Урок музыки – основная форма развития музыкальной культуры учащихся.
Оценка 4.9

Урок музыки – основная форма развития музыкальной культуры учащихся.

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
музыка
1 кл—4 кл
10.12.2018
Урок музыки – основная форма развития музыкальной культуры учащихся.
В одном из педагогических исследований, художественное воспитание в школе сравнивалось с нераспустившимся цветком. Ребёнок, впервые пришедший в учебное заведение, овладевает всеми науками постепенно, день за днём. Его знания, его душа созревают по крупицам, приумножаясь по мере развития личности и овладения знаниями и умениями в сфере науки и искусства. Ведь никому не приходит в голову досрочно раскрыть пальцами бутон цветка – это может повредить растению.
Вальковская Урок музыки основная форма развития музыкальной культуры учащихся.docx
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» Факультет повышения квалификации Кафедра гуманитарных и художественно­эстетических дисциплин Тема самообразования: Урок музыки – основная форма развития музыкальной культуры учащихся. ( Специфика урока музыки в условиях введения ФГОС.) Исполнитель:  Стародубцева Марина Владимировна,  учитель музыки  МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 94»   г. КЕМЕРОВО Консультант:  Шаталова  И. Л.              методист кафедры гуманитарных и художественно­эстетических дисциплин Кемерово 2016 1 Содержание Введение ……………….…………………………………………..………. ……...3  Глава 1. Урок музыки – урок нравственного воспитания  А) Нравственное воспитание посредством общения с искусством……………5  Б) Формирование у учащихся интереса к урокам музыки…………….……...8  Глава 2. Специфика урока музыки в условиях введения ФГОС  А) Особенности уроков музыки ….…………………………………………...10  Б) Современный подход к организации уроков музыки…………………..…13  Глава 3. Психологическая подготовка к уроку учителя­музыканта….……..17  Заключение………………………………………….……………………………21 Список литературы……………………………………..……………………….23 2 Введение «Ребенок, испытавший радость творчества  даже в самой минимальной степени,  становится другим»  Б.Асафьев         В одном из педагогических исследований, художественное воспитание в школе   сравнивалось   с   нераспустившимся   цветком.   Ребёнок,   впервые пришедший в учебное заведение, овладевает всеми науками постепенно, день за днём. Его знания, его душа созревают по крупицам, приумножаясь по мере развития   личности   и   овладения   знаниями   и   умениями   в   сфере   науки   и искусства. Ведь никому не приходит в голову досрочно раскрыть пальцами бутон цветка – это может повредить растению. Так и учитель должен помнить о главной заповеди: «Не навреди!». При постижении школьниками непростого мира   искусства   начальный   этап   должен   быть   направлен   на   возникновение радости   от   узнавания   отдельных   сторон   этого   мира.   Как   совершенно справедливо отметил в своё время   Б.М.Теплов (Теплов Борис Михайлович (1896­1965) – отечественный психолог и психофизиолог),    «многократное обращение   человека   к   произведению   искусства   усиливает   наслаждение   от общения с ним».  Важность музыкальных занятий, которые проводятся помимо обязательных школьных уроков, трудно переоценить, поскольку они помогают ребятам не просто   реализовать   багаж   знаний,   полученный   на   уроках,   но   и   открывать новые   стороны   данного   вида   искусства.   Для   успешного   художественного развития учащихся надо позаботиться о том, чтобы запас сведений, который приобретается   ими   на   уроках,   был   позднее   востребован   и   творчески пролонгирован в течение внеурочных занятий. Поэтому существенно, чтобы педагоги, ответственные за корреляцию школьного и послеурочного обучения, были не только хорошо образованы, но и вооружены нужным методическим материалом. Таким   образом,   на   уроках   музыки   перед   учителем   стоит   важная  задача: помочь детям открыть чудесный мир музыки – классической и современной, музыки, изображающей мир природы и мир человеческих взаимоотношений. Музыка   –   мощное   средство   художественного   воспитания   детей.   Особенно важно, чтобы нужное эстетическое воздействие осуществлялось комплексно, с соблюдением естественной преемственности уроков и внеурочных занятий, с продолжением   в   условиях   свободного   времени   в   виде   оригинальных творческих заданий и игр с музыкальными элементами. Это должно помочь ребёнку   реализовать   свои   возможности,   применить   полученные   знания   во внеурочной   деятельности,   доставить   радость   окружающим   и   самому   себе. Тогда   то,   что   называется   мотивацией,   не   нужно   будет   формировать 3 специально: дети сами будут хотеть петь, говорить о музыке, изучать её и другие произведения искусства, искать связь между ними и связь с жизнью.  4 Актуальность исследования  заключается в том, что сегодня образование в России   ориентируется   на   инновационное   развитие.   В   соответствии   со стандартами   второго   поколения   учебный   процесс     строится   на   основе активной   деятельности   учащихся   на   уроке,   и   связан   непосредственно   с жизнью.  Ученики   на   этих   уроках     формируют     такие     универсальные     учебные действия (УУД), которые  помогут  им  почувствовать красоту окружающего мира,   уметь   сопереживать,     определять     духовно­нравственную   позицию, способными ценить жизнь, любить и беречь свою Родину. В связи с этим перед педагогами встаёт проблема – как правильно организовать такие уроки.   Цель  данной   работы   –   изучение   подходов   к   организации   уроков   музыки, выявление способов повышения мотивации школьников к работе на данных уроках в школе.  Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:  1. проанализировать формы организации учебной работы на уроке музыки;  2. проанализировать и обобщить способы повышения мотивации школьников     к изучению произведений искусства на уроках музыки;  3. определить условия успешного формирования нравственных ценностей        школьников.  5 Глава 1. Урок музыки – урок нравственного воспитания  А) Нравственное воспитание посредством общения с искусством  На современном этапе наиболее остро ощущается социальная потребность в воспитании   человека,   обладающего   свободным   духом,   независимостью   и личной   ответственностью.   Будучи   проводником   музыкальной   культуры, учитель   музыки   чувствует   себя   ответственным   не   только   за   музыкальное воспитание учащихся, но и за нравственное воспитание в целом.  Процесс личностного становления ребенка не должен сводиться к развитию отдельных   качеств   ребенка   (интеллектуальных,   физических   и   других), поэтому   данная   педагогическая   концепция   основана   на  развивающем обучении, способствующем  воспитанию  у  учащихся  музыкальной  культуры как части всей их духовной культуры и гармонично развитой личности.  Все дети   соприкасаются   с   миром   прекрасного,  и,  в   идеале,   каждый   школьный предмет   должен   эстетически   воспитывать,     раскрывая   красоту   и целесообразность окружающего мира.   В воспитании духовной культуры и нравственного   облика   учащихся   особенно  велика   роль   уроков   музыки,     с наибольшей   силой,     воздействующей   на   эмоциональный   мир   школьника   и облагораживающей его душу.  Цели, которые обычно ставит перед собой учитель музыки:  1. Развитие у детей творческих способностей.  2. Активизация, стимулирование процесса мышления учащихся.  3.Формирование у школьников умений и навыков выразительного          исполнения музыки.  4. Развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и        вне школы, аргументировать свое мнение.  5. Создание условий для воспитания интереса, любви и уважения к        музыкальной и общей культуре народов мира.  6.   Обобщение   жизненно­музыкальных   впечатлений   учащихся   на   основе восприятия фольклорного творчества народов мира.  6 7.   Корректировка   психологического   состояния   учащихся,   формирование   у учащихся чувства ответственности за свое здоровье.  8. Способствовать формированию у школьников положительной мотивации, стойкого интереса к процессу обучения.  В   своей   работе,   независимо   от   того,   в   каком   направлении   она   идет, необходимо опираться на такие педагогические принципы, как:   уважение к личности ребенка;   признание права ребенка на ошибку;   опора на их интерес и знания, получаемые вне школы;   объективность в выведении оценок, признание того, что не все дети в музыке талантливы, но полюбить музыку могут все;   связь с жизнью;   справедливость;   сохранение здоровья детей.  В  целях  формирования  у  учащихся  любви  и понимания музыки  во  всем богатстве  её  форм и жанров, т.е.  воспитания  у  них   музыкальной культуры как части всей их духовной культуры,   необходимо   увлечь учеников всем тем, что учитель любит   сам, чтобы ученики с удовольствием приходили на уроки и в чём­то были похожи на него. Ученики должны быть соратниками, собеседниками, друзьями – людьми, с которыми бесконечно интересно.  Музыка   –   феноменальное   явление.   Её   взаимоотношения   с   человеком удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса – в человеке пробуждается, преобразуется   душа,   меняются   состояние,   настроение.     По   прошествии какого­то   времени   класс,   зал   наполняется   некой   единой   атмосферой, поскольку музыка роднит, объединяет людей.  Музыка властвует над нашими эмоциями.   А   эмоции,   оказывается,   способны   побеждать   даже   физическую боль.     Узбекский учёный Мирзакарим  Норбеков  установил, что здоровье зависит от эмоционального центра человеческого организма. Он подчёркивает: “Хаос не   в   мире,   он   внутри   нас”.     И   именно   музыка   побеждает   этот   хаос, гармонизирует   эмоциональную   сферу   человека.   Медики   разных   стран   не только   признали   благотворное   влияние   музыки   на   психоэмоциональное состояние человека, но и создали специальное направление – музыкотерапия. Музыка   –   это   не   столько   развлечение,   сколько   хорошее   средство   для 7 воспитания психически здоровых людей. Поэтому у учителя музыки   есть возможность   работать   так,   чтобы   на   уроках   дети   не   только   нравственно обогащались,   но   и   физически   становились   здоровыми.   Для   этого   можно использовать специальные дыхательные упражнения, развивающие певческое дыхание и способствующие развитию легких. Всё это благотворно влияет на здоровье   детей.   В   начальных   классах   на   каждом   уроке   выделяется определенное количество времени (3­5 минут) для проведения физкультурной разминки,   дыхательной   разминки,   которую   ребята   проводят   сами.   Такие разминки не только дают возможность детям отдохнуть, расслабиться, но и укрепляют   здоровье.   Каждый   учитель,   независимо   от   преподаваемого предмета, должен понимать, что здоровье его учеников в существенной мере зависит от него самого. И поэтому в интересах учителя делать всё, чтобы его ученики были здоровы и чувствовали себя эмоционально комфортно на уроке. Драматургия урока может быть аналогичной музыкальным формам: рондо, вариации,   концерт   и   т.д.   В   целом   урок   по   содержанию   и   форме   должен представлять собой единое произведение искусства: должна звучать музыка, способствующая развитию здоровых духовных потребностей и эстетического вкуса, способствующая сотрудничеству мыслей и чувств.  Творческий   замысел   урока   реализуется,   прежде   всего,   через   отбор методических   приёмов,   музыкального   содержания,   визуального   ряда, сопровождающего музыку, а также через привлечение других видов искусств –   изобразительного   искусства,   анимационных,   художественных   фильмов, литературных произведений разных жанров.  Не только присутствие продуктивного творчества на уроке музыки является показателем   эффективности   учебных   занятий,   но   и   качество   самой деятельности,   обусловливающее   нравственно­эстетическое   развитие учащихся.  Кроме   того,   на   уроках   должно   быть   предусмотрено   время   на   повторение изученного, на выполнение творческих заданий, творческих экспериментов, когда  ученики могут попробовать себя в роли композиторов, художников, поэтов.   8 Б) Формирование у учащихся интереса к музыке  На   деятельность   музыканта   распространяются   общепсихологические закономерности.   В   частности,   структура   деятельности   включает  мотив (музыкально­эстетические   переживания),   который   соотносится   с  целью деятельности   (создание   и   восприятие   музыки),  действия  (раскрытие художественного   потенциала   музыкальных   средств),   направленные   на выполнение необходимых в ходе достижения этой цели задач, и операции (те или иные способы выполнения действий).  Интерес   к   музыкальной   деятельности   лежит   в   основе   музыкальных проявлений   личности,   в   процессе   которых   совершенствуются соответствующие   действия   и   операции.   И,   наоборот,   развитие   последних становится   условием   формирования   устойчивого   интереса   к   созданию   и восприятию музыки.  При   наличии   интереса,   у   учащихся   развивается   музыкальная наблюдательность,  интеллектуальная  активность,  обостряется воображение, восприятие, усиливается внимание, сосредоточенность. При этом школьники переживают   самые   разные   чувства.   Здесь   и   сомнение   в   правильности музыкальной   оценки,  и  радость   самостоятельного   открытия,  восхищение   и восторг от прослушанного произведения.  Несколько   причин   могут   послужить   основой   для   формирования   у   детей интереса к урокам музыки:   1)  Любопытство.  Перед   уроком   ученики   обычно   с   огромным   интересом расспрашивают,   какую   песню   намечено   разучить,   какое   произведение прослушать.   Но   стремления   узнать   что­то   о   музыке   вообще   на   стадии любопытства   обычно   не   возникает.   Здесь   учеников   обычно   привлекает занимательная сторона: достаточно ли весёлая песня, что она «изображает».  2) Любознательность. Возникает в процессе музыкального обучения, когда учащиеся   стремятся   самостоятельно   узнать   нечто   о   заинтересовавшем   их музыкальном явлении: песне, произведении, композиторе, жанре и т.д. У них сразу   возникает   стремление   выйти   за   пределы   известного,   полученного   на уроке.  3)   Познавательный   интерес   к   музыке  сочетается   с   эмоциональным интересом к ней. Для этого этапа характерно внимание к проявлению стиля в музыке, к исполнительским средствам выразительности. Дети восхищаются  музыкой   осознанно   (мастерство   композитора   оценивают   не   меньше,   чем красоту мелодии и богатство гармонии).  4)   Высшая   ступень   познавательного   интереса   к   музыке  связана   с развитием музыкальных чувств, потребностей использовать знания, умения на практике   (слушание   и   пение),   в   самостоятельных   занятиях   музыкой 9 (домашнее музицирование, самостоятельное собирание фонотеки, видеотеки, посещение концертов, чтение литературы о музыке).  5)   Занимательность   –  одна   из   сторон   познавательности   –   возникает   на основе   яркости   впечатлений,   новизны.   Такой   интерес   почти   всегда непродолжителен,   нестоек   и   легко   вытесняется   новыми   впечатлениями. Занимательность   способствует   активному   настрою   на   занятия,   помогает освоить трудоёмкие виды урочной деятельности: разучивание песен, анализ музыки, освоение специальной терминологии и т.д.  6) Частный, узкий интерес  наблюдается  по  отношению  к  определённым фактам, музыкальным явлениям, какой­то одной области музыки, он также побуждает   школьника   к   активной   деятельности   (вступление   в   вокальный, танцевальный кружок, эстрадную группу).  10 для   развития   певческого   голоса, Глава 2. Специфика урока музыки как урока искусства  А)  Особенности уроков искусства  В   школе   урок   музыки   никогда   не   потеряет   своего   значения.   Разработка уроков   музыки   –   это   предмет   размышлений,   рассуждений,   дискуссий. Интересен   следующий   социальный   феномен:   по   большому   счету   детям неважно, чему их будут учить в школе, главное, чтобы им было интересно этому учиться, чтобы это пригодилось им в жизни. В таком случае, никаких проблем   с   мотивацией   учения   и   дисциплиной   не   бывает.   Главное   в   деле учителя, чтобы учащиеся прочувствовали, что без музыки разных направлений и жанров их жизнь будет пресной и скучной, что уроки могут многое им дать, например,   становления   слуха, художественного   вкуса.   Без   знания   об   искусстве   вряд   ли   сможешь   стать культурным человеком, выбрать для себя что­то особенно лично значимое.  Огромное значение в процессе обучения и музыкального воспитания имеют обобщающие  уроки.   В   подобных   уроках   используются   различные   формы, методы и приемы обучения. Это уроки­концерты, уроки­соревнования между Мажориками и Минориками, Знайками и Незнайками, уроки­викторины, игры «Угадай мелодию», «Два рояля».  На уроках музыки можно изучать те песни, с   которыми   дети   будут   иметь   возможность   выступить   перед   родителями, перед ровесниками, чтобы был виден результат: «Вот что мы уже умеем!». Музыкальный материал на уроках должен включать в себя всё самое яркое, что нравится детям, что может поразить их воображение, их душу, может заставить их сопереживать героям и даже плакать вместе с ними.  В   комбинированных  уроках   –   уроках­путешествиях,   уроках­играх   по музыкальной   азбуке   используются   звуковые   музыкальные   кроссворды, эмблемы,   награждения   учеников   по   различным   номинациям,   например, «знаток музыки»,   «лучший музыкант»,   лучший танцор,   певец,   драматург, импровизатор.   Награждение   и   одобрение   одноклассников   является чрезвычайно важным элементом урока, это большой стимул для ученика и утверждение веры в то, что он обладает великим количеством талантов, и что нужно лишь уметь открыть их в себе. Очень важна на уроках форма организации  устной работы  с детьми, будь это опрос по домашнему заданию или беседа по произведениям искусства. Для   развития   интереса   в   начальных   классах   вместо   оценок   можно использовать «нотки­баллы», которые набираются в течение урока за ответы, исполнение. Настрой учителя, класса, взаимоотношения учеников и учителя при   опросе   могут   определять   настрой   всего   урока,   стать   ключом   к активизации дальнейшего его хода. Неверный ответ или неточное пение тоже имеют свой результат, полезный результат, ведь на ошибках мы учимся. А интересный, точный, творческий ответ активизирует положительные эмоции класса. Принимаются как индивидуальные ответы, так и «хоровые». Важно найти, за что похвалить учеников, говорить, что с ними приятно общаться, что они умные, музыкальные. Конечно, поощрительное слово звучит в момент, когда   дети   этого   заслуживают,   когда   очень   стараются   хорошо   выполнить задание. И тогда учитель чувствует, что ребята на таких уроках ведут себя 11 по­другому:   они   улыбаются   друг   другу,   они   способны   почувствовать переживания другого, почувствовать настроение музыки, рассказать о нём – эта   «обратная   связь»   должна   быть   для   учителя   сигналом,   что   он   «идёт правильным путём».  Одним из методов, помогающих повысить мотивацию школьников к изучению предмета, является проблемное обучение. Оно основывается на организации самостоятельного мышления учащихся. В школе приходится сталкиваться с разнородным составом класса. Иногда детям сложно «входить» в ситуацию, одни избегают излишнего напряжения и «мозгового беспокойства», а другие с большим   энтузиазмом   послушают   рассказ   учителя,   нежели   сами проанализируют   и   передадут   словами   собственные   музыкальные   чувства   и ощущения   и   просто   наблюдают   процесс   поиска   ответа.   В   таких   случаях школьников   нужно   привлекать   к   самостоятельному   поиску   новых   знаний, вскрывать противоречия между имеющимся музыкальным опытом ученика и новыми   музыкальными   явлениями,   с   которыми   он   должен   познакомиться. Тогда   ребёнок   убеждается,   что   прежних   его   музыкальных   знаний недостаточно. Здесь возникает потребность в их приобретении, появляется интерес   к   предстоящей   работе.   Многие   вопросы   вызывают   споры,   ответы рождаются в размышлениях, сопоставлениях, размышлениях, обобщениях, где учащиеся   проявляют   большой   интерес   к   изучаемому.   Смысл   проблемных заданий – в развитии умения слышать не только музыку, но и анализировать ее различные исполнения, связывать музыку с жизнью и со своей жизнью, в том числе. Ярким   примером   может   служить   проблемное   обсуждение   интерпретации разучиваемой песни. Её содержание многообразно, и разобраться в нём не так уж   просто.   Для   каждого   исполнителя   произведение   наполняется   новым смыслом.   Анализ   исполнительских   воплощений   способствует   развитию музыкальных вкусов, интереса к песне. Такое обсуждение делает учащихся сопричастными   к   сочинению   и   исполнению   музыки.   Поиски   вариантов исполнения   имеют   форму   свободного   высказывания,   мнений,   конкурса   на лучшую   интерпретацию,   пластическую   иллюстрацию.   Задача   дискуссии   о музыкальных произведениях, направлениях, исполнениях – это определение своего собственного, личного взгляда на предмет, формирование интереса, вкуса, побуждения к самостоятельным творениям. 12 Занимательные   факты,   примеры   из   жизни   музыкантов,   сопровождаются проблемным   увлекательным   заданием   и   вносят   в   содержание   урока необходимый   настрой,   способствуют   сосредоточению   школьников   на произведении. Использование   методов   проблемного   обучения   не   означает   отрицания традиционных пояснительно­иллюстративных методов. “Дозы” их сочетания следует   определить   в   зависимости   от   конкретных   условий.   Таких,   как, например, уровень музыкального кругозора учащегося, его теоретической и исполнительской подготовки, характер изучаемых произведений и т.д. Как и традиционные,   проблемные   занятия   проводятся   в   полном   соответствии   с требованиями учебного плана, их отличительные черты – последовательность и систематичность в освоении всех разделов основного курса обучения. При проблемном обучении все вопросы решаются учащимися под руководством учителя   путём   активного   творческого   поиска   новых   знаний,   приобретения навыков, умений. 13 Б) Современный подход к организации уроков музыки Как подготовить современный урок Урок­главная   составная   часть   учебного   процесса.   Учебная   деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был   достаточно   высоким,   надо,   чтобы   учитель   в   ходе   подготовки   урока постарался   сделать   его   своеобразным   произведением   со  своим   замыслом, завязкой   и   развязкой  подобно   любому   произведению   искусства.   Как   же построить   такой   урок?   Как   сделать   так,   чтобы   урок   не   только   вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную   увлеченность,   формировало   их   творческое   сознание? Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока.   Изложим   их   в   той   последовательности,   в   которой   готовится   урок. Итак: 1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:  четко определить и сформулировать для себя его тему;  определить место темы в учебном курсе;  определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;  и,   наоборот,   обозначить   для   себя   ту   часть   учебного   материала, которая   будет   использована   в   дальнейшем,   иначе   говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности. 2.   Определить   и   четко   сформулировать   для   себя   и   отдельно   для учащихся целевую установку урока ­ зачем он вообще нужен?  В   связи   с   этим   надо   обозначить   обучающие,   развивающие   и воспитывающие функции урока. 3. Спланировать учебный материал: Подобрать   литературу   по   теме.  При   этом,   если   речь   идет   о   новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский     монография (   первоисточник),   научно­популярное   издание.   Надо   отобрать   из   энциклопедическое учебник,   издание, 14 доступного   материала   только   тот,   который   служит   решению поставленных задач наиболее простым способом. Подобрать учебные задания, целью которых является:  узнавание нового материала;  воспроизведение;  применение знаний в новой ситуации;  применение знаний в незнакомой ситуации;  творческий подход к знаниям. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".  Составить три набора заданий:    задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учеником; задания, способствующие закреплению материала учеником. 4. Продумать "изюминку" урока. Каждый   урок   должен   содержать   что­то,   что   вызовет   удивление, изумление, восторг учеников ­ одним словом, то, что они будут помнить, когда   все   забудут.   Это   может   быть   интересный   факт,   неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному. 5. Сгруппировать отобранный учебный материал. Для   этого   подумать,   в   какой   последовательности   будет   организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся. Главное   при   группировке   материала   ­   умение   найти   такую   форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового. 6. Спланировать контроль   за   деятельностью учащихся на уроке,   для чего подумать:  что контролировать;  как контролировать;  как использовать результаты контроля. 15 При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть   типичные   ошибки   и   затруднения,   а   так   же   показать   подлинный интерес учителя к их работе. 7. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно­наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта. 8.  Продумать  задания   на  дом:  его   содержательную   часть,   а   так   же рекомендации для его выполнения. 9. Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект.   Что   надо   помнить,   готовя   конспект   урока?   Конспект   должен содержать три основные части: ∙ формальную; ∙ содержательную; ∙ аналитическую. Формальная часть выглядит так: Урок № __________ Тема:____________ Цель:____________ Задачи:обучающие:_____________ развивающие:__________________ воспитывающие:_______________ Оборудование:________________ ______________________________ Последовательность отдельных этапов урока. Содержательная часть ­ состоит из двух частей: 1.тексты   всех   заданий,   новый   учебный   материал,   решение   задач, рекомендации по выполнению домашнего задания. 2. таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают учитель и ученики. Она может выглядеть так : что делают этап урока 16 Ученики Учитель Аналитическая часть представляет собой самоанализ урока. Требования к современному уроку: ­   наличие   современного   оборудования, современного урока;   отвечающее   требованиям ­ должна быть сформулирована цель и тема урока; ­ минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; ­ времясбережение и здоровьесбережение; ­ вывод делают сами учащиеся; ­   урок   должен   быть   развивающим   и   проблемным,   учитель   организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; ­ планирование обратной связи; ­ урок должен быть открытым и добрым. 17 Глава 3. Подготовка к уроку учителя ­ музыканта. Очень большой вклад в решение, в рассмотрение этой проблеме принадлежит учителю – музыканту Д.Б.Кабалевскому, который на практике знает весь урок музыки, его особенности. Урок музыки в настоящее время сильно изменился и все   трудности,   с   которыми   встречается   учитель,   делает   этот   урок   более интересным   и   понятным.   Наличие   учебника   по   предмету   «Музыка» превращает урок в предмет размышлений, рассуждений, дискуссий. Создание уроков – дело сугубо личностное, и каждый педагог примеряет его на себя. Уроки должны быть  полезными, но каким образом создать такой урок, в этом и заключается вся сложность. Учитель – музыкант – это «человек отдачи», в котором живёт неистребимое желание просветительства: получая ­ отдавать.   играющегося,   поющего, Урок – педагогическое произведение. Изобретать и совершенствовать – это курс творческой жизни учителя. Творческий замысел учителя реализуется в выборе   методических   приёмов,   становлении   музыкальных   способностей   и потребностей учащегося. Готовя урок, учитель­музыкант увидит в ребёнке себя:   Так, перевоплощаясь, учитель получает дополнительные знания и о самом себе. В создании   полноценных   уроков   важно   такое   психологическое   качество,   как «учительская зоркость». Будет прекрасно, если педагог сумеет увидеть всех и каждого,   но   как   бы   изнутри.   Учительская   зоркость   открывает   глаза   на негативные стороны воспитанников, не замечаемые ранее. Действеннее будет при этом использовать элемент «юмора и игры».   возмущающегося.   радующего, Личность   учителя­музыканта   настолько   индивидуальна,   что   заменить   её, конечно же, невозможно. И потому понятие «незаменимость учителя» вполне реально. Подражание  учителю – «магическая  палочка»,  твёрдая  почва  под ногами для воспитанников. А тот факт, что за собой  ежесекундно наблюдают 18 внимательные   глаза   учеников,   даёт   основательный   толчок   к   собственному педагогическому росту. Личностная подготовка учителя крайне важна. Необходимо заранее готовить собственное эмоциональное настроение, помнить о необходимости использовать свои душевные ресурсы, опираясь на умение «вызывать» у себя творческое состояние.   Работа по совершенствованию собственной психики, саморегуляции   чувств   –   залог   успеха   на   уроке.   Полезно   записывать   свои уроки на видео для дальнейшего анализа. Принципы самоанализа урока: 1.   Сопоставление   того,   что   должно   быть   сделано   с   тем,   что   фактически осуществлено; 2. Выяснение уровня продвижения учащихся в освоении новых произведений; 3.   Учёт   активности,   самостоятельности   и   заинтересованности   учащихся   в процессе урока; Ответы учащихся при опросе также помогут определить настрой класса, стать ключом   к   активизации   дальнейшего   хода   урока.   Опрос   требует   особой психологической подготовки. Если учитель доброжелателен – это объединяет и учителя, и ученика. В целом урок должен быть заранее тщательно подготовлен. Причины неудач на уроке могут быть обусловлены следующими факторами: 1.   Недостаточной   продуманностью   того,   как   учить,   незнанием   психологии приобщения школьников к высокому музыкальному искусству; 2. Плохим самочувствием учителя; 3. Неумение воплотить то, что задумано, в реальные действия; 4. Перегрузкой учащихся информацией; 5. Отсутствием стройной системы работы; 6. Неприятием учащимися того, что предлагает учитель; 7. Нетерпением, раздражительностью учителя. 19 Важен на уроках и оптимизм. Сочувствие, удивление, восхищение, радость, справедливое   негодование   –   всё   это   краски   оптимистического   тона. Вырабатывать оптимизм, воспитывать его в себе – одна из задач в процессе подготовки к уроку. «Воспитание детей – это лёгкое дело, когда оно делается без трёпки нервов, в порядке здоровой, спокойной, нормальной, разумной и весёлой жизни» ­ писал А.С.Макаренко. И для нас остаётся актуальным совет пушкинского Онегина: «Учитесь властвовать собой…» Заповеди гуманного учителя музыки: 1. Учитель на уроке – творец, который связывает воедино свой внутренний мир, свой жизненный опыт со своим отношением к миру искусства. Человек – творец своей жизни, и чем богаче его внутренний мир, тем легче он будет преодолевать все трудности. 2. Относитесь к человеку так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе – принцип взаимного доверия и уважения между учителем и учениками. 3.   Терпение   и   терпимость.   Невозможно   сразу   всех   научить   одинаково, помните, что каждый плод вызревает в своё время. 4.   Уважай   чужое   мнение,   придерживайтесь   философской   точки   зрения «Сколько людей, столько мнений» 5.   Не   бойтесь   на   уроке   той   ситуации,   когда   во   время   бесед,   обсуждения возникают споры, «именно в споре рождается истина» 6. Дети не должны бояться своих мыслей вслух, своих ответов и внезапно прорвавшихся эмоций, учитель должен создать комфортный климат на уроке. 7.  Любите   то,  что   преподаёте,   и   любите   тех,   кому   преподаёте.   Думая   об учениках, думайте сердцем. 8. Доброта должна стать основополагающим качеством истинного педагога, перед детьми нельзя притворяться, они сразу уловят фальшь. 9. Люби искусство не в себе, а себя в искусстве. 10. Помни : «зорко лишь одно сердце» 20 11.   Проживай,   сочувствуй,   сопереживай   вместе   с   автором   произведения   и детьми. 12. Доверяй детям: они знают и умеют больше, чем ты думаешь. 13. Чаще ставь перед детьми проблемы. Труд ума и души – основа занятий искусством. 14.  Чувствуй   интонацию   урока.   Помни,  что   художественно­педагогическая импровизация ­ показатель твоей творческой свободы и профессионального мастерства. 15.   «Только   личность   может   воспитать   другую   личность,   в   которой   ярко выражены   индивидуальный   стиль,   неповторимость» (К.Д.Ушинский)   своеобразие, 16.   «Учителя   искусства   –   родители   духовного   развития   учащихся» (Я.А.Коменский) Жизненного   материала   в   музыке   более   чем   достаточно.  Учителю   из   этого богатства нужно выбрать то, что способно в его детях пробудить всё самое лучшее: умение слышать «внутренний  мир» музыки, ощущать её духовную красоту,   сопереживать   или   радоваться   вместе   с   ней.   Некоторые   из   этих жизненных   правил   могут   пригодиться   и   обычному   человеку,   и   нашим ученикам,   помогут   развиваться   им   в   обществе,   найти   себя   в   нём,   жить правильно и гармонично. 21 Заключение Музыка в современном мире – это не просто предмет развлечения, а могучее средство   воспитания   и   самосовершенствования   личности.   Многое закладывается именно в школьном возрасте. Поэтому формирование интереса к   музыке,   поиск   новых   методик   музыкальной   работы   в   школе   являются весьма   актуальными.   Постоянно   изобретать   что­то   новое   и самосовершенствоваться – единственно верный путь для учителя. Одна­две лаконичные, но образные фразы, сказанные учителем в связи с тем или иным звучащим в классе музыкальным произведением, западут в сознание ребят в их душу, вызовут в них глубокие эмоции в несравнимо большей мере, чем любые   предварительно   заготовленные   «общие   слова»   на   ту   же   тему.   А музыкальное  произведение – лучший источник  для вдохновения  учителя  и учеников. Жизненного материала в музыке более чем достаточно. Учителю достаточно выбрать   из   музыкального   богатства   именно   то,   что   способно   в   его   детях пробудить всё самое лучшее: умение слышать музыку, ощущать её красоту, «видеть»   всё,   что   она   изображает,   переживать   за   героев   музыкальных произведений,   сопереживать   им.   Очень   важным   является   обращение   к народной музыке, к истокам народной культуры, нужно дать детям понятие о нравственных   ценностях,   о   ценности   человеческой   жизни.   Особенно   это необходимо учитывать при работе с детьми младшего школьного возраста. Не 22 менее важно помочь и подросткам разобраться в себе, во взаимоотношениях со сверстниками, с окружающими. Музыка должна помочь им ощутить в себе гармонию, вселить в них уверенность, помочь им найти своё место в жизни. Для того чтобы это произошло, учитель должен знать и учитывать возрастные и   индивидуальные   особенности   детей,   знать   и   понимать   значение   уроков музыки,  находить  применение  полученным  знаниям  и  умениям  за  рамками уроков, помогать детям в поиске себя. Урок музыки нацеливает учителя на воспитание у школьников музыкальной культуры как части их общей духовной культуры. При такой постановке цели музыкального   воспитания   особенно   важно   владеть   искусством   своей профессии.   "Есть   искусство   и   есть   творчество",­   говорил     В.Немирович­ Данченко. Это противопоставление неслучайно. Оно закономерно возникает тогда, когда речь идёт не о внешних, а о глубинных творческих процессах в искусстве. Так, творческий урок музыки становится антитезой другого урока, в котором царит ремесло, пусть даже самое умелое. В связи с этим и возникает проблема "внешнего" и "внутреннего" в искусстве ведения урока музыки. Одно дело, если   урок   –   лишь   привнесениенеких   новых   слуховых   добавлений   к музыкальным впечатлениям школьников. Другое дело, если это –особенная, неповторимая встреча с искусством. Проблема "внешнего" и "внутреннего" на уроках   музыки   есть,   по   сути,   реальное   взаимоотношение   музыки   как искусства и искусства проведения урока музыки. Изучая музыку на таких уроках, дети должны будут почувствовать, что они изучают жизнь, что музыка – это сама жизнь. 23 Список литературы: 1. Апраксина О.А. Современные задачи музыкального воспитания в школе Музыкальное воспитание в школе. – Выпуск 2. – с.3­8. 2. Булатова Е.А. Музыкально­эстетическое образование в социокультурном развитии личности. – Екатеринбург, 2001г. 145 с. 3. Давыдова М.А. Уроки музыки. [Текст] /М.А. Давыдова, ­ М., «ВАКО», 2010. – 288 с. 4. Журавленко Н.И. Уроки пения 1­3 классы. [Текст] / Н.И. Журавленко,­ Мн: Полиграфмаркет, 1998 . – 96 с. 5. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца. – М.: «Просвещение» – 1981г. – 250 с. 6. Кабалевский Д.К. Как рассказывать детям о музыке? – М.: Просвещение, 1999. 7. Карл Орф. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. Составитель Баренбойм Л.А. – М.: Советский композитор, 1978. – 368с. 24 8.   Красильников   И.М.   Музыкально­компьютерные   технологии   и   качество творческой деятельности школьников.// Музыка в школе №4,2010 г., с. 3­10. 9. Критская Е.Д. Методика работы с детским хоровым коллективом. [Текст] / Е.Д.Критская,– М., 1999. – 108с. 10.   Критская   Е.Д.,   Школяр   Л.В.   Традиции   и   новаторство   в   музыкально­ эстетическом   образовании:   Материалы   международной   конференции. [Текст] /Е.Д.Критская, Л.В.Школяр, – М.: Флинта, 1999. – 296с. 11. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. [Текст] / В.В. Крюкова, – Ростов­ на­Дону: Феникс, 2002. – 288с. 12. Маслова Л.П. Педагогика искусства. Теория и практика. [Текст] / Л.П. Маслова, – Новосибирск: Издательство НИПКиПРО 1997. – 136 с. 13.   Матонис   В.П.   Музыкально­эстетическое   воспитание   личности.   [Текст] /В.П. Матонис, – Л.: «Музыка» – 1988г. – 88 с. 14. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей.[Текст] / М.А. Михайлова, – Ярославль. «Академия развития» – 1997г. – 240 с. 15. Рыцарева М.Г. Музыка и я. Популярная энциклопедия для детей. – М.: «Музыка» – 1998г. – 367 с. 16. Смолина Е.А. Современный урок музыки. Творческие приёмы и задания. [Текст] / Е.А. Смолина, ­ Ярославль: Академия развития, 2007 – 128с. 17.   Стулова   Г.П.   Из   опыта   работы   с   детским   хором.   Сборник   статей. Нагорная Т.В. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. [Текст] / – М.: Прометей, 1992. – 270с. 25

Урок музыки – основная форма развития музыкальной культуры учащихся.

Урок музыки – основная форма развития музыкальной культуры учащихся.

Урок музыки – основная форма развития музыкальной культуры учащихся.

Урок музыки – основная форма развития музыкальной культуры учащихся.

Урок музыки – основная форма развития музыкальной культуры учащихся.

Урок музыки – основная форма развития музыкальной культуры учащихся.

Урок музыки – основная форма развития музыкальной культуры учащихся.

Урок музыки – основная форма развития музыкальной культуры учащихся.

Урок музыки – основная форма развития музыкальной культуры учащихся.

Урок музыки – основная форма развития музыкальной культуры учащихся.

Урок музыки – основная форма развития музыкальной культуры учащихся.

Урок музыки – основная форма развития музыкальной культуры учащихся.

Урок музыки – основная форма развития музыкальной культуры учащихся.

Урок музыки – основная форма развития музыкальной культуры учащихся.

Урок музыки – основная форма развития музыкальной культуры учащихся.

Урок музыки – основная форма развития музыкальной культуры учащихся.

Урок музыки – основная форма развития музыкальной культуры учащихся.

Урок музыки – основная форма развития музыкальной культуры учащихся.

Урок музыки – основная форма развития музыкальной культуры учащихся.

Урок музыки – основная форма развития музыкальной культуры учащихся.

Урок музыки – основная форма развития музыкальной культуры учащихся.

Урок музыки – основная форма развития музыкальной культуры учащихся.

Урок музыки – основная форма развития музыкальной культуры учащихся.

Урок музыки – основная форма развития музыкальной культуры учащихся.

Урок музыки – основная форма развития музыкальной культуры учащихся.

Урок музыки – основная форма развития музыкальной культуры учащихся.

Урок музыки – основная форма развития музыкальной культуры учащихся.

Урок музыки – основная форма развития музыкальной культуры учащихся.

Урок музыки – основная форма развития музыкальной культуры учащихся.

Урок музыки – основная форма развития музыкальной культуры учащихся.

Урок музыки – основная форма развития музыкальной культуры учащихся.

Урок музыки – основная форма развития музыкальной культуры учащихся.

Урок музыки – основная форма развития музыкальной культуры учащихся.

Урок музыки – основная форма развития музыкальной культуры учащихся.

Урок музыки – основная форма развития музыкальной культуры учащихся.

Урок музыки – основная форма развития музыкальной культуры учащихся.

Урок музыки – основная форма развития музыкальной культуры учащихся.

Урок музыки – основная форма развития музыкальной культуры учащихся.

Урок музыки – основная форма развития музыкальной культуры учащихся.

Урок музыки – основная форма развития музыкальной культуры учащихся.

Урок музыки – основная форма развития музыкальной культуры учащихся.

Урок музыки – основная форма развития музыкальной культуры учащихся.

Урок музыки – основная форма развития музыкальной культуры учащихся.

Урок музыки – основная форма развития музыкальной культуры учащихся.

Урок музыки – основная форма развития музыкальной культуры учащихся.

Урок музыки – основная форма развития музыкальной культуры учащихся.

Урок музыки – основная форма развития музыкальной культуры учащихся.

Урок музыки – основная форма развития музыкальной культуры учащихся.

Урок музыки – основная форма развития музыкальной культуры учащихся.

Урок музыки – основная форма развития музыкальной культуры учащихся.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2018