Урок: Менуэт

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 28.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Менуэт франц. menuet, от menu — маленький, мелкий; menu pas — маленький шаг Старинный французский народный танец. Произошёл от нар. хороводного танца провинции Пуату. Ок. 1650 при Людовике XIV стал придворным танцем, к-рый исполнялся в сдержанной, галантной манере и постепенно превратился в "танец королей" и стал "королём танцев". Из Франции распространился во все страны Европы, в т.ч. в Россию, где его танцевали на ассамблеях Петра I. Музыку М. сочиняли мн. композиторы (первый из них - Ж. Б. Люлли, 1653), они вводили М. в оперы, балеты (Люлли), в сюиты (Муффат, Пахельбель, Фишер). Как самостоятельная инстр. форма М. первоначально складывался из 2 частей по 8 тактов с повто-рениями каждой части (Люлли, Рамо, Куперен, Гендель). В процессе усложнения формы возникли и 3- астные М. (в сюитах Баха, Генделя). В практику вошли также парные М., из к-рых 1-й контрастировал 2-му (обычно трёхголосному; отсюда название трио); после 2-го повторялся 1-й. Такой М. вошёл в сонатно-симфонич. цикл, как его предпоследняя часть (в симфониях Мангеймской школы). В симфонич. циклах - в кассациях, дивертисментах, серенадах, а ещё раньше в оперных симфониях Скарлатти и увертюрах к ораториям Генделя ("Самсон"), М. служил заключит. частью. У Гайдна обрёл юмористич. окраску, сближаясь по характеру с нар. танцем. В симфониях Бетховена (кроме 1-й и 8-й) место М. занимает скерцо. М. вводился композиторами-классиками и в произв. камерных жанров (сонаты, трио, квартеты). При этом часто приобретал более лирич. характер, иногда заменяя медленную часть (Моцарт, Бетховен). В нек-рых фп. сонатах Гайдна заключит. части построены как М. (в темпе и характере М.). У Бетховена есть сонаты с первой или заключит. частью Tempo di minuetto. К кон. 19 и 20 вв. М. как инстр. форма используется редко, встречается в "Арлезианке" Бизе, в "Бергамасской сюите" для фп. Дебюсси, у Равеля в "Менуэте на имя Гайдна" и "Античном менуэте"; у Б. Бартока, А. Шёнберга и др. У рус. композиторов отдельные образцы М. - у Чайковского в сюите "Моцартиана", а также в фп. пьесах ор. 51; в романсе Танеева "Менуэт"; среди произв. сов. композиторов - у Прокофьева в фп. цикле ор. 32, балете "Ромео и Джульетта" (танец Джульетты с Парисом).
Иконка файла материала 9.docx
Менуэт франц. menuet, от menu — маленький, мелкий; menu pas — маленький шаг Старинный французский народный танец. Произошёл от нар. хороводного  танца провинции Пуату. Ок. 1650 при Людовике XIV стал придворным  танцем, к­рый исполнялся в сдержанной, галантной манере и постепенно  превратился в "танец королей" и стал "королём танцев". Из Франции  распространился во все страны Европы, в т.ч. в Россию, где его танцевали на  ассамблеях Петра I. Музыку М. сочиняли мн. композиторы (первый из них ­  Ж. Б. Люлли, 1653), они вводили М. в оперы, балеты (Люлли), в сюиты  (Муффат, Пахельбель, Фишер). Как самостоятельная инстр. форма М.  первоначально складывался из 2 частей по 8 тактов с повто­рениями каждой  части (Люлли, Рамо, Куперен, Гендель). В процессе усложнения формы  возникли и 3­ астные М. (в сюитах Баха, Генделя). В практику вошли также  парные М., из к­рых 1­й контрастировал 2­му (обычно трёхголосному; отсюда  название трио); после 2­го повторялся 1­й. Такой М. вошёл в сонатно­ симфонич. цикл, как его предпоследняя часть (в симфониях Мангеймской  школы). В симфонич. циклах ­ в кассациях, дивертисментах, серенадах, а ещё  раньше в оперных симфониях Скарлатти и увертюрах к ораториям Генделя  ("Самсон"), М. служил заключит. частью. У Гайдна обрёл юмористич.  окраску, сближаясь по характеру с нар. танцем. В симфониях Бетховена  (кроме 1­й и 8­й) место М. занимает скерцо. М. вводился композиторами­ классиками и в произв. камерных жанров (сонаты, трио, квартеты). При этом  часто приобретал более лирич. характер, иногда заменяя медленную часть  (Моцарт, Бетховен). В нек­рых фп. сонатах Гайдна заключит. части построены как М. (в темпе и характере М.). У Бетховена есть сонаты с первой или заключит. частью Tempo di minuetto. К  кон. 19 и 20 вв. М. как инстр. форма используется редко, встречается в  "Арлезианке" Бизе, в "Бергамасской сюите" для фп. Дебюсси, у Равеля в  "Менуэте на имя Гайдна" и "Античном менуэте"; у Б. Бартока, А. Шёнберга и  др. У рус. композиторов отдельные образцы М. ­ у Чайковского в сюите  "Моцартиана", а также в фп. пьесах ор. 51; в романсе Танеева "Менуэт";  среди произв. сов. композиторов ­ у Прокофьева в фп. цикле ор. 32, балете  "Ромео и Джульетта" (танец Джульетты с Парисом).