Урок литературы в 9 классе "Нет повести печальнее на свете" У. Шекспир.
Оценка 4.7
Домашнее обучение +3
docx
русская литература
8 кл—10 кл
16.02.2017
Урок литературы в 9 классе "Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте" является заключительным. Особенность его в том, сто после прочтения текста ученики сразу же побывали на спектакле по данному произведению в драматическом театре. Происходит сопоставительный анализ, обмен впечатлениями. Предварительно группа учащихся составила опорный рисованый конспект, создали свои рисунки.
Куракина С.Я. Конспект урока в 9 классе по Ромео и Джульетте.docx
Урок литературы в 9 классе
«Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте…»
ЦЕЛИ:
1) познакомить учащихся с эпохой Возрождения; ввести в мир У. Шекспира;
2) развивать навык составления опорного рисованого конспекта; совершенствовать навык
анализа драматического произведения;
3) формировать интерес к творчеству Шекспира.
ТИП УРОКА: урокпогружение в произведение
МЕТОДЫ: словесный, практический, познавательный
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет Шекспира, иллюстрации к трагедии «Ромео и Джульетта»,
компьютер; слайды по эпохе Возрождения, созданные в программе Power Point.
ХОД УРОКА:
Любовь всегда прекрасна и желанна,
Особенно, когда она нежданна.
У. Шекспир
1.Вступительное слово учителя
Впервые в этом учебном году мы перенесемся в другую страну – в Англию, где жил
талантливый и загадочный Шекспир. Перенесемся в эпоху Возрождения. Это были
времена странствующих рыцарей, ищущих приключений, очаровательных женщин, новых
способов похищений очарованных. Отправимся же и мы в путь.
2.Рассказ подготовленного ученика об эпохе Возрождения
и просмотр слайдов, созданных на компьютере в программе Power Point
Χ
Χ
Χ
Χ
Χ Χ
Возрождение (Ренессанс) – период в культурном развитии стран Западной и
Χ Χ
Центральной Европы (в Италии
IV VI века, в других странах конец Vначало VII
века), переходный от Средневековья к культуре Нового времени.
К концу V началу VI века большинство стран Западной Европы вступают на путь
капиталистического развития. Начальный период этого процесса характеризуется ярким
расцветом новой культуры. Этот период называют эпохой Возрождения. В V VI веках
интерес к жизни античного наследия бурно возрастает, оно усиленно изучается, на
произведения античного искусства и науки смотрят, как на образцы. Крепнет новое
направление в идейной жизни – гуманизм (от латинского слова humanus – человеческий).
Главным содержанием искусства становится человек, его земная жизнь, его борьба за
счастье. Гуманистическая литература эпохи Возрождения целиком посвящена теме
человека и борьбе против всего, что мешает его свободному развитию и счастью. Любовь,
как прекрасное человеческое чувство, становится одной из больших тем литературы.
Искусство Возрождения поражает масштабностью образов. Проявляется радость
открытия: мир широк и удивителен, как и сам человек. «Какое чудо природы человек!»
воскликнул шекспировский Гамлет. «Гордый образ» человека – одно из величайших
завоеваний реализма Возрождения. Этот реализм называют идеализирующим и прекрасным.
3.Сообщение ученика о театре эпохи Возрождения
Одним из излюбленных развлечений того времени был театр, являвшийся подлинно
народным искусством. В самом Лондоне, то есть в черте Сити, театров не было. Все
местные дела решались муниципалитетом, а в нем преобладали буржуа, придерживавшиеся
строгой пуританской морали, запрещавшей всякого рода развлечения. Музыку и театр
пуритане презирали, считая их греховным делом, отвлекающим от «святой» задачи
накопления богатств.
Гуманисты защищали театр от пуритан как полезное развлечение. Так как пуритане запрещали спектакли в пределах Сити, то первые лондонские театры
возникли за чертой города. Они строились в пригородах, подчас рядом с загонами для
травли медведей или аренами петушиных боев, неподалеку от таверн и публичных домов.
Впрочем, играли не только там. Комедиантов часто приглашали выступать в домах
вельмож и даже во дворец королевы. К началу деятельности Шекспира в Лондоне
насчитывалось четыре здания, специально предназначенные для представлений.
Труппы были невелики, обычно ядро составляли шестьвосемь актеров. Актрис во
времена Шекспира еще не было, но мальчикиактеры проходили такую тренировку,
которая превращала их в образцовых исполнителей женских ролей.
Профессия актера была сравнительно новой. Как самостоятельная профессия
актерство возникает в VI веке. Городские корпорации не хотели принимать актеров в
свою среду, считая их занятие греховным и, во всяком случае, несерьезным.
4.Знакомство с личностью У. Шекспира
Χ
(Работа с карточкойинформатором)
Учитель: Пришло время узнать и о самом Шекспире. Перед вами карточкаинформатор,
где записана краткая биография писателя. Внимательно прочитайте и расскажите о
Шекспире.
КАРТОЧКАИНФОРМАТОР ПО БИОГРАФИИ У. ШЕКСПИРА
23 апреля 1564 года – родился Уильям Шекспир в Англии в СтратфордонЭйвон в семье
торговца и почтенного горожанина
Около 1580 года – бросает школу, чтобы помогать отцу
Ноябрь 1582 года – вынужденно женится на Энн Хэтэуэй
Май 1583 года – рождение дочери Сьюзен
Февраль 1585 года – рождение двойни: сына Гамлета и дочери Джудит
Вторая половина 1580х годов – отъезд Шекспира из Стратфорда
Рубеж 1590х годов – приезд в Лондон; создание первой пьесы – хроники «Генрих VI»
15921594 года – эпидемия чумы в Лондоне; театры закрыты; создание пьес: хроника
«Ричард III», «Комедия ошибок», «Укрощение строптивой, первая
трагедия «Тит Андроник»; выпуск в свет впервые под своим именем
поэм «Венера и Адонис» и «Лукреция»
15951596 года – трагедия «Ромео и Джульетта»; затем комедия «Венецианский купец»
Осень 1599 года – становится совладельцем, актером труппы и основным драматургом
театра «Глобус»; создание трагедии «Юлий Цезарь» и комедии «Как
вам это понравится»
1600 год – трагедия «Гамлет»
16011606 года – период «великих трагедий»: «Троил и Крессида» 16011602, «Все
хорошо, что хорошо кончается» 1603, «Отелло» 1604, «Король Лир»
1605, «Макбет» 1606
1606 год – начало последнего периода шекспировского творчества
1613 год – отъезд Шекспира на родину; создание трагедий на
античные сюжеты
(«Антоний и Клеопатра», «Кориолан», «Тимон Афинский» -
1607-1608 года)
1610-1612 года - поздние «романтические пьесы», например, «Зимняя
сказка» и «Буря»
Март 1616 года – составление и подписание завещания из-за болезни
23 апреля 1616 года – смерть Шекспира
25 апреля 1616 года – погребение Шекспира в алтаре церкви Святой
Троицы на окраине Стратфорда
5. Беседа с классом по трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»
С чего начинается пьеса? Какой персонаж появляется на сцене? Не показалось ли вам
это удивительным?
(В прологе на сцену выходит хор и кратко сообщает сюжет всей
пьесы.)
Давайте прочитаем пролог.
6. Чтение вслух пролога
Учитель: В древности в античных трагедиях был такой персонаж – хор, состоявший из
группы актеров. Он выражал мнение автора, высказывал отношение к происходящему,
комментировал события. Шекспир использовал этот прием древних авторов, чтобы сразу
настроить зрителей на трагедию.
Определите тему трагедии.
(Произведение о жестокости мира, о силе любви, о взрослении
юных героев.)
Где происходит действие?
(В Италии, в Вероне и Мантуе.)
Что мы узнаем о жизни Вероны в самом начале произведения?
(Здесь многие годы длится вражда двух семейств, причина ее
давно забыта, правителю Вероны и жителям эта вражда уже
давно надоела, так как она приносит много бед и попрежнему
льет кровь.)
В чем необычность ситуации, которая предстает перед нами в пьесе?
(Показано, как влюбляются друг в друга члены враждующих
семейств, самые юные представители фамилий Монтекки и
Капулетти.)
Вспомните, что такое сюжет, назовите его элементы.
(Сюжет – это система событий в произведении. Элементы
сюжета: экспозиция, завязка, кульминация, развязка.)
Выделите элементы сюжета в трагедии Шекспира.
(Экспозиция – столкновение Монтекки и Капулетти, беседа
Бенволио и Ромео, подготовка к балу в доме Капулетти;
завязка – встреча Ромео и Джульетты на балу у Капулетти
и
зарождение любви;
кульминация – сцена в склепе, когда каждый герой, считая
своего возлюбленного умершим, принимает решение уйти из
жизни;
развязка – рассказ брата Лоренцо и примирение семей.)
Что является способом характеристики героев в драматическом произведении?
(Их монологи и диалоги, поступки, отзывы о них других героев
и
авторские ремарки)
Давайте проследим, как создаются образы главных героев, которые изменяются под
влиянием своей любви. Что говорит Ромео о любви в начале трагедии, до знакомства с
Джульеттой?
(акт 1, сцена 1 три отрывка)
Почему герой так отзывается о любви? В чем дело? (Ромео признается, что влюблен в некую Розалину, которая
не
отвечает на его чувства, и это заставляет его страдать.)
Когда мы впервые встречаем Джульетту? О чем идет речь?
( При разговоре Джульетты с матерью, которая сообщает
девушке о внимании к ней графа Париса. Мать просит дочь
обратить внимание на молодого жениха, на что
Джульетта
отвечает: «Еще не знаю. Надо сделать пробу. Но это лишь
единственно для вас.» акт 1, сцена. Юная героиня еще не
думала о любви, о браке, она спокойна.)
Вспомните, сколько лет Джульетте?
(Еще нет 14ти лет; об этом говорит ее кормилица.)
Давайте послушаем отрывок из балета С. Прокофьева, который называется «Джульетта
девочка».
7. Просмотр видеофрагмента из фильма Ф. Дзефирелли
«Ромео и Джульетта» встреча)
Зачитайте отрывки из текста, в которых герои говорят о своих впечатлениях друг от
друга.
(акт 2, сцена 5)
Что мешает их любви?
(Вражда их семейств.)
Как ведут себя Ромео и Джульетта до и после знакомства?
( Ромео до встречи с Джульеттой говорит очень много и
красиво о своей любви к Розалине. Когда он встречает
дочь Капулетти, он начинает действовать. Из
мечтательного юноши он превращается в смелого,
мужественного человека, способного принимать решения
и отвечать за свои поступки.
Джульетта меняется еще сильнее: сначала она была
покорной дочерью, теперь восстает и борется за свою
любовь.)
Как юные герои относятся к вражде своих семейств? Какое событие сыграло роковую
роль в судьбе героев?
(Они не понимают этой вражды. Изза грубости и
кровожадности кузена героини Тибальта, убившего друга
Ромео – Меркуцио, герой оказывается изгнанным из
Вероны.)
Хотел ли Ромео гибели Тибальта? Почему?
(Нет, так как в Тибальте он видит родственника своей
супруги и не желает ему зла.)
В чем видят герои смысл жизни?
(В любви. Они не могут оставаться друг без друга,
поэтому выбирают смерть. Джульетта, принимая
снадобье, данное ей монахом Лоренцо, восклицает: «И за
твое здоровье пью, Ромео!» Ромео перед смертью,
выпивая яд, говорит: «Пью за тебя, любовь!»)
Почему погибают герои?
(Мир, в котором они живут, еще не готов к гармонии,
примирению, доброте и любви.) Давайте обратимся к тексту: прочитайте развязку трагедии.
8. Выразительное чтение развязки трагедии
(с рассказа монаха Лоренцо)
Есть ли смысл в гибели героев?
(Да, так как после смерти героев враждующие семьи
примиряются.)
9. Анализ эпиграфа к уроку
Давайте обратимся к эпиграфу. Соответствует ли он содержанию нашего урока?
(Юные герои трагедии радостно встретили свою
любовь,
которая вошла в их жизнь неожиданно. Они не смогли
жить друг без друга, предпочтя смерть, но их гибель
открыла глаза их родителям; Шекспир показал, что
любовь сильнее смерти.)
10. выступление учащихся с опорными рисоваными конспектами. «Как вы понимаете
идею данного произведения»
11.Итог урока
1. Заключительное слово учителя
Трагедия – это драматическое произведение, в котором изображается столкновение
героя с миром, его гибель и крушение идеала. Но в пьесе Шекспира нет трагедии любви,
чувство героев торжествует, хотя сами они погибают, оставляя свой идеал.
История юных героев живет в веках, не оставляя равнодушными никого, а имена
Ромео и Джульетты вызывают у нас самые восторженные чувства, уважение к их стойкости
и верности.
Григорий Горин написал продолжение этого произведения в жанре трагикомедии. Мы с
вами побывали на просмотре данного спектакля в Березниковском драмтеатре. Спектакль
называется «Чума на оба ваших дома»
12.Домашнее задание
а) Написать отзыв на спектакль «Чума на оба ваших дома» или
о трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» ( на выбор);
б) выпустить газету для Березниковского драмтеатра (поля Косых, Алина Мушавкина)
Список использованной литературы:
1. Аникст А.А. Шекспир. – М., 1964.
2. Гражданская З.Т. От Шекспира до Шоу: Анл. писатели XVIXX вв.: Кн. для
учащихся. – 2е изд., дораб. – М., 1992.
3. Детская энциклопедия. Для среднего и старшего возраста. В 12 томах. 3е изд. –
Т.11. Язык и литература. М., 1976.
4. Дубашинский И.А. Вильям Шекспир. – М., 1978.
5. Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. Приложение 1. ОРК Исаевой А., ученицы 9 класса Приложение 2. Рисунок Карякина А., ученика 9 класса Приложение 3. ОРК Казаковой А., ученицы 9 класса Приложение 4. Отзывыучащихся 9 класса Приложение 5. Газета в Березниковский драмтеатр
Урок литературы в 9 классе "Нет повести печальнее на свете" У. Шекспир.
Урок литературы в 9 классе "Нет повести печальнее на свете" У. Шекспир.
Урок литературы в 9 классе "Нет повести печальнее на свете" У. Шекспир.
Урок литературы в 9 классе "Нет повести печальнее на свете" У. Шекспир.
Урок литературы в 9 классе "Нет повести печальнее на свете" У. Шекспир.
Урок литературы в 9 классе "Нет повести печальнее на свете" У. Шекспир.
Урок литературы в 9 классе "Нет повести печальнее на свете" У. Шекспир.
Урок литературы в 9 классе "Нет повести печальнее на свете" У. Шекспир.
Урок литературы в 9 классе "Нет повести печальнее на свете" У. Шекспир.
Урок литературы в 9 классе "Нет повести печальнее на свете" У. Шекспир.
Урок литературы в 9 классе "Нет повести печальнее на свете" У. Шекспир.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.