Интегрированный урок "Сон Раскольникова" (10 класс, русский язык и литература)
Оценка 4.9

Интегрированный урок "Сон Раскольникова" (10 класс, русский язык и литература)

Оценка 4.9
Работа в классе
doc
русская литература +1
10 кл
31.03.2017
Интегрированный урок "Сон Раскольникова" (10 класс, русский язык и литература)
Интегрированный урок русского языка и литературы представляет собой подготовку к части С ЕГЭ (сочинение-рассуждение) на примере эпизода из "Преступления и наказания" Федора михайловича Достоевского ("Превый сон Родиона Раскольникова"). На уроке отрабатывается алгоритьм написания сочинения-рассуждения, анализируется местто эпизода в композиции произведения.Разработка урока
Интегр урок раскольников.doc

ПРИЛОЖЕНИЕ

(1)Страшный сон приснился Раскольникову. (2)Приснилось ему его детство, еще в их городке. (3)Он лет семи и гуляет в праздничный день, под вечер, с своим отцом за городом. (4)Время серенькое, день удушливый, местность совершенно такая же, как уцелела в его памяти: даже в памяти его она гораздо более изгладилась, чем представлялась теперь во сне.(5) Городок стоит открыто, как на ладони, кругом ни ветлы; где-то очень далеко, на самом краю неба, чернеется лесок. (6)В нескольких шагах от последнего городского огорода стоит кабак, большой кабак, всегда производивший на него неприятнейшее впечатление и даже страх, когда он проходил мимо его, гуляя с отцом. (7)Там всегда была такая толпа, так орали, хохотали, ругались, так безобразно и сипло пели и так часто дрались; кругом кабака шлялись всегда такие пьяные и страшные рожи… (8)Встречаясь с ними, он тесно прижимался к отцу и весь дрожал.(9) Возле кабака дорога, проселок, всегда пыльная, и пыль на ней всегда такая черная.(10) Идет она, извиваясь, далее и шагах в трехстах огибает вправо городское кладбище. (11)Среди кладбища каменная церковь с зеленым куполом, в которою он раза два в год ходил с отцом и с матерью к обедне, когда служились панихиды по его бабушке, умершей уже давно, и которую он никогда не видал. (12)При этом всегда они брали с собою кутью на белом блюде, в салфетке, а кутья была сахарная из рису и изюму, вдавленного в рис крестом.

(13)Он любил эту церковь и старинные в ней образа, большею частию без окладов, и старого священника с дрожащею головой. (14)Подле бабушкиной могилы, на которой была плита, была и маленькая могилка его меньшого брата, умершего шести месяцев и которого он тоже совсем не знал и не мог помнить; но ему сказали, что у него был маленький брат, и он каждый раз, как посещал кладбище, религиозно и почтительно крестился над могилкой, кланялся ей и целовал ее.(15) И вот снится ему: они идут с отцом по дороге к кладбищу и проходят мимо кабака; он держит отца за руку и со страхом оглядывается на кабак. (16)Особенное обстоятельство привлекает его внимание: на это раз тут как будто гулянье, толпа разодетых мещанок, баб, их мужей и всякого сброду. (17)Все пьяны, все поют песни, а подле кабачного крыльца стоит телега, но странная телега. (18)Это одна из тех больших телег, в которые впрягают больших ломовых лошадей и перевозят в них товары и винные бочки. (19)Он всегда любил смотреть на этих огромных ломовых коней, долгогривых, с толстыми ногами, идущих спокойно, мерным шагом и везущих за собою какую-нибудь целую гору, нисколько не надсаждаясь, как будто им с возами даже легче, чем без возов.

(20)Но теперь, странное дело, в большую такую телегу впряжена была маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка, одна из тех, которые — он часто это видел — надрываются иной раз с высоким каким-нибудь возом дров или сена, особенно коли воз застрянет в грязи или в колее, и при этом их так больно, так больно бьют всегда мужики кнутами, иной раз даже по самой морде и по глазам, а ему так жалко, так жалко на это смотреть, что он чуть не плачет, а мамаша всегда, бывало, отводит его от окошка. (21)Но вот вдруг становится очень шумно: из кабака выходят с криками, с песнями, с балалайками пьяные-препьяные большие такие мужики в красных и синих рубашках, с армяками внакидку. (22) «Садись, все садись! — кричит один, еще молодой, с толстою такою шеей и с мясистым, красным, как морковь, лицом, — всех довезу, садись!» (23)Но тотчас же раздается смех и восклицанья:

(24)— Этака кляча да повезет!

(25)— Да ты, Миколка, в уме, что ли: этаку кобыленку в таку телегу запрег!

(26)— А ведь савраске-то беспременно лет двадцать уж будет, братцы!

(27)— Садись, всех довезу! — опять кричит Миколка, прыгая первый в телегу, берет вожжи и становится на передке во весь рост. (28)— Гнедой даве с Матвеем ушел, — кричит он с телеги, — а кобыленка этта, братцы, только сердце мое надрывает: так бы, кажись, ее и убил, даром хлеб ест. (29)Говорю садись! (30)Вскачь пущу! (31)Вскачь пойдет! — (32)И он берет в руки кнут, с наслаждением готовясь сечь савраску.

(33)— Да садись, чего! — хохочут в толпе. — (34)Слышь, вскачь пойдет!

(35)— Она вскачь-то уж десять лет, поди, не прыгала.

(36)— Запрыгает!

(37)— Не жалей, братцы, бери всяк кнуты, зготовляй!

(38)— И то! Секи ее!

(39)Все лезут в Миколкину телегу с хохотом и остротами. (40)Налезло человек шесть, и еще можно посадить. (41)Берут с собою одну бабу, толстую и румяную.

(42)Она в кумачах, в кичке с бисером, на ногах коты, щелкает орешки и посмеивается. (43)Кругом в толпе тоже смеются, да и впрямь, как не смеяться: этака лядащая кобыленка да таку тягость вскачь везти будет! (44)Два парня в телеге тотчас же берут по кнуту, чтобы помогать Миколке. (45)Раздается: «ну!», клячонка дергает изо всей силы, но не только вскачь, а даже и шагом-то чуть-чуть может справиться, только семенит ногами, кряхтит и приседает от ударов трех кнутов, сыплющихся на нее, как горох.(46) Смех в телеге и в толпе удвоивается, но Миколка сердится и в ярости сечет учащенными ударами кобыленку, точно и впрямь полагает, что она вскачь пойдет.

(47)— Пусти и меня, братцы! — кричит один разлакомившийся парень из толпы.

(48)— Садись! (49)Все садись! — кричит Миколка, — всех повезет. (50) Засеку! — (51)И хлещет, хлещет, и уже не знает, чем и бить от остервенения.

(52)— Папочка, папочка, — кричит он отцу, — папочка, что они делают?

(53)Папочка, бедную лошадку бьют!

(54)— Пойдем, пойдем! — говорит отец, — пьяные, шалят, дураки: пойдем, не смотри! — и хочет увести его, но он вырывается из его рук и, не помня себя, бежит к лошадке. (55)Но уж бедной лошадке плохо. (56)Она задыхается, останавливается, опять дергает, чуть не падает.

(57)— Секи до смерти! — кричит Миколка, — на то пошло. (58)Засеку!

(59)— Да что на тебе креста, что ли, нет, леший! — кричит один старик из толпы.

(600— Видано ль, чтобы така лошаденка таку поклажу везла, — прибавляет другой.

(61)— Заморишь! — кричит третий.

(62)— Не трожь!(63) Мое добро! (64)Что хочу, то и делаю. (65)Садись еще! (66)Все садись!

(67)Хочу, чтобы беспременно вскачь пошла!…

(68)Вдруг хохот раздается залпом и покрывает все: кобыленка не вынесла учащенных ударов и в бессилии начала лягаться. (69)Даже старик не выдержал и усмехнулся. (70)И впрямь: этака лядащая кобыленка, а еще лягается!

(71)Два парня из толпы достают еще по кнуту и бегут к лошаденке сечь ее с боков. (72)Каждый бежит с своей стороны.

(73)— По морде ее, по глазам хлещи, по глазам! — кричит Миколка.

(74)— Песню, братцы! — кричит кто-то с телеги, и все в телеге подхватывают. (75)Раздается разгульная песня, брякает бубен, в припевах свист.

(76)Бабенка щелкает орешки и посмеивается.

(77)… Он бежит подле лошадки, он забегает вперед, он видит, как ее секут по глазам, по самым глазам! (78)Он плачет. (79)Сердце в нем поднимается, слезы текут. (80)Один из секущих задевает его по лицу; он не чувствует, он ломает свои руки, кричит, бросается к седому старику с седою бородой, который качает головой и осуждает все это. (81)Одна баба берет его за руку и хочет увесть; но он вырывается и опять бежит к лошадке. (82)Та уже при последних усилиях, но еще раз начинает лягаться.

(83)— А чтобы те леший! — вскрикивает в ярости Миколка. (84)Он бросает кнут, нагибается и вытаскивает со дна телеги длинную и толстую оглоблю, берет ее за конец в обе руки и с усилием размахивается над савраской.

(85)— Разразит! — кричат кругом.

(86)— Убьет!

(87)— Мое добро! — кричит Миколка и со всего размаху опускает оглоблю.

(88)Раздается тяжелый удар.

(89)— Секи ее, секи! (90)Что стали! — кричат голоса из толпы.

(91)А Миколка намахивается в другой раз, и другой удар со всего размаху ложится на спину несчастной клячи. (92)Она вся оседает всем задом, но вспрыгивает и дергает, дергает из всех последних сил в разные стороны, чтобы вывезти; но со всех сторон принимают ее в шесть кнутов, а оглобля снова вздымается и падает в третий раз, потом в четвертый, мерно, с размаха.(93) Миколка в бешенстве, что не может с одного удара убить.

(94)— Живуча! — кричат кругом.

(95)— Сейчас беспременно падет, братцы, тут ей и конец! — кричит из толпы один любитель.

(96)— Топором ее, чего! (97)Покончить с ней разом, — кричит третий.

(98)— Эх, ешь те комары! (99)Расступись! — неистово вскрикивает Миколка, бросает оглоблю, снова нагибается в телегу и вытаскивает железный лом. — (100)Берегись! — кричит он и что есть силы огорошивает с размаху свою бедную лошаденку. (101)Удар рухнул; кобыленка зашаталась, осела, хотела было дернуть, но лом снова со всего размаху ложится ей на спину, и она падает на землю, точно ей подсекли все четыре ноги разом.

(102)— Добивай! — кричит Миколка и вскакивает, словно себя не помня, с телеги. (103)Несколько парней, тоже красных и пьяных, схватывают что попало — кнуты, палки, оглоблю, и бегут к издыхающей кобыленке. (104)Миколка становится сбоку и начинает бить ломом зря по спине. (105)Кляча протягивает морду, тяжело вздыхает и умирает.

(106)— Доконал! — кричат в толпе.

(107)— А зачем вскачь не шла!

(108)— Мое добро! — кричит Миколка, с ломом в руках и с налитыми кровью глазами. (109)Он стоит будто жалея, что уж некого больше бить.

(110)— Ну и впрямь, знать, креста на тебе нет! — кричат из толпы уже многие голоса.

(111)Но бедный мальчик уже не помнит себя. (112)С криком пробивается он сквозь толпу к савраске, обхватывает ее мертвую, окровавленную морду и целует ее, бросается с своими кулачонками на Миколку. (113)В этот миг отец, уже долго гонявшийся за ним, схватывает его наконец и выносит из толпы.

(114)— Пойдем! пойдем! — говорит он ему, — домой пойдем!

(115)— Папочка! (116)За что они… бедную лошадку… убили! — всхлипывает он, но дыханье ему захватывает, и слова криками вырываются из его стесненной груди.

(116)— Пьяные, шалят, не наше дело, пойдем! — говорит отец. (117)Он обхватывает отца руками, но грудь ему теснит, теснит. (118)Он хочет перевести дыхание, вскрикнуть, и просыпается.

(119)Он проснулся весь в поту, с мокрыми от поту волосами, задыхаясь, и приподнялся в ужасе.

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Ушаковская средняя общеобразовательная школа"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интегрированный урок

русского языка и литературы

 

"Подготовка к сочинению-рассуждению

 на материале первого сна Раскольникова"

 

 

 

 

 

Учитель - О.А.Новичкова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели: раскрыть значение сна Раскольникова, определить его место в композиции и идейном содержании романа; научить писать сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ; выявить и прокомментировать проблемы, отраженные в эпизоде; выявить позицию автора, привести примеры-аргументы.

 

Оборудование: мультимедийная презентация, выставка книг Ф.М.Достоевского, сонники, распечатка эпизода с пронумерованными предложениями, план-подсказка по написанию сочинения-рассуждения.

 

 

План урока.

1. Оргмомент.

2. Слово учителя. Беседа по литературным снам.

3. Чтение эпизода. Беседа.

4.Анализ сна Родиона Раскольникова.

5. Работа над сочинением. Выявление ключевой проблемы.

6. Комментирование проблемы и определение позиции автора.

7. Подбор примеров-аргументов.

8. Рефлексия. Домашнее задание.

 

 

Ход урока.

 

1. Оргмомент.

Здравствуйте. На сегодняшнем уроке мы соединим литературу и русский язык.  Проанализируем эпизод из романа "Преступление и наказание" "Первый сон Раскольникова"и на его материале научимся писать экзаменационное сочинение-рассуждение по русскому языку.

2. Слово учителя. Описание сна литературного героя - прием, часто используемый писателями и поэтами для более глубокого раскрытия образа своего персонажа. Сны литературных персонажей сближают нас с ними, помогают проникнуть в их внутренний мир, понять первопричины тех или иных поступков. Прочитав роман "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского, понимаем, что осмысление образа Раскольникова, его мятущейся души было бы неполным без постижения глубины его подсознания, отраженной в снах этого героя.

В "Преступлении и наказании" описано четыре сна Родиона Раскольникова, но я хочу рассмотреть и проанализировать первый сон, приснившийся герою после того, как он принял окончательное решение подтвердить свою теорию о "дрожащих тварях " и право имеющих, то есть решение убить старуху-процентщицу. Страшась самого слова "убийство, он постоянно спрашивает себя: "...да разве то будет?. Сама возможность осуществить задуманное ввергает его в ужас, но, пытаясь доказать себе, что он принадлежит к касте высших существ, смеющих пролить "кровь по совести, Раскольников храбрится и подстегивает свое самолюбие мыслями о спасении множества убогих, когда именно он выступит в роли благородного спасителя. Но сон Родиона, описанный Достоевским, сводит на нет все циничные рассуждения героя, открывая нам его ранимую, беспомощную в своем заблуждении душу.

Достоевский считал, что «..есть закон природы, которого мы не знаем, но который кричит в нас. Сон».  Сон – то, что не зависит от человека, но от чего он зависит!

 

Действительно, как много раз в русском психологическом романе мы встречались с различными снами, и как много они объясняли нам! Напомните эти «литературные сны»

Ответ: Сон Обломова.

Учитель: Да, помните, мы говорили о нем? Это сон-воспоминание об Обломовке, о потерянном рае.

Ответ: Сон Татьяны Лариной

Учитель: Это сон-ассоциация и одновременно вещий сон.

(Сон Веры Павловны, сон Святослава в "Слове о полку Игореве").

Ответ: Сон Раскольникова в 5 главке (первый сон)

Учитель: А какой из названных снов можно назвать психологически верным, т.е.  действительно напоминающим настоящий сон – со всей его нелогичностью, иррациональностью?

Ответ: Сон Обломова – он явно рациональный, мы даже говорили, как он сделан (напоминает текст Библии).

Учитель: Да, это скорее условный сон, нежели реальный.

Ответ: На реальный сон похожи сон Татьяны и сон Раскольникова.

Учитель: Да, Сон Раскольникова (и один, и другой) – это  отражение его душевного состояния.

«Сны, кажется, стремит  не рассудок, а желание, не голова, а сердце…». В снах отражаются истинные мотивы действий. Сон уничтожает всяческий самообман. Сон – это обнаженная совесть.  И.Брянчаников – духовный писатель 19 века -  писал следущее: «Совесть – чувство духа человеческого, различающее добро ото зла. Это чувство яснее различает добро ото зла, нежели ум. Труднее обольстить совесть, нежели ум. С обольщенным умом долго борется совесть». Теперь перечитаем сон Родиона Раскольникова.

3). Чтение эпизода. Беседа.

О чем  первый сон Раскольникова?

Когда он ему снится?

Где находится герой?

-Раскольников уходит на острова, стремясь уйти от себя самого, от идеи, которая его мучает своей ужасностью.

-Раскольникову снится сон о его детстве. Это одновременно сон-воспоминание и сон-предсказание.

-В сне отражена борьба, внутренняя борьба, происходящая в душе героя.

-Можно сказать, что во сне Раскольникова и мучает совесть, она сопротивляется идее.

-Обстановка города, которую вспоминает Раскольников двойственная: тут рядом кабак и церковь.

-Главный эпизод сна – как Миколка забивает насмерть лошадь, а маленький Родион плачет от горя.

-Этот сон как бы предостерегает Раскольникова – нельзя совершать то, что он задумал, потому что его душа человечна, как в детстве, и  не способна на преступление.

Учитель:  Этот сон – крик человеческой природы против убийства.

4). Анализ эпизода.

Раскольникову снится его детство, родной городок. Детство обычно ассоциируется с самым беззаботным периодом жизни, лишенным необходимости принимать жизненно важные решения, брать на себя всю ответственность за свои поступки. И не случайно именно в детство возвращается Раскольников во сне. Уже по этому можно судить, что проблемы взрослой жизни его угнетают, он хочет отказаться от них, не знать их вовсе. Кроме того, детство подразумевает инстинктивное разграничивание добра и зла. Символичен и образ отца, с которым идет во сне маленький Родион. Ведь отец - традиционно символ защиты, безопасности. Кабак, мимо которого они проходят, и пьяные мужики, выбегающие оттуда,- это уже образы реального мира, измучившего героя. Один из мужиков, Миколка, приглашает остальных прокатиться на его телеге, в которую впряжена "маленькая, тощая саврасая крестьянская клячонка. Все соглашаются и садятся. Миколка бьет лошадь, заставляя ее тянуть телегу, но из-за хилости та не может идти даже шагом. Мальчик с ужасом видит, как лошадь "секут по глазам, по самым глазам!" Среди криков пьяной толпы слышится "Топором ее, чего!" Тогда хозяин с остервенением добивает клячу. Раскольников-ребенок смотрит на все происходящее в жутком страхе, потом в порыве жалости и возмущения бросается защищать лошадь, но, увы, слишком поздно. Атмосфера вокруг происходящего раскалена до предела. С одной стороны - злобная агрессия пьяной толпы, с другой - непереносимое отчаяние ребенка, на глазах которого осуществляется страшное в своей жестокости действо, сотрясающее его душу жалостью к "бедной лошадке. И в центре всего - ужас и слезы добиваемой клячи. Для передачи экспрессивности эпизода писатель почти каждую фразу заканчивает восклицательным знаком.

Сон, прежде всего, показывает нам неприятие убийства натурой Раскольникова. И весь смысл его, на первый взгляд, состоит в раскрытии истинного душевного состояния героя, который, проснувшись, даже обращается с молитвой к Богу: "Господи... покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой... мечты моей!" Однако студент все-таки осуществит свой страшный план, и здесь можно разглядеть второй, скрытый, смысл сновидения. Ведь в этом сне, как и в реальной жизни Раскольникова, идет речь о возможности распоряжаться чужой жизнью - в данном случае жизнью лошади. Лошадь - никчемное и бесполезное, в силу ее слабосильности, существо: ".. .а кобыленка эта, братцы, только сердце мое надрывает: так бы, кажись, ее и убил, даром хлеб ест. Так же как и "глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет. Жизнь ее в представлении Раскольникова равняется "жизни вши, таракана.

Таким образом, первый сон Раскольникова, с одной стороны, открывает герою весь ужас задуманного им, с другой - подталкивает его к совершению преступления.

Восприятие сна передается с точки зрения Родиона Раскольникова «лет семи». Эпитет «страшный», открывающий повествование о сне, сразу же дает эмоциональную оценку этому «нереальному» событию. Мотив темноты («время серенькое, день удушливый… чернеется лесок», «пыль… черная»), наиболее отчетливо вплетаемый в ткань повествования инверсией эпитетов, усиливает тягостное, гнетущее ощущение. Чувство страха, переживаемое . ребенком, не только названо, но и передано через  намеренное снижение лексики и настойчивый повтор в рассказе героя о своих постоянных переживаниях: «такая толпа, так орала», «такие пьяные и страшные рожи», «так безобразно и сипло пели». На контрасте мотива темноты, беспросветности происходящего и появляющегося в воспоминаниях  мальчика мотива света в описании церкви построен весь первый абзац эпизода. Такой же контраст в основе описания чувств героя: от страха, одиночества в настоящем к любви, умилению в прошлом. Создается впечатление, что городок даже своими приметами подавляет или пробуждает чувства Родиона Раскольникова: кабак с вечной толпой «всякого сброду», дорога на кладбище — мрачные символы возможных жизненных путей, «каменная церковь с зеленым куполом» — светлый символ надежды на спасение. Тем большую значимость приобретает место дальнейшего развития действия — самое «отталкивающее», жестокое и «страшное».

Обостренное постоянной душевной тревогой внимание мальчика привлечено к «клячонке», впряженной в большую телегу для огромных ломовых лошадей. Описание ее подчинено одной мысли: тощая, нелепая в этом огромном возу, надрывающаяся под гнетом непосильной ноши лошаденка должна бы вызывать жалость до слез («ему так жалко, так жалко на это смотреть, что он чуть не плачет»), но у шумной, безликой толпы она вызывает необузданную жестокость. Такое же чувство жалости, убогости вызывает у читателя при первом появлении старуха-процентщица, которая рождает в груди Раскольникова приступ необъяснимой жестокости. Параллель прозрачная и глубоко символичная!

Усиливает ощущение нелепости и бесконечной жестокости происходящего описание толпы. Ее характеристика дана через использование цветовых эпитетов, определяющим из которых становится красный, зловеще предвещающий трагедию: мужики в красных рубашках, хозяин клячонки — «еще молодой, с толстой такой шеей и с мясистым, красным, как морковь, лицом», залезшая на телегу толстая румяная баба «в кумачах»… Более точных очертаний толпа не имеет: все слито в ней в один кровавый цвет, безудержный смех, разгульную песню под свист и бряцанье бубна и дикое остервенение. Состояние клячонки передается автором через описание ее бессмысленных действий, вызывающих у разъяренной толпы почти сатанинский смех: «кобыленка семенит ногами, кряхтит и приседает от ударов», «дергает изо всей силы». Всем окружающим ясно: как рабочая сила эта лошадь бесполезна {не то что вскачь пойти, а и сдвинуть с места воз ей не под силу). Какой от нее прок? Только что и может — «даром хлеб есть» да посмешить людей. И нужна ли такая «клячонка»? Имеет ли смысл ее существование?

 В рассуждениях мужика, «с наслаждением» готовящегося сечь савраску’ и призывающего: «Не жалей, братцы, бери всяк кнуты, заготовляй!» — та же философия, что и в теории Раскольникова, под влиянием которой он убьет «глупую, бессмысленную, ничтожную, злую, больную старушонку, никому не нужную».

Но здесь, в «страшном сне», Раскольников не мучитель, а сострадатель. Ему словно предоставлена возможность увидеть в преломленном сне из детства воплощение своей мечты и ужаснуться ей. Всем своим существом маленький Родион Раскольников «сострадает несчастной жертве: «он плачет», «он не чувствует боли» от случайно падающих на него ударов плети, «он бежит к лошадке» и, не помня себя, «с криком пробивается сквозь толпу к савраске, обхватывает ее мертвую, окровавленную морду и целует ее, целует ее в глаза, в губы..,», «потом вдруг вскакивает и в исступлении бросается с своими кулачонками на Миколку». Потрясенного мальчика неотступно мучает вопрос: «За что?» Но ужас оказавшегося пророческим сна в том, что в реальности Раскольников «исполняет» роль мучителя Миколки„остервеневшего от ярости и а бешенстве добившего жертву под неистовые вскрики из толпы: «Топором ее, чего! Покончить с ней разом». Это. страшное, зверское добивание «издыхающей кобыленки» становится испытанием не только для жертвы, но и для мучителя, приговор которому выносит все та же безликая толпа: «Ну и впрямь, знать, креста на тебе нет!»

В «безобразном сне» Р. Раскольникова, от которого он проснулся весь в поту, «задыхаясь» в ужасе, нашла художественное преломление жизненная ситуация, заложником которой оказался главный герой романа, соединив в себе все три роли: мучителя, жертвы и сострадателя.

Показательно в этом смысле, что именно образ лошади, несчастного животного, является чуть ли не традиционным, когда речь идет о проснувшейся человечности, о сострадании. Лошадь – символизирует всех несчастных и униженных. Характерно, что немецкий философ Ницше, под влияние идей которого попал Раскольников,  однажды  на улице расцеловал  замученную лошадь, после чего был увезен в сумасшедший дом, где и окончил сои дни. Очевидно, природа человеческая действительно не выдерживает экспериментов над собой. Вспомним стихотворение Некрасова из цикла «О погоде»:

 

Под жестокой рукой человека

Чуть жива, безобразно тоща,

Надрывается лошадь-калека,

Непосильную ношу влача.

Вот она зашаталась и стала.

«Ну! – погонщик  полено схватил

(Показалось кнута ему мало) –

И уж бил ее, бил ее, бил!

Ноги как-то расставив широко,

Вся дымясь, оседая назад,

И глядела..(так люди глядят,

Окоряясь неправым нападкам)….

 

Перед нами почти цитата из романа Достоевского. Ну, предположим, Некрасов и Достоевский очень близкие по духу писатели.

А вот Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»:

 

«Лошадь, слушайте –

чего вы думаете, что вы их плоше?

Деточка,

Все мы немного лошади,

Каждый  из нас по-своему лошадь»…

 

Учитель: Таким образом, мы видим, что сон занимает ключевое место в композиции первой главы и всего романа в целом. Сон можно назвать и символическим явлением. Эпизод первого сна главного персонажа занимает одно из ключевых мест в романе, являясь его своеобразной композиционной вершиной.

Сон снится в настоящем времени, говорит о прошлом и предсказывает будущее. Обычно «разведенные» у Достоевского роли мучителя, жертвы и сострадателя в первом сне Раскольникова странно переплетаются, словно предваряя трагическую развязку жизненного тупика главного героя.

Именно через события, происходящие с героем во сне, мы  можем уловить истинное состояние его души, почувствовать биение сердца и крик совести, и значит герою дана еще возможность на преодоление в себе зла которое несет в себе его абстрактная идея любви к человечеству. Уже в первой части романа Достоевский дает нам это почувствовать.

5). Работа над сочинением. Выявление ключевой проблемы.

Проанализировав сон Раскольникова, перейдем к работе над сочинением. Вспомним композицию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.

(Вступление, проблема, комментарий проблемы, позиция автора, собственная позиция, два аргумента, заключение).

Сегодня поработаем с 2-4 пунктами плана. Назовите проблемы, отраженные в данном отрывке. (Проблема сновидений человека, проблема отношения к животным, проблема неконтролируемого человеческого гнева). Какую проблему вы считаете ключевой в эпизоде?

(Проблема отношения к животным).

 6). Комментарий к проблеме. Позиция автора.

Используя план-подсказку прокомментируйте проблему. (Автор затрагивает нравственную проблему отношения к животным, которая актуальна и в наши дни. К сожалению, нередки случаи, когда надоевших домашних животных просто выбрасывают на улицу. Люди не задумываются над тем, что калечат не только своих питомцев, но и свои души, так как развивают в себе жестокость. Глазами автора мы видим, как больно бедной лошадке, как она мучается. Достоевский использует восклицательные предложения, чтобы передать, что чувствует и клячонка, и мальчик).

Автор убеждает нас в том, что следует быть гуманными с животными. Позиция выражена в описании, когда мальчик бросается к убитой лошади.

7). Аргументация.

Французский писатель Сент-Экзюпери утверждал: "Мы в ответе за тех, кого приручили". Со временем животные становятся членами семьи. Поступая жестоко с ними, мы заставляет окружающих задуматься над нашими моральными принципами. Вспомните художественные произведения, в которых встречается описание гуманного отношения к домашним питомцам.  (С. Есенин стихотворение "Дай, Джим, на счастье лапу мне…", В.Маяковский "Хорошее отношение к лошадям", Л.Андреев "Кусака", И.С.Тургенев "Му-му").

8). Рефлексия. Домашнее задание.

Какие выводы по уроку вы сможете сделать?

Считаете ли такую форму проведения урока эффективной в изучении произведения?

Д/З: отредактировать сочинение, написав вступление и заключение; прочитать и проанализировать другие сны Раскольникова.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ (1)Страшный сон приснился

ПРИЛОЖЕНИЕ (1)Страшный сон приснился

Говорю садись! (30)Вскачь пущу! (31)Вскачь пойдет! — (32)И он берет в руки кнут, с наслаждением готовясь сечь савраску

Говорю садись! (30)Вскачь пущу! (31)Вскачь пойдет! — (32)И он берет в руки кнут, с наслаждением готовясь сечь савраску

Та уже при последних усилиях, но еще раз начинает лягаться

Та уже при последних усилиях, но еще раз начинает лягаться

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Ушаковская средняя общеобразовательная школа"

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Ушаковская средняя общеобразовательная школа"

Цели: раскрыть значение сна Раскольникова, определить его место в композиции и идейном содержании романа; научить писать сочинение-рассуждение в формате

Цели: раскрыть значение сна Раскольникова, определить его место в композиции и идейном содержании романа; научить писать сочинение-рассуждение в формате

Действительно, как много раз в русском психологическом романе мы встречались с различными снами, и как много они объясняли нам!

Действительно, как много раз в русском психологическом романе мы встречались с различными снами, и как много они объясняли нам!

Раскольников во сне. Уже по этому можно судить, что проблемы взрослой жизни его угнетают, он хочет отказаться от них, не знать их вовсе

Раскольников во сне. Уже по этому можно судить, что проблемы взрослой жизни его угнетают, он хочет отказаться от них, не знать их вовсе

Тем большую значимость приобретает место дальнейшего развития действия — самое «отталкивающее», жестокое и «страшное»

Тем большую значимость приобретает место дальнейшего развития действия — самое «отталкивающее», жестокое и «страшное»

Ницше, под влияние идей которого попал

Ницше, под влияние идей которого попал

Сегодня поработаем с 2-4 пунктами плана

Сегодня поработаем с 2-4 пунктами плана
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017