Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Новоозерская средняя общеобразовательная школа»
Тальменского района Алтайского края
Проект урока математики в 5 классе по теме:
«Задачи на дроби »
Технология: ИКТ, технология обучения в сотрудничестве
Номинация: современные образовательные технологии
Автор - составитель: учитель математики
Литовкина Людмила Николаевна
Ст. Озерки 2018
Конспекта урока
Педагог (ФИО) ____Литовкина Людмила Николаевна _________________
Предмет _____математика ____________Класс _______5 ______________
Тема урока ______ Задачи на дроби __________
Характеристика класса
В данном классе 28 учащихся: на базовом (43%), повышенном уровне (43%), на высоком (14%) осваивают образовательную программу. Физическое и психическое развитие учащихся соответствует норме, отклонений не наблюдается.
Учащиеся класса довольно работоспособны, успеваемость составляет 100%, качество знаний по предмету 48%.
У учащихся наблюдается достаточный уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации. Школьники относятся к учёбе положительно, осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни. Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной и внеурочной деятельности соответствует норме. Большинство учащихся добросовестно выполняет домашние задания, творческие проекты, часто выбирая для этого форму совместной работы.
Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: Компоненты учебно-методического комплекса «Математика 5класс» авторы С.М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.
Тема |
Задачи на дроби |
Цель урока |
Создание условий для освоения правила нахождения части от числа и целого по его части |
Тип урока: |
изучение нового учебного материала. |
Формировать УУД: |
|
Личностные: |
способствовать развитию самооценки ребенка на основе критерия успешности учебной деятельности |
Регулятивные:
|
работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий; планировать свое действие в соответствии с поставленное задачей. |
Коммуникативные: |
уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе и следовать им (уметь работать в группе) |
Познавательные |
уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке), уметь работать с текстом ( смысловое чтение) |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: уметь находить части от числа и целого по его части. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного); добывать новые знания; уметь работать с текстом. |
Основные понятия |
Обыкновенная дробь, числитель, знаменатель. |
Ресурсы (средства): основные дополнительные |
Математика. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций / С.М. Никольский, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин - М.: Просвещение, 2016-272с. Ноутбук Мультимедийный проектор Презентация |
Формы урока |
Индивидуальная, фронтальная, парная, групповая |
Используемые технологии и методы |
информационно-коммуникационные технологии, проблемно – поисковый метод, моделирование проблемной ситуации |
Ход урока.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечание |
1. Организационный момент. Задача этапа: организовать внимание учащихся. Продолжительность этапа: 2 минуты Методы и способы достижения поставленных задач: мотивация учащихся на деятельность во время урока |
||
-Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас сегодня на уроке математики. - Занимайте свои места. Устраивайтесь поудобнее: нас, как всегда, ждет много нового и интересного. - Итак, улыбнитесь друг другу и за работу. |
Готовятся к уроку
|
|
2 Целеполагание Задача этапа: организовать и целенаправить познавательную деятельность Продолжительность этапа: 3 минуты Методы и способы достижения поставленных задач: моделирование проблемной ситуации и определение границ знания и незнания, групповая работа |
||
Начнём мы сегодня наш урок с отгадывания ребусов. На слайде представлены ребусы. Работая в парах, разгадайте ребусы и, используя эти слова, сформулируйте тему урока. Откройте тетради и запишите число 08.01.18 и тему урока «Задачи на дроби » Даны задачи (Приложение 1) Можно ли их разделить на группы? По какому принципу их можно разделить на группы? На какие группы? Сколько групп получилось?
Сформулируйте цели на сегодняшний урок. Что нам необходимо узнать? |
Отгадывают ребусы
Записывают число и тему урока в рабочую тетрадь
Одна из групп предлагает свой путь решения проблемы. Высказывают свое мнение.
Отвечают на вопросы.
|
|
3.Планирование. Задача этапа: организовать планирование деятельности на урок Продолжительность этапа: 3 минуты Методы и способы достижения поставленных задач: построение алгоритма |
||
- Для достижения цели необходимо определить план работы. По какому плану сегодня на уроке мы будем работать? |
Планируют свою деятельность (Строят лестницу успеха): - повторение раннее изученного -открытие нового знания -применение новых знаний на практике -рефлексия |
План работы учитель оформляет в виде лестницы на доске, под целями урока |
4.Реализация плана Задача этапа: 1 обеспечить конкретное представление, как решать задачи различных типов; 2. первичное обобщение и систематизация новых знаний 3.установить пробелы в понимании нового. Продолжительность этапа:26 минуты Методы и способы достижения поставленных задач: работа в паре, индивидуальная деятельность
|
||
Применение знаний и способов действий ранее усвоенного Сегодня для повторения пройденного материала я предлагаю проверочную работу. Заполнить перфокарты (Приложение 2) Оцените друг друга |
Заполняют перфокарты. Обмениваются. Проверяют. |
Заполняют лист оценивания (Приложение 5) |
Открытие новых знаний Организует работу в парах для открытия новых знаний. Дает комментарии к работе, которую требуется выполнить. Уточняет отведенное время для работы (10 мин.) (Приложение 3) По истечению времени предоставляется слово одной из пар для защиты своей работы. Предлагает другим парам высказать свои результаты работы, по необходимости подводит детей к правильному решению. Сверяют полученные результаты с эталоном и правилом в учебнике.
|
Вспоминают правила работы в паре, обязанности. Выполняют работу
Пары представляют продукт своего труда. И каждый ребенок из данной пары проводит самооценку своей деятельности при работе в паре, второй участник пары оценивает своего товарища. Слушают выступающих, вступают в диалог, сверяют с эталоном и правилом в учебнике.
|
|
Физкультминутка На доске записаны дроби. Называет у дроби числитель или знаменатель, если дети согласны, то приседают, нет, выполняют хлопок.
|
Выполняют упражнения. |
|
Применение новых знаний и способов действий - С темой «Дроби» мы постоянно сталкиваемся в повседневной жизни: покупая продукты в магазине, принимая лекарства, готовя обед на кухне. Это только малая часть тех сфер жизни, где мы применяем знания о дробях, порой и не задумываясь об этом. Предлагает выполнить индивидуальную работу и осуществить самопроверку по эталону. (Приложение 4)
|
Выполняют индивидуально работу. Осуществляют самопроверку, |
|
5. Контроль за реализацией плана Задача этапа: установить полноту выполнения плана Продолжительность этапа: 5 минуты Методы и способы достижения поставленных задач: самооценка |
||
Предлагает одному из детей проанализировать свое продвижение в образовательных результатах и пути их достижения.
|
Анализирует свои образовательные результаты и осуществляет контроль за реализацией составленного плана. |
|
6.Рефлексия Задача этапа: Инициировать рефлексию учащихся по поводу мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. Продолжительность этапа: 3 минуты Методы и способы достижения поставленных задач: ответы на вопросы по рефлексии |
||
Предлагает детям ответить на предложенные вопросы. -Что нового для себя я открыл на уроке? -Испытывал ли я трудности при работе в группе? - Что на ваш взгляд не удалось? Почему? - Что понравилось на уроке? |
Отвечают на выбранные вопросы |
|
7.Информация о домашнем задании Задача этапа: Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Продолжительность этапа: 2 минуты Методы и способы достижения поставленных задач: три уровня домашнего задания.
|
||
Информирует о домашнее задание. 1) п.4.3, № 777 (б), 778 (б), 781 (б)
|
Записывают домашнее задание в дневник, задают вопросы по необходимости. |
|
Список литературы
1. Математика 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. /С.М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин – Изд. 15-е. – М.: Просвещение, 2016
2. http://www.igraza.ru/page-1-1-20.html
3. http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/655641/
4.
http://jsosh1.ru/images/files/metodich_kopilka/zadachi_s_praktich_soderjaniem.ppt
Приложение
1
Задачи
1. На ветке сидели 12 птиц; 2/3 из них улетели. Сколько птиц улетело?
2. В классе 32 учащихся; 3 / 4 из них катались на лыжах. Сколько учащихся каталось на лыжах?
3. Сыну 10 лет. Его возраст составляет 2/7 возраста отца. Сколько лет отцу?
4. В тетради 24 страницы. Девочка исписала 5/8 всех страниц тетради. Сколько осталось неисписанных страниц?
5. 12р. составляют 3 / 4 имеющейся суммы денег. Какова эта сумма?
6. Определите длину отрезка, 3/5 которого равны 15см.
Приложение 2
Перфокарта
1) – обыкновенная _____________.
2) Числитель дроби – это число, записанное _____ чертой.
3) Знаменатель дроби – это число записанное _____ чертой.
4) Например, знаменателем дроби является число _____, а числителем – число _____.
5) Знаменатель дроби показывает, на сколько _____________ частей разделена ______________. Числитель дроби показывает, сколько таких __________
Если числитель и знаменатель дроби ___________ ____ ____________ на одно и то же натуральное число, то получится _________ ей дробь.
Приложение 3
Открытие нового знания
1.) На ветке сидели 12 птиц; 1/3 из них улетели. Сколько птиц улетело?
- Сколько долей составляют 12 птиц? __________________
- Найдите одну треть от 12 птиц. _______________________
Какой вывод мы можем сделать? ____________________________
___________________________________________________________
2.) На ветке сидели 16 птиц; 3/4 из них улетели. Сколько птиц улетело?
- Сколько долей составляют 16 птиц? __________________
- Найдите одну четверть от 16 птиц. ____________________
- А теперь три четвертых. _____________________________
Какой вывод мы можем сделать? ____________________________
___________________________________________________________
Сформулируйте правило.
Итак, если часть целого выражена дробью, то, чтобы найти эту часть, можно….
3.) Сыну 10 лет. Его возраст составляет 1/4 возраста отца. Сколько лет отцу?
- Из скольки долей состоит возраст отца? __________________
- Сколько долей составляет возраст сына? __________________
- Найдите возраст отца? _____________________
Какой вывод мы можем сделать? ____________________________
___________________________________________________________
4.) Сыну 10 лет. Его возраст составляет 2/7 возраста отца. Сколько лет отцу?
- Из скольки долей состоит возраст отца?______________________
- Сколько долей составляет возраст сына? _____________________
- Найдите одну седьмую возраста отца?________________________
- Найдите семь седьмых._____________________________________
Какой вывод мы можем сделать? ____________________________
_______________________________________________________________
Сформулируйте правило.
Итак, если часть искомого целого выражена дробью, то, чтобы найти это целое, можно ….
Приложение 4
Задачи на применение новых знаний
1. Из нефти получают 29/50 бензина. Рассчитайте массу бензина, который будет получен из нефти массой 200 кг.
2. Минимальный объем молочных продуктов, необходимый 12-летнему школьнику, составляет 3/20 от всей выпиваемой за день жидкости, что составляет 300 грамм. Какой объем жидкости в среднем употребляет 12-летний школьник?
Приложение 5
Оценочный лист
Класс Фамилия
перфокарта |
открытие нового знания |
применение новых знаний на практике |
итог |
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.