Урок: Микрохроматика

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 27.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Какая интересная особенность существует в музыке еще со времен Древней Греции, но известна далеко не каждому? Микрохроматика — особый род интервальной системы музыки. Её выделил и описал известный российский музыкант-теоретик и выдающийся музыковед Юрий Холопов. Ключевым понятием микрохроматики является микроинтервал, то есть интервал, размер которого составляет менее полутона. Так, существуют микроинтервалы четвертитон, трететон, шестинатон и т. д. Примечательно, что они являются стабильными элементами звуковой системы. Только вот необученный слух практически не способен их различить, поэтому воспринимает как фальшь или негармоничное изменение структуры лада.
Иконка файла материала 2.docx
Какая интересная особенность существует в музыке еще со времен Древней Греции, но известна далеко не каждому? Микрохроматика — особый род интервальной системы музыки. Её выделил и описал известный российский музыкант-теоретик и выдающийся музыковед Юрий Холопов. Ключевым понятием микрохроматики является микроинтервал, то есть интервал, размер которого составляет менее полутона. Так, существуют микроинтервалы четвертитон, трететон, шестинатон и т. д. Примечательно, что они являются стабильными элементами звуковой системы. Только вот необученный слух практически не способен их различить, поэтому воспринимает как фальшь или негармоничное изменение структуры лада. Микроинтервал: неуловимая ступень звукоряда Интересно, что микроинтервалы поддаются точному измерению и могут быть представлены в виде чисел. И если говорить о высотной определенности микрохроматики, то её элементы подобно диатоническим и хроматическим интервалам составляют полноправный предмет гармонии. Тем не менее для микроинтервалов и по нынешний день еще не изобрели общую систему нотации. В то же время отдельные композиторы все же пытались записать на пятилинейном нотном стане мелодии, создаваемые с помощью микрохроматики. Примечательно, что микроинтервалы описывались не как самостоятельные ступени, а как микротоновые альтерации, которые по-простому можно описать как повышенный диез или пониженный бемоль. Немного истории Известно, что микрохроматические интервалы применялись еще в греческой античной музыке. Однако уже в музыкальных трактатах Птолемея и Никомаха в начале расцвета Римской империи их описание проводилось не для понимания, а как дань традиции, не подразумевая использование на практике. В Средневековье же интервальная система была еще больше упрощена, хотя некоторые теоретики описывали мелодические ряды по древнегреческой традиции. На практике микрохроматика снова стала использоваться в эпоху Ренессанса, в частности, такими музыкантами, как Джон Хотби, Маркетто Падуанский и Никола Вичентино. Однако их влияние в европейской музыкальной науке было незначительным. Встречаются и другие единичные эксперименты с микроинтервалами. Одним из самых ярких примеров служит произведение Гийома Котле «Seigneur Dieu ta pitié», написанное в 1558 году и демонстрирующее поистине колоссальные возможности микрохроматики. Огромный вклад в развитие микрохроматики сделал итальянский композитор Асканио Майоне, который по заказу ученого-натуралиста Фабио Колонны написал несколько энармонических пьес. Эти произведения, опубликованные в 1618 году в Неаполе, должны были продемонстрировать возможности клавишного инструмента «линчейская самбука», разработкой которого и занимался Колонна.Микрохроматика в ХХ — начале XXI века В ХХ веке микрохроматика вызывала интерес у многих музыкантов и композиторов. Среди них А. Лурье, А. Оголевец, А. Хаба, А. Фоккер и пр. А вот русскому композитору Арсению Авраамову впервые в истории удалось на практике соединить микрохроматику и электронную музыку. Новая теория называлась ультрахроматикой. Но одним из наиболее активных микрохроматистов все же был Иван Вышнеградский. Его таланту принадлежит целый ряд произведений в жанре фортепианного дуэта, когда один инструмент звучал на четвертитон ниже другого. Активно применял теорию микрохроматики и чешский композитор А. Хаба. В 1931 году он создал всемирно известную оперу «Мать», которая является полностью четвертитонной. В 1950-х российский инженер Е. Мурзин создал оптоэлектронный синтезатор АНС, в котором каждая октава была поделена на 72(!) равных микроинтервала. Десятилетие спустя возможности этого удивительного инструмента интенсивно изучали А. Волоконский, А. Шнитке, С. Губайдулина, Э. Денисов, С. Крейчи и др. Применение же ему нашел Э. Артемьев — именно он написал саундтреки «космической» музыки к всемирно известной киноленте «Солярис». Новейшая академическая музыка использует микрохроматику весьма активно. Но лишь немногие из авторов применяют теорию микроинтервалов на практике — это М. Левинас, Т. Мюрай, Р. Мажулис, Бр. Фернейхой и пр. Интересно и то, что с развитием новых техник игры и возрождения школ старинных музыкальных инструментов микрохроматике всегда уделяется самое пристальное внимание. Итоги Теперь вы знаете о микрохроматике – что это такое, когда она появилась и как она «выжила» в истории музыки.