Какая интересная особенность существует в музыке еще со времен Древней Греции, но известна далеко не каждому?
Микрохроматика — особый род интервальной системы музыки. Её выделил и описал известный российский музыкант-теоретик и выдающийся музыковед Юрий Холопов. Ключевым понятием микрохроматики является микроинтервал, то есть интервал, размер которого составляет менее полутона. Так, существуют микроинтервалы четвертитон, трететон, шестинатон и т. д. Примечательно, что они являются стабильными элементами звуковой системы. Только вот необученный слух практически не способен их различить, поэтому воспринимает как фальшь или негармоничное изменение структуры лада.
Какая интересная особенность существует в музыке еще со времен
Древней Греции, но известна далеко не каждому?
Микрохроматика — особый род интервальной системы музыки. Её выделил
и описал известный российский музыкант-теоретик и выдающийся
музыковед Юрий Холопов. Ключевым понятием микрохроматики является
микроинтервал, то есть интервал, размер которого составляет менее
полутона. Так, существуют микроинтервалы четвертитон, трететон,
шестинатон и т. д. Примечательно, что они являются стабильными
элементами звуковой системы. Только вот необученный слух практически
не способен их различить, поэтому воспринимает как фальшь или
негармоничное изменение структуры лада.
Микроинтервал: неуловимая ступень звукоряда
Интересно, что микроинтервалы поддаются точному измерению и могут
быть представлены в виде чисел. И если говорить о высотной
определенности микрохроматики, то её элементы подобно диатоническим
и хроматическим интервалам составляют полноправный предмет
гармонии.
Тем не менее для микроинтервалов и по нынешний день еще не изобрели
общую систему нотации. В то же время отдельные композиторы все же
пытались записать на пятилинейном нотном стане мелодии, создаваемые
с помощью микрохроматики. Примечательно, что микроинтервалы
описывались не как самостоятельные ступени, а как микротоновые
альтерации, которые по-простому можно описать как повышенный диез
или пониженный бемоль.
Немного истории
Известно, что микрохроматические интервалы применялись еще
в греческой античной музыке. Однако уже в музыкальных трактатах
Птолемея и Никомаха в начале расцвета Римской империи их описание
проводилось не для понимания, а как дань традиции, не подразумевая
использование на практике. В Средневековье же интервальная система
была еще больше упрощена, хотя некоторые теоретики описывали
мелодические ряды по древнегреческой традиции.
На практике микрохроматика снова стала использоваться в эпоху
Ренессанса, в частности, такими музыкантами, как Джон Хотби, Маркетто
Падуанский и Никола Вичентино. Однако их влияние в европейской
музыкальной науке было незначительным. Встречаются и другие
единичные эксперименты с микроинтервалами. Одним из самых ярких
примеров служит произведение Гийома Котле «Seigneur Dieu ta pitié»,
написанное в 1558 году и демонстрирующее поистине колоссальные
возможности микрохроматики.
Огромный вклад в развитие микрохроматики сделал итальянский
композитор Асканио Майоне, который по заказу ученого-натуралиста
Фабио Колонны написал несколько энармонических пьес. Эти
произведения, опубликованные в 1618 году в Неаполе, должны были
продемонстрировать возможности клавишного инструмента «линчейская
самбука», разработкой которого и занимался Колонна.Микрохроматика в ХХ — начале XXI века
В ХХ веке микрохроматика вызывала интерес у многих музыкантов
и композиторов. Среди них А. Лурье, А. Оголевец, А. Хаба, А. Фоккер и пр.
А вот русскому композитору Арсению Авраамову впервые в истории
удалось на практике соединить микрохроматику и электронную музыку.
Новая теория называлась ультрахроматикой.
Но одним из наиболее активных микрохроматистов все же был Иван
Вышнеградский. Его таланту принадлежит целый ряд произведений
в жанре фортепианного дуэта, когда один инструмент звучал
на четвертитон ниже другого. Активно применял теорию микрохроматики
и чешский композитор А. Хаба. В 1931 году он создал всемирно известную
оперу «Мать», которая является полностью четвертитонной.
В 1950-х российский инженер Е. Мурзин создал оптоэлектронный
синтезатор АНС, в котором каждая октава была поделена на 72(!) равных
микроинтервала. Десятилетие спустя возможности этого удивительного
инструмента интенсивно изучали А. Волоконский, А. Шнитке,
С. Губайдулина, Э. Денисов, С. Крейчи и др. Применение же ему нашел
Э. Артемьев — именно он написал саундтреки «космической» музыки
к всемирно известной киноленте «Солярис».
Новейшая академическая музыка использует микрохроматику весьма
активно. Но лишь немногие из авторов применяют теорию
микроинтервалов на практике — это М. Левинас, Т. Мюрай, Р. Мажулис, Бр.
Фернейхой и пр. Интересно и то, что с развитием новых техник игры
и возрождения школ старинных музыкальных инструментов
микрохроматике всегда уделяется самое пристальное внимание.
Итоги
Теперь вы знаете о микрохроматике – что это такое, когда она появилась и
как она «выжила» в истории музыки.