Менуэт
франц. menuet, от menu — маленький, мелкий; menu pas — маленький шаг
Старинный французский народный танец. Произошёл от нар. хороводного танца провинции Пуату. Ок. 1650 при Людовике XIV стал придворным танцем, к-рый исполнялся в сдержанной, галантной манере и постепенно превратился в "танец королей" и стал "королём танцев". Из Франции распространился во все страны Европы, в т.ч. в Россию, где его танцевали на ассамблеях Петра I. Музыку М. сочиняли мн. композиторы (первый из них - Ж. Б. Люлли, 1653), они вводили М. в оперы, балеты (Люлли), в сюиты (Муффат, Пахельбель, Фишер). Как самостоятельная инстр. форма М. первоначально складывался из 2 частей по 8 тактов с повто-рениями каждой части (Люлли, Рамо, Куперен, Гендель). В процессе усложнения формы возникли и 3- астные М. (в сюитах Баха, Генделя). В практику вошли также парные М., из к-рых 1-й контрастировал 2-му (обычно трёхголосному; отсюда название трио); после 2-го повторялся 1-й. Такой М. вошёл в сонатно-симфонич. цикл, как его предпоследняя часть (в симфониях Мангеймской школы). В симфонич. циклах - в кассациях, дивертисментах, серенадах, а ещё раньше в оперных симфониях Скарлатти и увертюрах к ораториям Генделя ("Самсон"), М. служил заключит. частью. У Гайдна обрёл юмористич. окраску, сближаясь по характеру с нар. танцем. В симфониях Бетховена (кроме 1-й и 8-й) место М. занимает скерцо. М. вводился композиторами-классиками и в произв. камерных жанров (сонаты, трио, квартеты). При этом часто приобретал более лирич. характер, иногда заменяя медленную часть (Моцарт, Бетховен). В нек-рых фп. сонатах Гайдна заключит. части построены как М. (в темпе и характере М.).
У Бетховена есть сонаты с первой или заключит. частью Tempo di minuetto. К кон. 19 и 20 вв. М. как инстр. форма используется редко, встречается в "Арлезианке" Бизе, в "Бергамасской сюите" для фп. Дебюсси, у Равеля в "Менуэте на имя Гайдна" и "Античном менуэте"; у Б. Бартока, А. Шёнберга и др.
У рус. композиторов отдельные образцы М. - у Чайковского в сюите "Моцартиана", а также в фп. пьесах ор. 51; в романсе Танеева "Менуэт"; среди произв. сов. композиторов - у Прокофьева в фп. цикле ор. 32, балете "Ромео и Джульетта" (танец Джульетты с Парисом).
9.docx
Менуэт
франц. menuet, от menu — маленький, мелкий; menu pas — маленький шаг
Старинный французский народный танец. Произошёл от нар. хороводного
танца провинции Пуату. Ок. 1650 при Людовике XIV стал придворным
танцем, крый исполнялся в сдержанной, галантной манере и постепенно
превратился в "танец королей" и стал "королём танцев". Из Франции
распространился во все страны Европы, в т.ч. в Россию, где его танцевали на
ассамблеях Петра I. Музыку М. сочиняли мн. композиторы (первый из них
Ж. Б. Люлли, 1653), они вводили М. в оперы, балеты (Люлли), в сюиты
(Муффат, Пахельбель, Фишер). Как самостоятельная инстр. форма М.
первоначально складывался из 2 частей по 8 тактов с повторениями каждой
части (Люлли, Рамо, Куперен, Гендель). В процессе усложнения формы
возникли и 3 астные М. (в сюитах Баха, Генделя). В практику вошли также
парные М., из крых 1й контрастировал 2му (обычно трёхголосному; отсюда
название трио); после 2го повторялся 1й. Такой М. вошёл в сонатно
симфонич. цикл, как его предпоследняя часть (в симфониях Мангеймской
школы). В симфонич. циклах в кассациях, дивертисментах, серенадах, а ещё
раньше в оперных симфониях Скарлатти и увертюрах к ораториям Генделя
("Самсон"), М. служил заключит. частью. У Гайдна обрёл юмористич.
окраску, сближаясь по характеру с нар. танцем. В симфониях Бетховена
(кроме 1й и 8й) место М. занимает скерцо. М. вводился композиторами
классиками и в произв. камерных жанров (сонаты, трио, квартеты). При этом
часто приобретал более лирич. характер, иногда заменяя медленную часть
(Моцарт, Бетховен). В некрых фп. сонатах Гайдна заключит. части построены
как М. (в темпе и характере М.).
У Бетховена есть сонаты с первой или заключит. частью Tempo di minuetto. К
кон. 19 и 20 вв. М. как инстр. форма используется редко, встречается в
"Арлезианке" Бизе, в "Бергамасской сюите" для фп. Дебюсси, у Равеля в
"Менуэте на имя Гайдна" и "Античном менуэте"; у Б. Бартока, А. Шёнберга и
др.
У рус. композиторов отдельные образцы М. у Чайковского в сюите
"Моцартиана", а также в фп. пьесах ор. 51; в романсе Танеева "Менуэт";
среди произв. сов. композиторов у Прокофьева в фп. цикле ор. 32, балете
"Ромео и Джульетта" (танец Джульетты с Парисом).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с
договором-офертой сайта. Вы можете
сообщить о нарушении.
Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с политикой использования Cookies. Это файлы в браузере, которые помогают нам сделать ваш опыт взаимодействия с сайтом удобнее.