Урок на тему " Что такое правосудие" 4 класс,окружающий мир
Оценка 4.6

Урок на тему " Что такое правосудие" 4 класс,окружающий мир

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
правоведение
4 кл
29.09.2018
Урок на тему " Что такое правосудие"  4 класс,окружающий мир
Это урок для обучающихся начальной школыВ ходе занятия дети знакомятся со значением слова «правосудие», его важностью и значением для общества, а так же с тем, что правосудие является одним из неотъемлемых концепций гражданского общества. В процессе занятия создаются условия для понимания того, что правосудие и справедливость являются схожими понятиями.Концепции « Основания демократии»: Правосудие.
правосудие.docx
Автор: ЗапетляеваНаталья Григорьевна Помощники/ Рецензенты: нет. Класс/возраст:7­12 лет. Тематика:  Концепции « Основания демократии»:  Правосудие. Темы, относящиеся к концепциям:  Права человека. Название занятия:  « Что такое правосудие?». Описание:  В ходе занятия дети знакомятся со значением слова «правосудие», его  важностью и значением для общества, а так же с тем, что правосудие является одним из неотъемлемых концепций гражданского общества. В процессе  занятия создаются условия для понимания того, что правосудие и  справедливость являются схожими понятиями. Цель:  на основе анализа ситуаций сформулировать у учащихся представления о  понятиях « правосудие», « справедливость». Задачи: Показать важность правосудия в их собственной жизни и жизни современного  общества. Развивать аналитическое и критическое мышление, память, способности  обобщать и группировать полученную информацию из текста; в условиях  игровой ситуации устанавливать  взаимосвязи терминов и названий. Воспитывать вдумчивое и справедливое  отношение к правам других людей. Результаты: Предполагающее: учащиеся усвоили изученный материал занятия, способны  объяснить значение изученных понятий «правосудие», « справедливость»  и  подкрепить примерами из личного опыта;  назвать качества, присущие справедливому человеку, дать личную  оценкумодели жизненной ситуации. Термины: право, правосудие, справедливость. Основные вопросы: Что такое право? Что такое справедливость? Какими качествами должен обладать справедливый человек? Содержание и методика: Методические приемы: Словестные (устное сообщение учителя,объяснение, рассуждение), практический (игра),мотивация, побуждение к поиску, создание проблемной  ситуации, эвристический (частично­поисковый), репродуктивный,  самостоятельная работа. Виды деятельности: Беседа, дидактические игры, выборочное и самостоятельное чтение, устный  рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации. Раздаточные материалы: Карточки для самостоятельной работы  ( по количеству человек в классе),  текст притчи, плакат с изображением «градусника», отметки­символы,  фломастеры. Начало занятия: 1. Организационный момент. Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с новым словом ­ « правосудие» и узнаем, что оно обозначает. Мы бы, конечно, могли заглянуть в толковый словарь и  выяснить значение этого слова там, но я предлагаю вам стать  исследователями и выяснить значение этого важного слова самостоятельно. Урок мы начнем с игры. 2. Игра « Эстафета».  Каждый ряд учеников составляет команду. Сидящие на первых партах ­ капитаны. (Учитель раздает разное количество карандашей капитанам, часть оставляет у себя). Игра началась! Дети   приходят   в   замешательство,   недоумение   и   возможно   начинают сердиться и выражать недовольство. Учитель:(через 30 секунд, удивленно)  Вы не умеете играть? Нужно передавать карандаши в конец ряда, по одному за   раз.   Команда,   закончившая   первой,   выигрывает.   Передайте   карандаши капитанам. Игра началась! Учитель   быстро   останавливает   игру   и   требует   опять   передать  карандаши капитану. Учитель: Вы забыли, что карандаши нужно передавать только через левое плечо. Возможно,   дети   начнут   возмущаться,   что   им  такого   не   говорили.   Не реагировать на их жалобы. Учитель: Снова играем. Опять останавливает игру и говорит, что он заметил, что в одной из команд   больше   мальчиков.   Поэтому,   чтобы   им   выиграть,   им   надо передать больше карандашей. Учитель: Игра началась! Опять   останавливает   игру   и   говорит,   что   по   новым   правилам   нужно передавать   карандаши   через   правое   плечо,   поэтому   3   ряд   из   игры выбывает! Учитель: Игра началась! Теперь   дайте   доиграть   до   конца.   По   своему   усмотрению   определите победителей и поздравьте их с победой. Учитель: Что вам не понравилось или вызвало замешательство в ходе игры? Почему вам показалась игра нечестной, несправедливой? Что надо было изменить, чтобы  игра прошла успешно? Предполагаемые ответы детей: 1. В игре должны быть правила. 2. Эти правила должны быть известны. 3. Правила должны быть ясными, четкими, понятными. 4. Правила не должны меняться по ходу игры. 5. Все участники игры должны быть равны. 6. Не должно быть дискриминации по каким то признакам ( мальчики,  девочки) Учитель: Как вы думаете, чему нас научила такая игра? Ответы детей. Мы обнаружили с ее помощью необходимость существования правил и те  качества, которыми должны обладать правила: гласность, ясность,  стабильность, равенство. Учитель: Что было бы в нашей жизни, если бы люди перестали соблюдать  правила? Почему и для чего  нужны правила? Ответы детей. Основной этап: Учитель: Давным­давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с  ними появились разные вопросы: что люди обязаны делать и чего не обязаны?  На что они имеют право и на что не имеют? И так далее. Без ясного ответа на  эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди  взялись за решение этих вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных переговоров и, к сожаленью, в  битвах и войнах. В конце концов, людям удалось решить  Главные вопросы, и  на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. Если в точности соблюдать все, что в ней записано, то кошмар и неразбериха  на земле немедленно прекратятся. Правда, только в том случае,если  соблюдать… 3. Подберите однокоренные слова к слову « правило». Ответы детей. Учитель: Однокоренные слова к слову « правило» ­ это «правильно» и « правда». То  есть, соблюдая правила ­ ты поступаешь по правде, все делаешь правильно. Любое общество ­ развиваются только тогда, когда люди соблюдают  установленные в нем правила поведения и общения. Любой человек имеет  свои индивидуальные черты, но получает воспитание и развивается в  обществе. Правила, которые устанавливает государство, обязательны для всех граждан,   называются – законами. Как вы думаете, слова « правило» и «правосудие» близкие по значению? Ответы детей. Учитель: 4.Давайте подумаем вместе, что обозначает слово « правосудие». Что такое правосудие? Посмотрите внимательно на это слово, в нем  два корня « прав» и «суд» то  есть объединили два слова  «Правильно судить». Как вы это понимаете? (судить по правилам,справедливо.) Правила(или нормы) бывают разные­ религиозные,моральные, политические,  экономические, правовые и другие. Право ­ это самые важные для совместной жизни общие для всех людей  правила поведения, которые должно охранять государство. «Право ­ есть искусство добра и справедливости».  Античный афоризм. Учитель: 5.Давайте попробуем разобраться, что же такое справедливость. Прочитай те притчу. Справедливость. Нет на свете справедливости!­ жалобно пропищала мышь, чудом  вырвавшись из когтей ласки.  ­ Доколе же неправду терпеть!­ возмущенно крикнула ласка, едва успев  спрятаться в узкое дупло от кошки.  ­ Житья нет от произвола!­ промяукала кошка, прыгнув на высокий забор  и с опаской поглядывая на брешущего внизу дворового пса.  ­Успокойтесь, друзья!­ сказала мудрая сова, сидевшая в клетке на крестьянском дворе.­ В ваших сетованиях на жизнь есть доля истины. Но  разве справедливость принадлежит по праву кому­то одному из вас?   При этих словах мышь выглянула из норы, ласка высунула носик из дупла,  кошка,, поудобнее устроилась на заборе, а пес присел на задние лапы.  ­ Справедливость,­ продолжала сова,­ это высший закон природы, по  которому между всеми живущими на земле устанавливается разумное  согласие. По этому, мудрому закону живут все звери, птицы, рыбы и  даже насекомые. Посмотрите, как дружно живет и трудится пчелиный  рой. Сова действительно была права. Кому хоть раз приводилось видеть улей,  тот знает, что там безраздельно властвует пчелиная матка,  распоряжаясь всем и всеми с величайшим умом и справедливо  распределяя обязанности между членами многочисленной пчелиной  семьи. У одних пчел основная забота ­ сбор нектара с цветов, у других ­  работа в сотах; одни охраняют улей, отгоняя назойливых ос и шмелей,  другие заботятся о поддержании чистоты. Есть пчелы, коим надлежит  ухаживать за маткой, не отходя от нее ни на шаг. Когда повелительница  состарится, самые сильные пчелы бережно носят ее на себе, а наиболее  опытные и знающие врачуют всякими снадобьями. И если хоть одна пчела нарушит свой долг, ее ждет неминуемая кара. В природе все мудро и  продумано, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости   высшая справедливость жизни. Вопросы и задания после чтения притчи: ­ Как объяснила сова своим слушателям, что такое справедливость? ( Справедливость ­ это высший закон природы, по которому между всеми  живущими на земле устанавливается разумное согласие.) ­Что, по мнению совы, является высшей справедливостью жизни? (В природе все мудро и продумано, всяк должен заниматься своим делом, и в  этой мудрости  высшая справедливость жизни.) Что, по мнению совы, бывает с теми, кто нарушит свой долг? ( Ждет неминуемая кара­наказание) А как вы думаете, что такое справедливость? Ответы детей:(предполагаемые) Когда говорят правду Когда никому не обидно Не обманывать Вывод: Справедливость­ это моральное право, регулирующее отношения  между людьми при распределении благ, наград и наказаний, доходов  итд. Справедливость требует соблюдения прав других людей и не допускает  унижения достоинства человека. Учитель: 6.Что нужно для того, чтобы все были справедливыми?  Какими качествами люди должны обладать? Во­первых, искренностью. ­ Ведь говорить искренне может только справедливый  человек. Открытостью. ­ Не держать за душой недоговоренности и обмана. Чтобы доверять и  говорить правду нужно быть открытым. Смелостью и мужеством. ­Чтобы быть справедливым  нужно обладать этими качествами, не бояться  говорить правду, ведь правду порой бывает очень не просто сказать.  Преодолеть себя и сказать правду, невзирая на обстоятельства, это то  качество, которым должен обладать настоящий человек.. Со  словомправдасвязаны многие понятия: право, правильно, правило, исправить. То есть говорить честно это, значит, поступать правильно. А поступать  правильно ­ это поступать, руководствуясь совестью и справедливостью. Завершение занятия: 7. Подведение итогов, обратная связь. (карточки для индивидуальной работы для каждого ученика) А) Обдумай и выбери правильный ответ:  ( устно дай обоснование своему ответу)  Можно ли обижаться, если тебе говорят, что ты поступил плохо(да, нет)  Обижаешься ли ты, если одноклассник или товарищ говорит тебе, что ты  поступил плохо (да, нет) Б) Продолжи подбор нужных качеств: Справедливый человек обладает такими качествами, как правдивость, Откровенность,_____________________________________________________ __________________________________________________________________ В)  Попробуй объяснить значение этих выражений: (объясни значение всех выражений или выбери одно, которое тебе  понравилось) Любишь кататься, люби и саночки возить.____________________________________________________________ __________________________________________________________________ Что посеешь, то и  пожнешь.__________________________________________________________ __________________________________________________________________ _________________________________________________________________ Не рой яму другому, сам в нее  попадешь.__________________________________________________________ __________________________________________________________________ _________________________________________________________________ Рефлексия: Упражнения «Градусник» Учитель заранее готовит большой лист бумаги, который помещает на занятии  на видном и доступном всем месте. На нем изображается градусник с  отметками­ символами  «температуры» в классе: «дружелюбно», «тепло»,  «приятно», «ноль», «прохладно», «холодно», «отвратительно». Учитель  даёт следующую инструкцию:   «Оцените атмосферу нашей работы в классе с помощью любого условного значка (галочки, крестика, звёздочки, рожицы и т.п.) рядом с той отметкой, которая соответствует вашему самоощущению на занятии». Домашнее задание: Расскажите случаи  из жизни, когда с вами или с вашими знакомыми  поступали справедливо /несправедливо. Объясните почему. Вспомните русские народные сказки или сказки зарубежных писателей, в  которых говорится об этом. Зачитайте отрывок или инсценируйте.  Расскажите о несправедливом отношении одних героев по отношению к  другим. Объясните, почему вы так считаете.

Урок на тему " Что такое правосудие" 4 класс,окружающий мир

Урок на тему " Что такое правосудие"  4 класс,окружающий мир

Урок на тему " Что такое правосудие" 4 класс,окружающий мир

Урок на тему " Что такое правосудие"  4 класс,окружающий мир

Урок на тему " Что такое правосудие" 4 класс,окружающий мир

Урок на тему " Что такое правосудие"  4 класс,окружающий мир

Урок на тему " Что такое правосудие" 4 класс,окружающий мир

Урок на тему " Что такое правосудие"  4 класс,окружающий мир

Урок на тему " Что такое правосудие" 4 класс,окружающий мир

Урок на тему " Что такое правосудие"  4 класс,окружающий мир

Урок на тему " Что такое правосудие" 4 класс,окружающий мир

Урок на тему " Что такое правосудие"  4 класс,окружающий мир

Урок на тему " Что такое правосудие" 4 класс,окружающий мир

Урок на тему " Что такое правосудие"  4 класс,окружающий мир
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.09.2018