Урок литературы в 10 классе "Любовь Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»
Оценка 4.9

Урок литературы в 10 классе "Любовь Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл
01.04.2017
Урок литературы в 10 классе "Любовь Катерины  в пьесе  А.Н.Островского «Гроза»
Урок литературы в 10 классе "Любовь Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза» обобщающий. На нём идёт разговор в форме диспута об образе героини; ученики стремятся понять, почему она решилась на любовь к Борису, к чему привела эта любовь. Кроме этого выяснят: самоубийство Катерины – сила или слабость, попробуют понять черты характера Катерины, почему она не может жить по законам «темного царства». Кроме этого обучающиеся учатся высказывать свое мнение.
урок Образ Катерины в пьесе Гроза.doc
Любовь сильнее смерти, сильнее страха смерти...                                                          (И.С.Тургенев)                  Тема   урока:   «Не   искушай   меня   любя!»   (Любовь   Катерины     в   пьесе А.Н.Островского «Гроза») Цель урока:  ­проанализировать образ героини; понять, почему она решилась на любовь к Борису, к чему привела эта любовь.  ­ выяснить самоубийство Катерины – сила или слабость.  ­ выяснить черты характера Катерины, почему она не может жить по законам «темного царства».   ­ учить проводить исследовательскую работу по тексту.  ­ учить высказывать свое мнение. Форма урока: диспут. Методические   приемы:  беседа   с   анализом   эпизодов,   доклады   учащихся, музыкальное сопровождение, использование кинофильма и иллюстраций. Оборудование:   пьеса   А.Н.Островского   «Гроза»,   иллюстрации   к   пьесе, портреты   актрис,   сыгравших   Катерину,   к/ф   «Гроза»,   музыкальное сопровождение, стихи А.Дементьева и П.Вегина. Ход урока: 1. Организационный момент. Коммуникативная атака.  Постановка учащимися целей урока через  проблемный вопрос. На рабочем столе учителя предметы:  (детали –  белая шаль – распахнутые крылья – сердце ­ ключ).  2. Как вы думаете, почему  именно эти предметы  находятся перед нами?  Соотнесите свои размышления, рассуждения с темой урока и с  эпиграфом «Любовь сильнее смерти, сильнее страха смерти». 3. Сообщение темы и целей урока. Звучит музыка: романс « Под лаской плюшевого пледа» ­ 2мин 35 сек. ­ О какой любви поется в романсе ? (любовь – самопожертвование, которая приводит к погибели).  .Тема нашего урока: «Не искушай меня любя!»  (Любовь Катерины в Главную героиню пьесы «Гроза» любовь тоже привела к погибели. Слайд 1   пьесе А.Н.Островского «Гроза») Эпиграф урока: «Любовь сильнее смерти, сильнее страха смерти». ­Как вы понимаете эти слова? Когда человек любит, то он готов на все, готов пожертвовать  собой ради любимого, готов совершить подвиг во имя любви. Главная героиня пьесы – Катерина  готова   пожертвовать   многим   во   имя   любви,   даже   своими принципами, она кидается в омут, не боясь кары божьей. Мы должны разобраться, почему Катерина решилась на любовь к Борису, ­ ­­почему Катерина покончила жизнь самоубийством,   ­выявить черты характера Катерины, ­ почему она не может жить по законам «темного царства»,  ­в чем истоки характера Катерины.       Урок мы проводим в форме диспута, на котором вы должны высказать свое мнение   ­ любовь Катерины ­  слабость это или сила?   ­ Самоубийство Катерины ­  Победа это или поражение?  ­  Можно ли это назвать протестом Катерины против «темного царства»?  В течение урока у каждого из вас должно сформироваться свое собственное мнение по этому поводу, которое вы выскажете в ходе диспута. 4. Реализация домашнего задания. Слайд 2 ­3.    Чтобы лучше понять образ Катерины и его несовместимость с нормой   и   моралью   «темного   царства»,   вспомним   прежний   урок,   где   мы говорили о быте и нравах города Калинова. Вопрос домашнего задания: ­Итак, каковы быт и нравы города Калинова?  ­Каково было положение женщин в тогдашней России? ­Кто из героев пьесы не относится ни к «жертвам» , ни к «хозяевам» города Калинова? (Катерина Кабанова) . Почему? ( Она никого себе не подчиняет и не умеет подчиняться сама) 5. Новый материал. Слайд 4.  1) Черты характера Катерины. Катерина – главная героиня пьесы Островского, не подчиняется «хозяевам» жизни (Кабанихе и Дикому ), ей чужды законы темного царства, она живет так, как ей велит ее совесть.     Имена героев имеют символический смысл: Катерина   –   греч.   «чистота»,   «благопристойность»;   а   вот   имя   Кабанихи   – Марфа – греч. «хозяйка», «госпожа», так она себя и чувствует в пьесе; дочь   «грубая». Кабанихи   –   Варвара   –   с   греч   «чужеземная», Такая  Катерина ( чистая) в силу своего характера. ­Какие   черты   характера   проявляются   с   первых   же   реплик   Катерины? (зачитать реплики) ­ неспособность лицемерить , прямота. Уже с первых же реплик Катерины чувствуется конфликт. ­Откуда же появились такие черты характера Катерины, если город Калинов живет по иным принципам?        (воспитание в детстве, в родном доме) Автор подробно рассказывает о детстве Катерины и ее семье.   Слайд 5.  Чтение наизусть монолога Катерины «Отчего люди не летают?» Д.1, явл. 7) Слайды 6, 7, 8, 9 Слайд 10    .Сравним жизнь Катерины в доме Кабанихи и в доме родителей. В доме родителей: ­« точно птичка на воле» ­«маменька в ней души не чаяла» ­«работать не принуждали» ­«Вышивала, ходила в церковь, гуляла» В   доме   родителей   Катерина   чувствовала   сердечное   отношение   родных, относительную   свободу,   слушала   рассказы   странниц,   богомолок,   посещала церковь. Отсюда у Катерины болезненная впечатлительность и романтическое отношение к жизни. Слайд 11. В доме Кабанихи: ­«завяла, как цветок» ­«от любви вас и бранят» ­«все по принуждению» ­«меня не станет бояться, тебя и подавно» Слайд 12. В доме Кабановой Катерина переживала жестокие отношения к ней свекрови, отчего возникал постоянный духовный бунт, да и Тихон не понимал Катерину, а жил по приказам Кабанихи.                                                             Влияние жизни у Кабановых на Катерину: А) Осознание своей обреченности Б) Замкнутость, разочарованность в семейной жизни. В) Страстное стремление к свободе, любви, счастью. Теперь давайте выясним  черты характера главной героини и в чем же состоит ее конфликт с окружающим?    Черты характера Катерины             ­       принципы жизни в доме Слайд   13.   Кабанихи Свободолюбие                           ­ подчинение Независимость                           ­ отказ от своей воли Чувство собственного достоинства – унижение попреками и подозрениями Мечтательность и поэтичность   ­отсутствие духовных начал Религиозность                              ­ религиозное лицемерие                Решительность                             ­ не дать жить по своей воле (неволя) Доброта, бескорыстие                ­ грубость и брань Честность, непосредственность    – обман      Вывод: Для Катерины  ­ Главное – жить согласно своей душе, а для Кабанихи   главное   –   подчинить   и   не   дать   жить   по   –своему.   Здесь возникает резкий контраст – вытекает непримиримый конфликт.  Ваше   мнение   по   вопросу:   Чем   Катерина   отличается   от   жителей   города Калинова? (непосредственность, доброта, искренность, честность и т.д.) Стремление Катерины к свободе – это протест или состояние души?  (Мнения учащихся) Слайд 14.         2)Любовь Катерины к Борису – протест или искреннее чувство? Любовь – это движущая сила сюжета.  Что такое любовь? Определение по словарю Ожегова ( Любовь детей, родителей, друзей, высокое чувство) 1) все герои говорят о любви, а особенно Катерина. 2) Речь идет о разной любви (любви родителей, дружеской, сыновей  и о любви как высоком духовном чувстве.) 3) Первые и последние реплики о любви принадлежат Катерине. 4)  В 4.Д,  где   описана  сцена  покаяния  Катерины   ­ вообще   нет  реплик   со словом «любить» Трагедия Катерины – это трагедия любви или совести?                 Стихотворение А. Дементьева «Душа не хочет перемен»             Любовь не только возвышает.              Любовь порой нас разрушает.              Ломает судьбы и сердца… В своих желаниях прекрасна,               Она бывает так опасна,              Как взрыв, как девять грамм свинца.              Она врывается внезапно.              И ты уже не можешь завтра               Не видеть милого лица.              Любовь не только возвышает.              Любовь вершит и все решает.               И мы уходим в этот плен .               И не мечтаем о свободе.               Пока заря в душе восходит ,                Душа не хочет перемен. Вот и любовь Катерины –  это не только возвышенное чувство, но чувство разрушающее,  которое   сыграло   в   ее   судьбе   роковую   роль,   привела   героиню   к гибели. Случаи самоубийств в патриархальном купеческом мире не были единичны – это мы увидим из истории создания пьесы «Гроза»  (доклад учащегося) Даша   Слайд   15.   «По   заданию   Его   императорского   высочества,   генерал­адмирала, великого князя Константина Николаевича за новыми материалами для «Морского сборника» были разосланы по стране видные русские писатели, уже имевшие опыт путешествий   и   вкус   к  очерковой   прозе.  Они  должны  были   изучать   и  описывать народные   промыслы,   связанные   с   морем,   озерами   и   реками,   приемы   местного судостроения   и   судовождения,   положение   отечественного   рыболовства   и   само состояние водных путей России.   Островскому досталась Верхняя   Волга от истока до Нижнего Новгорода. И он с увлечением взялся за дело» « В старинном споре приволжских городов о том, какой из них волею Островского превращен в Калинов (место действия пьесы «Гроза»), чаще всего слышны доводы в пользу Кинешмы, Твери, Костромы. О Ржеве спорщики словно забывали, а между тем рождению таинственного замысла «Грозы» именно Ржев явно сопричастен!   Где написана «Гроза» ­ на подмосковной даче или в заволжском Щелыкове – точно неизвестно, но она создана с поразительной быстротой, истинно по вдохновению, за несколько месяцев 1859 года.   В   течении   довольно   длительного   времени   считалось,   что   сам   сюжет   «Грозы» Островский   взял   из   жизни   костромского   купечества,   что   в   основу   его   легло нашумевшее   В   Костроме   на   исходе   лета   1859   года   дело   Клыковых.   Вплоть   до начала 20 века костромичи с гордостью указывали на место самоубийства Катерины – беседку в конце маленького бульварчика, в те годы буквально нависавшую над волгой. Показывали и дом , где она жила, ­ рядом с церковью Успения. А когда «Гроза» впервые шла на сцене Костромского театра, артисты гримировались «под Клыковых».    Костромские краеведы обстоятельно обследовали потом в архиве «Клыковское дело» и с документами в руках пришли к заключению, что именно эту историю использовал   Островский   в   работе   над   «Грозой».   Совпадения   получались   почти буквальные. А.П.Клыкова была выдана шестнадцати лет в угрюмую и нелюдимую купеческую семью, состоявшую из стариков родителей, сына и незамужней дочери. Хозяйка дома, суровая и строптивая, обезличила своим деспотизмом мужа и детей. Молодую   сноху   она   заставляла   делать   любую   черную   работу,   отказывала   ей   в просьбах повидаться с родными.   В момент драмы Клыковой было 19 лет. В прошлом она воспитывалась в любви и холе   души   в   ней   не   чаявшей   бабушкой,   была   веселой,   жизнерадостной,   живой. Теперь  же  она  оказалась  в  семье  недоброй  и  чужой.  Молодой муж ее,  Клыков, беззаботный и апатичный человек, не мог защитить жену от притеснений свекрови и относился к ней равнодушно. Детей у Клыковых не было. И тут на пути молодой женщины встал другой человек, Марьин, служащий в почтовой конторе. Начались подозрения,   сцены   ревности.   Кончилось   тем,   что   10   ноября   1859   года   тело А.П.Клыковой   нашли   в   Волге.   Начался   долгий   судебный   процесс,   получивший широкую   огласку   даже   за   пределами   Костромской   губернии,   и   никто   из костромичей   не   сомневался,   что   Островский   воспользовался   материалами   этого дела в «Грозе».    Прошло много десятилетий, прежде чем исследователи творчества островского точно установили, что «Гроза» была написана до того, как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу. Работу над «Грозой» Островский начал в июне­июле 1859 года и закончил 9 октября того же года.     Можно   сделать   вывод,   что   такие   случаи   в   купеческой   среде   случались,   так патриархальные   устои   общества   не   давали   жить   свободно,   независимо,   а подчиняли, порабощали. Женщина не могла любить того, кого она хочет, выдавали замуж не по любви, и она должна была смириться со своей участью. Катерина Кабанова не смирилась, также как и А.П.Клыкова. Чтение диалога Катерины и Варвары (Д.2, явл. 2) ­ Кого полюбила Катерина? ­ Почему Варвара догадывается о любви Катерины? ­Что   можно   сказать   о   принципах   дома   Кабановых?   Как   приспособилась Варвара?                ­   Катерина полюбила Бориса, но совесть Катерины, ее религиозность не позволяет   ей   переступить   нравственный   закон   –   изменить   мужу.   Мучения Катерины   заметила   Варвара,   которая   приспособилась   к   законам   «темного царства», научилась обманывать и тайно от матери встречается с возлюбленным Кудряшом. Именно Варвара устраивает встречу Катерины и Бориса, когда Тихон уезжает по делам. Слайд 16.      Анализ сцены «Проводы Тихона» Д 2, явл.3,4,5. (Чтение по ролям) ­Как ведут себя герои в этой сцене, как это их характеризует? ­ Какое значение эта сцена имеет в развитии событий? (   В   этой   сцене   обнаруживается,   до   крайности   доходит   деспотизм   Кабанихи, выясняется   полная   неспособность   Тихона   не   только   защитить.   Но   и   понять Катерину. Эта сцена объясняет решение Катерины пойти на свидание с Борисом.) ­ Как ведет себя Тихон перед отъездом? (Чтобы   понять   душевное   состояние   Тихона   перед   отъездом,   нужно   ясно представлять его положение в доме матери, его желание хотя бы на две недели освободится от опеки. С чувством облегчения произносит Тихон свою реплику: «Да­с, маменька, пора». Но оказывается это еще не все. Мать требует, чтобы он дал   наказ   Катерине,   как   жить   без   него.   Тихон   понимает,   что,   исполняя   волю матери, он унижает свою жену.    Когда   наставления   Кабанихи   становятся   совсем   оскорбительными,   Тихон   пытается возразить против издевательства над Катериной, но мать непреклонна, и он   тихо,   сконфузившись,   как   бы   извиняясь   перед   женой,   произносит   :   «Не заглядывайся   на   парней!»   Цель   Кабанихи   –   привести   к   полной   покорности домашних и прежде всего своенравную Катерину) Слайд 17.  Ответы на вопросы Попытаемся понять, почему Катерина полюбила Бориса? Ответ найдем в статье Добролюбова : «В этой страсти заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все ее живые стремления сливаются здесь . К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных окружающих ее, к нему влечет ее потребность в любви, не нашедшая себе отзыва  в  муже, и  оскорбленное  чувство  жены  и  женщины, и  смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы».       Анализ монолога с ключом. Д 2, явл.10. Слайд 18.       Чтение монолога.   ( читает учащийся) ­ Какие чувства испытывает   Катерина, как эти чувства отражаются в ее речи? Каково значение сцены? ( Здесь раскрывается победа естественного чувства Катерины над догмами домостроя. Речь Катерины полна коротких, отрывистых вопросительных и восклицательных предложений, повторов, сравнений передающих напряжение чувств Катерины.  После взволнованного вступления идут горькие раздумья Катерины о жизни в неволе.   Речь   становится   более   сдержанной,   уравновешенной.   Катерина оспаривает первоначальное решение – бросить ключ : «Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали­то! Да хоть и поговорю­то!.. Да ведь он сам не захотел». Эта часть монолога сопровождается ремарками: подумав,   молчание,   задумывается,   задумчиво   смотрит   на   ключ, характеризующих состояние Катерины.   Заканчивается   монолог   сильным   порывом   чувств:   «Мне   хоть   умереть,   да увидеть его…»                            Любовный выбор обрекает Катерину на мучения. Она встречается с Борисом.      Отрывок из к/ф «Гроза» (сцена «Свидание») ­ В чем сложность внутреннего состояния Катерины? ( Катерина идет на обман и встает в один ряд с Варварой, это не свойственно натуре Катерины. Автор показывает эволюцию душевного состояния героини – от растерянности   к   утверждению   права   на   любовь.   Катерина   «тихо   сходит   по тропинке,..   потупив   глаза   в   землю»,   обращается   к   Борису   «с   испугом,   но   не поднимая глаз», «поднимает глаза и смотрит на Бориса», «кидается ему на шею».) ­   Как   показана   в   этих   монологах   борьба   Катерины   с   собой?   (ее   монологи напряжены, эмоциональны, в них говорит не разум, а сердце.) ­ В чем выражается решительность Катерины? (решилась на любовь с Борисом, действовала по велению сердца, а не закона) Вывод: Любовь Катерины – искреннее чувство, она не способна лицемерить и   притворяться,   она   действует   по   велению   своего   сердца,   нарушая нравственный   и   религиозный   закон   –   изменяет   мужу,   да   и   Тихон   не стремился   завоевать   любви   Катерины,   а   жил   по   приказам   и распоряжениям   своей   «маменьки»,   поэтому   Катерина   не   нашла   в  нем поддержку и  любовь, поэтому ищет это на стороне. Итак, любовь Катерины – искреннее чувство или протест? (мнения учащихся) 1) Покаяние Катерины (Д.4, явл 6)   Катерина после приезда мужа « просто сама на своя сделалась…Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной.» ­ Почему произошли изменения в Катерине? (Катерина была религиозна, изменив мужу,   она   совершила   тяжкий   грех,   она   пошла   на   обман,   что   противоречит   ее натуре, поэтому Катерине тяжело на душе, ей легче признаться, покаяться)   Слайд 19.  ­ Так как драма называется «Гроза», то мотив грозы присутствует на протяжении всей пьесы. Попробуем разобраться , как название пьесы определяет поступки главной героини. ­ В чем, по–вашему мнению, заключается смысл заглавия? (Гроза – в природе   ­постоянно слышится мотив надвигающейся грозы. Гроза в душе Катерины –несогласие с моралью «темного царства», желание жить по­своему велению сердца, любовь к Борису, приводит к смятению души. Гроза в обществе – назревает конфликт, нежелание многих жить по нормам и  правилам домостроя, в обществе несвободном пробуждаются свободные чувства.)       Гроза в природе – освежает       Гроза в душе –очищает       Гроза в обществе –просвещает. ­ Как жители Калинова воспринимали грозу ( как божественное явление. Как кару бога,   Катерина   не   исключение,   она   боится   грозы,   следуя   религиозным побуждениям) Слайд 20. Как мотивируется сцена покаяния? (зачитать отрывок из пьесы) (Надвигается   гроза,   которая   по   мнению   калиновцев   ,   «нам   в   наказание посылается». Мрачный колорит усиливается и сценой действия – вместо панорамы Волги – узкая галерея с гнетущими сводами. Катерина теперь «безоружна». Ее ранят и намеки Кабанихи и ласковая шутка Тихона. Ласка мужа, перед которым она виновата – для нее пытка) ­В чем разница в душевном состоянии Катерины в Д.1 и Д.4? ( Разница в душевном состоянии Катерины выражена и в ее восклицаниях после ухода барыни в Д.1 «Ах, как она меня испугала, я дрожу вся, точно она пророчит мне   что­нибудь;   Д.4.   :»Ах   ,   умираю!»   Катерина   ждет   божьей   кары.  Она   ищет защиты у бога, опускается на колени и видит перед собой изображение ада. Так подводит Островский к кульминации пьесы – сцене покаяния.)   Слайд 21       .явл.6. – Прочитайте  отрывок. Какие  чувства   теперь  испытывает Катерина? (Если в монологе с ключом и в сцене свидания раскрывается победа любви в душе Катерины, то в сцене покаяния отчетливо обнаруживается сила тяготеющих над Катериной норм религиозной нравственности.)   ­ Можно ли считать покаяние Катерины ее слабостью? Что было бы с Катериной , если бы она не раскаялась? ( Если бы Катерина скрыла свой грех, научилась бы притворяться и обманывать , продолжала бы ходить на свидания с Борисом, то это означало бы, что Катерина приспособилась   к   окружающему   обществу,   примирилась   с   его   нравственными устоями, деспотизмом) ­ Чем объясняется раскаяние Катерины? ( Покаяние Катерины объясняется не только боязнью божьей кары, но и тем, что ее высокая нравственность восстает против обмана, который вошел в ее жизнь. Она говорила о себе: «Обманывать –то я не умею, скрывать­то ничего не могу.» Для   Катерины   нравственная   оценка   своих   поступков   и   помыслов   составляет важную сторону духовной жизни. И во всенародном признании Катерины можно видеть попытку искупить свою вину, сурово наказать себя, попытку нравственного очищения.) ­ могла ли Катерина обрести путь к спасению души? Почему? (мнения учащихся) Слайд 22.    Прощание с Борисом. (Д.5, явл 3. 4) (Чтение отрывка) Звучит романс «А напоследок я скажу» Катерина бросается в Волгу, не примирившись с законами «темного царства». ­ Почему Борис не мог спасти Катерину ( Он был «жертвой» «темного царства», жил под влиянием Дикого, и не мог его ослушаться, подчинялся ему и не мог , как Катерина выступить против неволи из­за страха «жертвы») ­Какой можно сделать вывод? Вывод:  Катерина нигде не изменила себе, она решилась на любовь по велению   сердца,   она   призналась   в   измене   по   внутреннему   чувству свободы (ложь – это несвобода), прощается с Борисом не только из­за чувства любви, ни и из­за того, что он пострадал из­за нее, бросилась в Волгу по требованию свободной души. ­Докажите, что смерть Катерины – это протест. (Робкий Тихон обвиняет мать в смерти жены, Варвара убегает из дома) ­ Кто будет молится за героинь, погибших за любовь? Стихотворение П.Вегина «Хранительница очага»                              Ты разрушаешь очаг.                              Синий огонь кипит                              В отчаянных очах.                              Воительница в любви,                              Что драма тебе, что срам?                              И ты разрушаешь дом,                              Чтобы построить храм. Героиня   пьесы   ,   разрушая   семью   ,   шла   к   любви,   испытала   минуты   счастья, построила храм любви, наверное, богиня любви будет молится за ее душу. 6. Работа по учебнику (Резерв) Роль   Катерины   играли   многие   актрисы,   все   по­разному   подходили   к интерпретации этого образа                                     « Исполнительницы ролей Катерины» 1­ Косицкая 2­Федотова 3­Стрепетова 4­Ермолова 5­Тарасова 6­Козырева Работа по учебнику: Как актрисы воплощали образ Катерины? Вывод:  Разноплановые   сценические   воплощения   –   это   продолжение полемики: сила в ней или слабость? Протест или смирение? 6.Критики о пьесе. «Что тут должен делать критик?» Сообщение учащегося Добролюбов  «Луч света в темном царстве» ­ «Гроза»­ это зреющие в глубине России революционные силы ­ критик отметил сильные, бунтующие мотивы в характере Катерины ­В Катерине видим протест против кабановских понятий о нравственности. ­Катерина   –   это   здоровая   личность.   Которая   нашла   в   себе   решимость покончить с этой гнилой жизнью во что бы то ни стало. Д.Писарев «Мотивы русской драмы» ­ Катерина – это «полоумная мечтательница ­Вся жизнь Катерины состоит из внутренних противоречий ­­ Она постоянно кидается из одной крайности в другую ­ Она на каждом шагу путает свою жизнь и жизнь других ­Она запутавши все, разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством – самоубийством. Аполлон Григорьев  ­ увидел в Катерине поэзию народной жизни ­   Отметил   красоту   природы,   волги,   на   фоне   которой   разворачивается действие: «Как будто не художник, а целый народ создавал тут!» 8. Итог урока. Итак, мы рассмотрели на уроке  образ главной героини  пьесы Островского «Гроза», какой вывод можно о ней сделать? Вывод урока:  Катерина – сильная личность, которая умела любить , готова   на   самопожертвование   во   имя   любви,   но   она   честна,   искренна   и поэтому   она   не   способна   притворяться,  обманывать,  т.е.   жить   по   законам «темного царства», она избрала выход – самоубийство, чтобы избавить себя и свою душу от угрызений совести и уйти от норм и правил города Калинова.          Звучит романс «Любовь ­  волшебная страна»  Приём «Помощь психолога» ­ Как вы думаете, ребята, остались ли Катерины в современном обществе? (Конечно ,есть) ­Каким   образом   современная   Катерина   может   выйти   из   сложившейся ситуации? ( На сегодняшний день любой человек может обратиться за помощью к квалифицированным   специалистам.   Это   и   помощь   психолога,   и познавательные книги, консультации , а также различные рекомендации в области психологии) ­Какие позитивные стороны должны быть у современного человека? (Это здоровый образ жизни, желание жить, творить, наслаждаться каждым мгновением,   ощущать   чувство   и   состояние   полного     удовлетворения, стремиться     реализовать     цели   и   мечты     ,   беречь   и   любить   близких   и окружающих, иметь любимое увлечение, хобби)                                                    Найти себя – дороги нет короче,                                                    Найти себя – дороги нет длинней;                                                    Найти себя – открыть в душе источник,                                                    Найти себя – и сделаться сильней!                                                                                        Юрий Энтин Оценки Видео  Д/з Эссе «Не убивайте женскую любовь» Если время позволит 4. Обобщение изученного. Учитель.   Я   предлагаю   составить   пятистишье,   в   которой   вы   можете   дать обобщённую характеристику образа Катерины. (Работа в группах).   1. Тема (существительное). 2. Два определения (прилагательные). 3. Действия (три глагола). 4. Ассоциации (четыре существительные). 5. Действия (три глагола). 6.Тема (существительное).      Катерина. Непосредственная, честная. Любит, стремится, бунтует. Свобода, страсть, замкнутость, грех.      Разочаровывается, страдает, гибнет.      Бедная Катерина

Урок литературы в 10 классе "Любовь Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»

Урок литературы в 10 классе "Любовь Катерины  в пьесе  А.Н.Островского «Гроза»

Урок литературы в 10 классе "Любовь Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»

Урок литературы в 10 классе "Любовь Катерины  в пьесе  А.Н.Островского «Гроза»

Урок литературы в 10 классе "Любовь Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»

Урок литературы в 10 классе "Любовь Катерины  в пьесе  А.Н.Островского «Гроза»

Урок литературы в 10 классе "Любовь Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»

Урок литературы в 10 классе "Любовь Катерины  в пьесе  А.Н.Островского «Гроза»

Урок литературы в 10 классе "Любовь Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»

Урок литературы в 10 классе "Любовь Катерины  в пьесе  А.Н.Островского «Гроза»

Урок литературы в 10 классе "Любовь Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»

Урок литературы в 10 классе "Любовь Катерины  в пьесе  А.Н.Островского «Гроза»

Урок литературы в 10 классе "Любовь Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»

Урок литературы в 10 классе "Любовь Катерины  в пьесе  А.Н.Островского «Гроза»

Урок литературы в 10 классе "Любовь Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»

Урок литературы в 10 классе "Любовь Катерины  в пьесе  А.Н.Островского «Гроза»

Урок литературы в 10 классе "Любовь Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»

Урок литературы в 10 классе "Любовь Катерины  в пьесе  А.Н.Островского «Гроза»

Урок литературы в 10 классе "Любовь Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»

Урок литературы в 10 классе "Любовь Катерины  в пьесе  А.Н.Островского «Гроза»

Урок литературы в 10 классе "Любовь Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»

Урок литературы в 10 классе "Любовь Катерины  в пьесе  А.Н.Островского «Гроза»

Урок литературы в 10 классе "Любовь Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»

Урок литературы в 10 классе "Любовь Катерины  в пьесе  А.Н.Островского «Гроза»

Урок литературы в 10 классе "Любовь Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»

Урок литературы в 10 классе "Любовь Катерины  в пьесе  А.Н.Островского «Гроза»

Урок литературы в 10 классе "Любовь Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»

Урок литературы в 10 классе "Любовь Катерины  в пьесе  А.Н.Островского «Гроза»

Урок литературы в 10 классе "Любовь Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»

Урок литературы в 10 классе "Любовь Катерины  в пьесе  А.Н.Островского «Гроза»

Урок литературы в 10 классе "Любовь Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»

Урок литературы в 10 классе "Любовь Катерины  в пьесе  А.Н.Островского «Гроза»

Урок литературы в 10 классе "Любовь Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»

Урок литературы в 10 классе "Любовь Катерины  в пьесе  А.Н.Островского «Гроза»

Урок литературы в 10 классе "Любовь Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»

Урок литературы в 10 классе "Любовь Катерины  в пьесе  А.Н.Островского «Гроза»

Урок литературы в 10 классе "Любовь Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»

Урок литературы в 10 классе "Любовь Катерины  в пьесе  А.Н.Островского «Гроза»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017