Содержание:
1. Знакомство по изображению и по звучанию с органом.
2. Устройство органа.
3. Возможности органа в воплощении различных тембровых звучаний.
Музыкальный материал:
1. И. С. Бах. Токката ре минор из цикла «Токката и фуга» для органа. Фрагмент (слушание);
2. И. С. Бах. Органная хоральная прелюдия «И сонм ангелов спустился с небес» ВWV 607;
3. И. С. Бах. Органная хоральная прелюдия «О, как ничтожно мало, как мимолётно» ВWV 644 (слушание);
4. И. С. Бах, русский текст Д. Тонского. «За рекою старый дом» (пение).
Характеристика видов деятельности:
1. Узнавать по изображению музыкальный инструмент орган, отличать на слух его тембровую окраску.
2. Иметь представления о роли органа в творчестве И. С. Баха
Величественный орган
Содержание:
1. Знакомство по изображению и по звучанию с
органом.
2. Устройство органа.
3. Возможности органа в воплощении различных
тембровых звучаний.
Музыкальный материал:
1. И. С. Бах. Токката ре минор из цикла «Токката и
фуга» для органа. Фрагмент (слушание);
2. И. С. Бах. Органная хоральная прелюдия «И сонм
ангелов спустился с небес» ВWV 607;
3. И. С. Бах. Органная хоральная прелюдия «О, как
ничтожно мало, как мимолётно» ВWV 644 (слушание);4. И. С. Бах, русский текст Д. Тонского. «За рекою
старый дом» (пение).
Характеристика видов деятельности:
1. Узнавать по изображению музыкальный инструмент
орган, отличать на слух его тембровую окраску.
2. Иметь представления о роли органа в творчестве И.
С. Баха
Доводилось ли вам слышать звучание органа? Оно
поражает нас силой, мощью и величием. Его называют
королём музыкальных инструментов и обращаются к
нему: «Его величество орган».
Орган один из древнейших музыкальных
инструментов. Его история насчитывает несколько
тысяч лет.Орган самый большой музыкальный инструмент. На
нём играют как на фортепиано, нажимая клавиши. Вот
только инструмент этот не струнный, а духовой. Его
прародителем была дудочка.
В древние времена, когда сложных музыкальных
инструментов ещё не было, несколько тростниковых
дудочек разной величины стали соединять вместе.
Инструмент этот древние греки называли флейтой
Пана. Считалось, что придумал его бог лесов и рощ
Пан.
На одной дудочке играть легко: ей нужно немного
воздуха. А вот играть на нескольких сразу значительно
труднее – не хватает дыхания. Поэтому уже в глубокой
древности люди искали механизм, заменяющий
человеческое дыхание. Такой механизм нашли:
нагнетать воздух стали мехами, такими же как те,
которыми кузнецы раздували огонь в горне.Во втором веке до новой эры, в Александрии, изобрели
гидравлический орган. В нём воздух нагнетался не
мехами, а водяным прессом. Поэтому он поступал
равномернее, и звук получался лучше ровнее и
красивее.
Первые органные клавиши были огромными и очень
тяжёлыми. Музыкант играл не пальцами, а сжатыми
кулаками и даже локтями! Чтобы рукам не было
больно музыкант надевал кожаные перчатки. Позже
клавиши стали маленькими и лёгкими.
Рекомендуется просмотр фото органов разных городов
мира (даны в презентации).
В Средние века органами заинтересовалась церковь. Во
всех католических соборах и больших церквях были
построены органы. Их торжественное и мощное
звучание как нельзя лучше подходило к архитектуресоборов с уходящими вверх линиями, высокими
сводами.
Каждый орган неповторим и строится по специальному
проекту. Внутри него есть комнаты, лестницы, потолки.
Сто лет назад в этих помещениях трудились рабочие во
время концерта, они вручную качали огромные меха. В
наше время эту работу выполняют электромоторы.
В современных органах тысячи труб! Самые большие
высотой более 10 метров, а самые маленькие – 10
миллиметров.
Исполнитель – органист – сидит на длинной скамье.
Перед ним множество кнопок, ручек и переключателей,
несколько клавиатур для рук и одна педаль для ног,
имеющая набор клавиш диапазоном от 5 до 32 (обычно
32).Играть на органе очень сложно. Рядом с исполнителем
обычно находится помощник.
Звучание органа производит огромное впечатление.
Орган заменяет целый оркестр.
Голос этого
музыкального инструмента подобен то нежному звуку
флейты, то мягкому звучанию скрипки, то величавому
пению капеллы.
Музыку для органа писали многие композиторы. Самые
замечательные произведения для этого музыкального
инструмента были созданы Иоганном Себастьяном
Бахом.
Посмотрите на портрет композитора. Обратите
внимание на то, как необычно одевались музыканты тех
времён. На его голове парик с буклями. Он одет в
тёмный кафтан, на шее повязан белый платок.
Композитор глядит на нас через три века. Его взгляд
серьёзен, губы твёрдо сомкнуты, словно он предвидитизумительную
все испытания, которые выпадут на его долю, но он
готов к превратностям судьбы.
И. С. Бах родился в Германии. Родился он в семье
музыканта. Отец учил его игре на скрипке и клавесине.
Мальчик уже с 10 лет сам заботился о себе, он
прекрасно играл на скрипке и органе, пел в хоре,
сочинял
музыку.
Иоганн не упускал случая изучать творения великих
мастеров прошлого. Например, у его брата были ноты
старинных композиторов, которыми он очень дорожил,
настолько, что не давал по ним заниматься Иоганну. И
мальчик по ночам переписывал эти ноты при лунном
свете. Его упорство в овладении музыкальным
искусством
безгранично!
Когда он услышал, что в соседний город приезжает
знаменитый композитор, чтобы давать свои концерты,
то пешком отправился в соседний город. А он
былонаходился почти за 100 километров, и весь этот путь
молодой Иоганн туда и обратно проделал пешком!
Слово «бах» в переводе с немецкого языка означает
ручей. Используя эту игру слов, очень точно сказал о
Бахе Бетховен: «Не Ручей! Море должно быть его
имя...» Действительно, музыка Баха – это море, даже
целый океан человеческих чувств, переживаний и
размышлений. Вся жизнь Баха служение Музыке.
Одна из главных особенностей музыки Баха её
беззаветная любовь
глубокая человечность,
композитора к людям. В своих произведениях Бах
сострадает людям в их горе, разделяет их радость,
поддерживает их стремление к правде и
справедливости. Он всегда желал показать всё самое
лучшее и прекрасное в человеке.Как уже было сказано, у органа, кроме нескольких
ручных клавиатур, есть ещё и ножная — ряд педалей,
на которых можно ногами исполнять несложные
мелодии. Но Бах при помощи одних только ног мог
разыгрывать такие пьесы, которые даже умелым
органистам не под силу было сыграть и всеми десятью
пальцами.
Однажды его пригласили выступить перед наследным
принцем, будущим королём Швеции. Ноги органиста,
как птицы, метались с одной педали на другую, рождая
величественные звуки, гулкие, как раскаты грома. Это
дивное виртуозное соло повергло принца в такое
изумление и восхищение, что он снял с пальца кольцо с
драгоценным камнем и подарил его музыканту.
В течение жизни Бах работал органистом в различных
городах Германии. Через орган он мог общаться сширокой аудиторией и передавать ей свои мысли и
чувства.
При жизни его почитали как непревзойдённого
органиста. Но собственные сочинения Баха не
пользовались особым успехом, поскольку были
слишком сложны для исполнения. И лишь спустя много
десятилетий после его смерти уже другие великие
музыканты открыли для себя и для всего мира
фантастический, невероятный мир музыки Баха.
Орган
Великий чародей орган,
Звучит в нём словно океан,Поёт многоголосье рек,
И замирает человек.
И затихает в нём душа,
И вдруг восходит, не спеша,
В сосредоточье звуковволн,
И там её встречает челн.
На нём душа плывёт туда,
Где светит яркая звезда,
Где тени нет и пустоты,
Где исполняются мечты.
Послушайте органные произведения И. С. Баха. Как
звучит орган в каждом из них?1. И. С. Бах. Токката ре минор из цикла «Токката и
фуга» для органа. Фрагмент (слушание);
2. И. С. Бах. Органная хоральная прелюдия «И сонм
ангелов спустился с небес» ВWV 607;
3. И. С. Бах. Органная хоральная прелюдия «О, как
ничтожно мало, как мимолётно» ВWV 644 (слушание).
Послушайте песню «За рекою старый дом» на музыку
И. С. Баха. Обратите внимание на мелодию этой песни:
её звуки как будто плавно перетекают из одного в
другой.
1. Каков характер песни «За рекою старый дом»?
(Плавный, величественный.)
2. Каким песням близок характер мелодии – тихий,
осторожный? (Колыбельным.)Композитор И. С. Бах сочинял разную музыку – и
величественную, и танцевальную, и колыбельную. И
каждое его произведение можно слушать много раз.
Запомни!
Клавиатура
Клавиши
ПедальВопросы и задания:
1. Как вы понимаете слова композитора Людвига ван
Бетховена об Иоганне Себастьяне Бахе: «Не Ручей!
Море должно быть его имя...»
2. Почему в мире любят музыку Баха, хотя ей уже
почти 300 лет?
3. Какое из произведений Баха вам понравилось
больше всего?
4. Нарисуйте образ музыки органа, описанный в
стихотворении.«Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе
Моцарт!»
Содержание:
1. Знакомство с творчеством В. А. Моцарта.
2. Определение важнейших стилевых особенностей
творчества композитора (преобладание светлых,
радостных настроений, оживлённых мелодий) на
примере «Маленькой ночной серенады».
Музыкальный материал:
1. В. А. Моцарт. Маленькая ночная серенада. IV
часть. Фрагмент (слушание);
2. В. А. Моцарт, русский текст А. Лейкиной.
Фрагмент хора
«Волшебные колокольчики».«Послушай, как звуки хрустально чисты» из оперы
«Волшебная флейта» (пение, игра на детских
музыкальных инструментах)
Характеристика видов деятельности:
1. Устанавливать связь между характером мелодии и
характером содержания музыкального произведения.
2. Сравнивать характеры мелодий в музыкальных
произведениях разных композиторов.
3. Играть на детских музыкальных инструментах
Вольфганг Амадей Моцарт родился и жил в Австрии,
но его музыку знает и любит весь мир. Эта музыка
полна света, радости и красоты. Наверное, поэтому
русский композитор Антон Рубинштейн назвал
Моцарта Гелиосом – богом солнца.
Судьба Моцарта была удивительной. Многие из вас,
наверное,
как
слышали выражение «талантлив,Моцарт». Так говорят, когда хотят сказать о человеке
необычайно одарённом и выдающемся. Моцарт прожил
всего 36 лет. Но он успел создать очень много
музыкальных произведений – 50 симфоний, 19 опер,
сонаты, песни и другие произведения различных
жанров.
В те времена, когда ещё не было ни электричества, ни
радио, ни телевидения, ни компьютеров, люди ездили
на лошадях или в каретах, носили белые напудренные
парики, мужчины ходили в камзолах и кружевных
панталонах, а женщины – в красивых длинных платьях,
именно в те далёкие времена жил и творил Вольфганг
Амадей Моцарт.
Отец Вольфганга, Леопольд Моцарт, был придворным
музыкантом города Зальцбурга, давал уроки музыки.
Необычная одарённость мальчика проявилась очень
рано. Уже в 3 года он обнаружил удивительный иупорный интерес к музыке: едва услышав звуки,
Вольфганг бросал все забавы и устремлялся навстречу
им.
Малыш мог часами слушать, как занимается на
клавесине сестра Наннерль. Его трудно было оторвать
от инструмента: нажимая клавиши, ребёнок долго,
внимательно вслушивался, шумно радуясь, когда
находил понравившиеся ему созвучия, потом начал
подбирать мотивы знакомых ему песенок, целые
отрывки из услышанных пьес.
Однажды трёхлетний Вольф подошёл к инструменту и
ударил по клавишам обеими ладошками. Послышался
резкий пронзительный звук! Малыш в ужасе закрыл уши
и… потерял сознание. После этого случая он относился
к инструменту с великой осторожностью как к живому
существу, обладающему волшебными свойствами. Онразговаривал с ним, гладил его, долго слушал каждый
звук и шумно радовался, когда находил гармоничные
созвучия.
Убедившись в том, что малюткусына влечёт к музыке,
отец решил потихоньку начать занятия с ним.
Когда Вольфгангу исполнилось шесть лет, всё
семейство Моцартов отправилось в Мюнхен. Курфюрст
Мюнхена прослушал выступление Вольфганга и его
сестры Наннерль и похвалил их. После этого,
вернувшись домой, юные виртуозы стали заниматься
музыкой ещё прилежнее, и осенью 1862 года дети
выступали в Вене перед императорским двором.
Семья Моцартов посетила все крупнейшие города
Европы – Париж, Лондон, Женеву, Амстердам. Поездка
продолжалась четыре года и превратилась в
триумфальное шествие.Так начался трудный творческий путь великого
композитора. Уже ребёнком Моцарт много работал.
Маленький виртуозный исполнитель в белом парике с
косичкой и в тяжёлом шитом золотом камзоле,
подаренном мальчику при императорском дворе,
выглядел забавной куклой. Ещё бы!
Ребёнок, который виртуозно владеет инструментом!
Спешите видеть! Спешите слышать! Маленький
музыкант сыграет на клавесине по нотам! И по памяти!
С закрытыми глазами! И с закрытой платком
клавиатурой! Двумя руками! Одной рукой! И одним
пальцем! Угадает любую ноту, названную из публики...
Сыграет с листа любые незнакомые произведения... А
его музыкальные импровизации на любые темы просто
неповторимы... Спешите! Спешите...Концерты детей Моцартов продолжались по 45 часов и
вызывали бурю удивления и восхищения. Особенно
поражала своей трудностью программа Вольфганга.
Маленький виртуоз играл на клавесине, скрипке и
органе. Он импровизировал музыкальные произведения
на заданную тему, с ходу играл незнакомые
произведения. Ничего не скажешь – настоящий
вундеркинд, т. е. одарённый ребёнок.
Маленький Вольфганг Амадей Моцарт, был солнечным
мальчиком. Он почти всегда улыбался, словно
ласковое весеннее солнышко. Потому что в нём жила
музыка... Небесная, солнечная, радостная музыка!
Музыка наполняла всё его существо. Музыка была его
дыханием. Музыка была его зрением. Музыка была его
слухом.
Послушайте один из самых прелестных оперных
отрывков – хор из сказочной оперы «Волшебнаяфлейта». Называется он «Послушай, как звуки
хрустально чисты», вы сразу почувствуете лёгкость,
естественность мелодии. Наверное, поэтому такая
музыка легко запоминается и взрослыми, и детьми.
А знаете ли вы, какую ещё музыку создал композитор
В. А. Моцарт? Все мы знакомы с музыкой Моцарта,
даже не подозревая об этом.
Послушайте Колыбельную «Спи, моя радость, усни»
(напевает):
Спи, моя радость, усни.
В доме погасли огни.
Птички затихли в саду.
Рыбки уснули в пруду.
Месяц на небе блестит,
Месяц в окошко глядит.Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
В доме всё стихло давно,
В погребе, в кухне темно.
Дверь ни одна не скрипит,
Мышка за печкою спит.
Ктото вздохнул за стеной,
Что нам за дело, родной?
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Сладко мой птенчик живёт.
Нет ни тревог, ни хлопот.
Вдоволь игрушек, сластей,
Вдоволь весёлых затей.
Всёто добыть поспешишь,
Лишь бы не плакал малыш.Вот бы так было все дни!
Спи, моя радость, усни.
Одно время эта песенка была музыкальной заставкой
телевизионной передачи «Спокойной ночи, малыши!».
А ведь её музыку написал Моцарт. Но и это ещё не всё.
Известна ли вам такая детская песенка (напевает):
Жилбыл у бабушки серенький козлик,
Жилбыл у бабушки серенький козлик,Вот как, вот как, серенький козлик,
Вот как, вот как, серенький козлик.
Бабушка козлика очень любила,
Бабушка козлика очень любила,
Вот как, вот как, очень любила,
Вот как, вот как, очень любила.
Вздумалось козлику в лес погуляти,
Вздумалось козлику в лес погуляти,
Вот как, вот как, в лес погуляти,
Вот как, вот как, в лес погуляти.
Напали на козлика серые волки,
Напали на козлика серые волки,
Вот как, вот, как серые волки,
Вот как, вот, как серые волки.
Остались от козлика рожки да ножки,
Остались от козлика рожки да ножки,Вот как, вот как, рожки да ножки,
Вот как, вот как, рожки да ножки.
Эта песенка тоже музыка Моцарта. Получается, что
Моцарт, который жил более 200 лет тому назад,
написал музыку к песням, которые по своей
популярности и долголетию побили все имеющиеся
мировые музыкальные рекорды. Оказывается, каждый
из нас знал их уже с младенчества.
В необычайно музыкальном городе Вене днём и ночью
можно было услышать то чудесное пение, то игру на
скрипке. Послушайте «Маленькую ночную серенаду»
Моцарта, и вы поймёте, что это за музыка. Даже самая
простая музыка была необыкновенно прекрасной. Ведь
её написал Моцарт!
Серенада. Тишина, ушла дневная жара, наступает
ясный
вечер.
тёплый«Серено… так называли тёплую вечернюю погоду.
Вот в такой вечер и раздавались «серенады»
вечерние песни влюблённых кавалеров, которые они
приносили под окна своим возлюбленным.
Исполнялись серенады на открытом воздухе
небольшими оркестрами.1. Вам понравилась музыка В. А. Моцарта?
2. Назовите, какую музыку Моцарта вы сегодня
слушали?
3. Можно ли отличить музыку В. А. Моцарта от
музыки других композиторов?
4. Что характеризует его музыку? (Радостное начало,
мажорность, мелодичность, изящество.)
5. Вспомните названия песен В. А. Моцарта.
6. Каков был характер музыки?
Пройдёт время, но имя Моцарта попрежнему будет на
устах у благодарных слушателей.
Он автор
незабываемых музыкальных произведений. Моцарт был
искренне убеждён, что музыка должна доставлять
людям наслаждение, и всегда следовал этому своему
правилу, сочиняя мелодии, на которые и сегодня
отзываются наши сердца теплотой и восторгом.Картины природы в музыке
Содержание:
1.
Звуки природы,
как источник вдохновения
творчества композиторов (на примере прелюдий
«Паруса», «Ветер на равнине» К. Дебюсси).Знакомство с жанром прелюдии.
2.
Музыкальный материал:
1. К. Дебюсси. Прелюдии «Ветер на равнине»,
«Паруса»
2.
Звуки природы: «Дождь в лесу», «Концерт рано
утром», «Плеск воды».
Характеристика деятельности:
1. Наблюдать за звучанием природы; различать
настроения и чувства, выраженные в музыке.
2.
Выражать
к
эмоциональное
отношение
музыкальному образу в пластическом движении.
Трудно назвать композитора, который не отразил бы в
музыке своё восхищение образами природы. Шум
дождя, птичье пение, переливы искрящихся на солнце
водных струй… Все эти звуки природы вдохновляли
композиторов к созданию музыкальных произведений.Послушай, музыка вокруг…
Она во всём – в самой природе.
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
Ей служат ветер, плеск волны,
Раскаты грома, звук капели,
Птиц несмолкаемые трели
Среди зелёной тишины.
И дятла дробь, и поездов гудки,
Чуть слышные в дремоте,
И ливень песенкой без слов
Всё на одной весёлой ноте…
(М. Ивенсен)
Музыка часто вызывает в нашем воображении разные
картины природы. Природа и искусство неразделимы
одно от другого, потому что природа с детства и
навсегда входит в жизнь каждого человека.Если вчитываясь в книги, вглядываясь в картины,
вслушиваясь в музыку, мы будем обращать внимание в
них на всё, что связано с природой, мы, может быть,
даже удивимся тому, как часто и глубоко проникает
природа в искусство, как тесно они связаны друг с
другом. Вот почему у любого человека любовь к
искусству и любовь к природе – очень близкие и
родственные чувства.
У Э. Успенского есть стихотворение, которое поможет
разобраться в жанрах живописи.
Если видишь на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная лавина, или поле и шалаш,
Обязательно картина называется – ПЕЙЗАЖ.
Если видишь на картине чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине, или розу в хрустале,
Или бронзовую воду, или грушу, или торт,Или все предметы сразу, знай, что это –
НАТЮРМОРТ.
Если видишь, что с картины смотрит ктонибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина называется – ПОРТРЕТ.
Музыканты, художники и поэты всегда стремились
передать удивительную красоту мира в своих
произведениях. На полотнах художников природа
никогда не выглядит мёртвой и молчаливой.
Вглядываясь в живописный пейзаж, мы обязательно
услышим навеянные живой природой звуки.
Творчество Клода Дебюсси – великого французского
композитора, дирижёра, пианиста – одно из самых
ярких страниц истории французской музыки. Клод
Дебюсси был выдающимся мастером звуковойживописи. Глубокое воздействие на композитора
оказывала не только музыка, но и живопись, поэзия.
В поисках новых средств музыкальной выразительности
Клод Дебюсси сделал много открытий в области
гармонии. С помощью новых необычных приёмов
композитор передаёт тонкие состояния природы – игру
света и тени, солнечные блики, плеск водяных струй.
Слушание прелюдии К. Дебюсси «Ветер на равнине».
Слово «прелюдия» на латинском языке означает
«вступление».
Прелюдиями иногда называют
небольшие инструментальные произведения. Например,
прелюдия для фортепиано.
Используя музыкальную палитру,
композиторы
передают игру света и тени, сверкание солнечных
бликов, радужное сиянье водяных струй и чистую
прозрачность голубого неба. Каждый человек в душе –Красота жизни,
художник.
человеческой души, рождает в ней мелодию.
Слушание прелюдии К. Дебюсси «Паруса».
дотронувшись до
Вопросы и задания:1. Послушайте прелюдию К. Дебюсси «Ветер на
равнине». Выберите из словосочетаний те, которые
наиболее точно передают характер музыки:
злой ветер – лёгкий ветерок;
шелест ветра – свист ветра;
ветер ревёт – ветер играет.
1. Какие впечатления вызывают у вас после
прослушивания прелюдии К. Дебюсси «Паруса» Каким
предстаёт образ моря? В ответе можно использовать
слова композитора, встречающиеся в нотах: «очень
нежно», «очень мягко», «очень легко».В сказочной стране гномов
Содержание:
1. Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э
Григ «Шествие гномов».
2.
Воплощение музыкального содержания в
трёхчастной форме.
3. Специфические особенности трёхчастности:
сходство крайних разделов, серединный контраст.
Музыкальный материал:
1.
2.
Э. Григ. «Шествие гномов» (слушание);
Г. Гладков, стихи из норвежской народной поэзии.
«Тролли» (пение);
3. А. Журбин, стихи П. Синявского. «Смешной
человечек» (пение, импровизация).Характеристика видов деятельности:
1. Наблюдать за процессом и результатом
музыкального развития на основе сходства и различия
тем, образов.
2.
Распознавать художественный смысл трехчастной
формы.
3. Импровизировать в форме театрализации в
соответствии с заданным музыкальным образом.
Живут волшебники земные,
Тепло своих сердец даря.
И гдето рядом сказки бродят,
Когда звучат их голоса.
Волшебники приходят,
Приходят и уходят,
Но остаются чудеса…
М. ПляцковскийЭдвард Григ композитор, живший в северной стране
Норвегии, где очень красива природа. Норвегия это
страна диких скал, густых лесов, узких извилистых
морских заливовфьордов. Издавна норвежский народ
населил леса и горы фантастическими существами,
добрыми и злыми духами: гномами, эльфами,
кобольдами, троллями, сочинил множество прекрасных
сказок.
музыкальный деятель,
Норвежский композитор,
пианист, дирижёр Эдвард Григ очень любил природу и
сказки, любил мечтать и фантазировать.
Однажды, когда он был ещё маленьким ребёнком, они
вместе с отцом отправились на прогулку. Дорога шла
вдоль ущелья. Вдруг Эдвард остановился у сосны,
выглядывающей из глубины ущелья. Сосна врослапрямо в трещину камня. Мальчик долго смотрел на
сосну. Потом, повернувшись к отцу, спросил:
А где же гномы? Где они могут прятаться?
Отец подумал: сын растёт большим фантазёром и,
посмотрев на него внимательно, сказал:
Ты спрашиваешь, где живут гномы? В сказках, мой
милый, в старых норвежских сказках.
Но Эдвард не поверил отцу. Он был уверен, что гномы
живут среди скал, в горах, в лесах или в корнях старых
сосен.
Для мальчика природа действительно была живой. И
сам он жил в мире сказки не только, когда был
ребёнком, но и тогда, когда стал взрослым.
А знаете ли вы, кто такие гномы? Это – маленькие
бородатые существа, обитающие глубоко под землёй, вгорах, лесу. В недрах земли они хранят несметные
сокровища – золото и драгоценные камни.
гномы наделены
Несмотря на малый рост,
сверхъестественной силой. Они могут выковать
волшебные кольца и мечи.
Гномы умеют колдовать. Их колдовство бывает добрым
и безобидным. Но если гномы рассердятся, то
непременно отомстят обидчику.
Эдвард Григ в своих музыкальных произведениях
отразил образы природы, народные сказания родной
страны. Одна из фортепианных пьес Э. Грига
называется «Шествие гномов». Слово «марш» в
переводе с французского означает «шествие».
Слушание: Э. Григ. «Шествие гномов».
Как вам кажется, про каких гномов рассказывается
в пьесе Э. Грига, про добрых или злых? (Про злых.)
А почему вы так решили? (Музыка таинственная,
иногда страшная, злая.)
Почему пьеса Э. Грига называется «Шествие
гномов», что такое шествие? (Музыка похожа на
марш.)
Марш необычный, сказочный. Слышны внезапные,
неожиданные акценты, прыжки, ужимки, будто гномы
прихрамывают, ковыляют, даже подтанцовывают.
Прислушайтесь, эта музыка похожа не только на марш,
но и на фантастический танец.
Пьеса состоит из трёх, отчётливо различаемых частей
(трёхчастная форма). Обратите внимание: начальный и
заключительный разделы пьесы по звучанию совпадают.
А средний раздел значительно отличается от них.
Повторное слушание пьесы Э. Григ. «Шествие гномов»
по частямНачальный раздел. Пьеса Грига «Шествие гномов»
изображает причудливый марш гномов, которые
двигаются пёстрой, шумной толпой, прыгая и
приплясывая на ходу.
Постепенно шум и свист умолкают, шествие удаляется,
последние гномы исчезают...
Начинается средний раздел пьесы. Здесь характер
музыки резко меняется: звучит мягкая, спокойная, по
народному простая и выразительная мелодия.
Нежный, лирический напев этой сельской песни
воскрешает в нашем воображении картины норвежской
природы: чистое, как кристалл, горное озеро, скалы,
отражённые в его холодных водах, прибрежный тёмный
еловый бор. Но эта картина представляется нам
недолго. Полная безмятежного покоя песня скоро
кончается, её сменяют лёгкие, порхающие звуки,
образующие подвижные, взлетающие вверх пассажи.Кажется, будто мимо нас проносится лёгкий рой
воздушных эльфов, а может быть, это причудливое,
игривое порхание бабочек, носящихся от цветка к
цветку?
Музыка начала средней части повторяется ещё раз на
несколько ступеней выше (в другом, более высоком
регистре), что сообщает всей этой части ещё более
прозрачный, лёгкий, какойто невесомый характер.
Заключительный раздел пьесы является повторением
первой (реприза). Исчезает картина норвежского
пейзажа, снова музыка воссоздаёт фантастический
танецшествие гномов. И на этот раз шествие
постепенно приближается, музыка становится громче и
громче, слышится шум, топот, свист... но потом всё
постепенно успокаивается и стихает: гномы удаляются
и, наконец, совсем скрываются вдали...В конце пьесы, когда звучность затихает, гномы
удаляются, внезапно раздаются два громких, сердитых
возгласа, Жёсткие, угрожающие аккорды заканчивают
эту сказочную пьесу.
Запомни!
Резкая смена звучания в музыкальном произведении
называется контрастом.
Трёхчастная форма
Вопросы и задания:
1. Почему Э. Григ назвал свою пьесу именно
шествием?
2. Какие картины возникают в вашем воображении
при прослушивании среднего раздела пьесы? Что
происходит с музыкальным звучанием? Как
изменяются средства музыкальной выразительности?«Рождество Твое, Христе Боже наш…»
Его история, атрибуты.
Содержание:
1. Праздник Рождества Христова.
2.
3. Обычаи празднования Рождества на Руси.
4.
Музыкальный материал:
1. А. Лядов. «Рождество Твое, Христе Боже наш...»
Знакомство с жанром колядок.
(слушание);
2. Н. РимскийКорсаков. «Колядка дивчат» из оперы
«Ночь перед Рождеством». I действие (слушание);3.
4.
В. Алеев, стихи Т. Науменко. «Если дети верят в
чудо» из детского спектакля «Щелкунчик» (пение);
Е. Птичкин, стихи В. Степанова. «Художник Дед
Мороз» (пение);
5.
Е. Крылатов, стихи Л. Дербенёва. «Песенка о
снежинке» (пение).
Характеристика видов деятельности:
1. Определять жизненную основу музыкальных
интонаций.
2.
Воплощать художественнообразное содержание
музыкального народного творчества в песнях.
3. Обнаруживать общность истоков народной и
профессиональной музыки.
4.
Выражать своё эмоциональное отношение к образам
исторического прошлого в рисунке.Праздник Рождества Христова отмечают миллионы
людей во всём мире. В это время повсюду на земле
зажигаются рождественские ёлки, и все ждут
исполнения своих заветных желаний.
А известно ли вам, почему праздник Рождества
называется именно так?
Более двух тысяч лет тому назад родился Иисус
Христос – Сын Божий. Именно Он, Спаситель мира,
принёс людям свет и надежду.
Слушание: Ф. Грубер. «Тихая ночь».
Согласно легенде младенец Христос родился в пещере,
в которой заночевали его родители – Мария и Иосиф. В
пещере скрывались от непогоды животные, которых во
время ненастья загоняли пастухи.
Мария, мать Иисуса, спеленала младенца и бережно
уложила его в ясли. Ясли, в которые животнымнасыпали корм, стали первой колыбелью младенца.
Домашние звери согревали младенца своим тёплым
дыханием.
В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лён его волос...
Бык дохнул в лицо младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша,
Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
Пёс, прокравшись к тёплой ножке,
Полизал её тайком.Всех уютней было кошке
В яслях греть дитя бочком...
Присмиревший белый козлик
На чело его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал.
«Посмотреть бы на ребёнка
Хоть минуточку и мне!»
И заплакал звонкозвонко
В предрассветной тишине...
А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: «Смотри скорей!..»
(С. Чёрный)После рождения Иисуса первыми из людей Ему пришли
поклониться пастухи, извещённые об этом событии
явлением ангела.
В ту ночь на небе зажглась необыкновенно большая и
яркая звезда, возвещавшая рождение Спасителя,
которая привела к младенцу Иисусу волхвов
(мудрецов).
Слушание: А. Лядов. «Рождество Твое, Христе Боже
наш...»
Они преподнесли Христу царские дары – золото, ладан
и смирну.
В старину на Руси был обычай – заранее готовиться к
празднованию Рождества. Люди убирали дома. Детские
рождественские рисунки вывешивали в комнатах.
Накануне Рождества, в Сочельник, молодые девушки и
парни ходили по домам и пели обрядовые песни –колядки. В них прославляли хозяев, желая им счастья,
здоровья и удачи.
Хозяева щедро угощали
колядовщиков пирогами, колбасами, сладостями.
Слушание: Н. РимскийКорсаков. «Колядка дивчат» из
оперы «Ночь перед Рождеством».
А в день самого Рождества наряжалась праздничная
ёлка. На верхушке обязательно укрепляли звезду – в
память о Рождественской звезде.
Все гости,
навещавшие хозяев дома. В этот день были желанными.
Ведь Рождество – это праздник доброты и милосердия.
В рождественскую ночь совершается торжественная
служба, дома и храмы заранее украшают еловыми
ветками, которые символизируют древо жизни. Главные
торжества в России проходят в храме Христа
Спасителя в Москве.
КолядкиПришла коляда накануне Рождества,
Дайте коровку, масляну головку.
Наделил бы вас Господь
И житьём, и бытиём, и богатством.
И создай вам, Господи, ещё лучше того!
Тётенька добренька,
Дай кулички сдобненькой.
Коляда, моляда, накануне Рождества
Подавай, не ломай,
Всё по целой подавай.
Если крошечку уронишь,
То и Бога не замолишь.
Не подашь лепёшки – разобьём окошки.
Не подашь пирога – уведём корову за рога.
Вопросы и задания:
1. Как в старину на Руси Отмечали Рождество?2. Послушайте, как звучит колядка в опере Н.
РимскогоКорсакова из оперы «Ночь перед
Рождеством».
Загадки
Среди зимы – большое торжество.
Великий праздник – … (Христово Рождество)
Его ждут все – от малышей, до пап и мам
и все нарядные спешат на службу … (в храм).
Здесь празднично, светло, приятно пахнет ладан,
Перед иконами горят … (лампады).
И, распушив зелёные иголочки
красуются рождественские … (ёлочки).
Чтобы с молитвою прошёл сегодня вечер,
Все люди в храме зажигают … (свечи).
И службе праздничной все радостно внимают,
а после с Рождеством друг друга … (поздравляют).Здесь торжеством и тайной веет отовсюду
И сердце замирает в ожиданьи … (чуда).
Ведь чудо всех чудесней в этот день сбылось –
На земле родился… (Иисус Христос).
«На Руси родной, на Руси большой не бывать
врагу...»Содержание:
1. Историческая, музыкальнопатриотическая тема.
2. Отражение патриотических черт русского
характера в музыке хора «Вставайте, люди русские!»
из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский».
3. Контраст образов русских освободителей и
немецких рыцарейкрестоносцев в музыке
Прокофьева;
Знакомство с жанром кантаты.
4.
Музыкальный материал:
1. С. Прокофьев. «Вставайте, люди русские!»,
«Ледовое побоище»,
«Въезд
Александра во Псков» из кантаты «Александр
Невский» (слушание);
«Мёртвое поле»,2.
Г. Гладков, стихи Ю. Энтина. «Край, в котором ты
живёшь» (пение).
Характеристика видов деятельности:
1. Наблюдать за процессом музыкального развития на
основе сходства и различия интонаций, тем, образов.
2. Применять знания основных средств музыкальной
выразительности при анализе прослушанного
произведения.
«Святая Русь не пуста стоит, на Святой Руси есть
сильны могучи богатыри» так говорил Илья Муромец
о доблестных защитниках земли Русской.
В минуты тяжёлых испытаний в Росси всегда
находились великие герои, ведущие народ на борьбу с
врагом. Князь Игорь, Александр Невский, Александр
Суворов, Михаил Кутузов… Имена этих русскихполководцев навсегда вошли в историю Российского
государства.
«Кто с мечом к нам войдёт от меча и погибнет.
На том стоит, и стоять будет русская земля!»
Александр Невский
Перелистаем страницы русской истории
Итак, начало XIII в. Русь задыхается под татаро
монгольским игом. Вся южная часть Русского
государства изнемогает от жестокости завоевателей. А
с севера новая беда – шведы да немцы.
В 1240 г. Князь Александр Ярославич наголову разбил
отряд шведских рыцарей. Битва эта произошла на реке
Неве, и победитель получил за это прозвище Невский.
О том в народе даже песни складывают.«А и было дело на Невереке,
На Невереке. На большой воде.
Там рубились в войске воинском
За великую землю Русскую.
За собою войско вёл Александр.
Были силы в войске богатырские,
Как налево махнут – станет улица,
А направо махнут – переулочек.
Не уступим мы землю Русскую,
Кто придёт на Русь, будет побеждён!»
Вскоре после Невской битвы на Русь двинулись отряды
немецких рыцарейкрестоносцев. Чёрными крестами
были расшиты их знамёна, чёрные кресты были и на
щитах рыцарей. Строй крестоносцев русские прозвали
«железной свиньёй».Весной 1242 года на Чудском озере разыгралось
кровавое побоище.
«Александр Невский был в самого гуще боя… Сеча
(сражение) кругом шла такая, что льду озёрному стало
жарко. Русские дрались яростно. Да и как же драться
без ярости, когда позади остались дети и жёны,
остались сёла и города, осталась родная земля с
коротким и звучным названием Русь…» О.
Тихомиров.
Русские войска, сражаясь, загнали врагов на лёд
Чудского озера, лёд проломился, и тяжёлые доспехи
увлекли захватчиков под воду.
Художники и композиторы воплотили облик
героического князя и его подвиг в своих картинах и в
музыке.Живопись
На картине П. Д. Корина «Александр Невский» князь
изображён во всю высоту полотна, опираясь обеими
руками на огромный тяжёлый меч в ножнах. Он как бы
возвышается над нами, это придаёт образу особое
величие. Полководец изображён в боевых доспехах – в
кованом шлеме, в стальной кольчуге, рукавицах,
наколенниках – на фоне красного плаща и тёмного
знамени с ликом Спасителя. Князь Александр Невский
грозно смотрит перед собой. Взгляд его суров и
неприступен. Весь его облик говорит: «Кто на Русь с
мечом пойдёт, тот и от меча погибнет!»На дальнем плане, за фигурой князя, мы видим
белоснежные церкви Великого Новгорода. Отражение
русского города в картине символизирует Великую
Русь.
Звуки музыки
С. С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»
Композитор Сергей Сергеевич Прокофьев написал
кантату к художественному фильму под названием
«Александр Невский», в котором показывают битву на
Чудском озере.
Именно кантатой, то есть музыкальным произведением
для пения, а не сюитой из музыки к фильму назвал своё
сочинение Сергей Сергеевич Прокофьев.что означает
Почти 300 лет назад появилась многоголосая бытовая
песня – «кант». Слово это в переводе с латинского
означает «песня», «пение» и созвучно итальянскому
слову «кантаре»,
«петь».
Авторами кантов были учителя пения, студенты,
певчие церковных хоров. Канты посвящались разным
событиям. В них воспевали победу и скорбели о
погибших, осуждали предательство и высмеивали
глупость. При Петре I канты сочиняли для торжеств по
случаю
победы.
Кантата – это большое произведение, состоящее из
нескольких частей. Она исполняется в концертном зале
хором, оркестром и певцамисолистами.
На сцене не будет декораций. Займут свои места
оркестранты во фраках, выйдет и построится хор
чёткие ряды женщин в длинных платьях и мужчин в
чёрных костюмах. Дирижёр подаст знак и линиябелых листков прочертит эти стройные ряды: хористы
приготовят ноты. Но начнётся музыка и всё исчезнет.
Перед нами встанет измученная, разорённая монголами
Русь, собирающая силы для борьбы с новым врагом.
«Вставайте, люди русские!
На славный бой, на смертный бой!»
Мощно и грозно звучит призыв; то низко, рокочуще, то
высоко и звонко ведут они мелодию песни. Вот слились
вместе, будто идущие из разных мест ополченцы
собрались в единую могучую рать:
«Вставайте, люди честные,
За нашу землю русскую!»
Слушание: С. Прокофьев «Вставайте, люди русские!»
из кантаты «Александр Невский» (1 часть хора).
1.
Есть ли в этом хоре инструментальное вступление?2. Какой музыкальный инструмент звучит во
вступлении? (Колокол.)
3. Каков характер звучания колокола? (Тревожный,
призывный, беспокойный.)
4. Какой характер звучания хора? (Энергичный,
смелый, напряжённый.)
У композитора в нотном тексте имеется указание:
«решительно, мужественно».
1. Какой хор звучал в этом отрывке – мужской,
женский, детский или смешанный? (Смешанный –
слышны были мужские и женские голоса.)
2. Кто ещё, кроме смешанного хора, исполнял этот
отрывок? (Симфонический оркестр.)
3.
4.
В какой динамике звучит весь отрывок? (Форте.)
В каком темпе звучит отрывок? (В быстром.)5. Какому музыкальному жанру близок этот отрывок?
(Маршу.)
А теперь
Вы послушали начальный отрывок.
послушайте полностью хор «Вставайте,
люди
русские!». Обратите внимание на его среднюю часть –
изменится ли характер музыки, кто её будет
исполнять? Вернётся ли в конце музыкальная тема
начала?
Слушание: С. Прокофьев «Вставайте, люди русские!»
из кантаты «Александр Невский» (полностью).
1. Отличалась ли по своему звучанию средняя часть
хора? (Да.)
2. Какой был характер в этой части? (Распевный,
плавный, мягкий.)
3. Кто исполнял среднюю часть? (Женский хор и
симфонический оркестр.)