Ларисы). «Вещь… Да, я  вещь…».  (Данный вид деятельности  способствует эмоциональному  восприятию проблемы и решению её.) ­  Нет. ­  Последняя сцена как акт  всепрощения. ­Кто же победил, расчет? (Этот этап урока позволяет развивать ­  Почему? умения сравнивать, анализировать  информацию, выделять главное,  обобщать, делать выводы, давать  развернутый ответ, а также  происходит осознание ценности  совместной деятельности.) ­   Человек создан для счастья, любви. Человек должен бороться за это  счастье. (третий слайд презентации) «От этой сцены веет  солнечным теплом   безграничного   христианского сострадания,   всепрощения,   любви   и милосердия… Осознание спасительной   силы   христианской любви   звучит   в   последних   словах Ларисы» (Ю. Лебедев)   ­   Какую   же   основную   идею попытаемся воплотить в пьесе?  ­       Так   от   кого   же   зависит   выбор вашего жизненного пути? (четвертый слайд презентации) «Вы  думаете, что это от вас не зависит? Всё в ваших руках… Раз мы уже находимся и живём на Земле, то для всего человечества будет благом, если   мы   будем   СЧАСТЛИВЫ.   Бог создал   нас   разными,   но   едиными   в своих   стремлениях   к   счастью,   к любви.   И…наступит   день,   когда   вы почувствуете   себя   любимой   и любимым всеми! Так любите и будьте любимыми!» (Толейна Аума). ­ Так и сыграем, занавес. Спасибо зрителям. 5. Рефлексия ­   И   завершить   нашу   встречу   я хотела   бы   песней­притчей   С. Копыловой «Богач и бедняк» (звучит песня). ­       Почему именно этой притчей я хочу завершить разговор? (это способствует обобщению, более  глубокому выводу, с выходом на  актуальность пьесы, на решение  социальных проблем, формирует  мировоззрение.) 6. Домашнее задание Домашнее задание: Придумать семь  интересных конкурсных названий  сочинений по пьесе, подготовиться  к сочинению. Приложение. Деятельность  учителя Задания,  направленные на  достижение  результата Просмотр слайда. Создание  положительного  эмоционального  настроя. Первые два любовных треугольника. Этапы урока Орг. момент Постановка  проблемы,  целеполагание Индивидуальны е доклады,  выступления Защита героя.  Инсценировки  (практическая  часть). Ситуации сбоя Убийство…, но от  сцены «веет  солнечным теплом».  Что такое любовь?  Зло или благо? По пьесе ­ зло  ,смерть. Любить ­ это страшно? Деятельность учащихся по освоению способа  деятельности Познавательная Регулятивная Коммуникативна я Работать в  коллективе. Работать в  соответствии с  поставленной учебной  задачей. Умение  интерпретироват ь,  импровизировать .  Умение работать с худ. текстом.  Умение понять  точку зрения  другого. Подбор  аргументов. Умение менять  мнение.  Участвовать в  совместной  деятельности. Участвовать в  совместной  деятельности. Работать в  соответствии с  поставленной учебной  задачей Информация Выделение  частных  признаков,  выявление  причинно ­  следственных  связей.  Доказательства, выводы,  типизация.  Высказывать  суждения,  подтверждая  текстом.  Выдвижение  предположений ,  мнений,  версий,  подтверждение  жизненным  опытом.  Сравнение,  сопоставление. Обобщение Анализ,  обобщение  социальных  проблем Владение  монологической  речью. Владение  монологической  речью Сравнивать  свою точку  зрения с  другими. Самоанализ  формировани е  мировоззрени я  Вывод Рефлексия Домашнее  задание Актуальность пьесы.  Человек создан для  счастья, человек  должен бороться за  это счастья. Песня притча «Богач  и бедняг» С.  Копыловой. Почему  этой притчей хочу  завершить разговор? Придумать 7  интересных  конкурсных тем по пьесе,  подготовиться к  сочинению. Сценарное описание урока Метапредметная тема: Любовь ­ это прекрасное возвышенное чувство или это  чувство, которое может погубить.  По пьесе Островского «Бесприданница». Предметный материал: Пьеса, персонажи, идея произведения, образы. (основные понятия) Способ деятельности,  которому обучаются школьники: Представление героя, доклады, защита  героя, обобщение, формирование мировоззрения. Стратегия дидактического движения: ???? (путь передачи универсального способа действий) Целепологание: (образовательные результаты) Формирование коммуникативных компетенций, образно­ассоциотивный ряд  на основе художественного материала. Формируемые УУД: умение работать с художественным текстом,  реализовывать в совместной деятельности, обобщать, систематизировать,  делать выводы, уметь доказывать, отстаивать свою точку зрения. Сценарий хода урока

Конспект урока А. Н. Островский «Бесприданница».

Конспект урока А. Н. Островский «Бесприданница».

Конспект урока А. Н. Островский «Бесприданница».

Конспект урока А. Н. Островский «Бесприданница».

Конспект урока А. Н. Островский «Бесприданница».

Конспект урока А. Н. Островский «Бесприданница».

Конспект урока А. Н. Островский «Бесприданница».

Конспект урока А. Н. Островский «Бесприданница».

Конспект урока А. Н. Островский «Бесприданница».

Конспект урока А. Н. Островский «Бесприданница».

Конспект урока А. Н. Островский «Бесприданница».

Конспект урока А. Н. Островский «Бесприданница».

Конспект урока А. Н. Островский «Бесприданница».

Конспект урока А. Н. Островский «Бесприданница».

Конспект урока А. Н. Островский «Бесприданница».

Конспект урока А. Н. Островский «Бесприданница».

Конспект урока А. Н. Островский «Бесприданница».

Конспект урока А. Н. Островский «Бесприданница».

Конспект урока А. Н. Островский «Бесприданница».

Конспект урока А. Н. Островский «Бесприданница».

Конспект урока А. Н. Островский «Бесприданница».

Конспект урока А. Н. Островский «Бесприданница».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2017